Семантика слова в лирике сверхзначение слова конспект урока 8 класс

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ -юэёяхъ= єЁюър Ёєёёъюую ч√ър т 8 ъырёёх.doc

Конспект урока русского языка в 8 – ом классе

Тема: Образность и выразительность художественного слова. Эпиграф

“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения” (К.Паустовский).

Цели:

Обучающие: повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики (тропы и стилистические фигуры речи); подготовка к сдаче ЕГЭ - 11 класс, ГИА - 9 класс.

Практические: продолжение работы по совершенствованию языкового чутья, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; дальнейшее развитие навыков работы с текстом; создание условий для развития коммуникативных компетенций учащихся;

Воспитательные: формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родному языку, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.

активизация познавательной деятельности учащихся ;

усиление практической направленности;

оптимизация труда учителя (через накопление методического и дидактического материала);

развитие творческих, коммуникативных качеств ;

обучение образцовой речи, умению комментировать и делать филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы.

формирование у молодого поколения любви к Родине, культуре и родному языку;

систематизация знаний с целью подготовки к ЕГЭ.

Оборудование: учебники, тетради, карточки, презентация ,словарь литературоведческих и лингвистических терминов, толковый словарь, компьютер, интерактивная доска.

Методические приемы: работа с текстом, беседа.

Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах.

Ход урока:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Постановка целей. Интерактивная доска.

( Италия). Презентация к уроку (интерактивная доска ).

Ребята, работая над текстом произведения, мы с вами будем анализировать изобразительно выразительные средства, которые И.С. Тургенев для описания природы, мальчиков и которые помогают нам увидеть тончайшие изменения, которые здесь происходят.

2. Повторение пройденного материала.

-Вспомним, какие средства художественной выразительности вы знаете ?

(Тропы и стилистические фигуры).

3. Учитель: Определить роль пейзажа ( I абзац). Указать тропы и фигуры, объяснить значение. Акцентировать внимание на тургеневский пейзаж: запахи, цвета.

Работа по группам.

1группа. Дать определение эпитета.

– Найти их в тексте.

2.группа. Дать определение метафоры. Найти их в тексте.

3группа. Дать определение сравнению. Найти их в тексте.

Выводы. Тропы играют большую роль в тексте.

-Так какую же роль играют тропы в художественном произведении?

( Помогают передавать, описывать небо, солнце, природу; помогают видеть образные картины, создают определенные картины природы)

4. Объяснение нового материала.

-Учитель: Какие стилистические фигуры вы можете сейчас назвать?

Ответы: Две, три фигуры ( Анафору, эпифору)

Учитель: Почему их называют фигурами речи?

Ответы: Они созданы на основе особого построения предложений.

Индивидуальное задание обучающемуся.

В русском языке есть прямой и обратный порядок слов. При прямом порядке слов определение стоит перед определяемым словом , подлежащее перед сказуемым.

Дополнение после глагола или существительного – при прямом порядке слов.

Учитель: Но иногда авторы лирических или прозаических произведений для того, чтобы сделать текст более эмоциональным или экспрессивно окрашенным меняют привычный порядок слов. И тогда определения стоят после определяемого слова, а подлежащее после сказуемого. Этот прием и есть инверсия.

Материал для наблюдения. Работа с презентацией к уроку.

Учитель ( даю предложение, где нет инверсии, предложение построено по принципам синтаксиса – всё понятно – все предложения находятся на своем месте ( с инверсией - перестановка).

Золотая тучка ночевала

На груди утеса- великана.

Учитель: А как эту же информацию ( об этом же) сказал бы М.Ю.

Лермонтов? ( попробуете переставить местами).

Ночевала тучка золотая

На груди утеса- великана.

Учитель: Что вы увидели? Изменили свое привычное место расположения?

Учитель: Какое предложение лучше?

Верно, звучит поэтично, красиво. Вот для чего нужна – инверсия.

Индивидуальное задание учащегося (из Словаря литературоведческих и лингвистических терминов ) выписать определение инверсии. Зачитать на уроке.

-Как вы думаете , есть ли в этом отрывке инверсия ?

Учитель: Почему автор выбрал именно эту стилистическую фигуру?

( Используя обратный порядок слов, автор делает акцент на те слова, которые несут основную информацию, основное содержание).

Учитель: А теперь понаблюдаем над другим приемом.

Материал для наблюдения.

Учитель: Что же вы увидели?

Ответы : Жара, жара- все предложения начинаются с одних и тех же слов.

Учитель: А как мы можем изменить предложение? Заменить.

В первом предложении - жара, во втором предложении – Она.

Учитель: Останется ощущение яркого образа?

Ученики: Нет. Так было красивее.

Индивидуальное задание учащегося ( из Словаря литературоведческих и лингвистических терминов) выписать анафору. Зачитать на занятии. Экран.

Я обращу ваше внимание на такие моменты этого абзаца .

- Найдите в тексте сами одну анафору.

- Продолжая разговор о выразительных средствах языка , проанализируем пейзаж.

Вывод: Роль пейзажа:

создает светлое настроение у читателя;

определяет настроение повествователя;

подчеркивает красоту русской природы.

Учитель: Какова же роль этих фигур речи?

( Инверсия и анафора – с особенным построением предложений. Особенное синтаксическое построение предложений).

А теперь проанализируем вот это предложение. Карточки с текстом

Учитель: Обратите внимание на то, как расположены главные члены предложения .

- Что особенного вы заметили в этом предложении?

Ответы учащихся: Другая постановка главных членов предложения. Они находятся в обратном порядке. В общепринятых простых предложениях подлежащее предшествует сказуемому.

Здесь – обратный порядок слов)

Учитель: Действительно, ребята, вы правы. В этом предложении обратный порядок слов сказуемое стоит перед подлежащим. и это является одним из средств выразительности речи, которую мы называем фигурой речи.

-Итак, ребята на сегодня на уроке будем знакомиться с фигурами речи, которые относятся к образности и выразительности языка.

Читаем определение по карточкам.

-Как вы думаете, есть ли в этом отрывке инверсия ?

Учитель: Почему автор выбрал именно эту стилистическую фигуру?

( Используя обратный порядок слов, автор делает акцент на те слова, которые несут основную информацию , основное содержание).

Учитель: А какая стилистическая фигура есть в этом отрывке?

-А теперь проанализируем вот это предложение.

Карточка с текстом.

-Что особенного вы заметили в этом предложении?

Ответы: Повторы. Повторение начальных частей слова.

Учитель: Верно, ребята.

Читаем определение по карточкам.

Анафора- это стилистическая фигура, заключающаяся в повторении слов, словосочетаний, предложений, самостоятельных отрезков речи.

Служит для усиления предшествующего слова. Повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности.

-Я обращу ваше внимание на такие моменты этого абзаца.

- Как вы думаете, какая стилистическая фигура в отрывке, который я вам зачитала?

- Найдите в тексте сами одну анафору.

- Продолжая разговор о выразительных средствах языка, проанализируем пейзаж.

создает светлое настроение у читателя;

определяет настроение повествователя;

подчеркивает красоту русской природы.

Физ. Минутка (упражнения показывает один ученик)

5. Синтаксический разбор сложного предложения

- Продолжаем работу над первым абзацем рассказа.

( Синтаксический разбор сложного предложения).

-Кроме тропов и стилистических фигур автор использует и синтаксические средства.

-Как вы думаете, что это за средства?

( Это – сложные предложения, в состав которых входят однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты).

- Давайте проанализируем следующее предложение.

- Какое предложение – простое или сложное?

- Назовите грамматические основы?

(Первая грамматическая основа - Они не трогаются;

Вторая - они сдвигаются, теснятся;

Третья - нет подлежащего … синевы не может быть подлежащим - не в им. П; сказуемое - не видать .

Четвертая - они лазурны;

Пятая - они проникнуты.

Всего - пять грамматических основ).

-Это большое предложение несет много информации.

-Назовите однородные члены предложения?

светом и теплом).

-Найдите сравнительные обороты?

- Найдите причастные и деепричастные обороты со словами, к которым они относятся?

( …островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы).

В этом предложении:

два причастных оборота;

пять грамматических основ;

два сравнительных оборота;

два ряда однородных членов предложения

Вывод: Предложение сложное с разными видами связи. В нем много разных конструкций: однородные члены предложения, причастные обороты, сравнительные обороты.

Это - синтаксические средства выразительности.

К синтаксическим средствам выразительности относятся и ряды однородных членов предложения, и предложения с обращениями, вводными слова

6. Рефлексия.

Учитель: Что нового узнали на занятии?

Ответы: Повторили тропы- эпитеты, метафоры , сравнения.

Познакомились с инверсией, анафорой - фигурами речи, находили их в тексте.

Учились находить синтаксические средства языка.

7. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашего занятия.

Какова же образность и выразительность художественного слова?

С помощью употребленных фигур, тропов, синтаксических средств автор создает разнообразные картины природы, которые не только помогают понять состояние души героя, но и понять, что человек зависим от природы, что жизнь человека ограничена и что смерть может возникнуть неожиданно. А также задуматься над тем, что грань между жизнью и смертью очень тонка.

8 Домашнее задание

1 группа - обратиться ко II абзацу. Ваша задача - проанализировать средства художественной выразительности, которые использовал автор . Записать их втетрадь.

2 группа - определить функцию пейзажа во II-ом абзаце, сопоставить с его функцией в I-ом абзаце.

Проверки сочинений – миниатюр.

10. Выставление оценок за урок.

Выбранный для просмотра документ ╧Ёхчхэ=рЎш ъ єЁюъє.ppt

“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем.

Описание презентации по отдельным слайдам:

“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем.

“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения” (К.Паустовский)

Тема Образность и выразительность художественного слова.

Тема Образность и выразительность художественного слова.

В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде Тульско.

Золотая тучка ночевала На груди утеса-великана. -А как об этом же сказал бы М.

Золотая тучка ночевала На груди утеса-великана. -А как об этом же сказал бы М.Ю. Лермонтов?

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. (М.Ю.Лермонтов) -Что вы увиде.

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. (М.Ю.Лермонтов) -Что вы увидели? Изменили свое привычное место расположение? -Какое предложение лучше?

Девушка пела в церковном хоре О всех уставших в чужом краю. О всех кораблях.

Девушка пела в церковном хоре О всех уставших в чужом краю. О всех кораблях, ушедших в море, О всех , забывших радость свою. (А.Блок)


Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их.

Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурный, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Умение “воспринимать и анализировать художественный текст” - одно из важнейших в требованиях к уровню подготовки выпускников [1]. Курс “Русская словесность. От слова к словесности”, разработанный Р.И.Альбетковой, учит читать и понимать текст, анализировать его, раскрывать выразительные возможности языка художественных произведений. Это очень важно для формирования интеллектуально развитой личности.

При изучении раздела “Слово в лирическом произведении”, на уроке закрепления изученного, предлагаю ученикам провести литературно-лингвистический анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина “На окне, серебряном от инея…”.

Цели урока: обучение навыкам выразительного чтения лирического стихотворения; краткое знакомство с личностью И.А.Бунина; словарно-орфографическая работа над трудной лексикой стихотворения с использованием различных словарей; обучение анализу текста лирического стихотворения; развитие устной речи обучающихся; воспитание любви и интереса к русской классической поэзии.

Интеграция: литература, русский язык.

Технологии: информационно-коммуникационные, предметно-ориентированные, диалоговые технологии.

Урок начинается с обозначения его темы: работаем с заглавием презентации.

Выразительно читаю наизусть стихотворение И.А.Бунина “Слово” (слайд № 2 учебной презентации “Слово в лирическом произведении”).

Укажите ключевое слово в стихотворении. Определите его лексическое значение.

Для ответа на поставленные вопросы ученики обращаются к “Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова”.

- “Слово, -а, мн. 1. Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. Слова делятся на слоги. 2. Самая речь, способность говорить. Дар слова. 3. Обычно мн. Разговор, беседа, что-либо сказанное. Понять друг друга без слов. 4. Устное публичное выступление. Заключительное слово докладчика. 5. Речь на какую-нибудь тему (стар.). “Слово о полку Игореве”.6. Право, позволение говорить публично. 7. Мнение, вывод. Сказать своё веское слово. 8. То же, что обещание. Взять с кого-нибудь слово. 9. Текст к музыкальному произведению. Романс на слова А.С.Пушкина” [2].

По мнению учащихся, в стихотворении И.А.Бунина использовано второе лексическое значение. Добавлю, что стихотворение было написано в 1915 году, когда шла страшная мировая война. Поэт оставил завещание бережно относиться к Слову и сохранять его” [3].

- Итак, понятие “слово” многозначное, наша задача - рассмотреть возможности слова в лирических произведениях.

Кратко познакомимся с личностью поэта (работа со слайдом № 4 презентации).

- Бунин Иван Алексеевич (1870–1953), русский писатель, почётный академик Петербургской АН (1909). В лирике продолжал классические традиции (сборник “Листопад”, 1901). Автор рассказов и повестей, например: “Антоновские яблоки”, “Господин из Сан-Франциско”, “Тёмные аллеи” и других. Перевёл “Песнь о Гайавате” Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).

- Прочитаем вместе прекрасную лирическую страницу И.А. Бунина “На окне, серебряном от инея…”. Перед чтением проведём лексическую работу: объясним, используя словари, лексическое значение слова “застреха”.

- “Застреха, -и, ж. В крестьянских избах: нижний, свисающий край крыши, а также брус, поддерживающий край крыши” [4].

Выразительно наизусть прочитаю стихотворение.

- Легко ли слушалось стихотворение? Какие картины возникали у вас во время чтения стихотворения?

По мнению ребят (они работают с раздаточным материалом, в котором напечатан текст стихотворения) , это очень светлое и красивое стихотворение, которое хочется ещё раз прочитать. Запоминаются яркие, выразительные детали: окно, разрисованное в морозный денёк ледяными узорами, яркое, но холодное зимнее солнце и пленительная красота утра.

- Слова “поэтический” и “мир” вам хорошо знакомы по отдельности. В курсе “В мире литературы” А.Г.Кутузова вы встречались с понятием “поэтический мир”. Давайте вспомним его, обратившись к слайду № 8 нашей презентации: “ Это значит, что у каждого поэта свой неповторимый характер. Характер поэта, его личность отражаются в каждом стихотворении. И все стихотворения вместе, как кусочки мозаики, составляют картину поэтического мира. И в то же время поэтический мир – это автопортрет поэта. Только портрет этот отражает не внешние черты человека, а внутренние, которые мы называем душой” [5].

Таким образом, наша задача - открыть неповторимость поэта, прикоснуться к его поэтическому мастерству через роль слова в лирическом стихотворении.

- Укажите в тексте стихотворения И.А.Бунина “На окне, серебряном от инея…” эпитеты, сравнения, олицетворения, попробуйте объяснить их роль в тексте.

- В первой строфе великолепная метафора в сочетании с метафорическим эпитетом:

На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.

Во второй строфе-олицетворения: “солнце, бодрое от холода”, “утро тихо, радостно и молодо”, “окно золотится…”.

- Благодаря этим средствам образной выразительности в обыкновенной зарисовке морозного утра читатель видит необыкновенную красоту русской зимы.

- Метафора, эпитет, олицетворение помогают увидеть красоту окружающего нас мира, открыть в обыкновенном необыкновенное.

- Они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают всё, что нас окружает.

- Определите стихотворный размер, особенности рифмы и строфы.

- Это шестистопный ямб с пиррихием в первой стопе, рифма перекрёстная, точная, чередуются дактилическая и женская рифмы, строфа - четверостишие.

Обобщим о роли стиха: стих - главный способ организации слов, который превращает высказывание в произведение искусства и раскрывает авторскую мысль.

- В чём же мастерство И.А.Бунина - поэта?

“Бунин так умеет пользоваться словом, что его стихотворения – словно картины. …Зримость, осязаемость … - одно из отличительных свойств поэтического мира И.А.Бунина” [6].

В качестве домашнего задания предлагаю выполнить задание № 5, на странице 212, в учебнике “Русская словесность, 8 класс”: подготовить выразительное чтение стихотворения И.А.Бунина “Последний шмель” и его анализ по вопросам, данным в учебном пособии.


Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект урока по словесности в 8 классе.

Тема. Что такое семантика. Лексическое значение слова и семантика.

Цели: расширить представления о средствах языка художественной словесности; дать понятие о семантике; формировать умение определять значение слова при употреблении языка, в конкретной ситуации; совершенствовать навыки анализа текста; развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать культуру речи.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, мультимедийные средства, Толковый словарь И.С. Ожегова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами практикума.

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

— Язык как орудие мышления и общения прежде всего система слов, именно в слове язык обретает свою цельность и завершенность, формируясь в процессе взаимодействия слов .Что является основной единицей языка? Какой раздел русского языка изучает слова, их значения? (Лексикология) Наука, изучающая лексику, ее развитие и функционирование, называется лексикологией.

-Назовите цель нашего урока. (Определить чем отличается лексическое значение слова от семантического.)

III. Актуализация опорных знаний.

  1. — Где мы можем найти информацию о лексическом значении слов? (В толковых словарях). Какие толковые словари вы знаете?

— Подумайте, может ли значение слова оказаться еще богаче в живом разговоре или в художественном произведении? (Может.)

2. Постановка темы урока.

— Итак, значение слова может зависеть при его конкретном употреблении, поэтому тогда говорят уже не о лексическом значении, а о семантическом. Или по-другому можно сказать о семантике слова.

IV. Работа над темой урока.

Запись определения, что такое семантика в тетради.

Задание для 1- ой(4-ой) группы: изучить цитату из словарной статьи С.И. Ожегова о лексическом значении слова жизнь ; привести собственные примеры употребления слова жизнь в каждом из пяти значений.(Составить предложения). Проанализировать предложения из художественных произведений (Нац. корпус языка)

Задание для 2-ой (5-ой) группы – слова земля.

Задание для 3-ей (6-ой) группы слово вода.

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание: подобрать предложения из художественных произведений со словами земля, вода, жизнь (по группам)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

факультативного курса по русскому языку

учитель русского языка и литературы

2017/2018 учебный год

I ..Планируемые результаты учебного предмета

 применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;

 понимать сущность комического, развивать чувство юмора;

 понимать идею драматического произведения, значение средств словесного выражения; понимать идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора; уметь:

 видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;

 выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;

 оценить качества текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;

 редактировать и совершенствовать текст;

 видеть героя, рассказчика и автора, разные виды авторского повествования испособы передачи речи героя;

 видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;

 создавать стихи, сочинения с использованием в них различных способов выражения идеи.

II .Содержание учебного предмета.

Тема 1 Средства художественной выразительности.

Средства языка художественной словесности. Многообразие языковых средств. Семантика. Лекси ческие возможности языка. Лексические возможности языка. Антонимы. Синонимы. Изобразительные и выразительные возможности языка. Семантика Фонетических средств языка. Интонация. Семантика словообразования. Словесные средства выражения комического. Лексические возможности языка. Синонимы. Омонимы. Паронимы. Антонимы. Архаизмы. Историзмы. Связь славянизмов историзмов. Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы. Тропы: метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха. Семантика типов предложений.

Период. Инверсия. Антитеза. Поэтическая фигура. Оксюморон. Повтор. Умолчание. Эллипсис.

Тема 2 Словесные средства выражения комического.

Тема 3 Качества текста и художественность произведения словесности.

Текст и его признаки. Содержание и форма. Тема и идея. Основные требования к тексту. Художественность произведения. Обобщение по теме «Качества текста и художественность произведения словесности

Тема 4 Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.

Тема 5 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении.

Тема 6 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении.

Слово в драматическом произведении. Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Изображение характеров как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Сюжет и конфликт. Взаимовлияние произведений словесности— закон ее развития. Воздействие Библии на русскую литературу. Мифологические образы в русской литературе. Влияние народной словесности на литературу. Заключительный урок-обобщение.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Класс: 8

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Цели занятия: продолжить наблюдение за изобразительными возможностями слова, формирование исследовательских навыков учащихся при работе с художественным текстом; воспитание бережного отношения к животным

1. Организационный момент

2. Слово учителя

Разговор о слове мы продолжим и сегодня на уроке. Отражать суть нашего разговора будут слова В. Шефнера, которые станут эпиграфом к уроку. Наша задача: показать, что слово обладает уникальной силой воздействия. Действительно, такое воздействие возможно, если мы будем не только знать правила, а будем внимательными к слову. Если мы не только теоретически исследуем изобразительные возможности слова, но и научимся применять их на практике, как это умеют делать мастера литературы.

Итак, урок наш сегодня не простой, а урок-исследование (Приложение 2, слайд). Оставьте, пожалуйста, строчку для темы и запишите форму урока. Цель работы: выявление лексических возможностей слова. На слайде вы видите термины (понятия), которыми мы будем пользоваться в работе. Давайте определим актуальность нашего исследования: необходимость овладения нормами правильной речи. А в чем заключается проблема? – Крайнее засорение русского языка.

Каких результатов ждем мы от исследования? Давайте сформулируем гипотезу (предположение). (Слайд) Можно в стихотворной форме: Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести (В.Шефнер). Объектом нашего исследования будут произведения художественной литературы.

Словарный состав языка или произведений какого – либо автора называют лексикой. Какие лексические группы слов вы знаете? (Слайд)

Давайте запишем тему урока (со слайда). Почему мы будем говорить о роли синонимов? – потому что в русском языке они составляют огромный пласт лексики, делают его ярким, образным, выразительным. Несколько групп ребят получили домашнее задание провести мини-исследование.

3. Отчет исследовательских групп

Исследовательская группа № 1

провела исследование, сколько значений может иметь слово. То, что слова бывают многозначными, мы знаем еще из начальной школы. Но насколько широко выступает многозначность и какими языковыми явлениями она вызвана, мы и попытались выяснить.

Большинство слов русского языка многозначны. Различные значения слова могут принадлежать различным сферам употребления языка. Например, слово предки в общем употреблении обозначает поколения, жившие задолго до настоящего времени, или старшие родственники, обычно далее прадеда, прабабки. А в молодежном жаргоне предки – родители.

Итак, большинство слов русского языка имеют несколько значений, то есть многозначны. Многозначность слова определяется сферой его употребления. Категория многозначности слова используется поэтами и писателями для характеристики героя или для изображения определенной среды. Говоря языком литературы, для создания художественной картины.

Исследовательская группа № 2

провела исследование роли в предложении и тексте слов, звучащих или пишущихся одинаково.

Слова, имеющие одинаковое звучание и написание, но разное значение, называются омонимами. Например: свет (электромагнитное излучение) и свет (вся земля, вселенная); мир (вселенная) и мир (согласие, отсутствие войны); долг, лук и другие.

Омофонами называются слова, одинаковые по звучанию, но различающиеся по написанию. Например: везти – вести, гриб – грипп, старожил – сторожил, порог – порок и другие.

Омографы – слова, одинаковые по написанию, но различающиеся по звучанию: вести – вести, дорог – дорог, стоит – стоит, мука – мука и другие.

Исследовательская группа № 3

исследовала роль антонимов в тексте. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они обозначают противоположные проявления одной сущности: глубокий – мелкий (пруд), глубокие – поверхностные (знания) и другие примеры. Антонимы используются в пословицах. Например: По одежке встречают, а по уму провожают. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

4. Слово учителя

Итак, ребята, исследователи рассказали нам о том, какую роль в тексте выполняют омонимы, омофоны, омографы и антонимы. А цель нашего исследования: определить роль синонимов в тексте. (Слайд)

Синонимы – это слова, близкие по значению. Слов этой группы больше всего в русском языке. Иностранцы, изучающие русский язык, признаются, что именно из-за обилия синонимов трудно выучить язык. (Слайд)

Зависит ли употребление синонима от речевой ситуации?
– Можно ли использовать синонимы как средства художественной изобразительности?
С какой целью автор употребляет синонимы? – вот вопросы, на которые мы должны ответить сегодня на уроке.

Объектом исследования для нас выступят стихотворения Эдуарда Асадова о животных. (Приложение 1)

5. Работа с текстом (исследование) (Слайд)

(План анализа, стихотворения Э. Асадова оформлены в виде презентации)

6. Слово учителя

– Давайте проверим, оправдались наши ожидания? Ответим на вопросы для самоконтроля. (Слайд)

Синонимы – это слова, сходные в главном значении, но выражающие различные оттенки этого значения. Свойство синонима выражать различные оттенки значения используется в написании синквейна. Предлагаю вам написать (создать) стихотворение (образец синквейна в презентации).

Домашнее задание: продолжить исследование, определить роль паронимов (на примере произведений художественной литературы)

Презентация на тему: " Слово в лирическом произведении. Русская словесность, 8 класс. Кузнецова Маргарита Сергеевна, МОУ лицей г. Железнодорожный Московской области. Идентификатор." — Транскрипт:

1 Слово в лирическом произведении. Русская словесность, 8 класс. Кузнецова Маргарита Сергеевна, МОУ лицей г. Железнодорожный Московской области. Идентификатор

5 Прочитаем стихотворение И.А.Бунина вместе. На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. В верхних стёклах- небо ярко – синее И застреха в снеговой пыли. Застреха- в крестьянских избах: нижний, свисающий край крыши.

6 Прочитаем стихотворение И.А.Бунина вместе. Всходит солнце, бодрое от холода, Золотится отблеском окно. Утро тихо, радостно и молодо. Белым снегом всё запушено.

7 Прочитаем стихотворение И.А.Бунина вместе. И всё утро, яркие и чистые, Буду видеть краски в вышине, И до полдня будут серебристые Хризантемы на моём окне.

11 Выводы: метафора, эпитет, олицетворение помогают увидеть красоту окружающего нас мира, открыть в обыкновенном необыкновенное; они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают всё, окружающее нас.

13 Вывод: -стих- главный способ организации слов, который превращает высказывание в произведение искусства и раскрывает авторскую мысль.

14 В чём же мастерство И.А. Бунина- поэта? И.А. Бунин мастерски пользуется словом: его стихотворения словно картины. Зримость, осязаемость (когда нарисованные поэтом картины встают перед тобой как живые)- одно из отличительных свойств поэзии И.А.Бунина.

Читайте также: