Русская народная сказка заря заряница конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городского округа Красноуфимск

Конструкт образовательной деятельности

Конструкт образовательной деятельности

Вид занятия: практическое занятие

Форма организации: групповая

Цель: развивать первичные вокальные навыки средствами детского музыкального фольклора

Обучающая – познакомить обучающихся с элементами детского фольклора, такими как, музыкальная игра, попевки.

Развивающая – развивать вокально-хоровые навыки, музыкально-творческие способности обучающихся средствами детского музыкального фольклора.

Воспитательная - приобщать обучающихся к народной музыкальной культуре средствами детского музыкального фольклора.

Формы методы обучения: наглядный, словестный (беседа), практический метод (исполнение музыкального материала).

Средства обучения (ресурсы):

Дидактическое обеспечение занятия: компьютер, мультимедийный экран, проектор, колонки

Видеоряд : презентация, изображения картинок

Технологическая карта конструкта

деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность детей, которая приведет к результату

Планируемый

Организационный момент

Первый этап – артикуляционная гимнастика

Второй этап - распевание

Третий этап- разучивание песенного материала

Организует работу детей, настраивает на занятие, проверяет готовность.

Для того чтобы научится петь правильно, нам нужно разогреть артикуляционный аппарат, приготовиться к пению:

-покусываем кончик язычка

-жуем язычок на задних зубах как конфетку

-теперь язычок превратился в иголочку, прокалываем губы

-теперь наш язычок щеточка, чистим зубки по кругу

-теперь представим, что мы белочки, будем покусывать губки так, как будто грызем орешки, покусываем нижнюю губу от уголка до уголка, и верхнюю губку от уголка до уголка

-а теперь, маленько поиграем, давайте представим, что мама не разрешила скушать конфетку, мы обиделись, насупили и вывернули нижнюю губу. А потом папа нас пожалел, разрешил взять конфетку и мы обрадовались, улыбнулись широко показывая зубки

грустная , прячемся за ладони, открываем ладошки, а на вас уже грустная маска , погрустили

удивление , прячемся за ладони, открываем ладошки, а на вас уже маска удивления, удивились все

сердитая, прячемся за ладони, открываем ладошки, а на вас уже сердитая маска, разозлились задумчивая, прячемся за ладони, открываем ладошки, а на вас уже задумчивая маска

радостная прячемся за ладони, открываем ладошки, а на вас уже радостная маска! Все одели радостную маску и остались такими добрыми и радостными

Дыхательная гимнастика.

- Покажите мне, пожалуйста, ребята как вы нюхаете цветочек? Теперь будем дышать с вами так же но без звука:

- Маленький вдох - произвольный выдох

- дуем на ладошки с разной энергетикой слабый и сильный ветерок

- короткий но активный вдох и выдох с выбросом рук перед собой, вверх и вниз

Речевые интонационные упражнения.

Слышишь шорох чащи,

Слышишь шорох чащи леса,

Слышишь шорох чаща леса дышит…

У жирафа есть вопрос/

Для чего высокий рост/

Видно с этой высоты\

Всех кто прячется в кусты\

На печи валялися

С печи оборвалися

2 - следующее упражнение послушайте пожалуйста на двух звуках поем такие фразы (показ учителя)

Ай-я-яй – представляем, что мы сердимся или ругаемся (можно грозить пальцем)

Ой-ё-ёй – представляем, что у нас что – то случилось (можно взяться руками за голову)

Эй-е-ей – представляем, что зовем друга через речку (можно выполнять махи рукой призывая к себе)

2 - следующее упражнение пропевается на те же слова на трёх звуках и меняется настроение (показ учителя)

А-я-яй - Ой-ё-ёй - Эй-е-ей.

Физкультминутка (смотри ниже)

Если это первое знакомство с песней, то разучивание мы предваряем небольшим рассказом о композиторе, о поэте, о том, что они еще написали; если известна история создания песни, то ребят знакомим и с ней. Далее происходит показ песни.

- знакомство с текстом, сего смысловым наполнением

- разучивание в удобной тесситуре

Пение по руке учителя – игровой момент. Сейчас делимся на две группы, правая рука для одной команды, левая – для другой, когда ладони раскрыты все поют вместе, какая ладонь закрылась – та группа перестает петь в слух (но поют про себя), как ладонь открывается нужно продолжать петь далее.

- Закрепим песню итоговым исполнением. Давайте встанем все у своих мест (контроль над певческой установкой).

- Сейчас давайте подойдем к карусели с разноцветными лентами, каждый выберет себе ленту и встанет напротив неё. Беремся за свою ленту правой рукой, левая рука поставлена на пояс, пробуем пойти по кругу спокойным шагом под счёт. А сейчас поиграем!

-Активно покусывают кончик языка

-Жуют язык на правой и левой стороне зубов по четыре раза

-Прокалывают языкам по очереди верхнюю, нижнюю губу, правую, левую щеку

-Выполняют круговые движения языком по внешней стороне зубов с закрытым ртом, в правую и левую сторону по четыре раза

-покусывают нижнюю губу, а затем верхнюю

- Выполняют упражнения передавая эмоции, вывернуть нижнюю губу вниз выражая обиду, улыбаться широко выражая радость

- закрывают лицо ладонями, открывают ладони, с помощью мимики лица выражают предложенные эмоции

Цель: приобщать детей к русским народным играм. Доставить детям радость и удовольствие.

Образовательные: Продолжать знакомить детей с русскими народными играми; популяризация народных игр среди дошкольников. Активизировать словарный запас детей.

Развивающие: Развитие интереса к русским народным играм, эмоциональной отзывчивости. Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки; развитие игровой деятельности; развитие устной речи, сохранение и укрепление физического и психического здоровья; обеспечение двигательной активности в ходе проведения народных игр;

Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к народным играм. Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим

Оборудование: ленты по количеству участников, бубен

Ход игры:

Раз, два, три, четыре, пять

Пришло время поиграть

В круг вставайте детвора

Сегодня мы с вами вспомним русскую народную игру "Заря - заряница"

- Правила игры. Сегодня я их немного изменила. Послушайте меня внимательно. Сначала нам нужно выбрать ведущего, то есть Зарю. Как будем выбирать водящего? ( дети выбирают сами способ: кегля, считалка:

- Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть,

К нам сорока подлетела

быть Зарей тебе велела.)

Все с лентами идут по кругу, Заря идет за кругом в противоположную сторону. Во время движения все вместе поем закличку:


Заря- заряница,


После этого все останавливаются. Заря ладошкой касается игрока в кругу, стоящего рядом, который бросает ленту на свое место и выходит к заре. Они становятся спиной друг к другу. Все дети в кругу произносят слова:

А беги как огонь!


Стоящие спиной друг к другу бегут в разные стороны по кругу. Кто быстрее прибежит, должен взять с пола ленту и занять место в кругу. Тот, кто не успел - становится Зарей.

Нельзя бегать в кругу, бежать можно только после сигнала, не толкаться и не мешать. Запомнили? Давайте же начнем.

Играют в игру несколько раз.

- Жил - был кот Колоброд

Он развил огород.

Вот и всей игре - конец!

Вот мы поиграли…


Кто хочет рассказать обновленные правила игры? (Ответы детей.) Как вы думаете, все соблюдали правила? Кто был самым ловким и быстрым сегодня?

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарии сказок по книге нижегородского литературоведа-фольклориста В.Н.Морохина.

Может использоваться для проведения классных часов, библиотечных уроков, внеурочной деятельности и т.п.

Отчего медведи в лесу завелись

Действующие лица:

Звучит русская народная мелодия. На лавке сидят бабка и дед.

Б: Сходи-ка, дедушка, в лес, наруби дров.

Музыка. Дед берет топор, идет в лес. Выходит липа. Увидев липу, дед начинает рубить её.

Л: Не руби меня, дед. Беги домой со спокоем. Будут у тебя дрова и напилены, и наколоты.

Музыка. Дед идёт домой.

Б: Не успел ты из лесу вернуться, а дрова уж и напилены, и наколоты. Что за чудо, дед?

Д: Это все липа. Стал я её рубить, а она мне и пообещала дров.

Б: Что же ты, старик, на разУ хлеба-то не попросил? У нас и хлеба в доме нет!

Музыка. Дед идёт в лес, к липе.

Д: Липа, меня старуха послала хлеба попросить.

Л: Беги, дед, домой, будет и хлеб.

Музыка. Дед идёт домой. Старуха ест плюшку.

Б: Что же ты, старик, на разУ денег-то не попросил?

Музыка. Дед идёт в лес, к липе.

Д: Совсем мне старуха покоя не даёт, денег требует…

Л: Беги, дед, домой, будут у тебя и деньги.

Музыка. Дед идёт домой. Старуха сидит и считает деньги.

Б: Старик, сходи на разУ к липе-то, пусть сделает, чтобы нас все боялись. Мы теперь богатые с тобой, а то нас ограбят….

Музыка. Дед идёт в лес, к липе, голову повесил.

Д: Сделай, липа, чтобы нас все боялись.

Л: Ну, беги со спокоем домой, всё будет сделано.

Музыка. Дед идёт домой. Вдруг из дома выбегает старуха с медвежьей головой. Старик испугался, закричал, забежал в дом и выбежал оттуда тоже с головой медведя.

Концовка.

Все герои сказки выходят на поклон и говорят:

И с тех пор завелись медведи в лесу!

Верная примета

Действующие лица:

Музыка.

СК: Жили в одной деревне Иван да Марья.

(Выходит Иван, ложится на лавку). Иван был парень тихий, больше молчал, чем говорил.

(Выходит Марья, ложится на другую лавку). А жена его была такая болтушка, больше языком работала, чем руками. Даже во сне говорила!

И: (толкает в бок) Эй, жена, с кем это ты разговариваешь?

М:(вскакивает, протирая глаза) С умными людьми разговариваю..

СК: Иван был парень работящий, много работал. А у жены всего три дела было, и те лёгкие: говорить, спать да сны разгадывать. Один раз проснулась она и говорит:

М: Красную ягоду видела. К ссоре это.

И: Что ты, жена, чего бы нам ругаться?

М: К ссоре это! Верная примета! Я сны умею разгадывать. Помнишь, во сне корову видела, к бурану это. Разве не было после этого бурана.

Иван молчит.

М: Чего молчишь? Красная ягода к ссоре, уж я-то хорошо знаю!

И: (тихо бормочет):Не буду с тобой ссориться..

М: Как не будешь, если я такой сон видела?

И: Не хочу я.

М: Нет, хочешь!

И: (повысив голос) Жена!

М: А, так ты на меня кричать!

Бьёт мужа по лбу поварёшкой.

СК: Смирный был Иван, а когда у него на лбу шишка с кулак появилась, тут и он не выдержал.

Дерутся.

СК: Прибежали соседи, разняли их.

Соседи: Что у вас произошло? Чего не поделили?

М: Ничего. Просто сон я видела: красную ягоду рву. Верная эта примета – к ссоре.

Конспект к уроку родной русской литературы

Правильно. Сегодня мы будем читать и отгадывать русские народные загадки. Мы узнаем, как придумывал загадки народ, будем учиться их отгадывать. И попробуем сами сочинить загадку.

3. Знакомство с книгой.

Это значит, что в книге собраны разные по жанру произведения: сказки и загадки.

- Что же объединяет эти произведения? (Это устное народное творчество русского народа.)

- С каким жанром устного народного творчества вы познакомились на уроках внеклассного чтения? (Мы читали сказки, песенки, потешки.)

А теперь вы познакомитесь с еще одним жанром – загадками.

- Что же такое загадки, как вы думаете? (Это слова или предложения, в которых что-то описывается, но самое главное не говорится. Это нужно отгадать.)

Сколько живет человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков создавал их народ. Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно, кратко и выразительно описывал человека, его мир, отношение к явлениям природы, растениям и животным.

Русские народные загадки удивительно образны, поэтичны. В них вы услышите поэзию народного языка. Очень долго загадки оставались для простого народа единственным средством для развития смекалки, ума. Давайте и мы понаблюдаем за языком русских народных загадок. Поучимся их отгадывать.

  • Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)
  • Маленький мальчишка в сером армячишке
    По дворам шныряет, крохи собирает,
    В полях ночует, коноплю ворует. (Воробей.)
  • В болоте плачет, а из болота нейдет. (Кулик.)
  • Висит сито, не руками свито. (Паутина.)
  • Кто над нами вверх ногами? (Муха.)
  • Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук.)
  • Ни зверь, ни птица, а нос как спица,
    Летит – кричит, сядет – молчит.
    Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар.)

Значит, можно ли по одному признаку или свойству предмета отгадать его? (Нет, надо выделить из загадки все свойства предмета.)

Я прочитаю вам загадку еще раз. Найдите в тексте рифмующие строчки. (Летает — пугает.)

А сейчас отгадайте вторую загадку:

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
В полях ночует, коноплю ворует.

- О какой птице идет речь? (О воробье, у него оперение серого цвета, он часто добывает пищу вблизи жилища людей. Воробьи стаями слетаются в поля, когда идет уборка зерна.)

- Какие рифмующиеся слова вы заметили? (Мальчишка – в сером армячишке, шныряет – собирает, ночует – ворует.)

4. Физкультурная минутка.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик!
Не робей
Я бывалый. (воробей).

5. Самостоятельная работа учащихся.

Ознакомление с книгой.

Прочитайте название книги на первой странице.

- Как найти в сборнике загадки об овощах? (Можно поискать иллюстрации.)

Найдите рисунки с овощами.

- Что нарисовано на странице? (Репа, картофель, лук, огурец, капуста.)

6. Самостоятельное чтение.

Прочитайте загадки об овощах. Выучите две-три загадки и докажите отгадку.

  • Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель.)
  • Сидит Федосья, распустивши волосья. (Лук.)
  • Алый сапог в земле горит. (Свекла.)
  • Сто одежек и все без застежек. (Кочан капусты.)
  • Ни окон, ни дверей - полна горница людей. (Огурец.)
  • Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы.)
  • Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа.)
  • Желтая курица под тыном дуется. (Тыква.)
  • Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (Арбуз.)
  • Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух.)
  • Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

7. Беседа о прочитанных произведениях.

Расскажите, какие загадки вы выучили. Выделите свойства предметов и докажите отгадку.

Под землей птица гнездо свила,
Яиц нанесла.

(Это картофель, потому что клубни картофеля растут под землей. Они растут вместе, как будто в одном гнезде. А сами картофелины похожи по форме на яйца птиц.)

- Какие рифмующиеся слова есть в этой загадке? (Свила – нанесла.)

Аналогично ведется работа по тексту других загадок. Учитель обращает внимание на язык загадок, на старинные слова. Объясняет значение таких слов. Например: горница, кафтан и т.д.

8. Творческая работа в группах.

А сейчас попробуйте сами составить загадки. Я раздам для работы в группах иллюстрации или фоторепродукции предметов.

Рассмотрите предмет. Выделите его свойства, признаки. Составьте текст загадки с опорой на вопросы:

  • Кто это?
  • Что это?
  • Где это можно увидеть?
  • На что похож предмет?
  • Что он может делать?

Детям раздаются иллюстрации: петух, свинья, гусь, корова, кошка, собака. Учитель рассаживает детей в группы по 4-6 человек, организовывает работу.

Расскажите, какой текст вы составили. Пусть ребята попробуют отгадать загадку. А вы затем покажите иллюстрацию отгадки.

9. Подведение итогов урока.

- С каким жанром устного народного творчества вы познакомились? В чем его особенности? (Мы познакомились с загадками. В загадках описываются свойства и признаки предмета, а сам предмет не называется. Его надо угадать.)

- В чем особенность языка русских народных загадок? (В них есть рифмы. Встречаются старинные слова.)

По горизонтали:

3. Без рук, без ног, стучит, в избу просится.
6. Серый брат, из-за куста хват.
7. Бежит, бежит – не выбежит, течет, течет – не вытечет.
10. Не зверь, не птица, нос, как спица.
12. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
13. Сидит дед, многими шубами одет, кто его раздевает, слезы проливает.
14. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
16. Был ребенок, не знал пеленок, стал стариком, сто пеленок на нем.
20. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
21. Маленький Иван – костяной кафтан.
22. Малые малышки, зеленые катышки, сквозь землю прошли, на тычинку вползли.

По вертикали:

1. Сама толста, щека тепла, а рот красен.
2. Без хвоста, без мордочки два соболя на жердочке, им не спится, не сидится, хочется воды напиться.
4. Заря-заряница, красная девица, по лугу гуляла, бусы потеряла, месяц видел, а солнце украло.
5. Поля стеклянные, ограды деревянные.
8. Высока колода, да колюча борода.
9. Белый, а не снег, сладкий, а не мед.
11. Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт: летит – воет, а сядет – землю роет.
15. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел.
17. В поле мешалкой, в мешке жемчугом.
18. Черная собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает.
19. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется.

По горизонтали:

3. Ветер.
6. Волк.
7. Река.
10. Комар.
12. Баран.
13. Лук.
14. Книга.
16. Кочан.
20. Пила.
21. Орех.
22. Горох.

По вертикали:

1. Печка.
2. Ведра.
4. Роса.
5. Окна.
8. Сосна.
9. Сахар.
11. Жук.
15. Гриб.
17. Овес.
18. Замок.
19. Топор.

Молодцы! Вы отгадали не только те загадки, которые мы читали на уроке, но и другие.

10. Домашнее задание.

Прочитайте загадки в книгах из уголка внеклассного чтения. Поищите дома книги с русскими народными загадками. Нарисуйте отгадки и подпишите их текстами загадок. А кому понравилось придумывать свои загадки, попробуйте дома сами составить загадки об овощах, животных, растениях, явлениях природы и т.д.

Читайте также: