Производство древесных материалов технология 7 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий

I. Организационно-подготовительная часть

II. Теоретическая часть

Повторение пройденного материала:

- Как затачивают стамески, долота и ножи для стругов?

- Что называют доводкой и правкой лезвия?

- Для чего нужна прифуговка зубьев пил?

- Как затачивают зубья пил для поперечной распиловки?

- Как затачивают зубья пил для продольной и смешанной распиловки?

- Как производят развод зубьев пил?

- Как должна располагаться режущая кромка относительно подошвы струга?

- Как настраивают и крепят нож на стругах с деревянной колодой?

- Как настраивают и крепят нож на стругах с металлической колодой?

- Для чего служит стружколоматель?

- Как прочищают засорившийся леток?

- Перечислите правила безопасности при очистки летка.

Изложение нового материала:

План рассказа учителя:

1. Основные виды столярных соединений

  • Разметка и запиливание шипов и проушин
  • Долбление проушин и гнезд
  • Сборка шипового соединения
  • Основные виды столярных соединений

Столярные соединения деталей бывают неразъемные и разъемные. К первым из них относятся уже известные вам соединения на гвоздях, ко вторым - на шурупах. На гвоздях и шурупах детали соединяют сравнительно быстро, но такие соединения не обеспечивают высокой прочности.

В клеевых соединениях различают элементы: шип, гнездо, проушину и др.

  • Шип - выступ на торце заготовки, соответствует размерам и профилю проушины или гнезда соединяемой заготовки.
  • Гнездо - отверстие (углубление) в заготовке, соответствует размерам и профилю шипа.
  • Проушина - гнездо на торце заготовки, открытое с двух или трех сторон.

В немецком языке есть слово "шифф", оно переводится как "средник, средняя часть чего-либо", отсюда и возник термин "шип" как средняя часть сочлененной детали.

Из клеевых соединений наиболее распространены шиповые. Они подразделяются на угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные. Выбор числа шипов на заготовке зависит от толщины соединяемых деталей. Бруски толщиной до 40 мм чаще всего соединяют одинарным шипом, бруски толщиной 40..80 мм - двойными или тройными, бруски толщиной свыше 80 мм - тройными многократными.

Существуют правила определения размеров шипов и проушин. Так, размеры угловых концевых и угловых серединных соединений определяют по формулам:

S 1 = S 3 = 0.5(S o - S 1 )

Размеры углового ящичного соединения должны быть

S 1 = S 3 = 6,8,10,12,14,16 мм;

l = S o ; S 2 , не менее 0,3S o

Изделия с шиповым соединением деталей изготавливают по сборным чертежам.

2. Разметка и запиливание шипов и проушин

Для получения шипов и проушин заготовку вначале надо разметить в продольном и поперечном направлениях. Размечают шипы и проушины с обеих сторон заготовки. На той ее части, которую надо удалить, карандашом делают пометку (Х). Сначала ведут поперечную разметку. Для этого длину шипа (проушины) откладывают с помощью линейки и карандаша от базового торца вдоль ребер. С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями по пластям и кромкам. Рассчитав ширину шипа (проушины), размечают ее рейсмусом по торцу и кромкам продольными линиями.

После разметки проушины и шипы запиливают, используя пилу с мелкими зубьями, заготовку закрепляют в заднем зажиме верстака с наклоном 50 :.60? и делают запил.

Затем ее выравнивают и продолжают продольное пиление.

Пропил ведут рядом с разметочной линией по удаляемой части заготовки, не заходя за линию поперечной разметки. Затем проводят поперечное спиливание участков древесины ("щечек") для получения шипа. Пилят также мелкозубой пилой по удаляемой части древесины. "Щечки" спиливают поочередно сначала с одной стороны заготовки, затем - с другой.

На производстве шипы и проушины получают станочники шипорезного станка. Они должны хорошо знать свойства древесины, устройство станков, уметь выполнять все станочные операции, затачивать инструмент, настраивать станки.

3. Долбление проушин и гнезд

Долбление является обработкой древесины резанием при возвратно-поступательном движении резца в вертикальном направлении.

Проушины и гнезда получают с помощью долот и стамесок. Каждый из этих инструментов представляет собой стальной стержень с насаженной на него деревянной ручкой.

Долото предназначено для долбления гнезд и проушин. По его ручке наносят удары киянкой. Поэтому для предохранения ручки от раскалывания на нее насаживают еще одно металлическое кольцо. Рабочая часть долота иметь форму клина с углом 35 o .

Стамеска применяется для зачистки шипов, гнезд и проушин, срезания фасок, подрезки подгоняемых деталей. Кроме того, стамеской можно выдалбливать гнезда в тонких деталях. Рабочую часть стамески затачивают под углом 20 :25 o .

Термины " долото " и " стамеска " в немецком языке, откуда они произошли, имеют одинаковое значение и переводятся как " долбящее железо ".

Долбят деталь на подкладной доске. Лезвие долота ставят параллельно линии поперечной разметки на расстоянии примерно 1 см от торца и фаской в сторону дна проушины. Удерживая долото строго вертикально, по нему наносят удары киянкой. Затем отступают от торца на 5:7 мм, ударяют по долоту и, наклонив его, подрезают и откалывают слой древесины. Устанавливают долото у линии поперечной разметки и повторяют действия. Гнездо долбят поочередно от обеих линий поперечной разметки.

На производстве механическое долбление древесины проводят станочники цепно-долбежных станков. Они выдалбливают продолговатые отверстия с помощью резцов движущейся долбежной цепи.

4. Сборка шипового соединения

Для сборки шипового соединения полученные шипы и проушины подгоняют до необходимого размера. При необходимости их подрезают стамеской и зачищают напильником. Для обработки стамеской заготовку закрепляют на верстаке. Правой рукой нажимают на торец стамески, а левой обхватывают ее стержень и регулируют направление резания. Напильником зачищают (подрезают) боковые стенки и дно проушины. Соединение деталей будет прочным в том случае, если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой. Киянкой следует ударять не по шипу непосредственно, а через подкладную доску.

Подогнав шиповое соединение, его разбирают (разъединяют) для склеивания. Вначале шип и проушину смазывают клеем, выдерживают на воздухе для впитывания клея в древесину, а затем соединяют.

Собрав и склеив изделие, пользуясь подкладными досками, его сжимают в углах струбцинами. В зависимости от вида клея изделие выдерживают в сжатом состоянии до 24 ч.

Шиповое соединение после освобождения от сжатия строгают, чтобы убрать неровности на стыках, застывшие клеевые потеки и др. Строгают, закрепив изделие клиньями на верстаке, с двух сторон на полный размах рук сквозным (полным) движением рубанка.

Затем строгают кромки. Изделие закрепляют в переднем зажиме верстака с подкладной доской. Шиповые соединения строгают поочередно движением рубанка от края к центру соединенной детали.

Контролируют качество работы с помощью линейки и угольника.

На производстве шиповые соединения собирают сборщики изделий из древесины.

III. Практическая часть

Практическая работа "Шиповое соединение деталей изделия из древесины"

Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание - каждый на своем рабочем месте.

Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовки, долото, стамеска, киянка, мелкозубая пила, измерительная линейка или штангенциркуль, клей, кисти, струбцины или тиски, напильник, шлифовальная шкурка.

  1. Пользуясь рисунком, прочитайте сборочный чертеж ящика для каталога;
  2. Получите у учителя заготовки на изготовление рамки с шиповым соединением;
  3. Рассчитайте размер шипа, толщины щечек проушины;
  4. Составьте эскизы на шип и проушину с простановкой размеров;
  5. По рассчитанным размерам разметьте шиповое соединение для изготовления рамки;
  6. Запилите шипы и спилите "щечки";
  7. Закрепите на верстаке с подкладной доской заготовки с запиленными проушинами и произведите долбление;
  8. Проконтролируйте качество работы с помощью измерительной линейки или штангенциркуля;
  9. Подгоните стамеской или напильником шипы и проушины до их плотного соединения;
  10. Склейте шиповые соединения и зажмите их в струбцины, проверив равенство диагоналей рамки;
  11. Зачистите выданные учителем склеенные шиповые соединения;

Правила техники безопасности:

  • Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке;
  • Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом;
  • Не следует подрезать шипы и проушины стамеской и напильником, держа детали на коленях или в руке, а делать это нужно на верстаке в закрепленном положении;
  • Нельзя резать древесину стамеской в направлении руки, поддерживающей деталь, нужно двигать стамеску лезвием от себя;
  • Следует ударять киянкой точно вдоль оси долота;
  • Переносить долото (стамеску) можно только лезвием вниз;
  • По окончании работы долото (стамеску) нужно класть лезвием от себя. Нужно проследить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака;

Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

IV. Итоговая часть

Установка на следующий урок:

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины. Учащиеся получат знания о другом способе соединения деталей из древесины - шкантами и шурупами с нагелями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный.

Основной метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Исходный уровень знаний учащихся: учащимся уже известны простейшие операции деревообработки, понятие о машине, токарном станке по дереву.

Обучающая:

Познакомить учащихся с основными физическими и механическими свойствами древесины как влажность, твёрдость, прочность, упругость, цвет, запах.

научить определять плотность и влажность древесины

Развивающая:

Развить первоначальные знания в определении плотности и влажности древесины.

Развить навыки в определении породы древесины по её свойствам.

Воспитательная:

Воспитать бережное отношения к древесине.

Привить желания к работе с древесиной.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение новой темы

3.2 Самостоятельная работа учащихся с учебником.

4. Практическая работа и текущий инструктаж.

5. Обобщение и систематизация изученного. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

6. Уборка рабочих мест.

7. Домашнее задание.

8. Подведение итогов урока.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, учебник («Технология 7 класс (вариант для мальчиков), образцы древесины разных пород, тетради, ручки, линейки, весы, ведро с водой.

1. Организационный момент.

Здравствуйте дети! Давайте проверим присутствующих на уроке.

2. Актуализация знаний.

Учитель. Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. С давних времен деревья были предметом восхищения людей. Им поклонялись друиды и древние славяне, позднее они служили источником вдохновения для поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. (Слайды 1- 3.)

Трудно удержаться от восторженного возгласа, глядя на нарядную корзинку, сплетенную из прутьев или бересты. Не меньшее восхищение вызывает изящная деревянная шкатулка, резной столик, да и простые предметы обихода. Начиная с древних времен, до сегодняшних дней, мы отдаем предпочтение древесине, несмотря на разнообразие альтернативных материалов, предлагаемых современным рынком. Древесина традиционно является одним из важнейших строительных материалов, чему способствует ее прекрасные декоративные свойства, широкое распространение, легкость добычи и обработки. Древесина – широко распространенный строительный и поделочный материал. Область применения этого ценного материала настолько широка, что трудно даже перечислить. Древесину не трудно обрабатывать, зная породы, строение, пороки и свойства. Сегодня на уроке, вы познакомитесь со свойствами древесины. (Слайд 4.)

Итак тема нашего урока: Физико-механические свойства древесины. (Слайд 5.) Цели: Ознакомить учащихся с основными свойствами древесины; научить определять плотность и влажность древесины; (Слайд 6).

Для начала давайте вспомним материал прошлых уроков. Вопросы для повторения: Какое строение у древесины? Какие вы знаете породы древесины? Какие пиломатериалы изготавливают из древесины? На что вы обращаете внимание, при выборе заготовок? Для чего нужно изучать строение и пороки древесины? Правильно, ребята. Эти знания способствуют расширению сфер применения, рациональному использованию, совершенствованию технологии переработки древесины. Но кроме пороков и строения нужно еще и знать свойства материалов. Как вы думаете, что такое свойство материала? (Ответы учащихся.) (Слайд 7.)

Свойство – сторона предмета, которая обуславливает его различие или сходство с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. (Запишем определение.) Свойства материалов делятся несколько групп: (Слайд 8.) (Схему перечерчиваем в тетрадь.)

3. Изучение новой темы.

Многое о древесине вам уже известно, но есть вопросы, которые предстоит разобрать. Сегодняшняя тема урока позволит вам расширить сведения о свойствах древесины. Древесина обладает различными свойствами, как и разные материалы. Сегодня на уроке вы познакомитесь с (Слайд 9.) физическими и механическими свойствами древесины. (Схему перечерчиваем в тетрадь.)

Давайте рассмотрим физические свойства древесины. Вы обращали наверно свое внимание, что древесина разных пород бывает более легкой и тяжелой, т.е. менее плотной и более плотной. (Слайд 10.) Плотность – количество массы древесины, содержащейся в единице объема. Находится плотность по формуле, где m-масса древесины, V-объем древесины, записываем в тетрадь определение и формулу.


Разные породы древесины имеют разную плотность, запишите несколько примеров.

(Слайд 11.) Высокая плотность – дуб, береза, лиственница, клен, яблоня, груша примерно от 700 до 900 (кг/м3); Средняя плотность – конский каштан, орех грецкий, вишня, тиковое дерево, бук от 560-700 (кг/м3); Низкая плотность – липа, тополь, кедр, вяз, ель, сосна – от 400 до 600 (кг/м3); Древесину с высокой плотностью труднее обрабатывать, но зато такая древесина меньше подвержена изнашиванию.

Следующее из физических свойств древесины (Слайд 12.) влажность. Как думаете, что такое влажность древесины? Количество влаги содержащейся в древесине, найти влажность можно по формуле. Влажность древесины выражается в процентах. Записываем в тетрадь


Различают следующие ступени влажности древесины:

мокрая – длительное время находившаяся в воде, влажность выше 100%;

свежесрубленная – влажность 50-100%;

воздушно-сухая – долгое время хранившаяся на воздухе, влажность – 15–20% (в зависимости от климатических условий и времени года);

абсолютно сухая – влажность – 0%.

Ребята, существуют специальные приборы для измерения влажности-влагомеры. (Слайд 14.) Как же они действуют? (Слайд 15.) Как вы думаете можно ли изменить влажность древесины? Можно ли, свежесрубленную древесину пускать в производство? Почему? (Ответы детей.)

После рубки содержание влаги снижается. (Слайд16.) Вначале испаряется свободная влага, затем связанная влага, которая содержится внутри стенок клетки. Что нужно сделать, чтобы использовать древесину в производстве? (ответы детей.) Правильно – сушить.

При сушке древесины прочность пиломатериалов значительно повышается, а возможность их загнивания сводится к нулю. Сушка бывает двух видов: естественная и искусственная.

Искусственная сушка (Слайд18.) проходит в течение нескольких дней или часов и также делает древесину неуязвимой от поражения гнилью и грибами и обеспечивает ее высокое качество. Процесс искусственной сушки проходит в камерах-сушилках периодического и непрерывного действия. (Слайд 19.) Теплоносителями служат воздух, пар или дымовые газы, нагретые до температуры 70-80°С.

Кроме того, сушка может производиться в электрическом поле высокой частоты. Древесина тогда сушится равномерно и в 10–20 раз быстрее, чем в камере. Но такой вид сушки обойдется дороже, поскольку стоимость электроэнергии достаточно высока. Как могут измениться доски, если их неправильно сушить? При сушке на солнце внешняя поверхность древесины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится. (Слайд 20.) В результате высушивания происходит усушка древесины и коробление в различных направлениях.

Разберем с вами еще одно не мало важное свойство древесины – цвет. Кто может сказать, какого цвета бывает древесина? (Ответы детей.) Цвет зависит от условий, где росло дерево и от возраста. Цветовые оттенки древесины делятся на несколько групп. (Слайд 21.) Запишите несколько примеров к каждому оттенку. А кто помнит, что такое текстура древесины, и от чего она зависит? (Слайд 22.)

Текстура – естественный рисунок на срезе древесины. И зависит от породы древесины и от направления среза. (Слайд 23.) Переходим с вами к следующим очень важным физическим свойствам древесины.

Теплопроводностью древесины называется ее способность проводить тепло через свою толщину от одной поверхности к другой. Теплопроводность сухой древесины незначительна, что объясняется пористостью ее строения. Электропроводность древесины характеризуется ее сопротивлением прохождению электрического тока. Она зависит от породы, температуры, направления волокон и ее влажности. Звукопроводимость – свойство материала проводить звук с определенной скоростью. В древесине быстрее всего звук распространяется вдоль волокон. Звукопроницаемость древесины в продольном направлении в 16 раз, а в поперечном – в 3–4 раза больше звукопроницаемости воздуха. Это отрицательное свойство древесины требует при устройстве деревянных перегородок, потолков и т.д. применения звукоизолирующих материалов. Способность древесины усиливать звук широко используется при изготовлении музыкальных инструментов. Наилучшая древесина для этого – древесина ели, пихты кавказской и сибирского кедра.

Разберем механические свойства древесины. (Слайд 24.) Схему перечертите в тетрадь.

3.2 Самостоятельная работа учащихся с учебником.

В тетради начертите таблицу со слайда, (Слайд 25.), и, прочитав п.1 стр.6 заполните ее, а потом мы ее проверим. (Слайд 26.)

4. Практическая работа и текущий инструктаж. (Слайд 27.)

Выполняя практическую работу, вы должны следовать последовательности, которая написана на слайде. Выполнив работу, вы заполняете таблицу, результаты будут отражены на слайде, и потом, мы сделаем вывод.

Последовательность выполнение работы:

1. Пронумеровать образцы древесины.

2. Вычислить объемы образцов, применяя формулу :V = abc (cм 3 .)

3. Взвесить образцы древесины.


4. Определить плотность образцов по формуле:

5. Выдержать образцы в воде в течение 5 минут, и повторно взвесить.


6. Вычислить влажность по формуле:

7. Все полученные данные занести в таблицу. (Слайд 28.)

8. Написать вывод.

Вывод: В ходе практической работе, мы убедились, что разные породы древесины имеют разную плотность и разную влажность.

5. Обобщение и систематизация изученного. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Учитель проводит анализ характерных ошибок, которые ученики делали по ходу практических работ, и объясняет их, чтобы ученики в дальнейшем их не совершали. Ученики внимательно слушают объяснения их ошибок. Учитель сообщает оценки учащимся за работу на уроке.

6. Уборка рабочих мест.

Ученики убирают инструмент, который был необходим для проведения практических работ по своим местам.

7. Домашнее задание.

Учитель задает домашнее задание, которое заключается:

1) в проработке изученного материала учебника, с целью его надежного усвоения и закрепления. Проработка вопросов после параграфа. Выучить все определения по данной теме;

2) решить кроссворд. Вопросы к кроссворду:

Дерево, обладающее низкой плотностью.

Количество влаги, содержащейся в древесине.

Дерево, обладающее низкой плотностью

Способность древесины восстанавливать первоначальную форму, после снятия нагрузки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Раздел программы

Создание изделий из древесины и металла

Технологии получения и обработки древесины и древесных материалов

организовать деятельность обучающихся по изучению оборудования рабочего места и основных инструментов для ручной обработки древесины и древесных материалов , совершенствовать практические навыки и умение применять их при решении реальных жизненных задач

— организация деятельности учащихся по усвоению теоретического материала о молоке и блюдах из молока;

— формировать знания о молоке и её пользе и необходимости её использования в жизни человека;

— развивать у учащихся способность анализировать информацию, применять полученные знания для решения практических задач;

— воспитывать у учащихся любознательность через познавательную информацию, культуру труда, формировать осознанное и бережное отношение к здоровью

Планируемые результаты

Личностные – готовность учащихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

Метапредметные – освоение учащимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

Предметные – овладение умениями организовать рабочее место для ручной обработки древесины и изделий из древесных материалов, разбираться в назначении инструментов для обработки древесины.

Методы ведения урока

Формат проведения урока

Беседа, самостоятельная работа

Форма организации деятельности

Технологии урока

Виды контроля

устные вопросы, онлайн-тест, самостоятельная работа

Материально-техническое обеспечение урока

Этапы урока

Ссылка на ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результаты, на формирование которых направлено задание

Организационный

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

-Проверка готовность к учебному занятию.

Организация рабочего места, знакомство с инструкцией работы на уроке.

Умение организовывать себя на предстоящую работу.

Введение в тему урока

Развитие у учащихся мотивации на осуществление учебной деятельности.

Презентация. Приложение 1.

Начинает урок с предложения отгадать о чем идет речь? (1-7 слайды)

— Вы, наверное, догадались, что это за предмет? (пила, 8 слайд)

- Что вы знаете о пиле? ( Пила́ — инструмент со множеством резцов, обычно зубьев, для разрезания (распиловки) различных материалов: древесины, металла, пластика, камня и других.

/выслушивание высказываний учащихся, подводка к теме урока/

Предлагает определить тему урока, сформулировать цель и задачи.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои предположения по теме урока.

Формулируют цель деятельности, определяют учебные действия.

Умение осуществлять поиск информации, делать выводы и умозаключения.

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Усвоение новых знаний

Формирование умения работать с учебной информацией – находить, выделять нужное.

делают записи в форме опорного конспекта.

Умение работать с содержанием темы, осуществлять выборочное чтение, выявлять смысловое содержание учебной деятельности, преобразовывать текст.

Снять усталость и напряжение, установить эмоциональный заряд

Умение осуществлять пошаговый контроль свих действий

Контроль усвоения

Установить, усвоили или нет содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.

Предлагает ответить на вопросы теста;

корректирует деятельность учащихся.

Отвечают на вопросы теста.

Умение анализировать, структурировать знания.

Закрепление изученного материала

Приобретение опыта при выполнении

самостоятельных работ на основе изученного теоретического материала.

Самостоятельная работа учащихся по вариантам

Выполняют самостоятельную работу

Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений

Домашнее задание

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения.

Осмысливают домашнее задание, фиксируют нужную информацию.

Умение достигать цели, организовывать себя на деятельность, расширять объем информации.

Рефлексия учебной деятельности

Предлагает оценить свою работу на уроке, ответив на вопросы:

- Что нового я узнал?

-Что больше всего запомнилось на уроке?

-Достигли ли мы поставленных целей и задач на уроке?

Заканчивает урок стихотворением.

Исправляют ошибки задания на соответствие

Оценивают свою деятельность на уроке.

Умения осуществлять рефлексию, самооценку, самоконтроль, выражать собственные чувства и мысли.

Приложение 1.

1. 2.* 3. 4. 5. 6.

7. 8. 9.

Информационные источники

1. Учебник: Технология.7 кл.: учебник для общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко и др.– М.: Вентана-Граф, 2019.

2. Бешенков А.К. Технология (технический труд): технические и проектные задания для учащихся: 5-9 классы: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.

3. Карабанов И. А. Технология обработки древе­сины: учебник для 5–9 классов общеобразовательных учрежде­ний. – М.: Просвещение, 2004.

Дополнительный материал для учителя.

1. Выберите верные утверждения.

А. Отделка улучшает внешний вид изделия из древесины.

Б. При лакировании кисть перемещают вдоль волокон древесины.

В. Лакирование предохраняет поверхность древесины от проникновения влаги.

Г. Морилку можно наносить кистью или куском ваты, обёрнутым чистой. хлопчатобумажной тканью.

Д. Тонирование применяют для окрашивания древесины в более светлый, чем натуральный, цвет.

2. Установите соответствие:


1.

А. Сверло ложечное


2.

Б. Сверло центровое (перовое)


3.

В. Сверло спиральное


4.

Г. Сверло винтовое.


5.

Д. Сверло спиральное с направляющим центром

3. Установите соответствие.

1. 2. 3.

А. Обыкновенные Б. С винтовыми канавками В. С насечкой Г. Обойные Д. С потайной головкой

4. Выберите правильные ответы.
Инструменты для столярных работ — это:

А. зубило Б. рашпиль В. стамеска Г. рубанок

5. Выберите правильные ответы
Отделка изделия из древесины – это ____________

А. сверление Б. лакирование В. строгание Г. тонирование

6. Установите соответствие.


1.

А. Лучковая пила с деревянной рамкой.


2.

Б. Лучковая пила с металлической рамкой.


3.

В. Продольная ножовка




А. Шило Б. Напильник В. Стамеска Г. Свёрла Д. Рубанок

2. 1В 2Б 3Г 4А 5Д

1. Выберите верные утверждения.

А. Древесину применяют для изготовления мебели.

Б. Древесина клёна имеет запах хвои.

В. Древесина легко обрабатывается резанием, хорошо склеивается и соединяется гвоздями.

Г. Дуб имеет мягкую древесину.

Д. ДСП получают на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой.

2. Определите, какие свойства древесины соответствуют данным характеристикам:

1. …..__– запах, цвет, блеск.
2. ….. – прочность, твердость.
3. ….. – способность к изгибу, износостойкость, сопротивление растрескиванию,

4. ….. - способность древесины удерживать металлические крепления – гвозди, шурупы, саморезы.

А. Физические Б. Химические В. Технологические Г. Механические




А. Зачистка Б. Строгание В. Пиление В. Сверление Г. Разметка

4. Как называется крепежная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой?

А. шуруп Б. гвоздь В. молоток Г. саморез

5. Какой из инструментов НЕ используется для сверлении?

А. коловорот Б. сверло В. дрель Г. отвёртка

1. Природный конструкционный материал, который получают из стволов срубленных деревьев различных пород.

А. фанера Б. древесина В. бумага Г. текстура

2. Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

А. столяр Б. распиловщик В. токарь

3. Чем оборудуется рабочее место для обработки древесины?

А. столярный верстак Б. лакокрасочные материалы В. стул Г. заготовка

4. Что НЕ применяется для закрепления заготовок на верстаке?

А. боковой зажим Б. клин В. лоток Г. поворотные пальцы

5. При изготовлении изделия из древесины применяют различные операции. К какой операции относится выбор заготовок и их разметка?

А. подготовительная Б. обрабатывающая В. отделочная Г. презентационная

Обычный инструмент, которым мы пользуемся очень часто. А ведь пиле, по некоторым данным, уже около 9000 лет и с ней связанном много интересных и увлекательных фактов.

Ну, что обойдемся без прелюдии и сразу к фактам?

Кремниевая пила Бадарийского периода (4500—3250 г. до н. э). Музей египетской археологии Петри

Кремниевая пила Бадарийского периода (4500—3250 г. до н. э). Музей египетской археологии Петри

· Пила очень старый инструмент, предшественниками нынешних пилы были зазубренные камни, и они уже существовали в период от 7000 до 5000 годов до нашей эры.

древняя хирургическая пила

Дедушка играет на пиле (Спб, Набережная канала Грибоедова)

· Иногда пила используется в качестве музыкального инструмента, особенно часто уличными артистами.

древняя хирургическая пила

· Пилы применяются не только в столярном деле, или строительстве, но и в медицине, например для трепанации черепа. Например, на фото выше древняя хирургическая пила, которую обнаружили археологи. Сибирские хирурги эпохи раннего железа в период IV–III веков до нашей эры выполняли сложнейшие операции, вплоть до трепанации черепа. Инструменты были найдены в памятниках тагарской культуры, относящихся к периоду IV–III веков до нашей эры.

пила для рассечения костей

пила для рассечения костей

· Прототипом цепной пилы стал хирургический инструмент для рассечения костей остеотом. Он был оснащён ручным приводом и применялся, в частности, для выполнения симфизиотомии — операции по расширению лобкового симфиза, чтобы увеличить родовые пути. Сегодня эта процедура в развитых странах практически полностью вытеснена кесаревым сечением.

фотографии из немецкого федерального архива - солдаты с бензопилой

· Первой, в 1926 году, была изобретена пила с электродвигателем изобрел ее немец Андреас Штиль. И только в 1929 году появилась известная всем бензопила, кстати ее отцом считается тот же человек и под брендом Shtihl бензопилы выпускаются до сих пор и ценятся за качество.


· Первые механические пилы были придуманы в Германии в 1322 году. они работали на лесопилке и приводились в движение водой.


Сара Табита Бэббит

· Изобретательницей первой циркулярной считается ткачиха Сара Табита Бэббит. Первая циркулярная пила была сделана в Олбани, штат Нью-Йорк в 1813 году.

японская пила

· У японской пилы зубы расположены "на себя", соответственно и режет она только в одну сторону, в отличии от европейской распил которой осуществляется когда мы совершаем возвратно-поступательные движения. Сделано это, что бы уменьшить нагрузку на полотно, что позволяет сделать последнее более тонким. В древнем Египте пилы делались по тому же принципу.

компенсационная температурная прорезь

компенсационная температурная прорезь

· На пильном диске для циркулярной пилы чаще всего бывают компенсационные температурные прорези, они нужны для понижения шума и вибрации, ну а так же, как уже ясно из название, что бы компенсировать нагревание диска. Округленные отверстия этого диска снижают риск разлома полотна.

акула-пила (пиланосная акула)

акула-пила (пиланосная акула)

· У этой акулы уникальная морда напоминающая пилу, на которой приблизительно 20 зубьев с каждой стороны. Эта "пила" используется как для ловли рыбы, а также на нем есть электрорецепторы для обнаружения добычи .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Листовой материал – это материал, представляющий собой плоские тонкие листы или куски. К листовым пиломатериалам ( древесным материалам ) относят: фанеру, ДСП, ДВП, ОСП (OSB), шпон и мебельный щит.

ДСП (ДРЕВЕСНОСТРУЖЕЧНАЯ ПЛИТА) ДСП – получают путём прессования и склеивания измельчённой древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Для её получения используют отходы. Плиты изготавливают толщиной около 10 – 26 мм.

ДСП (ДРЕВЕСНОСТРУЖЕЧНАЯ ПЛИТА)

ДСП – получают путём прессования и склеивания измельчённой древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Для её получения используют отходы. Плиты изготавливают толщиной около 10 – 26 мм.

ДВП (ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТЫЕ ПЛИТЫ (оргалит) Древесно - волокнистая плита ( ДВП ) — листовой материал, изготовленный путём горячего прессования или сушки ковра из древесных волокон. ДВП производятся, при необходимости, с использованием связующих клейких веществ и специальных добавок.

ДВП (ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТЫЕ ПЛИТЫ (оргалит)

Древесно - волокнистая плита ( ДВП ) — листовой материал, изготовленный путём горячего прессования или сушки ковра из древесных волокон.

ДВП производятся, при необходимости, с использованием связующих клейких веществ и специальных добавок.

ФАНЕРА Фанера — это многослойный древесный строительный материал, который представляет собой склеенные между собой листы лущеного шпона. Обычно фанера формируется из нечетного количества листов шпона.

Фанера — это многослойный древесный строительный материал, который представляет собой склеенные между собой листы лущеного шпона. Обычно фанера формируется из нечетного количества листов шпона.

 Ориентированно-стружечная плита (OSB) Плиты OSB представляют собой строительный листовой материал, склеенный полимерными смолами из нескольких слоёв ленточной стружки под высоким давлением.

Ориентированно-стружечная плита (OSB)

Плиты OSB представляют собой строительный листовой материал, склеенный полимерными смолами из нескольких слоёв ленточной стружки под высоким давлением.

МДФ МДФ расшифровывается как мелкодисперсионная фракция. Изготавливают такие плиты из древесных волокон, плотность которых соответствует средним показателям, спрессовывая их в условиях повышенного давления.

МДФ расшифровывается как мелкодисперсионная фракция. Изготавливают такие плиты из древесных волокон, плотность которых соответствует средним показателям, спрессовывая их в условиях повышенного давления.

Профессии и производства В деревообрабатывающей промышленности существует большое количество специализаций сотрудников . Но всю эту массу людей можно классифицировать на несколько групп. С разделкой (первичным этапом переработки) связаны должности: рамщика; станочника-распиловщика; оператора производственных линий; оператора сортировочных линий; укладчика; лущильщика шпона; размольщика. Вторая стадия деревообработки подразумевает, что в работу включаются и другие специалисты: сушильщики; сортировщики; раскройщики; отделочники; столяры; плотники; гнутари; бондари; пропарщики; склейщики.

Профессии и производства

В деревообрабатывающей промышленности существует большое количество специализаций сотрудников . Но всю эту массу людей можно классифицировать на несколько групп.

С разделкой (первичным этапом переработки) связаны должности:

рамщика; станочника-распиловщика; оператора производственных линий; оператора сортировочных линий; укладчика; лущильщика шпона; размольщика.

Вторая стадия деревообработки подразумевает, что в работу включаются и другие специалисты:

сушильщики; сортировщики; раскройщики; отделочники; столяры; плотники; гнутари; бондари; пропарщики; склейщики.

Читайте также: