Конспект занятия новогодние маски

Обновлено: 16.05.2024

· сформируют умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

· сформируют уважительное отношение к культуре и искусству других народов страны и мира в целом;

· продолжат формирование эстетических чувств художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

· продолжат формирование умения обсуждать и анализировать

· познакомятся с масками разных народов, как способом перевоплощения;

· познакомятся с терминологией зрелищных искусств.

Оснащение урока:

· различные варианты масок;

· слайды, фотографии масок;

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, глазами нужно проверить, все ли готово у вас к уроку: альбомы, краски, баночки с водой, кисточки, ножницы, цветная бумага.

Самоопределение к деятельности

Ребята, какой самый веселый праздник зимой?

Новый Год, Рождество!

Сверкание елочных огней и фейерверков!

Круговорот масок и плащей, зверюшек и сказочных персонажей! Карнавал!

Наденешь её - и тебя не узнать,

Ты - рыцарь, бродяга, ковбой.

Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.

А снимешь - вновь станешь собой.


ТЕМА нашего урока: Карнавальные новогодние маски

Актуализация знаний

Когда ты играешь в какую-нибудь игру, ты всегда становишься кем-то. То разбойником или пиратом, то феей-колдуньей или принцессой С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол.

Ма́ска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов.

Потом маски стали надевать на разных праздниках карнавалах. Венецианский Карнавал Масок - самый известный и самый старинный карнавал в мире.

Карнавал (франц. carnaval, итал. carnevale, вероятно, от лат. carrus navalis — потешная колесница, корабль праздничных процессий), вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми.

Он известен с 1094 года. Именно из Венеции этот вид празднества с веками распространился по всему миру. Однако лишь венецианскому карнавалу присущи таинственность и магия, мистика и колдовство.
В прошлом карнавал в Венеции длился полгода, и в маске ходили повсюду: на рынок, в гости, в казино, по делам и даже на судебные заседания! К маскам привыкали настолько, что рассматривали их как предмет повседневной одежды. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд.

И в России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество или масленицу. Веселясь, люди наряжались в эти костюмы и маски, а потому так и назывались - ряжеными.

На Рождество и в святочные дни в России по дворам, по домам с весёлыми песнями-колядками ходят колядовщики, переодетые в разные костюмы и маски, среди них есть обязательно Медведь, Коза, Конь, Журавль, другие персонажи. Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться.

В 1700 году по приказу Петра I Новый год стали отмечать 1 января с ёлкой, с гуляниями, с фейерверком, кострами и маскарадами.

Маски бывают самые разные. Они могут изображать зверей и героев сказок: чудищ, весельчаков, ведьм, красавиц.

Здесь вы видите примеры разных масок, которые можно сделать самому.
Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска. Карнавальную полумаску разрисовывают, украшают узорами, блестками, лентами.

Маска выражает характер персонажа.

Обратите внимание, как меняется выразительность маски от того, какие нарисованы или приклеены глаза, рот, брови или нос. Какими средствами достигается такая выразительность? (Глаза, нос, брови, рот.)

- А ещё? (Форма и цвет.)

Можно ли определить настроение? Как? (Ответы детей.)

- На сегодняшнем уроке мы с вами должны нарисовать эскизы масок своего костюма в котором вы хотели бы прийти на новогодний карнавал.. Самые простые маски можно сделать из бумаги и картона.

Носы и брови можно нарисовать. Укрась маску самыми разными материалами, а для причесок, усов и бороды используй цветную бумагу.

Правила работы с ножницами

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути,

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

А сейчас вы должны дорисовать эскизы этих масок

Сначала простым карандашом, а потом в цвете.

Ваше задание сконструировать выразительную, острохарактерную маску применяя, имеющиеся у вас, материалы по следующему плану:



1. Придумать образ (название маски).

2. Выбрать тип маски - плоская, объёмная, полумаска (возможно выполнение эскизных вариантов маски).

3. Выполнение эскиза маски карандашом и раскрасить.

4. Конструирование маски из плотного картона(или других плотных подходящих материалов – например фетра).

1. Учить детей декорировать маску для карнавала в технике коллаж – смешанной технике с использованием рисования и аппликации из разных материалов.

2. Закрепить представления детей о назначении и разнообразии карнавальных масок.

3. Развивать умение детей работать над замыслом, мысленно представлять конечный результат, добиваться выразительности с помощью цвета, разных фактур и необычных деталей.

4. Развивать воображение, творческую фантазию.

5. Дать возможность детям получить положительные эмоции и удовольствие от творчества.

Материалы и оборудование:

Маски-основы из белого картона в нарядной коробке; гель с блестками или обычная гуашь, кисти; материалы для декора: мишура, пайетки, цветная бумага, обрезки ткани и кружев, ленты, фантики от конфет; клей, скотч, ножницы.

У педагога разные маски для показа детям.

Содержание занятия:

В группу входит педагог с нарядной коробкой в руках и читает стихотворение

Ну наконец-то этот час настал!

И смех и шутки кружатся метелью!

Сегодня мы пришли на карнавал,

И нет конца всеобщему веселью.

Мороз на улице, а в доме – карнавал!

Тепло, светло, мелькают всюду маски.

Ведь Новый год у нас уже настал,

Похожий на волшебника из сказки! (Алена Рабцевич, 12 лет)

- Вам понравились стихи? (ДА)

- А у меня есть волшебная коробка с масками. Пока они белые, скучные, но мы их обязательно украсим! (Показывает коробку и маски)

- А что такое карнавал? (ПРАЗДНИК, НА КОТОРЫЙ ПРИХОДЯТ В КОСТЮМАХ И МАСКАХ)

- Зачем нужны маски? (ЧТОБЫ НИКТО НЕ УЗНАЛ, ЧТОБЫ БЫЛО ВЕСЕЛО)

- А какие бывают маски? (РАЗНЫЕ: БЛЕСТЯЩИЕ, КРАСИВЫЕ, МАСКИ ЗВЕРЕЙ, СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ)

- Да, ребята, маски могут быть любыми – какими вы хотите. Их можно купить, а можно сделать своими руками. Самодельные маски – это здорово! Таких точно больше ни у кого нет! Хочу показать вам несколько масок, которые сделала я. (Показываю 3-4 маски)



Пока дети увлечены рассказом педагога, помощник воспитателя незаметно уносит коробку с масками из группы.

- Ребята! Я вижу, как хорошо Вы подготовились к занятию! У вас есть и блестки, и красивые ленты, и блестящая мишура! Сегодня у нас открывается мастерская по изготовлению карнавальных масок, а вы будете мастерами. Согласны? (ДА)

- Подождите-ка! А где же моя коробка? Ребята, вы не знаете, где она? Я вошла в группу с этой коробкой, а сейчас ее нет!

- А что Вы тут делаете?

- Как что? Вредничаю! Вот, коробку у вас украла! Узнаёте?

- Ой, правда, это наша коробка! Ребята, посмотрите, это Вредина забрала нашу коробку с масками! Отдай нам ее, Вредина!

- Не отдам! Я себе много масок сделаю! А вы все равно ничего не умеете!

- Мы с ребятами многое умеем!

- Тогда… отгадайте мои зимние загадки! Отгадаете – отдам коробку.


- Загадывай, мы отгадаем, правда, ребята?

На земле лежало.

Оно всё сошло. (Снег)

Есть один такой цветок.

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок — и нет цветка. (Снежинка)

Ночью он, пока я спал,

Пришёл с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья. (Мороз)

Всё лето стояли,

Помчались с горы. (Санки)

Льётся речка — мы лежим,

Лёд на речке — мы бежим. (Коньки)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

На Новый год я главная! (Ёлка)

Зимой в часы веселья

Вишу на яркой ели я,

Стреляю, точно пушка.

Зовут меня. (хлопушка).

Педагог: - Вредина, ребята отгадали все загадки. Отдай, пожалуйста, коробку!

Вредина: - Ну, так и быть, забирайте! Расхотелось вредничать. До свидания! (уходит).

Педагог: - Молодцы, ребята! Справились с трудным заданием, устали. Давайте отдохнем – разомнемся.

Текст: Если нравится тебе, то делай так (2раза)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так! (Движения могут быть любые: хлопки, притопы, повороты)

- А теперь пора за работу! Сейчас я расскажу, в каком порядке будем украшать маски:

1. Раскрашиваем маску гелем с блестками. Пока краска сохнет, обдумываем, как будет выглядеть маска и подбираем материалы. Фантазируйте!

2. Вырезаем, приклеиваем, привязываем большие детали и украшения.

3. Дополняем маску мелкими деталями, пайетками.

4. Проверяем, примеряем. Убираем рабочее место.

5. Радуемся вместе!

Педагог раздает детям маски-основы из белого картона.



В конце занятия дети примеряют маски, устраивают карнавальное дефиле и танцы.







Карнавальные маски своими руками

Карнавальные маски своими руками В нашем детском саду ежемесячно проходят различные смотр-конкурсы, выставки работ совместного творчества. Связанно это с новыми требованиями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Своими руками на уроках технологии ребята делают новогодние маски.

Методическая разработка урока по теме:

Учитель: Голубниченко Наталья Ивановна - учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ "Гимназия № 3" г. о Королев.

Современные образовательные технологии.
Тема. Новогодняя маска

Педагогические цели:

- формирование умений и навыков при работе с картоном, бумагой и ножницами;

- развитие абстрактного, мышления, воображения, внимания и творческих способностей;

- воспитание положительных морально-волевых качеств учащихся: инициативность, самостоятельность, предприимчивость.

- привитие эстетического вкуса;

Планируемые результаты:

Познавательные: использовать в активном словаре новые понятия; различать способы изготовления аппликации и обосновывать своё мнение.

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью и планом. Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания, работать сообща, обсуждать варианты выбора.

Оборудование:

картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, трафареты масок,

Проверка готовности к уроку.

Чтоб работа закипела,

Приготовьте всё для дела.

Будем клеить, мастерить –

Всё должно в порядке быть.

Ножницы, картон и клей

Клади на место поскорей.

Не забудь про карандаш-

Он в труде помощник наш.

Ножницы и шило положи,

В порядке вещи содержи!

Снег на полях
Лед на реках,
Ветер гуляет.
Когда это бывает? (зимой)

2. Постановка учебной задачи.

- Какой приближается праздник? (Новый год)

 Как вы к нему готовитесь? (украшаем елку, готовим наряды. )

- Дед Мороз уже двинулся в путь, но он будет у нас только в конце месяца. А пока он прислал телеграмму:

На доску ребус

- Как вы думаете для чего нужна маска. ( чтобы тебя не узнали)

И где ее применяют. ( в театрах, на карнавалах)

- Как вы думаете, какова тема урока?

- Какие перед собой поставим задачи?

- Что научимся делать?

Можем ли мыс вами изготовить маску?

Для начала выясним- что такое маска?

Освоение нового материала.

(Маска - предмет, накладка на лицо, которая надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица.)
 Откуда появились маски? И какие они бывают давайте посмотрим.

(Обычай надевать маски уходит своими корнями в глубокую древность. Ещё первобытные люди использовали маски животных, чтобы представлять их. Танцуя в масках перед началом охоты, они надеялись умилостивить добрых духов и отпугнуть злых.

Слайд № 5.
Самая известная из таких масок - золотая маска Тутанхамона. Найденная в 1922г археологом Говард Картери, когда нашли гробницу фараона.

Маска была из чистого золота, весом более 110 кг, там же находилась мумия Тутанхамона. Мумия была буквально с головы до ног осыпана драгоценностями – от простых золотых бляшек до прекрасных изделий ювелирного искусства.

Маски изготавливались из разных материалов: глины, ткани, тонкого или толстого дерева, золота и других металлов. Некоторые из них представляют собой настоящие произведения искусства.
 У папуасов Новой Гвинеи сохранились великолепные маски из перьев, которые они надевали во время ритуальных церемоний. А в наши дни маски с успехом используются во время многочисленных фестивалей и карнавалов.


- Какие виды масок знаете вы?

(театральная, обрядовая, карнавальная, косметическая, медицинская)

Показать медицинскую. косметическую маску. Для чего они нужны?

Маски бывают мужские и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные. Где как вы думаете такие маска можно увидеть? ( в театре)

- А что такое театр ?

Слайд 6.-12 Давайте на них посмотрим!

- Формы масок? (закрытая, полузакрытая).

5. Творческая практическая работа.

- Чтобы приступить работе. Что мы должны вспомнить.

Правила работы с ножницами

Памятка работы с ножницами:
Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
Ножницы кладите кольцами к себе.
Следите за движением лезвий во время резания.
Не оставляйте ножницы раскрытыми.
Передавайте ножницы кольцами вперёд.
Используйте ножницы по назначению.
Храните ножницы всегда в определённом месте.

-Откроем учебники на с .

И давайте прочитаем план работы.

- Порядок выполнения работы. 20 минут
 У вас на партах есть шаблоны и материал, что вы приготовили Слайд № 14- 16

-Покажите

Какие материалы вы подготовили для работы?
 Какие инструменты вам понадобятся?
 Какая техника работы может пригодиться?( аппликация, мозаика, коллаж-наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры)
 Этапы работы:
1. шаблон,
2. вырезы для глаз,
3. детали,
4. склеивание,
5. резинка

Слайд 17. 18

Подготовим рабочее место.

Вырежем шаблон половины маски из рабочей тетради.

Переведём шаблон половины маски на картон. Сложим картон по линии сгиба пополам и вырежем полученную заготовку.

Приклеим небольшие полоски картона в местах, где будет крепиться резинка.

С помощью шила проделаем отверстия в маске.

6. Выполнение работы.


 Итог. Рефлексия деятельности учащихся. Представление эскизов (Я выбрал маску. Почему выбрал. )

Дети надевают маски и выходят на свободное место для исполнения танцевальных движений, во время которых демонстрируют свой результат работы.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология: Учебник: 2 класс.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология: Рабочая тетрадь: 2 класс.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Уроки технологии: 2 класс.

Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах.- М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003 Конышева Н.М. Технология. Чудесная мастерская. Методические рекомендации 1-4 класс. Смоленск. :Ассоциация 21 век, 2007.110 с.



Учить изготавливать карнавальные маски по чертежу из бумаги.

Развивающие:

Развивать мышление, устойчивость внимания, художественный вкус, фантазию.

Совершенствовать координацию движения.

Воспитывающие:

Воспитывать чувство взаимопомощи, культуру поведения на занятии, аккуратность при работе с ножницами, красками, клеем.

Инструменты:

Простые и цветные карандаши, фломастер, клей, линейки, ножницы, скрепки.

Материалы:

Альбомная бумага, цветная, калька, копировальная бумага, чертежи, резинка.

Эскиз доски: выставка готовых масок

Ход занятия

Самостоятельная работа учащихся.

Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

Педагог: Дорогие ребята. Посмотрите на листок календаря. Какое сегодня число?

Дети: 24 декабря

Педагог: Дети, приближается самый красивый и самый любимый в народе праздник – какой?

Прежде чем ответить отгадайте загадку:

Ребята, а вы знаете, когда в России начали отмечать Новый год?

Новый год – это Древнейший праздник. Раньше его встречали весной 1 марта. А теперь в наши дни почти во всех странах, в том числе и в России его отмечают в ночь с 31 декабря на 1 января.

Совсем скоро лесная красавица ёлка по праву воцарится в вашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, зато, сколько радости и веселья с собой она принесет.

А в тех странах, где ёлок нет или нет обычая связывать, с ней Новый год, украшают растения. Например, во Вьетнаме украшают ветку персика, в Японии – для новогодних украшений используют вместе с ветками сосны бамбук и ветки сливы.

Давайте вспомним - без чего не обходится новогодний праздник?
Дети: Без парада новогодних костюмов и масок.

Педагог: Правильно!

А чтобы весело встретить Новый год люди наряжались в разные костюмы и на лицо надевали разные маски.

- Сегодня наше занятие посвящено маскам. Вы узнаете о том, как в нашу жизнь пришли маски, а затем мы начнём готовиться к предстоящему новогоднему празднику – делать маски.

Лес меняет свой наряд.

Снял зелёный – мерит новый:

Жёлтый, красный и лиловый, -

Собирается на бал!

Закружился клён с осиной,

Утки крячут над лозиной, -

- Маска – это что-то скрывающее лицо.

- Маска – это нарядная накладка для лица.

- Маска накладывается на лицо и изображает какое-нибудь животное или разные лица людей.

- Молодцы. Обобщая ваши ответы, можно сказать, что маска – это специальная накладка с каким-либо изображением, накладываемая на лицо человека. На маске может быть изображение человеческого лица, звериной морды, маска может быть головой мифического существа и так далее. Изготавливаются маски из различных материалов.

2. Рассказ педагога об истории возникновения масок

Применение масок началось с древнейших времён у многих племён и народов мира в Африке, Северной и Южной Америке, Азии. Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов и на охоте. Изображали они человеческие лица с разными гримасами, головы животных или мифических существ. Считалось, что использование таких масок поможет на охоте, принесёт удачу.

Так же в древности маски применялись и в ритуалах погребения, они клались на лица умерших. Такой обряд был у многих народов, например в Египетских гробницах фараонов. При захоронении своих правителей, египтяне украшали лица умерших золотыми масками. По таким маскам в наше время учёные изучают, как жили люди в те далёкие времена.

Гораздо позже появились маски театральные, как специальные накладки с вырезом для глаз, надеваемые на лицо актёра.

Например, маски могли изображать страдание, грусть, радость, удивление.

В 16-18 веках театральные маски носили комические персонажи итальянской комедии Дель - Арте. К 18 веку итальянский театр стал так популярен, что маскарадные спектакли переросли в целые праздничные шествия - карнавалы. Карнавалы сохранились в нашей жизни, и по сей день.

Особенно был популярен карнавал в Италии – в городах Риме, Венеции, в Германии, во Франции – в Ницце. Нынче очень популярны карнавалы в Латинской Америке, Испании, Китае.

В России они носили своеобразную национальную форму празднования проводов зимы – Масленица была праздничным карнавальным гуляньем, связанным со сменой времён года. Карнавалы с массовыми гуляньями, уличными шествиями, театрализованными играми, фейерверками остаются популярными и сейчас, особенно в Новогодние и рождественские праздники.

Современные материалы позволяют изготовить действительно неповторимые маски, передать яркие необычные образы плоскостные и объёмные.

В наше время в современном театре маски заменил грим. Театров, где традиционно используются маски, осталось очень мало. Таким исключением является Японский театр Кабуки, где все роли играют мужчины, поэтому, изображая женщин, они выступают в масках.

В современном театре маски используют периодически, например, в новогодних спектаклях.

И в наши дни сохраняется обычай пользоваться масками на праздниках и при совершении ритуалов, например, у коренных народов Севера России и Сибири.

Педагог: А сейчас отгадайте загадку. О каком ярком персонаже идет речь?

Маленький рост,
длинный хвост,
Серая шубка,
острые зубки (Мышь)

Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки. (Мышь)

Кто-то ловко юркнул в норку,
Прихватив от хлеба корку
Знаешь ты ее малыш ,
Это серенькая. (Мышь)

Зёрна в норку собирает.
От котов злых убегает.
Всех пугается малышка,
Эта маленькая… ( Мышка )

Воришка с длинным хвостиком
Ночами ходит в гости к нам.
Таскает из ведёрка
То сыр, то хлеба корку.
Наш кот узнал воришку.
Кого поймал он?… (Мышку)

Дети: О мышке!

Педагог: Конечно же, это мышь. И сегодня мы с вами будем изготавливать новогоднюю маску МЫШКИ

Сегодня я предлагаю изготовить своими руками маску МЫШКИ.

Маски изготавливаются из бумаги или картона, они могут иметь любую форму - круглые, прямоугольные, овальные. Сделать красивые и качественные маски из бумаги своими руками может любой человек, процесс достаточно прост. Для того чтобы изготовить праздничный аксессуар, понадобится бумага, ножницы и несколько элементов для украшения, включая цветную бумагу и краски. Маски из бумаги оформляются по-разному, с использованием красок, фломастеров, бисера и т.д., все зависит от вашей фантазии.

Объяснение практической работы.

Работа с чертежом: обвести чертеж маски мышки с помощью копировальной бумаги и кальки.

4.Самостоятельная работа по изготовлению маски.

5.Игровая пауза.

Кто больше назовет новогодних костюмов;

6.Практическая часть

Раскраска маски (показ образцов) вырезать маску ножницами


Т ехника безопасности с ножницами.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ

Работай ножницами только на своём рабочем месте.

Работай только исправным инструментом.

Ножницы клади кольцами к себе.

Подавай ножницы кольцами вперёд.

Не оставляй ножницы открытыми.

Не играй с ножницами, не подноси к лицу.

Учащиеся:

- Прокалывать предмет необходимо на подкладной доске.

- Прокалывая отверстие, нужно быть осторожным, не применяя излишних усилий, чтоб не соскользнула рука, чтобы не пораниться.

- Нельзя пользоваться неисправным шилом.

7. Игровая пауза

Перед игрой педагог обращает внимание детей на маски, подготовленные для игры:

6.Подведение итога занятия.

Педагог: Молодцы ребята! Сегодня на занятии мне понравилось, как вы работали: организованно, помогая, друг другу. Ваши работы выполнены аккуратно.
- Все ваши маски получились яркие, каждая со своей особенностью.

Педагог отмечает творческие находки учащихся, аккуратность в работе, оригинальное цветовое решение, другие особенности.

- Выставка ваших работ подтверждает мои слова. Думаю, что благодаря этим маскам новогодний праздник для вас действительно станет волшебной, доброй сказкой.

Давайте мы пригласим их к новогодней ёлке на парад карнавальных костюмов.

Педагог: Всем спасибо за работу. До свидания!

Список использованной литературы

Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М., Просвещение, 1980 г.


На уроке происходит формирование представлений о карнавальных масках и полумасках, совершенствование приемов разметки бумаги по шаблону сложной конфигурации, вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание, крепление деталей с помощью ниток и клея.

Матвеева Любовь Викторовна, ГБОУ Зилаирская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Описание разработки

Цель: учить изготавливать плоскую карнавальную полумаску.

Задачи:

Образовательные: формирование представлений о карнавальных масках и полумасках, совершенствование приемов разметки бумаги по шаблону сложной конфигурации, вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание, крепление деталей с помощью ниток и клея.

Коррекционно - развивающие: коррекция и развитие мышления, путем анализа объект с опорой на образец и по вопросам учителя, зрительного восприятия, мелкой моторики кистей рук.

Воспитательные: способствовать воспитанию художественно - эстетического вкуса, аккуратности, умения доводить начатое дело до конца.

Оборудование: полумаски (образцы); шаблоны масок; план работы; технологическая карта; тесьма и украшающие элементы для маски; ножницы, карандаш, клей; инструкции правил безопасной работы с ножницами.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы снова окажемся в творческой мастерской. Прежде чем попасть в мастерскую, нам предстоит совершить небольшое путешествие. В ходе урока мы будем попадать на разные станции, где вас ожидают новые открытия и интересные дела. А на чём нам предстоит путешествовать, отгадайте?

По железному пути,

Может этот молодец,

Весь посёлок увезти. (Поезд. ) Слайд 1.

- Проверяем готовность к уроку. Посмотрите, правильно организованно ваше рабочее место, всё ли готово для работы в творческой мастерской. Отгадайте загадки и покажите, что нам понадобится для работы.

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

Всех листов плотнее он,

Белый и цветной. . . (картон)

Нарисует он картину

Натюрморт или пейзаж

Остроносый, тонкий, длинный,

Чтобы два листа скрепить,

Ты его не пожалей,

Нужно на листок налить

Липкий канцелярский. . . (клей)

Конспект урока для начальных классов на тему Изготовление карнавальной полумаски

- Итак, для работы нам понадобятся картон, клей, ножницы, карандаш, и шаблоны. Все принадлежности надо разложить перед собой так, чтобы ими было удобно пользоваться. Разложите материалы – слева, а рабочие инструменты и шаблон – справа.

- Какие материалы мы положим слева? (бумага, картон).

- Какие инструменты мы положим справа? (ножницы, клей, карандаш).

II. Актуализация опорных знаний.

Повторение правил техники безопасности.

Для изготовления поделки нам понадобятся ножницы.

Ребята мы будем работать с ножницами. У ножниц скверный характер. Если человек берет их в руки для дела что - нибудь отрезать или вырезать или разрезать они ему помогают. Но если с ними баловаться крутить возле носа и совать в рот они очень сердятся и начинают колоть, царапать, резать, доставляя кучу неприятностей. Поэтому с ними надо обращаться осторожно. - Какие правила работы ножницами вы знаете? (дети называют).

- Как держать при работе? (Когда режешь ножницами, направлять их надо концами от себя. При разрезании не подставляй под лезвия ножниц другую руку. Не держи ножницы концами вверх. Работай ножницами только на своем рабочем месте. ).

- Как надо передавать ножницы? (Подавай ножницы кольцами вперед. ).

- Для изготовления поделки нам понадобится и клей - карандаш. Проверим, как вы знаете правила техники безопасности при работе с клеем.

- Излишки клея убирай салфеткой, осторожно прижимая.

- - Нельзя пробовать клей на вкус, при попадании клея на кожу рук, лица, особенно глаза надо немедленно промыть их большим количеством воды.

- При работе с клеем – карандашом не оставляй открытым после работы.

- Когда закончил работу, руки тщательно вымой с мылом.

Если человек, работая с клеем, спешит, старается сделать все побыстрее, кое - как, то работа получается не аккуратная и не красивая.

– Ребята, какой сейчас месяц?

- А декабрь – это начало, какого времени года?

- Зимой мы все и взрослые, и дети с нетерпением ждем самый веселый, самый любимый праздник в году. Какой?

- Приближается Новый год. Это самый старинный праздник на нашей планете. Люди всегда стараются украсить свой дом к Новому году, придумывают что - то необычное, сами создают интересные украшения и поделки.

- У нас в школе пройдет новогодний карнавал – маскарад. Вы готовитесь к нему?

– На карнавале, что надевают на лицо?

- Маска - это специальная накладка, с каким - либо изображением (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды, бабочки) надеваемое на лицо человека.

- Впервые маски начали применять в глубокой древности на охоте, при совершении обрядов. Позднее маски вошли в употребление в театре. Без маски нельзя представить народных гуляний и новогодних праздников.

- Маски могут закрывать все лицо или только ее верхнюю часть. Такие маски называются ПОЛУМАСКАМИ.

- Полумаски изготавливаются из разных материалов. Посмотрите на образцы.

- Из каких материалов они сделаны? (плотной бумаги, тонкого картона, ткани).

- А чем украшают полумаски? (кружевом, перьями, тесьмой, блестками и многим другим).

- Как вы думаете, что мы будем изготавливать сегодня на уроке и из чего?

- Тема нашего урока: изготовление карнавальной полумаски. Карнавальную полумаску нужно сделать аккуратно, красиво, ведь в этой маске вы, если захотите, пойдете на новогодний праздник.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Урок трудового обучения в 3-м классе VIII вида.

Тема: Изготовление плоской карнавальной полумаски.

Цель: учить изготавливать плоскую карнавальную полумаску.

Образовательные: формирование представлений о карнавальных масках и полумасках, совершенствование приемов разметки бумаги по шаблону сложной конфигурации, вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание, крепление деталей с помощью ниток и клея.

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие мышления, путем анализа объект с опорой на образец и по вопросам учителя, зрительного восприятия, мелкой моторики кистей рук.

Воспитательные: способствовать воспитанию художественно- эстетического вкуса, аккуратности, умения доводить начатое дело до конца.

Оборудование: полумаски (образцы); шаблоны масок; план работы; технологическая карта; тесьма и украшающие элементы для маски; ножницы, карандаш, клей; инструкции правил безопасной работы с ножницами.

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы снова окажемся в творческой мастерской. Прежде чем попасть в мастерскую, нам предстоит совершить небольшое путешествие. В ходе урока мы будем попадать на разные станции, где вас ожидают новые открытия и интересные дела. А на чём нам предстоит путешествовать, отгадайте?

Далеко-далеко,
По железному пути,
Может этот молодец,
Весь посёлок увезти. (Поезд.) Слайд 1.

- Проверяем готовность к уроку. Посмотрите, правильно организованно ваше рабочее место, всё ли готово для работы в творческой мастерской. Отгадайте загадки и покажите, что нам понадобится для работы.

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

Всех листов плотнее он,

Белый и цветной. (картон)

Нарисует он картину
Натюрморт или пейзаж
Остроносый, тонкий, длинный,
Деревянный.. (карандаш)

Чтобы два листа скрепить,

Ты его не пожалей,

Нужно на листок налить

Липкий канцелярский. (клей)

- Итак, для работы нам понадобятся картон, клей, ножницы, карандаш, и шаблоны. Все принадлежности надо разложить перед собой так, чтобы ими было удобно пользоваться. Разложите материалы – слева, а рабочие инструменты и шаблон – справа.

- Какие материалы мы положим слева? (бумага, картон).

- Какие инструменты мы положим справа? (ножницы, клей, карандаш).

II. Актуализация опорных знаний.

Повторение правил техники безопасности.

Для изготовления поделки нам понадобятся ножницы.

Ребята мы будем работать с ножницами. У ножниц скверный характер. Если человек берет их в руки для дела что-нибудь отрезать или вырезать или разрезать они ему помогают. Но если с ними баловаться крутить возле носа и совать в рот они очень сердятся и начинают колоть, царапать, резать, доставляя кучу неприятностей. Поэтому с ними надо обращаться осторожно. - Какие правила работы ножницами вы знаете? (дети называют).

- Как держать при работе? (Когда режешь ножницами, направлять их надо концами от себя. При разрезании не подставляй под лезвия ножниц другую руку. Не держи ножницы концами вверх. Работай ножницами только на своем рабочем месте.).

- Как надо передавать ножницы? (Подавай ножницы кольцами вперед.).

-Для изготовления поделки нам понадобится и клей-карандаш. Проверим, как вы знаете правила техники безопасности при работе с клеем.

- Излишки клея убирай салфеткой, осторожно прижимая.

-- Нельзя пробовать клей на вкус, при попадании клея на кожу рук, лица, особенно глаза надо немедленно промыть их большим количеством воды.

- При работе с клеем – карандашом не оставляй открытым после работы.

- Когда закончил работу, руки тщательно вымой с мылом.

Если человек, работая с клеем, спешит, старается сделать все побыстрее, кое -как, то работа получается не аккуратная и не красивая.

– Ребята, какой сейчас месяц?

- А декабрь – это начало, какого времени года?

- Зимой мы все и взрослые, и дети с нетерпением ждем самый веселый, самый любимый праздник в году. Какой?

- Приближается Новый год. Это самый старинный праздник на нашей планете. Люди всегда стараются украсить свой дом к Новому году, придумывают что-то необычное, сами создают интересные украшения и поделки.

- У нас в школе пройдет новогодний карнавал – маскарад. Вы готовитесь к нему?

– На карнавале, что надевают на лицо?

- Маска - это специальная накладка, с каким-либо изображением (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды, бабочки) надеваемое на лицо человека.

- Впервые маски начали применять в глубокой древности на охоте, при совершении обрядов. Позднее маски вошли в употребление в театре. Без маски нельзя представить народных гуляний и новогодних праздников.

- Маски могут закрывать все лицо или только ее верхнюю часть. Такие маски называются ПОЛУМАСКАМИ.

- Полумаски изготавливаются из разных материалов. Посмотрите на образцы.

- Из каких материалов они сделаны? (плотной бумаги, тонкого картона, ткани).

- А чем украшают полумаски? (кружевом, перьями, тесьмой, блестками и многим другим).

- Как вы думаете, что мы будем изготавливать сегодня на уроке и из чего?

- Тема нашего урока: изготовление карнавальной полумаски. Карнавальную полумаску нужно сделать аккуратно, красиво, ведь в этой маске вы, если захотите, пойдете на новогодний праздник.

VI. Основная часть.

Анализ образца.

- Посмотрите на полумаску.

- Из какого материала она сделана? (Полумаска выполнена из картона).

– Что приклеено на концах уголков маски?

- Для чего? (Приклеена тесьма, для того, чтобы завязать вокруг головы).

– Чем украшена полумаска? (Полумаска украшена звездочками, кругами, волнистыми линиями из фольги и цветной бумаги).

5. Планирование предстоящих трудовых действий по изготовлению изделия, приемы работы, условия выполнения.

Работа с учебником.

– Давайте рассмотрим, план работы изготовления карнавальной полумаски на с.60. Определим план действий.

– С чего начнем нашу работу?

(показ первого этапа работы)

– Затем, что будем делать?

– Потом к чему приступим?

– И, наконец, последний этап работы, какой?

1. Согнуть картон пополам.

2. Разметить полумаску на бумаге. Обвести шаблон простым карандашом.

3. Вырезать полумаску и раскрыть ее.

4. Приклеить к полумаске ленточки.

- Чтобы работа получилась, нужно чтобы:

1. Деталь полумаски была вырезана точно по контуру, без надрезов.

2. Прочно и правильно приклеена тесьма.

3.Аккуратно приклеено украшение. Следов клея нет.

- Ребята, давайте еще раз повторим, в какой последовательности будем выполнять поделку? Слайд 6

Учащиеся комментируют каждый шаг выполнения работы с опорой на таблицу.

Пальчиковая гимнастика.

IV. Практическая часть.

Самостоятельная практическая деятельность учащихся.

– Мы с вами составили план работы по изготовлению полумаски. В учебниках у вас есть план работы. Приступаем к работе, соблюдая технику безопасной работы с ножницами и клеем, соблюдая правила рабочего человека и не забывайте об условиях выполнения работы.

Учитель контролирует работу, постоянно следит за тем, чтобы учащиеся соблюдали т.б. во время работы. Слабым учащимся - индивидуальная помощь.

Во время практической работы учитель задает вопросы.

– Расскажи, какой этап работы сейчас выполняешь.

– Что потом надо сделать?

- Прежде чем приступить к оформлению полумаски, помощник Деда Мороза Снеговик приготовил для вас подвижную физкультминутку.

- А теперь можно проявить фантазию и украсить свою полумаску.

V. Оценка качества изделия.

- И так мы с вами закончили работу. Какие разные, интересные маски получились у вас. Давайте оценим работы друг друга. У кого получилось лучше всех? А кто нашел свою ошибку?

- Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа …. (Учитель даёт оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось).

V. Подведение итогов.

– Какое изделие вы выполняли на уроке? - Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? - Расскажите, как вы работали над изделием? Что делали вначале? Что потом? И т. д. - Что ещё можно изготовить из картона?

К встрече праздника Нового года вы подготовились. И все это, ребята, благодаря умелым рукам, старанию и большому желанию.

Читайте также: