Секреты бабушкиного сундука конспект

Обновлено: 09.07.2024

Главная Этот день в истории

Дети входят в зал парами под песню “Бабушка без дедушки” (автор А.Брежнев)

Танец “Бабушка без дедушки”

Дети садятся на стульчики.

Асейчас ваши внуки причают для вас стихи.

Мурат, Искандер, Варвара, Индира.

Мурат:

Дедушки и бабушки, милые, родные,

Ведь когда-то тоже вы были молодые!

И ходили в шортиках, и плели косички,

И стишки учили вы, как зайчики, лисички.

Искандер:

Мама с папой заняты, вечно на работе,

Вы сказку нам расскажете, и песенку споете!

Варвара:

Пирожки и блинчики стряпают бабули,

И играют в ладушки с внуками дедули.

Индира:

Мы вас очень любим и желаем не болеть,

После отдыха на даче на Канары полететь!

Открывается занавес. На сцене русская изба.

Бабушка хлопочет по хозяйству.

Ведущий: Здравствуйте, бабушка Матрена.

Бабушка: Здравствуйте, люди добрые! Что ж вы в дверях-то встали, проходите в горницу.

Ведущая: Ребята посмотрите, как здесь светло и красиво. Кругом половички домотканые, да коврики рукодельные — просто загляденье! Ой, бабушка Матрена, а что у вас такое?

Бабушка: Это мой сундук.

Ведущая: Какой он у вас старый и большой, да под замком. Видно много в нем добра льняного. А можно нам посмотреть что в нем?

Бабушка: Интересное все покажу. Только плату с вас за это возьму.

Ведущая: А чем платить за поглядки?

Бабушка: Плата пустяшная. Кто споет, кто спляшет, кто быль расскажет, а кто отгадает, про что спрошу — вот и вся плата.

Ведущая: Ребята. плясать мы умеем, песни петь тоже. Да и загадки разгадывать мы с вами мастера. согласимся на такую плату. Бабушка Матрена, мы согласны.

Бабушка: Сундучок открывается,

Сундучок открывается под волшебную музыку.

Бабушка из сундука достает лапти.

Ведущая: Ребята, что это такое? Верно, это лапти.

Лапти деревенские, мастером сплетенные,

В прошлом были обувью до того мудреною.

Лапти, лыком шитые, — русская история!

Сколько ими хожено по России всей!

Для девицы – подружки, для старика, старушки.

Хоть по улице гулять, хоть работать, хоть плясать!

Бабушка: Сделать надо нам расчёт, за то. что я сундучок открыла — станцуйте.

Ведущий: Хорошо, бабушка. Ребята сейчас станцуют танец “Топни ножка моя”.

Танец “Топни ножка моя”

Текст песни: Т.Ромашко)

Ведущий: Ой, какие молодцы,

Танцевали от души.

А теперь пришла пора

Поиграть нам детвора.

Подходи со всех сторон,

Вот и наш аттракцион!

Надо лаптем взять картошку,

Опустить ее в лукошко,

Лапоть другу передать,

Чтоб он мог картошку взять,

Опустить ее в лукошко.

Словом, лаптем взять картошку.

Это вам не щи хлебать,

А картошку – доставать

(играют мальчики с бабушками)

Ведущая: Бабушка, Матрена, а еще в твоем сундуке что-нибудь есть?

Бабушка: Сейчас поглядим. Тук. Тук, тук открываю свой сундук.

Сундук открывается под волшебную музыку.

Из сундука бабушка достает веретено.

Ведущий: Ребята. А вы знаете, что это? Правильно, веретено.

Без веретена — не пряха,

Без иглы — не портной!

У ленивой пряхи

Нет про себя и рубахи!

Чтобы рубаху нам соткать,

Надо пряжу намотать!

Бабушка: С вас плату возьму вот такую: намотайте мне пряжу, а то мои клубочки все спутались.

Игра “Клубочки” (играют бабушки с внучками)

Ведущий: Вот какие у нас бабушки – мастерицы. Не зря говорят, что у бабушек руки золотые. Про своих любимых бабушек дети расскажут стихи.

Камилла, Марк, Илья

Камилла:

Я с бабушкой своею

Она во всех затеях

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней,

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Марк:

И стала молодой.

Я за нашу бабушку

Илья:

У меня есть бабушка,

Она печет оладушки,

Вяжет теплые носки,

Знает сказки и стихи

Бабушку свою люблю,

Ей песню подарю!

Ведущий: Наши ребята не только стихи о бабушках знют. Но и могут много интересного о них рассказать.

Презентации детей: Илья, Влада.

Ведущий: А сейчас стихи расскажут Лера, Элина и Костя.

Лера:

С бабушкой моей вдвоем

Очень дружно мы живем!

Вместе ходим мы гулять,

Вместе мы ложимся спать,

Вместе моем мы посуду -

Правда, правда! Врать не буду!

Элина:

Не капризничать стараюсь,

Слез не лью, а улыбаюсь -

С ней большие мы друзья,

Потому что мы — СЕМЬЯ!

Костя:

С дедом мы по воскресеньям

Держим путь на стадион.

Я люблю пломбир с вареньем,

А мультфильмы любит он.

Ведущий: Что же еще есть в бабушкином сундучке? Бабушка Матрена. Может ты еще раз свой сундук откроешь.

Бабушка: чок чок чок открываю сундучок.

Сундук открывается под волшебную музыку.

Из сундука бабушка достает деревянные ложки.

Ведущий: Ребята. А это что?

Ложки расписные – нарядные такие.

И не только щи хлебать, можно музыку играть!

Ложки разными бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой.

Сразу в пляс пойдет любой.

Песня “Бабушка испеки оладушки”

(девочки играют на ложках)

Дети садятся на свои места

Ведущий: Бабушка Матрена, может быть еще разок сундучок ты свой откроешь? Уж больно интересные вещицы в нем хранятся.

Бабушка: Так и быть открою.

Расписная крышка, медная задвижка,

Раз, два, три, сундучок отопри.

Сундук открывается под волшебную музыку.

Из сундука бабушка достает самовар.

Ведущий: Ребята, а это что? Правильно – это самовар. Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром, да песни распевали. И сейчас Камилла споет песню про самовар.

Бабушка: А наш-то самовар пустой.

Ведущий: И правда. В самоваре воды то нет. Как же чай нам попить?

Бабушка: Скорее к колодцу – воды набирайте,

Бегите к столу – в самовар наливайте!

Бабушка: В моем сундуке осталась только одна вешь. Вот она.

Ведущий: Ребята. А вы знаете, что это? Нет, бабушка, мы не знаем что это.

Бабушка: Это головной убор мордовского костюма. Посмотрите, какой он красивый. Отдаю его вам. Ну а мне пора домой возвращаться, оладушек напечь, внучат угащать. До свидания.

Бабушка Матрена уходит.

Ведущий: К нам сегодня пришли гости: мордовский ансамбль “Эрзянка”. Может быть это они потеряли головной убор? Встречайте.

Выступление ансамбля “Эрзянка”

Ведущий: Ребята, посмотрите, какие у мордовского народа красивые костюмы, песни какие красивые, мордовские праздники очень веселые. Давайте мы с вами будем изучать традиции и культуру мордовского народа.

Наши ребята приготовили поздравительные открытки для наших гостей.

Дети вручают подарки ансамблю.

Дети вручают бабушкам и дедушкам подарки.

пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.

- познакомить детей с обрядовой куклой;

- научить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;

- развивать навыки работы с различными материалами

- прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа;

- приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;

- прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;

- развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;

- способствовать развитию у дошкольников моторики мелких мышц рук;

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса.

сундучок, сарафан, передник, платок; лоскуты ткани для изготовления кукол, нитки.

Методы и приемы:

практические : создание художественного продукта, экспериментирование, физ. минутка;

наглядные : демонстрация кукол;

словесные : беседа, объяснения, вопросы к детям, чтение стихотворения.

Формы организационной деятельности: индивидуально-групповая

Ознакомление детей с народным творчеством, знакомство с предметами старинного русского быта, ознакомление детей с русским народным фольклором, пословицами, поговорками, изготовление простейшей куклы- оберега.

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Мы рады вас видеть.

Уши слушают – и все слышат.

Глаза смотрят – и всё видят.

Ноги – руки не мешают.

А голова хорошо думает.

Воспитатель: Сегодня нас ждет путешествие в далекое прошлое. Ребята, посмотрите - что это? (ответы детей) .

- Да, это сундук. А для чего он служил? (ответы детей) .

Правильно: раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов и поэтому вещи хранили в сундуке. Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие:

- Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?

Дети произносят волшебные слова.

Воспитатель открывает сундук и говорит: Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.

- Что же это (достает сарафан) ?

- Кто носил сарафаны? (такие сарафаны в старину носили все русские женщины, девушки, девочки).

Воспитатель продолжает, доставая из сундука платок:

- Что это за вещь необыкновенной красоты? (ответы детей)

- Как его носили? (на голове, на плечах).

Воспитатель надевает на себя атрибуты бабушкиного наряда

Воспитатель: - А как вы думаете, что ещё хранили в сундуках? (одежду, обувь, предметы быта, скатерти, полотенца и т.д.). В сундуках хранили не только одежду, но и вышитые полотенца- рушники ; вышитые полотенца сопровождали человека от рождения и до конца жизни. Когда подрастала девочка, ее учили шитью и вышивке. В сундуке хранили не только вещи, но и предметы для рукоделия (лоскуты, нитки, тесемки)

А сейчас отгадайте загадку:

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Кукла)

Воспитатель: А у вас есть куклы? (ответы детей).

А что вы с ними делаете?

Воспитатель: Скажите, а такие куклы у вас есть? (Поочередно достает кукол)

Воспитатель: Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная) – показ куклы.

Воспитатель: Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала: тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

Правильно, который всегда под рукой.

Воспитатель: Устали? Давайте немножко разомнемся.

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, а сейчас, ребята, я предлагаю вам, перенестись в то время и окунуться в ту атмосферу. Я предлагаю девочкам одеть платочки, а мальчикам завязать пояски. Присаживайтесь поудобнее.

Давным- давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

На крылечке, на полатях

Во все стороны глядит.

Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, домашних животных. Для изготовления кукол-оберегов нужно было только несколько лоскутков ткани, кусочки тесьмы и ниток.

Пригодятся только добрые мысли, чистое сердце и хорошее настроение – только тогда кукла выполнит свое главное предназначение: защищать, поддерживать в трудную минуту, оберегать от зла.

- А вы хотите иметь куколку – оберег?

Тогда делу время, потехе час!

Не зря так говорят у нас.

Хватит, дети, забавляться,

пора делом заниматься.

Сегодня мы с вами будем учиться делать себе куколок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

454071, г. Челябинск, ул. Комарова, 112-Б, тел. 772-63-22, 772-63-28,

непрерывной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

в средней группе № 8

Составила: Диндарова Р.Р

Программное содержание:

Познакомить с историей возникновения народной куклы;

Познакомить с понятиями о русских народных традициях, ремеслах, праздниках

Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: НОД, развлечения, беседы;

Обучение технологии изготовления народных кукол-оберегов;

Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой-оберегом;

Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу.

Предварительная работа:

Ознакомление детей с народным творчеством;

Знакомство с предметами старинного русского быта (картинки);

Ознакомление детей с русским народным фольклором, пословицами, поговорками;

Сундук, сарафан, передник, платок;

Лоскуты ткани для изготовления кукол, нитки.

Словарная работа:

Русский быт; кукла-оберег; лапти; полотенца- рушники; передник.

Интеграция образовательных областей:

Ход непрерывной образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята сегодня нас ждет путешествие в далекое прошлое.

А как вы думаете; что такое далекое прошлое?

Ответы детей: Это то, что было давным-давно.

Воспитатель: Ребята, посмотрите - что это?

Ответы детей: Это сундук.

Воспитатель : Да, это сундук. А для чего он служил?

Ответы детей: Что бы в нем, что то хранить, например; вещи.

Воспитатель: Правильно, ребята: раньше не было такой мебели, как сейчас, и поэтому вещи приходилось хранить в сундуках.

Воспитатель: Ребята, а как называется та мебель, где мы сейчас храним свои вещи?

Ответы детей: Шкаф, комод.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно сказали: сейчас в квартирах у всех есть: шкафы, комоды, где мы храним свою одежду, постельное белье, полотенца.

Воспитатель: А вы хотите посмотреть, что находится внутри нашего сундука?

Ответы детей: Да, хотим.

Воспитатель: Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный.

Что нам надо сделать, что бы открыть сундук?

Ответы детей: Открыть замок ключом, сломать замок.

Воспитатель: Давайте попробуем открыть ключом – не получилось, а теперь давайте попробуем сломать, и сломать мы не смогли замок.

Что же нам делать?

Неужели мы так и не узнаем, что же лежит в нашем сундуке?

Воспитатель: Ребята, а сундук то у нас не простой. Как вы думаете, какой?

Ответы детей: Волшебный.

Воспитатель: Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?

Воспитатель открывает сундук и говорит: Ребята у нас получилось открыть наш сундук.

А теперь пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.

Воспитатель: Что же это (достает сарафан)?

Ответы детей: Сарафан

Воспитатель: Кто носил сарафаны? (такие сарафаны в старину носили все русские женщины, девушки, девочки).

Ответы детей: Такие сарафаны в старину носили все русские женщины, девушки, девочки

Воспитатель продолжает, доставая из сундука: Что это за вещь необыкновенной красоты? (платок)

Ответы детей : Платок.

Воспитатель: А кто и как носил платки? (на голове, на плечах)

Ответы детей : Платки в старину носили все русские женщины, девушки, девочки: на голове, на плечах.

Воспитатель: - А как вы думаете, что ещё хранили в сундуках? (одежду, обувь, предметы быта, скатерти, полотенца и т.д.).

Ответы детей : Наверное, еду.

Воспитатель: В сундуках хранили не только одежду, но и вышитые полотенца- рушники; вышитые полотенца сопровождали человека от рождения и до конца жизни. Когда подрастала девочка, ее учили шитью и вышивке. В сундуке хранили не только вещи, но и предметы для рукоделия (лоскуты, нитки, тесемки). А что такое рукоделия?

Ответы детей : Это то, что делается своими руками.

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку:

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

Ответы детей: Кукла

Воспитатель: А у вас есть куклы?

Ответы детей : Есть

А что вы с ними делаете?

Ответы детей : Играем

Воспитатель: Посмотрите, какие куклы есть у меня. Поочередно достает кукол.

Воспитатель: Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная) – показ куклы.

Воспитатель: из резины.

Ответы детей: резиновая

Воспитатель: из дерева.

Ответы детей: деревянная

Воспитатель: из пластмассы.

Ответы детей: пластмассовая

Воспитатель: из бумаги.

Ответы детей: бумажная

Воспитатель: из ткани.

Ответы детей: тканевая

Воспитатель: Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала: тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

Воспитатель: Как вы думаете, что означает слово подручный материал?

Ответы детей: Это материал, который всегда находится под рукой

Воспитатель: Правильно, который находится всегда под рукой.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам, перенестись в то далекое время и окунуться в ту атмосферу.

Воспитатель: Присаживайтесь поудобнее.

Давным- давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

На крылечке, на полатях

Во все стороны глядит.

Воспитатель: Вечером дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, пряли, вышивали, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол.

Ответы детей: Оберегать, охранять

Воспитатель: Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, домашних животных. Для изготовления кукол-оберегов нужно было только несколько лоскутков ткани, кусочки тесьмы и ниток.

Пригодятся только добрые мысли, чистое сердце и хорошее настроение – только тогда кукла выполнит свое главное предназначение: защищать, поддерживать в трудную минуту, оберегать от зла.

Воспитатель: А вы хотите иметь куколку – оберег?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Тогда делу время, потехе час!

Не зря так говорят у нас.

Хватит, дети, забавляться,

пора делом заниматься.

Сегодня мы с вами будем учиться делать себе куколок.

Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать.

Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня, (загибают пальчики на обеих руках)

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран

Сколько вместе? Как узнать? (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Воспитатель: Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что нам потребуется для изготовления куклы. Что вы видите на столе?

Ответы детей: Ножницы, тряпочки, нитки

Воспитатель: Каждую деталь куклы мы будем формировать при помощи ниток.

Воспитатель: Но сначала давайте вспомним, как надо обращаться с колющими и режущими инструментами, которые сегодня нам пригодятся для работы (техника безопасности по обращению с ножницами)

«С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота:

(звучит лёгкая музыка)

Дети самостоятельно изготавливают куклу. При необходимости воспитатель помогает.

Подведение итога:

Воспитатель: Потрудились мы не зря.

Вышла кукла хоть куда.

Воспитатель: Чему вы научились сегодня?

Ответы детей: Делать кукол из лоскутков

Воспитатель: Как называются эти куклы? (Это куклы-обереги)

Ответы детей: Это куклы-обереги

Воспитатель: А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник.

Воспитатель: Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, ребята

Пришла пора прощаться

Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что было создано с любовью их руками!

Воспитатель: Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами.

Программное содержание: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
ознакомить детей с народным творчеством, предметами старинного русского быта, русским народным фольклором, пословицами, поговорками;
изготовление простейшей куклы-оберега.

Задачи:
Воспитательные:
• Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.
• Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.
Развивающие:
• Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции..
• Развивать сенсорные навыки: умение использовать обследовательские действия материала (текстиль, вату, умение различать лицевую и изнаночную стороны.
• Развивать трудовые навыки рукоделия.
• Развивать физические навыки: это развитие глазомера, остроты зрения, мускулатуры кисти руки, координацию рук под контролем глаз. Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений. Развивать способность к концентрации внимания.
Образовательные:
• Формировать знания, умения и навыки у детей при использовании различных видов техники в работе.
• Расширить и закрепить знания, и умения по работе с тканью.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:
- Народные костюмы (сарафан, кокошник,).
- Лоскуты ткани для изготовления кукол, нитки.
- аудиозаписи русских народных мелодий, магнитофон.

- Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?
Дети произносят волшебные слова. Воспитатель открывает сундук и говорит:
-Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.
- Что же это (достает лапти)
-Для чего они?
-Лапти – были самой распространенной обувью на Руси. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.
-Достаем следующую вещь. Основой народного женского костюма была рубаха. Шили рубаху до пят или до пояса. На мне рубаха праздничная, а это ежедневная
- Кто из вас знает что это?-
-Телогрея - В отличие от душегреи телогреи были с рукавами. В ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи.
Воспитатель продолжает, доставая из сундука платок: - Что это за вещь необыкновенной красоты?
- Как его носили? (на голове, на плечах).
- В сундуках хранили не только одежду, но и вышитые полотенца - рушники вышитые полотенца сопровождали человека от рождения и до конца жизни. Когда подрастала девочка, ее учили шитью и вышивке, и она сама вышивала себе приданое. В сундуке хранили не только вещи, но и предметы: для рукоделия (лоскуты, нитки, тесемки, а также…
Для того, чтобы догадаться, что за предмет отгадайте загадку:
Платье носит, а есть не просит.
Всегда послушна,
Но с ней не скучно? (Кукла)
Воспитатель: А у вас есть куклы? (ответы детей). А что вы с ними делаете? Кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны, а у кого-то они красуются на полке. А кем может быть кукла для девочки? (Дочкой, подружкой).

- Формирование линии талии. По талии промотать нитку, заложив переднюю часть рубахи Ангела на заднюю.
- Второй квадрат сложить пополам и стянуть его ниткой. Полученные крылья прикрепить к каркасу куклы так, чтобы нитка по груди и спинке проходила крест-накрест.
- Кукла Ангел готова. У вас во время работы могут возникнуть трудности в завязывании узлов. Для этого можно попросить соседа подержать куклу, а вы в это время завяжете узлы, то есть вы должны помогать друг другу. Если что-то не понятно, не бойтесь поднять руку и спросить. Теперь я вижу, что вы готовы к работе, приступаем.
Вышел ангел хоть куда.
Будет ангел помогать
Маме деточку качать.
Будет ангел утешать,
Будут детки крепко спать.
- А теперь давайте возьмём наших замечательных ангелочков. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку- ангела тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними, придумаете куклам имена, познакомите кукол друг с другом, а может быть подарите тому, кому задумали. Вот и закончилось наше путешествие в далекое прошлое
– Что нового вы сегодня узнали? - Как называются эти куклы? (Это куклы-обереги).
- Понравилось ли вам наше путешествие? Мне пора уходить. До свидания! Детям предлагают выбрать колобка веселого и грустного, чтобы определить свое отношение к занятию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:формирование у обучающихся мотивации к познанию окружающего мира, природы и истории своего края и своей малой родины, на основе личностно-ориентированного подхода.

Ход занятия:.

-Ребята прежде чем начать занятие, отгадайте загадку:

Есть у бабушки-старушки Очень маленький секрет: Всё в него упрямо прячет, Чтоб не смог добраться внук. Есть у бабушки на даче Ветхий старенький… (Сундук)

Что же можно хранить в этом красивом, расписном сундуке?

Как, вы думаете? (ответы детей) Да, может храниться и одежда, а могут там храниться и предметы быта, для одного человека или для всей семьи.

И сегодня мы узнаем, что же хранится в нашем сундучке.

Все секреты мудрости собраны в этот сундучок. Бабушкин сундучок-это кладезь мудрости и знаний.

- первый предмет: семейный альбом.

Бабушкин сундук являлся предметом многофункциональным, в нем хранились – одежда, посуда, украшения, рукоделие, книги, куклы, картины. Вот в сундуке есть ещё одна замечательная вещь, которая может очень много рассказать о своём владельце. Так и хочется вспомнить стихи, написанные Анжеликой Анисимовой:

«В заветный бабушкин сундук

Ты загляни, любимый внук:

А что такое фотоальбом?

Фотоальбом это застывшая история любой семьи. Здесь мы можем проследить этапы жизни человека и его рода.

- второй предмет: По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины. (ответы детей)

Какие эти игрушки? (нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные и др.)

Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист.

Воспитатель: Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

-третий предмет: дымковская лошадка:Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.Это один из самых старинных промыслов Руси, более четырёхсот лет.

- четвертый предмет: ленточка с колечком.Славно мы с вами потрудились.. Я думаю нам нужно отдохнуть. Согласны, ребята? Но сначала, давайте откроем сундучок и вытащим ленточку. Ой, да какая длинная. Это не простая ленточка, а игровая. Русский народ кроме пословиц. Загадок создал игры. После трудового дня или в праздники народ любил петь, танцевать, играть. И мы сейчас поиграем в игру колечко с лентой. Нам необходимо стать в круг. Теперь все обеими руками беремся за ленточку. Ребята, смотрите, на ленте колечко. Мы будем его быстро передвигать руками, пока ведущий с закрытыми глазами читает считалку. Как только ведущий идет искать колечко, тот, у кого на данный момент колечко крепко держит его в руке. А водящий должен с трех раз угадать у кого кольцо.Когда водящий угадывает и называет имя кого-либо, то ребенок должен обе руки снять с ленты. Если водящий угадал ребенка, то он ведущий.

Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Я иду кольцо искать!

(Игра заканчивается. Дети обмениваются впечатлениями.)

-пятый предмет: портрет президента.

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Давайте проверим наши знания о России.

Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

Наша страна называется… Россия.

Граждане России называются… россияне.

Столица России – город… Москва.

Кто президент в России… Путин.

Кто выбирал президента… российский народ.

Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.

Еще в нашем сундуке можно встретить много различный вещей: (показ: книга со сказками, куклы- обереги, флаг города Светлограда). Но о них мы будет говорить на следующих занятиях.

Наши дети еще очень малы, но мы взрослые можем научить их беречь Родину, любить ее, делать краше. Разве так трудно не мусорить на улице, не ломать кусты и деревья, не топтать газоны. А самое главное любить своих близких, свою семью.

Цель:формирование у обучающихся мотивации к познанию окружающего мира, природы и истории своего края и своей малой родины, на основе личностно-ориентированного подхода.

Ход занятия:.

Орг. Момент. Здравствуйте, ребята!

-Ребята прежде чем начать занятие, отгадайте загадку:

Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Всё в него упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький… (Сундук)

Что же можно хранить в этом красивом, расписном сундуке?

Как, вы думаете? (ответы детей) Да, может храниться и одежда, а могут там храниться и предметы быта, для одного человека или для всей семьи.

И сегодня мы узнаем, что же хранится в нашем сундучке.

Ход занятия.

Все секреты мудрости собраны в этот сундучок. Бабушкин сундучок-это кладезь мудрости и знаний.

- первый предмет: семейный альбом.

Бабушкин сундук являлся предметом многофункциональным, в нем хранились – одежда, посуда, украшения, рукоделие, книги, куклы, картины. Вот в сундуке есть ещё одна замечательная вещь, которая может очень много рассказать о своём владельце. Так и хочется вспомнить стихи, написанные Анжеликой Анисимовой:

«В заветный бабушкин сундук

Ты загляни, любимый внук:

А что такое фотоальбом?

Фотоальбом это застывшая история любой семьи. Здесь мы можем проследить этапы жизни человека и его рода.

- второй предмет: По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины. (ответы детей)

Какие эти игрушки? (нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные и др.)

Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист.

Воспитатель: Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

-третий предмет: дымковская лошадка:Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.Это один из самых старинных промыслов Руси, более четырёхсот лет.

- четвертый предмет: ленточка с колечком.Славно мы с вами потрудились.. Я думаю нам нужно отдохнуть. Согласны, ребята? Но сначала, давайте откроем сундучок и вытащим ленточку. Ой, да какая длинная. Это не простая ленточка, а игровая. Русский народ кроме пословиц. Загадок создал игры. После трудового дня или в праздники народ любил петь, танцевать, играть. И мы сейчас поиграем в игру колечко с лентой. Нам необходимо стать в круг. Теперь все обеими руками беремся за ленточку. Ребята, смотрите, на ленте колечко. Мы будем его быстро передвигать руками, пока ведущий с закрытыми глазами читает считалку. Как только ведущий идет искать колечко, тот, у кого на данный момент колечко крепко держит его в руке. А водящий должен с трех раз угадать у кого кольцо.Когда водящий угадывает и называет имя кого-либо, то ребенок должен обе руки снять с ленты. Если водящий угадал ребенка, то он ведущий.

Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Я иду кольцо искать!

(Игра заканчивается. Дети обмениваются впечатлениями.)

-пятый предмет: портрет президента.

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Давайте проверим наши знания о России.

Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

Наша страна называется… Россия.

Граждане России называются… россияне.

Столица России – город… Москва.

Кто президент в России… Путин.

Кто выбирал президента… российский народ.

Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.

Еще в нашем сундуке можно встретить много различный вещей: (показ: книга со сказками, куклы- обереги, флаг города Светлограда). Но о них мы будет говорить на следующих занятиях.

Подведение итогов.

Наши дети еще очень малы, но мы взрослые можем научить их беречь Родину, любить ее, делать краше. Разве так трудно не мусорить на улице, не ломать кусты и деревья, не топтать газоны. А самое главное любить своих близких, свою семью.

Читайте также: