Різноманітність плодів конспект уроку

Обновлено: 02.07.2024

Методы, приемы работы на уроке: Словесный, наглядный, частично-поисковый, организация самостоятельной учебной деятельности, поисковая работа с учебником, постановка проблемы, выдвижение гипотез и их обсуждение.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация; плоды, корнеплоды растений; рабочие листы для каждого ученика; раздаточный материал для рефлексии.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, проблемного обучения, технология сотрудничества, групповые технологии, развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии.

Предметные результаты:

1. Формировать умение определять основные органы растений (плод).

2. Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: плод.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умения п ланировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Познавательные УУД

1. Сформировать умения а нализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Сформировать умение с троить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

1.Организационный момент (приветствие детей, психологический настрой, мотивация к учебной деятельности) – 1-2 мин.

Доброе утро. Присаживайтесь. Все мы с вами все разные, но чем- то похожи. Проверим?

  1. Кто любит фрукты? (поднимите правую руку)
  2. У кого дома есть домашние животные? (поднимите левую руку)
  3. Кто любит свою семью? (хлопните в ладоши)
  4. У кого есть друзья? (улыбнитесь)

Теперь мы больше знаем друг друга, а значит, мы одна команда и будем работать вместе, и дух партнерства поможет нам в этом.

Повернитесь друг к другу, поприветствуйте друг друга и наших гостей, улыбнитесь. Ведь Улыбка — залог хорошего настроения, так мы дарим друг другу здоровье и радость.

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Удачной, вам работы!

Недавно у нас был самый красивый урок во всем школьном курсе. О чем мы говорили? (о цветах)

2. Целеполагание 1-2 минуты

А сегодня у нас сегодня с вами самый вкусный урок, чтобы определить тему урока послушайте чудесное стихотворение Николая Рыленкова

Цветок всю ночь готовит мед–
Пчелу сластену в гости ждет
Бери мол, но, как другу,
Мне окажи услугу,
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу…
Пчела несет ее, и вот –
Цветок увял и зреет ……
Учитель: Что зреет? (плод)

Учитель: Это и есть тема нашего урока , давайте запишем Плод, разнообразие и значение плодов.

Ребята, какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке? (учащиеся высказывают предположения: узнать, что такое плод; какое он имеет строение; какое значение имеют плоды и т.д.) Спасибо!

Учитель: Ребята, а как вы предлагаете достичь этих целей? Что для этого вам нужно делать? Посмотрите на свои столы (рассмотреть, исследовать плоды, научиться определять виды плодов) Спасибо, ребята!

Учитель: Ребята, чтобы решить данные задачи, я предлагаю вам сегодня выступить в роли исследователей.

Проводить исследования мы будем в 3 группах.

На каждом этапе работы вы сможете набрать определённое количество баллов, которые внесете в оценочный лист. В конце урока баллы переведёте в оценку за урок.

3. Проблемная ситуация и актуализация знаний (5 минуты)

Скажите, пожалуйста, в какой период жизни у растений появляются плоды? На экране термины, необходимо правильно расположить. ( После цветения, опыления и оплодотворения )

(оцените свою работу 1 балл — нет ошибок)

Так что такое плод? (ответы детей: Плод важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся из цветка после опыления и оплодотворения).

Один из сказочных героев Незнайка из Цветочного города прислал нам посылку с плодами. Давайте отгадаем загадки и посмотрим, что за плоды прислал нам Незнайка.

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)

Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет.
(Морковь)

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)

Кругла, рассыпчата, бела,
на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко,
ведь, правда, вкусная ……..
(Картошка)

Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала… (груша)

Над землёй зелёная трава ,
Под землёй алая голова . ( свекла)
Красный, лакомый синьор.
В огороде Сочный (Помидор)

Ой, ребята, кажется Незнайка, как всегда он все перепутал. Как вы думаете, что нельзя назвать плодом? (1 мин- обсуждение в группе)

Клубень картофеля, – это видоизменённый побег. Наличие глазков – почек, междоузлие. Внутреннее строение как у стебля. Луковица — видоизмененный подземный укороченный побег, стеблевая часть представлена донцем, от которого отходят сочные листья.

Морковь и свекла – это видоизменения корней — корнеплоды, где в запас откладываются питательные вещества.

Молодцы. Оцените свою работу, за каждую найденную ошибку по одному баллу, максимально- 4 балла)

Решение учебной задачи – 12 минут

А чем является остальное содержимое посылки? (Плодами). Докажите. А какое строение имеют плоды и как называются эти плоды, можем мы ответить на данный вопрос? Что нам для этого необходимо сделать? (найти Ответ в учебнике и дополнительных источниках).

На странице 66 найдите ответ на вопрос: Какое строение имеет плод, впишите ответ в схему в рабочем листе

Ответы детей: Плод образуется из цветка после опыления и оплодотворения.

Плод состоит из околоплодника и семян.

Околоплодник – это наружная часть плода. (разросшиеся и видоизмененные стенки завязи). В образовании околоплодника нередко участвуют основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Оцените свою работу, все верно — один балл )

Сейчас давайте обратимся к плодам, которые находятся у вас на столах.

Возьмите шпажки и попробуйте проколоть аккуратно каждый плод. Соблюдаем правила безопасности.

Все ли плоды удалось проколоть? (нет)

Почему? (оболочка плода жёсткая)

Какие изменения произошли с плодами? После того, как вы их прокололи? (из некоторых плодов вытекает сок)

Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (сочные)

А как назовём плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)

В рабочем листе заполните схему.

Разрежьте плод винограда, яблока и расщелкните семечку. А чем ещё отличаются плоды? Что вы можете сказать, на какие группы можно разделить семена? (по количеству семян на односемянные и многосемянные))

— Ребята представьте, что вы в яблоневом саду, давайте дружно встанем и попробуем сорвать угоститься яблочком с дерева.

Мы за веткой потянулись
Плод сорвали и прогнулись
Ровно встали, подтянулись
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись

— Садитесь, Давайте продолжим нашу работу.
В околоплоднике выделяют 3 Слоя околоплодника: внеплодник, межплодник и внутриплодник.

Межплодник выглядит по- разному. Он может быть основной частью плода или тонким слоем. Сочная мякоть плодов персика, вишни, абрикоса образована средним слоем околоплодника. А у апельсина, мандарина межплодник белый, рыхлый, волокнистый — пленка, которую мы снимаем.

Внутриплодник различается как по толщине, так и по сочности. Внутриплодник плодов сливы, персика и абрикоса – твердая косточка, окружающая семя.

Разнообразие плодов очень велико. У каждого плода есть свои названия, давайте с ними познакомимся. Каждая группа получает набор муляжей и натуральных объектов. Пользуясь рисунком 80 в учебнике на стр 67, пользуясь раздаточным материалом, определить в группе тип плода, заполнить таблицу и представить результаты работы.

1 группа на тарелочке : арахис (боб), растение капусты (стручок), лотос (коробочка), лещина (орех), желудь

2 группа на тарелочке : подсолнечник (семянка), пшеница (зерновка), абрикос (костянка),помидор (ягода), многокостянка

3 группа на тарелочке : яблоко, тыква (тыквина), клубника (фрага (земляничина), апельсин (гесперидий (померанец)

Сухие многосеменные плоды

удлиненный плод, раскрывающийся от верхушки к месту прикрепления, с семенами, прикреплёнными к створкам (горох, фасоль).

Горох, фасоль, чечевица, вика

удлиненный плод, раскрывающийся двумя створками, имеющий внутри перегородку на которой располагаются семена (редис, сурепка).

Капуста, редис, горчица, пастушья сумка

Плод, вскрывающийся крышечкой, отверстиями или распадающийся на части.

Мак, тюльпан, дурман, белена, лен.

Сухие односеменные плоды

Невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником

Лещина, липа, гравилат, лотос

— плод с кожистым околоплодником, погруженным в крышечку – плюску

Сухие односеменные плоды

Невскрывающийся одногнездный плод с кожистым околоплодником, часто имеющий различные наросты

Подсолнечник, одуванчик, череда, василек.

– Невскрывающийся плод, с пленчатым околоплодником, близко прилегающим к семенной кожуре, сросшийся с семенем

Пшеница, рожь, рис, ячмень, кукуруза.

Сочные односеменные плоды

Плод с твердым деревянистым внутриплодником, сочным околоплодником и пленчатым окрашенным внеплодником. односемянный плод с сочным околоплодником, в центре находится одно семя (косточка)

Вишня, яблоко, слива, персик, калина, манго

Сочные моносеменные плоды

Сборный плод. Образуется из цветков, имеющих большое количество пестиков. Представляет собой сросшиеся между собой маленькие костянки

Малина, ежевика, костяника, морошка.

— многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей.

Семена погружены в сочную мякоть околоплодника

Смородина, виноград, картофель, томат.

Яблоко (яблочко)

многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей, семена лежат в плёнчатых сухих камерах. Кроме завязи в образовании плода участвуют и другие части цветка.

Яблоня, груша, рябина, боярышник.

– многосемянный плод , семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый Кроме завязи в образовании плода участвует цветоложе

Огурец, тыква, дыня, кабачок, арбуз

Многоорешек с разросшимися при созревании мясистым цветоложем.

Померанец или гесперидий

– ягодовидный плод у цитрусовых Многогнездный плод, состоящий из трех слоев: флаведо, альбедо и пульпы.

Апельсин, мандарин, лимон.

Представление работы групп . Построение проекта выхода из затруднения. – 6 минут Все на местах в рабочих листках заполняют таблицу.

1 группа на тарелочке : арахис (боб), растение капусты (стручок), лотос (коробочка), лещина (орех), желудь плод с кожистым околоплодником, погруженным в крышечку – плюску

2 группа на тарелочке : подсолнечник (семянка), пшеница (зерновка), абрикос (костянка),помидор (ягода), малина ( многокостянка)?

3 группа на тарелочке : яблоко, тыква (тыквина), клубника (фрага (земляничина), апельсин (гесперидий (померанец)

Оцените свою работу, 4 балла

Закрепление, тренировка отработанного способа действия – 7-9 минут

Тема плоды включена в вопросы ОГЭ по биологии. Задание 29

Я предлагаю вам прочитать текст и каждой группе найти ответ на свой вопрос.

1) Как называется плод кокосовой пальмы?
2) Какое значение имеют плоды кокосовой пальмы (как используют?)
3) Что позволяет кокосовой пальме расселяться?

КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА

Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.

Ствол кокосовой пальмы достигает 20–25 м в высоту и до 0,5 м в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5 м и ширины до 1,5 м. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая.

1) Как называется плод кокосовой пальмы? Ответ: Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг.

3) Что позволяет кокосовой пальме расселяться?

Ответ: Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами . Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.

В рабочем листке поставьте 1 балл за верно выполненное задание

Вспомните, как еще могут распространяться плоды и семена.

(Животными, ветром, водой, людьми, самораспространением).

Укажите рисунок, на котором изображён плод ягода. Укажите рисунок, на котором изображён сухой многосемянной плод.

Какое значение имеют плоды? В учебнике страница 89, прочитайте пункт значение плодов

(Ответы детей: плоды обеспечивают развитие, созревание семян – основная функция семян, участие в расселении растений.

Высококалорийный продукт питания всему животному миру

Человек использует плоды и семена в пищу, на корм скоту, в медицине, промышленности)

Включение нового в систему знаний и повторение– 7-8 минут

Учитель: Так же как и Цветы, плоды вдохновляли художников, поэтов, на создание великих произведений. Какие стихотворения о плодах вы знаете? Найти биологические ошибки

Сергей Есенин

И на рябине есть цветы,
Цветы — предшественники ягод,
Они на землю градом лягут,
Багрец свергая с высоты.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Василий Никитович Морозов наш земляк в стихотворении Свиристель

Прилетели свиристели и уселись на плетень
На рябине ягод ярких
Столько, что не перечесть.
Тут черемуха с бояркой,
И калина тоже есть.
Знаем мы лесные тропки…
Знаем мы лесные тропки,
Я назвать их все готов:
Вот одна к вершине сопки
Вьется змейкой меж кустов.
А другая – к землянике,
Третья – к ягоде бруснике,

Летний лес, а в нем гляди-ка,
Стала спелой земляника.
Рядом с ягодой хожу, но ее не нахожу
Я под каждый куст гляжу.
Землянику нахожу:
Спелую, росистую,
Сладкую, душистую.

Многих художников фрукты вдохновляли на создание произведений.

От картин великих русских живописцев:

Константин Алексеевич Коровин создал более двадцати произведений, посвященных розам, много работ посвящено плодам.

До работ современных художников

Ученики школы, посещающие школу искусств, создают свои шедевры.

А какие сказки связаны с растениями и их плодами? Как называются эти плоды?

  • Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.
  • Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь) ; “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница) .
  • Плод стручок – “Мужик и медведь” (река) .
  • Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква) .
  • Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка) .

Рефлексия — 2 минуты

Скоро праздник Новый год. Обязательно на новогоднем столе присутствуют фрукты, давайте наполним фруктами корзинку на доске

Желтая груша – Я все хорошо понял, мне было интересно! Цель достигнута!

Зеленое яблоко — Тему усвоил! Она мне пригодится в жизни! Полезно!

Красное яблоко – Мне не все удалось, я могу лучше! Мне надо больше стараться!

Ребята, вы замечательно работали на уроке.

Молодцы! Вы показали хорошие знания.

Наше исследование приближается к концу.

Домашнее задание – 1 минута: Параграф §12;

Подведение итогов урока – 2 -3минуты

Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца.

Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. И я хочу вам преподнести витамины в виде мандарин.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока поможет детям узнать больше информации о плодах и их классификации.

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Цель: ознакомление с видами плодов и со способами распространения плодов и семян.

Развивающие задачи:

развивать навыки самостоятельной работы

продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, обобщать, делать выводы

учить объективно оценивать свои знания.

Образовательные задачи:

создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний

познакомить с факторами, способствующими распространению плодов и семян

научить определять способ распространения плодов и семян по их внешнему виду

научить выявлять черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения

Воспитательные задачи:

воспитывать культуру общения и ответственность за результат своего труда.

Планируемый результат:

1.Предметный результат – знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; познать роль плодов в природе и хозяйственной деятельности человека.

2.Личностный результат – воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, формирование культуры общения, коммуникативных качеств.

3.Метапредметный результат – формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.

Задачи формирования УУД:

Познавательные УУД:

- умение формулировать тему и проблему урока;

- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД:

- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;

- развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

- осуществлять совместную познавательную деятельность в группах;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников;

- Регулятивные УУД:

- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

- умение оценивать свои учебные действия;

Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в группах, проблемный, практический.
Оборудование:

таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, “Способы распространения плодов и семян”

натуральные объекты: кочан капусты, корнеплод моркови, клубень картофеля, плоды: апельсина, томата, огурца

коллекции плодов и семян (череда, клюква, клен, дуб, овес, бобы)

инструктивные карточки для работы в группах

ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, видеофрагменты.

Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Мы продолжаем с вами изучить органы растения.

Что такое орган? На какие группы делятся органы? Какие генеративные органы вам известны?

Цветок, плод, семя.

Учитель. Молодцы! А сейчас я предлагаю собрать модель цветка.

Выходят от каждого ряда по 1 ученику и собирают модель цветка. Первый справившийся с заданием остается у доски и называет части цветка, указывая значение.

Ребята помогите мне разгадать загадку. Для этого

Обведите выделенные буквы правильных суждений:

П.Опыление - это перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика.

А.Главная часть цветка - яркий околоцветник, привлекающий опылителей.

Л.Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца.

О. Пестик - женский половой орган, а тычинки - мужской.

Е. Цветковое растение состоит из корней, стеблей, листьев.

У. Двойным оплодотворением у цветковых растений называют слияние яйцеклетки сначала с одним, а затем с другим спермием.

П. Ветроопыляемые растения обычно растут поодиночке.

Я. По сравнению с пыльцой насекомоопыляемых растений пыльца ветроопыляемых крупнее.

Д. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш семени.

И. Тычинки и пестик бывают в каждом цветке.

Какое слово у вас получилась? Плод. Правильно.

2. Актуализация знаний.

Ребята! А где образуется плод у растения? (в завязи пестика).

А сейчас поиграем в волшебную корзинку.

- Я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзине, ваша задача назвать орган и растение к которому он принадлежит.

- Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом? (плоды).

- А все ли перечисленные предметы являются плодами?

(нет кочан капусты, морковь и свекла плодами не являются).

Узнаем об этом в ходе нашего интересного общения на уроке. Давайте настроимся на поиск и творчество.

Я предлагаю на уроке всем активно поработать и получить максимум знаний.

3. Погружение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и значимой как для растений, так и для нас темой – Строение, значение и классификация плодов.

А для чего человеку надо знать всё о плодах? Каково значение плодов в жизни человека?

1. Употребляет в пищу.
2. Сырьё для промышленности (хлопчатник, подсолнечник и т.д.)
3. В медицине (источник витаминов и лекарственных веществ, например, шиповник, малина, черника и т.д.);
4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и размножения растений.

Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать плоды, чтобы знать, как их использовать.

- А чтобы вы хотели бы узнать ещё о плодах на сегодняшнем уроке?

Это и будет нашей целью урока.

1 группа получает задание: найти материал о строении плода

2 группа: какие функции выполняют плоды

3 группа: классификация плодов

4 группа: какие способы распространения плодов и семян существуют

Модельные ответы:

Вывод 1: Строение плода. Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник- разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Вывод 2: Функции плода. Важнейшие функции плода- защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян, которые созревают и развиваются за счет плода.

Вывод 3: По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.

Вывод 4: Способы распространения семян: саморазбрасыванием, ветром, животными, человеком, водой.

Лабораторная работа. Работа в группах.

Учитель: “Практика – лучший учитель”- говорил блестящий древнеримский оратор и философ Цицерон, поэтому знания вы получите самостоятельно, выполняете задания лабораторной работы по инструктивной карточке. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.

Инструктивная карточка

Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.

Впишите названия исследуемых растений в таблицу и составьте характеристику их плодов.

Укажите название плода растений.

Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян исследуемых растений.

Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных растений, впишите эти способы в таблицу.

Сведения занесите в таблицу.

Приспособления к распространению

Сочный или сухой

Односемянный или многосемянный

Сформулируйте вывод о способах распространения в природе плодов и семян.

Вывод: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).

4. Закрепление

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру "Яблоко раздора": ваша задача высказать свое мнение на каждый вопрос и из всех мнений выбрать наиболее верное.

1.Относят ли клубни картофеля и корнеплод моркови к плодам. Почему?

2. Сухими плодами считают зерновку, семянку, орех, желудь, все они имеют одну особенность. Какую?

Ответ (Все они раскрываются и внутри имеют одно семя)

3. Зерновка, семянка это сухие плоды и имеют внутри одно семя, а бывают ли сухие плоды многосемянные? Если да, приведите примеры.

(Ответ. Да бывают. Пример: стручок, боб, коробочка и семянка.)

4. Чем плод костянка отличается от плода семянки? (Ответ)

5. У смородины, крыжовника, винограда и томата плоды одного типа Как называется такой плод и почему мы в быту томат так не называем?

(- Ответ: У томата плод ягода, но томат в быту мы относим к овощам, а не к ягодам)

6.Почему плоды такие разные?

( Все особенности строения плодов связаны с условиями окружающей среды в которой живут растения, со способом их распространения)

7. А вот плоды земляники сочные мы их называем ягода. Верно ли такое название ?

(- Ответ: Нет, не верно. Правильно плод земляники называется многоорешком).

8. Плод у яблони ложный называется яблоком, так мы называем его и быту. А вот ботаники яблоком называют плоды груши, рябины. Как вы думаете, правильно ли это?.

( Ответ: Да правильно. Внутри сочного околоплодника находятся многочисленные семечки)

9. Правильно ли утверждение что горошинки- это плоды растения гороха посевного?

10. Арбуз, дыня, огурец, - к какому типу плодов вы их отнесете?

Ребята. При подготовке к уроку у меня возникла проблема. На одном из слайдов презентации ВИРУС частично повредил текст. Помогите восстановить его. Верные ответы напишите на листочках.

После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется . он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … .

Плоды и семена несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животным и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад

5. Рефлексия.

Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.

Ця розробка призначена для відкритого уроку в 6 класі. Насичена відеоматеріалами, слайдами, практикою, віршами. На учнів можна одягти газетні шапки, щоб діти насправді відчували себе в гармонії з природою.

Тип уроку: комбінований.

Мета:

а) навчальна: ознайомитися із способами розповсюдження плодів і насіння, із різними пристосуваннями, що виникли в ході еволюції до розповсюдження, біологічним значенням пристосувань і саме розповсюдження;

б) розвивальна: розвивати учбові вміння працювати із живими об'єктами, визначати причинно-наслідкові зв'язки, робити висновки;

в) виховна: виховувати бережливе відношення до живої природи, формувати комунікативні вміння співпрацювати у групах.

Обладнання: проектор, презентації, відео, кошики, газетні шапки, натуральні плоди і насіння різних рослин, таблиці і ілюстрації, лупи, вивіски для команд, маркери, інструктивні картки для команд.

Начало:

У вас на столах лежат газетные панамы путешественников. Думаю, что наша совместная работа будет полезной, плодотворной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на активную работу и начнем наш урок.

Самые совершенные растения на Земле, как известно, это Семенные, или Цветковые растения. Потому, что у них появился цветок - самый совершенный орган полового размножения, даже оплодотворение у них двойное, чтобы обеспечить зародыш питательными веществами, их органы-корни, листья, стебли, цветки могут видоизменяться, чтобы приспособиться к разным условиям обитания. А ещё они господствуют на Земле во многом и потому, что имеют разнообразные плоды и разные способы распространения плодов и семян.

И сегодняшний урок посвящён способам распространения плодов и семян.

-Запишем тему урока….

Проблемный вопрос:

-Что произойдет, если все семена упадут возле материнского растения и прорастут?

( Ответ: Чем дальше от материнского растения вырастет дочернее растение, тем меньше они между собой будут конкурировать за ресурсы. Например, если молодая поросль деревьев появляется под материнским деревом, то она скорее всего погибнет из-за недостатка солнечного света ).

-Как решает эту проблему природа?

( Ответ: Растениям было важно выработать приспособление для эффективного распространения семян. И этим приспособлением у покрытосеменных оказался плод. Он к тому же ещё и защищает семена. Таким образом, говоря о распространении семян покрытосеменных, можно иметь в виду распространение их плодов).

Поскольку плоды распространяются разными способами, то и выглядят они по - разному. У каждого вида цветкового растения плод отличается своими особенностями. На предыдущем уроке мы ознакомились с разновидностями плодов у Цветковых растений.

Итак, проверим, как вы усвоили знания о типах плодов.

Проверка Д/з:

- Плоды являются конечным этапом развития цветка, как генеративного органа. По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод-это “зрелый цветок”. На нашей планете огромное разнообразие плодов и они являются результатом длительной эволюции.

-Давайте вспомним, на какие группы делят плоды - как их классифицируют?

( Ответ: по строению околоплодника - сухие и сочные; по кол-ву семян - много- и односемянные; сухие делятся на вскрывающиеся и невскрывающиеся)

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили виды плодов. Работать вы будете в группе (команде). Перед вами корзины с плодами. Вам нужно рассортировать их на сочные и сухие ( I группа), на односемянные и многосемянные ( II группа), на вскрывающиеся и невскрывающиеся ( III группа). Время 1 минута.

- По представителю от группы по очереди выходят к доске и показывают свою работу. Учащиеся из других групп могут исправлять ошибки.

-У каждого из вас лежит лист самооценивания, куда каждый ставит себе плюс за участие в работе на уроке.

Игра с классом по сказкам (со слайдопрезентацией):

- Ребята, а какие сказки связанные с плодами вы знаете?

- Вот и повторили Д/з, а теперь пора получать новые знания о плодах и семенах.

Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена часто оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им в этом помогает? Выясним сегодня на уроке.

- Как распространяются плоды с семенами?

Существуют четыре основных способа распространения плодов. Это распространение с помощью 1) животных (в том числе птиц и человека), 2) ветра, 3) воды, 4) саморазбрасывания. Бывает, что в природе плоды одного и того же растения распространяются несколькими способами, однако приспособлены они в основном все-таки к одному.

(Уч-ся переписывают схему с доски).

Рассмотрим эти способы подробнее.

Карина Щукина

В крошке-семечке подсолнух
Высоченный заключён.

Так задумано в природе:
Где бутоны — там весна.
Лето все в цветах приходит,
Осень — копит семена.

А зимой природа дремлет,
И когда весна придет,
Семена ложатся в землю.
Пустят корни и — вперёд.
Прорастут, цветы раскроют.
Запахов земля полна!
А внутри цветов душистых
Подрастают семена.
Много семечек-детишек!
Все рассеются вокруг!
Урожайной осень вышла,
Закрутился новый круг.
Что, пушинки и крупинки
И крючки тебе смешны?
- В них растенья-невидимки.
Не будите до весны!
Ранджелович С.

Это — с носиком пушинки,
Это — горсточка зерна.
Тут — горошек, там — крупинки.
Что же это? - Семена.
- А зачем мы их набрали?
Не красивы, не вкусны.
Только место занимают!
- Подождём-ка до весны.
Вот из этой вот пушинки
Тёплой раннею весной
Вырастает одуванчик -
Мягкий шарик золотой.
Из смешных сухих крючочков -
Рыженькие ноготки.
Из крупинок круглых — маки,
А из зёрен — колоски.
Кто-то раньше, кто-то позже -
Каждый точно прорастёт.
В землю, вниз протянет корень,
Листья — к солнцу, вверх, вперёд!

Способы распространения плодов и семян:

  1. Распространение саморазбрасыванием :

При этом способе распространения плод устроен так, что вскрываясь при созревании, он сам обеспечивает разброс семян. В одних случаях для этого используется ветер, и тогда семена мелкие, как у мака. В других — семена из плода выталкиваются с силой. С помощью ветра разбрасываются семена, заключенные в плод коробочку. Созрев, коробочка вскрывается щелями, дырочками и на ветру колышется, а из нее в разные стороны высыпаются семена (мак). Можно конечно сказать, что это распространение с помощью ветра, а не саморазбрасывание. Однако ветер лишь перемещает семена, а не плод. Сам плод — коробочка - остается на растении, и именно он приспособлен для саморазбрасывания.

Другим примером саморазбрасывания является плод боб. При созревании створки боба высыхают, скручиваются в разные стороны, плод растрескивается по шву, и семена разбрасываются, иногда с силой ( фасоль, горох, акация ). Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов жёлтой акации можно услышать лёгкое потрескивание – это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания.

А у таких растений, как каштан и дуб плоды отскакивают при падении.

Саморазбрасывание следует считать самым не эффективным способом распространения семян, так как далеко от родительского растения они не отлетают.

а) Бешеный огурец : в Крыму и на Кавказе можно встретить сорное растение бешеный огурец. При отделении зрелого плода от плодоножки в месте отрыва образуется отверстие, через которое выбрасывается смесь из клейкого сока и семян. Это вызвано тем, что содержимое плода находится под давлением 6 атм. Слизь прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами. Дальность стрельбы бешеного огурца исключительно высока: 12 м – обычное дело. А скорость полета семян достигает почти 10 м/с! Если плод случайно сбивается проходящим мимо животным, то семена вместе со слизью попадают на его шерсть, прилипают, а когда подсохнут, постепенно отпадают (т.е. в этом случае возможно комбинированное распространение семян).

(Просмотр видеоролика о бешенном огурце).

б) Недотрога обыкновенная : плод недотроги - 5-тистворчатая длинная зелёного цвета многосемянная коробочка. Когда семена созревают, слой крупных клеток, находящихся непосредственно под кожицей, сильно набухает и оказывается в напряженном состоянии и если притронуться к стручку в процессе созревания, то он начнет растрескиваться, створки закручиваются и семена с силой выстреливают.

(Просмотр видеоролика про недотрогу).

в) Некоторые самораспространяющиеся растения умеют не только стрелять, но и ползать. Их щетинки способны поглощать водяной пар из атмосферного воздуха. В результате этого щетинки изменяют свою форму и, отталкиваясь от земли, передвигают семя на некоторое расстояние. Щетинки то высыхают, то набухают вновь, и семена могут отодвинуться от родительского растения на довольно большое расстояние. Так распространяются, например, семена ковыля и овса.

(Просмотр видеоролика про ковыль).

  1. Распространение плодов и семян ветром:

Павлова Аня:

Каждый год на клёне с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
Письмами летят крылатки
На дорожки и площадки
И не знает почтальон
Для кого их пишет клён.

Для распространения ветром плоды должны быть легкими, чтобы как можно дольше лететь на ветру. Это достигается не только за счет уменьшения массы семени и плода, но и за счет различных образований, которые увеличивают площадь плода. Ведь чем больше поверхность и меньше вес, тем легче лететь.

Катя Панкова:

Одуванчик

Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На стройных стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.
Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна,
Срываются, взвиваются
На воздух семена.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес.
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.

Распространение плодов и семян ветром осуществляется благодаря наличию у них пленчатых выростов-крылаток, летучек - парашютиков. Такие приспособления характерны для сухих односемянных плодов: березы, ясеня, одуванчика, ковыля, рогоза, клена, хлопчатника. Семена могут быть покрыты волосками или пушком, как, например у ивы, тополя . У вяза и клена семена снабжены крыловидными выростами.

Акс ёнова Настя:

Тополиный белый пух
мягкий и воздушный.
Он порхает и летит
в нос, глаза и уши.
Он похож на снег зимой,
только не холодный,
А такой же беспокойный,
лёгкий и свободный.
Как снежинки пух летит,
и на месте не сидит.
Упадёт, и снова в путь,
и ни как не отдохнуть.
И кружит пушинки ветер,
и бегут за ними дети.

По доpожке в сад бегу,
А доpожка вся в снегу!
Я же в туфельки одета,
И сейчас должно быть лето!
Налетел, как стая мух,
С неба тополиный пух.

Водой распространяются плоды водных покрытосеменных растений, а также многих тех, которые растут вдоль берегов. Приспособлением плода к распространению водой является увеличение его плавучести. Это достигается за счет образования воздушных полостей внутри плода. Так, например, у плода кокоса волокнистая мякоть, в ней много воздуха. Поэтому кокосы не тонут и отплывают далеко. У кувшинок семена окружены губчатым плодом, который также не дает им возможности утонуть.

С помощью воды распространяются плоды ольхи, осоки, кувшинки, кубышки, стрелолиста. Плавучие семена имеются также у наших сорных растений: подорожника, спорыша . Они разносятся струйками воды после дождя.

а) Но всё же р екордсменами по дальности водных путешествий можно считать плоды кокосовой пальмы — кокосовые орехи. Они д ольше всего способны находиться в соленой воде без потери всхожести семян - до нескольких лет. Это свойство позволяет пальмам заселять отдаленные острова. Кокосовая пальма растет на побережьях тропических морей, на островах и атоллах. Её стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки массой 1,5—2 кг. Содержимое незрелой костянки сначала совсем жидкое - знаменитое кокосовое молоко загустевает по мере созревания. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся к близлежащим островам. Проросшие кокосовые орехи находили на островах, удаленных на 4800 км от места их созревании, даже после 100 дней плавания по морским волнам эти плоды не теряют всхожести.

  1. Распространение при помощи животных (насекомых, птиц и человека):

Существуют два основных варианта, как животное может распространить семена. Если плоды сухие и имеют различные мелкие крючки, зацепки, колючки , то они могут прикрепляться к шерсти или коже животных. Позже животное их сбрасывает в другом месте. Если плоды сочные, то животные поедают их . Однако в их пищеварительных трактах семена плодов не перевариваются и выходят наружу, причем окруженные удобрением. А могут принимать участие и хищники: например, спелые арбузы включают в свой рацион лисы и шакалы, медведи охотно кормятся на ягодниках, и т.д.

Растения для распространения животными также имеют сочные плоды с яркой окраской, чтобы быть хорошо заметными, или с сильным ароматом, чтобы привлекать животных с большого расстояния, особенно в темное время суток. Также такие семена обладают прочной оболочкой, предохраняющей их от переваривания.

Рябина осенью

Что там за ягода алеет,

Когда уже прохладой веет

И осень мчит на всех парах,

Сметая листья во дворах?

Она еще горчит и вяжет…

Но только снег на землю ляжет,

Мороз ударит не слегка

И льдом покроется река:

Она уже на вкус иная…

И птицы, будто понимая,

Клюют замерзшие дробины

Зимой алеющей рябины.

Примерами растений, которые распространяются с помощью зацепок, являются череда, лопух . Особенно много растений распространяют птицы ( рябина, бузина, черёмуха, клюква, черника ).

Однако существует еще третий вариант распространения. Орехи едят многие грызуны (например, белки, мыши, бурундуки) или птицы сойки. Некоторые животные делают на зиму запасы из плодов и семян, пряча их в укромных местах. Суровой зимой они питаются своими летними запасами, но не всегда съедают их полностью или потом не находят их, поэтому часть семян прорастает, давая жизнь новым растениям. Таким образом, благодаря их забывчивости, плоды растений и распространяются.

а) (муравьи) Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. Не раз, как муравьи тащат к своему муравейнику семена разных растений, например чистотела, хохлатки, чистяка, душистой фиалки. Но муравьёв чистотеле -лекарственном растении привлекают не золотистые цветки, не плоды в виде длинных стручковых коробочек, а семена с придатками. Придаток содержит масла – лакомство для муравьёв.

б) Лопух он же репейник :

Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей.
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Валентин Берестов

По дороге на ручей
На меня напал репей .
За штанину уцепил,
К речке дальше не пустил.
Три часа я с ним сражался,
Еле-еле оторвался.
А бессовестный репей
Вновь на курточке моей.
Прилепился и на мне
Едет, словно на коне.
Захватил меня он в плен
От панамки до колен.
В клочьях куртка и штаны,
А репею — хоть бы хны!
Цегельник Эвелина

в) Сойка обожает поедать и запасать желуди , не зря она у лесоводов давно пользуется славой "сеятеля дуба. Роль этих птиц в благородном деле распространения дуба трудно переоценить. В отличие от своих конкурентов — белок и лесных мышей, прячущих желуди не далее 30—40 метров от места сбора, — сойки обеспечивают дальнюю транспортировку. Птица набирает в подклювную полость пять-семь желудей и относит их на расстояние до трехсот метров. Держатся при этом птицы крайне осторожно – будто прячут золотые самородки. Для тайников они выбирают густые заросли молодых елочек и сосенок, под которыми и зарывают желуди. За два месяца одна сойка устраивает до 2500 кладовых, запасая до 4 килограммов желудей. Часть спрятанных желудей птица выкапывает из-под снега, часть остается и прорастает.

г) Дикие арбузы: задумывался ли кто-нибудь из вас над тем, отчего арбузы такие круглые и какое значение имеет для самого растения обильный сладкий сок его плода? Арбуз – это растение пустыни Калахари в Южной Африке. Это стелящаяся лиана, засухоустойчивая. Дикий арбуз здесь размером с теннисный мяч и весом 250 граммов. Его с удовольствием поедают слон, носорог, антилопа, лев, гиена, шакал, мышь. Когда животные едят арбуз, семена падают, и обильный сок течёт на землю, увлажняя её. К тому же сладкий сок прилепляет семена к увлажнённой земле, и они прорастают. В пустыне Калахари в период дождей бывают обильные ливни, сильные ветры и потоки воды перекатывают арбузы на далёкие расстояния. При перекатах арбузы подпрыгивают, как мячи, раскалываются. Семена высыпаются, и, увлажнённые вытекающим соком, тоже прорастают.

Подведение итогов урока:

- Какое значение имеет распространение семян?

Практическое задание:

Высказывание Цицерона “Практика – лучший учитель” ( древнеримский политический деятель, оратор и философ) будет вам напутствием перед выполнением этой работы.

(Учащиеся внимательно читают задание из конверта и приступают к исследованию. Парам предоставляются плоды и семена (натуральные и муляжи). Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп).

Предмет (направленность): биология.

Возраст детей:6 класс.

Тема: Плоды. Классификация плодов.

Тип урока: комбинированный, урок c использованием различных техник формирующего оценивания с применением системы голосования ActivExpression2.

Продолжительность: 45 минут

Цель урока: формирование условий для усвоения учащаемся знаний строения и функций плодов, классификация и виды плодов.

Задачи урока:

  • повторить и систематизировать знания о цветке как органе семенного размножения покрытосемянных растений;
  • познакомить с классификацией, разнообразием и строением плодов; заложить основы практического изучения;
  • сформировать практические навыки по распознаванию различных типов и видов плодов.
  • создать условия для развития мышления (учить анализировать, обобщать и систематизировать, сравнивать, объяснять и определять понятия, приводить примеры);
  • создать условия для развития познавательного интереса и элементов творческой деятельности;
  • создать условия для развития коммуникативных способностей, умения логически излагать свои мысли.
  • продолжить воспитание ученика-исследователя, способного изложить свою точку зрения; проанализировать работу и сделать вывод.

Задачи формирование УУД:

  • умение формулировать тему и проблему урока;
  • умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;
  • достраивание, восполнение недостающих компонентов.
  • умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;
  • развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;
  • осуществлять совместную познавательную деятельность в группах;
  • оформлять свои мысли в устной форме.
  • развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников.
  • умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
  • умение проговаривать последовательность действий на уроке;
  • умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
  • умение оценивать свои учебные действия.

Диагностика умений и навыков:

К моменту проведения урока учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:

  • знают понятия: цветок, генеративное размножение, плод; околоплодник; семя; семязачатки;
  • знают и умеют отличать плод от корнеплода, видоизменённого побега;
  • умеют строить и читать кластеры (карты понятий).

Методы обучения:проблемные; частично-поисковые.

Форма организации учебной деятельности:

  • лабораторная работа
  • работа в группах
  • фронтальная
  • индивидуальная

Планируемые результаты обучения:

  • формирование интересов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка
  • формирование понятия о плоде, как важном генеративном органе растения;
  • ознакомление обучающихся с разнообразием, строением и значением плодов.
  • умение находить нужную информацию в тесте учебника;
  • анализировать и структурировать информацию;
  • преобразовывать из одной формы в другую;
  • делать выводы и заключения.

Ход урока

Этап урока

Изображение

Деятельность учителя и ученика

Время

1. Подготовительный

Слайд 1

Учитель проверяет работу оборудования, приветствует учеников. Учащиеся настраиваются на урок.

2. Актуализация знаний. Проверка усвоения изученного материала.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Учитель предлагает учащимся воспользоваться системой опроса и тестирования и ответить на 5 вопросов. При этом, если ответ правильный, ученик рисует себе в тетради звездочку.

Если система голосования отсутствует, проверку можно осуществить, нажав на вопрос. При этом останутся только верные ответы.

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

3. Подготовка к изучению нового материала. Формирующее оценивание.

Слайд 7

Учитель предлагает ученикам сосчитать полученные звездочки в тетради и разместить себя на шкале Лайкерта, воспользовавшись системой опроса и тестирования.

Ученики считают свои звездочки и нажимают на пульте соответствующую цифру.

В зависимости от результата, учитель либо повторяет изученный материал, либо переходит к изучению нового.

4. Изучение нового материала (постановка проблемы)

Слайд 8

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос с помощью систем опроса и голосования.

Если результат не удовлетворяет учителя, можно предложить учащимся обсудить вопрос с соседом и провести голосование еще раз.

Подсказка появляется при нажатии на портрет.

Учащиеся отвечают на вопрос, обсуждают его в парах.

5. Изучение нового материала (теория)

Без мультимедийного сопровождения, используя Модельный кластер

Слайд 9

Плод формируется в процессе развития цветка у покрытосеменных растений. В нем заключены семена. В других систематических группах растений нет структур, гомологичных плоду. Как правило, плод развивается после процессов спорогенеза, гаметогенеза и двойного оплодотворения, протекающих в цветке. Иногда плод может образовываться в результате апомиксиса, то есть развития зародыша без оплодотворения. Функции плода – формирование, защита и распространение семян.

Огромное разнообразие плодов, равно как и цветков, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.

В образовании плода часто принимают участие не только завязь, но и такие части цветка, как цветоложе, чашечка и другие.

Плоды могут быть простые, сложные, сборные. Но главная их функция — это защита семян и их распространение.

Учащиеся записывают необходимую информацию в тетрадь.

(виноград, груша, яблоко, мандарин, апельсин, персик, черешня, томат, шишка, клубень картофеля, луковица, морковь, кочан капусты). Взять плод, оставить лишнее в корзине, объяснить почему.

Предполагаемые ответы учащихся: виноград, груша, яблоко, мандарин, апельсин, персик, черешня, томат – плоды, т.к. образуются из цветка и внутри них созревают семена. Кочан капусты – почка. Шишка, клубень картофеля, луковица, морковь – видоизмененные побеги.

6. Распределение для работы в группах, выполнение лабораторной работы.

Слайд 10

Учитель предлагает ученикам распределиться для работы в группах. Для этого с помощью пультов голосования ученики выбирают время года, в которое они родились. Таким образом, формируются 4 группы. Задание каждой группе учитель открывает, нажимая на цифру – номер группы.

Ученики записывают тему задания в тетрадь, рассаживаются для работы в группах.

6.1. Практическая работа (работа в группах)

Слайд 11

После времени, отведенного на выполнение каждого задания (10 минут), учитель проводит опрос с помощью систем голосования по технологии цветных стаканчиков. При подведении курсора к стаканчику, на нем появляется метка-подсказка (Все получилось; Близки к завершению; Нужна помощь). Группа выбирает свое состояние после завершения работы с данным заданием. Таким образом, осуществляется обратная связь и учитель в нужный момент может оказать помощь.

Ученики последовательно выполняют задания в группах, сигнализируют о ходе выполнения задания.

6.2. Отчет группы о работе

Слайд 12

Учитель предлагает выбрать ученикам, кто будет отчитываться о работе группы.

Учитель запускает документ-камеру (нажимает на изображение камеры) и ученики демонстрируют составленные схемы и таблицу.

При этом учащиеся поясняют полученный результат.

7. Закрепление изученного материала

Слайд 13

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы экспресс-теста (10 вопросов). Нужно согласиться или не согласиться с утверждением.

Ученики отвечают на вопросы, каждый в своем темпе. При этом отслеживают правильность их выполнения.

8. Рефлексия

Слайд 14

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и степень понимания изученного материала.

Ученики, с помощью систем опроса и тестирования выбирают соответствующую ступеньку.

Читайте также: