Семья и брак на кубани 11 класс кубановедение конспект

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Лекция 2. Особенности семейно –бытового уклада История развития семейных отношений у запорожских и донских казаков- основателей ККВ. Образование семейных." — Транскрипт:

1 Лекция 2. Особенности семейно –бытового уклада История развития семейных отношений у запорожских и донских казаков- основателей ККВ. Образование семейных институтов на Кубани. Некоторые различия семейных институтов в Черномории и на Кавказской Линии. Система взаимоотношений в казачьих семьях: между мужьями и женами, старшими и младшими, свекровью и невестками, родителями и детьми.

3 Черноморская семья На территории бывшей Черномории семейные традиции связаны по своему происхождению с различными (преимущественно украинскими) общностями и с определенными территориями – прежде всего, с населением Полтавской и Черниговской губернии. Также сохранились традиции запорожского сечевого казачества и особенно черноморские традиции, сложившиеся в ранний днестрово-бугский период существования войска ( гг.).

4 Историк И.Д. Попко отмечал: "Семьи черноморцев малолюдны. Каждый из сыновей при женитьбе городит себе особый двор".

5 Семья черноморского казака (западная часть края)

6 Линейная семья Семейные традиции старолинейного казачества связаны по происхождению с Доном, Хопром и Екатеринославской губернией. Кроме того, на Старой линии значителен удельный вес южнорусских однодворческих и отчасти крестьянских семейных традиций, распространенных в станицах, образованных из однодворческих и крестьянских селений. [

7 Особенности линейной семьи У линейного казачества бытовали большие патриархальные семьи, как это было в области Войска Донского и в южнорусских губерниях, откуда происходило заселение восточных районов Кубани. Здесь вместе с родителями и их несовершеннолетними детьми обычно жили два, иногда три семейных сына. Встречались семьи, которые насчитывали несколько десятков человек.

8 Семья линейного казака (восточные станицы края)

9 Фактическим распорядителем всего движимого и недвижимого семейного имущества был глава семьи – старший в семье мужчина (дед, отец или брат).

10 Во время трапезы старший начинал есть первыми

11 Разнообразие факторов, влияющих на развитие семьи, обусловило бытование различных по форме и структуре семей, определило многообразие проявлений и особенностей семейной жизни. Наряду с распространением в среде казачьего населения большой неразделенной семьи, бытовали и малые семьи.

12 Семья стала важнейшим общественным институтом на Кубани. Развитие института семьи на Кубани отражало динамику казачьего социума: от бессемейных казаков – носителей сечевой традиции в Черномории – до укрепления казачьей семьи. Семья стала институтом сохранения и трансляции через поколения ментальных установок казачьего сознания.

13 Разделение семейных обязанностей по половому признаку В казачьих семьях за порядок внутри хаты полностью отвечали женщины

14 Обязанности женщин В казачьих семья женщины утром поднимались раньше мужчин за час, чтобы успеть приготовить пищу. В первую очередь они должны были наносить воды.

Оборудование: учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой "Обществознание. 11класс", словарь, слайды презентации, раздаточный материал для письменной работы, видеоролик.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: брак, брачный договор, судебная и административная процедуры расторжения брака.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос. Вопросы:

- Что такое семья?

- Какие типы семьи можно назвать?

- Какие функции выполняет семья в современном обществе?

Раскройте одну из функций на примерах.

- Какие этапы добрачного поведения существуют?

Самоконтроль учащимися своих знаний по теме через выполнение письменной работы.

Игровой момент (группа учащихся, в качестве домашнего задания, должна была подготовить материал о методах семейного воспитания в форме театральной импровизации). Задача остальных учащихся - определить методы.

Изучение нового материала.

Вводное слово учителя:

Необходимо подчеркнуть чрезвычайную важность этой темы. Всем известно, что семья - основная ячейка нашего общества.

А брак юридически закрепляет семейные отношения.

  1. Что такое брак.
  2. Условия, необходимые для заключения брака.
  3. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.
  4. Права и обязанности супругов.
  5. Обязанности родителей и права детей.
  6. Расторжение брака.

Брак - это добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи.

Регистрируется в отделе ЗАГС.

При регистрации выдаётся свидетельство о заключении брака.

Условия, необходимые для заключения брака.

Достижение 18 лет;

Присутствие обоих лиц: жениха и невесты;

Добровольное согласие вступающих в брак;

Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

Браки между родственниками: родными братьями и сестрами, матерью и сыном, отцом и дочерью, между усыновленными и усыновителями

Если одно лицо уже состоит в браке (многоженство запрещено законом)

Если одно из лиц признано недееспособным, в следствии психического расстройства

Право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и местожительства.

Право на выбор фамилии.

Равные права родителей в воспитании детей.

Супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т. е. имущество.

Содействовать благополучию и укреплению семьи.

Заботиться о благосостоянии своих детей.

Оказывать друг другу материальную и моральную поддержку.

Платить алименты на содержание детей.

Заботиться о здоровье своих детях.

Дать ребенку имя, отчество и фамилию.

Воспитывать своих детей.

Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Право ребенка жить в семье.

Право на общение со своими родителями и родственниками.

Право на защиту своих прав.

С 10 лет ребенок имеет право выражать свое мнение при решении вопросов, затрагивающих его интересы.

Основанием для расторжения брака является взаимное согласие супругов на развод.

Закон предусматривает две процедуры расторжения брака (ст. 20 СК РФ):

2. Административная (в органах ЗАГСа).

Процедура расторжения брака.

Брак расторгается в органах ЗАГСа, если у супругов нет общих несовершеннолетних детей и они оба согласны на развод.

Брак расторгается в судебном порядке, если у супругов есть общие несовершеннолетние дети, а также при отсутствии согласия на развод одного из супругов.

Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается ответить на вопрос №6 параграфа №7

Домашнее задание:

Параграф №7, практикум №3 - задание для группы, составить развёрнутый план ответа на тему "Семья и брак"

- упорядочить знания в области прав и обязанностей родителей и детей.

Здравствуйте, садитесь. Я рад видеть вас сегодня на у роке. Несмотря на ваш прекрасный

юношеский возраст, начнём мы урок с мультфильма (с детской классики).

Всё сказанное вами имеет место быть. Действительно, причины разны е, а цель одна –

действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же, в се мье! Я не

думаю, что Лев Толстой был абсолютно счастливым человеком, но исходя из его цитаты, я

точно уверен, что он знал тропинку, которая ведёт нас к сча стью! У каждого она своя. И для

её поиска необходимо опереться на многовековой опыт жизни человека в семье . А что же

Каковы же функции семьи в совреме нном мире (самостоятельная работа учащихся с курсом

За всю многовековую историю семьи су ществовали её различные типы. Остановимся на тех,

Объяснение слайда. Все названные типы семейных стру ктур объединяет нечто общее. Это

- Каковы условия заключения брака (ответ ученика) ? Слайд 6 .

- Назовите обстоятельства, препятству ющие заключению брака (ответ ученика). Слайд

Кубань… так называют наш край по имени реки. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Все живущие на Кубани люди стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Нельзя забывать, что любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери.

Во все времена семья играла особую роль в жизни человека, предопределяла становление его личности, фундаментальных ценностей передающихся от поколения к поколению. Традиции воспитания в кубанских семьях мы рассмотрим на примере казачьей семьи, в которых главными качествами личности считались: трудолюбие, честность, общительность, радушие и добрый нрав.

Семьи на Кубани были большие. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Мальчика стригли первыйраз, когда ему исполнятся год. Подстриженного мальчонку сажали верхом на коня и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватиться за гриву — будет жив. Заплачет, повалиться с коня — быть убитому. Крестный, обучал церковным обычаям и всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг или чрезмерно мягок, а крестный — духовный отец — будет и строг, и справедлив. С трех-пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде, рукопашному бою. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой — с десяти. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Оставалось и время для детских игр. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины. Женщины не имели право вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина.

Воспитание девочки в казачьей семье очень сильно отличалось от воспитания мальчика, потому что у них было другое предназначение: стать хорошей хозяйкой, рукодельницей , многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни, крепким тылом воина — казака. Девочки начинали работать с детства. Таскаясь "хвостиком" за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком — это умела каждая казачка. Была и особенная работа — нянчить младших! Трудовая жизнь начиналась рано. Но не исключала радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, — этому было подчинено все ее воспитание. В казачьей семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении.

К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно теряем. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа. Наша задача, возрождать традиции кубанского народа, воспитывать чувство любви к родному краю. Кубань богата традициями народного творчества. Частью этого богатства являются пословицы, потешки и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь. На быт и труд. Дети с удовольствием заучивают народные кубанские пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая её более яркой, эмоциональной. На занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, мы знакомим детей с разнообразными способами плетения, рассматриваем и лепим глиняную посуду и предметы обихода, украшаем их росписью. На занятиях по аппликации обогащаем знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей. Обогащается и музыкальный опыт детей. Мы с детьми беседуем о народных песнях, слушаем фонограммы, используем некоторые песни на наших праздниках и развлечениях. Кроме песен дети знакомятся с танцевальными элементами. Это хороводный топающий шаг, шаг с притопом. Особенное удовольствие доставляет детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках. Так же в своей работе мы используем русские народные и кубанские игры.

Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям.

Спасибо за внимание!

Автор Лисюнина Т.П.

Добавить комментарий

Правила добавления комментариев
Язык нашего сайта - русский. При публикации комментариев старайтесь придерживаться правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок. Всегда помните, что языком сайта является русский, а не его гремучая помесь неизвестно с чем.
Внимание - все комментарии проходят ручную проверку.

Сказка о царе Салтане

№ слайда 2

Сказка о царе Салтане

СЕМЬЯ И БРАК Задачи: Разобраться в классификации типов семейных структур2. Выясн

№ слайда 3

СЕМЬЯ И БРАК Задачи: Разобраться в классификации типов семейных структур2. Выяснить условия заключения и прекращения брака, определить личные и имущественные права и обязанности супругов3. Упорядочить знания в области прав и обязанностей родителей и детей

Счастлив тот, кто счастлив у себя домаЛ. Н. Толстой Семья и её функцииТипы семей

№ слайда 4

Счастлив тот, кто счастлив у себя домаЛ. Н. Толстой Семья и её функцииТипы семейных структурПравовые основы заключения и расторжения брака4. Личные и имущественные права и обязанности супругов5. Права и обязанности родителей и детей

Семья - основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связ

№ слайда 5

Семья - основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью


№ слайда 6

Вступление в брак: Взаимное добровольное согласиеДостижение брачного возраста по

№ слайда 7

Вступление в брак: Взаимное добровольное согласиеДостижение брачного возраста позитивныеусловия негативныеусловия Наличие бракаБлизкое родствоУсыновление или удочерениеПсихическая болезнь, недееспособность. Брак может быть признан недействительным, если был факт сокрытия венерического заболевания или СПИДа

Законный режим имущества супругов

№ слайда 8

Законный режим имущества супругов

праванесовершеннолетнихдетей Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, п

№ слайда 9

праванесовершеннолетнихдетей Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями, бабушками, дедушками. Ребенок имеет право :-на защиту своих прав и законных интересов;-на защиту от злоупотреблений со стороны родителей;-выражать свое мнение, которое учитывается;-право на получение содержания от своих родителей;-право собственности на доходы, наследство и т.д. права иобязанностиродителей Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.Они обязаны воспитывать своих детей, обеспечить получение ими образования.Родители - законные представители своих детей. Все вопросы с воспитанием детей родители решают совместно. Если возникают разногласия - вправе обратиться в органы опеки или суд.

http://a-lepota.narod.ru/images/4b0fba7ac9287_20091127.jpg http://multiki.arjlov

№ слайда 10

Читайте также: