Конспект урока словообразование глаголов 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель – Закрепление знаний о словообразовании в русском языке на примере словообразования глаголов.

Задачи урока:

  • Закрепить знания о словообразовании в русском языке.
  • Закрепить знания о морфемах.
  • Закрепить навыки словообразования.
  • Закрепить навыки работы в группе, навыки работы за ПК.
  • Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия
  • Развитие речи, грамматической зоркости, памяти, воображения

Форма урока – урок взаимообучения с применением ИКТ.

Методы урока – групповая работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, тестирование на ПК.

Формы контроля – индивидуальный опрос, экспресс- тест, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Ход урока

№ этапа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный момент
(2 мин)

Кадр 1.
Мы рады приветствовать всех присутствующих сегодня в нашем классе.
Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала.
Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.

Кадр №2.
Прочтем девиз, который нам поможет на уроке:

Подготовка тетради к работе.
Записываем дату урока.

2.

Актуализация знаний
(5 мин)

1. Запишите следующие слова в тетрадь.

2. Что вы можете сказать о написанных нами словах? Работа в парах.
Проверьте правильность написания слов в тетради своего соседа.

3. Отчет о выполнении задания.

1. Ликовать, кружиться, убери, мечтал, долететь, разбежаться, отъехать, сделать, заработать, рассказывать.

2. Взаимопроверка выполнения задания.

3. Указать на ошибки и способы их исправления.

3.

Рефлексия №1 (2 мин) Что необходимо помнить при написании глаголов?

4.

Определение темы урока и целеполагание
(6 мин)

Кадр 3
Что вы видите на экране?
Дайте определение каждой части слова – морфеме.

Кадр 4
Расскажите, что вы видите на экране?
О чем рассказывает данная схема?

Давайте попробуем объединить две части нашей беседы и определить тему нашего урока.

Кадр 5. Словообразование глаголов.

Кадр 6. Каковы цели нашего урока?

Гипотезы и предположения.

5.

Кадр 7. (2 мин) Динамическая пауза. Упражнения для расслабления мышц шеи и плечевого пояса.

6.

Кадр 8.
Работа над темой урока (3 мин)

1. Коллективная работа

Теперь нам предстоит следующий этап работы.
Для плодотворной работы я предлагаю провести коллективную работу.

Капитаны команд подходят к учителю для получения консультации и тренинга, а все остальные члены команды выполняют в тетради морфемный анализ записанных глаголов.

Подготовка капитанов команд на материале учебника
(упр. 1 стр.18)

1. Слушают объяснение учителя, проводят тренинг по определению способа словообразования глаголов на материале упр.1 на стр.18 учебника.

Морфемный разбор записанных глаголов.

2. Индивидуальные консультации учеников и команд. (5 мин)

3. Для защиты результатов вашей работы вы приступаете к выполнению упражнения 2 на стр.18.
(5 мин)

2. Совместное выполнение упр. 1 на стр. 18
Проводится тренинг на материале упр. №3 на стр. 18.
Капитаны оценивают работу каждого члена команды. Результаты записывают в таблицу.

3. Отчет работы команды по жетонам:

Упр. 2 Совместная работа

Упр. №2 выполняется самостоятельно с последующей индивидуальной проверкой.

Экзамен (проводит экзаменатор от команды)

Упр. №2 по одному примеру для каждого члена команды

Упр №5 на доске с подробным объяснением

Все за одного
(опрос и проверку проводит учитель)

Упр. №2 по одному предложения для каждого члена команды

7.

(2 мин) Рефлексия №2. Кадр 9. Чему мы научились на уроке?
От каких частей речи образуются глаголы?
Какие способы словообразования применяются при образовании глаголов?

8.

(5 мин).
Орфограммы частей слова.
Кадр 10.

Предлагаю вам закрепить навыки правописания орфограмм разных частей слова. Выберите интересующую вас тему. В работе нам поможет ПК.
Кадр 10. Внимание на экран!

9.

(5 мин) Рефлексия №3.
Кадры 11-14.

Подведение итогов урока.

Все задания, подготовленные сегодня к уроку, мы выполнили.
Достигли ли мы поставленных перед собой целей?

Кадр 12
Что помогло нам в их достижении?
Каковы результаты сегодняшнего урока? Оцените свою работу.
Слово предоставляется капитанам команд и отдельным ученикам.

Для закрепления результатов дома предлагаю выполнить упр. 4 на стр 18 Кадр 13

Спасибо всем за урок! Кадр 14

Оценивание успешности работы на уроке.

Кадр 11
Анализируются записи на доске:

Высказывания детей о форме проведения урока.
Оценивание работы команды и отдельных учеников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить со способами словообразования глаголов.

Развивающие: развивать речь обучающихся, орфографическую зоркость и фонематический слух.

Воспитательные: воспитывать внимательность, активность, самостоятельность, способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: учащиеся научатся использовать прием развернутого толкования для определения способа образования глаголов, находить в тексте слова по заданному основанию.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Личностные: формировать уважительное отношение к мнению одноклассников.

Регулятивные: формулировать и сохранять цель, оценивать собственную деятельность на уроке.

Познавательные: учиться учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения; контролировать правильность выполнения работы, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные: учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников.

Средства обучения (в том числе и интернет – ресурсы): учебник

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

-Меня зовут Владлена Геннадиевна, и сегодня я буду проводить у вас урок русского языка.

Послушайте высказывание Н.Г. Чернышевского:

Как вы его понимаете?

- Ребята, а вы бы хотели путешествовать?

- Мистер Глагол приглашает нас в путешествие. Но сначала он хочет проверить наши знания.

- Посмотрите на доску. Правописание какой буквы Мистер Глагол предлагает нам вспомнить?

- Дайте характеристику звукам [В][В'].

- Верно. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и пропишите строчку так, как записано на доске.

- Нас ждет еще одно испытание. Посмотрите на экран. Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные орфограммы, объясните свой выбор. (Вызываю одного ученика).

Вет…р злится, завывает,

Пихты гнет, к..ч..ет ель.

Все д..роги з. м..тает

Бел.. крылатая м..тель.

- Спишите стихотворение. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания по эталону.

Ветер злится, завывает,

Пихты гнет, качает ель.

Все дороги заметает

Белая крылатая метель.

Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки; те, у кого 1 ошибка; те, у кого 2 и более ошибок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Учитель: Васильева Е. М.

г. Сергиев Посад

Тема : Словообразование глаголов

Тип урока : изучение нового материала

Цель : изучить способы словообразования глаголов, создавая условия, способствующие восприятию темы

- обучающие : совершенствовать словообразовательные умения; формировать умения распознавать способы образования глаголов;

- развивающие : развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, аналогии); развивать психические процессы (внимание, восприятие, память), развивать орфографическую зоркость; связную устную и письменную речь;

- воспитывающие : воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению знаний, развивать умение работать в коллективе

Здоровьесберегающий аспект : работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержания интереса к учёбе и снижение утомляемости

1.Организационный момент

- Мы рады приветствовать всех присутствующих сегодня в нашем классе.

- Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала.

- Настроенье каково? - Во!

- Все такого мнения? - Все, без исключения!

- Может вы уже устали? - Мы с собой таких не брали!

- Может ляжем отдохнём? - Лучше мы урок начнём!

- Вот и замечательно. Надеюсь, что хорошее настроение поможет нам работать дружно, открыть для себя что-то новое. Сегодня мы затронем очень важную тему, понимание которой поможет вам стать грамотными людьми.

Ребята, сегодня, как и всегда, вы будете работать индивидуально и в группах.

2 . Актуализация знаний.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа (слайд 2).

Ребята, домашним заданием было повторить словарные слова.

Проведем словарную работу . (Учитель диктует , ребята пишут в тетради:

Богатый, готовый, изображение, надежда, обидный, охотник, путешествие, свободный, фантазия, финиш. Ребята проверьте написание слов, я открываю слайд (слайд 3).

Ребята, внимание! Задание. Из словарных слов, которые мы написали, давайте образуем глаголы .:

(богатый – разбогатеть, готовый – приготовить,

изображение – изобразить , надежда – понадеяться,

обидный – разобидеться, печальный- запечалиться,

свобода- освободиться, финиш - финишировать)

Дадим характеристику слову БОГАТЫЙ (какая это часть речи? - прилагательное, от какого слова произошло? Давайте подберем однокоренные слова (БОГАЧ, ПОБОГАЧЕ, БОГАТЫМ), корень слова БОГАТ, окончание –ЫЙ, а глагол РАЗБОГАТЕТЬ образовался от прилагательного БОГАТЫЙ.

3. Определение темы урока и целеполагание

- Что вы видите на экране? (части слова) (слайд № 4)

- Дайте определение каждой части слова. Дополните предложение.

Ребята, как вы думаете, если мы образуем глаголы от других слов, значит, какая тема урока? (словообразование глаголов) (слайд №5)

- Какие же цели мы сегодня перед собой поставим? (слайд 6)

- РЕБЯТА. ЕСЛИ ГЛАГОЛ образовался с помощью приставки, то способ словообразования называется ПРИСТАВОЧНЫМ,

если глагол образовался с помощью суффикса, то способ словообразования называется СУФФИКСАЛЬНЫМ,

ЕСЛИ ОБЕ МОРФЕМЫ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ, ТО СПОСОБ НАЗЫВАЕТСЯ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫМ.

Физкультминутка

4. Работа над темой урока

Ребята, послушайте.

Школьник – это тот, кто ходит в школу. От какого корня и с помощью какого способа образовалось это слово? (суффикс.)

Побежал - начал бежать (приставочным),

Приморский – находящийся у моря (приставочно-суффиксальный).

А) Теперь мы поработаем с учебником . (Стр. 33, упр. 2 ) Запиши глаголы (ученик записывает на доске)

Гладить утюгом – утюж и ть , есть обед – обед а ть ,

становиться красным – красн е ть ,

покрывать асфальтом - асфальт и ровать ,

делать белым – бел и ть .

Проверить, правильно ли выделили суффиксы . ( Слайд №7)

С помощью каких частей слова они образовались? – суффикса, значит,

каким способом образовались глаголы? - суффиксальным .

Какой вывод мы можем сделать?

- Глаголы образуются от существительных и прилагательных при помощи суффиксов и приставок.

Б) - Теперь нам предстоит комментированное письмо.

Учебник, стр. 33, упр. 3

Запишем глаголы и разберем слова по составу. Комментируя, вы называете способ словообразования.

Потрескивать (немного трещать), насвистывать (слегка свистеть), названивать (постоянно звонить), приземлить (опустить на землю), уплотнить (сделать плотным).

В) Учебник, стр. 32, упр. 2.

- Я предлагаю поработать в парах . Каждый ряд получает задание.

1 ряд – записать глаголы, которые обозначают начало действия

( запеть, побежать, полететь , )

2 ряд – окончание действия ( допеть, отцвести, отшуметь, дочитать )

3 ряд – неполное действие ( приоткрыть, привстать, приболеть )

- Выберите и запишите из группы слов только те, которые соответствуют вашему действию. Определите способ словообразования (слайд №8)

Запеть, приоткрыть, побежать, допеть, отцвести, полететь, привстать, отшуметь, дочитать, приболеть

- Проверка. Каким способом образовались ваши слова? (слайд №9)

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

Г) Работа с текстом. (Дифференцированные задания на карточках)

Разноуровневые задания

Раздели текст на предложения, спиши. Найди глагол, разбери по составу (менее подготовл. учеников)

Лес зимой

Красив зимний наряд леса на лапках елей лежит снег на тонких ветках берез снежный пух весь в снегу стоит дуб хорошо поработал мороз.

Собери предложения и запиши текст.

заиграло, лесом, над, солнце, зимнее

берез, иней, ветки, украсил, гибкие

к, летят, высоким, клесты, елям

тетерева, снега, мягкого, вылетели, из

эти, живут, дружными, птицы, стаями.

Найди глаголы, образованные приставочно-суффиксальным способом, разбери их по составу.

Ответ.

Над лесом заиграло зимнее солнце.

Иней украсил гибкие ветки берез.

К высоким елям летят клесты.

Из мягкого снега вылетели тетерева.

Эти нарядные птицы живут стаями.

Спиши текст, подобрав по смыслу глаголы.

Определи способ словообразования.

По лесам и степям ( гуляет , бегает) злая вьюга. Землю и кусты ( занесло , замело) снегом.
Н а помощь птицам ( приходят , прибегают) дети. У школы в саду ребята ( повесили , разместили) кормушки. Дежурные каждый день ( приносят , привозят ) птицам корм.

Расположи предложения так, чтобы получился связный текст.

(Для сильных учеников)

Дежурные каждый день приносят птицам корм.

По лесам и степям гуляет злая вьюга.

Поэтому на помощь птицам приходят дети

Трудно птицам зимой. Землю и кусты занесло снегом.

Где достать корм? У школы в саду ребята повесили кормушки.

Холодно

Ответ. Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.

Веселая минутка.

Отгадайте загадку и напишите отгадку.

Сел за стол на табурет,

Жду, когда дадут …

Обед : 1) прием пищи в середине дня.

2) Пища, приготовленная для этой еды;

3) Время этой еды, обычно, полдень;

4) Перерыв в работе во время обеда, в обеденное время.

К истокам слова. В древности слово обед означало не саму дневную трапезу, как теперь , а время до и после еды. Образовалось от корня ЕД и приставки ОБ-

- Ребята, так как сейчас зима, назовите зимние месяцы.

Февраль – это последний зимний месяц по календарю. Но вы знаете, что в нашей местности зимняя погода продолжается и в марте.

Д) - Следующее задание.

Ребята, давайте составим предложение о зиме . (Учитель прослушивает варианты предложений)

Я предлагаю записать на доске следующее предложение.

С низкого неба падали пушистые снежинки.

Дайте характеристику предложению. (По цели высказывания – повествов., по интон. – невосклиц., простое, распростран.)

( О чем?) говорится в предложении? - О снежинках. Это - подлежащее, выражено именем существительным во множ. ч.).

( Что говорится о снежинках?) – Что они падали. Это - сказуемое, выражено глаголом прош. вр.

Снежинки ( какие? ) пушистые – это определение, выражено именем прилагательным во множ. ч.

Падали ( с чего? ) – с неба, это дополнение, выражено им. существит.

ИЛИ Падали ( откуда? ) - с неба, это обстоятельство, выражено им. сущ.

Неба ( какого? ) – низкого, это определение, выражено им. прилагательным в ед. ч.

- В какой форме употреблены глаголы в предложении?

( В форме изъявительного наклонения, в форме 3 лица , мн.ч., прош.вр.)

Можно задать дополнительные вопросы :

- Как в предложении можно определить число имени прилагательного?

(по числу им. существ.)

- Почему? (прилагат. всегда в предложении согласуется с существит.)

- Число у прилагательного это постоянный или непостоянный грамматический признак? (нет).

5. Вывод (слайд 9)

6. Рефлексия (слайд 10)

- А вот теперь вспомните всё, о чём мы говорили сегодня на уроке и скажите, от каких частей речи и с помощью каких частей слова могут образовываться глаголы.

7. Подведение итогов урока (слайд 11)

- Чему вы учились сегодня на уроке?

- Что для себя нового вы узнали?

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

8. Домашнее задание (слайд 12)

Учебник с. 33 упр.4

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 099 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.02.2019 4267
  • DOCX 28.1 кбайт
  • 283 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Васильева Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизирует знания о составе слова и способах словообразования глаголов.

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: Словообразование глаголов

Коваленко Валентина Владимировна

МБОУ НОШ им. А.С.Пушкина

п.Зимовники Ростовской области

Цель: Способствовать обобщению и систематизированию знаний о составе слова и способах словообразования; создать условия для наблюдения за словообразованием глаголов, определения способа образования глаголов

Планируемые результаты (предметные): Обобщают и систематизируют знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдают за словообразованием глаголов, определяют способ образования глаголов

Личностные результаты: Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.

Универсальные учебные действия (метапредметные): Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия.

Коммуникативные: строят понятное для слушателей высказывание, задают уточняющие вопросы, формулируют простые выводы.


- О чём вы, ребята, узнаёте на уроках русского языка?

- Для чего вам необходимы эти знания?

- Желаю вам всем удачи. Пусть ваши знания и ваше старание помогут вам его расколоть.

1) Обратите внимание на экран. Слайд 2


Зима лес посеребрила.

Серебристый клён стоит

Серебряный ковёр лежит.

Под ногами серебро.

Всё вокруг украшено!

- Прекрасное описание зимнего пейзажа. А какое задание приготовило вам это стихотворение?

- С красной строки, с большой буквы выпишите однокоренные (родственные слова).

-Проверка. Слайд 3


Серебро, серебристый, серебряный, посеребрила.

- Как вы думаете, почему я обратила ваше внимание на родственные слова.

2) -Тогда объясните , что это? Слайд 4


- Какие части слова участвуют в образовании новых слов.

- Расскажите, какие способы образования слов вы знаете? Слайд 4

- Покажите, с помощью каких способов образованы записанные нами слова. Слайд 5

Кто догадался, какой же будет тема урока?

Откройте учебник на стр.32. В каком разделе будем работать?

Какие цели вы перед собой поставите?

Да, сегодня мы расширим свои знания о способах словообразования глагола, узнаем как образуются глаголы.

ДОСКА


4. Открытие новых знаний.

1) Исследовательская работа. Слайд 7

Чтобы достичь заявленных целей предлагаю начать работу с небольшого исследования. Для этого объединитесь в группы, познакомьтесь с заданием… Что не понятно? Приступайте к работе. У вас 3 минуты.


- Назовите 1-ую группу глаголов, 2-ую, 3-ью.

- Проверка Слайд 8

- Как образованы глаголы 1ой группы, 2ой, 3ей?

Глаголы образованы от глаголов приставочным способом.

ДОСКА



2) Работа в парах стр.33 упр.2

- Кто желает продолжить открывать тайны русского языка, прочтите задание упр.2.

- Как вы поняли задание? Как будете выполнять?

- Как авторы предлагают вам поработать с этим упражнением?

Объединитесь в пары, обсудите и выполняйте.

Проверьте. Слайд 9


Глаголы образованы от им.сущ., им.прил - суффиксальным способом

ДОСКА



3) Самостоятельная работа упр.3

- Прочтите задание. Посовещайтесь в группах. Дайте ответ.

- Выпишите только те глаголы, которые образовались от глаголов, укажите способ образования.

Проверьте. Слайд 9


Глаголы образованы от глаголов приставочно-суффиксальным способом.

Читайте также: