Рассказ котенок 2 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Главная цель школьного обучения на современном этапе - формирование личности учащегося. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое мощное средство влияния на личность, как книга.

В данной разработке урока литературного чтения я использую технологию продуктивного чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :

1. Работа с текстом до чтения: антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

2. Работа с текстом во время чтения : п ервичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", повторное чтение текста, беседа по содержанию в целом.

3. Работа с текстом после чтения : смысловая беседа по тексту; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания.

То есть, чтение становится продуктивным когда:

ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;

ученик владеет поиском информации в рамках текста;

ученик использует полученную информацию в дальнейшей своей деятельности.

- Личностные УУД: проявлять интерес к литературному чтению, выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе беседы; способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

- Регулятивные УУД: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно); определять и формулировать цель на уроке с помощью опорных слов; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД: осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях, слушать, понимать и принимать речь одноклассников, учителя;

- Познавательные УУД: анализировать произведение с опорой на систему вопросов учителя, находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; выделять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения.

Предметные: уметь читать произведение выразительно, отражая его настроение и настроение героев, называть героев произведения, высказывать своё мнение о событиях и поступках, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания, определять тему и главную мысль, соотносить пословицы со смыслом произведения. Уметь прогнозировать содержание по названию (заголовку) и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Ресурсы: учебник, мультимедийный проектор, тест, презентация, карточки с заданиями.

2.Содержание разработки

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт.

-Правильно, это солнышко. Посмотрите на Солнышко ( слайд 2) .

Что делает солнышко? (Улыбается)

- Посмотрите друг на друга и подарите своему соседу улыбку. Солнышко дарит вам свои теплые добрые лучи. Протяните руки к солнышку, мысленно возьмите один солнечный лучик в свою руку. Теперь возьмитесь за руки с соседом по парте, мысленно пожелайте своему однокласснику хорошего настроения, радости, и удачи на время урока.

- Я желаю вам, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу. Чтобы вы всегда решали возникающие проблемы вместе. Чтобы хорошее настроение присутствовало у вас на уроке и в течение всего дня.

-Садитесь на свои места.

Актуализация знаний.

- Ребята сейчас будем работать в группах. (3 группы).

Слова рассыпались. Постройте предложение из этих слов. ( Приложение 1 )

2) Проверка выполнения упражнения.

-Каждая группа прочитает полученное предложение.

Друзья познаются в беде.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

Добра желаешь – добро и делай.

-Проверим по экрану (слайд 7).

- Как называются такие высказывания ? (Пословицы)

Прочитайте хором свою пословицу, делая логическое ударение каждый раз на другом слове.

-Прочитайте с удивлением ( с грустью, весело, с вопросом ).

- Объясните смысл пословицы?

- Чем похожи эти пословицы? (дружбе, сопереживании, добре)

III. Определение темы урока. Постановка задач урока.

Работа с текстом до чтения.

1.Речевая разминка.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л. Н. Толстого, с каким - узнаем позже.

— Начнём с чистоговорки. (слайд 8)

Шка – шка –шка - маленькая мышка

Шка – шка –шка - убегает мышка

Шки – шки – шки - убегает мышка от кошки

Шка – шка –шка - убежала в норку мышка

Шка – шка –шка - ловкая мышка.

2.Отгадайте загадку. (слайд 9)

-Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л. Н. Толстого мы познакомимся сегодня.

-Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?

Чем любит заниматься кошка?

Первичное восприятие. Сегодня на уроке мы прочитаем ещё одно произведение Льва Николаевича Толстого.

Но прежде вспомним некоторые факты из его биографии (Слайд 10)

Л. Н. Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей …. школы

Толстой учил … детей

Он сочинял … для детей: р. с. б… - (произведения)

- Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня?

Работа в парах

- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Котёнок”? (ответы детей)

- Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ, попробуйте ответить на вопрос: - Определите тему произведения (О ком пойдет речь в произведении?) (о котёнке)

- Поставим задачи урока. Продолжите предложения: (слайд 12)

( Определять содержание по названию ……………………..(произведения и по иллюстрациям) ;

Определять ……………………………( главных героев произведения );

Определять ……………………………( главную мысль произведения )

Читать произведение………( правильно, выразительно), передавать при чтении ………… (настроение героев).

Учиться быть воспитанными, заботливыми друзьями.

IV. Работа по теме урока.

Работа с текстом во время чтения.

- Проверим, оправдаются ли наши предположения.

Словарная работа.

- Амбар – (найдем в толковом словаре)- это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Подле - около

Пустился что было духу - очень быстро

Чтение 1 части.

Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети

искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

- Нашёл! Наша кошка. и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)

- Когда происходило событие? (весной)

- Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?

- Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?

Чтение 2 части.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним. (делаем остановку)

- Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.

- Что они делали с котёнком?

- Что произошло с другими котятами?

- Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут

Чтение 3 части.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на

него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

- Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит - радовались? (любовались)

- Почему же котёнок остался один?

- Когда ребята вспомнили о котёнке?

- В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)

Можете вы предположить, что случится?

Чтение 4 части.

И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят

схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не

брал его с собой в поле. (делаем остановку)

- Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?

- Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.

- Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)

- Как поступил Вася?

- Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в нашем случае - как раз это и видно).

IV. Работа с текстом после чтения.

1. Беседа о прочитанном.

- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?

Это рассказ - быль, быль о том, что произошло на самом деле.

- Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)

- Кто является главным героем? (дети)

- Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?

- Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?

- Вам понравился рассказ?

Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно во все времена …)

-Какое предположение о содержании и жанре произведения мы сделали?

-Какие впечатления получили от произведения?

Какие чувства испытали? Почему вы так решили?

-Было ли в тексте то, над чем заставило вас задуматься?

V. Физкультминутка

- Отдохнём. Проведём физкультминутку:

Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз.

Посмотрела кошка вверх,

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.

И уселась на карниз.

Глаза вправо отвела,

А потом взглянула прямо

И закрыла их руками.

VI. Закрепление знаний и способов действий

1)Беседа по содержанию рассказа.

-Ребята, вы послушали рассказ, кто герои рассказа? (дети, котёнок, собаки).

2) Дополнение синквейна. Работа в паре.

- Работаем в парах. У вас на парте карточка с синквейном, в котором не хватает слов, определите какому герою он соответствует и заполните пропуски, используя слова-помощники. Выбирайте нужные, не берите лишние.

(Каждая пара получает один синквейн и слова – помощники - Приложение 2 ).

3) Восстановление последовательности событий рассказа.

- А теперь проверим, как вы запомнили рассказ.

У каждого листик с событиями рассказа. Расставьте числа от 1 до 6, восстановив последовательность событий. (Приложение 3)

4)Проверка работы. (Слайд 13)

-Кто не допустил ошибки? А 1, 2 ошибки?

-Что необходимо сделать ребятам, которые допустили 2 или 3 ошибки ?

( Перечитать рассказ ещё раз, ответить на вопросы)

- А сейчас посмотрим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.

Слайды 14 – 19 У вас на партах лежат буквы, поднимите нужную: А, Б, В

1. Как звали детей?

А) Лена и Вася Б) Катя и Федя В) Вася и Катя

2. Когда пропала кошка?

А) зимой Б) весной В) летом

3. Ребята играли возле ….

А) амбара Б) сарая В) дома

4. Сколько котят было у кощки?

А) 2 Б)5 В) 6

5. Что собирались сделать собаки:

А) побегать наперегонки Б) поиграть с котёнком В) схватить котёнка

6. Что сделал Вася?

А) закрыл котёнка Б) убежал прочь В) спрятался

VII. Подведение итогов.

- Чему научил вас рассказ Л. Н. Толстого?

-Как вы думаете, что хотел нам сказать автор? Сформулируйте главную мысль произведения. (Нам всем нужно любить братьев наших меньших; относиться к ним с уважением: кормить, играть, защищать, а главное – не выбрасывать на улицу. )

Внимательно его послушайте и подумайте, всегда нужно как поступать и зачем?

Стоит в переулке котенок лохматый.

Стоит сиротливо с подбитою лапой.

Он жалобно смотрит на лица прохожих,

Как будто бы хочет сказать: « Я – хороший!

Возьмите меня! Я умею дружить.

Играть с вами буду, мышей вам ловить.

Мы взяли его, завернули в платок,

Нельзя, чтобы кто–нибудь был одинок.

VIII. Рефлексия.

1) Восстанови последовательность событий рассказа (Приложение3) (у каждого ученика)

2) Я хочу поделиться своими мыслями…. (Слайд21)

-на уроке я узнал……

-на уроке я научился…..

-на уроке мне понравилось…..

IX. Оценивание.

X. Домашнее задание (дифференцированное) . (Слайд22)

Подготовьтесь пересказ текста от лица Васи (сильный уровень)

4.Литература

Открытый урок литературного чтения во 2-А классе на тему:

Учитель 1 квалификационной категории:

Никитенко Наталья Васильевна

[/b] Луганск 2019 г.

Цели: - продолжить ознакомление учащихся с творчеством Льва Николаевича Толстого;

1. Образовательные: - организовать учебную деятельность учащихся, направленную на усвоение содержания поучительного рассказа и его основной мысли, и выработку умения анализировать текст.

2. Развивающие: - содействовать развитию речи учащихся на основе обогащения словарного запаса ; - развитию критического мышления на основе прогнозирования содержания текста; - развитию слухового и зрительного внимания на основе выборочного чтения и просмотра иллюстраций. 3. Воспитательные: - способствовать формированию положительных нравственных качеств, воспитанию эстетических чувств и бережного отношения к животным. Технологические уровни:

2. Организовать понимание содержания рассказа и сути вышеназванных слов.

Тип урока по дидактической цели: - комбинированный (урок применения знаний и умений и урок ознакомления с новым материалом).

Тип урока по форме проведения: - нетрадиционный (интегрированный – межпредметный).

Вид урока: урок с элементами игры и сказочного сюжета.

Методы работы: - словесный, наглядный, фронтальный, проблемный, частично - поисковый.

Формы работы: - фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемые технологии: - личностно – ориентированные, информационные, здоровье сберегающие, осуществление меж предметной связи, технология оценки образовательных достижений, ИКТ – компетентности.

Планируемые результаты.

Личностные: - формирование положительных качеств к учению, чтению и познавательной деятельности; - формирование умения осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сопереживать; - оценивание жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: - формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы; - формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД: - формирование критического мышления ; - формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: - формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - овладение диалогической и монологической речью; - формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Предметные: - развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтения вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста); - использование разных видов чтения; - умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста; - участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие, Захотели вновь прийти.

Девиз урока: «Орешек знаний твёрд, но все же

Мы не привыкли отступать

И расколоть его мы сможем

Речевая разминка

1. Говори – не торопись и смотри не ошибись

Жалобно щенок пищит, Да у щётки половой

Тащит он тяжёлый щит, Палка есть над головой.

Два щенка щека к щеке Палка – щёлк щенков с плеча!

Щиплют щётку в уголке. Два щенка ушли ворча.

2. Учись отчётливо произносить звуки!

Белый кот клубок катал

Он загнал его под стол

А затем загнал под стул

Долго кот клубок катал

Потянулся и уснул

2. Актуализация знаний.

- Ребята, у меня есть волшебная шкатулка, в ней то и находятся вопросы для нашей игры. Предложения – вопросы начинаются с выделенных слов стихотворения и составлены они к изученным рассказам Л. Н. Толстого.

(Играют 3 команды, каждая команда выбирает 2 вопроса)

1. Почему Филипок взял старую отцовскую шапку, чтобы идти в школу? (Своей не нашёл)

2. Что нечаянно разбил мальчик играя? (Дорогую чашку)

3. Кто отогнал собак, которые бежали за Филипком? (Мужик)

4. Отчего заплакали муж с женою, поглядев друг на друга? (От стыда, что обидели старика)

5. Куда посадил учитель Филипка, вошедшего в класс? (На лавку возле брата)

6. Зачем Миша мастерил лоханку для батюшки с матушкой? (Чтобы в старости их из неё кормить)

Б) Обобщение, работа с таблицей.

- Почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Л. Н. Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее. Поэтому его рассказы являются поучительными. Давайте вспомним, чему же нас научили рассказы Л. Н. Толстого.

- А вот и следующее задание для вас из шкатулки. На карточках находиться таблица, в левом столбике – заголовки рассказов, в правом – главная мысль. Найдите соответствие между данными, укажите их с помощью стрелок.

Заголовок Главная мысль

- Ребята, посмотрите на экран, проверьте свою работу, если есть ошибки исправьте. А теперь оцените свою работу. Если вы правильно выполнили задание - поднимите зелёную карточку, если допустили ошибку – красную,

3. Решение проблемы, определение темы и целей.

- О чём эта песня? Назовите её главного героя? (О маленьком котёнке.)

- Подумайте, почему я предложила вам послушать именно эту песню? (Она связана с темой нашего урока)

- Да. Попробуйте определить тему нашего урока.

Загадка

Он первым входит в дом и живёт подолгу в нём. То мяучет, то играет, то исчезает далеко, А когда придёт обратно, то из блюдца аккуратно, Пьёт парное молоко. (Будем читать рассказ о котёнке)

Попробуем сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске.

3) Будем учиться: ….

Какова цель нашего урока? (Узнать о чём это произведение, определить является ли оно поучительным).

4. Физминутка

Я предлагаю немного отдохнуть.

И дальше продолжить наш путь.

5. Ознакомление с новым материалом.

Б. Словарная работа.

Амбар - это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Пустился что было духу - очень быстро

Г. Анализ содержания рассказа с элементами выборочного чтения

-Когда пропала кошка?

-Где Вася нашёл котят?

-Сколько их было?

-Кого позвал Вася?

- Сколько котят мать оставила дома?

-Куда дела остальных

- Куда пошли дети?

-Как котёнок оказался один на дороге?

-Какая опасность угрожала котёнку?

-Кто спас котёнка? Как?

-Какой эпизод рассказа вы читали с особым волнением?

-Что вы можете сказать о Васе? Какой он?

Какие черты характера проявились в поступке мальчика: решительность, смелость, находчивость, отчаяние, желание защищать беспомощного, ответственность?

6. Офтальмологическая минутка

7. Работа по теме урока.

- Я предлагаю вам сначала попробовать себя в роли художественных редакторов. Всем вместе подумать и распределить иллюстрации на экране к рассказу в правильном порядке, а затем проверить свою работу.

- Молодцы, у вас всё получилось, вы работаете как дружная команда.

Проверьте свою работу. (на экране правильные ответы)

-Ребята, вы очень хорошо работали на уроке и сейчас для вас Книгочей приготовил сюрприз (Работа на страницах электронной тетради

Задание № 57, 58, 59, 60.)

8. Рефлексия.

-Что вы узнали на уроке?

-За что похвалили бы себя?

- Что вам захотелось сделать после этого урока?

9. Подведение итогов.

- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни

Оцените свою работу и опустите орешек в то ведёрко, которое соответствует вашему настроению. (зеленое, жёлтое, красное)

- Ребята, я хочу поблагодарить Вас за работу на уроке, за творчество и пожелать вырасти добрыми и надёжными людьми.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1 Предметные:

- организовать деятельность учащихся по формированию навыка правильного чтения и понимания содержания.

2 Метапредметные

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизнь человека, о важности чтения.

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

- содействовать развитию у детей умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи .

Личностные :

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и не знания.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

-содействовать развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.

Предполагаемый результат :

-овладение навыком правильного чтения, понимание содержания текста;

-умения полно и правильно отвечать на вопросы по содержанию произведения;

-обогащение словарного лексического запаса, развитие устной речи и познавательного интереса ;

-умение давать оценку нравственным поступкам людей.

Цели: создание условий для:

- формирования представления об особенностях жанра;

- формирования художественно-эстетического восприятия учащихся;

Оборудование:

1.Орг. момент :

Доброе утро! Птицы запели

Умные дети за парты все сели.

Мы за наукой сегодня пойдём

Радость и чувства с собою возьмём!

- Тайны и новые открытия ждут нас на уроке чтения.

2.Речевая разминка:

Ра – ра – ра иди дорогою добра.

Ро – ро – ро плати добром за добро.

Ри - ри – ри думай, а потом говори.

Нашёл. Нашла. Нашли.

- Прочитать с разной интонацией.

- Мальчики – выразите радость

- Все вместе – удивление.

3. Скороговорка. – Произнесём чётко и медленно, быстрее, быстро.

Кошка на окошке кашку кушала.

3.Проверка домашнего задания .

- Какое произведение изучали на прошлом уроке?

1 .-Вы подготовили выставку рисунков.

- Защитите свои рисунки, прочитав отрывки из рассказа.

- Почему Филиппок не ходил в школу?

- Считал ли Филиппок себя маленьким?

Учитель: Да ты кто? Или ты нем? Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь. Кто это, ребята?

Мальчик: Костюшкин брат. Он давно просится в школу, да мать не пускает его.

Учитель: Ну, садись на лавку. А я твою маму попрошу, чтобы она пускала тебя в школу. Вот буквы. Ну-ка сложи своё имя.

Филипок: Хве и хви ле и пеопок.

Учитель: Молодец! Кто же тебя научил читать?

Филипок: Костюшка. Я страсть, какой бедовый, я сразу всё понял.

Учитель: Ты погоди хвалиться-то. Ты поучись.

- Почему Филиппок решил пойти в школу?

Вывод: Какой маленький мальчик, а такое огромное стремление учиться!

4 . Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого.

- Всмотритесь в глаза писателя. Говорят, они зеркало души.

- Какие они? ( добрые , внимательные, мудрые)

Да, только мудрый Л. Н. Толстой мог так сказать:

- Как вы понимаете это высказывание? ( Только человек с чутким сердцем откроет для себя тайны, что значит быть добрым , отзывчивым, любить тех, кто дорог сердцу)

-Пусть только чуткому сердцу откроются тайны мудрости Л.Н. Толстого.

Она первой входит в дом,

И живёт подолгу в нём.

То мяучит, то играет, исчезает далеко.

А когда придёт обратно,

То из блюдца аккуратно

Пьет сырое молоко . (кошка)

- Что узнали о кошке? – А ещё вы узнаете , что…….

У кошки очень тонкий слух. Они слышат даже самый малый шорох, который производят мыши, и сразу настораживаются.

У кошки очень острое зрение. Они спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом усы.

Кошка – великолепный прыгун. Она всегда падает на лапы. В воздухе она летит плавно и никакой парашют ей не нужен.

Кошки ходят бесшумно, втягивают когти и ступают мягкими подушечками. Они ловко лазают, умеют прыгать с высоты.

Кошки очень чистоплотны. Эти зверьки часто умываются. Они вылизывают не столько грязь, сколько свой запах. Все кошки охотники.

-Как называют детёныша кошки?

Физминутка для глаз .

Хороши у нас котята -
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Не хотите ли ребята,
Посмотреть и посчитать!

Раз - котёнок самый белый,
Два - котёнок самый смелый,
Три - котёнок самый умный,
А Четыре - самый шумный.
Пять похож на Три и Два -
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

- Определите тему урока? ( будем читать о котёнке)

Быль – это то, что было в действительности.

- Какова цель урока? ( Мы должны определить главную мысль произведения , будем учиться думать , рассуждать, выразительно читать)

5.Словарная работа:

В произведении встретятся слова:

-Что это такое? Поможет ответить толковый словарь.

Что было духу ( со всех сил, очень быстро)

Подле ( около)

6. Первичное чтение. (Текст читают дети.)

-Когда волновались? - Когда радовались?

- Проверим, какими внимательными вы были ?

Тест на понимание прочитанного. Ответ: + да , нет-

А) Герои были – брат и сестра?

Б) У кошки родилось 6 котят?

В) Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Г) Дети собирали щавель и не забывали про котёнка.

Д) Две собаки ухватили котёнка и хотели с ним поиграть.

Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них

Ж) Вася упал животом на котёнка и закрыл его от себя.

Да, нет, да, нет, нет, да, да.

7.Физминутка

2. Повторное чтение произведения по цепочке

-Читаем произведение , карандашом, деля текст на смысловые части.

Часть 1. – Что случилось весной ? (Кошка пропала)

Часть 2. – Какое удивительное событие произошло потом? (Котята)

- Как мама поступила с котятами?

- Опишите любимого котёнка Васи и Кати?

Часть 3. - Почему дети забыли про котёнка? (Опасность)

– Какая опасность угрожала котёнку?

- Почему Л. Н. назвал котёнка глупым?

Часть 4 –Кто отогнал собак ? (Спасение)

- На сколько смысловых частей разделили текст? (4 части)

- О чём главном говорится в начале были?

- Что случилось потом ?

- В следующей части мы очень сильно волновались, переживали?

-Чем закончилось произведение?

Работа в парах. Конверт №1 Расположите в правильном порядке названия каждой смысловой части.

- Кто спас котёнка?

- Как это происходило, рассмотрите иллюстрацию на стр. 118. Опишите

- Какая должна быть интонация? Почему?

- Что можно сказать о Васе?

Работа в парах. Конверт с №2

-Какие черты характера проявились в поступке мальчика? -Выберите .

Решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность.

Вывод: Вася в трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из сложившейся ситуации.

- Как поступила Катя? Подтвердите словами из текста.

- Можно ли осуждать Катю? ( не каждый человек, даже взрослый ,способен на смелый поступок)

- А как поступили бы Вы?

- Какая фраза может быть главной мыслью произведения? Выберите.

1. Делу время, а потехе час. (пословица)

2. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. (пословица)

3. Друзья познаются в беде. (пословица)

4.Мы в ответе за тех , кого приручили. (А. Сент – Экзюпери)

- Объясните, как вы это понимаете?

- У кого из героев было чуткое сердце, и он по – настоящему в ответе за тех, кого приручил?

Вывод: - Какую тайну хотел нам раскрыть мудрый писатель Л.Н. Толстой? (оберегать, любить ,кормить, заботиться о тех, кого приручили )

Рефлексия: А вы в ответе за тех, кого приручили?

-Прикоснитесь каждый к своему сердцу.

-Кто почувствовал на сегодняшнем уроке сердцем ответственность, за тех, кого приручили. Возьмите - красное сердце, кто сомневается – белое.

- Поделитесь своим чувством.

Пусть любви, заботы, добра будет больше на Земле, тогда откроется ещё больше тайн.

Я открою последнюю тайну . - Благодарю вас за урок и говорю вам СПАСИБО! МОЛОДЦЫ!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся научатся восприни­мать на слух художественные произведения; соотносить смысл по­словицы и прозаического произведения; составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логиче­ское мьшление, творческие способности; совершенствовать техни­ку чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным.

Учащиеся научатся восприни­мать на слух художественные произведения; соотносить смысл по­словицы и прозаического произведения; составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

а) - С творчеством какого писателя мы знакомимся на уроках чтения?( с творчеством Л.Н.Толстого)

- Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого. Продолжите предложения.

Л.Н.Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы

Толстой учил … детей

Он сочинял … для детей ……………

- К каким рассказам подходят эти пословицы

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”

Грамоте учиться – всегда пригодится.

б) Организация работы в парах

— Возьмите конверт с цветными полосками.

-Обоснуйте свой ответ.

III. Изучение нового материала.

1.Речевая разминка.

- Начнём с речевой разминки .

- Для чего нужна речевая разминка? (Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительно читать)

Белый кот клубок катал.

Он загнал его под стол,

А затем загнал под стул.

Долго кот клубок катал,

Потянулся и уснул.

2. Работа над лексическим значением слов

Работа в парах по карточкам.

Учащиеся получают карточку.

Соедините линиями слово и его значение.

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

травянистое дикорастущее с кислым вкусом.

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

3. Поэтапное чтение рассказа.

Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети

искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А

Катя стояла внизу и всё спрашивала:

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

- Нашёл! Наша кошка. и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)

- Когда происходило событие? (весной)

- Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?

- Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где

вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.

Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с

- Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.

- Что они делали с котёнком?

- Что произошло с другими котятами?

- Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут

развиваться события?

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на

него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

- Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит радовались? (любовались)

- Почему же котёнок остался один?

- Когда ребята вспомнили о котёнке?

- В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)

Можете вы предположить, что случится?

И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят

схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину

и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася

что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки

хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал

его с собой в поле.

- Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?

- Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.

- Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)

- Как поступил Вася?

- Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего

котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в

нашем случае как раз это и видно).

IV. Работа с текстом после чтения.

1. Беседа о прочитанном.

- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?

Это рассказ-быль, быль – о том, что произошло на самом деле.

- Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)

- Кто является главным героем? (дети)

- Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?

- Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?

- Вам понравился рассказ?

Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя

столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно

V. Закрепление изученного материала

1.Работа над выразительностью речи.

- Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать?

- Найдите описание котенка. Как будем читать? (с любовью, ласково)

2. Составление характеристики героя.

- Итак, мы поговорили о событиях рассказа – это внешний сюжет. Но в рассказе есть и другой сюжет- внутренний – это мир чувств. Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.

- Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?

- Как они отнеслись к котенку, которого оставили себе?

- Каким было состояние детей, когда увидели беззащитного котенка и двух собак около него?

- Правильно ли поступила Катя? Поставьте себя на ее место.

- Можно ли осуждать Катю, что она убежала?

- Как вы думаете, что пережил Вася?

- А кто виноват, что котенок попал в беду?

- Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)

- Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?

3.Работа в парах.

На карточках слова: решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, ответственность, желание защитить беспомощного.

- Выберите слова, которые характеризуют Васю.

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения. Он настоящий герой.

4. Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах, чтобы восстановить последовательность событий.

Проверка выполнения работы.

План рассказа

1. Кошка пропала.

2. Нашлась, да не одна, а с котятами!

3. На прогулке с котенком.

4. Чуть не случилась беда!

- Этот план нам поможет разделить текст на 4 части. С какой целью мы выполняли это задание?

5. Работа с иллюстрацией.

- Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?

- Найдите это место в тексте и прочитайте.

- В какой последовательности происходят события в рассказе? Расположите картинки в нужном порядке.

6. Деление текста на части, подготовка к пересказу.

- Определите главную мысль каждой части.

VI. Итог урока.

- Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л.Н.Толстого.

Читайте также: