Русь и золотая орда конспект

Обновлено: 04.07.2024

Монгольская империя – государство, сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников и включавшее в себя самую большую в мировой истории смежную территорию от Восточной Европы до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии.

Курултай – исторический съезд всех монгольских и тюркских князей и знати, орган народного представительства у некоторых тюркских народов.

Ярлык (указ) – письменное повеление или грамота хана, на великое княжение в XIII–XV веках.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Ужасающие цифры – 238 лет! Но именно столько времени продолжались отношения Золотой Орды и Руси. Этот период был одним из самых трудных в истории Древней Руси, а почему, давайте с вами разберемся.

Золотая Орда не сразу стала Золотой Ордой…

В XII веке монгольские кочевники объединились под властью жестокого и хитрого правителя Темучина, который стал единственной главой всех местных племен и именовался – Чингисханом (ханом Вселенной).

Темучин Чингисхан был выдающимся полководцем, подчинившим себе Северную Китайскую Империю (1223 г.) и много городов Азии и Европы. Одной из пяти частей его армии правил Джучи – сын Темучина, который и отправился в сторону Руси после завоевания Средней Азии.

Каковы же причины монгольского нашествия на Русь? При кочевом образе жизни монгольские племена постоянно расширяли свои территории для выпаса скота, поэтому им необходима была сильная, мощная и четко организованная армия для захвата территорий. Русские войска были разобщенные и неорганизованные, длительные междоусобицы и споры между разными княжествами ослабили русские земли. Поражение в битве на реке Калке в 1223 году было следствием таких несогласованных действий и отказа многих князей от вступления в бой. Поэтому строго организованное монгольское войско практически без труда смогло одержать первые победы и продвинуться вглубь русских земель.

В 1227 г. внук Чингисхана – Батый, покорив себе Волжскую Булгарию, а потом Владимир, Москву, Рязань, Торжок и Козельск, пошел на Польшу, Венгрию и Хорватию. Зимой 1240 года Орда волной накрыла Киевское княжество. Центром Золотой орды было Нижнее Поволжье со столицей Сарай-Бату (вблизи современной Астрахани). В первой половине XIV века столица была перенесена в Сарай-Берке (современный Волгоград).

Экономической базой государства были процветающие города – Азов, Старый Крым, Астрахань, Тюмень. Ордынцы гордились тем, что их города не имели стен – их оберегали многотысячная конница и бескрайние степи. В городах действовали водопровод и канализация, работали мастерские по изготовлению посуды и оружия, строились роскошные виллы ордынских вельмож с мозаичными панно и бассейнами. Развитое производство и торговля стимулировались устойчивой валютой – серебряным динаром. Золотая орда оказалась на перекрестке торговых путей между Европой и Азией, и международная торговля приносила ей выгоду.

С 1243 года получение княжеского стола зависело от воли хана, который подтверждал выдачу ярлыка на княжение. По призыву хана князья должны были участвовать со своими войсками в ордынских походах на Польшу, Литву и Северный Кавказ. Князь, получивший в Орде ярлык на великое княжение, становился самым сильным среди прочих князей, чтобы поддерживать порядок, прекращать усобицы и обеспечивать поступление дани. Но как только такой князь становился слишком сильным, ярлык на великое княжение у него отбирался и передавался сопернику, что гарантировало раздоры среди князей и их борьбу за ярлык при ханском дворе. За действиями вассальных русских князей следили ханские уполномоченные.

Но политическое отношение к Орде в разных русских княжествах было различным. Князь Даниил Галицкий решил просить римских католических крестоносцев помочь в борьбе с монголами. Римский Папа послал Даниилу королевскую корону, что означало признание князем вассалитета от Папы. Однако православное духовенство не поддержало своего князя. В 1260 г. монголы разгромили Волынь и Галич, Даниил стал ханским вассалом.

Новгородский князь Александр Невский получил ярлык на великое княжение в Киеве от великого хана. В борьбе с агрессией западных рыцарей Александр принял ханское покровительство. В конце XIII в. русская Церковь была освобождена от уплаты налогов и призыва в монгольскую армию подвластных ей людей. Великому Новгороду были гарантированы автономия и право на свободную торговлю.

Расцвет Золотой Орды пришёлся на XIV век (1312–1357), когда к власти пришел хан Узбек, установивший жесткие рамки существования. Принудительно установил ислам государственной религией, а противившихся казнил. Но после его правления власть ослабела, а при хане Тохтамыше произошло разделение Золотой Орды на два крыла: западное и восточное. Западное крыло было старшим, отмечалось белым цветом, охватывало территории от Казахстана до Крыма, а восточное крыло подчинялось правому, его нарекли синим крылом.

По мнению многих историков зависимость от Золотой Орды отбросила Россию в своем развитии на несколько столетий назад: был нанесен ущерб политическому и экономическому развитию Руси, её культуре. Но есть и положительные моменты отношений Золотой Орды и Руси. Она стала значительно сильнее, чем до монгольского вторжения, и объединена под предводительством великого князя московского.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Тренировочные задания:

1. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

а) Куликовская битва;

б) взятие войском Батыя Рязани;

г) сражение на р. Воже.

Правильный ответ:

б) взятие войском Батыя Рязани;

г) сражение на р. Воже;

а) Куликовская битва;

Разбор задания:

2. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные.

ВложениеРазмер
rus.docx 123.08 КБ
rus_i_zolotaya_orda_-_kopiya.pptx 1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Русь и Золотая Орда (1 ч.)

Цель: ученик научится объяснять, в чем выражалась политическая и экономическая зависимость русских земель от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против завоевателей; раскрывать, каковы были последствия ордынского владычества.

Задача : способствовать формированию умений характеризовать особенности развития русской земли под властью Золотой Орды.

1.Воспитание умения общаться, уважительное отношение к историческому прошлому монгольского народа.

2. Овладение умениями работать с учебной информацией(выделять главное в тексте, характеризовать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде, анализировать факты, формулировать выводы)

3. Овладение представлениями о политической и экономической зависимости Руси от золотой Орды)применять исторические понятия для раскрытия событий прошлого, оценивать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде.

Основные термины и понятия :

  1. повинности
  2. ярлык
  3. баскаки
  4. ордынский выход
  5. численник

Тетрадь – тренажер: с. 21 №7-8, с.36 №3.

I. Организационный момент

Здравствуйте. Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Улыбнитесь гостям, друг другу, пожелайте себе хорошей работы на уроке.

II. Актуализация знаний

Учитель . Ребята, давайте вспомним материал прошлого урока. Предлагаю вам выполнить задание:

Дан ряд слов (СЛАЙД)

Распределите данные слова на три группы. Назвать, какое событие объединяет каждую группу .

- Назовите даты этих событий 15 июля 1240 г, 5 апреля 1242 г, 1237-1241 гг.

- С именами каких исторических деятелей связаны эти события?

( Александр Невский, Батый).

Учитель. Используя схему, сделайте вывод - в каком положении оказалось Древнерусское государство в XIII веке? (СЛАЙД)

Ученик. В очень тяжелом: с запада нам угрожали немецкие рыцари и шведы, с Востока татаро-монголы. В результате войн нам удалось остановить натиск с Запада, а вот война с монголами завершилась разгромом русских княжеств и установлением зависимости от Золотой Орды.

III.Определение цели урока.

Учитель. Как вы считаете положительное или отрицательное влияние оказало монголо-татарское иго на Русь?

Назовите отрицательное влияние.

А положительные стороны можете назвать?

Учитель. Историки до сих пор ведут дискуссии по проблеме влияния ордынского владычества на экономическую, политическую жизнь русского народа. Почему ведутся споры по этому вопросу?(одни историки утверждают, что монгольское влияние на Русь было только отрицательное. Другие утверждают, что были и отрицательные и положительные моменты)

Исходя из этих рассуждений, попробуйте определить цель нашего урока Какое влияние ордынское иго оказало на жизнь русского народа.

На слайде высвечивается цель урока.

IV. Изучение нового материала.

Учитель. Итак, что же представляла собой Золотая Орда? ( прослушивание записи на эл/тренажере)

1. Работа с картой по вопросам:

- найдите и покажите территорию Золотой Орды и ее столицу (земли волжских болгар, половецкую степь, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, часть Средней Азии);

- на какой реке располагалась столица (Волга)

- определите по карте , входила ли Русь в состав Золотой Орды, докажите (разные границы).

Допишем этот факт в положительный момент в нашу схему.

Вывод: Древнерусское государство не вошло в состав Золотой Орды, но это не значит, что оно осталось свободным. Монголо-татары установили над Древнерусским государством власть, сделав его вассальным государством.

Что означает понятие вассальное государство. (Вассальное государство — государство, находящееся в подчинении другому государству, но сохраняющее своего правителя или в вассальной зависимости)

Что значит находиться в подчинении, в зависимости? (предположения учащихся)

На доске учитель рисует (схему)кластер.

2.Постановка учебной задачи. Работа в парах.

Сейчас вы будете работать в парах по учебнику, стр 38 плюс используйте дополнительный материал. Ваша задача определить, в какой еще зависимости находился русский народ , заполнить схему и дать им общее название.

Ребята, в какой зависимости находилась Русь от Золотой Орды? (в политической)

Что она в себя включала?

Назовите повинности русского населения. Как называется такая зависимость?

Работа с новыми понятиями: ярлык, баскаки, выход - запись в тетрадь.(СЛАЙД)

Кто освобождался от дани? Это можно отметить как положительный момент?

Дайте общее название этой зависимости.

Сделайте вывод из сказанного.

Ученик. Вывод : Древняя Русь находилась в политической и экономической зависимости от Орды.

3. Рассказ учителя.

Ребята, какие чувства испытывал наш народ, оказавшись в таком тяжелом положении? Что он мог сделать?

Какой вывод вы можете сделать для себя?

Действительно в 1257-1259 годах монголы провели на Руси перепись населения. Во все города приехали численники(переписчики). Все жители были переписаны для того, чтобы никто не ушел от дани. В 1262г в Ростове, Суздале, Владимире начались народные волнения. Многие баскаки были убиты, остальные изгнаны из городов.

Ребята, кто мог защитить народ от угнетения? (князья).

Почему? Народ им верил, уважал, у них была дружина, князья были мудрыми.

Кто были эти князья?

В этом же году ярлык на великое княжение Батый передал Александру Невскому.

5. Работа с текстом учебника.

Прочитайте текст учебника на с. 39 2-й. 3-й абзацы и ответьте на вопрос-какую политику вел Александр Невский по отношению к Золотой Орде??

Итак, как можно охарактеризовать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде?

Ученик. Политику Невского можно охарактеризовать как политику подчинения или умиротворения. Александр Невский- князь мудрый, предвидел будущее, понимал, что у него недостаточно сил, чтобы идти войной на татар. Тем более, что были враги и на Западе. Надо было сохранить на время мир, чтобы уберечь землю от новых разорений.

Объясните свое отношение к политике князя.

Учитель. Иногда в конфликтной ситуации нужно идти на уступки даже врагу, чтобы сохранить жизнь другим людям, собрать силы для отпора, успокоить врага.

Что удалось сделать Александру Невскому благодаря такой политической мудрости?

1. Удалось предотвратить разгром городов.

2. Орда пошла на уступки – право сбора дани было передано русским князьям.

3. В результате власть князей укрепилась.

Учитель. Верно. Политика Александра Невского оказалась более правильной и разумной на тот период.

Вернемся к нашему главному вопросу - Какое влияние оказало ордынское иго на жизнь русского народа?

6. Самостоятельная работа в парах .

Как мы можем ответить на наш главный вопрос?

Ордынское иго оказало как отрицательное влияние на жизнь русского народа, так и положительное.

Вывод. Правильно, нельзя давать однозначную оценку данного события. Ордынское владычество нанесло сильный удар по экономической жизни людей, привело к изменению характера власти, но при этом произошло взаимообогащение народов Руси и Орды.

V. Повторение и закрепление новых знаний .

Сейчас вам предлагается тестовые задания по данной теме.

Электронный тест-тренажер выполняет один уч-ся.

Выполнение тестовых заданий на бумажном носителе-взаимопроверка.

VI. Рефлексия деятельности (итог урока).

• Какую цель ставили?

• Удалось решить поставленную цель?

• Какие большие выводы по теме нашего урока вы можете сделать?

Какую мысль или вывод лично для себя вы запомнили, чтобы использовать в жизни?

VII. Домашнее задание.

Базовый уровень для учащихся с ЗПР с. 21 № 7,8, с. 33 №2

Высокий - с. 36 №1, 3, с.37 №2

Повышенный-написать сочинение по высказыванию историка Б.А.Рыбакова ( тетрадь-экзаменатор с.45 №3)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по истории России на тему "Русь и Золотая Орда"

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.

Образовательные :

- познакомить учащихся с организацией монголо-татарской власти;

- создать условия для понимания сущности ига монголо-татарских ханов, его последствия;

- охарактеризовать политику Александра Невского во время его княжения, показать его роль в начале возрождения Руси;

Развивающие :

- развивать познавательный интерес, умение применять полученные знания;

- совершенствовать навыки работы с учебником, продолжить формирование умений анализировать исторические документы, исследовать причины событий;

-учить выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи,

составлять на основе текста таблицы.

Воспитательные :

- воспитывать интерес и любовь к истории Отечества, прошлому своей Родины;

- создать условия для формирования чувства сопереживания, гордости и уважения к подвигам предков.

Оборудование:

Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца XVII века (6 класс).

I. Организационный момент

Цель: готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

– О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская!…Вот так – с гимна в честь родины неизвестный автор XIII века начинает разговор о великом несчастии, обрушившимся на Русь – нашествии монголо-татар и установлении монголо-татарского ига. Об ордынском иге и его последствиях для Руси мы и поговорим сегодня. По ходу изучения нового материала мы с вами будем заполнять таблицу.

II. Актуализация знаний. (Беседа)

- А сейчас мы вспомним, что стало причиной вторжения монголов на Русь и как оно начиналось?

- Каждый из вас возьмет листочек с вопросом и ответит на него. (вопросы заготовлены на листочках)

1.В начале XIII века на съезде монгольской знати Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства. Какое он принял имя и какую поставил перед монголами задачу?


( В начале XIII века на съезде монгольской знати Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и принял имя Чингисхана - Великого хана. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир.)

2. В каком году и куда первоначально вторглись монголы, к кому обратились за помощью?

(В 1223 году в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью. Откликнулись 15 русских князей: киевский, черниговский, смоленский, Галицкий, волынский и другие.)


3. Где произошло первое столкновение монголо – татар с русскими и половецкими войсками?
(Первое столкновение монголо – татар с русскими и половецкими войсками произошло на реке Калке.)


4. Какое первое княжество на Руси пострадало от полчищ Батыя и в каком году?

(Рязанское, осенью 1237г.)

5. Как вы думаете, почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? Каковы причины побед монголов?

( Таблицу заполняют учащиеся)

- А кто мне ответит, во время нашествия татар, нападал ли кто еще на Русь и что вы об этом знаете?

( На западе нападали шведы и крестоносцы. 15 июля 1240г.- Невская битва. 5 апреля 1242г. - битва на Чудском озере (Ледовое побоище). Победу одержал Александр Невский.)

III . Изучение новых знаний.

Цель: создать условия для восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала через различные формы работы.

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси.

Повинности русского населения.

Борьба русского народа против ордынской власти.

Последствия ордынского владычества.

(План заранее записан)

1. Образование Золотой орды. Ордынское владычество на Руси.

После возвращения из похода в Западную Европу Батый стал правителем собственного государства. В это государство вошли – показать на карте – земли волжских булгар, половецкую степь, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, часть Средней Азии. Столица – город Сарай. На Руси это государство называли Золотая Орда.

(показывая границы Золотой Орды) обратить внимание учащихся , что русские земли не вошли в состав Золотой Орды, они попали в зависимость от Орды. На русских землях установилось монголо-татарское иго – зависимость.

Учитель: Каковы основные признаки, сущность ордынского ига?

чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим презентацию и заполним таблицу.

По ходу объяснения работа с таблицей ( политическая зависимость ) (Приложение 1)

Княжение по ярлыку

Контроль за деятельностью князей

Вмешательство в порядок управления

Жестокая расправа с неповиновением

В политическом отношении русские княжества сохраняли автономию: князья, как и раньше, управляли подвластным населением. Однако прежней полноты власти уже не было. В 1242 году в северо-восточные княжества прибыли монголо-татарские полки, которые потребовали от русских князей явиться к Батыю.

В 1243 году князь Владимиро-Суздальский Ярослав Всеволодович отправился в Сарай, где получил от Батыя ярлык на великое владимирское княжение. Это означало, что впервые права великого князя были дарованы ханом.

Князья теперь должны были ездить в Орду, чтобы получать подтверждение своих прав. Поездки русских князей в Орду сопровождались унижениями и часто заканчивались их смертью. Каждому князю выдавался ярлык. Самым влиятельным был ярлык на великое владимирское княжение, так как теперь владимирский князь имел право старшинства. Центром Руси стал город Владимир. Но непосредственная власть Орды осуществлялась через ханских послов. После получения князем ярлыка в княжество приезжал ханский посол, и в его присутствии происходило торжественное возведение князя на престол.

Деятельность князей находилась под контролем представителей хана. Ордынские ханы могли произвольно изменить границы русских княжеств, постоянно вмешивались в порядок управления русскими княжествами, разжигали соперничество и распри между русскими князьями. Прежний порядок наследования сохранялся, но хан Золотой Орды мог лишить неугодного князя престола, сместить или даже убить его.

Вывод: таковы основные признаки политической зависимости русских земель.

2. Повинности русского населения.

По ходу объяснения работа с таблицей ( экономическая зависимость ) (Приложение 1)

Баскаки старались выжать из народа все, что могли. Чтобы никто не ушел от дани, несколько раз проводилась перепись населения. В 1257-1259 годах монгольские чиновники – численники – провели на Руси перепись населения. Все жители были переписаны и обязаны были ежегодно платить большую дань. Дань не платило только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти.

Сбор дани всегда сопровождался насилием и грабежом, тех кто не платил обращали в рабов.

Другой тяжелой повинностью была обязанность поставлять воинов в монголо-татарское войско, принимать участие в военных походах.

Вывод: таковы основные признаки, сущность экономической зависимости русских земель.

Если же русское население высказывало непокорность ордынскому владычеству , отказывалось выплачивать дань, то ордынские ханы отправляли на Русь свои отряды, которые жестоко расправлялись не только с непокорными, но и со всеми русскими землями, лежавшими на их пути. ( В таблице – политическая зависимость – дописать последнее предложение – Жестокая расправа с неповиновением).

3. Борьба русского народа против ордынской власти.

В 1252 г. Александр Невский отправился в Золотую Орду и получил ярлык на великое владимирское княжение. В 1257 году Невский был поставлен перед тяжелым выбором.

Какую политику проводил Александр Невский и отвечала ли эта политика интересам Руси?

Работа с текстом – самостоятельное чтение параграфа 14, стр. 118, п. 2,3 абзац.

Политическая мудрость Александра Невского заставила его взять на себя подавление восстания.

Удалось предотвратить разгром городов.

Орда пошла на уступки – право сбора дани было передано русским князьям.

В результате власть князей укрепилась.

4. Последствия ордынского владычества.

Учитель : Ордынское владычество имело тяжелые последствия для Руси. Какие? (ответы) (Приложение 1)

Последствия ордынского владычества

Приостановлено каменное строительство

Произошла утрата многих ремесел

Приостановился процесс развития феодального землевладения

Сократилась численность населения

Русская культура пришла в упадок (из-за пожаров погибло множество произведений искусства, письменных источников).

А с другой стороны , есть и положительное – за долгие годы ордынское владычество привело к взаимному влиянию друг на друга в хозяйстве, быту, языке, власти.

III. Этап проверки понимания изученного Тест – Приложение 2

• установить правильность и осознанность изученного материала;

• выявить возможные пробелы осмысления изученного через дифференцированное тестирование и взаимопроверку

а) господство ордынцев над русскими землями

в) ярлык

в) баскаки

г) духовенство

Вариант: 4) а в г

в) содействовал баскакам в проведении переписи населения в Новгороде

в) стал утаивать часть собираемых налогов для восстановления Руси

IV. Этап информации о домашнем задании

Цель: создать условия для понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:

Параграф 14, вопросы. Работа с документом.

V. Этап подведения итогов и рефлексия.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная задача: работа с картой. Определить границы государства Золотая Орда. Работа будет осуществляться парно. Задание вы получаете на карточках. На контурной карте, не используя атлас, выполнить следующие задания:
Карточка
• Отметить на контурной карте границы Золотой Орды, подписать.
• Нанеси на карту город Сарай, ставшей столицей Золотой Орды.
• Отметить реку, на которой он располагался
Учитель: найдите и покажите на карте земли волжских болгар, половецкую степь, Крым, Западную Сибирь, часть Средней Азии;
(1 ученик вызывается к карте)
Учитель: эти территории объединяет государство Золотая Орда.
Найди в атласе границы Золотой Орды, столицу Сарай, реку, на которой располагалась
Задание: Взаимопроверка по парам (открывают атласы и проверяют друг друга), отмечают в листе учета

Учитель: определите по карте, входила ли Русь в состав Золотой Орды, докажите (разные границы).
Вывод: После завоевательных походов монгольских полчищ образовалась огромная империя от Тихого океана до Дуная. В низовьях Волги Батый повелел поставить город Сарай и сделал его своей столицей. Возникло новое государство, названными русскими Золотой Ордой.
Древнерусское государство не вошло в состав Золотой Орды, но это не значит, что оно осталось свободным. Монголо-татары установили над Древнерусским государством власть, сделав его своим улусом (записать на доске и в тетрадях учеников с объяснением). Улус – это зависимая территория, владение.
Запись в тетрадях: 1243г. Образовалась государство Золотая Орда. Столица – Сарай (дворец). Монголо-татары установили над Древнерусским государством власть, сделав его своим улусом. Улус – это зависимая территория, владение.
2. Ордынское владычество
Учебная задача: проанализировать текст учебника и выяснить в чем проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды. Основные положения записать в таблицу. Время выполнения задания 6 мин.
Работа по вариантам
1. В чем проявилась политическая зависимость от Орды? Учебник с. 115-116
2. В чем проявилась экономическая зависимость от Орды? Учебник с. 116-117
Учитель: политическая зависимость- это подчиненность государства и их правителей завоевателям.
Экономическая зависимость - это влияние на экономику, хозяйство страны
Опрос учащихся, запись в тетрадь таблицы

Политическая зависимость Экономическая зависимость


Политическая зависимость: ярлык - ханская грамота, которая выдавалась русским князьям и подтверждала их право на княжение
Главный ярлык - Владимирский.

Экономическая зависимость: выход- регулярная дань Золотой Орде. Собирали баскаки, которых русские люди должны были кормить и содержать.
Поставлять воинов в монголо-татарские войска.

Прверка и запись в лист учета

Вывод: Русские земли попали в вассальную зависимость от Орды. Русские князья подчинялись ханской власти, население должно было сохранять покорность и нести повинности.
3. Последствия монголо-татарского ига
Итак, переходим к выявлению последствий. Чтобы их выявить, обратимся к источникам - к летописям
Учебная задача: выяснить, какие были экономические, политические, социальные, культурные последствия ордынского владычества. Чтобы их выявить, обратимся к источникам - к летописям. Отрывки из летописей у вас лежат на партах. Выводы об экономических последствиях заносятся в таблицу. (экономические последствия делаются совместно с классом в качестве примера, политические и социальные по вариантам самостоятельно)
(Смотри таблицу приложение 2)

Задание коллективное: на основе данных летописи, определить экономические последствия

Учитель: Подумайте, на что еще могло повлиять разорение городов?
Выводы об экономических последствиях заносятся в таблицу

Вопрос: Что вы подразумеваете под политическими последствиями?
Документ: Убиение князя Михаила Черниговского и боярина его Федора в Орде
В лето 1246 был убит царь Михаил Всеволодович Черниговский окаянным царем Батыем в Орде, а с ним и боярина его Федора. Сей блаженный князь Михаил Всеволодович княжил в Киеве в то время когда безбожный царь Батый пришел на землю русскую и на все православие. Князь Михаил поехал в Татары и велел Батый поклониться огню и их идолам; князь же Михаил не повиновался их повелению… и был без милости заколот нечестивыми…

Вывод: Ордынское владычество имело тяжелые последствия для Руси и оказало большое влияние на все стороны жизни. Оно способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы, привело к изменению характера власти, но национально-государственная, культурная, духовная, религиозная самобытность русского народа, несмотря на сокрушительные бедствия, охватившие страну, были сохранены. Это стало основой для будущего возрождения.


На следующем уроке мы узнаем, как русский народ начнет борьбу против завоевателей, так как

Рефлексия:
• заполнение листа учета.
• По 5-балльной шкале оценить работу на уроке и зафиксировать на паззле (паззл у каждого на парте)

Домашнее задание: (на выбор)
1. § 14 читать, записать в таблицу вывод о культурных последствиях монгольского нашествия (всему классу)
2. § 14 составить рассказ о борьбе русского народа против ордынского владычества
3. Придумать вопросы, загадки, ребусы, кроссворд по изученной теме для обобщающего урока

Список использованной литературы

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. – М., Просвещение, 2004.
2. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк. IX – середина XVIII в. – М., Мысль, 1992.

Лист учета (ученики заполняют самостоятельно)

Фамилия
Имя Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Самооценка за урок Отметка учителя
ученика

Начало монголо-татарского ига

Первые столкновения между Золотой Ордой и Русью начались в начале XIII века — вскоре после появления монголов на Восточно-Европейской равнине.

Ведомые внуком великого Чингисхана, хана Бату (или Батыя, как называли его русские), монголы стремились захватить или уничтожить всё на своём пути. Русские князья понимали, что рано или поздно придёт очередь их земель, и решили нанести удар первыми.

В 1223 году русские войска вместе с половецкими кочевниками попытались остановить Батыя в Приазовье, на реке Калка, но проиграли. Причём со стороны монгольского войска это была лишь разведка. В последующие 14 лет монголы всё ближе подходили к русским границам, подчиняя соседние народы.

Масштабное нашествие монголо-татар на Русь началось в 1237 году. Один за другим пали русские города — Рязань, Коломна, Москва. Монголов не остановили даже русские морозы: зимой 1328 года были захвачены Владимир, Тверь и Торжок.

Несколько княжеств объединились, чтобы дать отпор кочевникам, но были разбиты на реке Сить. Весной того же года, после героического семинедельного сопротивления пал город Козельск — он был полностью разрушен, а жители убиты.

Годы ордынского владычества

Годы ордынского владычества

Основной причиной поражения русских и столь долгой зависимости Руси от Золотой Орды стала междоусобица. Княжества Руси, постоянно воевавшие между собой, так и не смогли объединиться перед общей угрозой. Впрочем, даже объединённое русское войско едва ли могло противостоять монгольским полчищам. Их численность по разным оценкам составляла от 75 до 150 тысяч воинов, а дружина любого из восьми крупнейших княжеств насчитывала не более 5 тысяч.

В годы татаро-монгольского ига усобица только усилилась — князья продолжали враждовать и периодически прибегали к военной помощи монголов для борьбы друг против друга за ханский ярлык — документ, подтверждающий право князя на власть.

После каких-либо происшествий князь должен был являться в столицу Орды — Сарай — с докладом о своих действиях или бездействии. При этом хан нередко требовал от князя брать с собой кого-то из младших родственников, которые оставались в Орде в качестве заложников. Живыми возвращались далеко не все.

В 1378 году Мамай отправил на Русь пятидесятитысячное войско, но оно было разбито дружиной Дмитрия Ивановича на реке Вожа. Это была первая победа русских над Ордой, за которой последовала легендарная Куликовская битва.

8 сентября 1380 года объединённое русское войско сошлось в бою с войском Мамая на Куликовом поле, недалеко от слияния рек Дон и Непрядва.

Несмотря на большое количество свидетельств в летописях и художественных произведениях, достоверно об этой битве известно немного. Но совершенно точно одно: воины Дмитрия Ивановича нанесли ордынцам сокрушительное поражение и обратили армию Мамая в бегство.

Это сражение не стало финалом противостояния Руси и Орды. Через два года новый правитель Орды, хан Тохтамыш, разорил Москву и снова заставил русских выплачивать дань. Однако влияние Куликовского сражения на ход истории трудно переоценить.

Во-первых, победа сплотила Русь: князья убедились, что вместе Орду можно победить. Во-вторых, набеги сократились, князьям больше не нужно было получать ханский ярлык, и дань теперь выплачивали нерегулярно.

Наконец, именно это знаменитое сражение вдохновило правнука Дмитрия Донского, Ивана III, выступить против Орды и избавить страну от владычества ханов.

Свержение монголо-татарского ига

Свержение монголо-татарского ига

Через 100 лет после Куликовской битвы, в 1480 году, ордынскому игу пришёл конец. Золотая Орда распалась на несколько ханств, и великий князь московский Иван III отказался выплачивать дань. Хан Большой Орды Ахмат снарядил поход на Русь, но русское войско остановило его на реке Угра.

Последствия монголо-татарского нашествия

Двухвековое монгольское владычество замедлило развитие экономики, культуры и науки, из-за чего Русь сильно отстала от западноевропейских стран.

Нашествие Батыя привело к огромным потерям населения — сотни людей были убиты или угнаны в рабство, в пожарах погибло множество книг, памятников живописи и архитектуры. Две трети русских городов было разорено, и большую часть из них так и не смогли восстановить. Население платило грабительские налоги. Многие ремёсла забылись на десятилетия и даже века — за время ордынского владычества не было построено ни одного каменного храма.

В то же время противостояние с монголами закалило русское войско и укрепило централизованную власть. Если до нашествия Русь была десятком разрозненных земель, то после окончания монголо-татарского ига вся страна объединилась под властью московского князя.

Благодаря этому впоследствии русское государство одержало немало важных побед и в конечном итоге покорило все территории бывшей Золотой Орды.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также: