Великое противостояние антонимов конспект урока 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: развитие речи.

Коррекционная – способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.

Развивающая – развивать познавательный интерес к русскому языку.

Воспитательная – воспитывать усидчивость и внимательность.

Оборудование: конспект, листочки, карандаши, раздаточный материал.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Правильная посадка. Активизация внимания.

- Сегодня мы подробнее остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы скажите сами, отгадав кроссворд. (Приложение).

2. Новый материал.

- Что такое антонимы?

Слова-антонимы можно встретить повсюду. Например, на географической карте можно встретить названия: юг-север, запад-восток, Арктика – Антарктика.

Я в реке в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня … (прохлада).

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (Зима).

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это (плач).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха,для сна

Называюсь (тишина).

- А вот как использовали поэты в своих произведениях антонимы.

Ты убогая, ты и обильная,

Ты и могучая, ты и бессильная,

Матушка-Русь! (Н. Некрасов).

Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян,как маков цвет,

Я как смерть, и тощ и бледен. (А. Пушкин).

Вы – свет, а я похож на тьму,

Вы веселы, а я печален,

Вы параллельны ко всему,

А я, напротив, вертикален. (А. Толстой).

3. Самостоятельная деятельность.

Раздать карточки с заданием. К каждому сочетанию подобрать антоним к прилагательному.

- Почему получились разные слова антонимы? (Зависит от контекста).

- Чем занимались сегодня?

- С каким понятием познакомились?

- Какую роль в речи играют антонимы?

Коррекционно развивающее занятие для детей 5–7 лет Методический комплекс занятий Занятие №1 Задачи: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие; развивать логическое мышление, внимание;.

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с детьми с РАС Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с детьми с РАС. Цель: Побуждать ребенка к действию. Создать эмоциональный настрой во время.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЧТО ТАКОЕ АНТОНИМЫ? Слово антоним пришло к нам из греческого: анти – «против.

ЧТО ТАКОЕ АНТОНИМЫ? Слова – антонимы можно встретить повсюду. Например, на г.

ЧТО ТАКОЕ АНТОНИМЫ? Слова – антонимы можно встретить повсюду. Например, на географической карте: юг – север, запад – восток, Арктика – Антарктика. Правильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ

ЧТО ТАКОЕ АНТОНИМЫ? А вот интересный случай, который произошёл в начале XX в.

ЗНАЧЕНИЕ АНТОНИМОВ Антонимы могут обозначать полярные качества или состояния.

ЗНАЧЕНИЕ АНТОНИМОВ Антонимы могут обозначать полярные качества или состояния: сильный – слабый, твёрдый – мягкий. Могут называть контрастные понятия времени: день – ночь, рано – поздно. Они могут выражать все понятия, имеющие своих антагонистов: верх – низ, казнить -миловать Правильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ

СЛОВАРИ АНТОНИМОВ Правильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ Непр.

СЛОВАРИ АНТОНИМОВ Правильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ

АНТОНИМЫ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могуча.

АНТОНИМЫ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! Н.А Некрасов Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я – поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. А.С. Пушкин Вы – свет, а я похож на тьму, ВЫ веселы, а я печален, Вы параллельны ко всему, А я, напротив, вертикален. А.К. Толстой Правильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ

АНТОНИМЫ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Слова бывают разные - то дельные, то пр.

АНТОНИМЫ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Слова бывают разные - то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть слово – утешения и слово – удушения. Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные. Есть чистые, алмазные, а есть – бесстыдно-грязные. Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить. Есть речь огнём горящая, есть тлением смердящая. Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости… Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами. Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными. Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми, Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности. В. Полторацкий Правильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ

СЛОВА-АНТОНИМЫ В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ «Лучше быть первым в деревне, че.

ПОДБЕРИ АНТОНИМЫ 1 группа Бледное лицо – Бледный луч – Бледные краски – Бледн.

ПОДБЕРИ АНТОНИМЫ 1 группа Бледное лицо – Бледный луч – Бледные краски – Бледный рассказ - 2 группа Глубокая река – Глубокие знания – Глубокий сон – Глубокий обморок – 3 группа Лёгкая ноша – Лёгкий вопрос – Лёгкий аромат – Лёгкая походка – 4 группа Мягкая подошва – Мягкое сиденье – Мягкий свет – Мягкий характер – румяное яркий яркие интересный мелкая поверхностные чуткий лёгкий тяжёлая сложный резкий грузная жёсткая жёсткое резкий тяжёлый Правильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ Автор:

ШАРАДЫ, ЗАГАДКИ Я – синоним слова вселенная и антоним слова война. Мир С е –.

ШАРАДЫ, ЗАГАДКИ Я – синоним слова вселенная и антоним слова война. Мир С е – антоним слова южный, с к - совсем плохой, ненужный. Северный, скверный С буквой а – антоним слова кончать, с буквой я – синоним слова – наполнять. Начинать, начинять В одном значении я синоним слова множество, в другом – антоним слова суша. Океан или море Правильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ

ЧАЙНВОРД 1 8 14 7 9 15 18 13 2 10 16 17 6 11 12 3 4 5 Правильный ответ Неправ.

ЧАЙНВОРД 1 8 14 7 9 15 18 13 2 10 16 17 6 11 12 3 4 5 Правильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ Неправильный ответ

Цель: расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов.

научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,

познакомить обучающихся с использованием антонимов в пословицах, стихотворениях, окружающей действительности.

развивать умение правильно употреблять антонимы;

развивать связную речь обучающихся;

развивать сообразительность, память.

развивать внимание, мышление, общую и мелкую моторику;

создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку путём вовлечения каждого в активную деятельность;

воспитывать интерес к учебному процессу, чувство ответственности при выполнении заданий, развивать самостоятельность и самоконтроль;

воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

I. Организационный момент.

-Ребята, сегодня будет необычное занятие - у нас гости, давайте дружно с ними поздороваемся. А теперь прошу вас сесть красиво и правильно. Начнём наше занятие с артикуляционной разминки.

– Утром проснулись – почистили зубы:

– А сейчас, ребята, давайте выполним небольшое задание и тогда узнаем тему нашего занятия.

1.Найдите общий звук в 3-х словах и обозначьте его буквой:

-карта, айва, краб [а]

-план, фонарь, нож [н]

-туфли, картофель, самолет [т]

-волосы, окна, седло [о]

-нитка, коньки, окунь [н']

-иволга, пила, пони [и]

-компот, мука, дом [м]

-дыня, лыжник, посылка [ы]

- Какое слово получилось? (Антонимы).

- Назовите тему нашего занятия. Дайте определение, что такое антонимы. Раньше мы упоминали о таких словах, а сегодня поговорим более подробно.

2. Знакомство со “Школьным словарём антонимов русского языка” (2 мин.)

III. Основная часть

1. Работа по теме занятия.

-Ребята, с раннего детства все дети любят слушать и читать сказки. Надеюсь, вы тоже их любите. Читая их, мы проникаем в удивительный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. В сказках добро всегда побеждает зло.

И сегодня вас ожидает путешествие в загадочный мир сказки.

За полями, за лесами,

За широкими морями

В чудном домике лесном

Жили гномы под сосной.

Вот Смелый и Робкий по лесу шли

И на тропинке коробку нашли.

-Брось ее! – воскликнул Робкий,

Может там жуки в коробке,

Или волки там внутри!

Но пугаться храбрецу

Как известно, не к лицу.

Он открыл коробку просто.

А в коробке – приглашенье

От друзей на день рожденье.

Но дорога далека, незнакома, не проста.

Робкий вскрикнул – не пойдем! Это ведь опасно!

Смелый сделал поворот – Ну, конечно же пойдём,

Смелость города берет!

-Ребята, чтобы попасть к друзьям на праздник, гномы должны преодолеть препятствия, а мы им поможем тем, что выполним интересные задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала и применения новых знаний на практике.

Место данного урока в теме: первый урок по теме.

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Ход урока

I. Организационный момент. Целевая установка.

II. – Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску, ответы на обороте доски написаны заранее):

1.Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…

2.Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…

3.Лексическое значение – это …

4.Лексическое значение слова можно узнать по…

5.Однозначными называются слова…

6.Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

7.Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.

8.Перенос названия происходит, если у предметов есть…

Образовательные задачи:

Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме.

Обеспечить формирование умения определять лексическое значение слова.

Развивающие задачи:

Развитие умения применять новые знания на практике.

Воспитательные задачи:

Воспитание осознанной потребности в знаниях.

Совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала и применения новых знаний на практике.

Место данного урока в теме: первый урок по теме.

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Ход урока

I. Организационный момент. Целевая установка.

II. – Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску, ответы на обороте доски написаны заранее):

Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…

Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…

Лексическое значение – это …

Лексическое значение слова можно узнать по…

Однозначными называются слова…

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.

Перенос названия происходит, если у предметов есть…

Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…

Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют себя по записи на доске, оценивают свою работу или работу соседа по парте.

III. Объяснение нового материала.

– А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского:

Крошка сын
к отцу пришел.
И спросила кроха:
(Дети продолжают)
Что такое
хорошо
И что такое
плохо?

– А как бы вы ответили на этот вопрос?

(Примерные ответы: Хорошо, когда солнце светит, плохо, когда дождь идёт; хорошо, когда люди счастливы, плохо, когда у них горе; хорошо, когда люди здоровы, плохо, когда болеют.)

(Учитель корректирует ответы детей, записывает на доске в два столбика):

– А что ответил отец сыну в стихотворении Маяковского?

– Как вы думаете, могут ли быть противоположными по смыслу слова разных частей речи? (с.2: Иллюстрации из Интернет, демонстрирующие антонимы в различных частях речи.)

– Рассмотрим примеры. (с.3,4,5,6,7: Иллюстрации из Интернет, демонстрирующие антонимы в различных частях речи.). Какой можно сделать вывод? (В разных частях речи могут быть антонимы.)

– Запишите свои примеры антонимов в разных частях речи. (Устная проверка).

IV. – Давайте проверим, что вы усвоили. (с.8,9,10,11: Тестовые задания с самооценкой.)

V. – Вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (с.12: Найти антонимы в приведенных пословицах.) Ученики, сидящие на первом варианте, задайте вопросы по изученной теме, а те, кто сидит на втором варианте, ответьте на заданные вопросы.

Найдите антонимы:
1) добрый – щедрый
2) злой – добрый
3) мерзнет – зябнет

Антонимами являются слова:
1) хороший – прекрасный
2) трудный – легкий
3) широко – узко

Антонимами являются слова:
1) настоящий – подлинный
2) подальше – поближе
3) эффектный – эффективный

В этом предложении есть антонимы:
1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2) Береги платье снову, а честь смолоду.
3) От доброго не бегай, а худого не делай.

В этом предложении есть антонимы:
1) Век живи – век учись.
2) Волков бояться – в лес не ходить.
3) От нужды умнеют, а от богатства глупеют.

VII. Объявление и комментирование оценок за урок.

Тест №1 для работы на интерактивной доске.

1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…

2. Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…

3. Лексическое значение – это …

4. Лексическое значение слова можно узнать по…

5. Однозначными называются слова…

6. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

7. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.

8. Перенос названия происходит, если у предметов есть…

9. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…

10. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

Читайте также: