Конспект урока полтавская битва

Обновлено: 07.07.2024

I. Битва у деревни Лесной.
II. Полтавское сражение.
III. Значение Полтавской битвы для Северной войны.
IV. Отражение Полтавской битвы в произведениях русской литературы и искусства.

Новый материал необходимо связать с изученным ранее:

1. Назвать причины Северной войны.
2. Какие страны были союзниками России и как они проявили себя в ходе войны?
3. Где произошло первое сражение русской армии со шведами и чем оно закончилось?
4. Какие дальнейшие действия были предприняты Петром I?
5. Когда и где были одержаны первые победы в Северной войне?

I. Битва у деревни Лесной

28 сентября 1708 г. произошло крупное сражение Северной войны, в котором русские войска (12 тысяч человек) разгромили 16-тысячный корпус шведского военачальника А. Левенгаупта. Это поражение стало роковым для шведской стороны. Они потеряли 9 тысяч убитыми и ранеными, а самое главное – обоз. Шведский король Карл XII остался без резервов и боеприпасов. Соединение сил Карла XII и Левенгаупта, на которое рассчитывал шведский король, не состоялось. Впоследствии Петр I назвал битву при Лесной “матерью Полтавской баталии”. (После изучения сражения под Полтавой следует вернуться к высказыванию Петра I и попросить обучающихся объяснить его смысл).

II. Полтавское сражение – 27 июня 1709 г.

В основе объяснения – схема Полтавской битвы (крупным планом на экране).

Генеральное сражение – сражение главных сил воюющих сторон, решавшее в XVIII – начале XX вв. исход войны, кампании или создававшее коренной перелом в ходе военных действий на суше или на море. (определение записывается в тетрадь)

Обучающимся предлагаются вопросы, направленные на анализ схемы:

1. Что из себя представляла местность сражения?
2. Как был укреплен русский лагерь? Как были расположены русские войска?

Редуты – насыпные земляные укрепления. (определение записывается в тетрадь)

Предлагаем школьникам рассмотреть расположение редутов. Фронтально расположено 6 редутов, им перпендикулярна фланговая линия из 4 редутов. Редуты должны были раздробить боевой строй шведов. В том случае. Если шведы приблизятся к укрепленному лагерю русских, их встретит огонь орудий.

3. Как были расположены войска шведов?
4. Что мешало шведам наносить удары с флангов?

Акцентируем внимание обучающихся на обращении Петра I к армии перед битвой:

“Воины! Вот пришел час, который решить должен судьбу отечества, и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру порученное, за отечество…не должно вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали…”

Карл XII пообещал своим изголодавшимся солдатам устроить пир в русском лагере.

Вопрос: Могло ли содержание речи Петра I и Карла XII повлиять на исход сражения?

Учитель, используя схему, излагает ход битвы. Затем предлагается обучающимся определить причины победы русской армии. (совместное обсуждение и запись в тетрадь)

1. Тщательная подготовка русской армии к бою.
2. Храбрость и самоотверженность воинов.
3. Превосходство русской артиллерии.
4. Полководческое искусство Петра I и его сподвижников, которое выразилось в умелом перекрытии вероятных путей отступления противника, глубине боевого порядка в две линии, фортификационном новшестве – редутах.

III. Значение Полтавской битвы для Северной войны

1. Была освобождена территория России от захватчиков.
2. Закреплена победа на берегах Балтийского моря, изменен весь ход Северной войны.
3. Был восстановлен союз России, Дании, Польши и примкнувшей к ним Пруссии против Швеции.

Уместно привести слова советника французского короля Людовика XIV герцога Сен-Симона. Он писал: “1709 год принес полное изменение положения на севере, упадок, если не сказать уничтожение, Швеции, которая так часто приводила в трепет весь север и не раз заставляла дрожать Империю и Австрийский дом, и необычное возвышение другой державы, доселе известной лишь по названию и никогда не влиявшей на другие страны, за исключением ближайших соседей”.

Награды: все участники битвы получили памятные медали, на лицевой стороне изображен Петр I, а на оборотной – сражающаяся пехота на фоне Полтавы с надписью “За Полтавскую баталию”.

IV. Отражение Полтавской битвы в произведениях русской литературы и искусства

Одним из великих произведений А.С. Пушкина является поэма “Полтава”. Она написана в 1828 г. , а опубликована в 1829 г. к 120-летию Полтавской битвы.

Заранее подготовившийся ученик выразительно читает отрывок из поэмы.

Другое великое произведение, посвященной Полтавской битве – это мозаичная картина М.В. Ломоносова с одноименным названием. Выполнена из разноцветных кубиков смальты. На ее создание ушло несколько лет – с 1761 по 1764 г.

Словарная работа

Мозаика – вид искусства. Мозаикой называют изображение, выполненное из частиц одного или нескольких разноцветных материалов (стекла, древесины, камней, металлов, пластмассы, раковин и др.).

Смальта – цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками. Смальта считается классическим материалом для мозаичных работ и насчитывает сотни различных цветов и оттенков.

“Полтавская битва”, созданная М.В. Ломоносовым – самое выдающееся произведение русского мозаичного искусства. В 2011 г. наша страна и весь мир будут отмечать 300-летие со дня рождения гениального ученого.

Тот факт, что Полтавской битве посвятили свои произведения великий поэт А.С. Пушкин и гениальный ученый М.В. Ломоносов еще раз подчеркивает ее значимость.

1. Нарисовать схему Полтавской битвы
2. Обдумать историческую задачу (раздаются карточки с текстом)

Историческая задача: “Когда в 1812 г. Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С едкой насмешкой французский император спросил у Балашова, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов, как свидетельствует предание, ответил: “Есть много дорог на Москву, одна из них ведет через Полтаву”. О чем предупреждал Наполеона русский генерал?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Подготовила и провела учитель

истории и обществоведения

Хусаинова П.Н.

Ростов-на-Дону

Тема: Полтавская битва.

Цель : Дать понятие сути Полтавской битвы в ходе Северной войны; довести до восприятия учащихся о значении победы русской армии под Полтавой; подвести детей к образу Петра 1 как полководца военных сражений.

Образовательные: показать учащимся успешный ход исторического сражения и роль Петра 1 полководца русской армии;

Коррекционно-развивающие : расширить словарный запас, коммуникативные функции речи, представления активных мыслительных процессов;

Воспитательные: воспитать чувства гордости, любви и уважения к истории России.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование : мультимедия, карточки.

Актуализация знаний.

- Начнём наш урок с повторения прошлой темы. У вас на партах лежат листочки с цифрами, я задаю вопрос, вы отвечаете по очереди. Отвечаем полным ответом, чтобы у нас получился рассказ о прошлом уроке.

1. Какую тему изучали на предыдущем уроке? (Северная война)

2. В каком году началась Северная война? (в 1700г.)

3. Какой это был век? (начало 18 века)

4. В каком году закончилась Северная война? (1721 году)

5. Сколько лет длилась Северная война? (21 год)

6. Какие две страны воевали в Северной войне? (Россия и Швеция)

7. Назовите главнокомандующего русской армии (Пётр 1).

8. Назовите главнокомандующего шведской армии (Карл XII ).

9. Что хотел завоевать Пётр I в период Северной войны? (побережье Балтийского моря и крепость на реке Неве)

10. Для чего нужно было Петру I захватывать побережье Балтийского моря и крепость реки Нева? (он мечтал построить на Балтийском море российский военный флот и обеспечить морскую торговлю России с европейскими государствами).

Сегодня мы совершаем очеред­ ное путешествие в то время, когда шла Северная война. Что будет сегодня темой нашего урока, вы сами мне ответите, когда я прочитаю отрывок из поэмы А.С. Пушкина.

Полтавский бой

И грянул бой. Полтавский бой.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

- Как вы думаете, какой битве в ходе Северной войны А.С. Пушкин посвятил это стихотворение? (Полтавской).

- По каким словам или словосочетаниям вы поняли? (Полтавский бой, швед, русский).

СЛАЙД 1. (запись темы в тетрадь)

hello_html_13ee45ab.jpg

Изучение нового материала.

- Перед началом мы с вами проведём знакомство с новыми словами, которые встретятся на нашем уроке.

Словарная работа:

hello_html_m32fbf7fe.jpg

Р Е ДУ Т – земляное укрепление

ДР А ГУНЫ – полки конников русской армии в тяжелом вооружении.

(записать в тетрадь)

- Полтавская битва сыграла огромную историческую роль в судьбе нашей Родины.

hello_html_m266db9e4.jpg

- Чтобы добиться цели нашего урока нужно решить несколько задач

hello_html_m6503871b.jpg

(У вас на партах листочки с задачами (наклеить в тетрадь).

- И первая наша задача узнать, зачем была нужна эта битва под Полтавой.

- Как уже было сказано, в битве участвовали две страны, армиями которых правили Россией - Пётр 1 и Швецией - Карл XII.

- Вот они - главные участники событий тех дней.

hello_html_m729c2fe9.jpg

- В то время пока Пётр 1 строил российский флот на Балтике и новую столицу Санкт Петербург, молодой шведский король Карл XII неустанно воевал. Узнав об успехах Петра 1, он решил напасть на Россию. Историки до сих пор не могут объяснить, почему Карл XII, собираясь идти на Москву, оказался на Украине. Он решил взять г. Полтаву. На помощь защитникам Полтавы пришла армия Петра 1.

hello_html_m5940ff80.jpg

- Зачем нужна была эта битва? (Карл XII – захватить г. Полтаву, Пётр I – не потерять г. Полтаву).

- Чтобы решить следующую задачу – как проходила подготовка русской армии к сражению .

hello_html_5da81506.jpg

Для этого мы с вами обратимся к учебнику. Стр. 119

hello_html_m6458b8e6.jpg

hello_html_177b0336.jpg

(в ходе чтения – одежда воинов)

- Когда началась битва? (27 июня 1709 года)

27 июня 1709 года – Полтавская битва. (записывают дату в тетрадь)

hello_html_2ca90511.jpg

(работа с датой)

- Скажите, в каком веке началась Полтавская битва? (в начале 18 века)

- Сколько веков назад проходила Полтавская битва? (3 века назад)

- Вы в каком году родились? (19….)

- Это какой век? (20 век)

- Сколько веков назад с вашего рождения проходила Полтавская битва? (2 века назад)

Физкультминутка

- Перед битвой Петр обратился к русским воинам с речью.

Речь Петра перед Полтавской битвой.

hello_html_2f327e2.jpg

Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, православную нашу веру и церковь.

- Прозвучал сигнал, и стройные ряды русских полков в девятом часу утра с развернутыми знаменами двинулись на врага. Теперь решаем следующую задачу – как проходило сражение.

hello_html_5893a0ab.jpg

Показ видеоролика начала битвы (аннотация).

(учитель читает)

- Начала наступление шведская конница. Русская конница была отброшена. Но пехота Карла XII попала под огонь пушек с редутов и понесла большие потери. И, тем не менее, прорвав линию обороны, шведы вышли на поле против лагеря Петра I . Затем наступило затишье. Войска готовились к новой схватке. Шведы выстроились в одну линию, русские, в две линии. Численное превосходство было на стороне русских. Шведы стремительно атаковали первую линию пехотинцев Петра и прорвали ее. Царь Петр I сам повел в бой отряды второй линии. Закипел кровавый бой.

hello_html_m5a2d6f5b.jpg
hello_html_m43267704.jpg

- Но силы были не равные. (читают по слайду учащиеся) В распоряжении шведского короля было 30-тысячное войско и 39 артиллерийских орудий. Под предводительством Петра находилась регулярная армия в 42 тыс. и 102 орудия.

hello_html_298ab1f2.jpg

- 2 часа продолжалось с ражение, которое закончилось победой русских. Шведы отступили.

hello_html_7acd83fe.jpg

(читают учащиеся)

- Давайте посмотрим на слайд, каковы были потери Полтавской битвы.

На Полтавском поле полегло 1345 русских воинов. Армия Карла потеряла убитыми 9 тыс. человек, около 3 тыс. было взято в плен.

- Из слайда видно, большие потери были у шведов. Сам Карл XII бежал в Турцию.

- Полтавский бой выигран. Полтавская битва позволила полностью выполнить стратегические задачи России в Северной войне. Давайте посмотрим ответ на четвёртую задачу – исход сражения.

hello_html_m126c255d.jpg

страна получила выход к морю,

вернула побережье Финского залива,

превратила Россию в морскую державу,

укрепила международный авторитет нашей Родины.

hello_html_83429fa.jpg

- И, последняя задача – значение Петра I в Полтавской битве.

- На следующий день, 28 июня, царь Пётр I приказал, чтобы всех раненых отвезли в Полтаву, где было открыто много госпиталей. Раненых шведов лечили на равных правах с русскими, а также вырыть две могилы: одну для погибших офицеров и одну – для солдат. В присутствии всех войск была отслужена панихида, а после похорон над могилой был насыпан большой холм. По легенде, Пётр 1 собственноручно установил на его вершине деревянный крест.

- До сих пор на Украине стоит этот могильный курган. Сейчас это место охраняется морским флотом. Открыты экскурсии для туристов.

Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос:

Назовите личностные качества Петра I .

Выписать из перечисленных прилагательных, те которые характеризуют личность Петра I .

Благородный, ответственный, коварный, мужественный, сильный, жестокий, смелый, отзывчивый, добрый, злой.

4. Первичное закрепление.

А) Заполните пропуски в предложениях ( на карточках)

hello_html_m3d99b16e.jpg

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать патриотизм, уважительное отношение к истории родной страны.

Оборудование: карта сражения, учебник истории, иллюстрации, раздаточный материал (тексты отрывка из поэмы с лексикой к уроку, материал к словарной работе по истории).

Оформление доски: тема урока; портрет Петра Великого; высказывание А.С.Пушкина; домашнее задание по истории и литературе.

Организационный момент.

С.Г. Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок истории, а урок истории и литературы, а чему он посвящен мы узнаем, разгадав этот смысловой кроссенс. Как по смыслу связаны картинки.

Какие задачи мы поставим перед собой? (Учащиеся называют, редактирует Учитель истории.

ЭПИТЕТ -

форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.

СРАВНЕНИЕ -

повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.

МЕТАФОРА -

переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.

АЛЛИТЕРАЦИЯ-

художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.

Какие направления внешней политики России стали основными после Великого посольства? (слайд )

Зачем нужно было получить выход к морям?

Пыталась ли Россия получить выход к Балтийскому морю?

Пыталась завоевать выход к Балтике в годы русско-шведской войны (1656-1661).

Можно ли было решить эту задачу мирным путем?

Скорее всего, нет.

Швеция владела всем побережьем Балтийского моря.

Швеция владела всем побережьем Балтийского моря ("Шведское озеро"). Государство было самым могущественным в Европе; правил Карл XII (18 лет). Международная обстановка в начале XVIII века была благоприятной для России, так как европейские державы не могли вмешиваться в конфликт между Россией и Швецией.

Начало войны для Швеции поражение под Нарвой Причины Почему Пётр назвал не поражение, а Нарвская конфузия. Еще он назвал это поражение школой будущих побед Какие уроки извлекли

Работа со словарём

Первые победы слайд

в 1706 г. Карл XII заставил Саксонию выйти из войны. Россия осталась со Швецией один на один. В 1708 г. Карл XII вторгся в Россию и двинулся на Украину, гетман которой, Мазепа, обещал ему помощь.

-В обозе Левенгаупта находились замечательные продовольственные припасы и оружие для армии Карла XII, с трудом собранные в Швеции. Изменение в планах Карла – предательства гетмана Мазепы – позволило шведам повернуть на Украину в поисках опорной базы. Однако данное изменение планов Карла было вызвано не только изменой Мазепы, но и хорошим взаимодействием русских войск в Белоруссии, в результате которых дороги на Москву и Петербург были перекрыты. Украинский народ не поддержал изменника и оказал серьезное сопротивление шведам.

- Найдите на карте Полтаву.

-Почему под Полтавой воюющие стороны решили дать генеральное сражение?

- Как рисует Пушкин начало боя?

имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, победа Востока

- Почему поле брани роковое? (Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

- Кому этот Бог покровительствует? (В данном сражении он покровительствует русским).

- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту)

- Давайте найдем эти глаголы. Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

Работа с историческим материалом Интерактивная схема с коментариями

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СРАЖЕНИЕ – сражение главных сил воюющих сторон, решавшее в XVIII – начале XX веков исход войны.

-Поясните всю важность генерального сражения.

-Правильно. Оно опасно тем, что в итоге можно потерять все.

-Используя схему сражения, определите позиции русских и шведских войск. Подумайте и скажите, имела ли какая-нибудь армия преимущества? И какие?

-Верно. Преимущества были у русской армии. одно из них – редуты.

-Незадолго до сражения Карл получил важные сведения от перебежчика: на поле боя должен был выступить полк неопытных новобранцев, одетых в мундиры из серого сукна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать понятие сути Полтавской битвы в ходе Северной войны; довести до восприятия учащихся о значении победы русской армии под Полтавой; подвести детей к образу Петра 1 как полководца военных сражений.

Задачи:

Образовательные: показать учащимся успешный ход исторического сражения и роль Петра 1 полководца русской армии;

Коррекционно-развивающие: расширить словарный запас, коммуникативные функции речи, представления активных мыслительных процессов;

Воспитательные: воспитать чувства гордости, любви и уважения к истории России.

Читайте также: