Семантика слова в лирике сверхзначение слова конспект урока 8 класс
Обновлено: 04.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ -юэёяхъ= єЁюър Ёєёёъюую ч√ър т 8 ъырёёх.doc
Конспект урока русского языка в 8 – ом классе
Тема: Образность и выразительность художественного слова. Эпиграф
“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения” (К.Паустовский).
Цели:
Обучающие: повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики (тропы и стилистические фигуры речи); подготовка к сдаче ЕГЭ - 11 класс, ГИА - 9 класс.
Практические: продолжение работы по совершенствованию языкового чутья, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; дальнейшее развитие навыков работы с текстом; создание условий для развития коммуникативных компетенций учащихся;
Воспитательные: формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родному языку, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.
активизация познавательной деятельности учащихся ;
усиление практической направленности;
оптимизация труда учителя (через накопление методического и дидактического материала);
развитие творческих, коммуникативных качеств ;
обучение образцовой речи, умению комментировать и делать филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы.
формирование у молодого поколения любви к Родине, культуре и родному языку;
систематизация знаний с целью подготовки к ЕГЭ.
Оборудование: учебники, тетради, карточки, презентация ,словарь литературоведческих и лингвистических терминов, толковый словарь, компьютер, интерактивная доска.
Методические приемы: работа с текстом, беседа.
Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах.
Ход урока:
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Постановка целей. Интерактивная доска.
( Италия). Презентация к уроку (интерактивная доска ).
Ребята, работая над текстом произведения, мы с вами будем анализировать изобразительно выразительные средства, которые И.С. Тургенев для описания природы, мальчиков и которые помогают нам увидеть тончайшие изменения, которые здесь происходят.
2. Повторение пройденного материала.
-Вспомним, какие средства художественной выразительности вы знаете ?
(Тропы и стилистические фигуры).
3. Учитель: Определить роль пейзажа ( I абзац). Указать тропы и фигуры, объяснить значение. Акцентировать внимание на тургеневский пейзаж: запахи, цвета.
Работа по группам.
1группа. Дать определение эпитета.
– Найти их в тексте.
2.группа. Дать определение метафоры. Найти их в тексте.
3группа. Дать определение сравнению. Найти их в тексте.
Выводы. Тропы играют большую роль в тексте.
-Так какую же роль играют тропы в художественном произведении?
( Помогают передавать, описывать небо, солнце, природу; помогают видеть образные картины, создают определенные картины природы)
4. Объяснение нового материала.
-Учитель: Какие стилистические фигуры вы можете сейчас назвать?
Ответы: Две, три фигуры ( Анафору, эпифору)
Учитель: Почему их называют фигурами речи?
Ответы: Они созданы на основе особого построения предложений.
Индивидуальное задание обучающемуся.
В русском языке есть прямой и обратный порядок слов. При прямом порядке слов определение стоит перед определяемым словом , подлежащее перед сказуемым.
Дополнение после глагола или существительного – при прямом порядке слов.
Учитель: Но иногда авторы лирических или прозаических произведений для того, чтобы сделать текст более эмоциональным или экспрессивно окрашенным меняют привычный порядок слов. И тогда определения стоят после определяемого слова, а подлежащее после сказуемого. Этот прием и есть инверсия.
Материал для наблюдения. Работа с презентацией к уроку.
Учитель ( даю предложение, где нет инверсии, предложение построено по принципам синтаксиса – всё понятно – все предложения находятся на своем месте ( с инверсией - перестановка).
Золотая тучка ночевала
На груди утеса- великана.
Учитель: А как эту же информацию ( об этом же) сказал бы М.Ю.
Лермонтов? ( попробуете переставить местами).
Ночевала тучка золотая
На груди утеса- великана.
Учитель: Что вы увидели? Изменили свое привычное место расположения?
Учитель: Какое предложение лучше?
Верно, звучит поэтично, красиво. Вот для чего нужна – инверсия.
Индивидуальное задание учащегося (из Словаря литературоведческих и лингвистических терминов ) выписать определение инверсии. Зачитать на уроке.
-Как вы думаете , есть ли в этом отрывке инверсия ?
Учитель: Почему автор выбрал именно эту стилистическую фигуру?
( Используя обратный порядок слов, автор делает акцент на те слова, которые несут основную информацию, основное содержание).
Учитель: А теперь понаблюдаем над другим приемом.
Материал для наблюдения.
Учитель: Что же вы увидели?
Ответы : Жара, жара- все предложения начинаются с одних и тех же слов.
Учитель: А как мы можем изменить предложение? Заменить.
В первом предложении - жара, во втором предложении – Она.
Учитель: Останется ощущение яркого образа?
Ученики: Нет. Так было красивее.
Индивидуальное задание учащегося ( из Словаря литературоведческих и лингвистических терминов) выписать анафору. Зачитать на занятии. Экран.
Я обращу ваше внимание на такие моменты этого абзаца .
- Найдите в тексте сами одну анафору.
- Продолжая разговор о выразительных средствах языка , проанализируем пейзаж.
Вывод: Роль пейзажа:
создает светлое настроение у читателя;
определяет настроение повествователя;
подчеркивает красоту русской природы.
Учитель: Какова же роль этих фигур речи?
( Инверсия и анафора – с особенным построением предложений. Особенное синтаксическое построение предложений).
А теперь проанализируем вот это предложение. Карточки с текстом
Учитель: Обратите внимание на то, как расположены главные члены предложения .
- Что особенного вы заметили в этом предложении?
Ответы учащихся: Другая постановка главных членов предложения. Они находятся в обратном порядке. В общепринятых простых предложениях подлежащее предшествует сказуемому.
Здесь – обратный порядок слов)
Учитель: Действительно, ребята, вы правы. В этом предложении обратный порядок слов сказуемое стоит перед подлежащим. и это является одним из средств выразительности речи, которую мы называем фигурой речи.
-Итак, ребята на сегодня на уроке будем знакомиться с фигурами речи, которые относятся к образности и выразительности языка.
Читаем определение по карточкам.
-Как вы думаете, есть ли в этом отрывке инверсия ?
Учитель: Почему автор выбрал именно эту стилистическую фигуру?
( Используя обратный порядок слов, автор делает акцент на те слова, которые несут основную информацию , основное содержание).
Учитель: А какая стилистическая фигура есть в этом отрывке?
-А теперь проанализируем вот это предложение.
Карточка с текстом.
-Что особенного вы заметили в этом предложении?
Ответы: Повторы. Повторение начальных частей слова.
Учитель: Верно, ребята.
Читаем определение по карточкам.
Анафора- это стилистическая фигура, заключающаяся в повторении слов, словосочетаний, предложений, самостоятельных отрезков речи.
Служит для усиления предшествующего слова. Повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности.
-Я обращу ваше внимание на такие моменты этого абзаца.
- Как вы думаете, какая стилистическая фигура в отрывке, который я вам зачитала?
- Найдите в тексте сами одну анафору.
- Продолжая разговор о выразительных средствах языка, проанализируем пейзаж.
создает светлое настроение у читателя;
определяет настроение повествователя;
подчеркивает красоту русской природы.
Физ. Минутка (упражнения показывает один ученик)
5. Синтаксический разбор сложного предложения
- Продолжаем работу над первым абзацем рассказа.
( Синтаксический разбор сложного предложения).
-Кроме тропов и стилистических фигур автор использует и синтаксические средства.
-Как вы думаете, что это за средства?
( Это – сложные предложения, в состав которых входят однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты).
- Давайте проанализируем следующее предложение.
- Какое предложение – простое или сложное?
- Назовите грамматические основы?
(Первая грамматическая основа - Они не трогаются;
Вторая - они сдвигаются, теснятся;
Третья - нет подлежащего … синевы не может быть подлежащим - не в им. П; сказуемое - не видать .
Четвертая - они лазурны;
Пятая - они проникнуты.
Всего - пять грамматических основ).
-Это большое предложение несет много информации.
-Назовите однородные члены предложения?
светом и теплом).
-Найдите сравнительные обороты?
- Найдите причастные и деепричастные обороты со словами, к которым они относятся?
( …островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы).
В этом предложении:
два причастных оборота;
пять грамматических основ;
два сравнительных оборота;
два ряда однородных членов предложения
Вывод: Предложение сложное с разными видами связи. В нем много разных конструкций: однородные члены предложения, причастные обороты, сравнительные обороты.
Это - синтаксические средства выразительности.
К синтаксическим средствам выразительности относятся и ряды однородных членов предложения, и предложения с обращениями, вводными слова
6. Рефлексия.
Учитель: Что нового узнали на занятии?
Ответы: Повторили тропы- эпитеты, метафоры , сравнения.
Познакомились с инверсией, анафорой - фигурами речи, находили их в тексте.
Учились находить синтаксические средства языка.
7. Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашего занятия.
Какова же образность и выразительность художественного слова?
С помощью употребленных фигур, тропов, синтаксических средств автор создает разнообразные картины природы, которые не только помогают понять состояние души героя, но и понять, что человек зависим от природы, что жизнь человека ограничена и что смерть может возникнуть неожиданно. А также задуматься над тем, что грань между жизнью и смертью очень тонка.
8 Домашнее задание
1 группа - обратиться ко II абзацу. Ваша задача - проанализировать средства художественной выразительности, которые использовал автор . Записать их втетрадь.
2 группа - определить функцию пейзажа во II-ом абзаце, сопоставить с его функцией в I-ом абзаце.
Проверки сочинений – миниатюр.
10. Выставление оценок за урок.
Выбранный для просмотра документ ╧Ёхчхэ=рЎш ъ єЁюъє.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения” (К.Паустовский)
Тема Образность и выразительность художественного слова.
Золотая тучка ночевала На груди утеса-великана. -А как об этом же сказал бы М.Ю. Лермонтов?
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. (М.Ю.Лермонтов) -Что вы увидели? Изменили свое привычное место расположение? -Какое предложение лучше?
Девушка пела в церковном хоре О всех уставших в чужом краю. О всех кораблях, ушедших в море, О всех , забывших радость свою. (А.Блок)
Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурный, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.
Умение “воспринимать и анализировать художественный текст” - одно из важнейших в требованиях к уровню подготовки выпускников [1]. Курс “Русская словесность. От слова к словесности”, разработанный Р.И.Альбетковой, учит читать и понимать текст, анализировать его, раскрывать выразительные возможности языка художественных произведений. Это очень важно для формирования интеллектуально развитой личности.
При изучении раздела “Слово в лирическом произведении”, на уроке закрепления изученного, предлагаю ученикам провести литературно-лингвистический анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина “На окне, серебряном от инея…”.
Цели урока: обучение навыкам выразительного чтения лирического стихотворения; краткое знакомство с личностью И.А.Бунина; словарно-орфографическая работа над трудной лексикой стихотворения с использованием различных словарей; обучение анализу текста лирического стихотворения; развитие устной речи обучающихся; воспитание любви и интереса к русской классической поэзии.
Интеграция: литература, русский язык.
Технологии: информационно-коммуникационные, предметно-ориентированные, диалоговые технологии.
Урок начинается с обозначения его темы: работаем с заглавием презентации.
Выразительно читаю наизусть стихотворение И.А.Бунина “Слово” (слайд № 2 учебной презентации “Слово в лирическом произведении”).
Укажите ключевое слово в стихотворении. Определите его лексическое значение.
Для ответа на поставленные вопросы ученики обращаются к “Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова”.
- “Слово, -а, мн. 1. Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. Слова делятся на слоги. 2. Самая речь, способность говорить. Дар слова. 3. Обычно мн. Разговор, беседа, что-либо сказанное. Понять друг друга без слов. 4. Устное публичное выступление. Заключительное слово докладчика. 5. Речь на какую-нибудь тему (стар.). “Слово о полку Игореве”.6. Право, позволение говорить публично. 7. Мнение, вывод. Сказать своё веское слово. 8. То же, что обещание. Взять с кого-нибудь слово. 9. Текст к музыкальному произведению. Романс на слова А.С.Пушкина” [2].
По мнению учащихся, в стихотворении И.А.Бунина использовано второе лексическое значение. Добавлю, что стихотворение было написано в 1915 году, когда шла страшная мировая война. Поэт оставил завещание бережно относиться к Слову и сохранять его” [3].
- Итак, понятие “слово” многозначное, наша задача - рассмотреть возможности слова в лирических произведениях.
Кратко познакомимся с личностью поэта (работа со слайдом № 4 презентации).
- Бунин Иван Алексеевич (1870–1953), русский писатель, почётный академик Петербургской АН (1909). В лирике продолжал классические традиции (сборник “Листопад”, 1901). Автор рассказов и повестей, например: “Антоновские яблоки”, “Господин из Сан-Франциско”, “Тёмные аллеи” и других. Перевёл “Песнь о Гайавате” Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).
- Прочитаем вместе прекрасную лирическую страницу И.А. Бунина “На окне, серебряном от инея…”. Перед чтением проведём лексическую работу: объясним, используя словари, лексическое значение слова “застреха”.
- “Застреха, -и, ж. В крестьянских избах: нижний, свисающий край крыши, а также брус, поддерживающий край крыши” [4].
Выразительно наизусть прочитаю стихотворение.
- Легко ли слушалось стихотворение? Какие картины возникали у вас во время чтения стихотворения?
По мнению ребят (они работают с раздаточным материалом, в котором напечатан текст стихотворения) , это очень светлое и красивое стихотворение, которое хочется ещё раз прочитать. Запоминаются яркие, выразительные детали: окно, разрисованное в морозный денёк ледяными узорами, яркое, но холодное зимнее солнце и пленительная красота утра.
- Слова “поэтический” и “мир” вам хорошо знакомы по отдельности. В курсе “В мире литературы” А.Г.Кутузова вы встречались с понятием “поэтический мир”. Давайте вспомним его, обратившись к слайду № 8 нашей презентации: “ Это значит, что у каждого поэта свой неповторимый характер. Характер поэта, его личность отражаются в каждом стихотворении. И все стихотворения вместе, как кусочки мозаики, составляют картину поэтического мира. И в то же время поэтический мир – это автопортрет поэта. Только портрет этот отражает не внешние черты человека, а внутренние, которые мы называем душой” [5].
Таким образом, наша задача - открыть неповторимость поэта, прикоснуться к его поэтическому мастерству через роль слова в лирическом стихотворении.
- Укажите в тексте стихотворения И.А.Бунина “На окне, серебряном от инея…” эпитеты, сравнения, олицетворения, попробуйте объяснить их роль в тексте.
- В первой строфе великолепная метафора в сочетании с метафорическим эпитетом:
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
Во второй строфе-олицетворения: “солнце, бодрое от холода”, “утро тихо, радостно и молодо”, “окно золотится…”.
- Благодаря этим средствам образной выразительности в обыкновенной зарисовке морозного утра читатель видит необыкновенную красоту русской зимы.
- Метафора, эпитет, олицетворение помогают увидеть красоту окружающего нас мира, открыть в обыкновенном необыкновенное.
- Они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают всё, что нас окружает.
- Определите стихотворный размер, особенности рифмы и строфы.
- Это шестистопный ямб с пиррихием в первой стопе, рифма перекрёстная, точная, чередуются дактилическая и женская рифмы, строфа - четверостишие.
Обобщим о роли стиха: стих - главный способ организации слов, который превращает высказывание в произведение искусства и раскрывает авторскую мысль.
- В чём же мастерство И.А.Бунина - поэта?
“Бунин так умеет пользоваться словом, что его стихотворения – словно картины. …Зримость, осязаемость … - одно из отличительных свойств поэтического мира И.А.Бунина” [6].
В качестве домашнего задания предлагаю выполнить задание № 5, на странице 212, в учебнике “Русская словесность, 8 класс”: подготовить выразительное чтение стихотворения И.А.Бунина “Последний шмель” и его анализ по вопросам, данным в учебном пособии.
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Конспект урока по словесности в 8 классе.
Тема. Что такое семантика. Лексическое значение слова и семантика.
Цели: расширить представления о средствах языка художественной словесности; дать понятие о семантике; формировать умение определять значение слова при употреблении языка, в конкретной ситуации; совершенствовать навыки анализа текста; развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать культуру речи.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, мультимедийные средства, Толковый словарь И.С. Ожегова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами практикума.
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
— Язык как орудие мышления и общения прежде всего система слов, именно в слове язык обретает свою цельность и завершенность, формируясь в процессе взаимодействия слов .Что является основной единицей языка? Какой раздел русского языка изучает слова, их значения? (Лексикология) Наука, изучающая лексику, ее развитие и функционирование, называется лексикологией.
-Назовите цель нашего урока. (Определить чем отличается лексическое значение слова от семантического.)
III. Актуализация опорных знаний.
- — Где мы можем найти информацию о лексическом значении слов? (В толковых словарях). Какие толковые словари вы знаете?
— Подумайте, может ли значение слова оказаться еще богаче в живом разговоре или в художественном произведении? (Может.)
2. Постановка темы урока.
— Итак, значение слова может зависеть при его конкретном употреблении, поэтому тогда говорят уже не о лексическом значении, а о семантическом. Или по-другому можно сказать о семантике слова.
IV. Работа над темой урока.
Запись определения, что такое семантика в тетради.
Задание для 1- ой(4-ой) группы: изучить цитату из словарной статьи С.И. Ожегова о лексическом значении слова жизнь ; привести собственные примеры употребления слова жизнь в каждом из пяти значений.(Составить предложения). Проанализировать предложения из художественных произведений (Нац. корпус языка)
Задание для 2-ой (5-ой) группы – слова земля.
Задание для 3-ей (6-ой) группы слово вода.
V. Подведение итогов урока
Домашнее задание: подобрать предложения из художественных произведений со словами земля, вода, жизнь (по группам)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
факультативного курса по русскому языку
учитель русского языка и литературы
2017/2018 учебный год
I ..Планируемые результаты учебного предмета
применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;
понимать сущность комического, развивать чувство юмора;
понимать идею драматического произведения, значение средств словесного выражения; понимать идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора; уметь:
видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;
выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
оценить качества текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;
редактировать и совершенствовать текст;
видеть героя, рассказчика и автора, разные виды авторского повествования испособы передачи речи героя;
видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;
создавать стихи, сочинения с использованием в них различных способов выражения идеи.
II .Содержание учебного предмета.
Тема 1 Средства художественной выразительности.
Средства языка художественной словесности. Многообразие языковых средств. Семантика. Лекси ческие возможности языка. Лексические возможности языка. Антонимы. Синонимы. Изобразительные и выразительные возможности языка. Семантика Фонетических средств языка. Интонация. Семантика словообразования. Словесные средства выражения комического. Лексические возможности языка. Синонимы. Омонимы. Паронимы. Антонимы. Архаизмы. Историзмы. Связь славянизмов историзмов. Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы. Тропы: метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха. Семантика типов предложений.
Период. Инверсия. Антитеза. Поэтическая фигура. Оксюморон. Повтор. Умолчание. Эллипсис.
Тема 2 Словесные средства выражения комического.
Тема 3 Качества текста и художественность произведения словесности.
Текст и его признаки. Содержание и форма. Тема и идея. Основные требования к тексту. Художественность произведения. Обобщение по теме «Качества текста и художественность произведения словесности
Тема 4 Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.
Тема 5 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении.
Тема 6 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении.
Слово в драматическом произведении. Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Изображение характеров как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Сюжет и конфликт. Взаимовлияние произведений словесности— закон ее развития. Воздействие Библии на русскую литературу. Мифологические образы в русской литературе. Влияние народной словесности на литературу. Заключительный урок-обобщение.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Класс: 8
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Цели занятия: продолжить наблюдение за изобразительными возможностями слова, формирование исследовательских навыков учащихся при работе с художественным текстом; воспитание бережного отношения к животным
1. Организационный момент
2. Слово учителя
Разговор о слове мы продолжим и сегодня на уроке. Отражать суть нашего разговора будут слова В. Шефнера, которые станут эпиграфом к уроку. Наша задача: показать, что слово обладает уникальной силой воздействия. Действительно, такое воздействие возможно, если мы будем не только знать правила, а будем внимательными к слову. Если мы не только теоретически исследуем изобразительные возможности слова, но и научимся применять их на практике, как это умеют делать мастера литературы.
Итак, урок наш сегодня не простой, а урок-исследование (Приложение 2, слайд). Оставьте, пожалуйста, строчку для темы и запишите форму урока. Цель работы: выявление лексических возможностей слова. На слайде вы видите термины (понятия), которыми мы будем пользоваться в работе. Давайте определим актуальность нашего исследования: необходимость овладения нормами правильной речи. А в чем заключается проблема? – Крайнее засорение русского языка.
Каких результатов ждем мы от исследования? Давайте сформулируем гипотезу (предположение). (Слайд) Можно в стихотворной форме: Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести (В.Шефнер). Объектом нашего исследования будут произведения художественной литературы.
Словарный состав языка или произведений какого – либо автора называют лексикой. Какие лексические группы слов вы знаете? (Слайд)
Давайте запишем тему урока (со слайда). Почему мы будем говорить о роли синонимов? – потому что в русском языке они составляют огромный пласт лексики, делают его ярким, образным, выразительным. Несколько групп ребят получили домашнее задание провести мини-исследование.
3. Отчет исследовательских групп
Исследовательская группа № 1
провела исследование, сколько значений может иметь слово. То, что слова бывают многозначными, мы знаем еще из начальной школы. Но насколько широко выступает многозначность и какими языковыми явлениями она вызвана, мы и попытались выяснить.
Большинство слов русского языка многозначны. Различные значения слова могут принадлежать различным сферам употребления языка. Например, слово предки в общем употреблении обозначает поколения, жившие задолго до настоящего времени, или старшие родственники, обычно далее прадеда, прабабки. А в молодежном жаргоне предки – родители.
Итак, большинство слов русского языка имеют несколько значений, то есть многозначны. Многозначность слова определяется сферой его употребления. Категория многозначности слова используется поэтами и писателями для характеристики героя или для изображения определенной среды. Говоря языком литературы, для создания художественной картины.
Исследовательская группа № 2
провела исследование роли в предложении и тексте слов, звучащих или пишущихся одинаково.
Слова, имеющие одинаковое звучание и написание, но разное значение, называются омонимами. Например: свет (электромагнитное излучение) и свет (вся земля, вселенная); мир (вселенная) и мир (согласие, отсутствие войны); долг, лук и другие.
Омофонами называются слова, одинаковые по звучанию, но различающиеся по написанию. Например: везти – вести, гриб – грипп, старожил – сторожил, порог – порок и другие.
Омографы – слова, одинаковые по написанию, но различающиеся по звучанию: вести – вести, дорог – дорог, стоит – стоит, мука – мука и другие.
Исследовательская группа № 3
исследовала роль антонимов в тексте. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они обозначают противоположные проявления одной сущности: глубокий – мелкий (пруд), глубокие – поверхностные (знания) и другие примеры. Антонимы используются в пословицах. Например: По одежке встречают, а по уму провожают. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
4. Слово учителя
Итак, ребята, исследователи рассказали нам о том, какую роль в тексте выполняют омонимы, омофоны, омографы и антонимы. А цель нашего исследования: определить роль синонимов в тексте. (Слайд)
Синонимы – это слова, близкие по значению. Слов этой группы больше всего в русском языке. Иностранцы, изучающие русский язык, признаются, что именно из-за обилия синонимов трудно выучить язык. (Слайд)
– Зависит ли употребление синонима от речевой ситуации?
– Можно ли использовать синонимы как средства художественной изобразительности?
– С какой целью автор употребляет синонимы? – вот вопросы, на которые мы должны ответить сегодня на уроке.
Объектом исследования для нас выступят стихотворения Эдуарда Асадова о животных. (Приложение 1)
5. Работа с текстом (исследование) (Слайд)
(План анализа, стихотворения Э. Асадова оформлены в виде презентации)
6. Слово учителя
– Давайте проверим, оправдались наши ожидания? Ответим на вопросы для самоконтроля. (Слайд)
Синонимы – это слова, сходные в главном значении, но выражающие различные оттенки этого значения. Свойство синонима выражать различные оттенки значения используется в написании синквейна. Предлагаю вам написать (создать) стихотворение (образец синквейна в презентации).
Домашнее задание: продолжить исследование, определить роль паронимов (на примере произведений художественной литературы)
Презентация на тему: " Слово в лирическом произведении. Русская словесность, 8 класс. Кузнецова Маргарита Сергеевна, МОУ лицей г. Железнодорожный Московской области. Идентификатор." — Транскрипт:
1 Слово в лирическом произведении. Русская словесность, 8 класс. Кузнецова Маргарита Сергеевна, МОУ лицей г. Железнодорожный Московской области. Идентификатор
5 Прочитаем стихотворение И.А.Бунина вместе. На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. В верхних стёклах- небо ярко – синее И застреха в снеговой пыли. Застреха- в крестьянских избах: нижний, свисающий край крыши.
6 Прочитаем стихотворение И.А.Бунина вместе. Всходит солнце, бодрое от холода, Золотится отблеском окно. Утро тихо, радостно и молодо. Белым снегом всё запушено.
7 Прочитаем стихотворение И.А.Бунина вместе. И всё утро, яркие и чистые, Буду видеть краски в вышине, И до полдня будут серебристые Хризантемы на моём окне.
11 Выводы: метафора, эпитет, олицетворение помогают увидеть красоту окружающего нас мира, открыть в обыкновенном необыкновенное; они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают всё, окружающее нас.
13 Вывод: -стих- главный способ организации слов, который превращает высказывание в произведение искусства и раскрывает авторскую мысль.
14 В чём же мастерство И.А. Бунина- поэта? И.А. Бунин мастерски пользуется словом: его стихотворения словно картины. Зримость, осязаемость (когда нарисованные поэтом картины встают перед тобой как живые)- одно из отличительных свойств поэзии И.А.Бунина.
Читайте также: