Предложение и текст как единицы речи 1 класс рамзаева конспект
Обновлено: 05.07.2024
1. Образовательные: Формировать представление о предложении как единицы речи, выражающей законченную мысль; дать понятие текста; развивать умение списывать, диктуя себе по слогам и проверять запись по книге.
2. Развивающие: Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, речи, фонетического слуха, мышления, умения работать с дополнительной литературой.
3. Воспитательные: Воспитание аккуратности, культуры поведения и общения на уроке, положительной мотивации к учебе.
4. Здоровьесберегающие: индивидуальный подход к ученикам, создание ситуации успеха, двигательная активность в ходе урока; самоконтроль и контроль учителя за осанкой детей на уроке.
5. Исследовательские: исследование звукового состава слов; работа с толковым словарем; исследование понятия речь, предложение.
Ученик научится или получит возможность научиться:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
-научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
- строить логическую цепь рассуждений
Технические средства обучения:
-компьютер; дддддддддддддддддддддддддддддддддд ддддддд р-мультимедийный проектор.
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Минутка чистописания:
На доске: Мес. ц, м. л. ко, м. рковь.
- Что объединяет эти слова? (словарные, начинаются на букву "м").
- Что вы можете сказать об этом звуке?
- Как вы думаете, написание какой буквы мы будем повторять?
- Обведи в кружок самую красивую букву.
3. Словарная работа.
Спиши словарные слова(Мес. ц, м. л. ко, м. рковь) и вставь букву.
Открой свой словарь и проверь, правильно ли ты написал. Оцени свою работу, поставив смайлики.
Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом: ПЕТУХ (1 слайд).
- Кто такой петух? (Птица, т.к. есть перья).
В отдельных районах нашей страны петуха называют певень, певун.
Слова петух, певень, певун - русские и происходят от глагола ПЕТЬ. Так называют петуха за любовь к пению.
- С какой безударной гласной будем писать слово петух?
Ассоциативная запоминалочка. (2 слайд).
Вышел Петя - петушок,
Ярко - красный гребешок,
Наш петух умеет петь,
(Букву Е нам не стереть!)
Рано утром на заре -
Он выводит ноту "ре"!
Запись слова в тетрадях - словариках.
Найди схему к слову и объясни свой выбор.(слайд 3).
4. Актуализация знаний (слайд 4).
- из чего состоит текст.
- Кошка спит на крыльце. Наступила зима. В пенале лежат ручки.
- Бегут ручьи. Распустились почки на деревьях. Светит солнце.
- Это текст? Обоснуйте свой ответ.
- Составьте предложения, которыми можно продолжить этот текст.
- Что такое текст?
Откроем учебники на стр.8. Сравним свое правило с правилом из учебника.
Прочитай правило (стр.8) и перескажи соседу.
5. Первичная проверка понимания.
Спиши текст, пользуясь памяткой. (слайд 5).
1). Прочитай предложение, пойми, о чем говорится в предложении и запомни его.
2). Прочитай все слова в предложении так, как они написаны.
3). Произнеси слова в предложении так, как нужно их писать (орфографически). Пиши, диктуя себе орфографически.
6.Физминутка со снеговиком.
7.Самоопределение к деятельности.
На доске ЛО Е ПРЕД НИ ЖЕ
- Из данных слогов составьте слово.
Сформулируйте цель нашего урока (слайд6).
Зеленая, возле, аллея, парка.
- Знаешь ли ты значение выделенного слова. Самостоятельно найди слово в толковом словаре. Прочти и запомни.
- Установите связь между словами по смыслу.
- Что такое предложение? Сформулируй самостоятельно правило. Сравни с правилом в учебнике.(стр.8). Перескажи соседу, оцени.
8. Первичное закрепление. Упр.11. стр.9
- Поставь в каждом слове ударение.
- Поставь вопросы от одного слова к другому, учитывая их связь по смыслу.
Собака (что делает?) бежит, бежит (где?) по снегу, по снегу (какому?) пушистому.
- Составьте из этих слов предложение. Запишите его.
- Прочитай свои предложения.
9.Гимнастика для глаз.
Работа в тетради для упражнений.
- Назовите птиц, которых вы видели в наших краях?
- А какие из них остаются зимовать?
- Как зимой мы можем помочь птицам?
- Выполните задание к упражнениям.
- Прочитайте свой текст.
- Из чего состоит текст?
- Из чего состоит предложение?
- Как связаны слова в предложении?
Оцените свою работу на уроке.
- Сегодня на уроке я узнал(а), что…
- Сегодня на уроке у меня получилось …
- Сегодня на уроке мне трудно было …
На доске кармашки :
11. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
Формируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому учебному материалу.
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов.
Контроль в форме сличения результата с заданным этапом.
Проводить сравнение по заданным критериям. Устанавливать причинно - следственные связи.
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: установка аналогии.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Работа с информацией: ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку соседа.
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Личностные: установка на природоохранное, здоровьесберегающее поведение. Коммуникативные
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Предложение и текст как единица речи.
Тип урока: Изучение новой темы.
1. Образовательные: Формировать представление о предложении как единицы речи, выражающей законченную мысль; дать понятие текста; развивать умение списывать, диктуя себе по слогам и проверять запись по книге.
2. Развивающие: Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, речи, фонетического слуха, мышления, умения работать с дополнительной литературой.
3. Воспитательные: Воспитание аккуратности, культуры поведения и общения на уроке, положительной мотивации к учебе.
4. Здоровьесберегающие: индивидуальный подход к ученикам, создание ситуации успеха, двигательная активность в ходе урока; самоконтроль и контроль учителя за осанкой детей на уроке.
5. Исследовательские: исследование звукового состава слов; работа с толковым словарем; исследование понятия речь, предложение.
Формирование УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
- строить логическую цепь рассуждений
Технические средства обучения:
-компьютер; дддддддддддддддддддддддддддддддддд ддддддд р -мультимедийный проектор.
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Минутка чистописания:
На доске: Мес. ц, м. л. ко, м. рковь.
- Что объединяет эти слова? (словарные, начинаются на букву "м").
- Что вы можете сказать об этом звуке?
- Как вы думаете, написание какой буквы мы будем повторять?
- Обведи в кружок самую красивую букву.
3. Словарная работа.
Спиши словарные слова(Мес. ц, м. л. ко, м. рковь) и вставь букву.
Открой свой словарь и проверь, правильно ли ты написал. Оцени свою работу, поставив смайлики.
Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом: ПЕТУХ (1 слайд).
- Кто такой петух? (Птица, т.к. есть перья).
В отдельных районах нашей страны петуха называют певень, певун.
Слова петух, певень, певун - русские и происходят от глагола ПЕТЬ. Так называют петуха за любовь к пению.
- С какой безударной гласной будем писать слово петух?
Ассоциативная запоминалочка. (2 слайд).
Вышел П е тя - п е тушок,
Ярко - красный гребешок,
Наш п е тух умеет петь,
(Букву Е нам не стереть!)
Рано утром на заре -
Он выводит ноту "ре"!
Запись слова в тетрадях - словариках.
Найди схему к слову и объясни свой выбор.(слайд 3).
4. Актуализация знаний (слайд 4).
- из чего состоит текст.
- Кошка спит на крыльце. Наступила зима. В пенале лежат ручки.
- Бегут ручьи. Распустились почки на деревьях. Светит солнце.
- Это текст? Обоснуйте свой ответ.
- Составьте предложения, которыми можно продолжить этот текст.
- Что такое текст?
Откроем учебники на стр.8. Сравним свое правило с правилом из учебника.
Прочитай правило (стр.8) и перескажи соседу.
5. Первичная проверка понимания.
Спиши текст, пользуясь памяткой. (слайд 5).
1). Прочитай предложение, пойми, о чем говорится в предложении и запомни его.
2). Прочитай все слова в предложении так, как они написаны.
3). Произнеси слова в предложении так, как нужно их писать (орфографически). Пиши, диктуя себе орфографически.
6.Физминутка со снеговиком.
7.Самоопределение к деятельности.
На доске ЛО Е ПРЕД НИ ЖЕ
- Из данных слогов составьте слово.
Сформулируйте цель нашего урока (слайд6).
Зеленая, возле, аллея, парка.
- Знаешь ли ты значение выделенного слова. Самостоятельно найди слово в толковом словаре. Прочти и запомни.
- Установите связь между словами по смыслу.
- Что такое предложение? Сформулируй самостоятельно правило. Сравни с правилом в учебнике.(стр.8). Перескажи соседу, оцени.
8. Первичное закрепление. Упр.11. стр.9
- Поставь в каждом слове ударение.
- Поставь вопросы от одного слова к другому, учитывая их связь по смыслу.
Собака (что делает?) бежит, бежит (где?) по снегу, по снегу (какому?) пушистому.
- Составьте из этих слов предложение. Запишите его.
- Прочитай свои предложения.
9.Гимнастика для глаз.
Работа в тетради для упражнений.
- Назовите птиц, которых вы видели в наших краях?
- А какие из них остаются зимовать?
- Как зимой мы можем помочь птицам?
- Выполните задание к упражнениям.
- Прочитайте свой текст.
- Из чего состоит текст?
- Из чего состоит предложение?
- Как связаны слова в предложении?
Оцените свою работу на уроке.
- Сегодня на уроке я узнал(а), что…
- Сегодня на уроке у меня получилось …
- Сегодня на уроке мне трудно было …
На доске кармашки :
11. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
Формируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому учебному материалу.
Урок русского языка (повторение) по теме "Предложение и текст как единицы речи"УМК "Школа России" по учебнику Т.Г.Рамзаевой, на котором обобщается материал о предложении и тексте.
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
Составитель: Булавинова Елена Васильевна
Учебник: Русский язык. 1класс под редакцией Т.Г.Рамзаевой.2015
Тема урока: Предложение и текст как единицы речи.
-организовать работу по обеспечению высокого уровня вовлечённости учащихся в учебную деятельность;
- способствовать умению работать с предложением;
- выделять отличия текста от предложения;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру учебного труда.
Планируемые результаты
- отличать предложение от группы слов;
- выделять предложение из речи;
- различать текст и предложение;
- подбирать заголовок к тексту;
- составлять предложения и текст по иллюстрации.
Метапредметные
- понимать и принимать учебную задачу;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- обобщать, делать выводы;
- воспроизводить и применять правила работы в парах;
- планировать деятельность под руководством учителя.
- проявлять интерес к новым знаниям;
- выполнять правила поведения ученика на уроке;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
I. Мотивация познавательной деятельности
2. Чистописание. Слайд 2.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
- Какую букву будем писать на чистописании? Слайд 3.
Запишите буквы и буквосочетания.
(Учитель показывает образец написания на доске)
(В лесу рос могучий дуб.)
- О чём говорится в предложении?
- Поставьте вопрос к слову дуб. Подчеркните это слово одной чертой.
Что говорится о дубе? Поставьте вопрос. Подчеркните двумя чертами.
- Как называются эти слова? (Главные члены предложения)
3. Работа над текстом. Слайд 4.
Весна, земле, по, идёт, весело.
Раньше, всё, солнце, встаёт.
Лучами, оно, землю, своими, ласкает.
- Можно ли понять о чём говорится?
- Можно ли эти слова назвать текстом? Почему?
Измените порядок слов так, чтобы получились предложения.
Весело идёт весна по земле.
Солнце встаёт всё раньше.
Оно своими лучами ласкает землю.
- Что вы составили?
- Как думаете, чему будем учиться на уроке?
( Составлять предложения и текст из предложений)
Запись первого предложения под диктовку.
II. Актуализация необходимых знаний.
- Что такое текст?
- Что такое предложение?
- Чем текст отличается от предложения? Слайд 5.
Посмотрите на рисунок.
Придумайте предложение по рисунку.
Запишите в тетрадь.
Продолжите, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Физкультминутка. Слайд 6.
III. Работа по учебнику.
- Прочитайте заголовок. О ком этот текст?
Прочитайте предложения. Что заметили?
- Можно ли в каждое предложение вставить слово журавли?
Возьмите слова из справок и вставьте в предложения.
-Прочитайте текст, который у вас получился. Докажите, что это текст.
Запишите текст в тетрадь. Проверьте.
Составьте ещё одно предложение о журавлях.
2. Работа в парах. (По карточкам)
Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте предложения. Придумайте заголовок. Запишите заголовок и текст.
В, журчат, роще, ручейки, звонкие.
Птицы, прилетели, из, стран, тёплых.
Ландыши, зацвели, душистые.
Какие группы слов нельзя назвать предложением?
Тихо журчит лесной ручей.
Снег лежать тепло весна.
На проводах уселись вороны.
С отцом мы рыбалка удочки.
Без ошибка Сеня писать.
Солнце уже скрылось за лесом.
Почему ты не пришёл.
Погода в июле стояла жаркая.
вчера мы с папой пилили доски.
Как хорошо летом на море.
Можно ли группу слов назвать текстом?
Они несут корм для птиц.
Ребята идут в лес.
Найди ошибки в предложениях.
Пришла тёплаявесна. В рощю прилетели грочи. все птицы и звери рады весне
V . Подведение итогов.
Из чего состоит предложение?
Чем отличаются отдельные слова от предложения?
Что такое текст?
- Какие задания оказались трудными?
- Какие задания было легко выполнять? Почему?
- Оцените свою работу на уроке.
Использованные источники и литература:
7.В.Волина. Праздник букваря. Москва АСТ- пресс 1996г.
8. А. Нарушевич. Е.Попова. Тесты по русскому языку. Москва АСТ- пресс 1998г.
Предмет: Русский язык
Тема: Предложение как единица речи.
Возрастная группа: 1 класс
Описание методической разработки .
2. Продолжать развивать каллиграфические навыки.
3. Продолжать работу со словарными словами.
4. Развивать память, моторику, логическое и образное мышление.
5. Продолжать учиться грамотно и последовательно излагать свои мысли.
6. Учиться делать выводы.
7. Прививать любовь к русскому языку.
8. Учиться подводить итоги.
9. Вспомнить пройденный ранее материал.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Орг. Момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Работа со словарным словами.
Ребята, отгадайте загадку.
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками… (Малина )
(Дети предлагают варианты, записывают в тетради)
2. Введение в тему занятия.
Посмотрите на доску.
Появился, на, первый, лед, лужах.
Что вы видите? (Слова, несвязанные по смыслу). Можно ли составить из этих форм слов законченную мысль? В каком порядке нужно расставить слова?
На лужах появился первый лед.
Проанализируйте, чем отличаются и чем схожи две записи из одинаковых форм слов?
Появился, на, первый, лед, лужах.
На лужах появился первый лед.
Работа с логическими рядами.
Давайте попробуем исследовать элементы (части), из которых состоит наша устная и письменная речь.
Как вы думаете, какая самая маленькая единица речи? С чего начинается логическая цепочка?
Буква à Слог à Слово à ПРЕДЛОЖЕНИЕ à Речь
Какую роль занимает предложение в речи? Смогли бы мы понять друг друга, если бы не выстраивали свою речь связно, со словами в определенном порядке?
3. Основная часть .
Коллективная письменная работа.
Ребята, перед вами карточки с предложениями, в которых все слова перепутали свои места. Давайте восстановим мысли и определим цель высказывания.
Утром, в, свежо, бору, и, сосновом, спокойно
(Утром в сосновом бору свежо и спокойно. Предложение по цели высказывания повествовательное.)
Часу, уезжает, в, электричка, котором?
(В котором часу уезжает электричка? Предложение по цели высказывания вопросительное)
На, давайте, а, отправимся, аквапарк, экскурсию!
(Давайте отправимся на экскурсию в аквапарк! Предложение по цели высказывания побудительное)
Дети записывают получившиеся предложения в тетрадь.
Ребята, давайте подумаем, сколько предложение может содержать слов?
Давайте проведем эксперимент. Я назову вам слово, вы добавите еще одно. Посмотрим, получится ли у нас предложение.
Получилось ли у нас предложение? (Да)
(Наступила темная ночь.)
Сделайте вывод, сколько слов может содержать предложение.
4. Итог занятия.
Ребята, давайте немного отдохнем и вспомним, какие сказки мы знаем. Я буду задавать вам вопросы про сказочных персонажей. А вы будете мне отвечать сначала предложением из одного слова, затем более длинным и развернутым.
Как звали хлебобулочное изделие, которое бабка наскребла по сусеку?
2) Героя звали Колобок/Хлебобулочное изделие звали Колобок. /Его звали Колобок и т. д.)
На чем путешествовал Аладдин?
1) На ковре-самолете.
2) Аладдин путешествовал на ковре-самолете/Он путешествовал на ковре-самолете и т. д.
Читайте также:
- Способы ориентирования и определение направления движения 6 класс обж конспект
- Сера химический элемент и простое вещество план конспект
- Конспект урока по занкову русский язык 2 класс
- План конспект внеурочного занятия по научно познавательному направлению
- Конспект урока по английскому языку степени сравнения прилагательных 4 класс