Конспект занятия в семье все трудятся

Обновлено: 05.07.2024

Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком. Формировать умение рассказывать связно о членах своей семьи (их характере, привычках, учитывая их характерные особенности).

Содержимое публикации

Конспект занятия по познавательному развитию "Дружная семья" (подготовительная группа)

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Образовательные: расширять представления о родовых корнях семьи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком. Формировать умение рассказывать связно о членах своей семьи (их характере, привычках, учитывая их характерные особенности).

Развивающие: развивать понимание логико-грамматических конструкций; закреплять знания о родственных связях слов.

Воспитательные: воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям; формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.

Воспитатель: - Ребята, давайте и друг другу улыбнемся. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня!

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны догадаться, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

Кто стирает, варит, шьёт,

На работе устаёт.

Просыпается так рано?

Воспитатель: молодцы!

Кто научит гвоздь забить

Даст машину порулить,

И подскажет, как быть смелым

Сильным, ловким и умелым?

Вы все знаете ребята,

Это наш любимый…

Воспитатель:

Кто любить не устаёт,

Пироги для нас печёт,

Дети: Бабушка.

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый…

Самые дорогие и близкие люди для меня,

Без которых мне прожить никак нельзя.

Друг о друге мы заботимся всегда.

Это моя дружная… (семья)

Воспитатель: правильно. Давайте, сегодня поговорим о семье. Что же такое семья?
Дети: Это родные нам люди, которые живут с нами вместе.

Воспитатель : Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди : мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры , те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. В семье всегда уютно , тепло и спокойно.
Воспитатель: Люди родные друг другу называются родственниками. Это: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы, тети, дяди.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

А почему их семь?

Воспитатель:

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Плюс папа, мама, ребенок.

Сложили? Получается семь человек,

Давайте проверим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Но семьи, ребята, бывают разные: большие и маленькие. Большие – где живут вместе и бабушка с дедушкой, папа, мама и дети. Маленькие – например, мама и ребенок, папа и ребенок и т. д.

Воспитатель: Ребята а, как вы думаете, чем еще отличаются семьи друг от друга?

Дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии своих семей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна.

Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру, кто из этих людей не является родственником?

Воспитатель : так зачем человеку нужна семья?
Дети: чтобы жалели, хвалили, любили, помогали, заботились.

Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
Дети: в семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.

Воспитатель : В семье родители и дети чем-то радуют друг друга.

Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.)

А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.)

Воспитатель:

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?

Воспитатель : Ребята, а кто в семье может быть старше дедушки и бабушки? (Ответы детей.)

Воспитатель. Когда-то дедушка сам был ребенком, и у него тоже были родители, которые так же любили его и заботились о нем, как ваши родители заботятся о вас. Потом мальчик вырос, и у него родились сын и дочка – ваши будущие папа или мама. А потом родились вы, и дедушкины родители для вас стали прадедушкой и прабабушкой. Это тоже ваша семья; возможно, их нет рядом с вами, но свою любовь они передали вам через вашего дедушку, папу или маму. Дедушке и бабушке было бы приятно, если бы вы узнали о том, какими были их родители, чем они занимались, как жили. Расспросите их об этом. А потом расскажите нам.

Дидактическая игра "Подбери признаки"

- А какие же они, родные и дорогие нам люди? Расскажите о своих родственниках, какие они?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

Папа - строгий, умный, сильный:

А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Итог занятия:

Воспитатель: итак, ребята, о чем мы сегодня говорили? Говорили о семье. Семья – это самые близкие люди: мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь!

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

В детском саду у нас тоже есть дружная семья – это мы с вами. Я хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.

Итоговое занятие образовательного цикла систематизирует представления детей о домашнем труде, его разновидностях, об участии в нём всех членов семьи, о посильной помощи дошкольников.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_domashniy_trud.docx 14.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия в средней группе

по теме: "Домашний труд"

Цель : закрепить представление детей о домашнем труде.

  1. образовательная: закрепить представление детей о домашнем труде, об его разновидностях; познакомить с предметами-помощниками.
  2. развивающая: развивать позитивное отношение и интерес к домашнему труду, желание участвовать в нём, выполнять посильные обязанности.
  3. воспитательная: подвести детей к выводу, что домашний труд — это общие обязанности всех членов семьи. Воспитывать уважение к результатам труда людей.

-Ребята все мы живем в семьях, а что же такое семья?

Семья – это труд, друг о друге забота

Семья – это много домашней работы

- Ребята скажите, что такое домашняя работа?

- Молодцы! Правильно говорите, то есть дома мы тоже работаем. А что взрослые делают дома? (дети рассматривают фотографии и перечисляют)

-Все трудовые действия которые относятся к домашнему труду, можно разделить на несколько групп.

- Давайте разберёмся какие же бывают домашние дела?

1 группа Домашний труд для того чтобы выглядеть опрятно.

-Что делают люди для того чтобы выглядеть опрятно? (Стирают вещи, чинят их, пришивают пуговицы, гладят, чистят одежду и обувь)

2 группа Домашний труд на кухне

-Какую домашнюю работу делают люди, чтобы накормить семью? (Покупают продукты, готовят еду, накрывают на стол, моют посуду).

3 группа Домашний труд для наведения порядка в доме.

-Что делают люди чтобы в их доме был порядок? (Убирают предметы на место, моют полы, вытирают пыль, прибираются в шкафах, пылесосят, выносят мусор).

-Вот сколько домашних дел мы с вами перечислили! А кто всё это делает?

(выслушиваю мнения детей).

-А сейчас послушайте стихотворение:

Утомляюсь от работы…

На ногах едва стою….

Я беру у папы веник _

Я ведь тоже не бездельник,

После ужина посуду

Сам помою, не забуду, -

Папу с мамой берегу,

- Как мальчик из стихотворения заботится о своих родителях?

- А вы помогаете родителям? Расскажите нам, как вы помогаете родителям дома.

Вечером после сна остальные ребята нам расскажут, чем они помогают родителям по дому.

- А сейчас давайте вместе покажем, как мы помогаем нашим мамам:

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

- Ребята, а ведь в наших домашних делах есть предметы - помощники, какие это предметы?

- Какие предметы помогают нам для того чтобы наша одежда выглядела чисто и опрятно?

- Какие предметы помогают нам на кухне?

- Какие предметы помогают нам наводить порядок в доме?

На ней готовит мама кашу,

Котлеты жарит, варит суп.

Она на кухне королева,

Скажи мне, как её зовут?

- Где нам встречается этот помощник и чем он помогает?

Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошёл - там пыли нет,

Пыль и сор - его обед.

- А этот помощник в чём помогает нам?

- И ещё 1 загадка

Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне и елке,

- А для чего нам нужны иголки?

- Давайте мы с вами разделим предметы помощники на группы.

Возьмите картинку, рассмотрите её, для чего нужен этот предмет — помощник?

- Молодцы, давайте наклеим эти предметы — помощники, а вы подумайте к какой группе их нужно отнести.

1. предметы- помощники для того чтобы выглядеть опрятно,

2. предметы- помощники на кухне,

3. предметы -помощники для наведения порядка.

(Дети наклеивают фризы).

- Вот как много нового мы узнали.

- На какие группы делится домашний труд?

- Как называются предметы, которые при этом используют люди дома?

- Предлагаю дома нарисовать предметы помощники, которыми вы пользуетесь, когда помогаете дома.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых "Труд дворника весной".

Конспект занятия по щзнаколения с трудом взрослых "Труд дворники весной", для детей группы " Особый ребенок".


Занятие по ручному труду.


Конспект занятия во 2 младшей группе Труд взрослых Знакомство с трудом медсестры.

Познакомить детей с трудом медсестры.


"Домашние животные" конспект занятия с детьми 5-6 лет познавательное развитие.

Конспект НОД поможет в работе педагогам-практикам: Закрепить и углубить знания детей о домашних животных.


Конспект занятияпо ознакомлению с трудом взрослыхв первой младшей группе«Мы не ленились, мы трудились».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать представления об обязанностях каждого члена семьи.

Задачи:

Образовательная: определить круг обязанностей в семье; помочь сформировать правильное отношение к членам семьи.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношения к созданию в будущем своей семьи, любовь и уважение к семье.

Развивающая: развивать духовные и нравственные качества личности.
Методы: беседа, диалог, игра

Форма проведения: час общения.

План занятия:

I.Организационный момент (2 мин.).

1. Создание психологической обстановки на занятии.

II.Основная часть (34мин.)

1.Вступительное слово воспитателя

5.Работа с высказываниями

III. Итог занятия (4 мин.)

1.Подведение итога воспитателем(2 мин.)

2.Рефлексия. Контроль настроения: “Дерево чувств”.(2 мин.)

Коррекционно-развивающее занятие

Возрастной диапазон: 13-15 лет

Воспитатель: Иванова А.В.

Нам многое дано, и от нас многое ожидается.

У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой;

и ни одной из этих обязанностей мы не вправе пренебречь.

Теодор Рузвельт

Цель: дать представления об обязанностях каждого члена семьи.

Образовательная: определить круг обязанностей в семье; помочь сформировать правильное отношение к членам семьи.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношения к созданию в будущем своей семьи, любовь и уважение к семье.

Развивающая: развивать духовные и нравственные качества личности.
Методы: беседа, диалог, игра

Форма проведения: час общения.

План занятия:

I.Организационный момент (2 мин.).

1. Создание психологической обстановки на занятии.

II.Основная часть (34мин.)

1.Вступительное слово воспитателя

5.Работа с высказываниями

III. Итог занятия (4 мин.)

1.Подведение итога воспитателем(2 мин.)

2.Рефлексия. Контроль настроения: “Дерево чувств”.(2 мин.)

Ход занятия

I.Организационный момент

1. Создание психологической обстановки на занятии.

С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный – восторженный; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние.

(Воспитанники на крону дерева прикрепляют листочки).

II.Основная часть

1.Вступительное слово воспитателя

Воспитатель:

В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

Сегодня мы с вами поговорим об обязанностях каждого члена семьи. У каждого члена семьи есть свои прямые обязанности. Но главная обязанность каждого – радовать других успехами и добрыми делами, не огорчать плохими поступками.

Суть семьи состоит в том, чтобы удовлетворять не свои потребности, а потребности другого – мужа/ жены, детей, престарелых родителей. Жена – хранительница очага, муж – добытчик, кормилец и защитник. Кто важнее? Разрушится неохраняемый очаг – куда принесёт добычу кормилец? Затупятся стрелы – погаснет невостребованный огонь в очаге.

А теперь послушайте притчу.

-Довольна ли своей семейной жизнью жена? Почему?
-Правильно ли оценивает муж, домашнюю работу жены?
-Какая главная мысль притчи?

Воспитанники приводят примеры распределения семейных обязанностей.

Воспитатель:
Вести домашнее хозяйство – значит обеспечить нормальное условие для жизни семьи. В каждой семье оно осуществляется по своему. Всё должно быть на своём месте, чтобы при необходимости любой вещью можно было воспользоваться, не тратя время на её поиски. Такой порядок достигается, прежде всего, что о нём заботится не кто-то один, а все члены семьи. Хорошо когда все проявляют инициативу в выполнении того или иного доступного домашнего дела.

Обязанности - это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.

Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:
-индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);
-умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается);
-польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)

Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно. При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег. А женщины – ведением хозяйства: определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениями. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта. Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если муж делает все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье?

Воспитатель:

А может быть, все домашние дела должны делать быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Поэтому, уже в подростковом возрасте, нужно себя готовить к семейной жизни, заниматься самовоспитанием.

5.Работа с высказываниями.

Воспитатель:

А теперь выберите те высказывания о взаимоотношениях в семье, которые вам ближе. Объясните свой выбор. ( Воспитанники объясняют свой выбор)
1.Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.

Воспитатель:

Работаете в группах. Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи. Наклеить словосочетания на ватман и ознакомить нас. Словосочетания (на полосках бумаги заранее заготовленные): мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, сходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.

(Воспитанники распределили обязанности среди родителей и детей. Одна из групп распределила обязанности так: старшие дети – мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, пылесосить в доме, сходить в магазин, заниматься с младшими детьми; младшие дети – вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, выносить мусор; мать – стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, чинить одежду; отец – прибить что-нибудь, готовить в выходные дни. Другая группа распределила обязанности следующим образом: дети – мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, пылесосить в доме, вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, выносить мусор; родители – сходить в магазин, заниматься с младшими детьми, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, чинить одежду, прибить что-нибудь. Только в одной группе в семью включили бабушку и дедушку, в их обязанности входило – мыть посуду, готовить обед, чинить одежду, заниматься с младшими детьми).

Каждая группа аргументирует свою работу.

III. Итог занятия

1.Подведение итога воспитателем

Воспитатель:

Сегодня на занятии мы постарались определить круг обязанностей каждого члена семьи. В будущем вы создадите свои семьи и я хочу вам посоветовать: договаривайтесь, помогайте, окружайте друг друга вниманием и заботой, и тогда отношения в вашей семье будут наполнены пониманием и любовью.

Воспитатель:

- Что вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

- Что на занятии запомнилось больше всего?

Контроль настроения: “Дерево чувств”.

Вернемся к “Дереву чувств”, с помощью листочков сообщите: как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние? (Воспитанники на кроне дерева перевешивают листочки).

Цель. Закрепить представление детей о домашнем труде (труд для себя и семьи), познакомить с некоторыми предметами-помощ­никами в домашнем труде, нацелить детей на посильную помощь дома.

Материал. Картинки с изображением различных бытовых предметов и бытовой техники, а также других предметов и объ­ектов.


Примерный ход занятия.

Педагог напоминает детям, что во время встреч с людьми разных профессий все они расска­зывали о том, как после работы продолжают трудиться дома. Что же это за труд дома (домашний труд)? Интересуется у детей, тру­дятся ли дома их родители после работы.

Педагог говорит о том, что в домашних делах помогают пред­меты-помощники, предлагает детям выбрать их среди других пред­метов.

В повседневной жизни педагог рассказывает детям сказочные истории о предметах-помощниках в домашних делах.

Читайте также: