Серебряный век русской литературы 11 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Предварительная подготовка: разделиться на группы, распределить обязанности между участниками, создать мультимедийную презентацию.

1. Вступительное слово учителя

Учитель сообщает тему и цели урока.

Размышления учащихся.

II. Выступление групп учащихся

1. Символизм

2. Акмеизм

3.Футуризм

Чтение стихотворений, краткий анализ.

III. Дискуссия

Во время выступления представители противоположных литературных направлений формулируют вопросы с целью проверки знаний по изученной теме. Вопросы задают каждой группе. Ответы оценивают, результаты заносят в оценочные листы.
Например:
1. Основные принципы поэтики символизма?
2. Где зародилось литературное направление акмеизм?
3. Почему Маяковский и Хлебников не приняли первую мировую войну?
4. Как назывался первый футуристический сборник?
5. Что общего у символизма и акмеизма?
6. Чье творчество повлияло на литературные взгляды К.Бальмонта?

IV. Заключительное слово учителя

Совместно с учениками делается вывод о роли и значении Серебряного века в истории и теории русской литературы.
Серебряный век сформировал высокую культуру стиха и научил поэтов пользоваться не только новыми рифмами, формами и звуками, но и с уверенностью использовать старые, классические формы поэзии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы в 11 классе по теме:

учитель русского языка и литературы

2. Развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас.

3. Воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.

Тип урока : вводный, урок формирования новых знаний.

Оборудование:

плакаты с высказываниями модернистов,

задания для групп.

1. Слово учителя

"Солнце наивного реализма закатилось", — вынес свой приговор А. Блок. Это катастрофическое время требует от поэта нового языка. Так рождается новое литературное направление – модернизм, которое создает новые художественные миры бытия.

2. Работа со схемой.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА 20 ВЕКА.

РЕАЛИЗМ МОДЕРНИЗМ

ФУТУРИЗМ СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ

Данную схему учащиеся заносят в тетрадь.

Модернизм – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира.

3. Работа по направлениям (презентация).

Подписи к слайдам:

Так был назван рубеж XIX―XX вв. – время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.

В. Я. Брюсов; К. Д. Бальмонт;Д. С. Мережковский;А. Белый;А. А. Блок

В. Я. Брюсов (1873- 1924)

«Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски,

В звонко-звучной тишине,

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне.

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

К. Д. Бальмонт (1867 – 1942)

Я — изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты — предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я — внезапный излом,

Я — играющий гром,

Я — прозрачный ручей,

Я — для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный,

Самоцветные камни земли самобытной,

Переклички лесные зеленого мая

Все пойму, все возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон,

Сильный тем, что влюблен

И в себя, и в других,

Я — изысканный стих.

Н.С. Гумилев; С. М. Городецкий;А. А. Ахматова;О. Э. Мандельштам; Г. В. Иванов.

Н. С. ГУМИЛЕВ(1886 – 1921)

О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ(1891 – 1938)

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца

Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы как черви жирны,

А слова как пудовые гири верны

Тараканьи смеются усища

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, кует за указом указ

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз

Что ни казнь у него, то малина

И широкая грудь осетина.

Ноябрь 1933 года.

Д. Д. Бурлюк; В. В. Хлебников; В. В. Каменский;В. В. Маяковский.

В. В. МАЯКОВСКИЙ (1893 – 1930)

Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (например, Брак). Кубофутуризм был особенно популярен в русском авангарде, как в живописи, так и в поэзии.

Литература занимала ведущее место в русской культуре и развивалась под влиянием классической литературы XIX века.

Что объединяло поэтов этих направлений? (Неприятие действительности. Уход от нее в поэзию, в другой мир).

Что отличало? (Этот мир был различным. Символы – для одних, новые слова – для других, форма – для третьих и так далее).

4. Работа в малых группах и защита проектов.

Одним из первых литературных течений стал символизм , объединивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и др.

Основоположником был Д. Мережковский в 1892 году.

Основные признаки символизма:

Связь с романтизмом;

Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству;

Символ рассматривался как художественное орудие, помогающее прорваться сквозь покров повседневности, т.е. символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы.

Приход в литературу В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, И. Анненского, А. Блока превратил символизм в важный фактор русской духовно-культурной жизни.

Внутренний мир личности для них - это показатель общего трагического состояния мира. Для их творчества характерно стремление к высшему идеалу. Символисты проповедовали слитность творчества и религии, музыкальность стихотворения.

Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя …

Не потому, что я ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими…

И. Анненский

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Необходимо знать, что эти заветы вовсе не означают, что поэт не должен видеть жизни. Это доказывает многогранная поэзия самого В. Брюсова, который отображает жизнь во всем ее разнообразии.

Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У К.Бальмонта , например, внешний мир существовал лишь только для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные переживания:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество –

Моя пустынная душа.

В поэзии К. Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в словах любое пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт пишет:

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Жизнь этого литературного направления растянулась на 2 поколения поэтов:

Кризис символизма (1910-1911) породил новую поэтическую школу.

Сформировалось это направление в 10-20 годы 20 века, оно было противопоставлено символизму. Акмеисты декларировали конкретно-чувственное восприятие окружающего мира. Они желали слову возвратить его изначальный, а не символический смысл.

Поэты этого направления - Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам - отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать.

И действительно, в творчестве Н. Гумилева мы находим в первую очередь отражения окружающего мира во всех его красках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Рима, Египта. Об этом говорят такие строки:

Я знаю веселые строки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слигаком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности.

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные

Несытые взгляды твои!

В 1910 году появляется творческий союз футуристов.

Наибольшее развитие футуризм получил в Италии и России. Наиболее влиятельными поэтами такого течения как футуризм были В. Маяковским, В. Хлебников, И. Северянин, Б. Пастернак и др.

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй пелся облик

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило лицо.

В. Хлебников

В. Хлебников считал необходимым разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим началам, когда язык был частью природы.

5. Обобщение и выводы по теме.

6. Повторим, что узнали на уроке в форме небольшого теста.

А) начало 20 века

Б) конец 19 – начало 20 века

В) начало-середина 20 века

Г) конец 19 века

Б) бронзовый век

Г) нет правильного ответа

4. К какому литературному направлению наиболее близок символизм?

7. Заключительное слово учителя.

Поэзия серебряного века прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она возникла как стремление сказать в ней новое слово, вернуть ей жизненную силу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподаватель русского языка и литературы ГБОУ "Гимназия Нзрановского района" Нальгиева Лидия Халитовна.

Предмет : литература, 11 класс.

Тема урока: " Серебряный век русской поэзии"

Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний с применением технологии критического мышления

учебная: обобщение и систематизация знаний учащихся о поэзии Серебряного века;

развивающая: умение выделять главное, умение производить целостный анализ текста, умение выразительно читать текст;

воспитательная: воспитание чувств прекрасного, воспитание гражданской позиции, привитие интереса к дисциплине, воспитание способности понимать и воспринимать материал.

Оборудование: портреты поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного века, раздаточный материал, интерактивная доска.

Этапы урока.

I.Оргмомент. Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.

Технологический алгоритм урока

1.Создание ситуации проблемы

2.Актуализация и обобщение имеющихся у ученика знаний по данной теме или проблеме

3.Пробуждение интереса к получению новой информации

4.Постановка собственных целей обучения

5.Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности

6.Формулировка вопросов, на которые хотелось бы получить ответы

7.Побуждение ученика к активной работе на уроке и дома

1.Каждый ребёнок сам для себя делает открытие

2.Получение новой информации, осмысление её, соотнесение с уже имеющимися знаниями

3.Корректировка учеником поставленных целей обучения

1.Закрепление и оценка того, что я узнал

2.Целостное осмысление, рождение нового знания 3.Обобщение полученной информации

4.Присвоение нового знания, новой информации учеником

5.Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу

6.Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации

1 Стадия -вызов

Приёмы, используемые на уроке:

С этим приемом дети знакомы хорошо, поэтому учить их этому не нужно, достаточно назвать ключевое понятие, которое обучающиеся могут сформулировать сами: "Серебряный век".

Дети на чистом листе бумаги составляют кластер. Группа экспертов проверяет, возможна взаимопроверка.

(Ответы учащихся: модернизм, декаданс, акмеизм, футуризм, лунность, символы, Ницше, Шопенгауэр, Соловьев, Брюсов, Блок и т.д.)

2.Второй приём - целепологание: таблица ЗХУ, выглядит так:

Хочу узнать

Цель этой таблицы-развить мыслительные способности учащихся, с её помощью учащиеся собирают воедино всю информацию, все знания по данной теме, проблеме. Таблица заполняется по ходу работы .

Итог проделанной работы? Кластер превратился в конспект, произошёл обмен информацией, было обобщение знаний, поставлены вопросы, на которые надо дать ответ, намечены цели работы, проявлен интерес к теме.

4.Следующий приём "Верные или неверные утверждения".

1.Верно ли, что у русского и итальянского футуризма есть сходство?

2.Верите ли вы, что в 1914 году Маринетти приезжал в Москву?

3.Верно ли, что в России существовало 4 группы футуристов?

4.Верно ли, что символисты использовали в стихах символы: лазурь, золото, заря, закат, рассвет, пламя, белый цвет, София, Вечная Жена?

5.Верно ли ,что И. Анненский знал 14 иностранных языков?

6.Верно ли, что Блок набивал наволочку рукописями?

7.верно ли , что В.Брюсов опубликовал 82 стихотворения, посвященных А.С.Пушкину?

8.Верно ли ,что Ф.Сологуба называли певцом смерти?

9.Верно ли , что второе название акмеизма -адамизм?

5. Приём "Мозговая атака" использую на стадии вызова с целью активизации имеющихся знаний по теме. За основу работы берём стихотворение И. Хлебникова "Ананасы в шампанском"

Подведём итог работы, который будет отмечен в таблице ЗХУ. Спрашиваю, есть ли пополнение информации о поэтах Серебряного века?

2 фаза-осмысление

На этой фазе используются другие приёмы.

1.Приём "Бортовые журналы" используется при чтении текста Назначение этого приёма-получение новой информации по теме. За основу мы берём текст стихотворений разных поэтов. В первую колонку таблицы внесите знания, которые вы знаете по этой теме. Во вторую - что нового узнали по теме "Поэзия Серебряного века"

В.Маяковский.. "Адище города"

Учитель: Проанализируйте пункты 1 и 2 манифеста "Пощечина общественному вкусу". Что футуристы называют "произвольными " и "производными" словами? Найдите подобные слова в стихотворении Маяковского "Адище города". Как они образованы? Приведите примеры. За счет чего еще футуристы расширяли поэтический лексикон?

Ученик: Маяковский использует "производные" слова, образованные от уже существующих в языке ( адище, излюбилась) . Расширение поэтического лексикона шло за счет слов неэстетических, часто грубых, даже бранны.

Результат наблюдений запишите в соответствующий раздел

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

2.Интересным приёмом является приём "Взаимоопрос" и задавание "Толстых и тонких вопросов". Эти приёмы развивают коммуникативные навыки, способствуют активной фиксации вопросов при чтении, и дети проявляют большую активность, любят задавать вопросы, заранее готовят их.

Цели: учащиеся должны систематизировать и обобщить изученный материал, выявить закономерности в творчестве поэтов и индивидуальные черты каждого из них; подготовиться к контрольному сочинению.

Форма урока: литературная гостиная.

Примечание. Каждое кафе оформлено в духе начала XX века, в соответствии с названием и творчеством поэтов. Хозяева одеты в стиле того времени, у каждого присутствует подлинная деталь костюма поэта.

Каждый ученик готовит чтение стихов (наизусть) тех авторов, в кафе которых он побывал, — в знак уважения к хозяевам. Сами хозяева читают свои программные произведения, комментируют их, потом читаются их стихи гостями. В заключение - тосты, пожелания, представляющие собой строчки из стихотворений.

На доске следующие цитаты:

Счастлив, кто посетил

В его минуты роковые.

Начало XX века ознаменовалось для нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей.

II. Поэтические диалоги.

Учитель. Отличительная черта поэтов Серебряного века в том, что они почти все были знакомы друг с другом. И хотя принадлежали к различным поэтическим школам, были дружны друге другом.

- Что их объединяло? (Неприятие действительности. Уход от нее в поэзию, в другой мир.)

- Что отличало? (Этот мир был различным. Символы - для одних, новые слова - для других, форма для третьих и так далее.)

- Но ведь это все временно. Почему же они стали классиками? Почему их поэзия читается нами, людьми XXI века, и она нравится нам?

Встречают женщины-поэтессы: М. Цветаева, А. Ахматова, 3. Гиппиус. (Их роли исполняют заранее подготовленные старшеклассницы.)

Грамзаписи песен на стихи поэтесс.

Чтение наизусть стихов поэтесс:

Вячеслав Иванов - поэт, переводчик, драматург, теоретик русского символизма.

В 1924 году В. Иванов эмигрировал в Италию, принял католичество. Последние годы был переводчиком итальянской литературы на русский язык.

Встречают гостей: О. Мандельштам, И. Гумилев, М. Волошин. (Их роли исполняют заранее подготовленные ученики.)

Чтение наизусть стихотворений поэтов.

Встречают: И. Анненский, Д. Мережковский, К. Бальмонт. (Их роли исполняют заранее подготовленные ученики.)

Чтение наизусть стихотворений поэтов.

III. Обобщение но теме.

Вопросы для обсуждения:

- Почему в начале XX века возникла поэзия декаденса?

- Что общего было у поэтов этого направления?

- В чем индивидуальность каждого из поэтов?

- Кто из поэтов вам больше понравился, кто ближе по внутреннему миру?

Устная миниатюра. (Можно заслушать 2-3 заранее подготовленных учеников.)

Домашнее задание. Подготовиться к контрольному сочинению.

Учащимся сообщается, что будет предложено три вида тем:

1. Сочинение обобщающего характера по поэзии Серебряного века.

2. Сравнительная характеристика двух поэтов.

Учитель должен дать рекомендации по подготовке к сочинению: необходимо определить основную мысль сочинения, предостеречь от возможных для той или иной темы типичных ошибок.

Рекомендации учителя для учащихся по подготовке к сочинению

Тема 1. Сочинение обобщающего характера по поэзии Серебряного века.

Чего она требует от пишущего? Обзора всей поэзии, теории вопроса, выделения кого-то из поэтов (особенно выдающегося, па ваш взгляд).

1) Вступление может быть аналитическим, а может быть и лирическим.

2) Дальше идет оценочная часть. Задача: показать свое знание эпохи, понимание сущности этой поэзии (на примерах!).

Глубокий анализ творчества и произведений.

3) Значение (или место) Серебряного века в русской литературе.

Тема 2. Сравнительная характеристика двух поэтов.

Тип - сравнительный анализ.

Тема (судьба) - это и биография, и поэзия. Лучше анализировать сходные (Цветаева и Ахматова) или противоположные (Пастернак и Бальмонт).

Анализ по проблемам:

1) отношение к поэзии (чем была для него);

2) к действительности, к России, к революции;

3) темы творчества (например, у Ахматовой и Цветаевой Пушкин), характер их раскрытия;

4) индивидуальность - в чем она.

Тема 3. Мой поэт.

Главная задача - показать, чем тебе оп близок, что у вас общего, какие струны души затронул. Но не должно быть одних эмоций или одной биографии.

Главное анализ образа лирического героя.

Как (тропы) раскрывается автором мысль или чувство?

Необходимо сделать вывод, чем ценен поэт и его творчество (по вашему мнению или мнению критиков), что в нем ценно лично для тебя.

Следует выбрать подходящий жанр: эссе, этюд, письмо, интервью.

Приложения к уроку

Приложение 1

План анализа стихотворений поэтов-символистов

1. Дата написания и публикации.

2. Место, занимаемое в творчестве поэта.

3. Творческая история.

4. Основная тема.

5. Смысл названия.

6. Лирический сюжет и его движение.

7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

8. Основное настроение, тональность стихотворения, опорные слова.

9. Лирический герой, его своеобразие и способы самораскрытия.

10. Другие лирические персонажи, образы, их переживания.

11. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика и так далее).

12. Музыка стихотворения.

13. Ритм, размер, характер рифмы.

14. Лексика; языковые выразительные средства.

15. Поэтический синтаксис.

16. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

17. Идея стихотворения, как она выражена.

18. Отзывы критиков о стихотворении.

19. Звучание стихотворения в наши дни.

Приложение 2

Итоговый тест по поэзии Серебряного века

I. Теоретический блок.

1. Назовите литературное течение, основными принципами которого являются:

- создание художественных образов - выразителей непостижимой сущности предметов и явлений (символизм).

2. К какому литературному течению модернизма были близки следующие писатели:

1) Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский (футуризм);

2) Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов,

A. Блок, А. Белый (символизм);

3) А. Ахматова, М. Кузмин, II. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий (акмеизм)?

3. Кому из вышеназванных поэтов свойственно:

1) непостоянство, переменчивость настроений, слияние с миром стихии (Бальмонт);

2) стабильность мироощущений, поэтизация твердых качеств характера, строгая логика (Мережковский, Гумилев)?

4. Какие виды искусства были близки:

1) символистам (музыка);

2) акмеистам (живопись);

3) футуристам (архитектура)?

5. Центральной фигурой какого течения Серебряного века был А. Блок? (Символизм.)

6. Кто из них не принадлежал к футуристам: Д. Бурлюк,

B. Брюсов, С. Есенин, В. Маяковский? (Есенин.)

7. К какой группе символистов относились поэты К. Бальмонт и В. Брюсов:

8. К какой литературной группе начала XX века относил себя В. Маяковский:

II. Поэты и их поэтические псевдонимы.

1. Анна Ахматова настоящая фамилия. (Горенко).

2. Игорь Северянин . (Лотарев).

3. Андрей Белый - . (Борис Бугаев).

4. Велимир Хлебников - . (Виктор Хлебников).

5. Саша Черный - . (Александр Гликберг).

III. Биографии и творчество поэтов Серебряного века.

2. Соотнесите фамилии писателей и поэтов и факты их биографии:

1) расстреляны или погибли в сталинских лагерях (Н. Гумилев, О. Мандельштам, Н. Клюев);

2) эмигрировали из России (И. Бунин, Л. Андреев, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич);

3) подверглись нравственной экзекуции (М. Булгаков, А. Платонов, М. Цветаева, М. Волошин).

Читайте также: