Современные процессы в развитии информационных технологий конспект

Обновлено: 07.07.2024

ВложениеРазмер
urok_inf-7.doc 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект
открытого урока информатики в 7 классе

(учитель Дмитриченко О.В.)

Тема: Этапы развития информационных технологий

  • образовательная – формирование понятия информационного продукта, информационной технологии как процесса, целью которого является создание информационного продукта.
  • развивающая – формирование информационной культуры, расширение информационного кругозора, развитие навыков работы с текстом в программной среде, навыков самоанализа.
  • воспитательная – формирование навыков работы в коллективе, развитие аккуратности, творческой активности и самостоятельности.

Формы организации работы учащихся : фронтальная работа, самостоятельная работа с карточками, участие в беседе, создание текстового документа, анализ и оценка своей работы.

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала и актуализация опорных знаний
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление и проверка уровня усвоения пройденного материала.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов урока.

II. Повторение пройденного материала в форме фронтального письменного экспресс-опроса (определить истинность или ложность предлагаемых высказываний)

  1. Приборы, используемые для сбора информации называются датчиками. (истина)
  2. Минимальная единица измерения объема информации – байт. (ложь)
  3. 1 Кб = 1000 б. (ложь)
  4. Если информация понятна, то она полезна. (ложь)
  5. Если информации достаточно для принятия решения, то она имеет свойство полноты. (истина)
  6. Приборы, используемые человеком для обработки информации называются датчиками. (ложь)
  7. Максимальная единица измерения объема информации – байт. (ложь)
  8. Байт – одна из единиц измерения объема информации. (истина)
  9. Носитель информации – материальный объект, предназначенный для хранения информации. (истина)
  10. Кодирование – представление информации в виде последовательности условных знаков с целью ее сохранения и передачи. (истина)
  11. Кодирование – представление информации в виде последовательности условных знаков с целью ее защиты от незаконных пользователей. (ложь)

Актуализация опорных знаний: Индивидуальная работа по карточкам: (На карточках указано содержание информации, например, расписание уроков, оценки в классном журнале, телевизионная реклама лекарств, информация о лекарстве в медицинском справочнике и т. д.)

Задание: назвать форму представления информации, свойства, которыми она обладает, источник информации, носитель информации, информационные процессы, результатом которых она является, инструменты, которые были использованы при создании.

Проверка устная выборочно.

Физкультминутка: упражнения для глаз , снятия напряжения с мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника.

III. Изучение нового материала, закрепление приобретённых навыков.

На экране демонстрируется итоговая информация (средствами MS PowerPoint), в которой пропущены названия технологии и инструментов, которые применялись на этом этапе. Детям предлагается назвать пропущенные слова ( выделены курсивом ), которые затем появляются на экране.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Основные инструменты: перьевая ручка, чернильница, бумага .

Цель: представление информации в нужной форме.

Цель: представление информации в удобной для передачи форме.

Цель: представление информации в удобной для передачи и хранения форме.

Цель: совершенствование форм представления информации.

Цель: представление информации в удобной для передачи, хранения, поиска, передачи форме.

IV. Закрепление и проверка уровня усвоения пройденного материала.

Выполнение задания в программной среде WordPad:

А) записать определение информационной технологии;

Б) перечислить этапы развития информационных технологий;

При проверке учитывается содержание, правильность регистрации работы, оформления заголовка (дата, классная работа), правильность набора и оформления текста.

За работу на уроке учащиеся получают по 2 отметки – за ответы на экспресс-вопросы и за выполнение практического задания.

Домашнее задание:
§ 4.5, 4.6 Ответить на вопросы стр. 36. (6, 7, 15 письменно)

Учитель: _____________________________О. В. Дмитриченко

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие самореализации с помощью использования информационных технологий на уроках географии.

В настоящее время, когда большая часть образовательных учреждений всего мира получили доступ к информационным ресурсам Всемирной сети Интернет, реальностью стало использование.


Развитие математического мышления через применение информационных технологий на уроках математики

Развитие математического мышления через применение информационных коммуникационных технологий на уроках математики.


Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.


Лекция по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" и .


Самостоятельная работа по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Самостоятельная работа по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" для студентов СПО 1 курса.


Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы и мотивации учащихся с целью повышения качества обучения.

Отчет по теме самообразования "Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы и мотивации учащихся с целью повышения качества обучения.".


В течение 2014-2017 учебного года я работала над темой самообразования «Использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития творческог.

Здесь помещен конспект по информатике - "Современные информационные технологии".

Современные информационные технологии

Технология в переводе с греческого означает "искусство", мастерство, умение. Технология изменяет исходное состояние объекта.

Например, используя различные технологии переработки молока, можно получить разные молочные продукты, т.е. перевести молоко из одного состояния в другое. Впоследствии термин "технология" перешел в сферу обработки информации, в которой объектом является не материальный, а информационный продукт.

Современные информационные технологии - конспект.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации.
Цель технологии материального производства - производство материальной продукции. Цель информационной технологии - производство информации для её анализа человеком и принятия на её основе решения.
В материальном производстве для изготовления продукции используют специальное оборудование: станки, инструменты. Для информационной технологии также есть свои инструменты: ксерокс, телефон, факс и др. Когда для обработки информации применяется, говорят о компьютерной технологии. Понятие "компьютерная технология" более узкое, чем информационная технология.
Компьютерные технологии - информационные технологии на базе компьютерной обработки данных.
В основу любой компьютерной технологии заложен определенный алгоритм работы с информацией, исполнителем которого является компьютер. Вы должны знать порядок действий с текстом, таблицей или рисунком, чтобы получить желаемый результат. Работа с каждым компьютерным инструментом разбивается на элементарные шаги. Компьютерные инструменты быстро развиваются и изменяются, поэтому гораздо важнее понять общие принципы применения компьютерных технологий, чем каждый раз заново изучать новые программы. Т.е. надо узнать общие приемы и методы применения компьютерных технологий, объекты, на которые они направлены.

Современные информационные технологии

Характерными примерами современных компьютерных технологий являются:
- офисные технологии;
- банковские технологии;
- издательские технологии;
- технологии систем связи и телекоммуникаций;
- технологии современного компьютерного фотопроизводства;
- технологии автоматизированного проектирования различных объектов( от бытовой техники до космических кораблей).
Для понимания таких технологий недостаточно знаний только в области компьютерной техники, нужны глубокие знания о тех объектах, на которые направлены компьютерные технологии.

Поговорим о некоторых из этих технологий подробнее.

Офисные технологии используются для автоматизации обработки различных документов (текстовых, табличных, баз данных) при ведении документации в любом современном офисе. При этом используются текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных. Их применение ускоряет и обеспечивает соблюдение норм и правил оформления документации, исключает повторную подготовку одинаковых по содержанию документов, ускоряет поиск нужных документов.
Банковские технологии - основа ведения всей финансовой деятельности любых предприятий, которая невозможна без участия банков. Банки осуществляют движение капитала за счет перечислений средств на заработную плату и различные виды платежей. В последнее время появились банкоматы - устройства для автоматической выдачи денег. Предприятия используют безналичные платежи. В основе всего перечисленного лежат компьютерные технологии.
Современные информационные технологии - v. 1.0

Аннотация: Предпосылки быстрого развития информационных технологий. Этапы развития информационных технологий. Тенденции развития ИТ. Развитие ИТ и организационные изменения. Развитие ИТ и организационные изменения в организации.

Введение

Наиболее характерная черта нынешнего развития мировой экономики — колоссальные успехи и достижения в области техники и технологии, развитие наукоемких производств. Высокие темпы развития науки и технологий, а главное масштабы и темпы их внедрения в производство и общественную жизнь, превратили научно-техническую революцию в естественный процесс, она стала перманентной. Благодаря развитию коммуникаций и росту уровня образования, "ноу-хау" сейчас практически сразу после изобретения становятся общечеловеческим достоянием. В условиях динамичного развития рынка, усложнения его инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные материальные и энергетические.

Старая истина гласила, что "тот, кто владеет золотом, то владеет миром". Сегодня это не так ? миром владеет тот, кто владеет информацией. Но реальную власть дает не сама информация как таковая, а умение её извлекать, собирать, анализировать и с пользой применять. А это означает, что важные для бизнеса данные необходимо использовать с целью получения максимальных выгод. И, если получаемые в результате преимущества велики, то это дает все основания считать такую информацию одним из ключевых бизнес-активов предприятия. Если компания будет пренебрегать этими возможностями, то она рискует быстро оказаться на обочине рынка.

Современные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать данные и информацию, обеспечивать эффективные способы представления информации, стали важным фактором конкурентоспособности и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной жизнедеятельности. Уровень информатизации является сегодня одним из главных факторов успешного развития всякого предприятия.

Менеджер любого уровня при принятии решений основывается лишь на доступной ему информации о предмете управления, поэтому от качественных характеристик этой информации таких, как адекватность , полнота , достоверность , своевременность, непротиворечивость и т. п., непосредственно зависит эффективность его работы. В современных условиях информационные технологии и системы играют и будут играть все большую роль и в достижении стратегических целей компаний. Это влечет за собой новые требования к информационным системам и их функциям. Они не могут оставаться просто инструментом, обеспечивающим обработку информации для отделов и конечных пользователей внутри предприятия. Теперь они должны давать новые изделия и услуги, основанные на информации, которые обеспечат бизнесу конкурентное преимущество на рынке.

Используемые на предприятии информационные технологии поддерживают реализацию деловых решений менеджеров. Однако, в свою очередь , новые системы и технологии диктуют свои специфические условия ведения бизнеса, изменяют компании. И каких бы консультантов в этой области руководитель не привлекал, окончательные решения необходимо принимать ему лично. Менеджер должен уметь извлекать максимальную выгоду из потенциальных преимуществ информационных технологий. Он обязан обладать достаточными знаниями для того, чтобы осуществлять общее руководство процессом применения и развития информационных технологий в компании и понимать, когда требуются дополнительные затраты ресурсов в этой области или помощь сторонних специалистов.

Основная цель этого курса — дать общее системное представление об информации, методах ее хранения, обработки и передачи, о современных информационных технологиях и системах, истории их развития, влиянии на общество и бизнес, методологиях их применения в деятельности предприятия. Поскольку каждая из рассматриваемых в курсе тем представляет собой достаточно большую и самостоятельную предметную область применения современных информационных технологий в управлении бизнесом и информационного менеджмента, то разные темы курса можно рассматривать как вводные в соответствующие дисциплины.

1. Развитие информационных технологий

Информационные технологии (ИТ) являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени ИТ прошли несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом техническим прогрессом, появлением новых технологических средств поиска и переработки данных. Последний по времени этап, часто называемый новым, характеризуется изменением направленности ИТ с развития технических средств на создания стратегического преимущества в бизнесе.

1.1. Предпосылки быстрого развития информационных технологий

До недавнего времени информация не считалась важнейшим активом для компании. Процесс управления деятельностью организации в большой степени зависел от персонального воздействия первых лиц компаний без обширного процесса координации усилий менеджеров и анализа данных. Деловые решения принимались первыми лицами компаний чаще всего на основе опыта и интуиции, и лишь в небольшом числе случаев — на основе специально подготовленной информации, содержащей варианты решений и оценку вероятности их осуществимости. Лишь мощные компании могли позволить себе иметь аналитические центры, готовившие материал для принятия решений. Развитие вычислительной техники кардинально изменило окружающую среду бизнеса. На рис. 1.1 показаны главные предпосылки развития ИТ, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

 Предпосылки развития ИТ

Глобализация и интегрированное развитие индустриальных экономик значительно расширяет возможности бизнеса. Информационные технологии и информационные системы (ИТ/ИС) обеспечивают мобильный доступ и аналитическую мощь, которые удовлетворяют потребности в проведении торговли и руководстве предприятиями в масштабе стран и континентов. Это создает угрозы национальным и региональным фирмам: глобальная связь и системы управления доставляют потребителю информацию о предложениях, качестве и ценах и позволяют совершать сделки и заказы в течение 24 часов в сутки в любом месте, где есть доступ в сеть.

В таблице 1.1 приведены основополагающие факторы, необратимо изменившие к концу ХХ века деловую среду.

Таким образом, мировой рынок становится открытым, ни одна из фирм не может чувствовать себя в безопасности. Чтобы стать эффективным участником этого рынка, компании нуждаются в мощной информационной поддержке и современных системах связи.

1.2. Этапы развития информационных технологий

Существует несколько возможностей классификации развития ИТ с использованием компьютеров, которые определяются различными качественными признаками деления на этапы. Основной целью применения ИТ становится удовлетворение корпоративных и персональных информационных потребностей. Ниже приводится несколько таких классификаций.

Проблемы, стоящие на пути информатизации общества

Современный этап развития современных информационных технологий, начавшийся с начала 90-х годов, характеризуется созданием больших ИС, локальных, региональных и глобальных сетей. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

  • выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерных разработок и телекоммуникаций;
  • необходимость разработки распределенных ИС;
  • организация доступа к стратегической информации;
  • организация защиты и безопасности корпоративной информации.
Задачи и процессы обработки информации

Задачи обработки информации на современном этапе состоят в создании ИТ, направленных на решение стратегических задач, и реализацию информационных систем управления процессами (ИСУП) и поддержки принятия делового решения (ИСППР).

Преимущества применения компьютерных технологий

Преимущества применения компьютерных технологий на современном этапе связаны с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию ИС — ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используются как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

Преимущества применения компьютерных технологий на современном этапе связаны с той ролью, которую они играют в бизнесе, и основаны на достижениях телекоммуникационных технологий и распределённой обработке информации. ИС имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу, а создание высокоэффективного производства. Применяемые ИТ должны помочь компании выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

Инструментальные технологические средства

Основными инструментальными технологическими средствами современного этапа развития ИТ стали "Internet/Intranet (новейшие)" технологии. Широко используются в различных областях науки, техники и бизнеса распределенные системы, глобальные, региональные и локальные компьютерные сети. Развивается электронная коммерция. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменением подвергаются технические средства связи, средства бытового, культурного и прочего назначений.

1.3. Тенденции развития ИТ

При традиционном подходе к организации, когда специализированные функции включаются в дело одна за другой, как в эстафете, высокая эффективность недостижима. Быстрота реагирования на внешние изменения требует постоянного сотрудничества между разными специализированными отделами и службами. Постоянно общаясь и обмениваясь информацией, они могут действовать быстро, согласованно и одновременно в самых разных направлениях.

 Изменение стиля ведения бизнеса в современной компании

Информационные технологии исключительно полезны в случае такого координированного процесса. Применение ИТ позволяет радикально изменить стиль управления и сами бизнес-процессы и значительно улучшить основные показатели деятельности компании (рис. 1.2). Прежние правила ведения бизнеса стремительно устаревают. Компании, которые не в состоянии "увидеть" значимость этих изменений, рискуют сильно отстать (табл. 1.2).


В современном мире просто невозможно представить жизнь без информационных технологий, несмотря на то, что в самом недалеком прошлом человек и понятия не имел о них. В нашу жизнь они вошли прочно, применяются информационные технологии во всех сферах жизни человечества, выполняя особо значимую двойственную роль. Информационные технологии представляют весь накопленный опыт человечества в форматизированном виде, пригодном для прикладного использования. И в нем сконцентрированы научные знания и материалистический опыт для осуществления общественных процессов, при этом экономятся затраты труда, времени, энергии, вещественных средств. И с каждым днем с непомерной силой роль эта увеличивается. Это явление объясняется свойствами, которыми обладают информационные технологии.

Новые информационные технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур управления, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного управления, значительно расширяющее возможности использования информационных ресурсов. Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья деятельности организации. [1, с.10]

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. Кроме того, они упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. [2, с.34]

В информационном обществе огромную роль и значение на сегодняшний день играют системы распространения. Существуют межрегиональные и международные системы связи, позволяющие обмениваться информацией на больших расстояниях и территориях. Выросло и постоянно растет количество профессионально занятых людей сбором информации, ее переработкой и хранением. Чисто теоретически любой человек или же любая фирма являются потребителями информации. И это касается как коллективов людей, так и отдельных личностей. Перед тем как что-либо предпринять, нужно провести работу по сбору, переработке, анализу информации. И найти наиболее подходящее решение. Может потребоваться обработка больших объемов информации, и это порой окажется не под силу человеку без использования специальных машин. Компьютеры во всех сферах человеческой деятельности:

 ускоряют обработку информации в производственной и социальной сфере;

 помогают в принятии наиболее правильных, лучших одним словом — оптимальных решений;

 избавляют человека от скучной и рутинной работы.

Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста. Кроме того, одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

 совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков, данных научно — педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

 совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

 создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно—учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

 создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.[3, с.26]

Сегодня наиболее распространенной разновидностью информационных технологий является Интернет, самый массовый и оперативный источник информации. В рядах стран с каждым годом значительно увеличивается число пользователей услугами Интернет. Например, по данным Internet World Stats, количество интернет — пользователей среди населения стран СНГ и Балтии представлено на рисунке 1.

C:\Users\4K-1314113927-309k\Desktop\Безымянный.jpg

Рис. 1. Проникновение интернета — доля людей, пользующихся интернетом среди населения страны

Многим людям на сегодняшний день невозможно представить свою жизнь без компьютера, да еще и подключенного к интернету. Существуют разные оценки этому. Одни поддерживают развитие виртуального мира — Интернета, а другие предупреждают о неизвестных последствиях. Но эти произошедшие в жизни изменения, повлияли и очень изменили жизнь человечества. Огромное множество полезной информации можно найти в интернете, практически не затрачивая на это времени. Сегодняшнее время — время огромных потоков информации, которую необходимо обрабатывать и хранить, эти вопросы решают компьютеры. Сидя за компьютером сегодня можно получить абсолютно любую информацию. Однако все хорошее имеет и так называемые обратные стороны — плохое. Глобальная сеть общедоступна. И у всякого имеется такая возможность, как залезть, или же влезть в чужую информационную систему. Сейчас в виду этого развивается законодательство, которой должно будет следить авторством информации, стоять на страже собственника информации. [5, с.17]

Информационные технологии сейчас проникают во все сферы производственной деятельности и делают возможным строить эффективную систему управления, обеспечивающее дальнейшее увеличение выполняемых работ, сокращения сроков, и также повышение качества работ. Под процессом понимается совокупность определенных действий, направленных на достижение какой-либо цели. Процесс определяется выбранным человеком путем, т. е. стратегией и реализовываться с помощью различного набора средств и методов. Основным технологическим средством процесса переработки информации является персональный компьютер, который отчетливо повлиял на концепцию построения технологических процессов и их использования, и на качество информации в результате. Информационная технология — это процесс, который состоит из регламентированных правил выполнения операций, действий над данными, которые хранятся на компьютерах. Главная цель в информационных технологиях — получение нужной, необходимой человеку, т. е. пользователю информации путем направленных действий по переработке информации. Информационная система является средой, составляющие элементы которой это компьютеры, программные продукты, компьютерные сети, базы данных, технические средства связи и т. д. Основная цель информационной системы состоит в следующем это организация хранения и передачи информации.

В XXI веке образованный человек — это человек, хорошо владеющий информационными технологиями. Ведь сейчас все в большей степени деятельность людей зависит от их информированности, и способности эффективно использовать информацию. Современный специалист любого профиля в информационных потоках должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и других средств. Основную роль в скором времени будет играть система распространения, хранения и обработки информации. Техника, благодаря которой многим людям стало гораздо легче — современные информационные технологии. [4, с.204]

Таким образом, информационные технологии в своем развитии вышли на более качественный уровень. Информационные технологии на основе новейшей компьютерной техники способствуют высокоэффективной организации управления на предприятии, в учебном заведении; помогают снизить временные затраты на различные операции.

Подводя итоги отметим, что значение информационных технологий для современного человека весьма велика, потому как сейчас все больше и больше самых разных процессов в жизни человека происходит не без участия в них информационных технологий. И многие работодатели сегодня требуют от будущих потенциальных работников — новых кадров знание устройства ПК и умение пользования информационной средой.

Основные термины (генерируются автоматически): обработка информации, интернет, информационная система, информационное общество, информационное управление, информация, компьютер, компьютерная техника, передача информации, процесс, развитие, система распространения.

Читайте также: