Психологическая саморегуляция в деятельности сотрудника войск национальной гвардии конспект

Обновлено: 05.07.2024


ТЕМА: Методы психической саморегуляции в оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел.

ЦЕЛЬ: познакомить руководящий состав аппарата МВД с понятием и приемами саморегуляции.

Задачи:
1. Познакомит сотрудников ОВД с понятием психической регуляции.
2. Дать представление о методах испособах снятия психологического напряжения, научить использовать данные методы на практике.


ВИД ЗАНЯТИЯ: Лекция.

МЕСТО: Учебный класс

ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 . Подготовительная часть - 3 минуты
объявление темы занятия
2. Основная часть 50 минут
изложение учебных вопросовустный опрос
3. Заключительная часть – 7 минут

Заместитель начальника - начальник ОВиСР УРЛС МВД по РБ
капитан внутренней службы Т.В. Максимова

Эмпирическая часть работы осуществлена на выборке из 99 курсантов военного вуза, опрошенных по методикам, направленным на изучение саморегуляции и индивидуально-психологических особенностей личности. Статистический анализ осуществлялся с применением кластерного анализа, H-критерия Краскала-Уоллиса и U-критерия Манна-Уитни.

Получены статистически значимые различия по психологическому благополучию H=15,044 p=0,001), уровню субъективного контроля (Н=6,966 p=0,031), толерантности к неопределенности в группах курсантов с высоким (H=6,003 p=0,050), низким и средним уровнями саморегуляции, выделенных посредством кластерного анализа.

На основе полученных данных сделан вывод о том, что саморегуляция курсантов характеризуется ограниченной вариативностью ее стилей, что может быть обусловлено недостаточной индивидуализацией процесса обучения в условиях военного образования. Полученные результаты свидетельствуют о том, что удовлетворенность собой и обстоятельствами своей жизни, переживание благополучия может обусловливать отсутствие мотивации к саморазвитию и совершенствованию саморегуляции. Перспективой исследования будет являться изучение развития уровня саморегуляции с опорой на индивидуально-психологические особенности личности.

Ключевые слова: саморегуляция, уровень развития саморегуляции, индивидуальные особенности саморегуляции, индивидуальные особенности личности, толерантность к неопределенности, военное образование, военно-профессиональная деятельность

Ссылка для цитирования: Большунова Н. Я., Спирин А. В., Померлян А. Н., Федоришин М. И., Андронов А. В., Чапоргин А. Г. Индивидуально-психологические особенности саморегуляции курсантов войск национальной гвардии России // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 336-349. doi: 10.32744/pse.2020.3.25

Аннотация. В статье рассматривается необходимость изучения индивидуального стиля психической саморегуляции служебной деятельности сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Представлен результат анализа научно-методической литературы по научной разработанности проблемы. Рассматривается адаптация психологических опросников как один из способов диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции служебной деятельности сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.

Abstract. The article discusses the need to study the individual style of mental self-regulation of the activities of the army of the National Guard of the Russian Federation. The result of the analysis of scientific and methodological literature on the scientific elaboration of the problem is presented. The adaptation of psychological questionnaires is considered as one of the diagnostic methods individual characteristics of self-regulation of the activities of the army of the National Guard of the Russian Federation

Ключевые слова: саморегуляция деятельности, войска национальной гвардии, индивидуальный стиль деятельности.

Keywords: self-regulation of activity, army of the National Guard, individual style of activity.

Военная политика Российской Федерации направлена на совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных сил, других войск и органов, повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Выше обозначенная необходимость предъявляет к подготовке военного профессионала все более высокие требования.

В связи с этим необходимо проводить исследования в сфере изучения индивидуального стиля саморегуляции служебной деятельности сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации как один из способов обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

Анализ научно-методической литературы показал, что, несмотря на большое количество проводимых исследований саморегуляции деятельности, практически отсутствуют работы, посвященные анализу индивидуального стиля саморегуляции профессиональной деятельности сотрудников Росгвардии.

Адаптация данных методик позволит диагностировать индивидуальный профиль саморегуляции, т.е. индивидуальную сформированность основных функциональных звеньев и личностно-регуляторных свойств у сотрудников войск национальной гвардии Российкой Федерации.

Утверждения адаптированного опросника необходимо построить на принципе выявления отношения сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации к основным моментам организации профессиональной деятельности. В содержание утверждений адаптированного опросника будет входить описание различных особенностей деятельности и поведения сотрудников в процессе выполнения служебно-боевых задач.

Существующие исследования в данной области и направленность военной политики Российской Федерации на совершенствование военной организации задают необходимость дальнейшего изучения индивидуального стиля саморегуляции профессиональной деятельности сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.

Список литературы

1. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976)

4. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М.: Наука, 1980. – 256 с.

5. Конопкин, О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. психологии. 1989. № 5.

2. Психическая саморегуляция

Психическая саморегуляция
(ПС) - это свойство
организма, которое
определяется как
регуляция различных
состояний, процессов и
действий,
осуществляемых самим
организмом с помощью
психической
активности.

3. Методы и приемы саморегуляции

Приемы
саморегуляции
Изменение эмоционального
реагирования на стресс
изменение тонуса
скелетных мышц
и управление
дыханием
управление
вниманием
Изменение особенностей
восприятия ситуации
активное
включение
представлений и
чувственных
образов

5. Виды дыхания

брюшное
Используется, когда необходимо
преодолеть излишнее волнение,
побороть тревогу и
раздражительность, максимально
расслабиться для быстрого и
эффективного отдыха. Нижнее
дыхание является самым
продуктивным, т. к. в нижних
отделах легких расположено
наибольшее количество легочных
пузырьков (альвеол).
ключичное
Верхнее (ключичное)
дыхание применяется в
тех случаях, когда
необходимо взбодриться
после монотонной
работы, скинуть
усталость и
подготовиться к
активной деятельности.

6. Алгоритм выполнения брюшного дыхания:

Проводится сидя, лежа или стоя, необходимо сбросить
напряжение с мышц и сосредоточить свое внимание на дыхании.
Затем производится 4 этапа единого цикла дыхания,
сопровождаемые внутренним счетом для облегчения обучения. На
счет 1-2-3-4 осуществляется медленный вдох. При этом живот
выпячивается вперед, мышцы живота расслаблены, а грудная
клетка неподвижна.
После на следующие 4 счета производится задержка
дыхания и плавный выдох на 6 счетов, сопровождаемый
подтягиванием мышц живота к позвоночнику. Перед следующим
вдохом следует пауза на 2-4 счета.
Следует помнить, что дышать нужно только носом и так
плавно, как если бы перед вашим носом, на расстоянии 1 - 15 см
висела пушинка, которая не должна колыхнуться.

8. Алгоритм выполнения ключичного дыхания:

9. Приемы концентрации внимания

Упражнения на
концентрацию внимания
необходимо практиковать.
Необходимо тренировать
способность удерживать
внимание на каком-либо
предмете или ощущении,
постепенно доводя его до
4-5 минут.
Это может быть любая
точка, собственный палец,
ощущение своего
дыхания, звуковой фон.

11. Нервно-мышечная релаксация

Метод расслабления мышц тела.
Занятия этим методом постепенно
формируют привычку отслеживать состояние
тонуса мышц в повседневной деятельности,
что способствует нормализации психического
состояния.
Данный метод является эффективным
компонентом в большинстве программ,
направленных на лечение чрезмерного стресса.
Данная методика состоит из серии
упражнений, направленных на напряжение и
последующее расслабление, как определенных
мышечных групп, так и отдельных мышц, с
целью достижения состояния глубокого
расслабления.
Перед проведением важно определить,
есть ли у участника какие-либо
противопоказания, связанные с мышечными
или нервно-мышечными расстройствами
(неврологические нарушения, слабости или
повреждения мышц, костная патология).

12. Визуализация. Самовнушение.

14. Аутогенная тренировка

Низшая
ступень
АТ
овладение методами
регуляции
мышечного тонуса,
релаксация путем
представления
состояния тяжести и
тепла
Высшая
ступень
обучение умению
концентрировать
внимание на
определенных
объектах и
состояниях

15. Медитация

Это система психотехнических
приемов, предназначенных для
вхождения в определенные
состояния сознания и пребывания
в них во время выполнения какойлибо деятельности.
Медитация способствует
нормализации нервных процессов,
повышению жизненного тонуса,
формированию воли, развитию
интеллектуальных способностей,
изменению отдельных черт
темперамента и характера,
улучшению работоспособности,
снижению конфликтности при
взаимодействии с другими людьми.
В аутогенной тренировке требуется
волевое усилие, а в медитации
необходимо ни о чем не думать, не
делать никаких усилий, наблюдать
за происходящими мыслями и
ощущениями.
Медитация

Читайте также: