Разнообразие камерной музыки прелюдии баха и скрябина конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Выполнила преподаватель специального фортепиано:
Гапонюк Э.В.

Сегодня мы с вами поговорим о прелюдиях. Все вы за годы учебы в школе играли пьесы с таким названием.

Первые прелюдии появились давно, в 15 веке. Они представляли собой небольшое вступление к пьесе, вокальной или инструментальной. Их играли на органе, лютнях, клавишных инструментах. Вступление чаще всего было импровизированным, т. е. создавалось непосредственно на сцене, во время игры. Целью такой прелюдии было подготовить и настроить слушателя на определенный характер, установить тональность следующей за прелюдией пьесы.
Характерной чертой прелюдии является единый тип фактуры от начала до конца произведения. Например, 1 прелюдия может быть написана только аккордами, другая – арпеджио, 3 – пассажами гамм и т. д.. Ритмический рисунок тоже остается единым на протяжении всей пьесы. Чаще всего в прелюдиях содержится один музыкальный образ, одно настроение.
В 17 веке прелюдией называли вступление во французской опере, исполнявшейся целым оркестром. И вот уже в 18 веке прелюдии стали создаваться как самостоятельные пьесы. Прежде всего мы их знаем в творчестве основоположника классической музыки И. С. Баха.

Если в классической музыке прелюдия стала самостоятельным жанром, то в эпоху романтизма она получила новые качества. Главным становится человек, его чувства, душевные переживания. И в прелюдиях польского композитора-романтика Фридерика Шопена мы находим эти новые черты.

Другая его прелюдия a-moll создает образ дороги - сквозь бег проступают песенные мотивы, звенят бубенцы, цокают копыта лошадей.
Исполнит прелюдию №8 соч.32 a-moll преподаватель школы Шин Ж. С..

А сейчас мы познакомимся с прелюдиями нашего современника казахстанского композитора Газизы Жубановой. Эти пьесы невелики по объему и контрастны между собой.
Первая b-moll, вначале мягкая и печальная, достигает яркой драматической кульминации в середине. Несколько голосов как бы ведут рассказ о печальном прошлом.
Вторая h-moll построена на контрастах: мягкие, ласковые интонации пассажей 1 части сочетаются с резким отрывистым звучанием 2 части.
Исполнит 2 прелюдии Жубановой b-moll и h-moll ученица 6 класса Кулагина Ксения.

Завершаем мы знакомство с прелюдиями творчеством американского композитора Джорджа Гершвина.
Особенность его стиля – использование традиций джаза. Основой джаза стала музыка негров, вывезенных из Африки и сохранивших в Америке свои обрядовые пляски, духовные гимны. Это – спиричуэлы, блюзы и т п..
Главным в джазовой музыке является ритм, его регулярная пульсация (так называемый бит). Также характерны и важны акценты в мелодии, синкопы, рождающие волнообразное движение (так называемый свинг) и повторность коротких мотивов (так называемых рифов), носящая характер переклички.
Все эти черты вы услышите в прелюдии Гершвина №1 B-dur.
Исполнит эту прелюдию ученица 7 класса Белякова Елена.


Мы сегодня попытались проследить путь развития прелюдии. Возникнув в 15 веке простым вступлением, она в 18 веке стала самостоятельным жанром. В творчестве Баха был создан цикл: прелюдия и фуга. Свой расцвет прелюдия получила в творчестве композиторов-романтиков: Шопена, Шумана, Скрябина и т.д..В творчестве каждого композитора она приобретала новые черты и качества. Композиторы 20 века обращались к жанру прелюдии не менее часто. Циклы из 24 прелюдий создали такие композиторы как Шостакович, Щедрин, Дебюсси, Кабалевский и т.д..
Хочется пожелать вам, ребята, соприкоснуться с этим жанром, самим поиграть прелюдии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока : Камерная инструментальная музыка. Прелюдия.

Тип урока: Урок расширения знаний / Комбинированный урок /

Цель урока: Углубление знаний о музыкальном жанре – прелюдия.

Элемент содержания: Углубление знаний о музыкальном жанре – прелюдия.
Особенности развития музыки в камерных жанрах - эпохи романтизма на примере творчества Ф.Шопена, К.Дебюсси, С.Рахманинова.

Предметные: специальные:

Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма, импрессионизма.

Личностные: – осознание личностных смыслов музыкальных произведений. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

П – понимать и различать особенности средств музыкальной выразительности (таких как мелодия, ритм, лад, темп, регистр); специфики музыкального образа;

проявление устойчивого интереса к познанию классического музыкального наследия.

Р - оценка своей музыкально-творческой деятельности.
К - владеть умениями совместной деятельности.

Муз. материал: Фрагменты: Прелюдии № 7,20 для фортепиано, Ф.Шопен.

Прелюдии №5,12 С. Рахманинов. А.Скрябин №14.

Методы: Повторение пройденного методом устного опроса;

Орг. момент. Приветствие.

Сегодня у нас с вами состоится еще одна встреча с искусством: миром чувств и раздумий, откровений и открытий.

И так мы продолжаем удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной инструментальной музыки.

Обратили ли вы внимание , что сегодняшний урок начался сразу же с музыки?

Знакома ли она вам?

Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?(Ответы учащихся)

Актуализация :

Особенности развития музыки в камерных жанрах - эпохи романтизма.

Ответы: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения. : Камерная инструментальная музыка – (итальянское camera, буквально – комната).

Обработка музыкального произведения с целью внесения новых выразительных элементов, иногда для исполнения на другом инструменте, называется – транскрипция.

Мотивация

Сейчас я предлагаю Вам сделать небольшую творческую работу.

На доске выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные.

Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры,

а в другой – камерные инструментальные жанры.

Действительно, есть ряд жанров, которые мы можем отнести как к вокальным, так и к инструментальным. Значит, в вашей работе должен появиться третий столбик. (На творческую работу отводится 2-3 минуты). Назовите мне, пожалуйста, те жанры камерной музыки, которые Вы выписали в третий столбик.

: Серенада, баллада, баркарола, романс.

: Кто из вас может привести музыкальные примеры названных жанров?

Работа по теме урока

Итак, мы продолжим разговор об инструментальном жанре, который получил своё второе рождение, благодаря творческой фантазии и композиторскому вдохновению, как зарубежных, так и русских композиторов .

Первичное усвоение знаний.

Изучение нового материала. Музыкальный словарик .

Прелюдия (от лат. praeludere — делаю вступление) — небольшое вступление импровизационного характера перед основным изложением музыкального произведения — фуги или сюиты.

Прелюдией также называют небольшую инструментальную пьесу (преимущественно фортепианную).

Первыми прелюдиями были произведения для лютни эпохи Возрождения ( XV в.)

Это были короткие вступления, предшествовавшие крупным пьесам. Лютнисты часто играли прелюдии, чтобы проверить настройку инструмента или акустику помещения перед выступлением

Освободившись от изначального предназначения вступительной пьесы, прелюдия получила развитие в творчестве композиторов последующих поколений, которые писали прелюдии как самостоятельные произведения.

В 18 веке (эпоха барокко) , в период расцвета камерной музыки, развитию жанра транскрипции способствовал И.С.Бах, создавая многочисленные транскрипции для клавесина, - излюбленной новинки эпохи.

Одно из таких произведений - пронизанная светом и покоем, умиротворённая, отрешённая от всего суетного прелюдия до мажор И.С.Баха .

Слушание: прелюдия до - мажор И.С.Баха .

А сейчас мы продолжим наше путешествие в эпоху романтизма в 19 век..

С кем из композиторов этой эпохи мы познакомились на прошлых уроках? (ответы – Шопен, Лист, Рахманинов, Скрябин)

Ф. Шопен первым стал сочинять прелюдии как отдельные пьесы, фортепианные миниатюры разнообразного содержания.

Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека.

Фридерика Шопена (1810-1849), который сумел раскрыть неисчерпаемые выразительные возможности инструментальной миниатюры

Прелюдии Ф.Шопена. Композитор стремился в них высказаться максимально лаконично, словно остановить и зафиксировать мгновение жизни, показать его непреходящую прелесть, обобщить весь накопленный жизненный опыт, раскрыть народность и национальность, светлую и скорбную лирику, драматизм переживаний и гражданский пафос, романтическую фантастику и изящество задушевной, сердечной речи.

Слушание: №7, №20.

Учитель: Контрастные образы Прелюдии № 7 (ля мажор) и Прелюдии № 20 (до-минор). Следует обратить внимание на лаконичность формы.

Анализ после прослушивания.

Прелюдия № 7. Светлое воспоминание, кокетливо-ласковое настроение передаётся удивительной лёгкостью звучания, изяществом мелодического рисунка, мажорным ладом.

Танцевальная основа – интонации и ритмы мазурки, польского народного танца, значимого для творчества Шопена как символа Родины.

Прелюдия№ 20. Скорбный характер подчеркнут минорным ладом, маршевой неторопливой поступью, интонациями похоронного шествия, контрастами динамики, повторами главной темы.

Учитель: выделить приёмы развития: повтор, варьирование, включение контрастных звучностей.

Как можно определить содержание этой пьесы? (ответы)

(Горестное раздумье, размышление, воспоминание о прошедшем.)

И так мы продолжаем наше погружение в мир удивительной музыки –

в эпоху импрессионизма.

Дебюсси, опираясь на идеи художников-импрессионистов и поэтов-символистов, связывает в сознании слушателей музыку Прелюдий с природными пейзажами (море, воздушная стихия, свет), с пластическими композициями, с портретами, со сказочно-легендарными и фантастическими сюжетами.

Трёхчастность построения пьесы, отсутствие ярких контрастов между частями, кульминация приходится на начало средней части (эмоциональный подъём, усиление звучности, плотности фактуры, использование высоких регистров). Реприза, третья часть, не повторяет целиком первую, она значительно сокращена композитором и содержит всего одно проведение главной мелодии-темы.

Цикл из двадцати четырёх прелюдий, созданных Дебюсси в конце творческого пути завершил, по существу, развитие этого жанра в западноевропейской музыке, наиболее значительными явлениями которого до сих пор были прелюдии Баха и Шопена.

И сейчас пришло время обратиться к прелюдиям русского композитора С.В.Рахманинова.

Прелюдии С.Рахманинова масштабно-концертные, вызывают картинные

и зримые ассоциации.

Слушание: Фрагменты. Анализ.

Прелюдия до-диез минор создаёт трагически-сосредоточенный образ. Выделить мотивы и интонации, характеризующие начальную тему (трёхзвучная унисонная нисходящая интонация, затем мотив с интонациями вздоха и следующими за ними глубокими басами), проследить за её развитием, определить форму-композицию прелюдии (трёхчастная), сопоставить контрастные образы средней части (смятение, волнение, тревога) с заключительной третьей частью (репризой).

На концертах С. Рахманинова-пианиста слушатели часто обращались с просьбой исполнить для них именно эту пьесу.

Настроение Рахманиновской Прелюдии соль-диез минор - одновременно трепетное и тоскливое - созвучно русской музыкальной традиции воплощения образов печали и прощания. Композитор не дал пьесе названия .

Мелодия льется свободно – то чуть быстрее, то – успокаиваясь. Звучание колокольчика, присутствующее во всей пьесе - образ зимнего пейзажа.

Музыка наполнена характерной для творчества Рахманинова лирикой. Безмятежность, атмосфера спокойствия и отрешенности в этом сочинении окрашены в печальные тона. Музыкальный образ прелюдии дополняется даже моментом звукоизобразительности.

Знакомство с текстом и разучивание мелодии. Исполнение Караоке.

Рефлексия. С каким музыкальным жанром мы познакомились на уроке?

· Чем отличаются прелюдии, которые мы слушали на уроке?

Д.З. знать понятия - Этюд, Транскрипция, Прелюдия. Малые формы музыки.

Комбинированный урок для учащихся 6-го класса по теме "Музыкальный образ" сочетает различные формы и методы работы. Ученики на уроке музицируют, слушают музыку, составляют ассоциативные гроздья, размышляют о музыке, учатся понимать музыкальный язык, сопоставляют музыкальные произведения с картинами изобразительного искусства, представляют результаты поисковой деятельности.

ВложениеРазмер
muzykalnye_obrazy_proizvedeniy_a.docx 17.52 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Хабарова Валентина Ивановна, учитель музыки

МОУ «Лицей №1 Зеленодольского

Музыкальные образы произведений А.Н.Скрябина.

Цель: знакомство с музыкальными образами произведений А.Н.Скрябина.

формирование умения раскрывать музыкальные образы новых произведений;

уметь размышлять о музыке, сочувствовать и сопереживать ей.

Наглядный материал: компьютерная презентация, портрет Скрябина, Рахманинова.

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Распевание.

2. Работа по теме урока.

Учитель: Мы неспроста исполнили песню о Родине. Сегодня, ребята, мы обратимся к творчеству великого русского композитора Александра Николаевича Скрябин, который внёс огромный вклад в развитие музыкальной культуры нашей Родины. (Показ слайда: портрет А.Н.Скрябина)

Звучит Симфония №3 А.Н.Скрябина.

Александр Николаевич Скрябин – русский композитор, пианист. Родился в московской дворянской интеллигентной семье. Его слух и память поражали окружающих. Поступил в кадетский корпус в 10 лет. Берёт уроки у Танеева и Зверева. В 16 лет поступает в консерваторию. (Показ слайдов: Скрябин в разные годы жизни).

Учится на одном курсе с С.В.Рахманиновым. Оба – звёзды консерватории, оба оканчивают её с медалями. (Показ слайда: портрет С.В.Рахманинова)

С 1890-х годов Скрябин начинает исполнительскую деятельность. С успехом выступает во Франции, Брюсселе, Гааге.

С 1898 года становится профессором Московской консерватории. (Показ слайда: Московская консерватория)

Ученики: Патетический – в наивысшей степени взволнованный, приподнятый по настроению.

Учитель: Молодцы, правильно. Что же такое Этюд?

Ученик: Это упражнение, пьеса, ставившая перед исполнителем техническую задачу.

Исполнение детьми (по желанию учащихся) одного из этюдов. Например, этюд К.Черни.

Ученики: Нет. Этюды есть у художников, актёров.

Учитель: Совершенно верно.

Классической высоты жанр русского фортепианного этюда достиг именно в творчестве А.Н.Скрябина. У Шопена, Рахманинова, Скрябина этюды становятся музыкальными произведениями, в которых присутствует свой музыкальный образ, выражается музыкальная мысль. (Показ слайда: коллаж портретов А.Н.Скрябина, Ф.Шопена, С.В.Рахманинова)

Ученики: Революционные волнения, мужество, буря, неуёмная энергия, стремительный поток. (Ассоциативные гроздья).

Учитель: Молодцы. Именно это и отражает Скрябин. Какой образ в этом этюде?

Ученики с учителем определяют образ неуклонной воли к победе, образ мужественно – трагедийный.

Учитель: В жизни у Скрябина были минуты отчаяния, страдания, против которых он боролся. (Показ слайда: портрет А.Н.Скрябина)

Слушание. Скрябин Прелюдия №4.

Ученики: Прелюдия – это вступительная пьеса к чему – либо, например, к фуге.

Охарактеризуйте прелюдию. Что означает звучащая одноголосно мелодия?

Ученики: Одиночество, страдания, глубокую печаль человека, душевные муки.

Учитель: Что вам напоминают три аккорда звучащие в прелюдии, которые возникают снова и снова. (Учитель играет эти аккорды).

Ученики: Траурный марш, удары погребального колокола.

Дальнейший разбор прелюдии с музыкальной иллюстрацией.

Во второй фразе одинокий голос стремиться вырваться из состояния печального оцепенения и одиночества, он находит поддержку. Но три аккорда прерывают его. Попытка преодолеть страдания все энергичнее, но удары погребального колокола напоминают о себе.

Учитель: Сможет ли человек преодолеть одиночество?

Учитель: Почему вы так решили?

Ученики: Потому что в конце прелюдии мелодия звучит одноголосно. А три аккорда звучат как приговор, усиливают трагедию.

Учитель: Правильно, молодцы.

Повторное слушание. Скрябин Прелюдия №4.

Ученики: Образ страдания, одиночества и покорности судьбе в этой Прелюдии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе.

Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс

Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий.


конспект урока музыки "Вечная тема - образ матери"

На уроке идет разговор об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Как музыка, литература и живопись создают образ матери. Это великая и вечная тема в искусстве. Почему? Что означае.


ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить с контрастными музыкальными образами.



Идея урока: Голос, голос, Кто тебя не слышит.


Презентация позволяет расширить представления учащихся по изучаемой теме.


Описание разработки

Цель:

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать интерес к музыке композитора, чуткость, способность к сопереживанию, чувство оптимизма.

Образовательные: формировать умение определять музыкальный образ в произведении, понимание о процессе воплощения художественного замысла в музыке, анализировать выбор средств музыкальной выразительности, сформировать знания о жанре прелюдии, научить находить поэтические строки, созвучные различным музыкальным образам.

Развивающие: Развивать и совершенствовать певческие навыки.

Ход урока.

Исполнение песни (стоя)

У: Каков музыкальный образ?

Учащиеся: Бесстрашный, смелый, принципиальный.

Слайд №1. (эпиграф)

Эпиграфом нашего урока будут слова Александра Блока об этом композиторе:

«Он весь – дитя добра и света,

Слайд № 2 (портрет Скрябина)

У: Кто же это? Может быть, музыка подскажет имя этого человека?

- Образ какого человека увидели в этой музыке ?

У-ся: Образ героя, бунтаря, отважного, неустрашимого, страстного, мятежного, патетического.

У: Какими средствами композитор передал это?

У-ся: Скрябин.

Конспект урока по музыкеТворческий портрет Александра Николаевича Скрябина и музыкальные образы его произведений

Слайд № 5 (тема урока)

У: Значит кому будет посвящен урок?

У-ся: Урок наш посвящен Александру Николаевичу Скрябину и его творчеству.

Я надеюсь, что вы заинтересуетесь жизненными принципами этого неординарного человека, а затем и его музыкой.

Слайд №6 (портрет, годы жизни)

Александр Николаевич Скрябин был композитором, пианистом, педагогом, философом, поэтом.

Слайд № 7 (руки над клавишами)

Этим рукам было подвластно все!

Слайд № 8 (клавиши)

Что мы видим? Обыкновенный музыкальный инструмент рояль или фортепиано, черно-белые клавиши. Но они скрывают какую-то тайну. Что же в них скрыто? Что может извлечь из них композитор?

Слайд № 9, 10 (огонь, волны)

Это может быть и огонь, и морская стихия, любые музыкальные образы.

У: Что такое музыкальный образ?

У-ся: круг явлений внешнего и внутреннего мира, запечатленных в музыкальных произведениях, жизнь во всех ее проявлениях.

У: Значит, жизнь рождает музыку, а музыка может изменять жизнь. Все неразрывно связано друг с другом.

Слайд №11 (рояль, цитата )

Сам композитор говорил: «Я создаю мир игрою моего настроения, своей улыбкой, своим вздохом, лаской, гневом, надеждой, сомнением”.

Слайд №12 (цитата, портрет)

У: Один из его современников вспоминает: " Скрябин обладал способностью с первых же взятых им аккордов устанавливать психический контакт с аудиторией. Пленял не только замечательный музыкальный талант. Не меньшее обаяние излучалось от всей его личности в целом: чувствовалась натура исключительная. "

В чем же проявилась его исключительность?

Композитор-философ, яркий и своеобразный мыслитель, писал стихи, интересовался космосом, мистикой, всем сверхъестественным.

Музыкант, достигший всемирной славы при жизни, утверждавший в творчестве идеалы добра, света, всеобщего человеческого братства, веривший, что искусство спасет мир. Люди говорили, что чувствовали радость, слушая его игру, им хотелось стать добрее, лучше.

А в чем предназначение искусства?

У-ся: Делать человека лучше, изменять его.

Слайд№13 (цветная клавиатура Скрябина)

Скрябин обладал таинственной способностью психики: видел каждую ноту окрашенной в определенный цвет.

Читайте также: