Россия после смуты 10 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по теме: «Россия после Смуты. Правление первых Романовых"

Цель урока : охарактеризовать внутреннюю политику первых Романовых; рассказать о реформах государственного управления, о преобразованиях сельского хозяйства и промышленности

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные понятия: самодержавие, воеводское правление, Земской собор, мануфактура.

Важнейшие даты : 1613-1645 гг. - правление Михаила Романова; 1632-1634 гг. - Смоленская война; 1645-1676 гг. - правление Алексея Михайловича; 1649 г. - принятие «Соборного уложения".

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания:

Контрольный лист Россия в 17 веке "Смутное время"

период. Боярский период - время правления Годунова с 1598 по 1605 гг. Основным инструментом политики являются слухи и доносы. Борьба за веру.

период. 1606-1610 гг. - обострение классовой борьбы. Дворяне и казаки, черносотенные и посадские крестьяне - все втянулись в смуту.

период. 1610-1613 гг. - время польско-шведской интервенции. Главная проблема - защита суверенитета России, основные движущие силы: черносошные и посадские крестьяне.

III . Подготовка учащихся к восприятию нового материала .

-Назовите последствия Смутного времени ?

Разрушение производительных сил (восстановились лишь через 50 лет);

Потеря территорий (побережье финского залива, область Карелии и выход в Балтику, потеря Смоленска, Чернигова);

Ослабление всех государственных структур;

Изменена природа царской власти (царя выбрали);

Повысился статус церкви.

IV . Мы вспомнили последствия смутного времени, что же нужно было сделать в дальнейшем?

V . Изучение новой темы.

Укрепление военной мощи государства.

Непростые задачи пришлось решать Михаилу Романову.

Посмотрим, каких успехов добился Михаил Фёдорович во время своего правления.

Самостоятельная групповая работа.

В чем проявилось восстановление и укрепление самодержавия в послесмутное время?

Какое это имело значение для развития России?

Проверка самостоятельной работы.

Восстановление и укрепление самодержавной власти.

Упорядочение системы управления- введение воеводского правления на местах.

Вывод . В этот период была достигнута политическая стабильность в обществе.

Какие мероприятия принимаются для восстановления экономики страны? Используйте учебник § 28 стр. 269-270.

Проверка самостоятельной работы .

1. Восстановление срока сыска беглых крестьян в 5 лет и запрет их перехода от одного владельца к другому.

2. Введение нового налогообложения.

3. Возвращение в государственное тягло всех горожан.

4. Назначение казакам земельных окладов или денежного жалованья.

5. Решительная борьба с пьянством.

Вывод . Созданы условия для возвращения к мирной созидательной жизни. В условиях возрождения страны власть опиралась на феодальное сословие.

Как личностные качества Михаила Федоровича повлияли на дальнейшее обустройство государства?

Какие меры приняты для укрепления военной мощи страны?( § 28 п. 6. стр.271-273)

Проверка самостоятельной работы.

1 декабря 1618г. – Деулинское перемирие между Россией и Польшей на 14,5 лет;

Польский король не отказывался от претензий на русский престол.

27 февраля 1917 г – Столбовский мирный договор между Россией и Швецией

За Швецией оставалось побережье Балтийского моря с городами Ям, Копорье, Орешек и Ивангород;

России возвращен Новгород с округой.

Вывод: На западной границе и в Прибалтике Россию силой вернули к границам конца XVв. Но зато установился мир.

Однако международная ситуация в 30е годы меняется. Весной 1632г умирает польский король Сигизмунд III. В Польше началась борьба за власть. Усилиями русских дипломатов создан русско-шведский союз против Польши.

1632-1634 – Смоленская война

4июня 1634г – Поляновский мирный договор между Россией и Польшей .

Подтверждены границы по Деулинскому перемирию (Смоленск за Польшей)

Польский король Владислав отказался от прав на русский престол.

Вывод . Укреплеплены позиции династии Романовых как в внутри страны, так и на международной арене. Укреплена обороноспособность страны.

V. Подведение итогов урока.

Как вы оцениваете успехи, которые были достигнуты Михаилом Романовым?

Вывод. Успехи, достигнутые в этот период, имели важное значение для дальнейшего развития страны. В стране был установлен мир, порядок, закон, укрепились позиции династии Романовых. Страна поднялась из руин.

VI. Выставление оценок за работу на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные понятия: самодержавие, воеводское правление, Земской собор, мануфактура.

Важнейшие даты: 1613-1645 гг. - правление Михаила Романова; 1632-1634 гг. - Смоленская война; 1645-1676 гг. - правление Алексея Михайловича; 1649 г. - принятие «Соборного уложения".

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания:

  1. Контрольный лист Россия в 17 веке "Смутное время"
  2. Выводы

«Россия после Смуты. Правление первых Романовых"

Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику первых Романовых; рассказать о реформах государственного управления, о преобразованиях сельского хозяйства и промышленности

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные понятия: самодержавие, воеводское правление, Земской собор, мануфактура.

Важнейшие даты: 1613-1645 гг. - правление Михаила Романова; 1632-1634 гг. - Смоленская война; 1645-1676 гг. - правление Алексея Михайловича; 1649 г. - принятие «Соборного уложения".

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания:

Контрольный лист Россия в 17 веке "Смутное время"

период. Боярский период - время правления Годунова с 1598 по 1605 гг. Основным инструментом политики являются слухи и доносы. Борьба за веру.

период. 1606-1610 гг. - обострение социальной борьбы. Дворяне и казаки, черносотенные и посадские крестьяне - все втянулись в смуту.

период. 1610-1613 гг. - время польско-шведской интервенции. Главная проблема - защита суверенитета России, основные движущие силы: черносошные и посадские крестьяне.

III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

-Назовите последствия Смутного времени ?

Разрушение производительных сил (восстановились лишь через 50 лет);

Потеря территорий (побережье финского залива, область Карелии и выход в Балтику, потеря Смоленска, Чернигова);

Ослабление всех государственных структур;

Изменена природа царской власти (царя выбрали);

Повысился статус церкви.

IV. Мы вспомнили последствия смутного времени, что же нужно было сделать в дальнейшем?

V. Изучение новой темы.

Укрепление военной мощи государства.

Непростые задачи пришлось решать Михаилу Романову.

Посмотрим, каких успехов добился Михаил Фёдорович во время своего правления.

Самостоятельная групповая работа.

В чем проявилось восстановление и укрепление самодержавия в послесмутное время?

Какое это имело значение для развития России?

Проверка самостоятельной работы.

Восстановление и укрепление самодержавной власти.

Упорядочение системы управления- введение воеводского правления на местах.

Вывод. В этот период была достигнута политическая стабильность в обществе.

Какие мероприятия принимаются для восстановления экономики страны? Используйте учебник § 28 стр. 269-270.

Проверка самостоятельной работы.

1. Восстановление срока сыска беглых крестьян в 5 лет и запрет их перехода от одного владельца к другому.

2. Введение нового налогообложения.

3. Возвращение в государственное тягло всех горожан.

4. Назначение казакам земельных окладов или денежного жалованья.

5. Решительная борьба с пьянством.

Вывод. Созданы условия для возвращения к мирной созидательной жизни. В условиях возрождения страны власть опиралась на феодальное сословие.

Как личностные качества Михаила Федоровича повлияли на дальнейшее обустройство государства?

Какие меры приняты для укрепления военной мощи страны?( § 28 п. 6. стр.271-273)

Проверка самостоятельной работы.

1 декабря 1618г. – Деулинское перемирие между Россией и Польшей на 14,5 лет;

Польский король не отказывался от претензий на русский престол.

27 февраля 1917 г – Столбовский мирный договор между Россией и Швецией

За Швецией оставалось побережье Балтийского моря с городами Ям, Копорье, Орешек и Ивангород;

России возвращен Новгород с округой.

Вывод: На западной границе и в Прибалтике Россию силой вернули к границам конца XVв. Но зато установился мир.

Однако международная ситуация в 30е годы меняется. Весной 1632г умирает польский король Сигизмунд III. В Польше началась борьба за власть. Усилиями русских дипломатов создан русско-шведский союз против Польши.

1632-1634 – Смоленская война

4июня 1634г – Поляновский мирный договор между Россией и Польшей .

Подтверждены границы по Деулинскому перемирию (Смоленск за Польшей)

Польский король Владислав отказался от прав на русский престол.

Вывод. Укреплеплены позиции династии Романовых как в внутри страны, так и на международной арене. Укреплена обороноспособность страны.

V. Подведение итогов урока.

Как вы оцениваете успехи, которые были достигнуты Михаилом Романовым?

Вывод. Успехи, достигнутые в этот период, имели важное значение для дальнейшего развития страны. В стране был установлен мир, порядок, закон, укрепились позиции династии Романовых. Страна поднялась из руин.

VI. Выставление оценок за работу на уроке.

В чем проявилось восстановление и укрепление самодержавия в послесмутное время?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Вид урока: проблемный урок.

- формирование у учащихся знаний и суждений об окончании, итогах и последствиях Смутного времени в России и историческом значении Второго ополчения через решение проблемных заданий

Образовательные:

а) закрепить знания об основных событиях конца Смутного времени;

б) сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества;

в) выявить оценочные суждения и сформулировать выводы об итогах и последствиях Смутного времени в России и историческом значении Второго ополчения

г) формирование навыков самостоятельной работы, работы с текстом учебника;

д) развитие учебных компетенций на примере решения заданий различного уровня сложности и специфики (заданий-рассуждений, проблемных заданий, заданий на установление причинно-следственных связей);

е) формирование умений анализировать, систематизировать и обобщать учебную информацию;

ж) формирование умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями

Воспитательные:

з) воспитывать уважительное отношение к историческим событиям отечественной и зарубежной истории;

и) воспитывать осуждение насильственных методов ведения политики на примере фактов агрессии государств-интервентов по отношению к ослабленной Смутой России в начале 17 века

к) воспитывать сознательное понимание важности и необходимости национального единения для развития Отечества

Время урока: 30 минут.

Вводная часть (вступительное слово учителя). Актуализация материала – 3-4 минуты.

Основная часть. Изучение нового материала – 21-23 минуты.

Подведение итогов. Обобщение и систематизация знаний – 4-5 минут.

Вводная часть. Актуализация урока. Организационный момент: 3-4 минуты.

Наш сегодняшний урок является проблемным. В конце урока Вы должны будете прийдти к определенному выводу по ряду проблемных вопросов и определить итоги и последствия Смутного времени в России и историческое значение Второго ополчения.

Напомню, что Смута – это период социально – политического, экономического и династического кризиса (на экран выводится 1 слайд с более полным определением Смуты).

Актуальность и важность сегодняшней темы урока трудно не оценить. Как известно, в ноябре 2004 года Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства в связи с условной датой освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени. Как раз в текущем 2012 году исполнится ровно 400 лет со времени этого знаменательного и буквально судьбоносного для нашего Отечества события.

Поэтому в честь этой и ряда других юбилейных дат (в частности 1130 летия образования Киевской Руси , 200 летия Отечественной войны 1812 года и др.) 2012 год был объявлен годом истории.

Основная часть: 21 - 23 минуты.

Часть 1: 2-3 минуты.

Часть 2: 19-20 минут.

Информацию по последнему слайду просит записать в тетрадях.

Подведение итогов: 4-5 минут.

Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой

Напоминает домашнее задание. Благодарит учащихся за внимание и проделанную работу.

Слушают учителя. По желанию несколько учеников высказывают свое мнение по итогам урока. Прощаются с учителем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные понятия: самодержавие, воеводское правление, Земской собор, мануфактура.

Важнейшие даты: 1613-1645 гг. - правление Михаила Романова; 1632-1634 гг. - Смоленская война; 1645-1676 гг. - правление Алексея Михайловича; 1649 г. - принятие «Соборного уложения".

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания:

1. Контрольный лист Россия в 17 веке "Смутное время"

I период. Боярский период - время правления Годунова с 1598 по 1605 гг. Ос­новным инструментом политики являются слухи и доносы. Борьба за веру.

II период. 1606-1610 гг. - обострение классовой борьбы. Дворяне и казаки, чер­носотенные и посадские крестьяне - все втянулись в смуту.

III период. 1610-1613 гг. - время польско-шведской интервенции. Главная про­блема - защита суверенитета России, основные движущие силы: черносош­ные и посадские крестьяне.

III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

-Назовите последствия Смутного времени ?

- Разрушение производительных сил (восстановились лишь через 50 лет);

- Потеря территорий (побережье финского залива, область Карелии и выход в Балтику, потеря Смоленска, Чернигова);

- Ослабление всех государственных структур;

- Изменена природа царской власти (царя выбрали);

- Повысился статус церкви.

IV. Мы вспомнили последствия смутного времени, что же нужно было сделать в дальнейшем?

V. Изучение новой темы.

Укрепление военной мощи государства.

Непростые задачи пришлось решать Михаилу Романову.

Посмотрим, каких успехов добился Михаил Фёдорович во время своего правления.

Самостоятельная групповая работа.

В чем проявилось восстановление и укрепление самодержавия в послесмутное время?

Какое это имело значение для развития России?

Проверка самостоятельной работы.

Восстановление и укрепление самодержавной власти.

Упорядочение системы управления- введение воеводского правления на местах.

Вывод. В этот период была достигнута политическая стабильность в обществе.

Какие мероприятия принимаются для восстановления экономики страны? Используйте учебник § 28 стр. 269-270.

Проверка самостоятельной работы.

1. Восстановление срока сыска беглых крестьян в 5 лет и запрет их перехода от одного владельца к другому.

2. Введение нового налогообложения.

3. Возвращение в государственное тягло всех горожан.

4. Назначение казакам земельных окладов или денежного жалованья.

5. Решительная борьба с пьянством.

Вывод. Созданы условия для возвращения к мирной созидательной жизни. В условиях возрождения страны власть опиралась на феодальное сословие.

Как личностные качества Михаила Федоровича повлияли на дальнейшее обустройство государства?

Какие меры приняты для укрепления военной мощи страны?( § 28 п. 6. стр.271-273)

Проверка самостоятельной работы.

1 декабря 1618г. – Деулинское перемирие между Россией и Польшей на 14,5 лет;

Польский король не отказывался от претензий на русский престол.

27 февраля 1917 г – Столбовский мирный договор между Россией и Швецией

За Швецией оставалось побережье Балтийского моря с городами Ям, Копорье, Орешек и Ивангород;

России возвращен Новгород с округой.

Вывод: На западной границе и в Прибалтике Россию силой вернули к границам конца XVв. Но зато установился мир.

Однако международная ситуация в 30е годы меняется. Весной 1632г умирает польский король Сигизмунд III. В Польше началась борьба за власть. Усилиями русских дипломатов создан русско-шведский союз против Польши.

1632-1634 – Смоленская война

4июня 1634г – Поляновский мирный договор между Россией и Польшей .

Подтверждены границы по Деулинскому перемирию (Смоленск за Польшей)

Польский король Владислав отказался от прав на русский престол.

Вывод. Укреплеплены позиции династии Романовых как в внутри страны, так и на международной арене. Укреплена обороноспособность страны.

V. Подведение итогов урока.

Как вы оцениваете успехи, которые были достигнуты Михаилом Романовым?

Вывод. Успехи, достигнутые в этот период, имели важное значение для дальнейшего развития страны. В стране был установлен мир, порядок, закон, укрепились позиции династии Романовых. Страна поднялась из руин.

VI. Выставление оценок за работу на уроке.

Читайте также: