Рассказ по картине кошка с котятами в старшей группе конспект

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

организованной образовательной деятельности

в старшей группе

Разработала и провела воспитатель

высшей квалификационной категории Матвиенко Татьяна Евгеньевна

Дата проведения: 11 октября 2018г.

Тип ООД: развитие речи

Вид ООД: рассматривание картины

Цель: обучение рассказыванию (развитие речевых навыков)

развивать умение рассматривать картину, отмечать детали

формировать умения детей составлять рассказ по сюжетной картине;

закреплять умение правильно называть детенышей домашних животных и птиц, образовывать множественное число существительных;

упражнять в подборе точных слов для характеристики действий;

закреплять представления детей о домашних животных и птицах

Развивающие:

развивать связную речь, фонематический слух;

развивать внимание, мышление, память;

развивать координацию движений, общую моторику и моторику кисти руки

Воспитательные:

воспитывать умение слушать сверстников;

формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

прививать любовь и заботливое отношение к домашним животным

Планируемый результат:

У детей расширится и уточнится словарь, усовершенствуются звукопроизношение и фонематический слух, сформируются умения составлять рассказ по картине, закрепятся представления о домашних животных и птицах, сформируются любовь и заботливое отношение к ним

Методические приемы:

- использование раздаточного материала;

- рассматривание игрушек;

- беседа с детьми;

- использование загадки, стихотворения

- самостоятельное выполнение детьми работы после объяснения педагога;

- игровые и дыхательные упражнения

Оборудование:

мольберт, магнитофон и звукозапись голосов домашних животных и птиц; мяч, корзина

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

на каждую подгруппу: большие карточки с изображениями взрослых домашних животных и птиц, конверты с картинками детенышей домашних животных и птиц

Предварительная работа:

Активизация словаря: названия детенышей домашних животных и птиц; глаголы, характеризующие крики и действия животных и птиц

Вводная часть – 3 минуты.

Сюрпризный момент. Психологический настрой детей на совместную познавательно-речевую деятельность.

Основная часть – 20-25 минут.

5.Звуковая культура речи:

Заключительная часть – 2-3 минуты. Оценка деятельности детей. Раскрашивание раскрасок.

Длительность ООД – 25-30 минут.

Интеграция образовательных областей:

Формы организации образовательной деятельности:

групповая, подгрупповая, индивидуальная

Формы включения детей с ОВЗ: рассматривание картины, участие в подвижных играх

Вводная часть:

Звучит звукозапись голосов домашних животных и птиц. Воспитатель обращает внимание детей на звуки и просит всех собраться в круг. Спрашивает, кого слышат дети, какими словами можно всех назвать, где всех их можно увидеть.

Ответы детей: петух, гуси, собака, корова…(перечисляют животных и птиц, голоса которых услышали); это – домашние животные и птицы; они живут в деревне, на ферме.

Воспитатель предлагает ребятам посетить один деревенский домик и просит вспомнить правила поведения в гостях и обращения с животными.

Дети соглашаются и озвучивают правила: не расходиться далеко друг от друга, не шуметь, ничего не трогать без спроса, не беспокоить животных, быть осторожными и т.п..

Основная часть:

Дети: - У кошки!

Рассматривание картины.

Одинаковые ли у кошки котята? Похожи ли котята друг на друга?

Котята разные. Они не похожи друг на друга. Один котенок рыжий, второй – черный, а третий – серый, полосатый.

Где находится рыжий котенок, и чем он занят?

Рыжий котенок забрался в корзину с клубками. Он с клубками играет.

Как вы думаете, кто оставил здесь эти клубки? Чьи они?

Эти клубки оставила здесь бабушка. Это клубки бабушки.

Что можно сказать о характере рыжего котенка и его поведении? Как можно назвать рыжего котенка?

Рыжий котенок веселый, шустрый, любит поиграть, пошалить. Он шалун. Игрун. Баловник. Непослушный.

Где находится черный котенок, и чем он занят?

Черный котенок сидит возле миски. Он пьет молоко.

Как ведет себя черный котенок, как поставил лапки, где у него хвостик, как расположена его голова?

Черный котенок сидит спокойно, поджал лапки, подвернул хвостик, наклонил голову к миске.

Где находится серый, полосатый котенок, и чем он занят?

Полосатый котенок лежит возле мамы-кошки. Он спит.

Почему он спит, когда другие играют и подкрепляются, как вы считаете?

Он, наверное, устал, уже наигрался. Он сыт, не хочет лакать молоко. Он еще не проснулся. И т. п.

Как вы думаете, что чувствует полосатый котенок, лежа возле мамы-кошки?

Полосатому котенку тепло возле мамы, мягко, не страшно, спокойно.

В какое время дня, по вашему мнению, происходит действие на картине?

Днем. Утром. Вечером.

Почему вы так решили?

Потому, что светло. Светло от солнца. Свет включили. И т. п.

Где живут кошка с котятами?

Дома, у бабушки, в деревне, и т.п.

Динамическая пауза:

Воспитатель предлагает детям ненадолго превратиться в котят и поиграть.

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения по тексту.

Пушистые комочки - дети присели

Умыли лапкой щечки, - имитируют умывание

Умыли лапкой ушки - имитируют умывание

И причесали брюшко. - поглаживают живот руками

Умыли лапкой носик - имитируют умывание

Сладко потянулись - прогибают спину, вытягивают ногу назад

И дугой прогнулись. - выгибают дугой спину, прижимая подбородок к груди

Коготки чесали. - имитируют царапанье когтями

А потом устали, - зевают

Свернувшись, засыпали. – ложатся на ковер, подтянув колени к подбородку

Составление рассказов:

Воспитатель предлагает детям рассказать о кошке, изображенной на картине: где она живет? какая она? кто у нее есть? в какое время и что она делает? как относится к котятам?

Выслушиваются 1- 2 рассказа. Воспитатель при необходимости помогает ребенку, начиная предложение, задавая вопросы, показывая на фрагмент картины, подсказывая мимикой, жестами. По завершении дает оценку рассказу: выражает одобрение, отмечает удачные высказывания, привлекая внимание других детей.

Примерный рассказ: У бабушки живет кошка. Она пушистая, белая с черными пятнами. У кошки три маленьких котенка. Вечером кошка легла на коврик и наблюдает за котятами. Мама-кошка любит своих котят.

Далее предлагает детям рассказать о котятах: кто есть у кошки? сколько их? Какие они? Как кошка к ним относится?

Затем - об одном каком-нибудь котенке: какой он? где находится? чем занимается? какое у него настроение? что будет потом?

Выслушиваются 3-4 рассказа. Приемы воспитателя те же.

Достает из корзины цветные фигурки (фишки), раздает детям и просит с помощью фишек найти свои места у столов. Когда дети соберутся в группы, выкладывает на столы большие карточки с изображениями взрослых домашних животных и птиц и конверты с картинками их детенышей. Просит помочь детенышам найти своих родителей. Когда дети выполнят задание, предлагает каждой группе рассказать, у кого кто, при этом называть обоих взрослых животных

Звуковая культура речи:

Воспитатель предлагает детям встать в круг и обращает их внимание на корзину, в которой сидел котенок.

Каждый ребенок называет игрушку, выделяет нужный звук и определяет, кому нужно отдать игрушку.

Заключительная часть.

Воспитатель благодарит ребят за работу. Спрашивает, что кому понравилось на занятии. Отмечает наиболее активных детей. Предлагает детям цветные карандаши и раскраски, которые они могут раскрасить в течение дня.

-связная речь: научить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине : рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку;

-словарь и грамматика: научить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); научить самостоятельно образовывать клички животных;

-звуковая культура речи : уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з];

-научить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание;

Методы и приё мы:

1. Словесный: художественное слово, вопросы, указания.

2. Наглядный: рассматривание картины и картинок.

3. Практический: сюрпризный момент, игра.

Материалы и оборудование:

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая Игровые ситуации, игры с правилами.

Коммуникативная Беседы, составление рассказов, отгадывание загадок, словесные игры, вопросы.

Логика образовательной деятельности:

№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат

1. Загадывает детям загадку:

На лапках – подушки.

Усы – как щетинка.

Днем она спокойно спит,

Против солнышка лежит.

По ночам все время бродит,

На охоту ходит. (Кошка.)

-Как называют детёнышей кошки? Отгадывают загадку, называют детёнышей кошки. Создан интерес к предстоящей деятельности.

Как называется эта картина?

Расскажите о кошке. Какая она?

Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они?

Чем отличаются котята друг от друга, что у них разное?

(Они отличаются цветом, разной окраской шерсти). А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок, одно и то же или нет?

Чем похожи все котята?

-Котята очень разные. Давайте дадим такие клич-ки кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок.

Котенок. (называет кличку) играет. Котенок. (называет кличку) спит. А этот котенок. (называет кличку) лакает молоко. А как вы думаете, кто оставил нитки? Что же здесь случилось? Рассматривают картину, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Умеют отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий; са-мостоятельно образовывают клички животных.

3. Составление рассказа по картине.

-Сначала расскажите, кто оставил здесь нитки, и что потом произошло.

Вызывает для совместного рассказывания двух детей и предлагает им договориться, кто начнет рассказывать, кто закончит. В случае затруднения сам начинает рассказывать три первых предложения или рассказывает полностью.

После того как пары детей расскажут, спрашивает, понравились ли им рассказы. Побуждает аргументировать оценки.

Примерный вариант рассказа.

Вот какой коташка,

А на каждой лапке коготки-царапки.

Всё ему игрушки – кубик и катушка.

Котик, словно мячик,

По квартире скачет. Выполняют действия в соответствии с текстом: идут на носочках, гладят лицо, изображают когти, прыгают на месте, прыгают в разном направлении. Развита крупная и мелкая моторика.

В гости к детям приходит котенок.

-Догадайтесь, как его зовут. Котенок поиграет с вами, если вы его позовёте к себе. Как зовут котенка? Какой звук слышится в конце? (Звук [с]).

Котенок. Послушайте, какой звук я скажу. ( Протяжно произносит: с-с-с.) Какой звук я сказал? Скажите так же все вместе и по одному. Теперь послушайте другой звук. ( Протяжно произносит: з-з-з.) Какой звук я сказал? Повторите так же хором и по одному.

Котенок предлагает детям встать в круг.

Затем со звуком з. Играют с котё нком: повторяют звуки, называют слова с заданным звуком. Закреплено правильное произношение звуков [с] и [з].

Умеют дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса.

Котёнок предлагает рассмотреть картинки, назвать их и объяснить их значение.

Пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка, самовар, водопад, ледокол, снегопад, бетономешалка,

кашевар. Рассматривают картинки, объясняют значение слов. Знают значение сложных слов.

Котёнок награждает детей за хорошую работу медалями и просит каждого придумать ему кличку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные цели:
формировать умение составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план
воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений
формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины,рассуждать над ее содержанием (с помощью воспитателя)

Формировать умение составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план.

Учить называть животных и их детенышей, повадки кошек, что умеет делать животные;

Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного.

Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов.

Закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными

Использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

1. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры.

2. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься.

3. Воспитывать доброжелательность.

4. Формировать взаимопонимание.

1. Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, рассуждать над её содержанием (с помощью воспитателя).

2. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины.

3. Развивать связную речь, зрительное восприятие, внимание.

4. Развивать долговременную память.

5. Развивать творческие способности у детей;

1. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей.

3. Раскрашивание иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей.

Материал: Карточки с изображением животных и их детёнышей, картина "Кошка с котятами", мяч, кукла Петрушка.

Ход занятия.

2. Отгадывание загадок.

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О ком именно вы будете рассказывать, вы узнаете, когда отгадаете загадки, которые вам загадает Петрушка.

• Острые коготки, мягкие подушки;

• Шёрстка пушистая, длинные усы;

• Мурлычет, лакает молоко;

• Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

• Хорошо видит в темноте, песни поёт;

• У неё хороший слух, ходит неслышно;

• Умеет выгибать спинку, царапается.

О каком домашнем животном эти загадки? кошке). Правильно, ребята. Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.

3. Дети, давайте с вами поиграем (пальчиковая гимнастика)

Мы играем во дворе и кого-то увидели:

Кошку усатую

Давайте еще раз вспомним, кого мы видели

Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.

Какое имя можно дать кошке? (Мурка, Муся). Котёнок: (Мурзик, Васька) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок: (Степашка, Соня) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: (Пушок, Кузя) лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается). Как можно назвать всех, кто изображён на картине? (Кошачья семья). А где же папа-кот? Давайте подумаем, где бы он мог быть? (Ушёл на охоту, спрятался в другой комнате). А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину? (Бабушка, мама, хозяйка). Что она скажет кошке с котятами, когда вернётся? ("Какие баловные котята!", "Вот я вас накажу - не дам молока!")

5. Физкультминутка.

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышло кошка на карниз (имитирует грациозную походку кошки)

Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз

Вот налево повернулась (повернуть голову налево,

Проводила взглядом мух (повернуть голову вправо)

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз (присесть)

6. Составление рассказов по картине.

Вернемся к картине. Мы будем учиться составлять рассказы по картине. Дома расскажете маме про кошку и котят. Ей будет интересно. Я буду помогать вам.

На картине изображена. (кошка с котятами). Кошка большая. (пушистая, красивая). Рядом с ней. (три котёнка). Они. (маленькие, смешные). Одного котёнка зовут. (Мурзик). Он. (играет с клубками). Другого. (котёнка зовут Кузя). Он. (лакает молоко). Третьего котёнка зовут. (Соней). Соня уже наелась и. (легла рядом с мамой). Папа-кот ушёл. (гулять). Корзину с клубками принесла. (хозяйка). Сейчас она вернётся и скажет. ("Какие баловные котята!") Мне понравилась картина, потому что котята получились. (смешные).

Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.

Дети выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- способствовать развитию связной речи у детей, активизировать их словарный запас.

- подбирать слова, обозначающие действия предметов

- познакомить с приемами первой медицинской помощи при укусах и нанесении царапин, ран при контакте, как с домашними, так и с бездомными животными.

- развивать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план

- воспитывать в детях гуманное, чуткое, осторожное отношение к кошкам, умение сопереживать им.

-картина "Кошка с котятами";

Предварительная работа: беседа о домашних животных.

Ход непосредственной образовательной деятельности

- Ребята сегодня мы поговорим с вами о животном, которое вы все знаете. А о каком животном попробуйте отгадать.

Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

- Скажите, у кого дома есть кошки? А что вы знаете о кошках? (Это домашние животные, бывают разного окраса, разных пород.)

Посмотрите на кошку. Какая она? (большая, пушистая).

Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые).

Чем отличаются котята друг от друга?

Что у них разное?

Что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко).

Чем похожи все котята? (все маленькие).

Дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котёнок .

Что делает котёнок с кличкой…? Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок).

Котёнок с кличкой … спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает).

А котёнок по кличке … лакает молоко. Как по другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).

Физминутка в круге

1. Как умывается кошка?

2. Как потягивается кошка?

3. Как царапается кошка?

4. Как шипит кошка?

5. Как виляет хвостиком?

Игра с мячом: "Что умеют делать кошки?"

Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

1. Кто изображён на картине? Где происходит действие?

2. Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

3. Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

"Однажды бабушка поставила на стульчик корзину с нитками и ушла. На коврике лежала кошка с котятами. Все котята очень разные. Черный котёнок спал около мамы, пёстрый лакал молоко, а рыжий - самый озорной-прыгнул на лавку и опрокинули корзинку с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все нитки запутал. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала".

(рассказы детей по картине)

Но, не все кошки живут у нас в домах, некоторые кошки оказываются на улице.

В: Скажите, почему на улицах появляются бездомные кошки?

В: Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.

Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Каждое животное, оказавшееся на улице погибает.

Однажды я встретил бездомную кошку:

— Я слышал, что вы тяжело заболели?

— Так, значит, лежали в постели?

— Лежала на улице много недель. Бездомной мне негде по­ставить постель.

— Вы слышите, кошка, пойдемте со мной. Темнеет, а значит, пора нам домой!

Спешил я. Она отставать не хотела.

И рядом со мною тихонечко пела: о чем она пела? Наверно, о том, что каждому нужен свой собственный дом.

Ребята, скажите, если вас оцарапала кошка, как оказать первую медицинскую помощь, что надо сделать с ранкой? (ответы детей)

Перед вами на столе стоят знакомые вам вещи: ватная палочка, зелёнка, бинт. Давайте попробуем оказать помощь кукле Мане.

Читайте также: