Предложение и текст как единицы речи 1 класс рамзаева конспект

Обновлено: 05.07.2024

1. Образовательные: Формировать представление о предложении как единицы речи, выражающей законченную мысль; дать понятие текста; развивать умение списывать, диктуя себе по слогам и проверять запись по книге.

2. Развивающие: Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, речи, фонетического слуха, мышления, умения работать с дополнительной литературой.

3. Воспитательные: Воспитание аккуратности, культуры поведения и общения на уроке, положительной мотивации к учебе.

4. Здоровьесберегающие: индивидуальный подход к ученикам, создание ситуации успеха, двигательная активность в ходе урока; самоконтроль и контроль учителя за осанкой детей на уроке.

5. Исследовательские: исследование звукового состава слов; работа с толковым словарем; исследование понятия речь, предложение.

Ученик научится или получит возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

-научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

- строить логическую цепь рассуждений

Технические средства обучения:

-компьютер; дддддддддддддддддддддддддддддддддд ддддддд р-мультимедийный проектор.

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Минутка чистописания:

На доске: Мес. ц, м. л. ко, м. рковь.

- Что объединяет эти слова? (словарные, начинаются на букву "м").

- Что вы можете сказать об этом звуке?

- Как вы думаете, написание какой буквы мы будем повторять?

- Обведи в кружок самую красивую букву.

3. Словарная работа.

Спиши словарные слова(Мес. ц, м. л. ко, м. рковь) и вставь букву.

Открой свой словарь и проверь, правильно ли ты написал. Оцени свою работу, поставив смайлики.

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом: ПЕТУХ (1 слайд).

- Кто такой петух? (Птица, т.к. есть перья).

В отдельных районах нашей страны петуха называют певень, певун.

Слова петух, певень, певун - русские и происходят от глагола ПЕТЬ. Так называют петуха за любовь к пению.

- С какой безударной гласной будем писать слово петух?

Ассоциативная запоминалочка. (2 слайд).

Вышел Петя - петушок,

Ярко - красный гребешок,

Наш петух умеет петь,

(Букву Е нам не стереть!)

Рано утром на заре -

Он выводит ноту "ре"!

Запись слова в тетрадях - словариках.

Найди схему к слову и объясни свой выбор.(слайд 3).

4. Актуализация знаний (слайд 4).

- из чего состоит текст.

- Кошка спит на крыльце. Наступила зима. В пенале лежат ручки.

- Бегут ручьи. Распустились почки на деревьях. Светит солнце.

- Это текст? Обоснуйте свой ответ.

- Составьте предложения, которыми можно продолжить этот текст.

- Что такое текст?

Откроем учебники на стр.8. Сравним свое правило с правилом из учебника.

Прочитай правило (стр.8) и перескажи соседу.

5. Первичная проверка понимания.

Спиши текст, пользуясь памяткой. (слайд 5).

1). Прочитай предложение, пойми, о чем говорится в предложении и запомни его.

2). Прочитай все слова в предложении так, как они написаны.

3). Произнеси слова в предложении так, как нужно их писать (орфографически). Пиши, диктуя себе орфографически.

6.Физминутка со снеговиком.

7.Самоопределение к деятельности.

На доске ЛО Е ПРЕД НИ ЖЕ

- Из данных слогов составьте слово.

Сформулируйте цель нашего урока (слайд6).

Зеленая, возле, аллея, парка.

- Знаешь ли ты значение выделенного слова. Самостоятельно найди слово в толковом словаре. Прочти и запомни.

- Установите связь между словами по смыслу.

- Что такое предложение? Сформулируй самостоятельно правило. Сравни с правилом в учебнике.(стр.8). Перескажи соседу, оцени.

8. Первичное закрепление. Упр.11. стр.9

- Поставь в каждом слове ударение.

- Поставь вопросы от одного слова к другому, учитывая их связь по смыслу.

Собака (что делает?) бежит, бежит (где?) по снегу, по снегу (какому?) пушистому.

- Составьте из этих слов предложение. Запишите его.

- Прочитай свои предложения.

9.Гимнастика для глаз.

Работа в тетради для упражнений.

- Назовите птиц, которых вы видели в наших краях?

- А какие из них остаются зимовать?

- Как зимой мы можем помочь птицам?

- Выполните задание к упражнениям.

- Прочитайте свой текст.

- Из чего состоит текст?

- Из чего состоит предложение?

- Как связаны слова в предложении?

Оцените свою работу на уроке.

- Сегодня на уроке я узнал(а), что…

- Сегодня на уроке у меня получилось …

- Сегодня на уроке мне трудно было …

На доске кармашки :

11. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

Формируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому учебному материалу.

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов.

Контроль в форме сличения результата с заданным этапом.

Проводить сравнение по заданным критериям. Устанавливать причинно - следственные связи.

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: установка аналогии.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Работа с информацией: ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку соседа.

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Личностные: установка на природоохранное, здоровьесберегающее поведение. Коммуникативные

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Предложение и текст как единица речи.

Тип урока: Изучение новой темы.

1. Образовательные: Формировать представление о предложении как единицы речи, выражающей законченную мысль; дать понятие текста; развивать умение списывать, диктуя себе по слогам и проверять запись по книге.

2. Развивающие: Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, речи, фонетического слуха, мышления, умения работать с дополнительной литературой.

3. Воспитательные: Воспитание аккуратности, культуры поведения и общения на уроке, положительной мотивации к учебе.

4. Здоровьесберегающие: индивидуальный подход к ученикам, создание ситуации успеха, двигательная активность в ходе урока; самоконтроль и контроль учителя за осанкой детей на уроке.

5. Исследовательские: исследование звукового состава слов; работа с толковым словарем; исследование понятия речь, предложение.

Формирование УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

- строить логическую цепь рассуждений

Технические средства обучения:

-компьютер; дддддддддддддддддддддддддддддддддд ддддддд р -мультимедийный проектор.

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Минутка чистописания:

На доске: Мес. ц, м. л. ко, м. рковь.

- Что объединяет эти слова? (словарные, начинаются на букву "м").

- Что вы можете сказать об этом звуке?

- Как вы думаете, написание какой буквы мы будем повторять?

- Обведи в кружок самую красивую букву.

3. Словарная работа.

Спиши словарные слова(Мес. ц, м. л. ко, м. рковь) и вставь букву.

Открой свой словарь и проверь, правильно ли ты написал. Оцени свою работу, поставив смайлики.

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом: ПЕТУХ (1 слайд).

- Кто такой петух? (Птица, т.к. есть перья).

В отдельных районах нашей страны петуха называют певень, певун.

Слова петух, певень, певун - русские и происходят от глагола ПЕТЬ. Так называют петуха за любовь к пению.

- С какой безударной гласной будем писать слово петух?

Ассоциативная запоминалочка. (2 слайд).

Вышел П е тя - п е тушок,

Ярко - красный гребешок,

Наш п е тух умеет петь,

(Букву Е нам не стереть!)

Рано утром на заре -

Он выводит ноту "ре"!

Запись слова в тетрадях - словариках.

Найди схему к слову и объясни свой выбор.(слайд 3).

4. Актуализация знаний (слайд 4).

- из чего состоит текст.

- Кошка спит на крыльце. Наступила зима. В пенале лежат ручки.

- Бегут ручьи. Распустились почки на деревьях. Светит солнце.

- Это текст? Обоснуйте свой ответ.

- Составьте предложения, которыми можно продолжить этот текст.

- Что такое текст?

Откроем учебники на стр.8. Сравним свое правило с правилом из учебника.

Прочитай правило (стр.8) и перескажи соседу.

5. Первичная проверка понимания.

Спиши текст, пользуясь памяткой. (слайд 5).

1). Прочитай предложение, пойми, о чем говорится в предложении и запомни его.

2). Прочитай все слова в предложении так, как они написаны.

3). Произнеси слова в предложении так, как нужно их писать (орфографически). Пиши, диктуя себе орфографически.

6.Физминутка со снеговиком.

7.Самоопределение к деятельности.

На доске ЛО Е ПРЕД НИ ЖЕ

- Из данных слогов составьте слово.

Сформулируйте цель нашего урока (слайд6).

Зеленая, возле, аллея, парка.

- Знаешь ли ты значение выделенного слова. Самостоятельно найди слово в толковом словаре. Прочти и запомни.

- Установите связь между словами по смыслу.

- Что такое предложение? Сформулируй самостоятельно правило. Сравни с правилом в учебнике.(стр.8). Перескажи соседу, оцени.

8. Первичное закрепление. Упр.11. стр.9

- Поставь в каждом слове ударение.

- Поставь вопросы от одного слова к другому, учитывая их связь по смыслу.

Собака (что делает?) бежит, бежит (где?) по снегу, по снегу (какому?) пушистому.

- Составьте из этих слов предложение. Запишите его.

- Прочитай свои предложения.

9.Гимнастика для глаз.

Работа в тетради для упражнений.

- Назовите птиц, которых вы видели в наших краях?

- А какие из них остаются зимовать?

- Как зимой мы можем помочь птицам?

- Выполните задание к упражнениям.

- Прочитайте свой текст.

- Из чего состоит текст?

- Из чего состоит предложение?

- Как связаны слова в предложении?

Оцените свою работу на уроке.

- Сегодня на уроке я узнал(а), что…

- Сегодня на уроке у меня получилось …

- Сегодня на уроке мне трудно было …

На доске кармашки :

11. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

Формируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому учебному материалу.

Онлайн-книги

Урок русского языка (повторение) по теме "Предложение и текст как единицы речи"УМК "Школа России" по учебнику Т.Г.Рамзаевой, на котором обобщается материал о предложении и тексте.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.


Составитель: Булавинова Елена Васильевна

Учебник: Русский язык. 1класс под редакцией Т.Г.Рамзаевой.2015

Тема урока: Предложение и текст как единицы речи.


-организовать работу по обеспечению высокого уровня вовлечённости учащихся в учебную деятельность;

- способствовать умению работать с предложением;

- выделять отличия текста от предложения;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру учебного труда.

Планируемые результаты

- отличать предложение от группы слов;

- выделять предложение из речи;

- различать текст и предложение;

- подбирать заголовок к тексту;

- составлять предложения и текст по иллюстрации.

Метапредметные

- понимать и принимать учебную задачу;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- обобщать, делать выводы;

- воспроизводить и применять правила работы в парах;

- планировать деятельность под руководством учителя.

- проявлять интерес к новым знаниям;

- выполнять правила поведения ученика на уроке;

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

I. Мотивация познавательной деятельности

2. Чистописание. Слайд 2.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

- Какую букву будем писать на чистописании? Слайд 3.

Запишите буквы и буквосочетания.

(Учитель показывает образец написания на доске)

(В лесу рос могучий дуб.)

- О чём говорится в предложении?




- Поставьте вопрос к слову дуб. Подчеркните это слово одной чертой.

Что говорится о дубе? Поставьте вопрос. Подчеркните двумя чертами.

- Как называются эти слова? (Главные члены предложения)

3. Работа над текстом. Слайд 4.

Весна, земле, по, идёт, весело.

Раньше, всё, солнце, встаёт.

Лучами, оно, землю, своими, ласкает.

- Можно ли понять о чём говорится?

- Можно ли эти слова назвать текстом? Почему?

Измените порядок слов так, чтобы получились предложения.

Весело идёт весна по земле.

Солнце встаёт всё раньше.

Оно своими лучами ласкает землю.

- Что вы составили?

- Как думаете, чему будем учиться на уроке?

( Составлять предложения и текст из предложений)

Запись первого предложения под диктовку.

II. Актуализация необходимых знаний.

- Что такое текст?

- Что такое предложение?

- Чем текст отличается от предложения? Слайд 5.

Посмотрите на рисунок.

Придумайте предложение по рисунку.

Запишите в тетрадь.

Продолжите, чтобы получился текст. Озаглавьте его.


Физкультминутка. Слайд 6.


III. Работа по учебнику.

- Прочитайте заголовок. О ком этот текст?

Прочитайте предложения. Что заметили?

- Можно ли в каждое предложение вставить слово журавли?

Возьмите слова из справок и вставьте в предложения.

-Прочитайте текст, который у вас получился. Докажите, что это текст.

Запишите текст в тетрадь. Проверьте.

Составьте ещё одно предложение о журавлях.

2. Работа в парах. (По карточкам)

Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте предложения. Придумайте заголовок. Запишите заголовок и текст.

В, журчат, роще, ручейки, звонкие.

Птицы, прилетели, из, стран, тёплых.

Ландыши, зацвели, душистые.

Какие группы слов нельзя назвать предложением?

Тихо журчит лесной ручей.

Снег лежать тепло весна.

На проводах уселись вороны.

С отцом мы рыбалка удочки.

Без ошибка Сеня писать.

Солнце уже скрылось за лесом.

Почему ты не пришёл.

Погода в июле стояла жаркая.

вчера мы с папой пилили доски.

Как хорошо летом на море.

Можно ли группу слов назвать текстом?

Они несут корм для птиц.

Ребята идут в лес.

Найди ошибки в предложениях.

Пришла тёплаявесна. В рощю прилетели грочи. все птицы и звери рады весне

V . Подведение итогов.

Из чего состоит предложение?

Чем отличаются отдельные слова от предложения?

Что такое текст?

- Какие задания оказались трудными?


- Какие задания было легко выполнять? Почему?

- Оцените свою работу на уроке.

Использованные источники и литература:

7.В.Волина. Праздник букваря. Москва АСТ- пресс 1996г.

8. А. Нарушевич. Е.Попова. Тесты по русскому языку. Москва АСТ- пресс 1998г.

Конспект урока русского языка по теме

Предмет: Русский язык

Тема: Предложение как единица речи.

Возрастная группа: 1 класс

Описание методической разработки .

2. Продолжать развивать каллиграфические навыки.

3. Продолжать работу со словарными словами.

4. Развивать память, моторику, логическое и образное мышление.

5. Продолжать учиться грамотно и последовательно излагать свои мысли.

6. Учиться делать выводы.

7. Прививать любовь к русскому языку.

8. Учиться подводить итоги.

9. Вспомнить пройденный ранее материал.

Ход занятия.

1. Вводная часть.
Орг. Момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Работа со словарным словами.

Ребята, отгадайте загадку.

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками… (Малина )

(Дети предлагают варианты, записывают в тетради)

2. Введение в тему занятия.

Посмотрите на доску.

Появился, на, первый, лед, лужах.

Что вы видите? (Слова, несвязанные по смыслу). Можно ли составить из этих форм слов законченную мысль? В каком порядке нужно расставить слова?

На лужах появился первый лед.

Проанализируйте, чем отличаются и чем схожи две записи из одинаковых форм слов?

Появился, на, первый, лед, лужах.

На лужах появился первый лед.

Работа с логическими рядами.

Давайте попробуем исследовать элементы (части), из которых состоит наша устная и письменная речь.

Как вы думаете, какая самая маленькая единица речи? С чего начинается логическая цепочка?

Буква à Слог à Слово à ПРЕДЛОЖЕНИЕ à Речь

Какую роль занимает предложение в речи? Смогли бы мы понять друг друга, если бы не выстраивали свою речь связно, со словами в определенном порядке?

3. Основная часть .

Коллективная письменная работа.

Ребята, перед вами карточки с предложениями, в которых все слова перепутали свои места. Давайте восстановим мысли и определим цель высказывания.

Утром, в, свежо, бору, и, сосновом, спокойно

(Утром в сосновом бору свежо и спокойно. Предложение по цели высказывания повествовательное.)

Часу, уезжает, в, электричка, котором?

(В котором часу уезжает электричка? Предложение по цели высказывания вопросительное)
На, давайте, а, отправимся, аквапарк, экскурсию!

(Давайте отправимся на экскурсию в аквапарк! Предложение по цели высказывания побудительное)

Дети записывают получившиеся предложения в тетрадь.

Ребята, давайте подумаем, сколько предложение может содержать слов?

Давайте проведем эксперимент. Я назову вам слово, вы добавите еще одно. Посмотрим, получится ли у нас предложение.

Получилось ли у нас предложение? (Да)

(Наступила темная ночь.)

Сделайте вывод, сколько слов может содержать предложение.

4. Итог занятия.

Ребята, давайте немного отдохнем и вспомним, какие сказки мы знаем. Я буду задавать вам вопросы про сказочных персонажей. А вы будете мне отвечать сначала предложением из одного слова, затем более длинным и развернутым.

Как звали хлебобулочное изделие, которое бабка наскребла по сусеку?

2) Героя звали Колобок/Хлебобулочное изделие звали Колобок. /Его звали Колобок и т. д.)

На чем путешествовал Аладдин?

1) На ковре-самолете.

2) Аладдин путешествовал на ковре-самолете/Он путешествовал на ковре-самолете и т. д.

Читайте также: