Кинематика колебательного движения конспект

Обновлено: 04.07.2024

Материальное обеспечение урока: учебник Физика: 11 класс: базовый и углубленный уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.В.Грачев, В.А.Погожев, А.М.Салецкий и др.- М.: Вентана-Граф. 2018. – 464с.; презентация; дидактические материалы

Ход урока

Этапы урока/ деятельность преподавателя

1. Организационный этап

Приветствует обучающихся.
Создает положительный настрой на урок.

1

Приветствуют преподавателя, настраиваются на урок

2.Мотивация

Задание 1. Посмотрите слайды, дайте краткий комментарий о том, что изображено на слайдах, перечислите физические явления, которые описывают представленные фотографии, по какому признаку можно связать все указанные явления
Показ Слайдов 2 – 8
Задание 2. Сформулируйте тему и цели урока. Слайды 9, 10

3

Просматривают слайды, комментируют увиденное, находят общее

Формулируют тему, цели урока, сравнивают с теми, что указаны на слайде 9

Задание 3. Откройте § 31 учебника. Найдите формулировки понятий, указанных в первом столбце таблицы, а также формул физических величин, указанных во втором столбце таблицы
Слайд 11

5

Формулируют определения понятий, записывают формулы
физических величин с указанием единиц измерений

Задание 4. Опишем движение материальной точки с постоянной скоростью по окружности:

- запишем выражение для изменения угловой скорости от времени при равномерном движении по окружности

- запишем выражение для проекции радиуса-вектора на координатные оси

Rx = R cos φ; Ry = R sin φ;

- обобщим результат для проекции радиуса-вектора в любой момент времени:

y(t) = R sin φ(t) = R sin (ω·t);
x(t) = R cos φ(t) = R cos (ω·t)

8

Участвуют в проблемной дискуссии, используя наглядную информацию, знания по теме тригонометрические функции, графики тригонометрических функций из курса алгебры

5. Уравнение гармонических колебаний

Задание 6. Сформулируйте определение понятия гармонические колебания, а также определение физических величин амплитуда, фаза колебаний, циклическая частота

- Колебания, происходящие по закону синуса или косинуса называют гармоническими

- Амплитуда колебаний – максимальное отклонение от положения равновесия

- Фаза колебаний (показывает, какая доля периода прошла от начала колебаний), начальная фаза колебаний;

- Циклическая частота или круговая частота – (скорость изменения фазы колебаний)

Уравнение гармонических колебаний физической величины имеет вид:

х(t) = Хмакс· sin (ω·t+φ0) или х(t) = Хмакс· cos (ω·t+φ0)

Задание 7. Укажем место каждой физической величины в уравнении гармонических колебаний.
Слайды 17, 18, 19

8

Формулируют определение понятия и физических величин, записывают уравнения гармонических колебаний

6. Примеры уравнений гармонических колебаний

Задание 8. Используя уравнения, назовите и запишите амплитудное значение физической величины; циклическую частоту; фазу колебаний, начальную фазу колебаний материальной точки.
Слайды, 20, 21, 22

8

Выполняют задания, записывая ответы на вопросы в тетради и на доске по алгоритму

7. Уравнения скорости и ускорения гармонических колебаний

1) Найдем закон изменения скорости, зная, что скорость – производная функции х(t) по времени

vx(t) = dx/dt = x´;
х(t) = Хмакс· cos (ω·t+φ0);
vx(t) = - Хмакс·ω· sin (ω·t+φ0),
где Vmax = Хмакс·ω;

(изменение скорости происходит по закону синуса);

2) Найдем выражение для ускорения, зная, что ускорение – первая производная скорости по времени (или вторая производная координаты по времени):

ах(t) = dv/dt = v´;
ах(t) = - Хмакс·ω2· cos (ω·t+φ0),
где amax = Хмакс·ω2
Слайды, 24, 25, 26, 27

8

Используя знания по теме производная, дифференцируют уравнения координаты и скорости, для получения уравнения скорости и ускорения соответственно

Задание 9. Закончите предложения, используя начала предложенные ниже:
1. Амплитудное значение физической величины указано …
2. Величина, являющаяся аргументом косинуса называется …
3. Постоянная физическая величина, стоящая перед переменной t в уравнении гармонических колебаний …
Слайд 28

2

Формулируют окончания предложений

Заключительный этап

- Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Домашнее задание:

- § 31 – определения понятий и формулы физических величин (Б);
- § 32; Упражнение 1, 2 (Б)
- § 32; Упражнение 3,4 (П)

Механические колебания – это физические процессы, точно или приблизительно повторяющиеся через одинаковые интервалы времени.

Колебания, происходящие под действием внутренних сил в колебательной системе, называют свободными.

Вынужденные колебания – это колебания, происходящие под действием внешней периодически меняющейся силы.

Амплитуда – это наибольшее смещение колеблющейся величины от положения равновесия.

Период – это время одного полного колебания.

Частота колебаний – это число колебаний за единицу времени.

Фаза колебаний – это физическая величина определяющая отклонение колеблющейся величины от положения равновесия в данный момент времени.

Резонанс – это явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты изменения внешней силы, действующей на систему с частотой свободных колебаний.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика.11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 53 – 73.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2009. – С. 59 – 61.

  • Степанова. Г.Н. Сборник задач по физике. 10-11 класс. М., Просвещение 1999 г.
  • Е.А. Марон, А.Е. Марон. Контрольные работы по физике. М., Просвещение, 2004

Основное содержание урока

Мир удивителен и многообразен. Мы каждый день наблюдаем разные движения тел. Все мы видели, как раскачивается ветка на ветру, лодка на волнах, качели, деревья при ветре. Чем эти движения отличаются от движения тележки движущейся прямолинейно? Мы видим, что в отличие от движения тележки движущейся прямолинейно, движения всех этих тел повторяются через определенный промежуток времени.

Механические колебания – это физические процессы, точно или приблизительно повторяющиеся через одинаковые интервалы времени.

Колебания играют огромную роль в нашей жизни. Примерами колебаний в нашем организме являются биение сердца, движение голосовых связок. Колебания происходят и в жизни нашей планеты (приливы, отливы, землетрясения) и в астрономических явлениях (пульсации звезд). Одним из грозных явлений природы является землетрясение – колебание земной поверхности. Строители рассчитывают возводимые ими сооружения на устойчивость при землетрясении.

Без знания законов колебаний нельзя было бы создать, телевидение, радио и многие современные устройства и машины. Неучтенные колебания могут привести к разрушению сложных технических сооружений и вызвать серьезные заболевания человека. Все это делает необходимым их всестороннее изучение.

Основным признаком колебательного движения является его периодичность. Колеблющееся тело за одно колебание дважды проходит положение равновесия. Колебания характеризуются такими величинами как период, частота, амплитуда и фаза колебаний.

Амплитуда – это наибольшее смещение колеблющейся величины от положения равновесия.

При малых амплитудах путь пройденный телом за одно полное колебание равен примерно четырем амплитудам.

Промежуток времени, в течение которого тело совершает одно полное колебание, называют периодом колебаний.

Период – это время одного полного колебания.

Чтобы найти период колебаний нужно разделить время колебаний на число колебаний.


Частота колебаний – это число колебаний за единицу времени.


Единица частоты названа в честь немецкого ученого Г. Герца.

Фаза колебаний – это физическая величина определяющая отклонение колеблющейся величины от положения равновесия в данный момент времени.


Мы с вами будем рассматривать пружинный и математический маятники.

Пружинный маятник. Колебательная система в этом случае представляет собой тело, прикрепленное к пружине. Колебания в таком маятнике возникают под действием силы упругости пружины и силы тяжести.

Период колебаний пружинного маятника:


T- период колебаний пружинного маятника

m – масса подвешенного груза

Математический маятник.

Математический маятник – это материальная точка, подвешенная на длинной нерастяжимой нити.

Математический маятник - это идеализированная модель. Реальный маятник можно считать математическим, если длина нити много больше размеров подвешенного тела и масса нити ничтожна по сравнению с массой тела. Колебания такого маятника происходят под действием силы натяжения нити и силы тяжести. Формула для расчета периода колебаний математического маятника была выведена Гюйгенсом.


T – период колебаний математического маятника

𝑙 – длина нити маятника

𝑔 – ускорение свободного падения

Гюйгенс доказал, что период малых колебаний маятника не зависят от времени. Используя это свойство, названное изохронностью маятника Гюйгенс в тысяча шестьсот пятьдесят седьмом году, сконструировал первые маятниковые часы. Это свойство маятника было открыто 19-летним Галилеем более чем за 20 лет до открытия Гюйгенса. Наблюдая за тем, как раскачиваются в соборе светильники, подвешенные на нитях одинаковой длины, он заметил, что их период колебаний не зависит от времени. Наручных часов тогда не было, и юный Галилей пришёл к решению, которое для многих поколений будет служить образцом блеска и остроумия человеческой мысли: он сравнил колебания маятника с частотой биения собственного сердца.

Гармоническими являются колебания, происходящие под действием силы пропорциональной смещению колеблющейся точки и направленной противоположно этому смещению. Уравнение гармонических колебаний:


x – координата колеблющейся величины

ω - циклическая частота

При наличии сил трения в системе колебания затухают. Амплитуда колебаний в этом случае со временем уменьшается. Иногда возникает необходимость в гашении колебаний, к примеру колебания кузова, на рессорах при езде на автомобиле. Для гашения колебаний применяют специальные амортизаторы. С кузовом связывают поршень, который при колебаниях движется в цилиндре, заполненном жидкостью. Большое сопротивление жидкости приводит к гашению колебаний.

Колебания, происходящие под действием внешней периодической силы, называются вынужденными.

Если частота изменения внешней силы не равна частоте свободных колебаний системы, то внешняя сила будет действовать не в такт со свободными колебаниями самой системы. В этом случае амплитуда колебаний будет определяться максимальным значением действующей на систему внешней силы.

Если частота изменения внешней силы совпадет с частотой свободных колебаний, то будет наблюдаться резкое возрастание амплитуды колебаний, так как внешняя сила в этом случае будет действовать в такт со свободными колебаниями этой системы.


ω - частота изменения внешней силы.

ω0 – частота свободных колебаний системы.

Впервые явление резонанса было описано Галилеем. Явление резонанса играет большую роль в природе, технике и науке. Большинство сооружений и машин обладая определенной упругостью, способно совершать свободные колебания. Поэтому внешние периодические воздействия могут вызвать их резонанс, что может стать причиной катастроф. Известно много случаев, когда источником опасных колебаний были люди, идущие в ногу. Так, в 1831 году в городе Манчестер при прохождении по мосту колонны солдат строевым шагом мост разрушился. Аналогичный случай был в г. Петербурге в 1905 году. При прохождении моста через реку Фонтанка эскадроном гвардейской кавалерии мост обрушился. Для предотвращения резонансных явлений используют разные способы гашения вынужденных колебаний. Один способ состоит в изменении частоты свободных колебаний в системе. Другой способ состоит в увеличении силы трения в системе: чем больше сила трения, тем меньше амплитуда резонансных колебаний

Разбор тренировочных заданий

1. Найдите массу груза, который на пружине жесткостью 250 Н/м делает 20 колебаний за 16 с.

Напишем формулу периода пружинного маятника

Из этой формулы выразим массу


Период колебаний груза найдём через время колебаний и число колебаний по формуле:

Подставляем числовые значения величин


Следовательно масса равна:


2. На нити подвешен шарик массой 0,1 кг. Шарик отклонили на высоту 2,5 см (по отношению к положению равновесия) и отпустили. Определите максимальную скорость шарика.

Скорость колеблющегося шарика максимальна в момент прохождения положения равновесия.

Для решения задачи применим закон сохранения энергии:



Подставляем числовые значения величин:



Ответ:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Колебательные движения. Механические колебания. Виды механического колебания. Характеристики механического колебания. График механического колебания. Уравнение механического колебания. Маятники.

Колебательные движения – это периодические движения.

Примером колебательного движения является механические колебания.

Механическое колебание- движение тела, повторяющиеся через равные промежутки времени.

Виды механических колебаний:

Свободные колебания- колебания, возникающие благодаря начальному запасу энергии.

Вынужденные колебания- колебания, возникающие под действием внешней периодической изменяющейся силе.

Характеристики механического колебания.

Амплитуда- наибольшее отклонении тела от состояния равновесия.

А – амплитуда – [м]

Период- время одного полного колебания тела.

Т- период (с)

Частота – количество колебаний в единицу времени.

Частота-

Угловая частота- величина , определяющая частоту колебания в единицу 2π.

Начальная фаза- угол, определяющий начальной положение тела.

φ- начальная фаза колебаний. (рад)- радиан.

Рис. 1. Маятники колеблются с одинаковыми фазами Рис. 2. Маятники совершают колебания в противофазе

График механического колебания.

hello_html_37d14797.jpg

Уравнение гармонических колебаний.

Гармонические колебания- периодические колебания происходящие по закону синуса или косинуса.

x(t)=A cos ( ω t+ φ )

x(t)=A sin ( ω t+ φ ).

1.Определить период и частоту колебаний, если винт вертолета за 2 минуты совершает 24000 оборотов.

2.Определить период и частоту колебаний тела, если его угловая частота рад/с. .

3.По графику составить уравнение колебательного движения тела.

4. Определить характеристики колебательного движения, если тело имеет уравнение движения х=0,05 sin π/8

5. По данным задачи 4 построить график колебательного движения тела.

1.Определить период и частоту колебаний, если винт вертолета за 2 минуты совершает 24000 оборотов.

2.Определить период и частоту колебаний тела, если его угловая частота 4π рад/с. .

3.По графику составить уравнение колебательного движения тела.

4. Определить характеристики колебательного движения, если тело имеет уравнение движения х=0,4 sin 2π

5. По данным задачи 4 построить график колебательного движения тела.

Задачи. 1.Как изменится период колебаний математического маятника если:

а)увеличить длину нити в 4 раза

б) уменьшить ускорение свободного падения в 9 раз

в)уменьшить длину нити в 16 раз

г) увеличить ускорение свободного падения в 4 раза

д)увеличить длину нити в 3 раза, а ускорение свободного падения уменьшить в 3 раза.

2. Определить длину нити математического маятника, если за 10 секунд он совершает 5 колебаний.

3. Как относятся длины математического маятника, если один совершил 20 колебаний, а второй 40 колебаний за одинаковое время.

4.Как изменится период колебаний пружинного маятника если:

а)увеличить массу груза в 4 раза

б) уменьшить жесткость пружины в 9 раз

в)уменьшить массу груза 16 раз

г) увеличить жесткость пружины 4 раза

д)увеличить массу груза 3 раза, а жесткость пружины уменьшить в 3 раза.

5.Определить коэффициент жесткости пружины, если груз массой 100 г. совершает 6 колебаний за 3 секунды.

6*.Как относятся массы грузов пружинных маятников, если за одинаковое время первый совершает колебания в 2 раза больше.

1.Как нужно изменить длину нити математического маятника, чтобы период колебаний:

а)увеличился в 2 раза

б) уменьшился в 4 раза

2. Определить длину нити математического маятника, если за 20 секунд он совершает 4 колебаний.

3. Как относятся длины математического маятника, если один совершил частота первого 2 Гц, а второго 4 Гц.

4.Как нужно изменить массу груза , чтобы период колебаний:

а)увеличился в 4 раза

б) уменьшился в 9 раз

5.Как нужно изменить коэффициент жесткости пружинного маятника , чтобы период колебаний:

в)уменьшился в 16 раз

г) увеличился в 4 раза

5.Определить коэффициент жесткости пружины, если груз массой 50 г. совершает 4 колебаний за 12 секунды.

6*.Как соотносятся коэффициенты жесткости пружинных маятников, если за одинаковое время первый совершает колебания в 2 раза больше.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 680 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 31. Динамика свободных колебаний

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.12.2020 3769
  • DOCX 266.4 кбайт
  • 48 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чигвинцев Илья Игоревич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

3. Определение цели урока

4. Усвоение новых знаний

5. Первичное закрепление знаний

Беседа, демонстрации, записи на доске, заполнение блок-схемы.

"Свои примеры", "Сортировки". Работа в парах, взаимопроверка.

6. Контроль и самопроверка знаний

"Цветная феерия" (штриховка блок-схемы разными цветами).

Самостоятельная работа в малых группах (экспериментальное задание)

7. Подбивание итогов урока

Игра "Алфавит" или

9. Информация о домашнем задании

Комментарий учителя; записи на доске и в дневниках (обязательная часть, творческое задание " Трейлер ")

  1. Организация начала урока
  2. Мотивация учебной деятельности

В Сибири относительно защиты диких пчел, которые строят свои ульи в дупле дерева, от медведя, лесники вешают на крепкой бечевке колоду. Ее размещают немного ниже дупла, именно на пути медведя. Медведь, влезая на дерево, отталкивает колоду в сторону.

Вопрос к классу 1. Что происходит дальше?

Действительно, колода возвращается и больно бьёт медведя. Это продолжается многократно, пока обессиленный медведь не падает с дерева.

Вопрос к классу 2. Как одним словом назвать движение, осуществляемое колодой?

Действительно. Это колебание . Оно и будет объектом нашего изучения на уроке.

1. Визитная карточка (оформляется на отдельном листе, зачитывается учеником или учителем).

· Колебания широко представлены как в живой, так и в неживой природе.

· Они проявляют себя и в масштабах атома, и в масштабах Вселенной.

· Колебания жизненно необходимы: благодаря им мы слышим, дышим, говорим.

· Они же могут стать причиной разрушений и катаклизмов;

· Знание о колебаниях необходимы специалистам при сооружении мостов и домов, судов и самолетов, радиотехнической и звуковой аппаратуры и так далее;

Вопрос к классу: Интересна ли вам предложенная тема, считаете ли вы ее важной, или вы отводите себе роль медведя?

Постановка учебной цели: в результате знакомства с физическим процессом колебаний, необходимо заполнить блок-схему, которая содержит основные виды колебаний, и их характеристики.

4. Этап усвоения новых знаний и первичное закрепление

Колеблются деревья в лесу, пшеница в поле, струны музыкальных инструментов, мембрана телефона, ритмично сокращается наше сердце.

1. Приведите свои примеры колебаний.

2. Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание:

движение поплавка на поверхности воды; движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров.

(Предложенные словосочетания являются примерами колебаний, за исключением движения Луны - это вращательное движение).

Учитель. Шарик на нити, груз на пружине, колода на бечевке - это примеры колебательных систем. В начальный момент времени колебательная система находится в положении равновесия

Вопрос к классу. Как заставить шарик на нити осуществлять колебание? (отклонить шарик в сторону от положения равновесия).

Демонстрация 1 . Колебание шарика на нити.

Вопрос к классу: Какая особенность у этого вида движения? Как двигается шарик? (Движения шарика периодически повторяются, шарик по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия)

Формулируем определение: Механические колебания - это периодически повторяемые движения, при которых тело по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия. (учащиеся заполняют блок 1)

Во время колебаний тело периодически отклоняется от своего положения равновесия. Это отклонение называют смещением, которое можно измерить.

Вопрос к классу: В каких единицах может быть измеренно смещение?

Максимальное отклонение тела от положения равновесия называют амплитудой колебаний (А)

Колебание - это периодический процесс, и характеризуется периодом и частотой.

Вопрос к классу: Что называют периодом вращения? Что называют частотой?

2. Записать формулы определения Т, ν и связь между ними.

Период (Т) - время одного полного колебания

Частота (ν) - количество колебаний за единицу времени

[ν] = 1Гц ν =N/t T = 1/ ν

Ученики заполняют блок 2.

Все колебания можно разделить на свободные и вынужденные.

Демонстрация 2. Колебание шарика на нити и поршня.

Вопрос к классу: Чем отличаются эти колебания? Какое, с вашей точки зрения, является свободным? Вынужденным? Почему?

(Шарик колеблется сам, без внешнего воздействия, эти колебания являются свободными; поршень колеблется в результате внешнего воздействия, его колебания является вынужденными).

Задание классу: Выберите из предложенных вариантов определение свободных и вынужденных колебаний.

1.Колебания, происходящие в колебательной системе за счет внутренних сил после выведения системы из положения равновесия - _________________

2.Колебания, происходящие в колебательной системе под действием периодических внешних сил - _______________________

Ученики заполняют блоки 3, 4.

Упражнение "Сортировки" (работа в парах, взаимопроверка): Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополните своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке;

движение цветка под действием ветра; движение автомобильных "дворников"; движение качели;

движение "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров.

Колебания могут затухнуть и быть незатухающими.

Вопрос класса: что произойдёт спустя некоторое время с колебаниями шарика на нити? Почему?

(Амплитуда колебаний будет уменьшаться и постепенно колебания прекратятся через наличие в системе трения).

Учитель. Такие колебания называются затухающими. Следовательно, свободные колебания затухают.

Вопрос классу: вынужденные колебания можно назвать затухающими? Почему?

(Нет. Их амплитуда остается постоянной, пока действует сила. То есть, они не затухают).

Запись в блоке 2, 3. Свободные колебания затухают, вынужденные колебания являются незатухающими.

Колебание можно записывать: прибор сейсмограф записывает колебания земной коры, которые передаются очень чувствительному самописцу. Кардиограф записывает колебание сердца, оставляя след на подвижной ленте бумаги.

6. Контроль и самопроверка знаний.

1. Вправа " Цветная феерия ":

Заштриховать разными цветами элементы блок- схемы и показать учителю.

Красный - "все понятно";

Оранжевый - "почти все понятно"

Зеленый - "кое-что понятно"

Синей - "ничего не понятно".

[Если преобладают красно-оранжевые тона, то можно переходить к следующему этапу.

Наличие сине-зеленых говорит учителю о необходимости повторить объяснение нужного блока].

2.Работа в группах. Экспериментальное задание

Класс разбивается на 3-4 группы (4-5 учеников в группе).

Задание группам записаны на отдельных листах.

Подведение итога проводится в форме игры "Алфавит". В игре участвуют 5 учеников: по одному представителю от каждой группы. При затруднении игрок может брать помощь группы, но, при условии, что ответ будет показан жестами.

А- размах колебаний (амплитуда)

Б - колебание сердца, пульса (биение);

В - два вида колебаний (свободные и вынужденные);

Г - единица измерения частоты (герц);

Д - количество колебаний за 1 секунду, если период равняется 0,5 сек. (два);

Е* - количество колебаний за один период (одно);

Ж - десерт, который колеблется (желе);

З - свободные колебания называются (затухающими);

И - колеблется в швейной машинке (игла);

К - периодически повторяемые движения (колебания);

Л - осуществляет колебание на ветке дерева (лист);

М - осуществляет колебание в часах (маятник);

Н - название буквы, которая помечает частоту (ню);

О - еще один периодический вид движения (оборот);

П - время одного полного колебания (период);

Р - амплитуда по существу (размах)

С - единица измерения периода (секунда);

Т - причина угасания колебаний (трение);

У - колеблется с ответом около доски (ученик);

Ф - помогал записывать колебание на уроке (фломастер);

Х- период, амплитуда, частота - одним словом (характеристики);

Ц - возникают в океане в результате колебаний земной коры (цунами);

Ч - количество колебаний за единицу времени (частота);

Ш* - частота колебаний 1 герц, что это значит (1 колебание за секунду);

Щ - предмет гигиены, который осуществляет колебание утром и вечером (зубная щетка);

9. Домашнее задание

1. Визитная карточка

· Колебания широко представлены как в живой, так и в неживой природе.

· Они проявляют себя и в масштабах атома, и в масштабах Вселенной.

· Колебания жизненно необходимы: благодаря им мы слышим, дышим, говорим.

· Они же могут стать причиной разрушений и катаклизмов;

· Знание о колебаниях необходимы специалистам при сооружении мостов и домов, судов и самолетов, радиотехнической и звуковой аппаратуры и так далее;

1. Приведите свои примеры колебаний.

2. Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание:

движение поплавка на поверхности воды; движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров.

1. Приведите свои примеры колебаний.

2. Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание:

движение поплавка на поверхности воды; движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров.

1. Приведите свои примеры колебаний.

2. Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание:

движение поплавка на поверхности воды; движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров.

1. Приведите свои примеры колебаний.

2. Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание:

движение поплавка на поверхности воды; движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров.

Шарик на нити, груз на пружине, колода на бечевке - это примеры колебательных систем. В начальный момент времени колебательная система находится в положении равновесия

Вопрос . Как заставить шарик на нити осуществлять колебание? ( отклонить шарик в сторону от положения равновесия).

Вопрос к классу: Какая особенность у этого вида движения? Как движется шарик? ( Движения шарика периодически повторяются, шарик по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия )

Вопрос: Как же называется такой вид движения?

Механические колебания - это периодически повторяемые движения, при которых тело по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия .

Во время колебаний тело периодически отклоняется от своего положения равновесия. Это отклонение называют смещением, которое можно измерить.

Вопрос к классу : В каких единицах может быть измеренно смещение?

Вопрос к классу : А что такое амплитуда колебаний ?

Максимальное отклонение тела от положения равновесия называют …. (А)

Колебание - это периодический процесс, и характеризуется периодом и частотой.

Вопрос к классу : Что называют периодомколебаний?

Вопрос к классу Что называют частотой?

2. Записать формулы определения Т, ν и связь между ними.

Период (Т) - время одного полного колебания

Частота (ν) - количество колебаний за единицу времени

[ν] = 1Гц ν =N/t T = 1/ ν

Упражнение "Сортировки " (работа в парах, взаимопроверка): Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополните своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке;

движение цветка под действием ветра; движение автомобильных "дворников"; движение качели;

движение "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров.

Упражнение "Сортировки " (работа в парах, взаимопроверка): Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополните своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке;

движение цветка под действием ветра; движение автомобильных "дворников"; движение качели;

движение "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров.

Упражнение "Сортировки " (работа в парах, взаимопроверка): Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополните своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке;

движение цветка под действием ветра; движение автомобильных "дворников"; движение качели;

движение "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров.

Упражнение "Сортировки " (работа в парах, взаимопроверка): Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополните своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке;

движение цветка под действием ветра; движение автомобильных "дворников"; движение качели;

движение "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров.

  1. периодичность
    2. неравномерное, колебательное
    3.двигаться, повторяться, возврашаться
    4.повторяющееся движение
    5.процесс

механические колебания
вынужденные, внешние
затухают, возбуждаются, воздействуют
обладают периодичностью отклонения тела от положения равновесия
воздействия

  • 1 строка —тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • 2 строка —два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • 3 строка —образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
  • 4 строка —фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • 5 строка —одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект и презентация к уроку "Характеристика растений семейства Лилейные"


Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие.

Конспект урока химии "Кислород, его характеристика. Получение кислорода"

Урок химии в 8 классе. это первый урок по теме "Кислород". Цель: конкретизировать знания учащихся о химическом элементе и простом веществе. Познакомить с историей открытия, физическими сво.


Конспект урока физики по теме "Характеристики звука"

Урок в 9 классе с использованием проектно-исследовательской деятельности. Раскрыта метапредметная категория "модель и способ".


конспект урока "Движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность движения."


конспект урока "Движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность движения."

Читайте также: