Конспект урока брюсов весенний дождь
Обновлено: 27.07.2024
Валерий Яковлевич Брюсов – русский литератор, один из основоположников русского символизма. Начал писать свои стихи в 13 лет, чем и определил свое будущее. Кроме стихотворений Валерия Яковлевич писал прозу, литературную критику и занимался переводами.
История создания
Жанр
Композиция
В первой части Брюсов рисует пейзаж природы, на которую еще через мгновение опустится дождь:
«Шумом робким и смущенным
Во второй части автор рассказывает о стихийном явлении и отражение его в природе:
В третьей части поэт уже рассуждает о людей, об их значении и беспомощности перед величием природы:
«Что мы знаем? что мы значим?
Последняя часть возвращает читателя к первоначальной теме природы и стихийных явлений: Дождь заканчивается вместе с мыслями автора:
«Шумом робким и влюбленным
Символика произведения
Стихотворение воспевает величие природы, ее гармонию, способность к самоочищению и силу. Валерий Яковлевич пишет свой стих, словно поклоняется природе, превозносит ее могущество и величие. Говоря о дожде, автор говорит о возможности самоочищаться, развиваться и нести жизни. Ветер олицетворяет дыхание природы, которое благодаря дождю становится явным. Говоря же о солнце, автор говорит о жизни, о силе после очищения наполнить мир теплом и заботой.
Кроме того, что Брюсов превозносит природу, в своем стихотворении он уделяет место и человеку. Поэт говорит о слабости людей на фоне стихии. Осуждает человечество за то, что они осознанно отрываются от природы, таким образом, отрицая гармонию и свою суть.
В стихотворении природа – вечна, человек – всего лишь миг. Заканчивая стихотворение на окончании дождя, автор словно показывает, что в один прекрасный день, природа может решить очистится и от человечества, и всем нам пора задуматься.
История создания
Всё творчество поэта можно условно разделить на четыре периода.
Жанр, направление, размер
Композиция
Образы и символы
Лирическим героем является сам Валерий Яковлевич. Он делится своими размышлениями с читателем, передаёт испытываемые им эмоции, восхищается природой.
Природа является центральным образом стихотворения. Автор описывает именно предгрозовой момент, когда всё кругом заливается не сияющим, но ярким и одновременно очень мягким солнечным светом, когда можно заметить дыхание природы. В это мгновение начинает идти дождь.
Дождь – это символ жизни, символ очищения. В контексте данного стихотворения он является олицетворением мягкой воспитательной руки. Он тихо, ласково указывает на авторитетность природы по отношению к человеку.
В середине стихотворения возникает эфемерный образ человека, маленького, незначительного и непостоянного, по сравнению с огромнейшей вековечной природой. Это противопоставление заставляет задуматься над ролью, значимостью человека в мире, умерить свой, бывает, необузданный, разрушительный пыл, успокоиться, вздохнуть и слиться с природой.
Темы, проблемы, настроение
Основная идея
Данная строфа является кульминационной в данном произведении. Она передаёт весь смысл стихотворения, всю его суть.
Средства выразительности
Автор: Кристина Асаулова
Автор: Самый Зелёный · Published 21.11.2021
Автор: Самый Зелёный · Published 08.08.2019
Автор: Самый Зелёный · Published 30.06.2020
Добавить комментарий Отменить ответ
Последнее
Архивы
Литрекон © 2022. Все права защищены.
ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='6'>
ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>
История создания
Читайте по теме:
Поэт использует интересный ход: он является в стихотворном произведении и рассказчиком, и наблюдателем. Тема свежести природы – вот так можно сказать, когда читаешь стихотворение Валерия Яковлевича.
Композиция
Брюсов использовал четырёхстопный хорей, создавая особое движение в своём стихотворении. Всего 5 строф, в которых последовательно излагаются мысли поэта.
Средства выразительности
Тропами вымощена дорога в рай – так можно сказать про стихотворение, перефразировав известное изречение. При этом особое значение отведено тому, что главные картины в стихотворении рисуют сравнительные обороты, среди которых есть как простые, так и весьма витиеватые выражения.
Читайте по теме:
Эпитеты
Дальних рощ, простором позлащенным, пёстрых нив – эпитеты.
Олицетворение
Метафоры
В стихотворении нет метафор, однако в нём в изобилии представлены сравнительные обороты: как рыба, зыбком как дитя.
Здравствуйте, дорогие ребята. Начнем наш урок литературы.
Вопросы эвристической беседы.
– Попадали ли вы под дождь?
– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?
– А как пахнет дождь?
– Похож ли шум дождя на музыку?
Дождевая капля – дождевая нота.
Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.
Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.
Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.
Словесное рисование дождя. 2-3 ученика.
– Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя.
Каждый видит, слышит, ощущает дождь по– своему. Наши дожди имеют разное настроение.
Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.
А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При помощи слов).
Сегодня на уроке мы познакомимся с Дождем А.А. Фета.
Поэт создал свой дождь – весенний.
Слайд №13
Тема урока А.А. Фет. “Весенний дождь”.
Запись в тетрадь. Запишите число, классная работа, Тему урока.
Для нашего урока я предлагаю следующие Цели и задачи:
– Сегодня на уроке мы с вами проанализируем стихотворение А.А.Фета “Весенний дождь”;
– Научимся составлять образную картину;
– Составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление как дождь.
– Чем мы будем заниматься на уроке? (обратная связь)
– Составлять образную картину
– Писать творческую работу.
– Откроем учебник на стр. 246.
Слайд №15. Портрет Фета, постепенно возникают строчки стихотворения “Весенний дождь”.
Послушаем стихотворение. Учитель читает стихотворение (учебник).
Чтение учащимися про себя и вслух (2-3 человека)
– Дадим оценку нашим чтецам. Что удалось при прочтении, над чем надо работать?
– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прочтении стиха?
(окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно).
Запись в тетрадь Образный ряд стихотворения А.А. Фета “Весенний дождь”: …
– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому?
– Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)
Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать
Вопрос № 4 учебника.
– Обратите внимание на начало 2– го четверостишья.
– Прочитаем две первые строчки 2 четверостишья.
Слайд №15 (показана завеса дождя)
– Как вы понимаете слово завеса?
– Подберите слова синонимы.
Запись в тетрадь: Завеса.
Слайд №16 Словарная статья.
Прочитаем и запомним значение этого слова.
– Какое художественно – изобразительное средство применил автор во 2 строфе 2-го четверостишья? (метафора)
Запись в тетрадь “Качаясь, движется завеса” – это метафора.
Что такое метафора?
– Есть ли у нас ещё во втором четверостишье сравнение?
(Будто в золотой пыли)
Запись в тетрадь: будто в золотой пыли – сравнение
– Какое слово указывает на сравнение? Подчеркните его.
Поработаем с вопросом учебника Задание № 5 прочитайте
– Прочитайте выразительно стихотворение про себя.
Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения.
Слайд№20
Прочитайте их еще раз
И что-то к саду подошло
По свежим листьям барабанит.
– Что подошло к саду?
– Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя.
В образный ряд, который мы составили в начале урока этот образ не вошёл.
(Потому что сложно за каплями дождя разглядеть, что же подошло к саду)
– В каком образе можно представить это таинственное существо?
– Давайте рассмотрим, как художники увидели это таинственное существо в виде женщины.
(На слайдах показаны 2 картины художников, изобразивших дождь)
– Слова “вода”, “капля” женского рода – дождь из воды, следовательно, дождь может быть изображён в картине в виде женщины. У каждой из женщин– дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимыми и поэтому “ что – то к саду подошло”.
– Согласитесь, картины очень разные.
– Чем они отличаются друг от друга?
– А чем они похожи?
– Какую из этих картин мы могли бы назвать “Девушка Летний дождь”, “Женщина дождя Поздней Осени”?
– Предлагаю подобрать слова к изображенным на картинах образам, которые помогут нам описать их характер и настроение.
Запись на доске: По одному определению, по очереди.
Посмотрим, совпали ли наши восприятия этих картин, с восприятиями поэтов?
– А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?
(Ручки, ножки, младенец, кулачок, напевает, хлопает в ладоши, весело смеётся, ребёнок играет)
– А теперь представим дождь в виде ребёнка.
– Ваша задача составить 2-3 словосочетания или предложения, где дождь представлен в виде младенца.
– Посмотрим, что получилось у меня.
Запишите наиболее понравившийся пример.
Запись в тетрадь:
– А вот какое стихотворение написал С.Я. Маршак.
Вспомните в начале урока, вы описывали дождь, в который вы попали, и свои воспоминания о нем.
Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?
Я предлагаю вам составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.
Озаглавьте текст. Как и А.А.Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.
А процессу вашей работы вам поможет музыка и фотообразы.
Читают 2–3 ученика свою работу.
Получилась ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?
Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?
Достигли мы целей поставленных в начале урока?
Как вы думаете, кто за урок может поставить себе отличную и хорошую отметку.
Читайте также: