Решение и составление задач обратных заданной 2 класс школа россии презентация и конспект
Обновлено: 07.07.2024
Педагогические задачи: познакомить с обратными задачами; показать связь данных и искомого чисел в таких задачах; закреплять знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20, умение решать выражения вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся к развитию внимания, памяти, логического мышления, смекалки; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: имеют представление об обратных задачах; знают, как составить задачи, обратные данной; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; что такое отрезок; умеют: составлять задачи, обратные данной, решать задачи и выражения изученных видов, чертить отрезки заданной длины.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; прогнозируют и контролируют собственную деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки; осознают качество и уровень усвоения; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию, структурируют знания; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
м етоды и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные понятия и термины: сравнить, отрезок, точка, сантиметр, сложить, вычесть, задача, обратная задача.
с ценарий урока
I. Каллиграфическая минутка.
В руки в ручки мы берём,
Числа мы писать начнём…
Учитель предлагает ученикам рассмотреть числа, записанные на доске:
6 7 6 7 6 7 6 7 … 13 13 13 13 …
– Как связаны между собой записанные вами числа?
II. Устный счёт.
Устно мы теперь считаем,
Навык счёта развиваем.
– Найдите значение суммы чисел 3 и 4.
– Значение этой суммы вычтите из числа 17.
– Найдите значение суммы чисел 6 и 4.
– Значение этой суммы вычтите из числа 30.
– Из суммы чисел 70 и 8 вычтите число 8.
– Из суммы чисел 60 и 5 вычтите число 60.
– Разность чисел 10 и 8 прибавьте к числу 20.
– Разность чисел 9 и 3 прибавьте к числу 90.
– Маше 8 лет. Мама на 20 лет старше Маши, а папа на 1 год старше мамы. Сколько лет маме? Сколько лет папе?
При выполнении заданий учащиеся пользуются сигнальными карточками .
– А теперь выполните задания на смекалку – задачи 5, 6 (с. 26, 27) .
Задача 5 (с. 26). ( У Юры – пудель. У Димы – овчарка. У Алёши – такса.)
Задача 6 (с. 27). (Синих карандашей – 6.)
– А теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова-понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число. (Задача.)
– Что вы знаете о задаче? Какие виды задач знаете?
– Сегодня вы узнаете новое о задачах. Вам самостоятельно предстоит сделать открытие.
IV. Открытие новых знаний.
– Прочитайте задачу 1(1) (с. 26) и выберите схему, которая соответствует данной задаче. Опираясь на условие и ответ решённой задачи, составьте две другие задачи, которые соответствуют схемам.
(1-я задача. У Веры было 10 рублей. На эти деньги она купила блокнот, который стоил 6 рублей, и карандаш. Сколько стоил карандаш?
2-я задача. У Веры было 10 рублей. На эти деньги она купила карандаш, который стоил 4 рубля, и блокнот. Сколько стоил блокнот?)
– Теперь сравните решения всех задач. Установите связь между ними.
Решение : 1) 6 + 4 = 10;
– Такие задачи называются обратными .
Руки ставим все вразлёт, Руки в стороны держите,
Появился самолёт. Друг на друга посмотрите,
Мах крылом туда-сюда, Раз и два, раз и два.
Делай раз и делай два. Опустите руки вниз,
Раз и два, раз и два. И на место все садитесь!
Для закрепления нового материала учащимся предлагается составить задачу по данным числам (или по данной схеме), а затем составить задачи, обратные данной.
– Разберите задачу 2 (с. 26) . Выделите условие и вопрос, назовите данные и искомое числа. Составьте краткую запись или схему. Решите задачу самостоятельно. Сформулируйте и запишите ответ.
– Составьте две задачи, обратные данной.
V. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите чертёж, данный в задании 1 (с. 27) .
– Сколько отрезков изображено на чертеже? (Три.)
– Можно ли, не измеряя самый большой отрезок, узнать его длину?
– Каким образом? (Сложить длины двух других отрезков.)
– Какова длина большого отрезка? Проверьте это измерением. Вы были правы?
– Начертите отрезок длиной 10 сантиметров.
– Поставьте на нём точку так, чтобы получился отрезок длиной 4 сантиметра.
– Какова длина другого вновь полученного отрезка?
– Можно ли это узнать, не производя измерений? Как?
– Проверьте ваше предположение, измерив отрезок. Вы были правы?
VI. Решение выражений.
– Самостоятельно (по вариантам: вариант I – 1-й столбик; вариант II – 2-й столбик) решите выражения из задания 4 (с. 27) . Затем устно решите 3-й столбик данного номера.
Класс: 2.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока:урок-путешествие (с использованием ИКТ).
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
- Личностных УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
- Регулятивных УУД: Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя.
- Познавательные УУД: Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.
- УУД Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Методы и формы работы: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, математическая игра, учебный (проблемный) диалог,самостоятельная работа,наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)).
Оборудование:
Последовательность и продолжительность этапов урока
- Организационный момент – 2 мин.
- Актуализация опорных знаний – 5 мин.
- Самоопределение к деятельности (постановка темы и цели урока) – 8 мин.
- Гимнастика для глаз – 2 мин.
- Работа по теме урока (первичное закрепление знаний) – 9 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Работа над пройденным материалом – 7 мин.
- Домашние задание – 2 мин.
- Рефлексия учебной деятельности – 3 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по математическому лесу. Наше путешествие будет идти под девизом, который написан на слайде. Прочитаем его. (Слайд 2)
Чтоб водить корабли.
Чтобы лётчиком стать
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы смекайте-ка
Где бы нам не пригодилась
Математика.
– Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? (Чтобы стать хорошим летчиком капитаном, надо хорошо учиться. Преодолевать трудности, стараться самим добывать знания.)
– Откройте тетрадь и зафиксируйте место и время нашей встречи.
– Ну, что вперед за знаниями.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Индивидуальная работа у доски (на местах работа в парах)
Закрепление знаний состава числа.
– Посмотрите, какие чудесные математические ёлочки. Как вы думаете, какое задание я вам хочу предложить?
– У вас на столах есть карточки с математическими ёлочками. (Приложение 1)
– Каждая пара веточек даёт в сумме число на макушке, числа на веточках могут быть однозначные и двузначные.
(У доски 3 ученика – вписывают числа в круги. (Приложение 5) Самостоятельная работа на местах в парах.)
– С какой целью выполняли это задание? (повторили состав числа, способы получения чисел 7, 11, 15).
2. Устный счёт (Слайд 4)
– На поляне растут математические грибы. Эти грибочки необычные они волшебные. Посмотрите, какие числа записаны на шляпках грибов, поставьте их в порядке убывания (уменьшения) и вы узнаете, какое слово спряталось на грибочках. (Приложение 2) Ответ: 55, 50, 45, 35, 25, 15.
– Что вы знаете о задаче? Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ). (Слайд 5)
– Как вы думаете, зачем мы выполняли это задание? (повторили порядок чисел при счёте (в натуральном ряду, вспомнили части задачи)).
III. Гимнастика для глаз.
– Ребята сейчас мы попадём на лесную игровую полянку, где вам нужно глазками следить за движениями предметов. (Слайд 6)
IV. Самоопределение к деятельности (постановка темы и цели урока).
– Посмотрите, сегодня к нам на урок снова пришел Учёный Математик. (Слайд 7)
– Как вы думаете, зачем он к нам пришёл? Что-то он не весёлый. Может быть что-нибудь случилось? (У Математика в руках листочек с буквами).
– Оказывается, Математик так спешил к нам, что пока бежал у него по листочку все буквы рассыпались. Поможем Математику расшифровать слово? Поставьте буквы в порядке возрастания их высоты и узнаете слово.
- Какое слово получилось? (Обратные). (Приложение 3)
– Итак, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Решать обратные задачи). (Слайд 8)
– А обратные задачи, это какие?
– Попробуёте сформулировать проблему, которую необходимо разрешить на уроке? (Узнать о том, что такое обратные задачи и проверить наши предположения по этой проблеме).
– Вот сегодня мы будем исследователями, понаблюдаем и разрешим данную проблему.
Задачи на слайдах (схемы краткой записи для заполнения учащимися (Приложение 4)).
– Прочитайте тексты. Это одна и та же задача? В чём сходство? О чем говориться в задаче? (О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю). В чём отличие?
- На землю с деревьев упало 5 дубовых и 6 кленовых листочков. Сколько всего на земле листочков?
- В лесу листопад. На землю с деревьев упало 11 листочков. Кленовых было 6. Сколько на земле дубовых листочков?
- В лесу листопад. На землю с деревьев упало 11 листочков. Из них было 5 дубовых. Сколько на земле кленовых листочков?
– Прочитайте первую задачу. О чем говориться в задаче? (Дубовых – 5 л., кленовых – 6 л., не знаем сколько всего на земле листочков).
– Впишите самостоятельно на карточках данные, которые известны и неизвестны в задаче.
– Решите задачу №1.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. (Слайд 10)
– Прочитайте вторую задачу. О чем говориться в задаче? (О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю).
– Чем задача похожа на предыдущую и чем отличается от неё? (В обеих задачах речь идёт о кленовых и дубовых листочках, и в той, и другой
задаче на земле 6 кленовых листочков В первой задаче известно, что упало
5 дубовых листочков и нужно узнать, сколько всего упало на землю листочков с двух деревьев, во второй задаче известна общее количество листочков и нужно узнать, сколько на земле дубовых листочков.)
– Запишите кратко условие.
– Решите задачу №2.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. (Слайд 10)
– Что вы можете сказать о решениях этих задач?
– Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие? (Известно, сколько всего упало кленовых и дубовых листочков, и на земле кленовых листочков. Не знаем, сколько дубовых.)
– Что надо узнать? Запишите задачу кратко.
– Решите задачу №3.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. (Слайд 10)
– Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.)
– Что одинаково? (Данные, числа.) - Чем отличаются?
– Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.) - Чем отличаются? (Действиями:1) +; 2) -; 3) -.)
– Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой.)
– Конечно, это обратные задачи.
– В какой форме мы записали задачи? (в форме краткой записи).
– А можно их оформить в виде схематического рисунка (Слайд 11)
– Кто может поделиться с Математиком о том, как понял, что такое обратная задача? (Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится не известным, а неизвестное известным), называются обратными первой).
– Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи)
– Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их).
– Что ещё нового мы узнали? В каком виде можно оформить кратко задачу? (схематический рисунок).
– Проверили мы наши предположения? Математик говорит, что вы молодцы.
V. Работа по теме урока
– Откройте учебник на стр. 26, № 2. (Слайд 12)
– Откройте тетрадь и запишите номер задания № 2.
– Прочитайте задачу. Запишите кратко.
– Решение и ответ задачи запишите самостоятельно.
– Составьте обратные задачи (устно). (Коллективное составление с комментированием).
1 вариант: решает задачу с вопросом: Сколько поймал лещей?
2 вариант: решает задачу с вопросом Сколько поймал окуней?
Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. (Слайд 13)
– Кто затруднялся при работе с этим заданием, покажите жёлтый сигнал.
– С какой целью выполняли это упражнение из учебника? (закрепили умение решать задачи, учились устно составлять и решать обратные задачи).
Учитель показывает танцевальные движения. (Слайд 14)
- Движения ногами (сгибание и разгибание колен), руки на пояс.
- Подняться на носочки и поднимать медленно руки вверх.
- Круговые движения тазом (вправо, влево).
- Повторить 1 танцевальное движение.
- Хлопки руками.
- Повторить 1 танцевальное движение.
VII. Работа над пройденным материалом
– Откройте тетрадь с печатной основой с. 34 №19.
– Прочитайте задание. Раскрасьте кружки с номерами обратных задач.
Докажите, что вы их верно нашли.
– Зачем мы выполняли это задание? Чему учились? (узнавать обратные задачи, уметь отличить обратную от данной (прямой) задачи).
VIII. Домашнее задание
- Учебник: стр. 26, № 3.
- Р. т.: стр. 34 № 18, № 19 (решить задачи).(Слайд 16)
IX. Рефлексия учебной деятельности
– Вспомните девиз нашего путешествия.
Чтоб водить корабли.
Чтобы лётчиком стать
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы смекайте-ка
Где бы нам не пригодилась
Математика.
– Мы сегодня с вами хорошо поработали, и я считаю, что из вас должны получиться хорошие и летчики и капитаны и вы сможете для себя выбрать любую другую нужную профессию. Математические знания важны для всех сфер деятельности.
– Посмотрите, как смотрит на нас Математик. Он улыбается. Почему? (Доволен тем, как мы поработали на уроке исследователями). (Слайд 17)
– Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
– Какие задачи называются обратными?
– Кто испытывал трудности при работе?
– Какие? Что нужно сделать, чтобы их устранить?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ обратные задачи.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок - путешествие Чтоб водить корабли. Чтобы лётчиком стать Надо прежде всего Математику знать. И на свете нет профессии, Вы смекайте – ка Где бы нам не пригодилась Математика. 2 класс
№ 1 - 5 л. - 6 л. ? л. К. Д. № 2 - ? л. - 6 л. 11 л. К. Д. № 3 - ? л. - 5 л. 11 л. К. Д. 1.) 5 + 6 = 11(л.) Ответ:11листочков. 1.) 11 – 6 = 5(л.) Ответ:5 листочков. 1.) 11 – 5 = 6(л.) Ответ:6 листочков.
№ 2 Схематические рисунки № 1 № 3 5 л. 6 л. ? 11 л. ? 6 л. ? 5 л. 11 л.
Учебник: стр. 26, № 2
Домашнее задание: 1. Уч.: стр. 26, № 3. 2. Р. т.: стр. 34, № 19 (решить задачи).
Выбранный для просмотра документ обратные.docx
Тема урока: Задачи, обратные данной.
Предметные результаты:
Уметь узнавать и составлять обратные задачи.
Знать структуру задачи.
Уметь решать задачи в одно действие.
Уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи.
Уметь составлять краткую запись или схематический рисунок.
Уметь выполнять вычисления изученных видов.
Метапредметные результаты:
Личностных УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Регулятивных УУД: Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя.
Познавательные УУД: Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.
УУД Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Методы и формы работы: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, математическая игра, учебный (проблемный) диалог,самостоятельная работа,наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)).
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
– Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по математическому лесу. Наше путешествие будет идти под девизом, который написан на слайде. Прочитаем его. (Слайд 2)
Чтоб водить корабли.
Чтобы лётчиком стать
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы смекайте-ка
Где бы нам не пригодилась
Математика.
– Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? (Чтобы стать хорошим летчиком капитаном, надо хорошо учиться. Преодолевать трудности, стараться самим добывать знания.)
– Откройте тетрадь и зафиксируйте место и время нашей встречи.
– Ну, что вперед за знаниями.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Индивидуальная работа у доски (на местах работа в парах)
Закрепление знаний состава числа.
– Посмотрите, какие чудесные математические ёлочки. Как вы думаете, какое задание я вам хочу предложить?
– У вас на столах есть карточки с математическими ёлочками. ( Приложение 1 )
– Каждая пара веточек даёт в сумме число на макушке, числа на веточках могут быть однозначные и двузначные.
(У доски 3 ученика – вписывают числа в круги. ( Приложение 5 ) Самостоятельная работа на местах в парах.)
– С какой целью выполняли это задание? (повторили состав числа, способы получения чисел 7, 11, 15).
2. Устный счёт (Слайд 4)
– На поляне растут математические грибы. Эти грибочки необычные они волшебные. Посмотрите, какие числа записаны на шляпках грибов, поставьте их в порядке убывания (уменьшения) и вы узнаете, какое слово спряталось на грибочках. ( Приложение 2 ) Ответ: 55, 50, 45, 35, 25, 15.
– Что вы знаете о задаче? Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ). (Слайд 5)
– Как вы думаете, зачем мы выполняли это задание? (повторили порядок чисел при счёте (в натуральном ряду, вспомнили части задачи)).
III. Гимнастика для глаз.
– Ребята сейчас мы попадём на лесную игровую полянку, где вам нужно глазками следить за движениями предметов. (Слайд 6)
IV. Самоопределение к деятельности (постановка темы и цели урока).
– Посмотрите, сегодня к нам на урок снова пришел Учёный Математик. (Слайд 7)
– Как вы думаете, зачем он к нам пришёл? Что-то он не весёлый. Может быть что-нибудь случилось? (У Математика в руках листочек с буквами ).
– Оказывается, Математик так спешил к нам, что пока бежал у него по листочку все буквы рассыпались. Поможем Математику расшифровать слово? Поставьте буквы в порядке возрастания их высоты и узнаете слово.
- Какое слово получилось? (Обратные). ( Приложение 3 )
– Итак, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Решать обратные задачи). (Слайд 8)
– А обратные задачи, это какие?
– Попробуйте сформулировать проблему, которую необходимо разрешить на уроке? ( Узнать о том, что такое обратные задачи и проверить наши предположения по этой проблеме ).
– Вот сегодня мы будем исследователями, понаблюдаем и разрешим данную проблему.
Задачи на слайдах (схемы краткой записи для заполнения учащимися (Приложение 4 )) .
– Прочитайте тексты. Это одна и та же задача? В чём сходство? О чем говориться в задаче? (О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю). В чём отличие?
На землю с деревьев упало 5 дубовых и 6 кленовых листочков. Сколько всего на земле листочков?
В лесу листопад. На землю с деревьев упало 11 листочков. Кленовых было 6. Сколько на земле дубовых листочков?
В лесу листопад. На землю с деревьев упало 11 листочков. Из них было 5 дубовых. Сколько на земле кленовых листочков?
– Прочитайте первую задачу. О чем говориться в задаче? (Дубовых – 5 л., кленовых – 6 л., не знаем сколько всего на земле листочков).
– Впишите самостоятельно на карточках данные, которые известны и неизвестны в задаче.
– Решите задачу №1.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. ( Слайд 10)
– Прочитайте вторую задачу. О чем говориться в задаче? (О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю).
– Чем задача похожа на предыдущую и чем отличается от неё? (В обеих задачах речь идёт о кленовых и дубовых листочках, и в той, и другой
задаче на земле 6 кленовых листочков В первой задаче известно, что упало
5 дубовых листочков и нужно узнать, сколько всего упало на землю листочков с двух деревьев, во второй задаче известна общее количество листочков и нужно узнать, сколько на земле дубовых листочков.)
– Запишите кратко условие.
– Решите задачу №2.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. (Слайд 10)
– Что вы можете сказать о решениях этих задач?
– Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие? (Известно, сколько всего упало кленовых и дубовых листочков, и на земле кленовых листочков. Не знаем, сколько дубовых.)
– Что надо узнать? Запишите задачу кратко.
– Решите задачу №3.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. (Слайд 10)
– Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.)
– Что одинаково? (Данные, числа.) - Чем отличаются?
– Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.) - Чем отличаются? (Действиями:1) +; 2) -; 3) -.)
– Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой.)
– Конечно, это обратные задачи.
– В какой форме мы записали задачи? ( в форме краткой записи ).
– А можно их оформить в виде схематического рисунка ( Слайд 11)
– Кто может поделиться с Математиком о том, как понял, что такое обратная задача? ( Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится не известным, а неизвестное известным), называются обратными первой).
– Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи)
– Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их).
– Что ещё нового мы узнали? В каком виде можно оформить кратко задачу? (схематический рисунок).
– Проверили мы наши предположения? Математик говорит, что вы молодцы.
V. Работа по теме урока
– Откройте учебник на стр. 26, № 2. (Слайд 12)
– Откройте тетрадь и запишите номер задания № 2.
– Прочитайте задачу. Запишите кратко.
– Решение и ответ задачи запишите самостоятельно.
– Составьте обратные задачи (устно). ( Коллективное составление с комментированием).
1 вариант: решает задачу с вопросом: Сколько поймал лещей?
2 вариант: решает задачу с вопросом Сколько поймал окуней?
Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. (Слайд 13)
– Кто затруднялся при работе с этим заданием, покажите жёлтый сигнал.
– С какой целью выполняли это упражнение из учебника? (закрепили умение решать задачи, учились устно составлять и решать обратные задачи).
Учитель показывает танцевальные движения. (Слайд 14)
Движения ногами (сгибание и разгибание колен), руки на пояс.
Подняться на носочки и поднимать медленно руки вверх.
Круговые движения тазом (вправо, влево).
Повторить 1 танцевальное движение.
Повторить 1 танцевальное движение.
VII. Работа над пройденным материалом
– Откройте тетрадь с печатной основой с. 34 №19 .
– Прочитайте задание. Раскрасьте кружки с номерами обратных задач.
Докажите, что вы их верно нашли.
– Зачем мы выполняли это задание? Чему учились ? (узнавать обратные задачи, уметь отличить обратную от данной (прямой) задачи).
VIII. Домашнее задание
Учебник: стр. 26, № 3.
Р. т.: стр. 34 № 18, № 19 (решить задачи). (Слайд 16)
IX. Рефлексия учебной деятельности
– Вспомните девиз нашего путешествия.
Чтоб водить корабли.
Чтобы лётчиком стать
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы смекайте-ка
Где бы нам не пригодилась
Математика.
– Мы сегодня с вами хорошо поработали, и я считаю, что из вас должны получиться хорошие и летчики и капитаны и вы сможете для себя выбрать любую другую нужную профессию. Математические знания важны для всех сфер деятельности.
– Посмотрите, как смотрит на нас Математик. Он улыбается. Почему? (Доволен тем, как мы поработали на уроке исследователями). ( Слайд 17)
– Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
– Какие задачи называются обратными?
– Кто испытывал трудности при работе?
– Какие? Что нужно сделать, чтобы их устранить?
Задачи, обратные данной - считаются те задачи, в которых говорится об одних и тех же предметах, но известное и неизвестное меняются местами.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
2. Математика. Проверочные работы. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова А.Д.-М.: Просвещение, 2017, с. 16, 17
3. Математика. Рабочая тетрадь. 2 кл. 1 часть: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова С.И.-М.: Просвещение, 2017.-с.31
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Решим три задачи.
Составим по рисунку первую задачу.
В классе 10 девочек и 8 мальчиков. Сколько всего детей в классе?
Составим схематический рисунок.
10 + 8 = 18 (д.)
Ответ: 18 детей в классе.
Составим вторую задачу.
В классе 18 детей. Девочек 10, остальные-мальчики. Сколько мальчиков в классе?
18 – 10 = 8 (м.)
Ответ: 8 мальчиков в классе.
Составим третью задачу.
В классе 18 детей. Мальчиков 8, остальные - девочки. Сколько девочек в классе?
18 – 8 = 10 (д.)
Ответ: 10 девочек в классе.
Посмотрим еще раз на схемы к каждой задаче. Обратим внимание на то, что во всех задачах одинаковый сюжет, но то, о чем спрашивается в первой задаче стало известным во второй и третьей задачах, а узнать во второй задаче, сколько мальчиков и в третьей задаче сколько девочек в классе надо то, что известно в первой задаче.
Задачи, в которых известно то, о чем спрашивается в первой задаче и надо узнать то, что в первой задаче известно, называют обратными первой.
Сделаем вывод: задачи, обратные данной - считаются те задачи, в которых говорится об одних и тех же предметах, но известное и неизвестное меняются местами.
Тренировочные задания.
1. Решите задачу. Выберите задачи, обратные данной.
Кате подарили 8 воздушных шариков красного и синего цвета. Красных шариков было 5. Сколько синих шариков у Кати?
1. Кате подарили 5 шариков красного цвета и 3 шарика синего цвета. Сколько шариков у Кати?
2. У Кати было 8 шариков. 3 шарика она подарила. Сколько шариков осталось у Кати?
3. Кате подарили 8 воздушных шариков красного и синего цвета. Синих шариков было 3. Сколько красных шариков у Кати?
Правильные варианты:
1. Кате подарили 5 шариков красного цвета и 3 шарика синего цвета. Сколько шариков у Кати?
3. Кате подарили 8 воздушных шариков красного и синего цвета. Синих шариков было 3. Сколько красных шариков у Кати?
2 . Восстановите пропуски в задачах.
1.В июне было 10 пасмурных дней и 20 ясных дней. Сколько дней в ________?
2. В июне ____ дней. Из них 10 дней были пасмурными. Сколько______ дней было в июне?
3. В июне 30 дней. Ясными были ____ дней. Сколько ____ дней было в июне?
30, 20, ясных, пасмурных, июне
Правильный вариант:
1. В июне было 10 пасмурных дней и 20 ясных дней. Сколько дней в июне?
2. В июне 30 дней. Из них 10 дней были пасмурными. Сколько ясных дней было в июне?
3. В июне 30 дней. Ясными были 20 дней. Сколько пасмурных дней было в июне?
Читайте также: