Конспект индивидуального дефектологического занятия для детей с умственной отсталостью

Обновлено: 05.07.2024

Цель занятия : формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции.

Ход занятия.

Мы для нашей бабушки!

2. Основная часть.

Кукла укрыта платком. Заглядываем.

Это кукла. Ее зовут Катя. (повтори).

А тебя как зовут? (Витя). Молодец.

Вот Вы и познакомились.

Здравствуй Катя. (повтори)

Это голова. Покажи, где голова.

Это глазки, Покажи, где глазки.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ-топ.

Смотри, Катя пришла не одна, а с подружкой. Ее зовут Оля.

Здравствуй Оля. (повтори)

Потрогай куклу, какая она? Мягкая. (повтори)

Кукла сделана из ткани. Она мягкая, теплая. (повтори).

Потрогай вторую куклу, какая она? Твердая. (повтори).

Кукла сделана из резины. Она твердая, холодная. (повтори).

Наши куклы потеряли игрушки, поможем куклам найти игрушки – большой кукле- большие предметы, а маленькой – маленькие предметы. (проговариваем).

(цель - учить выполнять совместно со взрослым движения, сопровождая речью).

Кукла ножками - топ-топ,

А ладошками – хлоп-хлоп.

Глазки закрываем, а теперь моргаем.

Ну-ка кукла попляши,

Наших деток рассмеши!

(цель – закрепление знаний основных цветов (красный, желтый, выполнение соотносящих действий, выполнение простой инструкции).

(цель – учит собирать разрезную картинку из 2-3 частей).

(цель- развитие элементов сюжетной игры)

Смотри, кукла, хочет покататься, давай ее покатаем на машинке.

Би-би-би! Смотри, едет машина! Покатай машинку!

Давай покатаем куклу на машинке. Сади Катю. Катя гуляет, катается на машине. Биб-би-би!

3. Итог занятия.

Сегодня на занятии мы поиграли с куклами, помогали игрушкам, катали куклу на машине. Молодец! Помоги убрать игрушки на место.

1. Познание предметного мира: комплексные занятия. Авт. -сост. З. А. Ефанова. – Волгоград.

3. Стребелева Е. А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя дефектолога. – М. ВЛАДОС.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект индивидуального дефектологического занятия с учащимся 1 класса с легкой умственной отсталостью.

Подготовила учитель–дефектолог Трифонова Е,В.

Тип: Урок направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний на уроке математике.

Форма проведение: Индивидуальная.

Цель урока: Закрепить и систематизировать ранее полученные знания на уроках математике по теме геометрические фигуры.

o Образовательные:

1. Закрепить умение находить, называть, различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб). Сравнивать геометрические фигуры с предметами.

2. Закрепить умение называть цвет, различать, сортировать, выкладывать ритмический ряд ориентируясь на цвет, форму, размер.

3. Учить конструировать из геометрических фигур.

4. Закрепить умение работать с трафаретом.

o Коррекционно-развивающие:

1. Развивать слуховое внимание, зрительно-тактильное восприятие, память, мышление и воображение.

2. Развивать связную речь, обогащать активный и пассивный словарь.

3. Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.

o Воспитательные:

1. Формировать положительную мотивацию на занятиях.

2. Воспитывать интерес к предлагаемым заданиям, играм и упражнениям.

3. Воспитывать трудолюбие, инициативность, настойчивость, терпение в преодоление трудностей.

1. Наглядные: плоскостные и объёмные геометрические фигуры, математический набор для первоклассника, трафарет.

2. Словесные: беседа.

3. Игровые: дидактические игры и упражнения, физкультминутка.

Планируемые результаты:

1. Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры.

2. Сортировать, выкладывать ритмический ряд, сравнивать с предметами похожей формы.

§ Метапредметные:

1. Коммуникативные – объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью уточнения знаний.

2. Регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Познавательные – наблюдать и анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать знания.

1. Формировать положительную мотивацию, рефлексия.

Оборудование: Математический набор для первоклассника, коробочка с воздушным шариком, карточки с изображением геометрических фигур, цветные карандаши, трафарет.

Игры и упражнения

Действия дефектолога

Действия ученика

Организовать и создать положительный настрой ребенка на совместную ,продуктивную деятельность. Снять напряжение.

Дефектолог встречает ребенка, приветствует его. Предлагает отгадать загадку, в коробочке лежит предмет отгадка.

Круглый, гладкий, как арбуз …

Цвет любой, на разный вкус …

Коль отпустишь с поводка, улетит за облака … .

Учитель хвалит ребенка за правильный ответ и предлагает поиграть. Вместе с учеником читают стихотворение, имитируя движения.

Воздушный шарик надуваю.

Его, как мячик я катаю,

Бросаю вверх, опять ловлю.

На форму я его смотрю.

Он круглый, как и плоский круг.

Но кругу он объемный друг.

Такой же формы апельсин,

Арбуз, и мяч, и мандарин.

Фигуру, что могу катать,

Я буду шаром называть.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в страну геометрических фигур.

Ребенок приветствует учителя – дефектолога. Слушает загадку, отгадывает её, открывает коробочку и проверяет свой ответ.

Ребенок вместе с учителем проговаривает стихотворение и выполняет гимнастику.

Развивать мелкую моторику рук, воображение мышления. Формировать умение ориентироваться в пространстве.

Дефектолог предлагает поиграть с геометрическими фигурами. Просит ребенка достать из коробочки нужные фигуры, учитывая цвет и количество.

(Мы будем строить ёлочку, возьми пожалуйста 3 зеленых больших треугольника, один коричневый квадрат, построй ёлочку. А теперь расскажи, что ты построил, где ты видел это дерево, что на нем растет).

Также ребенку предлагается построить машину, дорогу, дом.

Ребенок по просьбе учителя достает геометрические фигуры, строит из них разные постройки, рассказывая, что построил, где он это видел, сколько геометрических фигур взял и т.д.

Развитие зрительного восприятия, закрепление знаний названий геометрических фигур.

А теперь давай, чтобы наши ручки отдохнули поиграем в прятки с геометрическими фигурами.

Перед ребенком педагог кладет геометрические фигуры, разные по цвету и размеру. После инструкции посмотри и запомни, ученик закрывает глаза, дефектолог убирает одну фигуру.

Ребенок выполнят задание дефектолога

Развитие мелкой моторики рук

Ты молодец, а сейчас наши пальчики сделают зарядку.

Будем пальчики считать 1,2,3,4,5.

И фигуры называть

Вот квадрат, а вот кружок

Треугольничек и ромб,

А еще прямоугольник

И не трудно сосчитать

Их по счету ровно 5.

Ребенок вместе с учителем делает пальчиковую гимнастику.

Заключительный этап: Обведение геометрических фигур по трафарету с их последующей штриховкой.

Учить ориентироваться в пространстве, учить выполнять словесные инструкции, учить обводить точно по контору фигуры, учить выполнять штриховку внутри геометрических фигур в заданном направлении.

Дефектолог предлагает ученику нарисовать геометрические фигуры с помощью трафарета и выполнить штриховку.

Дефектолог подводит итог занятия.

Чем мы сегодня занимались на уроке , Чему ты научился ,Что тебе понравилось?

Ребенок рисует геометрические фигуры, пользуясь трафаретом и штрихует в заданном направление.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 250 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.09.2021 418
  • DOCX 21.6 кбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трифонова Елена Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Цель: Закрепить цвета: красный, зеленый, желтый.
Задачи:
1. Формировать умение подбирать предметы одного цвета;
2. Развивать умение четко называть цвет предмета;
3. Развивать подвижность пальцев рук;
4. Воспитывать усидчивость.

Сегодня к нам в гости пришла кукла. Давай с ней поздороваемся.
Кукла протягивает руку: Здравствуй, меня зовут Маша, а как тебя зовут?/ Меня зовут Даша.
Маша очень любит гулять на своих любимых полянках. Посмотри, они разного цвета: зеленая (показ), красная (показ), желтая (показ). Повтори: зеленая /зеленая, красная /красная, желтая/ желтая.




Ой, почему-то на полянках ничего нет! На зеленой полянке растет зеленый гриб. Найди зеленый гриб и приклей его к полянке такого же цвета. Ребенок находит, называет цвет и приклеивает.

На красной полянке растет красный гриб. Найди красный гриб и приклей его к полянке такого же цвета. Ребенок находит, называет цвет и приклеивает.

На желтой полянке растет желтый гриб. Найди желтый гриб и приклей его к полянке такого же цвета. Ребенок находит, называет цвет и приклеивает.



Молодец, Даша, ты все правильно сделала. Посмотри, на полянку прилетели бабочки зеленого, красного и желтого цвета. Ребенок по аналогии находит, называет цвет и приклеивает.



Хорошо у тебя получилось. А еще на полянки прибежали мышки зеленого, красного и желтого цвета. Ребенок по аналогии находит, называет цвет и приклеивает.



Здорово, ты справилась со всеми заданиями. Маша хочет выпить чаю, но он очень горячий. Остуди чай и угости ее.


На полянку еще хочет покатиться колобок, давай его поймаем.
Пальчиковая гимнастика
Кулачок - как колобок.
Мы сожмем его разок.
Ребенок сжимает кулачек одной рукой, другой рукой ловит его (сжимает)

Посмотри на Машу, она загрустила, попробуем ее развеселить?/ да
Давай вместе с тобой подарим ей бусы, но сначала нужно их сделать. Посмотри, какие цветом бусины лежат в тарелочке?/ зеленые, красные, желтые.
Воспитатель предлагает ребенку бусины крупного размера и шнурок.
Ребенок нанизывает бусины и называет их цвет. Воспитатель завязывает узелок.
Ребенок одевает бусы кукле.

Кукла Маша: Спасибо тебе за красивые бусы!


Цель: Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие мелкой моторики;

- Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти ;

- Развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления;

- Развитие речи и мышления.

Образовательные:

- Развитие умения ориентироваться на листе бумаги

- Закрепления понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

- Воспитание способности подчинять свои действия инструкции.

- Воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к

План занятия:

Продолжение основной части

Ход занятия

1. Организационная часть

Педагог: Ребята, представьте, что мы с вами снежинки (цветочки, листочки – зависит от времени года).

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

Педагог: Любите ли вы сказки? А что больше слушать или читать? Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказке и вспомним любимых героев. Отгадайте загадки.

Мы из сказки – ты нас знаешь.

Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – ну так что ж …

Сказку заново прочтёшь!

Она по полю пошла,

В поле денежку нашла,

Самовар себе купила

И гостей чайком поила.

Веселились все вокруг,

Но вмешался злой паук…

Пауков боится Муха,

Муха-…(Цокотуха).

На ней жениться хочет

Слепой и жадный крот,

Мышь над ней хохочет,

А ласточка спасёт!

Подскажи мне, Томочка,

Кто это. (Дюймовочка).

Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

И румяный…(Колобок).

Педагог: Замечательно!

2. Основная часть

Цель: развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги, навыков устного счёта. (приложение 1).

Педагог: Ребята! Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось? В каких сказках встречаются такие герои?

Цель: развитию зрительного восприятия.

Предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения. (приложение 2)

Педагог: Ребята, повторите за мной: (повторяем 3 раза)(повторяем 3 раем за мной: ит

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Педагог: Молодцы! Продолжаем занятие!

Педагог: Из набора геометрических фигур необходимо сложить изображение по образцу. (Задание можно усложнить, если геометрических фигур положить больше, чем необходимо.) (приложение 3). У вас у всех получилось? В чем испытали затруднение?

Педагог: Сказки мы слушаем и читаем. А сейчас попробуем составить сами. Перед вами картинки, подумайте и составьте по ним рассказ. (приложение 4)

Понравилось составлять рассказы? Какие трудности вы испытали при составлении?

3. Динамическая пауза

4. Продолжение основной части

Педагог: Молодцы! Отдохнули мы на славу! И нас ждут новые гости и задания. Кто же это?

С Пятачком он ходит в гости,

Любит мёд, варенье просит…

Это кто, скажите вслух!

Медвежонок…(Вини -Пух).

«Ребята, ребята, давайте жить дружно!

Не нужно ругаться и злиться не нужно,

Поёт добродушный кот…(Леопольд).

Деревянным острым носом

Всюду лезет он без спросу.

Даже дырку на картине

Носом сделал…(Буратино)

Учащимся предлагается сравнивать предметы, противопоставляя один предмет другому по ряду признаков. Педагог зачитывает начало предложений, а учащиеся продолжают, что подходит по смыслу.

Грач чёрный, а воробей …

Грач – крупная птица, а воробей…

Грач – перелётная птица, а воробей…

У грача клюв длинный, а у воробья …

Сахар сладкий, а перец …

Зима холодная, а лето … и др.

Педагог: Необходимо назвать, одним словом ряды конкретных понятий: (можно приготовить картинки с обобщающими словами, чтобы все дети участвовали, показывая их, а не говоря)

-берёза, липа, ель…(деревья);

- стол, стул, диван … (мебель).

-чиж, грач, сова, воробей … (птицы).

-ножницы, молоток, пила, грабли … (инструменты)

-шарф, варежки, брюки, пальто … (одежда)

- окунь, карась, сом, щука…(рыбы) и др.

Педагог: Вот и подошло к завершению наше сегодняшнее занятие. Мы очень хорошо потрудились. Ребята, понравилось ли вам наше занятие? Покажите смайлики, с каким настроением вы занятие.(приложение 5) Спасибо за работу! До новых встреч!

Картинки к заданиям из общего доступа в интернете.

Динамическая пауза – физминутка – автор И.А. Шиенок
















-75%

Читайте также: