Разговорная речь 8 класс конспект

Обновлено: 09.07.2024

- Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора с одноклассниками, друзьями?

- Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их.

- В каких ролях вам приходится бывать в разных ситуациях общения?

2)( Групповая работа) Карточка 1. Составление и разыгрывание ситуаций, где учащиеся в разных ролях:

Пациент в больнице; сын, который пришел из школы; дочь, которая возвратилась с вечера; сын и отец посмотрели интересный фильм; ученик, не выполнивший домашнее задание.

Вы можете сказать, что нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. И незачем специально учиться этому. Однако далеко не всё так просто. В разных случаях люди говорят по-разному. Возьмите, например, себя. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сёстрами, в школе – с учителями и одноклассниками, в спортивной секции – с тренером и друзьями-спортсменами. Вы постоянно оказываетесь в разных обстоятельствах: то вы пассажир автобуса, то покупатель в магазине, то зритель в театре, болельщик на стадионе, пациент в больнице, а то и просто прохожий. И в каждом случае надо знать, что и как сказать.

Одним из важнейших условий общения является знание и выполнение правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении.

- Как называется тот человек, с которым вы общаетесь? (адресат, собеседник).

- Выпишите из текста слова А.С.Экзюпери, оформляя в виде эпиграфа.

4) Творческая (групповая) работа.

  • Ученики составляют правила речевого общения.
  • Чтение и обсуждение предложенных правил.

2.Стадия осмысления новой информации.

1) Правила речевого общения.

- Отметьте самую интересную информацию знаком !, самое важное, на ваш взгляд, правило - знаком +.

- Какое правило считаете наиболее полезным для себя?

1.Самое главное условие подлинного общения – постоянное внимание к собеседнику.

2.Научитесь внимательно слушать. Мудрецы утверждают, что существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать.

3.Не старайтесь говорить много. Сдержанность и уместность в разговоре ценнее, чем болтливость. Чем вы немногословнее, тем внимательнее прислушиваются к вашему голосу. Крикунов и болтунов, как правило, не слушают серьёзно.

4.никогда не перебивайте собеседника. Умейте дослушать до конца. «Прожуй, прежде чем проглотить, дослушай, прежде чем говорить, - гласит народная мудрость.

5.Если вы заняты делом и в это время к вам обращена речь, оставьте дело и выслушайте говорящего.

6.Никогда не оскорбляйте собеседника прозвищами, обидными словами, даже если он прав.

7.Разговаривая, следите за своими руками. Очень плохая привычка – крутить пуговицу собеседника, хватать его за руку, хлопать по плечу.

- Читать с отметками (знаю +, новое -).

- Сравнивайте с предыдущими правилами. Какие пункты перекликаются? (повторяются)

Все знают, что в общении друг с другом – дома, на работе, в школе – существуют определенные правила речевого поведения. Однако на практике оказывается, что люди часто не знают, что и как сказать, чтобы не было обидно собеседнику, как поддержать его, помочь. Ободрить. Умению вести диалог, беседу друг с другом надо учиться и учиться.

- К каким пунктам правил речевого общения, данным в учебнике, они подходят?

4) Творческая работа.

  • Используя правила речевого общения, по данным ситуациям (задание 1.2) снова составить диалоги. (группы меняются темами)

-Что было наиболее важным на уроке?

- Какая информация представляется ценной для вас?

- Что нового было именно для тебя?

Обобщающее слово учителя:

-Урок хочется закончить словами Расула Гамзатова:

Чем не искусней меч,

Тем он звенит грозней,

Чем не разумней речь,

Тем говорун шумней.

2.Пособие по развитию речи. Закирьянов К.З., Уфа, 1993.

В жизни людей общение занимает важное место: на него уходит, как считают социологи, до 70% времени. Например, японские ученые-лингвисты выяснили, что служащие Японии (самой оснащенной техническими средствами коммуникации страны в мире), тратят на разговоры около половины своего времени – почти семь часов в сутки, на чтение у них уходит полтора часа, пишут они всего 47 минут. Эти данные свидетельствуют о том. Что даже современный человек, обладающий совершенными средствами связи, - человек по преимуществу говорящий. И ко всем определениям человека – homo sapiens (человек разумный), homo fuber (человек производящий), homo eludens (человек играющий) можно с полным основанием присоединить homo kommunikans (человек общающийся).

1.Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для адекватной передачи информации (известны люди, которые очень много говорят, но сами и не умеют слушать).

2.Не отвлекаться от темы (все реплики разговора должны быть уместны, относиться к делу).

4.Говорить определенно, не двусмысленно (многие любят говорить обиняками, намеками – это нарушение принципов нормального общения)

Конечно, в реальной жизни эти правила очень часто не соблюдаются. Иначе в речи не было бы грубости, неуважительного отношения к людям.

Карточка 1. Составление диалогов и разыгрывание ситуаций:

а)пациент в больнице; б)сын, который пришел из школы; в)дочь, которая возвратилась с вечера; г)сын и отец посмотрели интересный фильм; д)ученик, не выполнивший домашнее задание.

Вы можете сказать, что нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. И незачем специально учиться этому. Однако далеко не всё так просто. В разных случаях люди говорят по-разному. Возьмите, например, себя. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сёстрами, в школе – с учителями и одноклассниками, в спортивной секции – с тренером и друзьями-спортсменами. Вы постоянно оказываетесь в разных обстоятельствах: то вы пассажир автобуса, то покупатель в магазине, то зритель в театре, болельщик на стадионе, пациент в больнице, а то и просто прохожий. И в каждом случае надо знать, что и как сказать.

Одним из важнейших условий общения является знание и выполнение правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении.

1.Самое главное условие подлинного общения – постоянное внимание к собеседнику.

2.Научитесь внимательно слушать. Мудрецы утверждают, что существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать.

3.Не старайтесь говорить много. Сдержанность и уместность в разговоре ценнее, чем болтливость. Чем вы немногословнее, тем внимательнее прислушиваются к вашему голосу. Крикунов и болтунов, как правило, не слушают серьёзно.

4.никогда не перебивайте собеседника. Умейте дослушать до конца. «Прожуй, прежде чем проглотить, дослушай, прежде чем говорить, - гласит народная мудрость.

5.Если вы заняты делом и в это время к вам обращена речь, оставьте дело и выслушайте говорящего.

6.Никогда не оскорбляйте собеседника прозвищами, обидными словами, даже если он прав.

7.Разговаривая, следите за своими руками. Очень плохая привычка – крутить пуговицу собеседника, хватать его за руку, хлопать по плечу.

Все знают, что в общении друг с другом – дома, на работе, в школе – существуют определенные правила речевого поведения. Однако на практике оказывается, что люди часто не знают, что и как сказать, чтобы не было обидно собеседнику, как поддержать его, помочь. Ободрить. Умению вести диалог, беседу друг с другом надо учиться и учиться.

Разговорный стиль речи — тот, который мы используем в повседневных беседах. Это легкая речь, отличающаяся непосредственностью. Здесь нет никаких установленных правил, что и делает разговорный стиль уникальным.

Разговорная речь — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке.

Разговорный стиль применяется в обычном общении — здесь не нужны четкие правила и рамки. Возможно, по этой причине он в некоторых случаях признается как низшая ипостась грамматической нормы.

Основная функция разговорного стиля речи — передача информации в неофициальной обстановке посредством языка в устной форме. Простыми словами, его задача — обеспечить бытовую связь между двумя или несколькими людьми.

Где применяется разговорный стиль? Это область бытовых отношений:

  • между друзьями;
  • в кругу знакомых;
  • в общении среди коллег;
  • на улице, в магазинах и другой неформальной обстановке.

Помимо повседневной жизни разговорный стиль применяют в художественных текстах и публицистических. Например, в репортажах с места происшествия. Значение разговорного стиля в литературе — передать реализм, создать определенный образ героя.

Нарушением разговорного стиля является злоупотребление книжной лексикой, терминологией и канцеляризмами.

Лексические, морфологические и синтаксические особенности

Далее мы приведем описание разговорного стиля через ряд характеристик.

Сфера применения — непринужденное общение, противопоставление литературной книжной речи. Форма — устная.

  1. Спонтанность и неподготовленность.
  2. Сопровождается жестикуляцией, мимикой, различной интонацией.
  3. Неструктурированность.
  4. Осуществляется в основном в форме диалога.
  • коммуникативность;
  • экспрессивность;
  • репрезентативность;
  • аппелятивность;
  • эстетичность.

Фонетика: динамическая неустойчивость: изменение или потеря ударений, смена слогов, разнообразный темп.

Когда человек высказывает свою точку зрения, это его личный выбор. Можно дать возможность собеседнику выразить свое мнение, тогда это будет монолог. Или можно ответить, тогда разговор станет диалогом.

Какие еще выделяют жанры разговорного стиля помимо диалога.

Диспут, дискуссия. Участники обмениваются мнениями, чтобы выяснить правду или принять верное решение. Каждый приводит свое мнение.

Спор. Здесь опровергается чужое мнение и отстаивается собственное.

Рассказ. В рассказе преобладает монолог. Смысл в том, чтобы передать целостность всей информации, которую доносит человек.

История. Здесь не только передаются сведения о каких-то произошедших событиях, но также и делается вывод.

Письмо. Письмо в рамках речевого общения составляется простым искренним языком, который встречается у близких и друзей. Здесь раскрываются мысли и чувства, оформленные в письме. Характерна непринужденность и легкость. Также всегда есть приветствие и прощание.

Записка. Отличается от письма тем, что записка актуальна при аналогичных обстоятельствах. Ее содержание краткое, состоящее из нескольких слов.

Дневник. Это тексты в стиле разговорной речи. Адресат — второе Я человека, которому автор выражает свои мысли и чувства. Часто бывают и риторические вопросы, водные слова, междометия. Также дневник может содержать перечисление действий автора, его планы, анализ, развитие хода мыслей.

Какие характерны признаки и правила

Разговорный стиль предназначен для выражения своих мыслей, передачи информации по разным жизненным вопросам. Для такого жанра характерна разговорная лексика. Признаки:

  • спонтанность;
  • неподготовленность;
  • ситуативность.

Еще один важный признак — эмоциональность. Жестикуляция, ритм речи, интонация — по этим параметрам можно понять, в каком состоянии собеседник (обижен, зол, расстроен, радостен и т.д.). Логические ударения помогает уловить смысл сказанного.

Какие еще есть специфические черты разговорного стиля:

Современный разговорный русский язык также содержит англицизмы, пришедшие из разных сфер жизни (IT, техника, мода): гаджет, таймер, баг, шузы, хаер и т.д.

— Ма, я не голоден.

— Ну, захочешь есть — на столе остался кусок пирога, — ответила мама.

— Сейчас, еще часик в компе посижу.

— Совсем помешались с этими компами и гаджетами, — вздохнула женщина и пожала плечами.

На протяжении 10 000 лет кошки ценятся челове ком, в том числе за с пособность ох отиться на грыз унов и других домаш них вредителе й.

У меня тоже есть кошечка. Я её обожаю. У неё пушистый хвос тик и мягкие лапочки . Как я люблю тебя, м оя милая Мурка!

Голова у кошки круг лая. На голове тор чат небольшие чуткие ушки. Глаза как будто расколоты посередине. Эта узкая щель рас ширяется в темноте, ч то помогает

Всё тело мягкое, гибко е. Хвост длинный и пушистый . Ноги короткие, но сильные. К аждый палец воор ужён острым выгнутым когтем. Кошк а умеет сделать свою

лапку бархатной. Она лов ко прячет коготки, чтобы не притупились. Ход ит на пальцах, но когтями по по лу не стучит.

Кошка высо ко прыгает и лазает по деревьям. Она аккур атная, не любит сыро сти и грязи. Она привязана к с воим детям и отва жно и х защищает. Кошка больше

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать речевую культуру учеников, навыки описания картины; научить использовать односоставные предложения в творческих работах.

Познавательные УУД: формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать написанное и прочитанное с целью подготовки к обсуждению

Коммуникативные УУД: развитие речи и творческою мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как умение строить собственное устное высказывание). Личностные УУД: умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль: воспитание интереса к классической литературе, а также живого интереса к изучаемому; продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УУД: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.

Пейзаж, односоставные предложения,

Искусство, живопись, литература

Русский язык, 8 класс под ред, С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. презентация, (ЭОР)

Читайте также: