Птицы зимой конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формировать у обучающихся обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.

- формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах;

- формировать умения и навыки наблюдать за птицами :

- уточнить представление о причинах отлёта птиц;

- уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах нашего города.

- любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;

- основные психические процессы (внимание, память, образное мышление);

Активизация словаря: холод, голод, заботиться, подкармливать.

Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам

Материал к НОД: картинки зимующих птиц; кормушка; картинка кормушки; презентация «Птицы зимой.

Чтение сказок, рассказов, стихотворений о птицах.

Наблюдение за птицами во время прогулки (воробьи, сороки, вороны, голуби, синицы).

Ход Занятия.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Автор: Т. Зайцева

- Ребята, как вы думаете, о каких птицах идет речь в этом стихотворении?

( Ответы детей: Зимующие птицы). Слайд 2.

- А как называют птиц, что улетают на юг?

( Ответы детей: Перелетные птицы). Слайд 3.

Кочующие птицы прилетают к нам зимой из леса в поисках пищи. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В лесу зимой такой мороз и стужа, поэтому они перебираются поближе к жилью человека, где тепло! Да и корм у нас есть!

Вы уже догадался, как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? (Главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать и жить на одном месте).

Синица. (Слайд 4)

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная.

Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы? (Ответы детей)

Весной и летом синицы питаются насекомыми. Осенью и зимой, кроме того, что они поедают семена, ягоды, любят кусочки мяса и сала, которыми подкармливает их человек.

Снегирь. (Слайд 5)

Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегири – это осёдлые птицы. Сады, парки, леса, подлески, низменные территории, горные леса, лесостепные зоны, хвойники и смешанные леса – где только не обитает снегирь.

Дятел. (Слайд 6)

Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры.

Сорока (Слайд 7).

Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившиеся. У этих птиц характерный голос – резкое стрекотание, похоже на “Ча – ча – ча”.

Правильно, “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)

Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем,

Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку (дети показывают движение,

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень (прыжки).

Вороны (Слайд 8).

- А знаете ли вы, друзья, что вороны не только громко каркают, но и умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека.

Ворона всеядна – поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц, лягушек, рыб, мелких грызунов, клюет зерна и даже может кормиться из мусорных баков – костями, остатками еды человека.

Голуби (Слайд 9).

Голубь с незапамятных времен считается птицей мира. Он запечатлен в виде памятника более чем в 30 городах планеты. Эти удивительные птицы полны загадок и тайн, которые очень интересно раскрывать многим людям.

Воробьи (Слайд 10).

-Правильно! Вы отгадали загадку, это воробей, а по земле он передвигается прыжками, очень, очень быстро, клюют корм. Пищу, они находят во дворах, на свалках, кормушках.

- Где же они зимуют? ( Ответы детей: на улице.)

Правильно, а также в щелях стен, под крышей домов, в заброшенных гнездах.

- Ребята, в нашем городе зимой мы можем встретить синиц, воробьёв, снегирей, ворон, голубей, сороку, дятла и др.

Для птиц зимой страшен голод. За короткий день птицы не успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные птицы легко замерзают. Как же можем помочь птицам? (Ответы детей.) (Слайд 11).

- Ребята, как вы думаете, что мы можем положить кормушку, чтоб наши маленькие пернатые друзья были довольны? (Ответы детей).

В зависимости от того каких птиц вы будете кормить, рацион для них готовится различный. Приготовление обеда для пернатых много времени не займет. (Слайд 12).

У большинства видов птиц любимый корм – мелкие нежареные семечки. Поэтому синички будут рады отведать сырых семечек,

снегири – семян ягодных культур,

щеглы и воробьи любят полакомиться пшеном и овсом,

дятлы больше всего тоже любят семечки, а голуби, что зимуют в городе, с удовольствием полакомятся хлебными крошками.

Кроме того зимой можно давать птицам :

Несоленое сало и говяжий жир, пшено, сухофрукты, овсяные хлопья, пшеничные отруби, а также сушеные ягоды шиповника и боярышника, орехи, шишки, семена арбуза, тыквы, дыни, ягоды рябины.

Надо постараться, чтобы корм в кормушке был по возможности разнообразным – это привлечет к нему самых разных птиц.

-Ребята, о ком мы сегодня с Вами говорили?

( Ответы детей: О птицах).

( Ответы детей: О зимующих).

- Да, мы вспоминали, как выглядят, и чем питаются зимующие птицы.

На этом знакомство с птицами на сегодня заканчивается.

Я бы хотела, что бы вы дома вместе с родителями сделали кормушки и не забывали в них подсыпать корм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект практического занятия в группе продленного дня. Материалы занятия могут быть использованы на уроках окружающего мира и технологии в 1-2-х классах.

Птицы зимой

Разработала воспитатель продленного дня МБОУ СОШ №40

г. Симферополя Билялова Е.П.

(Начальная школа, 1-2 классы. Конспект занятия в группе продленного дня. Материалы занятия могут быть использованы на уроках окружающего мира и технологии.)

Цели и задачи: расширять знания о зимующих птицах родного края, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц;

закреплять умение детей работать с шаблонами, пользоваться ножницами; развивать мелкую моторику рук, глазомер, усидчивость и аккуратность при работе с бумагой;

формировать творческое воображение.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- формирование интереса к изучению родной природы;

- осознание необходимости помогать птицам зимой.

Предметные УУД:

- знание определения перелетных и зимующих птиц;

- умение правильно подбирать корм для птиц;

- умение пользоваться инструментами и материалами при работе с бумагой.

Познавательные УУД:

- умение перерабатывать информацию из разных источников, выбирать главное;

- умение наблюдать, анализировать и делать выводы;

- узнавание зимующих птиц родного края

Коммуникативные УУД:

- осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками;

- умение приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

- умение грамотно строить высказывания.

Регулятивные УУД:

- определение и формулирование цели своей деятельности на каждом этапе занятия,

- умение давать самооценку своей деятельности на уроке.

Тип занятия (урока): открытие новых знаний на основе жизненного опыта.

Методы и формы работы учащихся: проектный (частично-поисковый), практический; фронтальная и индивидуальная работа.

Ход занятия

Организационный момент

- Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы попадём в удивительно интересный мир животных.

II. Проблемная ситуация (самостоятельное формулирование темы и целей занятия)

- А вот о ком пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку (на доске открывается рисунок птичьих следов на снегу):

Кто рисует на снегу длинные цепочки,

Кто расставил на бегу крестики и точки? (Птицы).

- Конечно же, это птицы. О каком времени года идет речь в загадке? (О зиме).

- Кто догадался, как называется наше занятие? (Как птицы зимуют, зимовка птиц, птицы зимой…)

- Что можно узнать о птицах, которые с нами зимуют? (Какие птицы зимуют, почему они не замерзают, где находят корм, какая помощь нужна птицам…) Сегодня мы не только будем говорить о птицах зимой, но и сделаем птичку своими руками.

III. Актуализация знаний

- Итак, на дворе зима. Как изменилась природа с наступлением зимы? (Стало холодно, морозно, дует холодный ветер, идет снег, дни стали короче, вода в реках замерзла).

- Какие изменения произошли с растениями? (Деревья и кустарники стоят без листьев, трава высохла и покрылась снегом).

- А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах? (Есть, но очень мало).

- Можно ли увидеть зимой насекомых? (Нет).

- Насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям - птицам стало холодно и голодно.

- Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм? (Нет).

- Действительно, многим птицам приходится очень трудно и они покидают родные места, улетая в теплые края. Как мы называем тех птиц, которые улетают на юг? (Перелетные).

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

- Как вы думаете о каких птицах, зимующих или перелетных, пойдет речь? (О зимующих, об этом говорят следы на снегу).

- Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. Они всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками.

- Ребята, вы никогда не задавали себе вопрос: как же птицы переносят морозы? (Ответы детей).

- Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). Вот и птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое, густое и длинное - зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух, который не подпускает холод и задерживает тепло. Вот они и не мерзнут!
- Кто из вас видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись? Покажите, как сидят нахохлившиеся птички на веточках. Они распушат перышки, молча сидят, песен не поют. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики.

- Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (Ответы детей). Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Покажите, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся в дуплах, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. Покажите, как птички друг друга греют.

В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

Слайд 2. Помощь птицам зимой помогает воспитывать у людей доброту и душевную щедрость.

- Вспомнить зимующих птиц нам помогут загадки.

Слайд 3. Краской сероватая, походкой мешковатая,

Повадкой вороватая крикунья хрипловатая.

Слайд 4. Ворона.

Слайд 5. Длиннохвоста, белобока,

Слайд 6. Сорока.

Слайд 7. Черный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор.

Слайд 8. Дятел.

Слайд 9. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Слайд 10. Воробей.

Слайд 11. В воде купался, да сух остался.

Когда плывет – прекрасен,

Когда шипит – опасен. (Лебедь)

А рядом по – соседству можно увидеть и другую птицу:

Пухом богата, клюв – лопата.

В речке бродит, в перевалочку ходит. (Утка)

Слайд 13. Спинкою зеленовата,

И полоска шарфика.

Слайд 15.С первым снегом прилетает,

Красной грудкой щеголяет.

Слайды 17 -19.

Чтение стихотворения " Подкормите птиц зимой".

Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

- Давайте не забывать о зимующих птицах, поможем им выживать в холодное время года.

V. Физкультминутка

Гуси серые летели,
На полянку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.

VI. Практическая работа

Обвести шаблон выбранной птички на картоне соответствующего цвета (для снегиря - серый, для синички - светло-зеленый, для воробья - коричневый ).

Вырезать птичку по контуру.

Оформить головку, клюв, глазки, вырезав детали из цветной бумаги.

Приклеить крыло к спинке птички.

Поместить готовую птичку на дерево – выставку.

VII. Итог занятия

Давайте, ребята, устроим птицам праздник! Смотрите, на ветках висят кусочки сала, кормушки полны корма. Затаимся и посмотрим, сколько птиц прилетит. А вот и первые гости! (Учитель с помощью двустороннего скотча прикрепляет готовых птиц на дереве).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа –интернат

Конспект урока по живому миру

в 3 « б классе

hello_html_m1f94fbcb.jpg

учитель начальных классов

Радионенко Ольга Анатольевна

Конспект на тему " Зимующие птицы".

Познакомить детей с зимующими птицами ,учить их различать.

Научить проявлять заботу к голодающим и замерзающим птицам зимой.

Образовательные:

Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах.

Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах.

Развивающие:

Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;

Воспитательные:

Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам.

Сочувствовать и помогать птицам в зимнее время года.

Закрепить и обобщить представление детей о сопереживании, доброте, милосердии.

Создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

Тип занятия: закрепление полученных знаний.

Оборудование:

Фонограмма с голосами птиц.

Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки.

Готовые кормушки для демонстрации, рисунки эскизов различных кормушек.

Блюдо с "угощениями" для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений.

Костюмы птиц и зверей.

Предварительная деятельность учащихся:

1. Раскрашивание картинок с изображением птиц.

2. Изготовление кормушки учителем и детьми.

3. Изготовление кормушки родителями и детьми.

4. Разучивание сценок и стихов.

5. Чтение книг о птицах.

I. Организационный момент (вступление в тему).

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Давайте улыбнёмся друг другу, пусть сегодняшний день принесёт всем нам радость общения. Сегодня на уроке , ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

- Ребята, а какое сейчас время года?

Какие изменения в природе происходят с приходом зимы?

Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие.

Сегодня мы поговорим о………..

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это – . (птицы)

Изучение нового материала.

Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах.

Каких птиц вы знаете?

-Ребята, птицы бывают перелётные и зимующие. Как вы думаете почему птиц называют перелётными ( улетают на юг в тёплые страны). Каких перелётных птиц вы знаете? Мы поговорим с вами о зимующих птицах, которые остаются с нами зимовать. Каких зимующих птиц вы знаете?

А как вы думаете: зимой, можно услышать птичье пение? (Услышать птичье пение зимой можно).

Когда поют птицы? (Когда им тепло и они сыты).

Постановка проблемы

Какие трудности испытывают птицы зимой? (Голодно птицам и холодно).

Как же птицам перезимовать?

2. "Как птице перезимовать?" К. Мухаммади

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

3.Беседа о птицах.

Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?

Ответы детей. (Птицам страшнее - голод)

Конечно же, голод.

Голодно зимой птицам. Особенно когда наступают морозы: кустарники и деревья, остатки сухой травы покрываются ледяной коркой, под которой прячутся личинки насекомых. Птицам туго приходится. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду птицам прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

Сейчас мы познакомимся с жизнью нескольких зимующих птиц. Вы наверняка многих из них знаете и легко назовёте, отгадав загадки.

Выносливая птица

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном.

Кто видел голубей? Какой окраски они бывают? Голуби бывают домашние и дикие. Голуби не умеют быстро бегать, не могут взять что-то в красную лапу, зато хорошо летают. Голуби всегда возвращаются домой, могут выполнять роль почтальонов. Белый голубь считается символом мира и добра.

Как же приходится зимой диким голубям и чем они питаются вы узнаете из видео фрагмента.

Чем же питаются голуби зимой?

Птица мира и добра

Птица счастья и тепла!

Эта птица – почтальон,

Не собьётся с курса он.

Он живёт на площадях,

На деревьях и ветвях.

Он воркует , не поёт

Бодро семечки клюёт.

Мне едою служат крошки

Я хитёр и шаловлив

Суетлив, чив- чив.(воробей)

Воробьи спокойно переносят холод. Чаще всего они сидят , прижавшись друг к другу . Воробьи очень чистоплотны , охотно купаются зимой в снегу, летом в лужах. По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи гладенькие – значит тепло на дворе.

А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Воробьи питаются различными семенами, но своих птенцов выкармливают насекомыми.

Держаться они стайками, ближе к жилью человека, так легче пережить зиму.

Как это они делают посмотрите в видеофрагменте.

Окуни и воробьи.

Загадка о дятле

Кто в берете ярко- красном

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит

Всё стучит, стучит, стучит.

Чаще всего у нас встречается пёстрый дятел. За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов. Спит дятел в своём дупле - зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. Подробнее о дятле вы узнаете из фрагмента.

Птички прыгают, летают

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зёрнышки клюют

И на место сели.

Загадка про ворону

Окраской – сероватая,

Повадкой –вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

hello_html_a291b71.jpg

Кто она? (ворона)

Запомните: ворон – чёрный, а ворона – серая.

Ворона крупная с большими крупными ногами, голова и крылья чёрные ,а остальное тело –серое. Зимой ворона держится ближе к жилью человека, здесь она питается остатками пищи и отбросами.

Посмотрите видеофрагмент о вороне.

Загадка о синице

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Давайте закроем глаза и представим себе, что мы пришли на лесную полянку.

И вот однажды на лесной поляне был такой разговор.

Сцена оформлена в виде лесной полянки. Слышен шум вьюги. На сцене появляется ворона. Она в страхе оглядываясь назад.

Ворона. Карррр, карррр… Хулиганы! Ох, и тяжко нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.

Синица. Брр, какой в лесу мороз! Здравствуйте тетушка ворона! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?

Ворона. Кар, еле ноги сейчас унесла. Все еще отдышаться не могу. Хулиганы! (ворона грозит "крылом") сидела на заборе думала, чем бы поживиться, а ребята снежками в меня снежками

Синица (вздыхает). Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз целый день так и ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из 10 синиц за зиму выживает только 9… Бедные мои синички!

Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает. Как пережить зиму.

Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всей деревне кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…

Ворона. Что это еще за кормушки?

Синица. Да вон, видишь (показывает "крылом" в зал). У многих ребят в руках кормушки.

Ворона. Кар- р-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по деревне. Три дня ничего не ела, Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки…

Так я и выжила в ту зиму.

Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там ничего нет, забыли ребята корм насыпать. Так и остаешься голодной.

Ворона. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?

Синица. Не знаю, сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу. Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все - таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима нам птицам не будет страшна.

Птицам трудно приходится зимой. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.

Кто же может, и чем мы можем помочь птицам зимой? Птицам зимой помогают люди. Нужно делать кормушки.

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим.

Кормушку можно повесить на ветку дерева. Важно, выбрать такое место, чтобы оно было недоступно для кошек и закрыто от ветра.

Где Вы предлагаете повесить кормушки?

-На деревьях у школы, чтобы самим птиц кормить. Во дворе дома, где живём.

Прекрасно, если Вы сможете поместить кормушку для птиц так, чтобы Вам было удобно наблюдать за ними.

После занятия мы все оденемся и пойдём на улицу. Там мы повесим кормушки, насыплем корм.

А Вы знаете, какой корм надо давать птицам?

Составим памятки “Чем кормить птиц зимой?”.

Пшеном, просом, овсом, пшеницей.

Семенами подсолнечника (нежареными!).

Салом, мясом (нежареным и несолёным!).

Для сухопутных птиц соль в любом количестве – смертельный яд.

Семенами клена и ясеня.

Шишками. Жёлудями. Орехами.

Птицам ни в коем случае нельзя скармливать:

Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов.

Нежелательно кормить их рисом и гречкой.

Кормление птиц - дело не только важное, но и ответственное.

Нужно регулярно заботиться о том, чтобы в кормушке была птичья еда.

Запомните: весь корм должен быть свежим.

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона.

Птицы улетят в другое место, если обнаружат несколько раз кормушку пустой. Зимняя столовая должна работать до середины весны.

III. Закрепление изученного материала

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний –

Вот и песенке конец.

На каждом столе лежит конверт. В нём две разрезанных картинки зимующих птиц. Соберите птиц, помогая друг другу. Какие птицы у вас получились?

3. Игра "Узнай птицу"

Здесь зашифрованы названия зимующих птиц. Вам за одну минуту необходимо угадать, что это за птицы к нам прилетали на занятие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить и закрепить представления о зимующих птицах.

закрепить и уточнить названия зимующих птиц, их характерные внешние признаки, места обитания, питание; обогащать словарь по данной теме;

корригировать мышление, зрительное восприятие, внимание на основе выполнения заданий на закрепление;

воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: ноутбук, проектор, флешка с презентацией, раздаточный материал с заданиями, карточки с названиями птиц, кормушка, карточки с вороной и снегирями.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.

Давайте улыбнёмся гостям и начнём урок. Садитесь!

(на доске рисунок)

- Ребята, посмотрите, что изображено на рисунке?

- Кого вы видите на картине? (птиц)

- По каким признакам вы это определили? (У птицы есть 2 ноги, 2 крыла, 1 хвост, голова, туловище.)

- А среди них каких птиц вы уже знаете? (Снегирь, синица…, сорока, ворона, воробей…)

- Каким словом можно назвать этих птиц? (зимующие)

- Значит, о чём мы будем говорить на уроке?

(О зимующих птицах)

- Правильно. Прочитайте тему нашего урока.

IV. Актуализация знаний.

- Каких птиц мы называем зимующими?

(Зимующие птицы не улетают в тёплые страны - остаются зимовать)

- Что мы с вами знаем о синице?

(Синица – маленькая птица с жёлтой грудкой.)

- А что мы знаем о снегире?

( Снегирь получил название, потому что прилетает к нам с первым снегом. Питается семенами, ягодами. )

карточки с названиями птиц развешиваем на доске.

- Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать.

- Эта птица всем знакома-

Важно ходит возле дома,

Кар-кар-кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона

А зовут её (ворона).

- Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет всё до срока

-Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Пролетит любой маршрут. (голубь)

- Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Всё равно он будет мой. (дятел)

- Всю ночь летает,

А станет светло,

Спать летит в дупло. (сова)

-Что это за птица, тонкоклюва, желтогруда? (синица)

Любит ягодки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

Физминутка для глаз

(Ребята водят глазами за птицей.)

Работа с учебником, стр.60-61

Задание 1. Посмотрите на рисунок и скажите, какую из нарисованных птиц можно встретить сейчас. (устно)

Задание 2. Подумай и ответь на следующие вопросы полным ответом: (устно)

- Как называются птицы, оставшиеся на зиму в родных краях?

- Почему зимой птицы перебираются из леса ближе к жилищу людей?

- Что страшнее для птицы: голод или холод?

Раскрашивание рисунков (обведение по точкам снегиря)-

Мизенкова Юлия, Галимзянов Камиль, Якшенбетова Азалия,

Физминутка

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

(Плавные покачивания поднятыми руками.)

Локти согнули,

Кисти встряхнули.

(Встряхивание кистей рук перед собой)

в стороны руки,

Плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

(Движения руками.)

-Что за стол среди берёз,

Под открытым небом?

Угощает он в мороз.

Птиц зерном и хлебом. (кормушка)

- Для чего нужны кормушки?

- Чем питаются птицы?

- Чем птицы хватают корм?

- Зачем ещё птице нужен клюв?

(Клювом птица хватает добычу, защищается от врагов, долбит кору, роет землю или прощупывает землю, чистит пёрышки, строит гнёзда. У птицы 2 ноги, 2 крыла, 1 хвост. Птица высиживает яйца, из которых потом появляются птенцы.)

- Что можно положить в кормушку?

(зерно, хлебные крошки, сало, крупы)- показ на подносе

- Молодцы! Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они ищут себе корм. Прилетают к нашим жилищам. Мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

- Машина, воробей, дерево, дом, синица, ворона, голубь, кровать, муха, ручка, стрекоза, медведь, дятел.

- Правильно, ребята? Молодцы!

Артём, Дина, Диана, Аркадий

(Подобрать слова- действия к слову птица)- работа с карточками )

Трещит, чирикает, читает, воркует, разговаривает, прыгает, рисует, летает.

закрыть птиц фишками- (работа в паре) - Юлия, Азалия

- Какая птица лишняя в каждом ряду?

- Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня мы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:

- Как называют птиц, которые не улетают на юг?

- Почему их так называют?

- Каких зимующих птиц вы запомнили?

- Какая птица вам очень понравилась? Почему?

- Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.

- Ребята, у вас на парте лежат карточки с изображением птиц. Если вам урок очень понравился и вы узнали много нового о зимующих птицах, то возьмите снегиря и поставьте на кормушку, если урок не понравился, то возьмите ворону и поставьте на кормушку.

Читайте также: