Биков альпійська балада конспект
Обновлено: 05.07.2024
Герои произведения
В повести были как главные, так и второстепенные герои. Каждый из них вносит свой вклад в развитие сюжета. Центральные персонажи:
- Иван Тережко — смелый военнопленный. Молодой человек был очень добр и благороден.
- Джулия Новелли — итальянка, оказавшаяся пленницей австрийского концлагеря.
В произведении всего один важный второстепенный персонаж. Им был Гефтлинг. Его роль можно описать так:
- по национальности был немцем;
- попал в плен к австрийцам;
- смог убежать из концлагеря;
- натравил эсэсовцев на Ивана и Джулию.
Все герои повести постоянно взаимодействовали друг с другом. Чтобы проследить эту связь, рекомендуется ознакомиться с её кратким содержанием.
Краткое содержание
На заводе прогремел взрыв, и Иван сразу понял, что ему нужно как можно скорее убежать. Молодой человек сжал в руке пистолет и перепрыгнул через стены. Через несколько минут он уже оказался на улице и бежал по ней изо всех сил. Позади себя он слышал выстрелы, крики и громкий лай собак, но всё это уже не могло остановить героя, и вскоре ему удалось спрятаться в еловых зарослях.
Юноша бежал через лес и по звуку понял, что за ним следует кто-то ещё. Преследователем оказалась молодая итальянка, которую держали на заводе в плену. Услышав звуки взрыва, девушка, также решилась на побег. Молодой человек понимал, что одному ему будет спрятаться проще, но и оставить итальянку в беде он не мог.
В этот момент Иван обратил внимание, что у него порвана штанина, и из ноги идёт кровь. Герой понимал, что им нужно торопиться, ведь немцы могут нагнать в любой момент. Девушка старалась не отставать и бежала следом. Вскоре начался дождь и помешал поимке беглецов. Молодой человек, оказавшись далеко от концлагеря, наконец-то смог расслабиться и мысленно прокрутил в голове все события прошедшего дня.
Утром пятеро военных нашли бомбу, которая чудом не взорвалась. Пленники поняли, что это их единственный шанс спастись. Когда был взрыв, Иван отнял пистолет у фашиста и бросился бежать.
Подъёмы в гору отнимали все силы, и героям очень хотелось есть. Несмотря на это, они не сдавались и шли к Триесту, так как знали, что там располагаются несколько партизанских отрядов. Спутники познакомились — девушку звали Джулией. Героиня пыталась общаться сразу на трёх языках — итальянском, русском и немецком.
Путь беглецов
Внезапно на своём пути герои встретили старого австрийца, который предупредил их, что немцы рядом. Иван поверил мужчине, забрал у него куртку и старую булку и отпустил его.
Джулия и Иван побежали ещё быстрее, они понимали — если их след учуют собаки, спастись больше не получится. Отойдя от фашистов подальше, герои решили немного отдохнуть и перекусить чёрствым хлебом. Вдруг беглецы услышали внизу выстрелы и крики.
Молодой человек увидел знакомую фигуру — им оказался пленный немец с завода, который также прятался от погони. В этот момент герой пожалел, что оставил в живых свидетеля. Как показывает практика, именно такие обстоятельства по-настоящему вредили беглецам. Раньше Иван тоже пытался бежать, и выдавали его мужики, которые, на первый взгляд, казались самыми обычными.
Герои шли дальше, минуя заросли. Постепенно они поняли — австриец никому не рассказал, что видел их и у них появился шанс на спасения. Во время очередного привала герои увидели перед собой Гефтлинга, у которого чудом получилось скрыться от фашистов.
Итальянка рассказала спутнику немного о себе. Её отец был состоятельным фашистом, но сама она всегда была на стороне коммунистов. После этого Джулия начала расспрашивать Ивана о его семье. Молодой человек рассказал, что до войны жил в маленьком белорусском селе. Отец умер рано, и четверо детей остались сиротами. Вспоминать об этом Ивану было тяжело, и он прекратил свой рассказ.
Герои поднялись очень высоко, и там было невыносимо холодно. У Джулии практически не осталось сил, и она не могла идти дальше. Сначала Иван подумал о том, чтобы оставить её, но потом всё-таки закинул к себе на спину и пошёл дальше.
Альпийские луга
Хоть Ивану и было уже двадцать пять лет, у него ещё ни разу не было отношений с женщинами, и он относился к ним скептически. После смерти отца, герой всё своё время проводил с мамой и помогал воспитывать младших детей. После этого он ушёл в армию, затем началась война, и он оказался в плену. В жизни Ивана не было времени на любовь.
Во время остановки беглецы услышали чьи-то шаги — это снова оказался Гефтлинг. В концлагере он встречал вновь прибывших немецких пленных, которые попадали за решётку за неверно сказанные слова. Иван переживал, что Гефтлинг был на стороне фашистов.
Сближение Ивана и Джулии
Героям удалось добраться до ручья и у Ивана начала кровоточить рана. Джулия принялась перевязывать её, но вдруг не удержалась и стала целовать шрамы юноши. Иван крепко прижал к себе девушку и поцеловал. В этот момент герои были счастливы, и им казалось, будто время остановилось, и опасности больше нет.
Когда герои проснулись, Джулия сказала, что поедет вместе с Иваном в Беларусь, родит ему сына, и они проживут долгую и наполненную счастьем жизнь. Молодой человек стал чувствовать себя хуже. Влюблённые услышали в стороне голоса немцев и принялись бежать. Иван не мог быстро двигаться, и теперь Джулия помогала ему. Героям показалось, что им удалось скрыться от погони.
Вскоре они заметили, как к ним приближаются озлобленные собаки фашистов. Иван столкнул Джулию в пропасть, надеясь, что она упадёт на снег и останется жива. Сам он не успел прыгнуть вслед за девушкой — собака вцепилась ему в горло.
Джулия Новелли написала родственникам Ивана и рассказала о трёх днях, проведённых вместе с ним. Если бы не Иван — девушка бы умерла. Спустя девять месяцев у героини родился сын, которого она назвала Джиованни. Мальчику очень нравилось изучать русский язык, и он мечтал стать журналистом. Джулия была благодарна судьбе за то, что та подарила ей встречу с Иваном. За свою жизнь она больше не встречала таких добрых и мужественных людей.
В повести Василий Быков рассказывает о жестоких событиях, происходящих во время Второй мировой войны. Любые сражения бессильны перед настоящей любовью и невероятной силе духа людей.
Ночью была бомбёжка, а утром пятеро военнопленных нашли в полуразрушенном заводском цехе неразорвавшуюся бомбу. Это был шанс. Заменив повреждённый взрыватель, пленные бросили жребий — кто ударит по бойку. Погибать выпало чахоточному гефтлингу (пленному), однако у него уже не было сил на точный удар, и кувалду взял Иван Терешка. Вдруг к группе подошёл немецкий офицер, хотя обычно немцы держались подальше от пленных, которые обезвреживали неразорвавшиеся снаряды. Офицер подозвал Ивана и велел почистить свои запылённые сапоги.
За полем виднелся густой лес, но добежать до него Иван не успел — его догнали собаки. Одну он застрелил, на втором выстреле пистолет заклинило. Волкодав прыгнул, но Ивану удалось ухватиться за ошейник и сломать собаке хребет. Дорога к лесу была свободна.
Только оказавшись в лесу, Иван заметил, что за ним кто-то идёт. Это была девушка, молоденькая, черноглазая и миниатюрная итальянка Джулия. В отдалении Иван увидел ещё одного гефтлинга. Провожатые Терешке были не нужны — одному бежать гораздо легче, но и бросить девушку он не мог. Она была слишком наивна и неосторожна.
Несмотря на то, что следом шла слабая девушка, темпа Иван не сбавлял. Только теперь, пробираясь вверх по крутому склону через камни и поваленные деревья, Иван заметил, что собака успела его укусить. Кроме того, ещё во время взрыва он потерял деревянные колодки (клумпес), служившие пленным обувью, и теперь пробирался через дебри босиком. Погоня отстала — Иван слышал за спиной только постукивание колодок своей спутницы.
Выбравшись из ущелья, беглецы попали в густой сосновый лес, где встретили местного жителя, австрийца. Угрожая пистолетом, Иван забрал у него кожаную тужурку и буханку хлеба. Человек был пожилой и бедно одетый. Терешке совсем не хотелось становиться разбойником, однако другого выхода у него не было — чтобы перейти Альпы, нужна была еда и одежда. Вдали Иван заметил усадьбу, где, видимо, и жил австриец.
Узники отбежали подальше и забрались в заросшую рододендронами расселину, чтобы перекусить. Вдруг до них донеслись выстрелы. Выглянув из расщелины, Иван увидел того самого гефтлинга, который шёл за Джулией. Он бежал от усадьбы в их сторону, а немцы били из пулемётов. Пленный упал за скалой, и выстрелы смолкли. Иван поспешил уйти подальше от этого места.
Выбравшись из расщелины на голый склон, Иван с удивлением увидел, что гефтлинг, которого Джулия назвала сумасшедшим, всё ещё жив. Он шёл за ними и требовал еды. Пришлось дать кусок драгоценного хлеба — Иван боялся, что этот страшный гефтлинг выдаст их. Иван понимал, что его следовало убить, но умалишённый был беззащитен, и у Ивана не поднялась рука, о чём он потом горько жалел.
На склоне они нашли тропинку и двинулись по ней. Было холодно, а их лагерная одежда совсем не грела. По дороге Джулия рассказала о себе. Она выросла в богатой семье, но бросила все ради любимого, который был коммунистом. Девушка считала Советский Союз сказочной страной, где все равны и счастливы. Иван не стал рассказывать, как тяжела жизнь в этой стране.
К вечеру пошёл снег. Иван упорно шёл, он хотел как можно быстрее пройти этот горный кряж, но у Джулии силы кончились. И снова Иван не смог бросить девушку. Он взвалил её на плечи и понёс по скользкой тропинке. Только к утру они миновали перевал и спустились в зону лугов.
На прекрасном альпийском лугу, где очутились беглецы, росло много земляники. Впервые за несколько дней Иван и Джулия смогли поесть. Терешка попытался рассказать Джулии правду о своей жизни в Советском Союзе, но девушка обиделась и замкнулась в себе. Она не хотела лишаться своих иллюзий, единственного, что у неё осталось. Джулия и Ивана считала героем, однако сам Терешка был другого мнения. Он считал, что должен бы покончить с собой, а не попадать в немецкий плен. Свою страну Иван тоже считал самой справедливой, что и попытался объяснить девушке. Голод в белорусских деревнях для него был временным явлением, а депрессии — случайными ошибками.
Здесь их снова настиг сумасшедший гефтлинг. Пришлось дать ему ещё немного хлеба. У Ивана снова начала кровоточить рана на ноге — рваный собачий укус никак не заживал. Сумасшедший гефтлинг исчез на время, но сутки спустя появился снова, и на этот раз уже не один. Он привёл за собой немцев, повторяя, что они дадут русскому много хлеба. Немцы неширокой цепью раскинулись по лугу, и Ивану с Джулией снова пришлось бежать.
Рана дала о себе знать — Иван уже не бежал, а передвигался скачками, таща за собой отяжелевшую и опухшую ногу. Он понимал, что началось заражение крови. Беглецы спешили забраться как можно выше, где немецкие пули не могли их достать. Джулия залезла на край крутой осыпи, поросшей стлаником, и с трудом втащила за собой Ивана. Дальше пришлось пробираться сквозь колючие заросли. Им во что бы то не стало надо было добраться до седловины. Немцы настигали, и Иван попытался отстреливаться, но Джулия попросила не тратить все патроны, оставить два — для себя и для него.
Вместо эпилога
Через много лет после войны родные Ивана Терешки получили письмо от итальянской коммунистки Джулии Новелли. Её подобрали партизаны, отогрели и спасли. На время войны Джулия присоединилась к ним, а потом начала работать в Союзе борьбы за мир. За это время она воспитала сына Джованни, которому уже исполнилось восемнадцать. Джулия настояла, чтобы сын Ивана выучил русский язык. Сама она ни на миг не забывала своего любимого и жалела только об одном: что у неё нет ни одной фотографии Ивана.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Место и время действия
События повести происходят во время Второй мировой войны в Альпах.
Главные герои
- Иван Терешко – военнопленный, отважный смелый парень 25-ти лет, честный, добрый и глубоко порядочный.
- Джулия Новелли – пленная итальянка, коммунистка, спутница Ивана во время побега, ставшая его женой.
Другие персонажи
- Гефтлинг – сумасшедший пленный немец, который также сбежал из концлагеря и натравил эсэсовцев на Ивана и Джулию.
Краткое содержание
Главы 1–6
Горы отнимали у беглецов все силы, мучительно хотелось есть, но они настойчиво шли по направлению к Триесту, где действовали партизанские отряды. Девушка представилась Джулией. Используя вперемешку итальянский, немецкий, русский языки, она пыталась общаться с Иваном.
Главы 7–12
Джулия рассказала Ивану, что ее отец был богатым владельцем фирмы, фашистом, но она была на стороне коммунистов. Девушка принялась расспрашивать Ивана о его семье. Он рассказал, что до войны жил в небольшом селе Терешки, в Белоруссии. Отец умер, оставив сиротами четверых детей. Эти воспоминания были тяжелыми для парня, и он замолчал.
Главы 13–17
Главы 18–24
Вместо эпилога
Заключение
В своем произведении Василь Быков осуждает всю бессмысленность и жестокость войны, которая все же остается бессильной перед настоящим сильным чувством и невероятной силой духа человека.
Он споткнулся, упал, но тут же вскочил, поняв, что, пока вокруг замешательство, надо куда-то убежать, скрыться, а может, и прорваться с завода. Но в вихревых потоках пыли, поглотившей цех, почти ничего не было видно, он чуть не угодил в черную пропасть воронки, где взорвалась бомба, по краю обежал яму. Чтобы не наткнуться на что-нибудь в пыли, выбросил вперед руку, а другой сжал пистолет; опять споткнувшись, перекатился через вывороченную взрывом бетонную глыбу, больно ударившись коленом. Вскочил уже босой, растеряв колодки, и ногам стало нестерпимо больно на беспорядочно заваливших цех бетонных обломках.
В одно мгновение охватив все это взглядом, он сунул в зубы пластмассовую рукоять пистолета и прыгнул. Острые железные шипы в гребне ограды требовали точного расчета, но ему удалось ухватиться за них руками и быстро перемахнуть на ту сторону. Падать, однако, помедлил, на вытянутых руках опустился пониже и потом оторвался. Упал в жесткие колючки бурьяна, вскочил, перехватил пистолет и изо всех сил помчался по картофельному участку вдоль проволочной сетки.
Сзади неслись крики и захлебистый лай собак, в нескольких местах протрещали очереди, поодаль взвизгнули пули. Кажется, начиналась погоня, его шансы убывали, но он уже не мог отказаться от ставшего большим, чем жизнь, намерения уйти, перемахнул через сетку ограды и по колючей шлаковой дорожке еще быстрее устремился вверх, к недалекой уже окраине.
Сдерживая дыхание, Иван прислушался: сзади доносились крики и выстрелы, заливались овчарки, но это там, на заводе, за ним же, кажется, еще не гнались. Рукавом полосатой куртки он смахнул с лица пот, заливавший глаза, и приподнялся, определяя кратчайший путь вверх. Невдалеке был распадок, ближе других подступавший к городу, туда по крутому склону сбегали сверху редкие елочки. Иван снова вскочил на ноги.
Это оказалось чертовски трудным – все время бежать в гору: тело становилось чрезмерно грузным, от слабости подкашивались ноги. На середине косогора он снова оглянулся – собачий лай, кажется, уже доносился с окраины. Полоснула близкая очередь, но пуль он не услышал – значит, еще не по нему. По другим! Видно, там разбегались. Это облегчало его положение, надо было торопиться.
Но он выбивался из сил и с трудом одолевал пригорок. Сзади как на ладони был виден весь городок, переднюю часть которого занимали длинные, похожие на ангары корпуса завода, там и сям чернели развалины – свежие следы бомбежки; длинная ограда в одном месте рухнула, за проломом дыбились искореженные фермы перекрытий – это от их бомбы. Там бегали, суетились люди. Иван пригнулся (его уже начал скрывать пригорок) и вяло побежал к ручью, возле которого наконец с облегчением распрямился. Лес был рядом, на склоне.
Иван замедлил бег, вытер рукавом лицо. Дальше путь пролегал по дну широкого травянистого распадка. Подъем становился круче, меж черных скользких камней шумно бурлил ручей. Вконец изморенный, Иван уже достиг первых разбросанных по склону елочек, когда снова услышал лай собак. Показалось, что они за пригорком, рядом, и он, опять выбиваясь из сил, побежал в гору. Хоть бы успеть добраться до хвойной чащи, там легче укрыться, как-нибудь обмануть преследователей или, если уж не суждено вырваться, погибнуть не зря.
Но добежать до леса Иван не успел.
Он взбирался по траве вверх, минуя большие и малые обломки скал с рассыпанной повсюду дресвой, и почти уже достиг еловой опушки, как сзади, будто вынырнув из-за пригорка, совсем близко залилась лаем собака. Иван кинулся к молодой елочке, затаившись, выглянул сквозь ветви – через бугор, мелькая в траве бурой спиной, по его следам мчалась овчарка.
Он понял, что до чащи ему не успеть. Шире расставив ноги, крепче сжал в руке пистолет. Он не знал, сколько в магазине патронов, интересоваться этим было поздно, хотя и понимал, что в патронах – его спасение. На минуту расслабил мускулы, стараясь дышать ровнее. Надо было успокоиться, собраться с силами, унять в груди сердце, чтоб ударить без промаха.
Собака увидела его, залилась громче, злее и, попарно выбрасывая сложенные лапы, устремилась вверх. Стоя за елью, Иван пригнулся, взглядом отмерил рубеж в какой-нибудь полусотне шагов возле каменного выступа в траве и направил туда пистолет. Овчарка стремительно приближалась, прижав к голове уши, вытянув хвост; уже стала видна ее раскрытая пасть с высунутым языком и хищным оскалом клыков. Иван затаил дыхание, напрягся, стараясь как можно лучше прицелиться, подпустил ее шагов на пятьдесят, выстрелил. И сразу же понял, что промазал. Пистолет дернулся в руке стволом вверх, в нос ударило пороховым смрадом, овчарка залаяла сильнее, и он, не целясь, наугад, поспешно выстрелил еще. Тотчас короткая радость блеснула в душе – собака отчаянно взвизгнула, взвилась, со всего маху ударилась о землю и в каких-нибудь двадцати шагах от него задергалась, забилась в траве. Он уже готов был кинуться в лес, но тут увидел: огромный, с рыжими подпалинами на боках волкодав, задыхаясь, выскочил из-за камней. За ним, петляя в траве, тянулся длинный ременный повод.
Иван, не целясь, торопливо вскинул навстречу пистолет, но выстрела не последовало, очевидно, что-то заело. Перезарядить он не успел, лишь ударил по затворной планке ладонью, однако волкодав был уже рядом и прыгнул. Иван как-то увернулся за ель, собака, задев ветки, пронеслась мимо, но, казалось, еще не долетев до земли, перевернулась в воздухе и тут же с раскрытой пастью кинулась снова. Не зная, как защититься, Иван вскинул навстречу руки.
Это был точный и сильный прыжок. Пистолет выпал из рук Ивана, сам он не устоял на ногах и вместе с собакой покатился по склону. Казалось, все скоро кончится, но Иван, падая, успел схватить волкодава за ошейник и железным напряжением рук оттянул его от себя. Собака сильно царапнула когтями, где-то с треском разорвалась одежда. Одной рукой сжимая ошейник, другой Иван поймал переднюю собачью лапу и сильно выкрутил ее в сторону. Задыхаясь в борьбе, они еще раз перекатились друг через друга, потом, чтобы как-то удержаться сверху, Иван выбросил в сторону ноги, изо всех сил стараясь подмять под себя собаку. Наконец это ему удалось, и он, навалившись на пса всем телом, начал его душить. Но волкодав был чертовски силен, и Иван вдруг понял, что долго так не выдержит. Тогда, изловчившись, он последним усилием двинул его коленом. Волкодав взвизгнул и резко дернулся, едва не вырвав из руки ошейник. Иван почувствовал, как под коленом будто хрястнуло что-то, и, выламывая пальцы, еще туже затянул ошейник. Но задушить пса у него не хватило силы, волкодав отчаянно рванулся и выскользнул из рук.
Иван сжался в ожидании нового прыжка, но собака не прыгнула – распластавшись рядом и вытянув толстую морду с выброшенным набок языком, она часто и сипло дышала, злобно глядя на человека. Натертые ошейником, у Ивана жгуче горели ладони, от перенапряжения нервно трепетала мышца в предплечье, чуть не выскакивало сердце из груди. Опустив на траву дрожащие руки, он стоял на коленях и почти дикими глазами глядел на собаку.
Они следили один за другим, боясь упустить первую попытку к прыжку, и в то же время Иван опасался, как бы не появились немцы. Через минуту он понял, что волкодав вряд ли бросится первым. Тогда он поднялся на ноги и, отступив в сторону, схватил в траве камень. Хотел им ударить собаку, но тут же раздумал. Волкодав судорожно выгнул хребет, видно, ему досталось не меньше, чем человеку, и он беспомощно, тихо скулил. Иван сделал несколько осторожных шагов-назад. Волкодав приподнялся, тоже немного подвинулся, поводок его скользнул по траве. Но он не вскакивал. Иван, еще больше осмелев, устало побежал вверх, к ели, где уронил пистолет.
Собака завизжала от бессильной ярости, немного проползла по траве и остановилась. А человек поднял с травы браунинг и медленно, задыхаясь, насколько позволял остаток сил, побежал по распадку вверх, в еловую чащу.
Произведение по жанровой направленности относится к лирической повести и в качестве основной тематики рассматривает проявление человеческих взаимоотношений в нелегких жизненных ситуациях.
Сюжетная линия повести выстраивается вокруг двух основных персонажей, представленных в образах итальянской девушки Джулии Новелли и белорусского юноши Ивана Терешко, между которыми вспыхивает самоотверженная и трогательная любовь в период тяжелого военного времени, когда их жизненные судьбы пересекаются в фашистском концлагере, где оба отбывают насильственный плен.
Композиционная структура повести представляется двадцати четырьмя разделами, включающими заменяющее эпилог письмо главной героини, а также лирические отступления в виде истории о побеге из лагерного заключения Ивана и символического сна юноши, рассказывающего о воспоминаниях о любимой его лучшего друга.
Развитие повествовательного сюжета объединяется двумя направлениями, первое из которых описывает события из прошлого Ивана Терешко, демонстрирующие его участие в боевых действиях, получение ранения, плен в фашистском концлагере, несколько неудачных побегов, моменты отчаяния. Второе же направление охватывает историю скитаний сбежавших из плена молодых людей и возникновение между ними страстного, настоящего чувства любви.
Использование в качестве элемента эпистолярного стилевого оформления в повести письма главной героини, оставшейся благодаря возлюбленному в живых и родившей от белорусского паренька сына, позволяет писателю передать искреннюю силу любви, способной преодолеть все преграды и тяготы.
Отличительной особенностью повести является применение писателем разнообразных художественных приемов для характеристики героев произведения в виде диалоговой речи, а также окрашенных пронзительным лирическим романтизмом монологи молодых людей, испытывающих трепетное чувство по отношению друг к другу и мечтающим о рождении малыша.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ повести Альпийская баллада Быкова
Популярные сегодня темы
Ценность земли определяется людьми, которые эту землю населяют и нередко мы можем видеть скептическое отношение к простому человеку. Шукшин сам был выходцем из деревни, который многого достиг
Минует уже семьдесят третья годовщина со дня окончания Великой Отечественной Войны. Обо всех этих событиях я знаю только по рассказам своих родных.
Читайте также: