Повседневная и духовная жизнь россии в начале 21 века конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • давать определения понятий “культура”, “национальная культура”,
  • называть основные достижения и проблемы культуры России в конце ХХ – начале XXI вв.,
  • искать пути решения выявленных проблем;
  • ориентироваться в современном поликультурном мире.

Развивающая: способствовать развитию общих компетенций - организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, заниматься самообразованием.

Воспитательная: способствовать воспитанию положительного эмоционально-ценностного отношения к миру, чувства патриотизма и интернационализма, нравственности, творческого мышления, эстетического идеала, открытости, толерантности и готовности участвовать в межкультурной коммуникации.

Методы урока: проблемный метод, метод проекта, информационно-коммуникационный метод.

Материально-техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, печатные материалы.

1. Организационно-мотивационный момент

Тема нашего урока “Развитие культуры России в конце ХХ - начале XXI вв.”. Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Мы попытаемся предложить пути решения этих проблем.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного русского философа И.А. Ильина: “Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой таинственной целесообразности. Культура творится изнутри; она есть создание души и духа”.

2. Актуализация знаний

Ранее на уроках вы уже затрагивали тему культуры и духовного развития российского общества. Вспомните понятие “культура”.

- Учащиеся дают определения понятия

Культура – это ценности, убеждения, традиции, нормы поведения, формирующие представления людей. Это все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества.

- Как вы думаете, почему говоря о культуре России, мы говорим о её многонациональном характере?

(предполагаемый ответ: Россия многонациональное государство, и поэтому культура носит многонациональный характер. В создании культурного наследия России принимают участие все национальности, проживающие на её территории).

3. Новая тема

Великая российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Россия - многонациональное государство, на её территории проживали и проживают представители более 150-ти этносов, культуры которых не могли развиваться изолированно. Российская культура уникальна своей полиэтничностью. Этнокультура различных народов России вносит в поликультурное пространство, окружающее её, сугубо индивидуальное, новое и самобытное. Культура различных этносов может сохранить свою неповторимость только в процессе диалога с другими культурами. Именно изначальная многоэтничность России определила ее уникальную восприимчивость к другим культурам. Национальная культура имеет в своей основе нравственные, моральные и общечеловеческие ценности. Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру. При этом нельзя забывать громадную объединяющую роль в этом процессе русского народа.

Каждая национальная культура - это живая, современная система, способная развиваться в ответ на эволюцию общества и под влиянием других культур. Мы живём в глобальном мире. Процессы глобализации охватили все сферы жизни общества, в том числе и духовную. Культура России занимает совершенно особое место в истории мировой культуры.

Перемены, охватившие Россию в 90-г. ХХ века, не могли не отразиться на развитии культуры. Они породили массу проблем, многие из которых не удаётся решить до сих пор. Сегодня на территории России специалистами различных профилей ведётся огромная работа по возрождению культурных традиций народов страны, что является условием воспитания таких качеств, как гражданственность, духовность, патриотизм и национальное самосознание.

Итак, возвращаемся к цели нашего урока. Нам необходимо вскрыть проблемы культурного развития России и попытаться найти пути решения этих проблем. Для этого вы были поделены на группы. Перед каждой группой стояли определенные задачи: составить проект “Проблемы развития культуры России. Предложить варианты путей решения этих проблем” Результат своей работы вы должны представить сегодня.

Организуется работа в группах:

Задание: подберите материал, используя, в том числе ресурсы Интернет, о развитии культуры России. Какие проблемы существуют в выбранных вами направлениях? Какие пути решения этих проблем вы можете предложить?

Задание: подберите материал, используя, в том числе ресурсы Интернет, о развитии культуры России. Какие проблемы существуют в выбранных вами направлениях? Какие пути решения этих проблем вы можете предложить?

Задание: подберите материал, используя, в том числе ресурсы Интернет, о развитии культуры России. Какие проблемы существуют в выбранных вами направлениях? Какие пути решения этих проблем вы можете предложить?

Задание: подберите материал, используя, в том числе ресурсы Интернет, о развитии культуры России. Какие проблемы существуют в выбранных вами направлениях? Какие пути решения этих проблем вы можете предложить?

- Учащиеся работают по группам

- Представляют результат работы – творческие проекты, используя презентацию

- В ходе представления проектов могут задаваться уточняющие вопросы, представители других групп могут предлагать свои пути решения проблем.

В заключении хочу сказать вот о чём. Директор ФБР США Ален Даллесс в Конгрессе США в 1945 году заявил: “Окончится война, все как-то утрясётся, устроится, и мы бросим всё, что имеем, все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание русских людей. Человеческий мозг, сознание людей, способны к изменениям – посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих союзников, помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания”.

Мы должны задуматься о том духовном мире, в котором оказались сегодня. И начать, наконец, решать не на словах, а на деле те проблемы, которые стоят очень остро в современной нашей культуре. Задуматься о себе и о тех поколениях людей, которые будут жить в нашей стране после нас.

Давайте ещё раз обозначим выявленные нами проблемы. И общие пути их решения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа в группах. Проблемно-диалоговая, элементы кейс-технологии, критического мышления.

Конспект урока

Открытие нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалоговая, элементы кейс-технологии, критического мышления

Повседневная и духовная жизнь современной России

Выявить основные тенденции развития духовных процессов и культуры в конце XX- начале XXI в., их влияние на жизнь российского общества;

Основные термины, понятия

Гражданское общество, РПЦ, РЗПЦ, патриотизм

Коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная

Предметные умения

- Получить новые знания о духовном и культурном развитии современного российского общества

Выявить существенные мероприятия по возрождению духовности и нравственности, показав роль церкви, развития спорта и культуры.

Показать на конкретных примерах как изменилось российское общество

Личностные УУД: воспитание патриотизма и активной гражданской позиции, аргументировано оценивать своё отношение к происходящим сейчас в России событиям в политической

Регулятивные УУД: целеполагание, работа с источниками и научно-популярной литературой, выделение главного, анализ исторических фактов и их обобщение, формулирование собственной точки зрения на исторические события, планирование и проведение микроисследований, выступление перед аудиторией, оценивать свои результаты

Познавательные УУД: владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию, систематизировать её и представлять в виде текста.

Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, уметь работать в паре или в группе, преодолевая конфликты.

Технология изучения

Приветствие, фиксирование отсутствующих. Организация внимания уч-ся. Раскрытие общей темы и плана проведения урока.

Актуализация

Открытие новых знаний

Применение новых знаний

Обеспечить формирование представления о духовном развитии России в начале 21 века; умения самостоятельно применять знания, полученные на уроке, в разных ситуациях, развивать у школьников способности к оценочным действиям.

Выявить осмысление и понимание уч-ся данной темы.

Инициировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности

регулятивные:

эмоционально настраиваются на урок

регулятивные:

-формируют учебную задачу вместе с учителем

- овладевать умением прогнозировать

-давать правильные ответы по ранее изученному материалу

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, подтверждая их фактами, уметь работать в группе

регулятивные:

планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выделяют существенную информацию из текстов, осуществляют анализ объектов

регулятивные:

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятель-ности и ее результатом

Проверяет готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на своем уроке. Урок у нас сегодня необычный.

_ Вспомните, какой раздел истории мы изучаем?

- Сегодня у нас предпоследний урок Истории России. Вы поколение новой России. Мы продолжаем изучать ту историю, в которой вы живете, которую творите, которую будут изучать ваши дети, внуки..

Я надеюсь, урок пройдет интересно и с пользой

- Сегодня вы будете открывать новые знания. Как вы будете это делать?

МЫ знаем, что в основе изучения истории лежит системный подход, т. е. общество изучают по сферам деятельности. Мы изучили, политическое развитие России, экономику, социальные изменения в обществе и нам осталось познакомиться с…

-С чего вы начнете изучение?

- Как духовное состояние общества людей влияет на экономическое, социальное, политическое развитие?

- Что в духовной жизни в 1990-е годы мешало возрождению нашей страны?

-Какие проблемы поднимает Собор?

- Вы согласны с авторами?

- А теперь, давайте, дочитаем текст обращения.

Итак, какую цель мы поставим сегодня на уроке?

СЛАЙД: Выявить основные тенденции развития духовных процессов и культуры в конце XX- начале XXI в., их влияние на жизнь российского общества

Задачи: 1. Получить новые знания о духовном и культурном развитии современного российского общества

2. Выявить существенные мероприятия по возрождению духовности и нравственности, показав роль церкви, развития спорта и культуры.

3. Показать на конкретных примерах как изменилось российское общество

Посмотрим на эпиграф: «Нужно развивать уважение к своей истории, несмотря на все ее проблемы, и любовь к своему Отечеству…

Необходимо сделать так, чтобы совместить наши национальные традиции с фундаментальным набором демократических ценностей

Формулировка проблемы.

-Какими способами вы будете достигать цели урока?

-Какие средства будете использовать при достижении цели?

У каждой группы лежит пакет документов, прочитав их, вы должны определить то направление, о котором говорится в вашем документе. (1 мин)

Сформированы заранее группы

1)Развитие гражданского общества

3)развитие науки и культуры

4) развитие спорта

А теперь, давайте, узнаем, какие меры предпринимаются в нашей стране для решения поставленных задач.

Работаем с текстом параграфа 58, задания у вас на столах. В ходе работы группа составляет кластер.

Работа в группах (4 мин)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2-3 мин)

Презентация групп (по 3 мин)

Другие группы задают вопросы выступающей группе

А теперь, давайте, скажем, какое значение имеет каждое направление в развитии духовной культуры? Так ли важно быть патриотами? Заниматься спортом? Быть гражданином с активной жизненной позицией?

Как у вас проявляются эти качества?

Подводит итог урока, организует беседу

-Какие учебные задачи вы ставили перед собой на уроке?

-На все ли задачи удалось найти ответ?

Объявляет домашнее задание. Р.т зад 3 или 4

-Оцените свою работу.

Что вас больше всего удивило на уроке?

Какая информация была для вас наиболее полезной для понимания современных событий? Поясните свою точку зрения.

Чему вы научились на занятии?

Россия в начале 21 века

Мы определим, что мы еще не знаем, и самостоятельно откроем новые знания

Записывают в тетрадь

С повторения

(В презентации)

Формулируют

Слушать, работать, с учебником, документами, рабочими тетрадями

Работа в группах:

Читают, формулируют направление

Каждая группа составляет кластер по теме

Презентация

Презентация групп

Комментируют кластер

Задают вопросы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Нижний Ломов

Урок в 9 классе:

Разработала и провела:

Наталья Николаевна Морозова

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №1 г. Нижний Ломов

Приведите примеры деятельности общественных организаций

Назовите достижения российских спортсменов (можно использовать краеведческий материал)

Составьте кластер, используя документы

Назовите конкретные мероприятия, воспитывающие патриотов (можно на нашей области, городе, школе)

Приведите примеры деятельности РПЦ в наши дни

2. Приведите примеры достижений науки и культуры сегодня.

Назовите Нобелевских лауреатов России

«Нужно развивать уважение к своей истории, несмотря на все ее проблемы, и любовь к своему Отечеству…

Необходимо сделать так, чтобы совместить наши национальные традиции с фундаментальным набором демократических ценностей

Сегодня мы являемся свидетелями того, как безнравственные и циничные представления о личности человека, его отношениях с другими людьми, обязанностях перед обществом и государством все сильнее проникают в молодежную среду, усваиваются частью студентов и даже школьников. Имея перед глазами пример материального преуспевания людей, перешагнувших ради достижения богатства через требования закона и голос собственной совести, находясь в поле воздействия масскультуры, пропагандирующей культ потребления и гедонизм, молодежь предстает духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. В атмосфере порока и греха личность молодого человека неизбежно деградирует, а общество превращается в хаотичную массу иждивенчески настроенных эгоистов.

Владимир Путин принял участие в форуме "Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития"

…вопросы связаны с развитием партнёрства государства и гражданского общества. В ходе предыдущих выступлений – и вчерашних, и сегодняшних – прозвучало много хороших конкретных предложений по повышению эффективности работы социально ориентированных некоммерческих организаций. Сегодня всё больше людей стремится участвовать в жизни своей страны, города либо небольшого посёлка, браться за социально значимые проекты, приносить реальную пользу окружающим, помогать нуждающимся, тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации.

Добровольчество, благотворительность, меценатство имеют в России глубокие корни, а чувство гражданского долга, патриотизм, доброта, милосердие всегда являлись нашими базовыми ценностями. И ничего с веками, слава богу, в этом смысле не меняется.

Эти традиции нам нужно укреплять. Вижу в этом мощнейший ресурс развития России, консолидации общества, обеспечения социальной и межнациональной гармонии.

Мы все хорошо знаем, что Россия нередко сталкивается с серьёзными вызовами. И чтобы достойно на них ответить, укрепить наше самосознание, нашу самостоятельность, суверенитет, в первую очередь нужно создавать атмосферу сотрудничества и доверия в обществе, действовать в одной повестке дня, расширять пространство свободы для гражданской инициативы.

(Утверждена Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10.01.2000г.)

«Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны… Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно – нравственного наследия, исторический традиций и нормальной общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения…

О духовном развитии современного российского общества

(Медведев Р. А. Владимир Путин: продолжение следует. М., 2010)

(Нарочницкая Н. А. Русский мир. СПб., 2008)

(Кокошин А. А. Быть России великой державой в XXI веке. М., 1996)

Важнейшее направление – развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодёжи. Ведь именно для того, чтобы побудить людей заниматься спортом, чтобы занятия физкультурой и спортом стало модным, престижным делом, мы и организуем в нашей стране крупнейшие международные соревнования. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий прежде всего для детей, хочу это подчеркнуть, для детей младшего возраста. Именно в этом возрасте, как мы знаем, на всю жизнь закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать.

Считаю необходимым поддержать и идею создания ассоциаций студенческих спортивных клубов. Эта организация призвана не только содействовать развитию студенческого спорта, но и стать в известном смысле социальным лифтом для талантливой, целеустремлённой и активной молодёжи. При этом считаю важным, чтобы эта организация была вообще вне всякой политики, объединяла молодёжь с самыми разными политическими взглядами.

(В. В. Путин Из Послания Федеральному Собранию 2012 г)

Полагаться на школу в таком вопросе, как патриотизм, не стоит. Там, конечно же, преподают историю, но многие моменты, как оказывается в последствие, из программы выпадают.

Патриотическое воспитание и любовь к родной земле вы должны вложить в свое чадо сами.

Патриотизм - очень емкое понятие. Он заключается в любви к своей земле, ее народу, традициям, истории и культуре. Ребенок должен знать, что по его поведению за границей будут судить о его народе.

Начните воспитание патриотизма с малого. Расскажите ребенку о своем роде, о том, как ваши предки оказались на этой земле. Отведите малыша в краеведческий музей, после - обсудите, что ему было интересно в экскурсии.

Не зацикливайтесь на одной только истории. Рассказывайте ребенку о событиях, которые происходят в данный момент развития государства. Проявляйте свою гражданскую позицию и формируйте у него понимание того, что каждый человек в стране может влиять на ее будущее.

Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее.

Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей.

Всенародный праздник, День защитников Отечества, стал олицетворением верности присяге, добросовестного выполнения священного долга перед Родиной. Армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру…

Молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы, а также за экономическую и финансовую стабилизацию в России. Таким образом, в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности. А для возрождения России необходимо только трудиться. Много и благостно. Перестать надеяться на кого-то (мы всегда знаем что и как надо сделать кому-то, только не нам), а самому обустраивать свою жизнь и жизнь окружающих, быть источником лучших культурных традиций и нравственной чистоты.

Воевать за Отечество – это, безусловно, патриотизм, но к счастью, мы живем в мирное время и сегодня мы можем проявить свое отношение к стране совершенно на бытовом уровне: сдать кровь, стать донором, не брать взятки, не рисовать на стенах подъезда, мусор выбрасывать в урну, а не на дорогу


Рассказывается о развитии гражданского общества в Российской Федерации. Подробно рассматриваются изменения в средствах массовой информации, образовании и науке, достижения российских спортсменов в начале XXI века. Описывается расцвет в отношениях государства и церкви.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Повседневная и духовная жизнь российского общества"

В 21 веке изменился стиль управления Россией, государство стало приобщаться к общемировым тенденциям развития. В ходе урока вы узнаете о становлении гражданского общества, средствах массовой информации, образовании и науке, российском спорте и отношениях государства и церкви.

Развитие гражданского общества. Одной из первостепенных задач Владимира Путина стало развитие гражданского общества. Для этого было необходимым создание следующих условий:

формирование в России среднего класса;

выстраивание диалога власти с неправительственными организациями.

В 2001 году проведены региональные форумы, на которых прошли встречи представителей местной власти и общественных организаций. На форумах были обозначены проблемы, волнующие людей.


В 2001 году в Московском Кремле проведен Гражданский форум. Он стал новой формой общения граждан России и властей. На встрече собрались около пяти тысяч человек, которые обсудили проблемы социальной защиты, борьбы с коррупцией, местного самоуправления и многие другие.


В 2004 году сформирована Общественная палата Российской Федерации, в состав которой вошли наиболее авторитетные представители общественности.

Возникла проблема с неправительственными организациями, получавшими средства от частных иностранных корпораций. Часто они выступали с критикой власти. В 2007 году в России были введены ограничения на финансирование общественных организаций из-за рубежа.

Таким образом, в двухтысячные годы в решении основных социальных и экономических проблем принимало участие общество.

Средства массовой информации стали важным институтом формирования гражданского общества. Уже к концу девяностых годов 20 века существовало большое количество газет, журналов, телевизионных и радиоканалов.


Однако контроль над большинством из них имели российские олигархи, которые использовали СМИ для отстаивания своих интересов и преследования собственных целей.

В начале двухтысячных усиление роли государства в жизни общества коснулось и средств массовой информации. В январе 2000 года совет директоров ОРТ состоял в основном из государственных представителей. Бывшие владельцы канала лишились своих прав. В 2002 году ОРТ был переименован в Первый канал, продолжив освещать ведущие политические события.

Проблемы возникли на телеканале НТВ. Здесь произошла смена руководства, после чего ведущие журналисты покинули канал. А на НТВ пришли работать новые люди, которые и создавали его современный облик. Например, острые репортажи делал известный журналист Леонид Парфёнов.


Как видите, ведущие российские СМИ вышли из-под котроля олигархов и стали государственными.

Образование и наука. Новое руководство государства понимало необходимость реформирования системы образования, для того, чтобы приобщиться к общемировым тенденциям в этой сфере.

Было восстановлено обязательное полное среднее образование, отменённое в девяностые годы. Завершилась компьютеризация российских школ. В образовательных целях стал использоваться интернет.

В 2003 году в России начался переход на Болонскую систему образования. В вузах появилась двухуровневая система обучения – бакалавриат и магистратура.

В качестве эксперимента в 2005 году был введён Единый государственный экзамен. Он должен был предоставить равные возможности при поступлении для всех выпускников школ. В 2009 году произошёл полный переход к ЕГЭ.

Были учреждены премии из специального фонда президента Российской Федерации, которые присуждались молодым учёным.


Для них появилась возможность получить квоты при зачислении в Российскую академию наук.

В двухтысячные годы постепенно росло государственное финансирование гражданской науки. Если в 2002 году в эту область вкладывалось 17,5 миллиардов рублей, то уже в 2011 году сумма составила 319 миллиардов рублей.

К 2011 году выработались основные направления научного развития:

разработка перспективных видов вооружения;

развитие космических систем;

внедрение энергоэффективных производств.

В 2001 году в России был создан суперкомпьютер, который умел выполнять один триллион операций в секунду.


Многие российские учёные были удостоены Нобелевской премии. Это Жорес Алфёров, Алексей Абрикосов, Виталий Гинзбург, Константин Новосёлов, Андрей Гейм.


Успешными были выступления российских спортсменов на Олимпийских играх.

В 2000 году на Олимпиаде в Сиднее Россия заняла второе место в командном зачёте. Золотые медали получили спортивная гимнастка Светлана Хоркина, синхронистки Ольга Брусникина и Мария Киселёва, гимнаст Алексей Немов, теннисист Евгений Кафельников.


В 2004 году Россия стала третьей в командном зачёте. Золотые медали завоевали Елена Исинбаева, Алина Кабаева. На треке победил Михаил Игнатьев. А четвёрка гребцов получила золото впервые за 24 года, героями стали Игорь Кравцов, Алексей Свирин, Николай Спинёв, Сергей Федорцев.

На Зимней Олимпиаде в Турине, в 2006 году лучшими из лучших оказались российские фигуристы – Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Татьяна Навка и Роман Костомаров, Евгений Плющенко.


Зимние олимпийские игры 2014 года прошли в России, в городе Сочи. Золотые медали завоевали Никита Крюков в лыжных гонках, биатлонисты Евгений Устюгов, Светлана Слепцова, Анна Богалий-Титовец, Ольга Медведцева и Ольга Зайцева.

56 медалей получили российские спортсмены на Олимпиаде 2016 года в Рио де Жанейро. Впервые за всю историю женская сборная по гандболу выиграла золото.


Таким образом, спорт в России является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Церковь. Начало 21 века стало настоящим расцветом отношений государства и церкви в России. Продолжали проводиться Рождественские чтения, церковно-общественный форум. Впервые он прошёл ещё в 1993 году. В возрождении религии большую роль сыграл патриарх Алексий Второй.


Увеличилось количество монастырей, если в начале девяностых их было 35, то в двухтысячные число достигло 769.

Строились новые церкви. В начале 21 века в России их насчитывалось 769 тысяч.

В мае 2007 был подписан Акт о каноническом общении, заключённый между Русской Православной церковью заграницей и Русской Православной церковью Московского патриархата. Акт стал важным элементом укрепления единства государства.


В 2008 году новым патриархом стал Кирилл.

Внимание государства уделялось всем религиям России. В Казани и Грозном были построены самые крупные на российской территории мечети.


Давайте подведём итоги.

Одной из задач Владимира Путина стало формирование гражданского общества.

Средства массой информации перешли под контроль государства.

В образовании произошёл переход на Болонскую систему, был введён ЕГЭ.

Много средств выделялось на развитие науки.

Больших успехов добивались российские спортсмены.

Начало 21 века стало настоящим расцветом отношений государства и церкви в России.

Цель урока: раскрыть содержание и основные направления развития российского общества в 2000—2007 гг.; показать достижения и противоречия отечественной культуры и спорта на этом этапе.

Ключевые знания: развитие элементов гражданского общества в РФ; изменения в литературе, кинематографе, театре; развитие российского спорта; взаимоотношения государства и церкви.

Ключевые понятия: информационное общество, гражданское общество.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): систематизировать материалы печати и телевидения об актуальных проблемах и событиях в жизни современного российского общества, представлять их в виде обзора, реферата; давать характеристику и оценку явлений современной российской культуры, произведений литературы и искусства; аргументировать своё мнение.

Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные.

Работа с историческими источниками: Послания Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию за 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 гг.

Образовательная среда: 1. Учебник. — § 58. 2. Рабочая тетрадь. — Ч. 2. — § 58. 3. Хрестоматия по истории России: XX в.

Ключевые вопросы: 1. Развитие элементов гражданского общества. 2. Власть и СМИ. 3. Развитие образования, науки, культуры. 4. Достижения российского спорта. 5. Власть и церковь.

Ход урока

Для текущего контроля знаний можно предложить следующие вопросы и задания:

Домашнее задание: § 58, вопросы к нему. Задания 2—3 к § 58 в рабочей тетради.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Открытие нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалоговая, элементы кейс-технологии, критического мышления

Повседневная и духовная жизнь современной России

Выявить основные тенденции развития духовных процессов и культуры в конце XX - начале XXI в., их влияние на жизнь российского общества;

Основные термины, понятия

Гражданское общество, РПЦ, РЗПЦ, патриотизм

Коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная

- Получить новые знания о духовном и культурном развитии современного российского общества

Выявить существенные мероприятия по возрождению духовности и нравственности, показав роль церкви, развития спорта и культуры.

Показать на конкретных примерах как изменилось российское общество

Личностные УУД: воспитание патриотизма и активной гражданской позиции, аргументировано оценивать своё отношение к происходящим сейчас в России событиям в политической

Регулятивные УУД: целеполагание, работа с источниками и научно-популярной литературой, выделение главного, анализ исторических фактов и их обобщение, формулирование собственной точки зрения на исторические события, планирование и проведение микроисследований, выступление перед аудиторией, оценивать свои результаты

Познавательные УУД: владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию, систематизировать её и представлять в виде текста.

Коммуникативные : излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, уметь работать в паре или в группе, преодолевая конфликты.

Технология изучения

Приветствие, фиксирование отсутствующих. Организация внимания уч-ся. Раскрытие общей темы и плана проведения урока.

Актуализация

Открытие новых знаний

Применение новых знаний

Обеспечить формирование представления о духовном развитии России в начале 21 века; умения самостоятельно применять знания, полученные на уроке, в разных ситуациях, развивать у школьников способности к оценочным действиям .

Выявить осмысление и понимание уч-ся данной темы.

Инициировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности

регулятивные:

эмоционально настраиваются на урок

регулятивные:

-формируют учебную задачу вместе с учителем

- овладевать умением прогнозировать

- давать правильные ответы по ранее изученному материалу

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, подтверждая их фактами, уметь работать в группе

регулятивные:

планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выделяют существенную информацию из текстов, осуществляют анализ объектов

регулятивные:

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятель-ности и ее результатом

Проверяет готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на своем уроке. Урок у нас сегодня необычный.

_ Вспомните, какой раздел истории мы изучаем?

- Сегодня у нас предпоследний урок Истории России. Вы поколение новой России. Мы продолжаем изучать ту историю, в которой вы живете, которую творите, которую будут изучать ваши дети, внуки..

Я надеюсь, урок пройдет интересно и с пользой

- Сегодня вы будете открывать новые знания. Как вы будете это делать?

МЫ знаем, что в основе изучения истории лежит системный подход, т. е. общество изучают по сферам деятельности. Мы изучили, политическое развитие России, экономику, социальные изменения в обществе и нам осталось познакомиться с…

-С чего вы начнете изучение?

- Как духовное состояние общества людей влияет на экономическое, социальное, политическое развитие?

- Что в духовной жизни в 1990-е годы мешало возрождению нашей страны?

-Какие проблемы поднимает Собор?

- Вы согласны с авторами?

- А теперь, давайте, дочитаем текст обращения.

Итак, какую цель мы поставим сегодня на уроке?

СЛАЙД: Выявить основные тенденции развития духовных процессов и культуры в конце XX - начале XXI в., их влияние на жизнь российского общества

Задачи: 1. Получить новые знания о духовном и культурном развитии современного российского общества

2. Выявить существенные мероприятия по возрождению духовности и нравственности, показав роль церкви, развития спорта и культуры.

3. Показать на конкретных примерах как изменилось российское общество

Посмотрим на эпиграф: «Нужно развивать уважение к своей истории, несмотря на все ее проблемы, и любовь к своему Отечеству…

Необходимо сделать так, чтобы совместить наши национальные традиции с фундаментальным набором демократических ценностей

Формулировка проблемы.

-Какими способами вы будете достигать цели урока?

-Какие средства будете использовать при достижении цели?

У каждой группы лежит пакет документов, прочитав их, вы должны определить то направление, о котором говорится в вашем документе. (1 мин)

Сформированы заранее группы

1)Развитие гражданского общества

3)развитие науки и культуры

4) развитие спорта

А теперь, давайте, узнаем, какие меры предпринимаются в нашей стране для решения поставленных задач.

Работаем с текстом параграфа 58, задания у вас на столах. В ходе работы группа составляет кластер.

Работа в группах (4 мин)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2-3 мин)

Презентация групп (по 3 мин)

Другие группы задают вопросы выступающей группе

А теперь, давайте, скажем, какое значение имеет каждое направление в развитии духовной культуры? Так ли важно быть патриотами? Заниматься спортом? Быть гражданином с активной жизненной позицией?

Как у вас проявляются эти качества?

Подводит итог урока, организует беседу

-Какие учебные задачи вы ставили перед собой на уроке?

-На все ли задачи удалось найти ответ?

Объявляет домашнее задание. Р.т зад 3 или 4

-Оцените свою работу.

Что вас больше всего удивило на уроке?

Какая информация была для вас наиболее полезной для понимания современных событий? Поясните свою точку зрения.

Чему вы научились на занятии?

Россия в начале 21 века

Мы определим, что мы еще не знаем, и самостоятельно откроем новые знания

Записывают в тетрадь

С повторения

(В презентации)

Формулируют

Слушать, работать, с учебником, документами, рабочими тетрадями

Работа в группах:

Читают, формулируют направление

Каждая группа составляет кластер по теме

Презентация

Презентация групп

Комментируют кластер

Задают вопросы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Нижний Ломов

Урок в 9 классе:

Разработала и провела:

Наталья Николаевна Морозова

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №1 г. Нижний Ломов

Приведите примеры деятельности общественных организаций

Назовите достижения российских спортсменов (можно использовать краеведческий материал)

Составьте кластер, используя документы

Назовите конкретные мероприятия, воспитывающие патриотов (можно на нашей области, городе, школе)

Приведите примеры деятельности РПЦ в наши дни

2. Приведите примеры достижений науки и культуры сегодня.

Назовите Нобелевских лауреатов России

«Нужно развивать уважение к своей истории, несмотря на все ее проблемы, и любовь к своему Отечеству…

Необходимо сделать так, чтобы совместить наши национальные традиции с фундаментальным набором демократических ценностей

Сегодня мы являемся свидетелями того, как безнравственные и циничные представления о личности человека, его отношениях с другими людьми, обязанностях перед обществом и государством все сильнее проникают в молодежную среду, усваиваются частью студентов и даже школьников. Имея перед глазами пример материального преуспевания людей, перешагнувших ради достижения богатства через требования закона и голос собственной совести, находясь в поле воздействия масскультуры, пропагандирующей культ потребления и гедонизм, молодежь предстает духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. В атмосфере порока и греха личность молодого человека неизбежно деградирует, а общество превращается в хаотичную массу иждивенчески настроенных эгоистов.

Владимир Путин принял участие в форуме "Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития"

… вопросы связаны с развитием партнёрства государства и гражданского общества. В ходе предыдущих выступлений – и вчерашних, и сегодняшних – прозвучало много хороших конкретных предложений по повышению эффективности работы социально ориентированных некоммерческих организаций. Сегодня всё больше людей стремится участвовать в жизни своей страны, города либо небольшого посёлка, браться за социально значимые проекты, приносить реальную пользу окружающим, помогать нуждающимся, тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации.

Добровольчество, благотворительность, меценатство имеют в России глубокие корни, а чувство гражданского долга, патриотизм, доброта, милосердие всегда являлись нашими базовыми ценностями. И ничего с веками, слава богу, в этом смысле не меняется.

Эти традиции нам нужно укреплять. Вижу в этом мощнейший ресурс развития России, консолидации общества, обеспечения социальной и межнациональной гармонии.

Мы все хорошо знаем, что Россия нередко сталкивается с серьёзными вызовами. И чтобы достойно на них ответить, укрепить наше самосознание, нашу самостоятельность, суверенитет, в первую очередь нужно создавать атмосферу сотрудничества и доверия в обществе, действовать в одной повестке дня, расширять пространство свободы для гражданской инициативы.

(Утверждена Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10.01.2000г.)

«Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны… Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно – нравственного наследия, исторический традиций и нормальной общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения…

О духовном развитии современного российского общества

( Медведев Р. А. Владимир Путин: продолжение следует. М., 2010)

(Нарочницкая Н. А. Русский мир. СПб., 2008)

(Кокошин А. А. Быть России великой державой в XXI веке. М., 1996)

Важнейшее направление – развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодёжи. Ведь именно для того, чтобы побудить людей заниматься спортом, чтобы занятия физкультурой и спортом стало модным, престижным делом, мы и организуем в нашей стране крупнейшие международные соревнования. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий прежде всего для детей, хочу это подчеркнуть, для детей младшего возраста. Именно в этом возрасте, как мы знаем, на всю жизнь закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать.

Считаю необходимым поддержать и идею создания ассоциаций студенческих спортивных клубов. Эта организация призвана не только содействовать развитию студенческого спорта, но и стать в известном смысле социальным лифтом для талантливой, целеустремлённой и активной молодёжи. При этом считаю важным, чтобы эта организация была вообще вне всякой политики, объединяла молодёжь с самыми разными политическими взглядами.

( В. В. Путин Из Послания Федеральному Собранию 2012 г)

Полагаться на школу в таком вопросе, как патриотизм, не стоит. Там, конечно же, преподают историю, но многие моменты, как оказывается в последствие, из программы выпадают.

Патриотическое воспитание и любовь к родной земле вы должны вложить в свое чадо сами.

Патриотизм - очень емкое понятие. Он заключается в любви к своей земле, ее народу, традициям, истории и культуре. Ребенок должен знать, что по его поведению за границей будут судить о его народе.

Начните воспитание патриотизма с малого. Расскажите ребенку о своем роде, о том, как ваши предки оказались на этой земле. Отведите малыша в краеведческий музей, после - обсудите, что ему было интересно в экскурсии.

Не зацикливайтесь на одной только истории. Рассказывайте ребенку о событиях, которые происходят в данный момент развития государства. Проявляйте свою гражданскую позицию и формируйте у него понимание того, что каждый человек в стране может влиять на ее будущее.

Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее.

Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей.

Всенародный праздник, День защитников Отечества, стал олицетворением верности присяге, добросовестного выполнения священного долга перед Родиной. Армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру…

Молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы, а также за экономическую и финансовую стабилизацию в России. Таким образом, в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности. А для возрождения России необходимо только трудиться. Много и благостно. Перестать надеяться на кого-то (мы всегда знаем что и как надо сделать кому-то, только не нам), а самому обустраивать свою жизнь и жизнь окружающих, быть источником лучших культурных традиций и нравственной чистоты.

Воевать за Отечество – это, безусловно, патриотизм, но к счастью, мы живем в мирное время и сегодня мы можем проявить свое отношение к стране совершенно на бытовом уровне: сдать кровь, стать донором, не брать взятки, не рисовать на стенах подъезда, мусор выбрасывать в урну, а не на дорогу

Читайте также: