Русская народная вышивка изо 5 класс конспект урока с презентацией

Обновлено: 07.07.2024

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? - А куда же сажали дорогих гостей в русской избе? - Что находилось в красном углу?

- Для чего нужны вам полотенца? - Какие полотенца называются бытовыми? Чем праздничные полотенца отличаются от бытовых ? - Что такое вышивка? - Зачем украшают изделия вышивкой?

Сегодня мы будем говорить о том, как украшали в старину полотенце и какие символы использовали в вышивке Тема урока: Русская народная вышивка

Древние славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей

Орнамент – от лат. – украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов

Птицы В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко.

Древо жизни Символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств .

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание. Посмотрите, как решены фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента .

Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Красный был цветом солнца, огня, жизни , узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Задани е : Выполните эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Вышивка на полотенце Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды . Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую. На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

Солнце Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Макошь Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Птица Считалось, что птица приносит добро человеку . Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

Конь Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Дерево Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Вода Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Название и предназначение полотенца Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.

Родильное полотенце Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

Поясок для новорождённого На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти –оберег. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе. Свивальник Новорожденного ребёнка пеленали в свивальник- узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

Вытиральное полотенце У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное .

Свадебное полотенце На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Вышивали на них птицу-паву в знак любви, дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками. Это пожелание молодым добра и счастья.

Погребальное полотенце И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души. З нак перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся линий, оставался внутри пустым.

Современные полотенца Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение и сейчас они не утрачены

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русская народная вышивка Урок № 5 5 класс Шардакова Татьяна Владимировна Учит.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская народная вышивка Урок № 5 5 класс Шардакова Татьяна Владимировна Учит.

Русская народная вышивка Урок № 5 5 класс Шардакова Татьяна Владимировна Учитель ИЗО, черчения, технологии МБОУ Чекменёвская ООШ, Нытвенского района, Пермского края Изобразительное искусство

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Женщины в.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали, даря дивное узорочье всем на радость.

Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал – подзоры, концы полот.

Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал – подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.


Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенцем украшали красный уг.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенцем украшали красный угол избы, на полотенце принимали родившегося ребёнка. Полотенце было неизменным участником свадебного обряда.

Орнамент - (от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически уп.

Орнамент - (от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.)

Орнаменты народных вышивок – это прежде всего ритм, который создаётся чередов.

Орнаменты народных вышивок – это прежде всего ритм, который создаётся чередованием повторяющихся мотивов. Главный мотив вышивки дополняли орнаментальные ряды с растительными элементами и маленькими птичками. Ленточный орнамент Центральный узор Кружево

Значение цвета в вышивке Белый цвет связывался в народных представлениях со с.

Значение цвета в вышивке Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало. Красный цвет был символом огня, жизни, красоты, силы и олицетворял собой мужское начало. Жёлтый цвет – это цвет солнца. Чёрный – цвет земли.

Древние символы в народной вышивке Геометрические узоры, казалось бы лишенные.

Древние символы в народной вышивке Геометрические узоры, казалось бы лишенные содержания, неожиданно приобрели конкретное значение и смысл, предстали перед нами строчками древнейшей письменности (идеограммы), в которых раскрывается мир образов и представлений наших предков.

Древние мотивы в народной вышивке Женская фигура – это божество, выражавшее п.

Древние мотивы в народной вышивке Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода.

Древние мотивы в народной вышивке Сюжет вышивки связан с темой «Встреча весны.

Древние мотивы в народной вышивке В узорах крестьянской вышивки живут дивные.

Древние мотивы в народной вышивке В узорах крестьянской вышивки живут дивные сказочные птицы: здесь и птица-пава с пышным хвостом, и птица Сирин, и могучий орёл.

Древние мотивы в народной вышивке Птицы на вышивках – это символы солнца, теп.

Древние мотивы в народной вышивке Птицы на вышивках – это символы солнца, тепла, света, весны. Птица предвещала хороший урожай и богатство.

Древние мотивы в народной вышивке Рассмотри, как разрослось в узорах вышивки.

Древние мотивы в народной вышивке Рассмотри, как разрослось в узорах вышивки древо жизни и как по-разному решается этот образ!

Древние мотивы в народной вышивке Красные узоры крестьянской вышивки восприни.

Древние мотивы в народной вышивке Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать урожай.

Древние мотивы в народной вышивке На свадебных полотенцах часто вышивали парн.

Древние мотивы в народной вышивке На свадебных полотенцах часто вышивали парных коней и птиц – пав в знак любви, пожелания добра и счастья молодым.

Древние мотивы в народной вышивке Встречаются в народной вышивке и образы фан.

Древние мотивы в народной вышивке Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

Задание Выполни эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. Постара.

Задание Выполни эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. Постарайся размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женскую фигуру, птиц), дополни его орнаментальными рядами. Эти ряды могут быть выстроены из ритмически повторяющихся знаков-символов (знаки плодородия, птицы, растительные элементы и т.д.).

Список использованной литературы: Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно.

Краткое описание документа:

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец. В течение жизни человек выступает в разных качествах: сначала он ребёнок, которому ничего не нужно, кроме вкуса тёплого материнского молока на губах. Потом это мальчик и девочка, юноша и девушка, жених и невеста, вьюнец и вьюница, рожалая баба и мужик, большак и большуха, старик и старуха. покойник.

Каждый момент жизни, сколько бы он ни длился (день ли, месяц, или год), оформлялся особыми правилами поведения, обрядами, одеждой.

Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги так полны таинственного смысла! Покрывая ими чистое полотно, мастерицы как бы переписывали созданные нашими предками своеобразные "письмена". Эти родовые письмена полны значений, накопившихся за многие века и тысячелетия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_44468eff.jpg

Русская народная вышивка.

познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе русских народных рушников;

познакомить учащихся с экспонатами рушников школьного музея;

способствовать формированию умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы, выполнять эскизы русских народных рушников, участвовать в проектной деятельности;

повторить древние знаки и символы искусства, их смысл, понимать роль искусства в освоении человеком мира;

Регулятивные УУД :

развивать умения в определении последовательности учебных действий и составлении плана;

Коммуникативные :

участвовать в коллективном обсуждении обозначенной проблемы,

строить продуктивное взаимодействие в процессе групповой работы;

Познавательные :

развивать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме,

самостоятельно создавать эскиз русского народного рушника,

анализировать и оценивать результаты своей деятельности;

Личностные :

воспитывать любовь к русской культуре, интерес к школьным музейным экспонатам.

Формы работы: Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма

Тип урока: Урок-проект

Оборудование : методические таблицы по выполнению эскизов вышивки; схема вышивки; графические живописные материалы; словарик; раздаточный материал для групповой работы

Зрительный ряд : экспонаты школьного музея;

Литературный ряд : стихи, фольклор

Музыкальный ряд : музыка, фольклорная песня.

Деятельность

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные : действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Мотивация учебной деятельности

Звучит мелодия русской народной песни

Учитель демонстрирует созданные учащимися на предыдущих уроках рисунки,демонстрирующие внешнее и внутреннее украшение крестьянской избы, предметы быта.

- Зачем люди украшали свои жилища?

- Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве? Можно ли сказать, что декор служит только украшением?

- Чем на протяжении многих веков женщины украшали тканые изделия, одежду?

Сформулируйте тему нашего урока.

Вторую часть темы вы назовёте, послушав отрывок из народной песни:

«И в дорогу далекуты меняна зори провожала,

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Определение целей урока

Рассматривают рисунки, поделки.

Участвуют в беседе и целеполагании.

- Для привлечения сил света, добра, защиты от злых сил.

- Нет, ещё декор имел символическое значение, выступал в качестве оберега.

Цели (определение целей):

1. Выяснить назначение полотенец.

2. Узнать , какими узорами украшались полотенца.

3. Применить полученные знания на практике.

Познавательные Общеучебные умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

Первичное усвоение знаний

Давайте обратимся к словарю сегодняшней темы урока.

- Прочитайте слова :

Пристен, утиральник, занавес, обыденник, утренник, рукотёр, набожник, крючковое, зеркальное, стеновое.

- Что объединяет эти слова?

-известные художники очень часто изображали на своих полотнах предметы и образы народного искусства.

- В нашем школьном музее хранятся рушники, вышитые жительницами нашего села..

Внимательно рассмотрите представленные экспонаты и скажите, что заметили общего, повторяющегося в украшении полотенец?

Участвуют в словарной работе.

Все это полотенца, или рушники!

- Полотенце сопровождало человека в течение всей жизни вплоть до самой смерти. Когда ребёнок рождался, его закутывали полотенцем. Утром умывались родниковой водой, и после непременно использовали чистое полотенце. На свадьбах были специальные полотенца, украшенные вышитыми птицами, ведь образы птиц символизировали счастье .

Отмечают повторяющийся узор, преобладание красного цвета.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

общеучебные: знаково-символические – моделирование.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Первичная проверка понимания

- Узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, называется орнаментом.

- Символика – выражение отношения к миру с помощью условных знаков, символов.

Символичен был цвет:

Красный цвет – символ жизни, красоты, силы;

Белый – символ света, чистоты;

Чёрный – символ плодородия, земли..

Отмечают особенности изображений на вышитых рушниках.

Знакомятся с основными понятиями: орнамент, символика.

(работают по таблице)

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли; умение находить несколько вариантов решения проблемы.
Личностные УУД: формировать умение способности к саморазвитию.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства;создавать и преобразовывать модели.

Вопрос. Почему работу лучше выполнять парно?

Уч-ся делают правильный вывод.

Выполняют практическое задание.

При необходимости обращаются к учителю за помощью.

Составляют план работы под руководством учителя.

1 Выполнение орнамента вышивки символами.

2 Проверка парной работы.

3 Выполнение кружева.

4 Сборка блоков.

5 Коллективное обсуждение. Оценка работы.

Познавательные:

общеучебные : поиск и выделение необходимой информации, логические: построение логической цепи рассуждений, УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог; умение договариваться;умение запросить недостающую информацию у учителя. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

- Все ли задачи, поставленные вами, выполнены?

- Каково было назначение полотенец в жизни наших предков?

- Какими орнаментами украшались полотенца и что они символизировали?

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Сегодня у нас получилась интересная работа! Давайте, ребята, выйдем к доске, возьмем в руки наш рушник и прочитаем стих!

Спасибо, до новых встреч!

Однажды, много лет назад

В моей семье большой возник

Нет, не музейный экспонат.

А бытовой предмет- ручник.

Не год, не два, а сотню лет

Ручник с любовью берегли.

Зачем? А вот для всех ответ:

Семей традиции важны!

Ведь рукотейник был всегда

Предметом нужным для людей:

И украшением стола,

И полотенцем каждый день.

У домотканого холста

Красив орнаментов узор.

Тут виноградная лоза.

Цветы и птицы, летний бор!

Рисунок детскою рукой

Был вышит. Сколько в нем тепла!

Не потому ль, что он родной,

И что прабабушка моя

Его смогла сберечь для нас.

Сюжет красивый. И сейчас:

Предмет старинный принесла,

Любуюсь вышивкою я.

И всем хочу сказать слова:

Есть ценности на все века:

Традиции, Ручник, Семья.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

Приложение к уроку

Словарь урока

hello_html_m461f7a64.jpg

Репродукции картин

hello_html_m185a9c2f.jpg
hello_html_m79b148e8.jpg

Тропинин В.А.

hello_html_26baa7c8.jpg

Франц Ксавер Зимм

hello_html_m21c598b6.jpg

hello_html_2234a417.jpg

Маршрутный лист

1 Выполнение орнамента

2 Проверка парной работы.

3 Выполнение кружева.

4 Сборка блоков.

5 Коллективное обсуждение. Оценка

hello_html_378e3beb.jpg

Однажды, много лет назад

В моей семье большой возник

Нет, не музейный экспонат.

А бытовой предмет- рушник.

Не год, не два, а сотню лет

Ручник с любовью берегли.

Зачем? А вот для всех ответ:

Семей традиции важны!

Ведь рукотейник был всегда

Предметом нужным для людей:

И украшением стола,

И полотенцем каждый день.

У домотканого холста

Красив орнаментов узор.

Тут виноградная лоза.

Цветы и птицы, летний бор!

Рисунок детскою рукой

Был вышит. Сколько в нем тепла!

Не потому ль, что он родной,

И что прабабушка моя

Его смогла сберечь для нас.

Сюжет красивый. И сейчас:

Предмет старинный принесла,

Любуюсь вышивкою я.

И всем хочу сказать слова:

Есть ценности на все века:

Традиции, Ручник, Семья.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 258 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.02.2018 10310
  • DOCX 1.4 мбайт
  • 546 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Курносова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Выполнил работу

Щебуняев Владислав Викторович

  • Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц.
  • Женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали.
  • Праздничные одежды, скатерти, покрывала, полотенца – все было украшено тканым или вышитым орнаментом.
  • Полотенца развешивали на ветвях священных деревьев по праздникам.
  • Полотенцем украшали красный угол избы.
  • На полотенце принимали родившегося ребенка.
  • Полотенце было неизменным участником свадебного обряда.

Красные узоры вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов. Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов. Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью людей. Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью людей. Задание Выполни эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Читайте также: