Самара космическая конспект занятия
Обновлено: 03.07.2024
Цель урока: создание условий для расширения представлений младших школьников о космосе, космонавтах.
1. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса.
2. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.
3. Воспитывать чувство гордости за свою страну и малую Родину.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, доска, раздаточный материал.
Форма деятельности: коллективная, парная, групповая.
Этап урока, цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые умения
Организационный момент
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок путешествие.
А куда мы отправимся, вы узнаете с помощью загадки:
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам
Мотивационный этап :
Правильно! А теперь задержите все дыхание, закрываем глаза, расправляем свои крылья и вперед! В путешествие!
Желаю вам ребята, лёгкого, увлекательного, познавательного полёта в космос. И быть может, вы познакомитесь, даже с инопланетянами!
РУУД: нацеливание на успешную деятельность.
ЛУУД: умение настроиться на работу
Введение в тему урока. Постановка цели урока.
Для начала давайте поработаем по учебнику. Откроем с.111 и узнаем, почему же наш город, является Космической столицей России!
И вот мы приблизились к нашей первой станции, но для начала нам необходимо разделиться на космические команды, придумать себе название, эмблему и выбрать капитана вашего корабля.
Читают по цепочке с опорой на слайды
Организуются по командам
РУУД : высказывать свои предположения;
определение и формулирование темы и целей урока
ЛУУД: развитие познавательных интересов учебных мотивов.
Пора браться за дело, у каждой команды есть возможность почувствовать частичку Космоса, изучив разные её составляющие:
1 команда отправляется на строительство ракеты
2 команда поможет нам снарядится в костюм для выхода в космос
3 команда расскажет нам про планеты Солнечной системы
4 команда, самая отважная, встретится с инопланетянами!
Экспонаты не огорожены: создатели музея здраво рассудили, что людское любопытство не страшно технике, сделанной для полетов в космос.
Выполняют сбор ракеты
Выполняют сбор космонавта
Восстанавливают последовательность Солнечной системы
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые
ПУУД: развивать умение правильно писать слова, воспроизводить их значение.
ЛУУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
Пришло время проверить ваши знания и сразиться в интеллектуальной сфере.
В команде вам необходимо решить кроссворд!
ЛУУД: прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок. Формировать учебно-познават. интерес к новому материалу;
У всех парк Гагарина связан с отдыхом, и в нашем путешествии – не исключение.
Но сначала немного истории:
Сегодня ПКиО имени Ю.Гагарина – место культуры и отдыха. Многочисленные аттракционы, озеро с лебедями, зона для массового катания на коньках зимой и летняя спортивная площадка.
До 1997 года в парке в летнее время размещался Самарский Зоопарк.
В парке Гагарина располагаются три памятника: жертвам политических репрессий 30-40-х годов, жертвам катастрофы на Чернобыльской АЭС и бюст Юрия Гагарина, установленный в 2011 году.
Любители природы могут покормить белочек орешками в дубовой роще парка, понаблюдать за лебедями на озере или насладиться главной достопримечательностью парка - 300-летним дубом. Ствол дуба, диаметром более 4 м, охвачен стальным тросом, а корни зацементированы. Дупло, в котором легко могли поместиться 3 человека, заменили специальным составом, а снаружи приклеили кору. Все эти меры нужны для того, чтобы сохранить дуб-долгожитель, который в 2001 г. внесли в реестр памятников Самары.
Парк культуры отдыха имени Ю.Гагарина является лёгкими города. Насколько велик он можно увидеть на фотографии из космоса.
Выполняют упражнения из физминутки
ПУУД: видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.
ЛУУД: прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.
ПУУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
КУУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Уже 61 год, как на волжской земле с легкой руки Главного конструктора Сергея Павловича Королева разрабатывают и производят ракеты-носители среднего класса и космические аппараты для космической съемки и проведения научных экспериментов на орбите Земли.
Космос всегда интересовал человека. Ведь это так важно-знать, есть ли жизнь где ни будь ещё. Учёные долго работали над это задачей, проводили исследования, конструировали различные летательные аппараты.
Мы как жители Самарской области должны знать, что Самара – столица ракетно- строительной отрасли.
В нашей непосредственно образовательной деятельности сочетается опытная и конструктивная деятельность, что актуально и интересно современному подрастающему поколению.
1. Познавательное развитие:
- Познакомить дошкольников с вкладом Самары в развитие отечественной космонавтики;
-Уточнить и расширить представления об изобретателях космических ракет;
- Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
2. Речевое развитие:
- Активизировать словарный запас детей: космодром, уроженцы, постамент, реактивные.
3. Социально-коммуникативное развитие:
- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;
- Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
4. Художественно-эстетическое развитие:
-Развивать чувство композиции, творческое воображение, образное мышление.
5. Физическое развитие:
- Развивать двигательную активность и общую моторику.
Методы и приё мы:
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Коммуникативная Рассказы о конструкторах – изобретателях, загадка, вопросы, рассказ о заводах Самары
Музыкальная Слушание музыки (во время конструирования)
Изобразительная Создание чертежей схем и создание космических кораблей
(художественной литературы и фольклора) Стихотворение, обсуждение.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Предлагает отгадать загадку. До луны не может птица
Долететь и прилуниться, но за то умеет это
Делать быстрая… Дети отгадывают загадку.
Развитие логического мышления, умение отгадывать загадки.
2 Воспитатель задаё т вопрос:
-А вы знаете кто изобретает ракеты?
- Правильно. Сегодня мы познакомимся с изобретателями ракет. Воспитатель рассказывает о изобретателе.
Первую в мире ракету изобрёл русский учёный К. Э. Циалковский (Слайд 1)
Он жил в городе Калуга и работал учителем в школе Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звёздами изучал их и мечтал до них долететь. Он провёл расчёты и хотел сконструировать ракету на которой он мог бы долететь за пределы земли. Но сделать её у него не было возможности. И он продолжил наблюдать за звёздами в телескоп. Дети отвечают:
Дети слушают рассказ воспитателя.
Развивается умение отвечать на вопросы.
Развивается умение слушать и воспринимать информацию.
3 Я вам предлагаю понаблюдать за звёздами.
Итог опыта: дырки в картоне не видны через конверт, но когда вы светите на конверт, они становятся хорошо заметными. Со звёздами происходит то же самое. Днём они светят тоже, но небо яркое из-за солнца и свет звёзд затмевается. Дети принимают предложение и экспериментируют выполняя словесную инструкцию воспитателя.
Развивается умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, умеют выполнять словесные инструкции.
4 Рассказ воспитателя о Королёве (Слайд 2)
Развивается умение слушать рассказ воспитателя, зрительное восприятие.
5 Воспитатель предлагает провести физминутку.
- Я предлагаю вам стать на время космонавтами и полетать на ракете.
На ракете летим в небо.
Повернёмся в право, влево,
Руки вверх, руки вниз!
Вверх и снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни левою ногою!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни правою ногой!
Повернись направо к другу
Правою дай руку другу. Дети выполняют движения по тексту физминутки. Умеют выполнять движения в соответствии с текстом, снимают мышечное напряжение.
6 Воспитатель рассказывает, где учат строить космические ракеты.
Учат этому мастерству в Самарском Аэрокосмическом университете. (Слайд6) Дети слушают рассказ и смотрят слайд. Ознакомлены с образовательным учреждением, где обучают профессии для ракетно-космической отрасли.
7 А где в Самаре строят ракетно-космическую технику? Дети рассказывают
о металлургическом заводе им. Ленина (Слайд 7) металлургический завод производит и выпускает современный алюминий для космоса.
Моторостроительный завод им. Фрунзе (Слайд 8). Производит реактивные двигатели для ракет.
8 Воспитатель предлагает игровую ситуацию.
Рассматривают ракету чертят схему. Умеют выделять из целого части, делать схематический рисунок.
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит,
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной. Сжимают, разжимают кулачки.
Ладошки соединены под острым углом.
Делают очки возле глаз.
Загибают по одному пальцу.
Ладонями изображают шар. Умеют выполнять движения в соответствии с текстом, снимают мышечное напряжение рук.
-Какие замечательные ракеты у вас получились. Может быть, кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет и прославит нашу Родину. Дети слушают воспитателя и принимают похвалу. Умеют высказывать своё мнение и быть вежливыми.
В нашей непосредственно образовательной деятельности присутствует познавательная информация, опыт, конструктивная деятельность. А так же использованы различные формы и методы работы доступные детям для овладения элементарными знаниями о космосе.
Практическая значимость состоит в том, что её может использовать в своей работе, любой педагог адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ.
Список используемой литературы
3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников – М. : Аркти, 2016 г.
Материалы и оборудование:
Крупный использованный материал (упаковочные коробки, схемы роботов, рисунки роботов, музыкальное сопровождение: звуки космоса, презентация.
Воспитатель: - Отгадайте загадку:
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
Воспитатель показывает макет ракеты (силуэтное изображение) и предлагает детям помочь инопланетянам собрать космические корабли. Дети запоминают строение ракеты и выкладывают такие же из геометрических фигур, стоя у столов.
Под музыкальное сопровождение полет продолжается.
Воспитатель предлагает продолжить полет с помощью ручного управления. Дети берут листы бумаги и устанавливают круг – пульт управления в середине листа.
Воспитатель дает команды:
- впереди планета Марс, ее надо облететь, переведя пульт управления в верхний правый угол;
- навстречу нас движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол;
Приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний правый угол;
- пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол;
- переходим на автоматическое управление, переводя пульт управления на середину.
Полет продолжается под музыку.
Дети приземляются на свои космодромы, формы которых соответствуют формам эмблем(космодромы составлены из шнуров и физкультурных палок и имеют формы квадрата, круга, прямоугольника, овала, треугольника).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Заплавное муниципального района Борский Самарская область
Методическая разработка внеклассного мероприятия
"Самара - космическая"
Рассохина Алена Вячеславовна
учитель начальных классов
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Самара - космическая" для начальной школы
Автор: Рассохина Алена Вячеславовна учитель начальных классов ГБОУ ООШ с. Заплавное
Описание: Данное мероприятие предназначено для учащихся начальной школы.
Цель: Расширение представлений младших школьников о космосе, космонавтах.
Задачи: Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса.
Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.
Воспитывать чувство гордости за свою страну и малую Родину.
Ход мероприятия
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, почему люди с давних времен хотели полететь в космос? (Ответы детей). Все вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает праздник – День космонавтики.
- Почему же именно этот день стал Днем Космонавтики? (ответы детей)
- Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем этот праздник.
Ведущий
12 апреля 1961 г. - этот день навсегда вошел в историю человечества. С 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса.
За 1 ч 48 мин Юрий Гагарин облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестности деревни Смеловки Терновского района Саратовскойобласти.
По решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. Праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года.
Ученик
Для страны виток свой первый
Сделал он. И выбор верный
Сделала тогда страна.
Его отправила она
Чтобы ахнул, вздрогнул Мир!
Сын страны, (потом - кумир)
Витком Востока землю обнимая,
Летел во мраке парсеки сжигая,
Средь хаоса и черной пустоты,
Увидел всю планету с высоты:
Магической, исполнен красоты
Шар голубой сиял из темноты.
Ведущий
При подготовке полета космического корабля "Восток" возможный район его посадки была определена линия городов Ростов-Куйбышев-Пермь. Заранее было определено и место, где состоится послеполетное обследование космонавта и его отчет о полете. Таким местом стал дачный комплекс Куйбышевского обкома КПСС в городе Куйбышеве(теперь Самара). Выбор был не случаен. Три года в Куйбышеве уже шло активное освоение производства ракетно-космической техники.
Слайд № 4
Ученик
Он был первым, кто вернулся!
Вздрогнул Мир и захлебнулся,
В диком грохоте оваций,
Лозунгов и демонстраций.
Мир, конечно, был в ударе!
Это он, советский парень,
С белозубою улыбкой.
Взмах руки. И смолкли скрипки.
Ведущий
После приземления в Саратовской области Ю.А. Гагарина доставили на авиабазу в город Энгельс. Весь мир облетела радостная весть.
Слайд № 5
Затем Гагарина на самолете Ил-14 привезли в Куйбышев.
Вот что написал Ю. А. Гагарин о своем полете:
Сорок часов провел Ю. А. Гагарин в Куйбышеве. Нужно было дать время для адаптации и отдыха. Но эти 40 часов для города стали священными.
Позже Гагарин бывал в Куйбышеве не один раз: он приезжал на встречи с рабочими куйбышевских заводов, выпускавших космическую технику, встречал своих друзей, которые возвращались из космических полетов. Ведь в Куйбышеве проходили реабилитацию сразу после полета еще пять космонавтов первого отряда.
Учитель
Идут годы.
Сыны и дочери планеты голубой
Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.
Налажен путь в межзвездные пространства
Для спутников, ракет, научных станций.
Шагает эра космоса вперед!
Ракеты продолжают свой полет,
Стартуй с Байконура каждый год.
Привык к таким явлениям народ.
Хранит в душе он первую любовь,
Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,
Но первым был Гагарин, он был свой,
Родной, с улыбкой детской, озорной.
Когда День космонавтики справляют,
Любимца своего все вспоминают.
Но в этот день поздравим мы и тех,
Кто славу создает стране, успех:
Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,
Как космонавты подвиг совершают,
И тех, кто отправляет корабли,
Стартующие с матушки-Земли, —
Всех, кто с космической наукой
На век своей работой связан.
Народ своей любовью им обязан.
Гордится космонавтикой страна:
Она была и будет нам нужна!
Самара продолжает космическую эру, открытую Циолковским, Королевым и Гагариным.
Ученик
Нам Циолковский напророчил,
Что в космос выйдет человек.
В его мечтах поставил точку
Мятежный наш двадцатый век.
Прочь, страх, неверие, сомненья,
И россиянин это смог:
Прорвав земное притяженье,
Он сделал над Землей виток.
Всего один виток - начало
Неведомого нам пути…
А уж мечтатели сказали:
- На Марсе яблоням цвести!
Так будет ли? Пока не знаем -
И на Земле проблем не счесть…
Но "ближний космос" обитаем,
И в этом все же что-то есть!
Пусть не за тысячу парсеков,
Немного ближе - на Луну
Нога ступила человека,
Преграду взяв еще одну.
И спутники к далеким звездам
Весть о землянах унесли -
Прими, великий космос, грозный,
Привет от маленькой Земли!
В наша область выпускает в жизнь специалистов, влюбленных в космос, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева (Национальный исследовательский университет)
Самара дала миру космонавтов, которые родились на нашей земле:
Авдеева Сергея Васильевича ;
Губарева Алексея Александровича;
Корниенко Михаила Борисовича.
Ведущий
Слайд № 7
В городе Самара находится музей авиации и космонавтики им. С.П.Королева
12 апреля 2007 года, в год 45-летия самарского космического машиностроения, состоялось официальное открытие музея "Самара-космическая"
Уже в первый год работы вошел число победителей областного конкурса "Туристический бренд Самарской области", стал неотъемлемой и традиционной частью самарских экскурсионных маршрутов.
Звучит песня "Я верю, друзья.
Учитель
А теперь, друзья, вас приглашаем на космические соревнования.
3 конкурс: “Полет во вселенную”
Команде выдается лист бумаги. В течение двух минут из нее нужно сделать бумажный самолет. Затем экипажу предстоит с трех попыток запустить самолет на дальность полета.
Учитель
- Ребята, на этом наше мероприятие заканчивается. Я думаю ребята, что после нашей сегодняшней беседы вы совсем по-другому будете смотреть на ночное звездное небо. Возможно, кто-то из вас решит стать космонавтом и связать свою жизнь с космосом.
Всем спасибо за хорошую подготовку, за чудесный полет!
Еще раз хочется вас поздравить с замечательным праздником Днем Космонавтики!
________________ _______________
Технологическая карта занятия
студентки группы 442-4Б
Моисеевой Юлианы Олеговны
Тема занятия
Цель занятия
Знакомство с историей развития космонавтики в Самарском крае.
Образовательные:
Расширять знания учащихся о космосе, космонавтах.
Познакомить с историей развития космонавтики в Самарском крае.
Развивающие:
Развивать кругозор учащихся, познавательную деятельность учащихся.
Содействовать развитию у детей умения общаться.
Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за отечественную науку о космосе и вклад соотечественников в развитие космонавтики.
Прививать интерес к истории космонавтики, профессии космонавт, людям, прославившим свою страну.
Формировать у учащихся сознания причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Планируемые результаты
Метапредметные:
1. Развивать познавательный интерес к изучению данного курса внеурочной деятельности.
2. Оценивать практическую значимость полученных знаний и умений.
3. Проявлять дисциплинированность, активность, усидчивость, самостоятельность, внимательность, умение работать в группе, уважение друг к другу.
4. Проявлять трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии.
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Выполнять последовательность необходимых операций.
Познавательные:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы и личного опыта.
Коммуникативные:
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные очки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудников.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Организация пространства
Классная доска
Помещение класса
Название классного часа, выставка книг о космосе, картинки ракет, планет, звезд.
Стандартное расположение парт.
Информационные, наглядные
ТСО, ЭОР, УЛО
Презентация, книги о космосе.
Ноутбук, интерактивная доска, колонки, проектор.
Ход занятия:
Деятельность учителя
Слайд, видеофрагмент
Деятельность обучающихся
1.Организационный
- Давайте, сядем и улыбнемся друг другу.
- Вдохните в себя красоту весеннего дня, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха…. И все то, прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце.
2. Ввод в деятельность, целеполагание
- Ребята, отгадайте загадку.
До луны не может птица
Долететь и прилуниться, но за то умеет это
Делать быстрая…
- Правильно. А вы хотите узнать об истории развития космонавтики в Самарском крае?
- Сформулируйте тему и цель занятия.
- Приступим к реализации цель!
- Космическая столица. Цель: знакомство с историей развития космонавтики в Самарском крае.
3.1. Беседа об изобретателе первой ракеты
- Первую в мире ракету изобрёл русский учёный К. Э. Циалковский.
Он жил в городе Калуга и работал учителем в школе Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звёздами изучал их и мечтал до них долететь. Он провёл расчёты и хотел сконструировать ракету на которой он мог бы долететь за пределы земли. Но сделать её у него не было возможности. И он продолжил наблюдать за звёздами в телескоп.
- Предлагаю посмотреть видеоролик об этом известном человеке.
3.2. Опыт со звездами
- Давайте проведем небольшой опыт. На ваших партах лежат фонарики и конверты с картонкой. Берём конверт с картонкой в одну руку, а в другую фонарик. Включаем фонарик и светим на обращённую к вам сторону конверта, потом на другую сторону. Что вы заметили?
- Со звёздами происходит то же самое. Днём они светят тоже, но небо яркое из-за солнца и свет звёзд затмевается.
3.3. Беседа об С.П. Королева
- Предлагаю посмотреть видео о С.П. Королеве, а также видео о полете Юрия Гагарина.
3.4. Физкультминутка
- Я предлагаю вам стать на время космонавтами и полетать на ракете.
На ракете летим в небо.
Повернёмся в право, влево,
Руки вверх, руки вниз!
Вверх и снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни левою ногою!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни правою ногой!
Повернись направо к другу
Правою дай руку другу.
3.5. Беседа об Ю. Гагарине
- Самара внесла немалый вклад в освоение человеком космического пространства.
- На следующий день после исторического полета Гагарина в Куйбышеве под председательством Главного конструктора ракетной техники С.П.Королева прошло совещание ученых и разработчиков космических кораблей. В нем приняли участие пять будущих космонавтов. Гагарин рассказал о своем полете, ответил на многочисленные вопросы специалистов. Вечером 13 апреля он встретился с самарскими ракетостроителями и общественностью города.
3.6. Создание своей ракеты из пластилина
- Пришло время побывать в роли изобретателей. На ваших партах есть пластилин и картон. Слепите из пластилина собственную ракету, прикрепите ее на картон. Можете добавить звезды, планеты.
- Пришло время устроить выставку наших ракет. Ребята первого ряда встают и показывают остальным свои работы, второй ряд, третий ряд.
- Какие замечательные ракеты, мы их положим на стол, чтобы все желающие могли посмотреть на нашу выставку.
Читайте также: