Конспект урока экскурсии по окружающему миру 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель : Расширить знания о весенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц, показать их связь с неживой природой.

Обучающие: сформировать умение определять раннецветущие растения ; на основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений.

Развивающие: -развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные: - воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к природе

Планируемые результаты:

- обобщать наблюдения над весенними природными явлениями, проведёнными во время экскурсии;

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить понятные для партнёра высказывания.

- будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.

Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративные, исследовательские

Вид деятельности : продуктивная деятельность.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

Тип урока: открытие нового знания .

Технология: Технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная технология, игровые технологии.

1.Организационный момент.

Дыханием земли касается,

Придёт и на поле, и на речку,

Оденет в платьице цветочек.

2.Актуализация знаний

Назовите весенние месяцы?(Ответ:март,апрель,май).

Март – это уже настоящий весенний месяц. Пусть в иной год теплая погода установится не сразу, пусть и снег пойдет, и мороз ударит, а все-таки весна уже чувствуется.

Идя в школу, вы, наверняка, замечали, как весело звенит по водосточным трубам вешняя капель. На дворах среди потемневшего снега сверкают лужи. В лужах отражается солнце и по-весеннему ярко-синее небо.

Какие изменения в природе вы заметили?

( Возвращаются птицы.Зацветают растения.Тает снег.Больше солнечного света.Появляются насекомые.ит.д)

3. Формулирование темы и цели урока.

Уч.: Сегодня урок у нас не совсем обычный. Мы все вместе отправляемся в гости к очень красивому времени года – весне.

Значит, тема урока: В гости к весне.

-Уч.: Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок?

Уч-ки: закрепить знания и проверить себя, а все ли мы знаем о весне?

-Уч.:Поможет нам в этом экскурсия. Как и во время любой экскурсии внимательно смотрим, слушаем и запоминаем.

4.Поиск решения (открытие знания)

Учитель (читает стихи):

Весна приходит постепенно:

В полях неслышно тает снег,

Побег из ледяного плена

Готовят тайно воды рек.

Уж по ночам не те морозы,

И вот уже летит скворец

В свой домик на стволе берёзы…

Пришла весна. Зиме конец!

Вспомните, а какие стихи великих классиков вы знаете?

- Давайте немного постоим, посмотрим вокруг, почувствуем свою весну, насладимся красками весеннего пейзажа, его запахами и звуками.

Все дети делятся на две группы. Каждая группа выбирает себе ведущего знатока, который получает от учителя карточку с заданиями.

Какие вы видите признаки весны

Сравните высоту Солнца с высотой выбранного дерева.

Определите по термометру температуру воздуха.

Понаблюдайте за облачностью.

Определите, холодная ли почва.

Как по продолжительности света изменились день и ночь?

Ответы детей:(- Солнце поднимается высоко над землёй, оно стало греть сильнее и дольше, температура воздуха меняется, днём становится плюсовой, поэтому вода и почва больше прогреваются. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Небосклон прозрачен и чист.)

Уч: В тёплые дни появляются кучевые облака. Между дневной температурой и ночной наблюдается разница температуры воздуха, поэтому могут быть заморозки и туманы.

-Посмотрите на лес. Изменился ли он по сравнению с зимой?

- (зимой он был голый, прозрачный, тёмный, а сейчас меняет свою окраску.Появляются листья у деревьев).

- Молодцы, вы верно заметили.

- Обратите внимание, что весной листья на деревьях блестят? Кто знает почему?

- (Молодые листочки покрыты смолой.Ее сразу почувствуешь на пальцах – листья клейкие).

- Эта смола оберегает нежные молодые побеги от резких перемен погоды и затрудняет испарение.

- В природе есть такие удивительные деревья и кустарники, которые цветут еще до распускания листьев. К ним относятся ольха, ива.

- Какие деревья растут в нашем парке?

- (Дуб, берёза, ель, ольха, рябина, ива,

5.Развитие умения применять новые знания.

Работа в группах.

-Сравните листья (1 группа – берёзы и ели, 2 группа – дуба и сосны).

- Чем они отличаются?

- (Листья ели, сосны, – хвойные, поэтому эти деревья называются хвойными.А берёза, дуб, осина – лиственные деревья.)

Практическое задание:

(Ведущие знатоки получают карточки с заданиями)

Рассмотрите первые весенние цветы.

После практической работы все группы собираются вместе и отчитываются по своим заданиям. Делается обобщение материала.

- А что вы можете сказать о травянистых растениях?

- (Земля местами покрыта травой.)

-А вы знаете, почему сразу же после таяния снега можно увидеть густую траву?

-Травянистые растения различаются по особенностям перезимовки. Некоторые из них сохраняют на зиму живые, зеленые листья, которые выходят весной из-под снега. Другие теряют к зиме всю свою надземную часть и переносят холодное время года в виде корневищ, клубней и луковиц, находящихся в почве. Весной эти растения вновь появляются над землей, как бы начинают жизнь заново.

Наблюдение за птицами.

- Посмотрите вокруг. Каких птиц вы видите?

- ( Воробьёв, голубей, грачей.Голуби и воробьи – кочующие птицы, а грач – перелётная птица.)

- А почему весной прилетают перелётные птицы?

- (Появляется корм.Просыпаются насекомые: сонные мухи, жуки…)

- Почему грач прилетает первым?

- Грачу достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей.

- Проделывая долгий путь, грачи прилетают во второй половине марта. Примерная скорость передвижения стаи грачей - 50 км/сутки. Грачи прилетают только с приходом весеннего тепла, в наших родных краях, днем встречи грачей считали 17 марта. За грачами прилетают жаворонки - 22 марта. Опять же дата условная и вовсе не означает точное время прибытия жаворонков по расписанию, но примерно в эти дни в весеннем лесу уже можно услышать радостный трезвон вернувшихся птиц. Этот день весны называли странным именем Сороки.

- Затем прилетят другие птицы. Кто знает, а может когда-нибудь подметил, какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему?

- (Ласточки прилетают раньше, так как они могут ловить насекомых у земли.Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)

- Узнали ли вы сегодня, что-то новое? ( Ответы детей)

- Что увидели во время экскурсии? (какие изменения происходят в живой и неживой природе и как они связаны между собой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит план-конспект урока окружающего мира.

по окружающему миру


Учитель начальных классов:

Афанасьева Юлия Петровна

МБОУ Орловская СОШ

Цель урока познакомить с осенними изменениями в природе; расширить знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

1. Изучить признаки наступления осени в неживой и живой природе.

3. Провести сравнение признаков неживого и живого летом и осенью.

4. Продолжить формирование навыка узнавания растений после опадения листьев.

1. Умение анализировать обьекты с целью выделения признаков.

2. Умение сравнивать объекты, выделять объекты для сравнения.

3. Умение проводить несложные наблюдения.

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

5. Умение обобщать, делать выводы.

1. Уметь работать по плану.

2. Умение определять тему, цель экскурсии.

1.Формировать умение работать в группе.

2. Формировать умение строить связный рассказ.

1. Продолжить развитие эстетического восприятия природы.

2. Формировать бережное отношение к природным объектам.

Оборудование: термометр, гербарная папка с газетами, коробка для

сбора плодов, блокноты и ручки.

Экскурсия проводится в теплый солнечный день. Подготовительный этап включает в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок, выбор наиболее часто встречающихся растений. До начала экскурсии проводится беседа по технике безопасности. Дети заранее готовят стихи об осени, рассказы о животных и растениях, загадки.

Ход экскурсии

Организационный момент

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А для того, чтобы узнать к кому, отгадайте загадку:

Я – в царстве луж,

в краю огней и вод.

Скажи, какое же я время года?

– Верно, сегодня мы отправимся в гости к осени. А как вы догадались, что речь идет именно о ней?

Учитель: Бродит осень по дорогам,
Ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и тревогой
О себе оставить весть.

-Вот и заглянула к нам осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на экскурсии?

Далее учитель сообщает план и маршрут экскурсии.

Актуализация знаний

Учитель: давайте повторим правила друзей природы (повторяют правила поведения в лесу, парке).

Работа по теме урока

– Ребята, а вы обратили внимание на то, что произошло с древесными растениями в школьном дворе?

– А как называются деревья, которые сбрасывают листву?

– Ребята, сегодня мы с вами станем учеными-исследователями. Для этого нам нужно создать команды, у каждой будет свое исследование.
Учитель делит детей на группы в соответствии с тем, как они сидят в классе (по рядам).
– Сейчас каждая команда исследователей получит карточку с заданием. Каждый из вас в своем блокнотике должен будет дать ответ на вопросы в карточке.

1) Найди данное растение, запиши его название.

2) Опиши его внешний вид:

– К какой группе относится? (деревья, кустарники, травы);

– Рассмотри лист. Какова форма листовой пластинки? (зарисуй ее)

3) Признаки осени у данного растения:

– Что отличает это растение от остальных?

– Какие признаки осени вы наблюдаете у растения?

– Чтобы узнать, какие растения мы будем изучать, отгадайте:

1.Это растение является символом нашей Родины. (берёза)

2.Стоит колючая как еж, (ель)

Зимою в платье летнем!

3.Она к осеннему балу (Рябина)

Снова надела кораллы,

Пылают они далеко,

Всякий увидит легко.

4.Клейкие раскрылись почки – (тополь)

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Первая группа изучает березу, вторая – ель, третья – рябину, четвертая– тополь.

оборудование: блокноты, ручки и карточки.

1.Наблюдение за природой

– Итак, мы пришли в лес. Он дружелюбно и приветливо принимает нас и хочет поведать свои природные тайны. Посмотрите вокруг себя. Какие объекты и тела природы вас окружают?

– На какие группы разделим природные тела?

– Ребята, у меня в руке прибор для измерения температуры. Как он называется? Посмотрим, сколько он показывает градусов. Покажите, как определить температуру.

– Посмотрите на небо. Какое оно сегодня?

– Нас окружает воздух, который мы не видим, но чувствуем его движение. Как называется движение воздуха? Как вы можете охарактеризовать ветер, который дует сейчас?

– Итак, подведем итог. Какая погода бывает осенью?

– Все эти изменения относятся к состоянию неживой природы. А теперь перечислите тела живой природы.

– Вы сказали, что деревья сбросили листву. А что же это за два дерева, которые стоят до сих пор зеленые?

– Одинаковы ли ель и сосна? Сравните их. Назовите объекты, которые вы будете сравнивать. По каким признакам?

– Присмотритесь к листочкам, они называются хвоинками. Потрогайте их, сравните длину и как они крепятся на веточке. Молодцы.

– Посмотрите, как много хвоинок лежит под деревьями. О чем это говорит?

– Как назовем растения, которые сбрасывают листочки постепенно в течение года?

– Посмотрите на любое из древесных растений и сравните, как происходит подготовка травянистых растений к зиме в отличие от древесных?

– Назовите объекты сравнения.

– В каком состоянии вы видите растущие в лесу травянистые растения?

- Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какие еще живые существа вместе с нами на экскурсии?

-Как же их мало в осеннем лесу. Их столько же было летом?
-Назовите группы, к которым относятся перечисленные вами животные.
-Назовите признаки насекомых и птиц.
-А почему же птицы осенью улетают на юг?
-Докажите свой ответ, ведь зимой люди подкармливают птиц, а это значит, что они могут пережить зиму.
2. Самостоятельная работа.

– Настало время для выполнения работы в группах.

Найдите свое растение, подойдите к нему и начинайте выполнять задание. Ответы фиксируйте в блокнотах.

Далее учитель объявляет об окончании работы, заслушиваются результаты исследований по группам.

Учитель: Ребята, Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик прислали вам конверт с заданиями. Готовы их выполнить?



В конверте находятся вопросы и задания. Каждая группа достает вопрос, отвечает на него, остальные дополняют.

Вопросы и задания из конверта:

1.Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

2.Как готовятся растения и животные к зиме?

3. Рассказать стихи об осени.

VI. Подведение итогов

-Что удалось увидеть на экскурсии?

- Что нового узнали?

V.Домашнее задание

Рабочая тетрадь стр.13 №1

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Урок – экскурсия по окружающему миру

Учитель начальных классов

Цель урока: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой; развивать память, внимание, логическое мышление,речь.

Оборудование:

1.Осенние ветки лиственных и хвойных растений.

2. Плоды, семена, осенние листья различных растений.

Предварительная работа: Прежде чем организовать экскурсию, необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, наметить место остановок и объекты для изучения.

I .Организационный момент.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Летит попятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем- ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

II .Повторение изученного

-Ребята, какое сейчас время года? (осень).

-Обратите внимание на небо. Какое оно?

-Как греет солнце ?

-Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно. Осадки, без осадков. Ветрено, безветренная погода. Температура воздуха)

III .Осенние изменения в неживой природе

-Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода водоемах и т. д.)

Далее предлагается вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав-все это осенние явления в неживой природе.

VI .Как меняется осенью жизнь растений

-А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

Летом деревья и кустарники были зеленые, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад-с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

-Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг. Прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох- это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения и чувства.

И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

-С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?

А теперь посмотрим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?

-Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву?

Обратите внимание на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

-Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

- Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживать так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль так же и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

VI . Осенние изменения в жизни животных

-Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)

-А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки.

С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

-Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зелеными побегами растений; журавли, цапли - лягушками; хищные птицы – мышами, другими мелкими животными.)

ВЫВОД: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.

Учитель рассказывает о перелетных птицах.

- Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

Дети рассказывают, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Кроме того. На зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Необходимо заострить внимание на вопрос охраны природы. Рассказать детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.

Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

Рассказать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает о каком звере идет речь?

Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться

о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды : созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос - сладкий мед. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир - это запас пищи на всю зиму. (МЕДВЕДЬ)

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то какая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (ЛИСА)

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир - готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму. (БАРСУК)

VIII .Итог урока

-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

-Какие изменения в живой природе происходят с приходом осени?

Домашнее задание


Цели: способствовать формированию у учащихся общего представления о лесе; содействовать формированию представления о разнообразии растений и животных леса, некоторых признаках их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи; создать условия для развития потребности бережного отношения к обитателям леса и выполнения правил поведения в лесу; содействовать развитию чувства прекрасного.

Планируемые результаты:

Предметные: проводят самостоятельно наблюдения в природе; дают характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений; приводят примеры растений и животных леса (парка); выполняют правила поведения в природе; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам.

Личностные: оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; оценивают красоту окружающей природы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; проводят наблюдения по предложенному плану; развивают и тренируют свою наблюдательность; фиксируют результаты наблюдений.

Познавательные: осуществляют описание объектов природы; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам.

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.

Конспект урока.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Вспомните правила поведения на экскурсии.

III. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы отправляемся на экскурсию в лес (парк), чтобы ознакомиться с разнообразием растений и животных леса, признаками их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1. Исследовательская деятельность в группах.

1-я группа. Наблюдение за неживой природой по плану:

1) Характеристика погодных условий:

– тепло сегодня или холодно;

– есть ли ветер, осадки.

2) Характеристика общего вида леса:

– очертания вершин деревьев.

3) Характеристика условий жизни в лесу:

– количество света, тепла и влаги в сравнении с открытой местностью.

2-я группа. Наблюдение за растениями леса (парка) по плану.

Характеристика представителей всех жизненных форм растений леса: деревьев, кустарников, травянистых растений.

1) Название растения.

2) Дерево, кустарник или травянистое растение?

3) Как выглядит стебель? Какой он на ощупь?

4) Какие размер, форму и окраску имеют листья?

5) Есть ли у растения цветки? Каковы их размер, форма и окраска? Имеют ли цветки запах?

6) Есть ли у растения плоды? Как они выглядят?

3-я группа. Наблюдение за животными леса по плану.

1) Название животного.

2) К какой группе относится животное?

3) Какие размер, форму и окраску имеет животное? Чем покрыто его тело?

4) Как передвигается животное? Что помогает ему передвигаться?

5) Чем питается животное? Как оно добывает пищу?

6) Издает ли животное звуки? Какие?

2. Отчет групп.

V. Первичное закрепление.

1. Беседа о преобладающих видах растений в лесу.

– Все растения так или иначе влияют на окружающую среду. Самое большое воздействие на нее оказывают деревья. Они создают определенный световой режим, влияют на температуру воздуха и влажность почвы. Так, кроны сосен хорошо пропускают свет, поэтому летом в сосновом бору много света, достаточно тепло и сухо. Ель же, наоборот, создает сильное затенение, поэтому в еловом лесу мало света, прохладно и влажно.

Разным растениям для жизни требуется разное количество света, тепла и влаги. Одни из них светолюбивые, то есть хорошо растут, когда освещены солнцем. При этом они обычно не нуждаются в большом количестве влаги, часто даже являются засухоустойчивыми. Другие, наоборот, хорошо растут в тени, а оказавшись на открытых участках, например, из-за вырубки леса, могут погибнуть. Самыми теневыносливыми являются травянистые растения елового леса. Они же требуют больше влаги, чем многие другие наземные травы, то есть являются влаголюбивыми. В лесу есть растения, которые нуждаются в большом количестве тепла (теплолюбивые), поэтому хорошо растут, когда окружены другими растениями.

2. Беседа о тесной связи животных с растениями.

– В лесу среди растений, животные добывают пищу, скрываются от врагов, устраивают жилище, выращивают потомство.

3. Беседа о грибах и правилах их сбора.

4. Беседа об охране леса и его использовании человеком.

VI. Самостоятельная работа.

Сбор природного материала (листья, плоды и др.).

– Плоды и листья каких деревьев вы собрали? Запишите.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Подведение итогов экскурсии.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Какую задачу ставили на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать еще?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание: обвести контуры собранных листьев, раскрасить их и подписать названия деревьев или кустарников, с которых они собраны.


-75%

Читайте также: