Считалки и небылицы 2 класс литературное чтение школа россии конспект

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению.

Тема: Скороговорки, считалки, небылицы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создание условий для формирования умений и навыков отличать жанры устного народного творчества и углубленного представления о скороговорках, считалках и небылицах.

Задачи урока :

• актуализировать знания обучающихся о представлении изученных жанрах устного народного творчества: русские народные потешки и прибаутки;

• способствовать выявлению в тексте примет скороговорок, небылиц и считалок;

• продолжать углубление представления о культуре русского народа, его традициях и обычаях.

• содействовать развитию выразительной речи, памяти, логического мышления, темпа чтения, фантазии, чувства юмора;

• продолжать работу по развитию представления о красоте, выразительности языка в произведениях устного народного творчества.

• Воспитывать интерес к чтению, умению работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи.

Планируемые образовательные результаты:

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- знать жанровые особенности считалок, скороговорок и небылиц;

- ритмично читать считалку;

- сочинять тексты в жанре небылицы;

- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

- учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.

I. Организационный момент

- Ребята, есть интересная русская народная пословица. Давайте, её прочитаем. (Мир освещается солнцем - а человек знанием).

-Как вы ее понимаете? (Для человека очень важны знания. Так говорят, когда хотят сказать о большом значении знаний)

-Я желаю открыть сегодня на уроке много нового и интересного.

II. Актуализация знаний.

- Урок начнем с проверки домашнего задания. Что вы готовили дома? (Выразительное чтение).

- Чтобы получить хорошие отметки, что нам необходимо знать? С помощью чего мы будем оценивать друг друга? (с помощью критериев оценки).

- Замечательно. Давайте их прочитаем.

1. Четкое и правильное произношение звуков;

2. Правильная расстановка ударений и пауз;

3. Правильный выбор темпа;

4. Безошибочное чтение.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- Ребята, молодцы. Давайте вспомним, как называется раздел, который мы изучаем? (Устное народное творчество)

- Верно. Это значит, что такое произведение передавались из уст в уста: мама рассказывала детям, бабушка-внукам. Каждый рассказывал по своему, своими словами, поэтому произведения изменялись.

- Это значит, что его сочинял не один какой-то человек, а народ.

- Творчество произошло от слова "творить", то есть "создавать, делать".

- С какими жанрами фольклора мы с вами уже познакомились? (русскими народными песнями, русскими народными прибаутками и потешками)

III. Целеполагание.

- Сегодня на уроке, мы продолжим знакомство с жанрами УНТ. А чтобы узнать с какими, вам нужно прочитать их. Но слоги в словах поменялись местами. Сейчас я посмотрю, как вы справитесь с таким сложным заданием.

КИ РО СКО ВОР ГО (скороговорки)

ТАЛ КИ СЧИ (считалки)

НЕ ЦЫ ЛИ БЫ (небылицы)

- Какие слова получились? (Скороговорки. Считалки. Небылицы)

- Значит, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (ТЕМА: Скороговорки, считалки, небылицы).

- Подумайте, какую цель мы можем поставить перед собой? (ЦЕЛЬ: продолжить знакомство с жанрами фольклора: скороговорками, считалками, небылицы)

- Замечательно. Перед вами задачи, давайте их поставим в нужном порядке.

Задачи для детей :

- познакомиться со скороговорками, считалками, небылицы;

- учиться различать изученные жанры фольклора;

- выполнить задания на закрепление;

- оценить свою работу на уроке.

IV. Открытие нового знания.

*СКОРОГОВОРКИ*

- Ребята, как звучит задача? (Познакомиться со скороговорками, считалками, небылицы)

- Как вы считаете, для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции.)

- Верно. Они построены на сочетании похожих звуков, которые трудно произносить друг за другом.

- К какому творчеству относятся скороговорки (Произведения устного народного творчества)

- Наш народ сложил много скороговорок. Какие из них вам известны? (Дети вспоминают.)

- Давайте прочитаем скороговорку (вначале медленно, затем быстрее и быстрее):

1. Везёт Сенька Саньку

С Сонькой на санках.

Санки скок, Саньку с ног,

Соньку в бок, Сеньку в лоб,

- Кто может один быстро и четко прочитать эту скороговорку?

- Давайте прочитаем следующую скороговорку (вначале медленно, затем быстрее и быстрее):

2. Павка на лавке

Плетет лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

А годятся лапти

- Кто может один быстро и четко прочитать эту скороговорку?

-Играя в разные игры, как выбрать водящего? (Считаемся)

-Какие считалки вы знаете?

- Откройте учебники на странице 22.

- Прочитайте считалки самостоятельно.

- Сейчас я прочитаю два раза последнюю считалку, а вы подумайте, как нужно читать их? ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ.

- Какой должен быть ритм при чтении считалки? (четкий)

- Кто может вслух прочитать любую считалку?

- А сейчас познакомимся с текстом на с. 23. Я читаю, вы внимательно следите.

- Как вы думаете, что мы прочитали? Какой жанр устного народного творчества? (Это небылица).

- Как вы понимаете это слово, каким словом его можно заменить? (Фантазия, сказка, выдумка.)

- Я давайте прочитаем еще одну небылицу. Поработаем с узкими карточками.

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

Сарафаны в бабах

На пожар спешат.

- Что оказалась смешным в небылице?

- Может ли быть, эта небылица на самом деле? (нет)

- Что не может быть на свете? (ехать деревня, лаять ворота, дубина вылетать, тулупа с бабой на плечах, деревня закричать, сарафаны на пожар спешить).

- Давайте сделаем небылицу былью, заменим слова, чтобы было правдиво.

- В чем разница? Что исчезло? (стало не смешно, исчезли юмор и веселое настроение).

- Сделайте вывод: для чего нужны небылицы? (Для веселья и смеха)

- Какую задачу мы выполнили? (познакомиться со скороговорками, считалками, небылицы)

- Как звучит следующая задача? (учиться различать изученные жанры фольклора).

Читают в быстром темпе. Нужны для отработки правильной дикции

Читаются ритмично. Нужны для выбора водящего в игре.

Читаются с юмором в среднем темпе. Нужны для веселья и смеха.

- Какую задачу выполнили?

V. Закрепление пройденного материала.

- Какую задачу предстоит выполнить следующей? (выполнить задания на закрепление)

- Сейчас мы будем работать с карточками, с которыми еще не работали. Подпишите их. Прочитайте текст, если это скороговорка раскрасьте синим цветом квадрат, небылицу - зеленым, а считалку - красным. Затем проверим.

1. Жил колпак под колпаком,

С колпачихой был знаком.

2.Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

- Поменяйтесь карточками с соседом. Возьмите ручку зеленого цвета. Если верно, поставьте плюс. Неверно – минус. Затем поставьте отметку своему соседу.

Если нет ни одной ошибки – 5

Если одна ошибка – 4

Если две ошибки – 3. Я надеюсь, таких отметок не будет.

Встаньте те, кто получил 5. Какой вывод можно сделать? (усвоили вы материал урока)

Встаньте те, кто получил 4. Какой вывод можно сделать? (быть внимательнее, возможно сделали ошибку по невнимательности)

Встаньте те, кто получил 3. Вам нужно поработать самостоятельно дома над этой темой.

Вам когда-нибудь приходилось придумывать невероятные истории?

Такие небылицы присутствуют в устном народном творчестве.

Сегодня мы будем говорить не только о небылицах, но и о считалках.

Иллюстрации в рубрику

Фотографии народных промыслов.

Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы- считалку.

2 страница
В те далекие времена люди, не умели объяснять законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества, считали что она может делать людям добро или зло. Человек верил, что животные понимают его речь, и, собираясь на охоту, боялся употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать.

Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

Ази, двази, nризи, зизи,
Пятом, мятом, шума, рума,
Дуба, крест.

Так что в древности считалка играла серьёзную роль: люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка к заклинанию.

5 страница
Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру. Она стала помогать детям распределять роли в игре, да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок.

Текст с иллюстрациями

Хрестоматия. Чтение считалок.

Прочитайте считалки. Постарайтесь передать четкий ритм.

Вспомните свои считалки. Помогают ли они в ваших играх?

Хрестоматия. Чтение небылиц.

Прочитайте небылицу и вы узнаете, как о простых и знакомых явлениях можно придумать невероятную историю. Сможете ли вы отличить правду от выдумки?

Конь ретивый – быстрый.

Долгогривый – с длинной гривой.

Заря – яркое освещение неба перед восходом или закатом солнца.

Нива - засеянное поле.

Точёный - с правильными прямыми, чётко очерченными линиями.

Анализ малых жанров.

После того как вы прочитали считалки и небылицы, подумайте, можете ли вы дать ответы на вопросы:

Тема: Устное народное творчество.Считалки и небылицы.

УМК "Школа России" ,2 класс.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse_attestatsiya.docx 20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема: "Устное народное творчество, считалки и небылицы "

Цели деятельности учителя: 1. Продолжить знакомство обучающихся с устным народным творчеством: считалками и небылицами. 2. Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, работать в группе, находить в тексте непонятные слова и выражения и выяснять их смысл. 3. Воспитание интереса к жанрам устного народного творчества, потребности больше читать, пробовать самим сочинять считалки и небылицы.

Тип урока: Комбинированный.

Планируемые образовательные результаты:

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- знать жанровые особенности считалки и небылицы;

читать считалку ритмически;

- сочинять тексты в жанре небылицы;

- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

- учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.

-Начинаем наш урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

За работу дружно взяться.

2.Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

- Прочитайте слово записанное на доске

-Какие буквы пропущены?

-Что обозначает это слово?

- Какие произведения фольклора вам знакомы?

Слайд 1 (жанры устного народного творчества)

- Определите, к каким жанрам относятся следующие строки?

г) «Дон-дон-дон! Загорелся кошкин дом.

д) «Жили-были муж да жена. Иван да Марья. Все бы хорошо, да детей нет. Наступила зима. Иван с Марьей у окошка сидели, на чужих ребят смотрели. Иван и говорит:

– Пойдем, Марьюшка, слепим бабу из снега.

– Пойдем, только давай не бабу, а дитя малое из снега вылепим – доченьку… (Сказка).

Фронтальная проверка выполненной работы.

– Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества? Где кроме уроков литературы вы ещё встречались с этими произведениями?

Слайд 2 (фольклор в нашей жизни)

–Ребята, вы любите играть? Что нужно сделать, чтобы выбрать водящего в игре? Откуда вы знаете считалки? Можно ли их назвать произведениями устного народного творчества.

Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.

Слайд 3 (тема урока)

3.Изучение нового материала

Работа с учебником с.22-23

– Прочитайте произведения в учебнике. Какие из них являются считалками? Как определили?

Слайд 4 (история считалок)

– Считалка – это рифмованный стишок, состоящий из различных слов и созвучий со строгим соблюдений ритма. Считалки можно назвать и по другому: например, счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки, ворожитки. Детские считалки произошли от древних форм гаданий. У считалки две главные особенности: во-первых, в основе большинства из них лежит счет, а во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Со счетом людей связана целая группа понятий и представлений. В старину, поручая кому-либо общее дело, люди проявляли необыкновенную осмотрительность в числах. Окажется ли человек, выполняющий поручение, счастливым или несчастливым? Перед охотой или иным промыслом счет решал многое. Человек несчастливым числом мог погубить все дело. Таково было назначение древнего пересчета. Эта его функция осталась и в детских играх. Простейшей формой считалок и самой древней был “голый счет”. Со временем в считалку-пересчет вносились художественные элементы. Считалка стала игрой и в фольклоре нашего времени рассматривается как забава, она представляет собой игру словом, ритмом.

– Что такое ритм? (чередование звуков в определенном порядке).

Простучать, прохлопать, протопать любую известную всем детям считалку.

5. Определение особенностей жанра: Небылица

Работа с текстом и вопросами учебника с.23

– Послушайте стихотворение. Какие чувства оно у вас вызвало? Почему вам было смешно, что было непонятно?

– Как называются такие произведения?

Работа с текстом Рабочей тетради с.18.

– Прочитайте, к какому жанру относится это произведение? Распутайте текст, что получилось? Что появилось в тексте? Что пропало? (смысл)

– Как вы думаете, для чего сочиняют небылицы: для игры, потехи или поучения? ( Укажите верный ответ.)

6.Закрепление изученного материала

Работа в группах:

Попробуйте создать свои считалки и небылицы.

Каждой группе предлагаются наборы слов, фраз к которым необходимо добавить слова, чтобы получилось своё произведение.

Проверка выполненной работы.

7.Итог урока. Рефлексия

– О каких малых жанрах устного народного творчества шёл разговор на уроке?

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжить знакомство учащихся с малыми жанрами фольклора; учить произносить скороговорки; формировать умение различать малые жанры фольклора; развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения.

Оборудование: карточки у учащихся (текст для речевой разминки, тексты малого литературного жанра).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение потешек и прибауток из учебника, а еще про щенка (собственного сочинения).

III. Речевая разминка

— Прочитайте текст, записанный на доске. Догадайтесь, что это. (Это скороговорка, ноу нее есть автор.)

Живут у меня кукушки —

— Читаем с разной интонацией, работаем над скоростью.

— Наш народ сложил много скороговорок. Какие из них вам известны? (Дети вспоминают.) Есть такие, например:

1. Везет Сенька Саньку

с Сонькой на санках.

Санки скок, Саньку с ног,

Соньку в бок, Сеньку в лоб,

3. Павка на лавке

Плетет лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

А годятся лапти

IV. Введение в тему урока

— Как вы считаете, для чего нужны скороговорки? (Примерный ответ. Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих звуков, которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься.)

V. Работа по теме урока

— Играя в разные игры, как выбираете водящего? (Считаемся.)

— Какие считалки вы знаете? (Дети рассказывают.) Считалки — это тоже жанр устного народного творчества.

— Прочитайте считалки в учебнике на с. 22. (Учитель обращает внимание детей на их четкий ритм.)

— А сейчас познакомимся с текстом на с. 23. Как вы думаете, что мы прочитали? Это небылица. Как вы понимаете это слово, каким словом его можно заменить? (Фантазия, сказка, выдумка.)

— Я вас познакомлю еще с одной небылицей.

(По карточкам читают дети, или учитель, или подготовленный ученик.)

Вдруг из-под собаки

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Сарафаны в бабах

На пожар спешат.

— Попробуйте представить, что это быль. В чем разница? Что исчезло? (Стало не смешно, исчезли юмор, веселое настроение.)

— Сделайте вывод: для чего придумывали небылицу? (Для веселья и смеха.)

VI. Физкультминутка

(Учитель выбирает сову, т. е. водящего, который садится на стул.)

Сова

Одна сова не спит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

(Дети ходят по классу, остановившись, изображают спящих птиц. Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.)

VII. Закрепление изученного

— Сейчас вы получите карточки с текстом. Прочитайте текст, определите, к какому жанру устного народного творчества он относится.

(Ученики получают карточки и работают с ними 2—3 минуты.) Информация для учителя

Проверку можно организовать следующим образом: учитель называет жанр, а те, кому дан такой текст, поднимают руку. По очереди читают выразительно, остальные определяют, верный ответ или нет.

1. Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

А за нею во всю прыть,

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

2. Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре — большие болтушки.

3. Ходит сон по горе.

Носит дрему в рукаве,

Всем детишкам продает,

Нашей Гале так дает.

4. Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак.

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку греку цап!

5. На пригорке у Егорки

Кто коня запряжет,

Нам подарки привезет!

Раз, два, три, четыре, пять,

6. Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками топ, топ!

Глазками хлоп, хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает.

По водичку пошел,

Голова с горшок.

На головушку и сели.

8. В лесу есть ворота.

Бродят злые волки.

Кто боится там ходить —

9. — Куда, заинька, бежишь?

Куда, серенький, спешишь?

- К медведю на свадьбу,

Медведь-то мне дядя,

А медведица-то тетка.

10. Спи, усни, Бай, бай, бай!

Угомон тебя возьми.

Мы те шапочку купим,

Зипун — в старое время одежда крестьянина, кафтан из грубого толстого сукна, обычно без воротника.

11. Жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам,

Нам холодная зима

Руки, ноги отморозила.

12. Ой вы, жаворонки,

(Ответ. Русские народные песни — 11, 12; колыбельные — 3, 10; потешки и прибаутки - 6, 7; считалки - 5, 8; небылицы - 1, 9; скороговорки — 2, 4.)

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за..

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

IX. Подведение итогов урока

— С какими жанрами устного народного творчества вы сегодня познакомились?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа; развивать фантазию, воображение. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Дети исполняют те песни, которые они подготовили дома. Учитель обращает внимание учащихся на то, о чем песня, какие слова использовал народ, как ее надо исполнять.

План –конспект урока литературное чтение во 2 классе

ПОТЕШКИ. ПРИБАУТКИ. СКОРОГОВОРКИ.

СЧИТАЛКИ. НЕБЫЛИЦЫ

Цели: продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа; развивать фантазию, воображение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дети исполняют те песни, которые они подготовили дома. Учитель обращает внимание учащихся на то, о чем песня, какие слова использовал народ, как ее надо исполнять.

III. Изучение нового материала.

– Как вы думаете, почему их так назвали? (Развлекали, смешили детей.)
– Как нужно исполнять потешки? Почему? Какие потешки вы знаете?

2) Чтение потешек учителем (с. 20).

Баю-баю-баю-баю,
Ты уже напился чаю,
Кашку съел и наигрался,
Нашалился, наболтался,
Так теперь уж засыпай,
Баю-баю-баю-бай.
Вот присела на ворота
Говорливая сорока:
Кра-кра-кра-кра!
Маленькому спать пора!"
В окна голуби взглянули:
"Гули-гули - гули-гули,
Надо маленькому спать,
Чтобы утро не проспать".
Баю-баюшки-баю,
Как я дитятку люблю!

– Какие из этих потешек вам были знакомы?

Заучивание наизусть одной из потешек.

Физкультминутка

3. Помимо разнообразных песен, устное творчество русского народа богато прибаутками, скороговорками, считалками, небылицами.

– Прибаутки построены на диалоге. Что такое диалог? Как нужно исполнять прибаутки? Почему?

Чтение прибауток учителем (с. 21).

Непоседа-малышок,
Светлая головушка,
Заливается, поет,
Прямо как соловушка!
Не беда, что нет уменья,
Много радости от пенья!

– Припомните скороговорки, которые вы слышали.


Русские скороговорки

* В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка.

* В роще щебечут чижи, чечетки, щеглы и стрижи.

* Везёт на санках Сенька Саньку с Сонькой. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в лоб, Соньку в бок, все в сугроб!

* Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

* Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

* Сшит колпак, вязен колпак, да не по-колпаковски.

Далее можно провести конкурс на лучшее рассказывание скороговорок.

– Часто в своих играх вы используете считалки. Для чего? Ваши родители, бабушки, дедушки, наверное, прадеды и прапрадеды тоже пользовались считалками, когда были детьми и играли в различные игры. Сегодня вы познакомитесь с такими считалками.

1) Чтение считалок учителем и детьми.

2) Учитель читает одну из небылиц в учебнике (с. 23) или любую другую небылицу.

3) Высказывания детей.

– Почему такое название дал народ этим литературным произведениям? Попробуйте придумать свою небылицу. (Групповая работа.)

IV. Итог урока.

Домашнее задание: сочинить небылицу или считалку, нарисовать иллюстрацию к ней в тетрадях.

Читайте также: