Происхождение и эволюция человека антропогенез 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

Цели урока : сформировать представления об основ­ных этапах эволюции человека; раскрыть роль социаль­ных и биологических факторов на разных этапах разви­тия человека.

Тип урока : изучение нового материала.

Методы обучения : информационно-рецептивный, про­блемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности : индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения : учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР, интерактив.

Предметные результаты обучения :

описывать основные этапы эволюции человека;

характеризовать роль биологических и социальных факторов на разных этапах развития человека.

Метапредметные результаты обучения:

регулятивные — самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера;

коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в дискуссию.

Личностный результат обучения :

осознание роли социальных и биологических фак­торов в эволюции человека.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Расскажите об особенностях систематики человека.

2. Назовите черты сходства человека и животных.

3. Назовите черты различия человека и животных.

4. Что такое раса?

5. Расскажите о внешних особенностях человеческих рас (европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды).

II . Изучение нового материала

Беседа учителя с учащимися о происхождении человека:

1) Что такое эволюция органического мира?

2) Что вам известно о происхождении человека?

Далее учащиеся выполняют самостоятельное задание:

Самостоятельная работа:

Прочитайте текст в учебнике на стр. 14 и запишите определения:

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.

Антропогенез – процесс формирования анатомического типа человека, развития его трудовой деятельности, речи и общественных отношений.

Далее учитель рассказывает об первом этапе эволюции человека. Учащиеся фиксируют информацию в виде схемы:

Происхождение человека:

hello_html_938602b.jpg

Затем учитель рассказывает о стадиях антропогенеза. Учащиеся заполняют таблицу:

Время жизни

Представители

Эволюционные приобретения

6-1 млн. лет назад

Постоянное передвижение на двух ногах, использование предметов и огня, изготовление орудий труда.

1 млн. – 300 тыс. лет назад

Увеличение и усложнение головного мозга, членораздельная речь, высокая технология обработки камней и изготовление орудий

300 – 50 тыс. лет назад

Изготовление одежды из шкур, поддержание огня (жили в пещерах в ледниковый период), более совершенные орудия труда

60 тыс. лет назад – наст. время

Кроманьонцы, человек разумный

Более развит головной мозг, хуже мышечное развитие, социальная эволюция

I I. Рефлексия

Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: углубление знаний учащихся о происхождении человека; этапах его эволюции. Формировать умения: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции; работать с дополнительной литературой.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Введение в тему. Вступительное слово учителя.

Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки человека, последнего предела планетарной эволюции. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пытались ответить на вопрос о происхождении человека…

Ни один вид животного мира не способен генетически перестроиться за столь короткий срок, какой понадобился человеку, чтобы совершенно изменить свой образ жизни.

Давайте рассмотрим узловые моменты истории Homo sapiens.

Эволюция приматов началась примерно 60 млн лет назад. Группа высших обезьян – дриопитеков – дала начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид – гориллы и шимпанзе – живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид – Человек разумный. Опираясь на факты, которые изложены в учебнике, попытаемся воспроизвести этапы эволюции этого удивительного, уникального вида.

1) ознакомимся с материалом учебника на с. 12–16;

Этапы

эволюции

Пища

Способы

добывания пищи

Особенности

строение ротового аппарата

объем

головного мозга

образ жизни

1

2

3

4

5

6

1. Рамапитек

Растительная:

– семена злаков;

– коренья;

– листья;

– стебли

Искали; срывали; выкапывали; совершали множество движений передними конечностями; наклонялись; разгибали и выпрямляли спину

Коренные зубы были широкими и плоскими; между резцами и коренными зубами появились клыки

2. Австралопитек

Растительная; животная (наличие клыков)

Искал; срывал; выкапывал

Имел резцы, клыки и коренные зубы

530 см3

Не изготавливали орудий труда

3. Человек умелый

Растительная; животная

Искал; срывал; выкапывал; возможно, охотился

650–

1100 см3

Свободно ходил на двух ногах; мог держать в руках каменные орудия и использовать их в работе; мог изготавливать примитивные инструменты

4. Человек прямоходящий

Растительная; животная

Охотились; срывали; выкапывали

Массивная и тяжелая нижняя челюсть

900–

1200 см3

Жили группами; изготавливали примитивные орудия; строили жилища; могли

1

2

3

4

5

6

пользоваться огнем; владели абстрактным мышлением и речью

5. Неандерталец

Растительная; животная

Охотились; собирали; выкапывали; срывали

1400–

1600 см3

Добывали и поддерживали огонь; шили примитивную одежду из шкур; жили группами; существовало разделение труда; изготавливали из камня различные инструменты

6. Кроманьонец

Растительная; животная

Охотились; собирали; выкапывали; срывали

1800 см3

Изготавливали орудия из камня, рога, кости; делали рисунки, украшения

IV. Проверка и обсуждение самостоятельной работы учащихся.

Дополнительная информация для обсуждения.

1) Почти все сохранившиеся до нашего времени первобытные племена – жители леса; исключение составляют некоторые африканские обитатели саванн и живущие в пустынях бушмены Калахари, а также аборигены Австралии. Лес, несомненно, исконная среда первозданного представителя семейства Людей. Индейцы в обширном бассейне Амазонки, даяки в некогда дремучей чаще дождевого леса Калимантана, коренные жители Филиппин, бóльшая часть племен Африки – лесные люди.

2) Ряд исследований позволяет заключить, что многие открытые пространства, саванны и совсем безлесные области – плод разрушительного обращения древнего человека с огнем.

3) Из всех лесных обитателей индейцы акурио, живущие на охотничье-собирательской стадии, несомненно, ближе всего к первобытности.

Можно кого-то увлечь за собой на охоту или рыбную ловлю, но приказать нельзя.

Каждый мужчина делает то, что считает нужным. Женщина, пожалуй, не так свободна в своих действиях, но сама выбирает себе партнера и отца своих детей.

Суровые условия жизни акурио давали о себе знать: мужчины редко достигали пятидесятилетнего возраста, женщины доживали в лучшем случае до сорока.

Все племя акурио насчитывало семь десятков человек. Племя было разбито на группы по 15–20 человек, включавшие мужчин, женщин и детей. Каждая группа располагала для охоты очень большим ареалом.

Охота требует великого искусства и основательного знания повадок каждого вида, на изучение которых уходит вся жизнь индейца.

Для акурио само собой разумеется, что его добыча идет в общий котел. Да иначе и не может быть, когда кому-то удается подстрелить тапира весом 200 кг. Столько не съесть ни самому охотнику, ни его семье. Мясо делится между всеми поровну. В следующий раз поделится другой удачливый член группы.

Орудие охотника и рыболова – лук со стрелами. Чтобы срубить дерево, используют каменный топор.

Женщина должна готовить пищу и поддерживать огонь в очаге, рожать и вскармливать детей, искать вместе с детьми растительную пищу.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 12–16; выполнить задания 6, 7 в рабочей тетради на с. 7–8.


Конспект урока в 8 классе на тему ЭВОЛЮЦИЯ человека

Цели: углубление знаний учащихся о происхождении человека; этапах его эволюции. Формировать умения: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции; работать с дополнительной литературой.

I. Организационный момент.

II. Введение в тему. Вступительное слово учителя.

Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки человека, последнего предела планетарной эволюции. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пытались ответить на вопрос о происхождении человека…

Ни один вид животного мира не способен генетически перестроиться за столь короткий срок, какой понадобился человеку, чтобы совершенно изменить свой образ жизни.

Давайте рассмотрим узловые моменты истории Homo sapiens.

Эволюция приматов началась примерно 60 млн лет назад. Группа высших обезьян – дриопитеков – дала начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид – гориллы и шимпанзе – живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид – Человек разумный. Опираясь на факты, которые изложены в учебнике, попытаемся воспроизвести этапы эволюции этого удивительного, уникального вида.

1) ознакомимся с материалом учебника на с. 12–16;


Содержимое разработки

Предмет: Биология

Учитель: Шиндина А.Ю.

Тема урока: Происхождение и эволюция чело­века

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Формирование представлений о причинах и ходе антропогенеза

Образовательные : Выделение суще­ственных особенностей предшественников вида Че­ловек разумный

Развивающие: умение самостоятельно работать с учебником, выбирать главное; развитие предметно-речевых навыков

Воспитательные: Познавательный интерес к биоло­гии. Воспитание любознательности, творческого мышления. Понимание причин биологической эволю­ции человека, степени влияния социальных факторов

Дидактические средства: учебник, тетради, плакаты

Планируемые результаты (в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта):

Предметные: Выделение суще­ственных особенностей предшественников вида Че­ловек разумный

Метапредметные: Познавательные УУД: умение да­вать определения понятиям, клас­сифицировать объекты.

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД: развитие навы­ков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Личностные: Понимание причин биологической эволю­ции человека, степени влияния социальных факторов

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Приветствует учащихся, настраивает детей на работу, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. проверяют свои рабочие места.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности

Проверка домашнего задания 6 мин

Проверить домашнее задание.

У доски: Что такое рудименты (примеры); атавизмы (примеры);

Систематическое положение человека в мире живой природы

Ответить на вопросы 3,4,5 стр.16 (устно)

Работают у доски и отвечают на вопросы из учебника

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Стимулирует обучающихся к определению темы, задач и этапов урока.

Всем вам наверняка очень интересна история происхождения ваших предков и как вообще шла эволюция человека. Это и будет темой нашего урока.

Сегодня мы продолжаем говорить о царстве животных, о

каком его представителе мы узнаем в этом году?

Полистайте учебник и ответьте на вопрос, о чем мы будем

говорить в этом году?

Сегодня мы продолжаем говорить о царстве животных, о

каком его представителе мы узнаем в этом году?

Полистайте учебник и ответьте на вопрос, о чем мы будем

говорить в этом году?

Сегодня мы продолжаем говорить о царстве животных, о

каком его представителе мы узнаем в этом году?

Полистайте учебник и ответьте на вопрос, о чем мы будем

говорить в этом году?

Отвечают после самостоятельной работы с учебником биологии.

В этом году мы будем учить человека: подробно поговорим о

каждой из систем органов, обратим внимание на укрепление и

сохранение здоровья, выделим факторы, ухудшающие ег

Определяют тему, цели и задачи урока.

Регулятивные: умение оп­ределять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Актуализация знаний.

Сейчас существует много разных точек зрения на происхождение человека. Какие вы знаете? Но большинство ученых являются сторонниками эволюционной теории Дарвина. Вот и мы будем ее придерживаться.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Первичное усвоение новых знаний

Найдите понятие антропология и запишите в тетради.

70млн лет назад- первый плацентарные млекопит.

Первые примитивные приматы





Гиббоны орангутаны дриопитеки




Понгиды гоминиды

(потомки горилы (человек

и шимпанзе) разумный)

Рамапитек – нек.ученые считают, что 14млн. лет назад появились рамапитеки, которых можно отнести к семейству гоминид

Учитель демонстрирует на плакатах различных предков человека

А теперь с помощью учебника заполните таблицу (учитель, по ходу заполнения, поясняет все что не понятно)

предков человека

Особенности строения

Особенности жизни

Антропология – наука, изучающая историческое развитие человека, образование рас и распространение людей по территории нашей планеты.

Заполняют в тетрадях таблицу (стр.19-21)

Познавательные: умение работать с различными источ­никами информации, выде­лять главное в тексте, струк­турировать учебный материал

Коммуникативные УУД: уме­ние воспринимать информа­цию на слух, работать в соста­ве творческих групп

Учитель организует выполнение учащимися релаксационных упражнений.

Осуществляют профилактику утомляемости

Первичное закрепление.

Раздать карточки с заданиями

1. Верно или нет? (если неверно, то исправьте ошибки) А. Умение использовать предметы в качестве орудий труда – одно из важнейших отличий человека от животных. Б. Согласно современной биологической классификации, человек принадлежит к отряду приматов. В. Человек произошёл от обезьяны. Г. Основными, сущностными отличиями человека от животных являются физические отличия. Д. Учёным удалось полностью восстановить единую линию эволюции человека, обнаружили все звенья этой цепи. Е. В отличие от Энгельса, Дарвин считал ведущим фактором эволюции человека коллективную трудовую деятельность. Ж. Уфологическая концепция возникновения человека признана учёными в качестве научной. З. Креационистская теория предполагает появление человека с других планет.

Проверить задания все вместе вслух

Выбирают ответы (верно или нет) и вставляют пропущенные слова в тексте

Познавательные: умение работать с различными источ­никами информации, выде­лять главное в тексте, струк­турировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять таблицу в тетради.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 3 учить

Выясняют детали выполнения домашнего задания.

Регулятивные: уметь организовать себя, свою деятельность

Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели?

- Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке:

Я не понял (а) …

Подводит итоги урока.

Учащиеся оценивают степень достигнутости поставленных на уроке целей, свои учебные действия.

Познавательные: осознанно отвечают на поставленные вопросы

Коммуникативные: участвуют в устной беседе, подводят итоги; высказывают собственное мнение о проделанной работе и достигнутом результате

Регулятивные: оценивают достигнутые результаты на уроке; осуществляют итоговый контроль.

Урок посвящён вопросу, который до сих пор вызывает споры среди людей. Это вопрос о происхождении и эволюции человека. Существует особая межотраслевая дисциплина, занимающаяся этой проблемой: антропология. Эта научная дисциплина касается нас более всех других. Познакомившись с основным содержанием данного урока, студенты смогут кратко охарактеризовать развитие взглядов учёных на проблему антропогенеза (процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека), будут знать положения некоторых гипотез и теорий происхождения человека и современной теории антропогенеза.

Антропогенез. Происхождение и эволюция человека

Антропогенез. Происхождение и эволюция человека

Антропогенез.
Происхождение
и эволюция
человека.

Преподаватель биологии Николаева Л.А

Знать основные группы доказательств происхождения человека от животных, движущие силы антропогенеза, систематическое положение человека, как биологического вида

Знать основные группы доказательств происхождения человека от животных, движущие силы антропогенеза, систематическое положение человека, как биологического вида

1. Знать основные группы доказательств происхождения человека от животных, движущие силы антропогенеза, систематическое положение человека, как биологического вида.
Понимать сложность и условия длительного пути исторического развития человека.
Уметь сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения.
Применять знания о факторах антропогенеза для объяснения процесса происхождения человека.

2. Развивать умение сравнивать предков человека и объяснять причины их сходства и отличия.

3. Воспитывать отрицательное отношение к реакционной сущности расизма и социал-дарвинизма.

Костёр, похрустывая ветками, Мне память тайную встревожил,-

Костёр, похрустывая ветками, Мне память тайную встревожил,-

Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория)

Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория)

Теория внешнего
вмешательства
(паранаучная теория)

Теории происхождения человека

Эволюционная теория
(научная теория)

Теория творения
(религиозная концепция)

Испокон веков людей волновал вопрос о том, как произошёл человек. В древности некоторые племена считали себя потомками определённых растений или животных – медведя, сокола, рыбы и др. В дальнейшем распространились взгляды о божественном происхождении человека. Древние египтяне и греки считали, что Бог создал человека из глины. Мысль о сотворении первого человека – Адама – из глины встречается в Библии.

К.Линней поместил человека в класс

К.Линней поместил человека в класс

К.Линней поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы.

Впервые гипотеза происхождения человека от обезьян была высказана Ж.Б.Ламарком, но не была принята.

Систематическое положение человека

Животные тип Хордовые подтип

Животные тип Хордовые подтип

царство Животные
тип Хордовые
подтип Позвоночные
класс Млекопитающие
подкласс Плацентарные
отряд Приматы
подотряд Человекообразные
обезьяны
семейство Гоминиды
(прямоходящие приматы)
род Homo (человек)
вид Homo sapiens
(человек разумный)

Систематическое положение человека

Сравнительная анатомия, физиология, эмбриология, биохимия, палеонтология и другие науки позволяют определить систематическое положение и происхождение человека:

Доказательства происхождения человека от животных

Доказательства происхождения человека от животных

Доказательства происхождения
человека от животных.

-физиологические;
- биохимические;
- эмбриологические;
- палеонтологические;
- генетические;
- сравнительно-анатомические;

Принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных

Принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных

Принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных.

Доказательства происхождения
человека от животных.

человек имеет такие же органы и системы органов, как и другие млекопитающие;
сходство в поведении человека и животных

Эмоции у животных.

Эмоции у животных.

Эмоции у животных.

Сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных

Сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных

Сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных.

Некоторые белки у человека и шимпанзе взаимозаменяемы, например, гормон роста. Одинаковы у них и многие клеточные рецепторы, поэтому обезьяны часто заражаются человеческими болезнями (и наоборот). Люди и обезьяны подвержены заболеваниям, не поражающим других млекопитающих (холера, грипп, оспа, туберкулёз)

У шимпанзе, как у человека, различают 4 группы крови, и кровь соответствующей группы можно переливать от особей одного вида особям другого.

Сходные этапы зародышевого развития человека и животных

Сходные этапы зародышевого развития человека и животных

Сходные этапы зародышевого развития человека и животных.

Находки останков древних человекоподобных существ

Находки останков древних человекоподобных существ

Находки останков древних человекоподобных существ.

У человека и понгид большое сходство в количестве и строении хромосом: у человека — 23 пары, у человекообразных обезьян — 24 пары хромосом; доказано, что…

У человека и понгид большое сходство в количестве и строении хромосом: у человека — 23 пары, у человекообразных обезьян — 24 пары хромосом; доказано, что…

У человека и понгид большое сходство в количестве и строении хромосом: у человека — 23 пары, у человекообразных обезьян — 24 пары хромосом; доказано, что плечи 2-й пары хромосом человека соответствуют 12 и 13 хромосомам шимпанзе.

Гомология ДНК человека и человекообразных обезьян составляет более 95%, человека и гиббона — 76%. Отсюда — сходство между строением генов и строением белков.
Например, гемоглобин человека и шимпанзе не имеет отличий, а гемоглобин гориллы имеет два отличия в последовательности аминокислот.

Сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян.

АТАВИЗМЫ РУДИМЕНТЫ Черты далеких предков

АТАВИЗМЫ РУДИМЕНТЫ Черты далеких предков

Черты далеких предков Густая шерсть на лице, наличие хвоста, многососковость, сильно развитые клыки.

Органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции
Копчик и идущие к нему мышцы, околоушные мышцы, зубы мудрости, остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс).

Единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов.

Виктор и Гебриел Рамос Гомес на 98% покрыты густой шерстью

Виктор и Гебриел Рамос Гомес на 98% покрыты густой шерстью

Виктор и Гебриел Рамос Гомес на 98% покрыты густой шерстью. Это так называемый гипертрихоз.

Строение скелета и головного мозга

Строение скелета и головного мозга

Строение скелета и головного мозга.

Происхождение человека связано с эволюцией человекообразных обезьян

Происхождение человека связано с эволюцией человекообразных обезьян

Происхождение человека связано с эволюцией человекообразных обезьян. Вероятно неслучайно между ними имеется так много общих черт.

Анатомические, физиологические и генетические признаки

Функционирование нервной системы, психические качества и способности.

большое сходство в строении скелета и внутренних органов;
очень похожие зубы;
наличие ногтей;
общие болезни;
сходное число хромосом;
очень близкий химический состав крови;
сходный аминокислотный состав.

способность переживать сходные эмоции (радость, страх, гнев.);
высокая способность к обучению;
хорошая память;
способность накапливать жизненный опыт;
сложные формы заботы о потомстве.

Человекообразные обезьяны —
это гиббоны, орангутанги, гориллы, шимпанзе.

Несмотря на большое сходство между человеком и человекообразными обезьянами есть и существенные отличия между ними

Несмотря на большое сходство между человеком и человекообразными обезьянами есть и существенные отличия между ними

Несмотря на большое сходство между человеком и человекообразными обезьянами есть и существенные отличия между ними.

Анатомические, физиологические и генетические признаки (обезьян)

Функционирование нервной системы, психические качества и способности.

объём мозга примерно 600 см3 (у человека 1600 см3);
менее развиты извилины, борозды и кора больших полушарий;
относительно более длинные передние конечности;
кисти рук крюкообразные;
хватательный тип стопы;
более развит лицевой отдел черепа с челюстями;
ярко выраженные надбровные дуги;
стопа не образует свод;
таз не такой широкий, как у человека;
существует некоторое отличие по числу хромосом;
биохимический состав не полностью идентичен.

уровень развития сознания ниже, чем у человека;
эпизодически используемые орудия, как правило, самостоятельно не изготовляются;
менее выраженная способность к отвлечённому мышлению;
отсутствует членораздельная речь;
менее выраженная способность накапливать индивидуальный и социальный опыт, а также передавать его своим потомкам;
отсутствие целенаправленной и коллективной трудовой деятельности;
большая зависимость от действия условий среды и естественного отбора.

Сходство человека наблюдается в отношении современных человекообразных обезьян, которые не являются его предками

Сходство человека наблюдается в отношении современных человекообразных обезьян, которые не являются его предками

Сходство человека наблюдается в отношении современных человекообразных обезьян, которые не являются его предками. Почему же тогда так много общего между нами? Современная наука даёт ответ: у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождение признаков) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.

Читайте также: