Мусоргский балет невылупившихся птенцов конспект

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 3798 0

Урок музыки 2 класс П Р О Г Р А М М АЕ.Д. Критской и Г.П. Сергеевой

Цель:- Воспитание культуры слушания и восприятия музыки, приобретение

знаний в области музыкального искусства

- Формирование нравственных ценностей

- Познакомить с творчеством композитора М.П. Мусоргского

- Показать возможности изображения образов в музыке

- Расширить музыкальные представления /слушание, музицирование/

- Приобретение качеств слухового внимания

- Формировать умения следить за развитием музыки

- Выявлять изобразительные и выразительные интонации в музыке

- Формирование вокально-хоровых навыков

- Обучение игре на свиреле

- Развитие навыков образного и эмоционального восприятия музыки

- Накопление опыта восприятия произведений музыкальной культуры

- Развитие творческого воображения

- Развитие интереса к слушанию музыки

- Формирование культуры слушания музыки

- Воспитывать эмоциональное отношение к музыке на основе ее восприятия

Личностные действия: обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Регулятивные действия: - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные действия: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Технологии и методы

Традиционные / словесные, практические, наглядные /

Метод музыкального обобщения

Организационный момент - 1 мин

Вокально- хоровая работа - 10 мин

Введение в тему - 7 мин

Слушание и обсуждение музыкального материала - 15 мин

Музицирование на свирели - 10 мин

Подведение итогов - 2 мин

- портрет М.П. Мусоргского

Х о д у р о к а

Организационный момент - / 1 мин. /

Музыкальное приветствие. /коллективное, индивидуальное/

Учитель: Мы сегодня продолжим разговор о музыке, которая может звучать в концертном

зале. Познакомимся с творчеством русского композитора Модеста Петровича

Вокально – хоровая работа - / 10 мин. /

Учитель: Сели спокойно, прямо, ноги ровно стоят на полу.

Упражнения на дыхание. Обратить внимание на положение корпуса во время

вдоха. /не поднимать плечи/

Формирование звука. Пение в унисон.

Учитель: Вы сегодня вес ходили по лесенке вверх и вниз. А теперь об этом споем.

( Пение с движением руки. Пение по группам. Работа над интонацией.)

Учитель: Посмотрели все в окно. Какое утро увидели?

Обучающиеся: Пасмурное, мрачное.

Учитель: Давайте позовем солнышко. Кто лучше позовет солнышко.

(Работа над звуком, выразительностью. Пение на дыхании.)

Пение по группам и индивидуально.

Учитель: О чем мы сейчас будем петь?

Обучающиеся: Это песенка про эхо.

Учитель: Что есть интересного в музыке, что создает впечатления эха?

Обучающиеся: Изменения динамики.

Учитель: Напомните, а что такое динамика?

Обучающиеся: Сила звука, громкость.

(Исполнение девочки-мальчики; солист – класс; дуэт )

Работа над интонацией, выразительностью.

Учитель: Динамика, изменения динамики – это неотъемлемая часть выразительности

Продолжим разучивание. Поем легко, не напрягаясь, берем правильно дыхание.

- Разучивание 2-го куплета

- Отдельное пропевание интервалов

- Работа над выразительностью

Можно сказать, что композитор использовал принцип ЭХА?

Почему вы так думаете, объясните.

Обучающиеся: Мы слышим изменения динамики, что напоминает эхо.

Учитель: При исполнении песни мы должны обязательно это сами услышать, тогда это

Введение в тему - / 7 мин. /

Учитель: Что бы слушать музыку, надо уметь ее слышать. Это разные понятия.

Можно просто слушать музыку, не задумываясь, а можно подумать и понять,

что передал через музыку композитор. И тогда обязательно услышишь о чем

эта музыка, какие чувства, какое настроение переданы в музыке.

Представим, что мы в концертном зале, именно там люди внимательно слушают

музыку. Сегодня прозвучит произведение композитора М.П. Мусоргского

П Р Е З Е Н Т А Ц И Я

Слайды 1 - 2

Модест Петрович Мусоргский - великий русский композитор

посетил выставку художественных работ Виктора Гартмана.
Музыкант был под впечатлением выставки и написал десять пьес для

Виктор Гартман – художник, архитектор, как бы сейчас сказали: дизайнер. Он

писал картины, создавал декорации и костюмы к спектаклям. На выставке были

Один из фрагментов балета предполагал участие юных танцовщиков,

наряженными птенцами, как бы вставленными в яичную скорлупу

М.П. Мусоргский написал музыку под впечатлением работы художника.

Рисунок В.Гартмана вызвал у композитора свое представление, свой образ, который

Слушание и обсуждение музыкального материала / 15 минут /

Учитель: Вам понравилась музыка? Какая она, какие чувства, какое настроение вызывает? Обучающиеся: Улыбка, легкость, танцевальность.

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, что бы

передать эти чувства?

Обучающиеся: Отрывистый звук, тихая динамика, высокий регистр, быстрый темп

языка означает ш у т к а, то есть музыка шутливого характера

Учитель: Всегда ли одинаково звучит музыка?

Обучающиеся: В начале музыка была одного характера, затем изменилась.

Учитель: Определите характер звучания музыки в начале. ( слушание фрагмента)

Учитель: Почему композитор использует такой характер звучания. Что он хочет показать?

Обучающиеся: Неловкие движения птенцов / невылупившихся птенцов/

Учитель: Композитор в музыке изобразил движения неуклюжих птенцов , которые

только, что вылупились и пытаются встать на лапки. Что представил композитор в

движении птенцов /вспомните название произведения/

Обучающиеся: Танец, балет.

А что изображает эта интонация? (слушание фрагмента средней части)

Обучающиеся: Писк, щебет птенцов.

Учитель: Какое важное средство музыкальной выразительности использовал композитор и вы без

труда правильно определили, что музыка изображает пищание птенцов?

Обучающиеся: Мелодия звучала в верхнем регистре, как пищат птенцы.

Учитель:Вспомните как закончилось произведение? Характер первого или второго фрагмента

Обучающиеся: Прозвучала музыка, как в начале произведения.

Учитель: Как вы думаете, о чем хотел рассказать композитор? Мне кажется, в музыке показано,

что даже неловкие движения могут вызывать интерес и внимание.

уже, как в настоящем концертном зале. Что необходимо нам сделать перед прослушиванием

Обучающиеся: Объявить название музыки.

Учитель: Правильно. Но для этого необходимо вспомнить имя композитора и название произведения.

Кто готов это сделать?

П о в т о р н о е с л у ш а н и е

Учитель: Запомните это произведение, мы еще к нему вернемся

Музицирование на свирели - / 10 мин./

Учитель: Любая музыка имеет средства музыкальной выразительности. Назовите, которые вы знаете.

Обучающиеся: Динамика, темп, регистр, тембр.

Учитель: Эти знания необходимы, как для композитора, так и для исполнителя, которыми мы с вами

Игра на свирели.

Задачи Формирование унисона

Работа над ровным легким звучанием

Овладение навыком четкой смены нот

Подведение итогов - / 2 мин./

Учитель: Урок наш подходит к концу. Чем мы сегодня занимались?

Обучающиеся: Мы пели, слушали музыку и играли на свирели.

Учитель: Назовите произведения, которые звучали на уроке.

Обучающиеся: Вся эта музыка может звучать в концертном зале.

Учитель:Молодцы. Сегодня хорошо работали на уроке / называю поименно/

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Цель: Развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

2. Активизация вербальных реакций (высказываний) детей на музыку и детской фантазии;

3. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Ход занятия:

Дети под маршевую музыку входят в зал и садятся на стулья.

Вос. : Здравствуйте ребята!

Вос. : Ребятки, посмотрите, кто к нам пришел в гости, такой желтенький, пушистенький, неуклюжий. Кто же это такой? Правильно, это птенчик. Чей же именно это детеныш, ребята, как вы думаете? Правильно, это птенец курочки, цыпленок.

Каких птиц вы видите. А птенцов вы видите?

А кто знает, как появляются птенчики на свет?

Кто-нибудь видел когда-нибудь живых птенцов?

Где вы их видели, расскажите, пожалуйста, нам очень интересно?

Наш птенец рассказал, что он очень скучает по своим братикам и сестренкам, еще не вылупившимся птенцам.

Как вы думаете, ребятки, а где живут еще не вылупившиеся птенцы?

А композитор Модест Петрович Мусоргский знал не только, где живут не вылупившиеся птенцы, но и что они делают. Он сочинил целую музыкальную историю про не вылупившихся птенцов. Хотите ее послушать?

Давайте сядем поудобнее, настроимся на тишину, будем слушать музыку и слушая, представим, какие это птенцы, что они делают, какое у них настроение.

Да! Это танец яиц или птенцов, которые до конца не вылупились из яйца!

А как мы узнали с вами, что птенцы разные, непохожие? Как нам музыка показала это? Давайте еще раз послушаем музыку, и каждый теперь представит своего птенца в яйце, а потом нам расскажет про него свою историю.

Повторное слушание музыки. Затем дети рассказывают про своих птенцов, а воспитатель задает уточняющие вопросы, активизируя фантазию ребенка.

Вос. : А теперь, чтобы наш гость не грустил, давайте нарисуем не вылупившихся птенцов. А потом сделаем выставку из ваших работ.

Вы рисуйте, а музыка будет помогать, она подскажет,, какие подобрать цвета для работы. Может быть, у кого-то будет несколько птенцов. Пожалуйста, начинайте рисовать, а я включу музыку, вот так негромко, пусть звучит. А наш птенец будет наблюдать за нашей работой и постарается выбрать себе самого красивого и интересного братика или сестренку и самого лучшего художника-фантазера.

(Дети рисуют под музыку, которая звучит несколько раз, т. к. произведение непродолжительно по звучанию).

Вос. : Молодцы, ребятки! Какие красивые рисунки у нас с вами получились. (Анализ детских работ.) Ты доволен, птенец? У тебя радостное настроение? Кто тебе понравился больше? И. т. д.

Мастер-класс для родителей старшей группы по развитию творческого воображения

Мастер-класс для родителей старшей группы по развитию творческого воображения Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока по музыке на тему

Формирование УУД:

Личностные УУД: развивают эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

Регулятивные УУД: формируют умения воспринимать и сравнивать музыку и изобразительное искусство, выбирают действия в соответствии с поставленными задачами, развивают умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные УУД: Учатся сравнивать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, выявляют их принадлежность к разным жанрам, учатся использовать специальную музыкальную терминологию.

Коммуникативные УУД: Учатся участвовать в коллективном пении, формируют умения грамотно строить речевые высказывания.

Методы: беседа, диалог, словесное рисование, сравнение.

Оборудование:

Портреты: Модеста Петровича Мусоргского, Виктора Александровича Гартмана, Владимира Васильевича Стасова.

Компьютер, экран, проектор, презентация к уроку.

Подготовка класса к уроку : на доске размещены художественные работы обучающихся, выполненные по заданному заранее заданию - представить и нарисовать - Избушку на курьих ножках, Богатырские ворота, Балет невылупившихся птенцов. На центральной части доски картины художника В.Гартмана.

Технология: интегрирование нескольких видов искусства: музыки, живописи, литературы, мультфильма.

"Не музыки надо нам,

не слов, не палитры и не резца.

мысли живые подайте,

живую беседу с людьми ведите

какой бы сюжет вы ни избрали

Из письма М.П.Мусоргского

В.В.Стасову от 23 ноября 1875г.

Презентация (Слайд№2).

Музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята, вы вошли в класс под очень красивую, спокойную музыку.

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Ответы детей: Приподнятое, спокойное, весеннее, музыка как будто зовет куда-то в путь, на прогулку в парк, в театр, в кино, на выставку.

Учитель: Верно. Дети, а если бы вы были автором этой музыки, как бы вы её назвали?

Ребята, наш класс сегодня необычно оформлен, вы видите здесь ваши художественные работы.

Как вы думаете, как можно назвать такое оформление комнаты, где представлены ваши рисунки для всеобщего просмотра и обсуждения?

Ответы детей : Выставка рисунков.

Учитель: Верно, действительно это небольшая выставка ваших работ. А как вы думаете, такое оформление как-то связано с темой урока?

Ответы детей: Наверное, да .

Учитель . Чему она будет посвящена?

Ответы детей: рисункам, картинам, прогулке и т.д.

Учитель: А какое слово в теме урока для вас непонятное?

Ответы детей : сюита.

( Слайд№5) Сюита – это произведение, которое имеет несколько частей, разных по характеру, настроению и объединённых общим замыслом, идеей, темой.

( Слайд № 7) В феврале 1874 года в Петербурге уже после смерти русского художника-архитектора Виктора Александровича Гартмана открылась выставка его работ. Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой талант художника.

( Слайд №8) В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе. Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский. Не спеша переходили они от одного экспоната к другому.

— А почему бы вам, Модест Петрович, — сказал вдруг Стасов, — не написать музыку по этим замечательным работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что многие из них просятся на музыку…

Ответы детей: Сюита - это произведение, которое имеет несколько частей, объединённых общим замыслом, идеей, темой.

(Слайд№12) Наша задача на уроке - проанализировать, какими средствами музыкальной выразительности пользовался М.П.Мусоргский для создания своих музыкальных картинок и какие художественные средства выразительности использовал Виктор Гартман для создания своих картин. Нам необходимо разобраться в том, иллюстрирует или дополняет музыка Модеста Мусоргского картины и эскизы Виктора Гартмана.

Ребята, чем вы пользовались для создания своих картин?

Ответы детей: красками, кисточками, карандашами, иногда фломастерами.

Учитель (Слайд№ 13) Правильно, ребята, к художественно – выразительным средствам живописи относятся цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст, и с помощью этих средств выразительности художник В. Гартман создавал свои картины, пользуясь палитрой красок, кисточками, карандашами.

Учитель: А как вы думаете, чем пользуется композитор для создания своих музыкальных произведений?

Ответы детей : Музыкальным инструментом, нотами.

Учитель: Верно, но ещё он пользуется средствами музыкальной выразительности. Давайте вспомним, какие средства музыкальной выразительности вы знаете? ( Слайд №14)

Ответы детей: Интонация, мелодия, темп, ритм, регистр, тембр, динамика, штрихи, размер, лад.

Учитель: Правильно, молодцы . И так, ребята, послушаем первую музыкальную пьесу - картинку, и постараемся определить

- Всё ли время музыка звучала одинаково?

- Сколько частей в музыке?

- О ком рассказывает эта музыка?

- Кто является действующим лицом?

А чтобы вы лучше прочувствовали характер музыки, её настроение, поиграем с вами на воображаемом фортепиано.

Учитель: Ребята, всё ли время музыка звучала одинаково или характер и динамика её менялась?

Ответы детей: Нет, музыка не всё время звучала одинаково. Сначала она звучала громко, устрашающе. А потом музыка как- будто замерла, затаилась, словно кто- то что- то замышляет и тут, вдруг снова музыка взрывается громко, скачет, прыгает, грозит и улетает.

Сколько на ваш взгляд частей в музыке?

Я думаю, в музыке 3 части, 1 и 3 одинаковые, а средняя очень тихая, затаенная.

В 1 части музыка сначала звучала устрашающе, зловеще, кружась, прыгая, подскакивая, полна каких-то дьявольских идей.

В средней части музыка притихла, что – то затевает нечистая сила, или колдует затаившись, происходят чудеса глухого таинственного леса.

В 3 части музыка звучит как в начале кружась, зловеще, звучность нарастает и нечисть улетает.

Учитель: Ребята, так о ком рассказывает эта музыка?

Ответы детей: О ком-то страшном и загадочном.

Учитель: А как вы думаете, кто этот загадочный, страшный, сказочный персонаж?

Ответы детей: Наверное какое-то страшное лесное чудище, а может и леший, а может быть и сама Баба Яга. ( Слайд №16).

Учитель: Правильно Баба Яга - этот сказочный персонаж хорошо всем знаком, давайте разберемся, какими средствами музыкальной выразительности пользовался композитор при создании этого образа, а поможет нам в этом таблица эмоциональных оценок Ражникова.

Какая вначале звучит интонация ?

Ответы детей: (интонация) Страшная, злобная, пугающая, пронзительно-резкая. Как- будто Баба Яга заводит ступу, чтобы взлететь.

Учитель: ( Слайд № 18). Правильно, в 1 части этой музыкальной картинки музыка пугающая, какая-то устрашающая, злобная, все здесь вертится, крутится, музыка скачущая, прыгающая, ритм упругий, динамика нарастает.

Учитель: Давайте вспомним, что происходит в средней части?

Ответы детей: интонация во 2 части глухая, таинственная, настороженная

Учитель: Верно.

Учитель: Правильно . Ребята, а какой темп ?

Ответы детей сдержанный , быстрый

Ответы детей :насыщенный, густой.

Учитель: Что происходит в 3 части?

Ответы детей: Вновь Баба Яга садится в ступу, грозит, налету колдует, звучит тема полёта ( Аналогия 1 части) интонация) Страшная, злобная, пугающая, пронзительно-резкая.

Учитель: Что происходит в конце произведения?

Ответы детей:(Вам не кажется, что) В конце произведения всё, как будто обрывается и Баба Яга исчезает в вышине ночного неба.

Посмотрите на картинку В. Гартмана.

Скажите, каким краскам отдает предпочтение художник?

Ответы детей : Красные, желтые, оранжевые, зеленые, голубые, коричневые.

Каким настроением дышит картина?

Ответы детей : У Гартмана это сказочная, очень яркая и красивая избушечка, с резными окнами и украшениями на крыше, очень солнечная, волшебно добрая.

Ребята, обратите внимание на таблицу – сравнительную характеристику средств музыкальной и художественной выразительности ( Слайд № 21). Давайте сравним ещё раз средства выразительности, которыми пользуется композитор и художник .(работа по таблице)

Как вы думаете, похожа ли пьеса М. Мусоргского на картинку В. Гартмана?

Ответы детей : Нет, не похожа. У Гартмана Избушка – добрая, светлая, а у М. Мусоргского Баба Яга это воплощение какого-то продуманного зла, коварства, хитрости. Как и в любой сказке Добро противостоит Злу.

Ответы детей: Да, очень созвучны музыке, потому что Баба яга бывает и злой и тихой, занятой колдовскими делами, очень любит свою избушку, и летать в ступе, пугать всех на своём пути. Но, некоторые рисунки Избушек как и у Гартмана, весёлые и добрые по настроению. А ваше весёлое и доброе настроение мы поддержим весёлой физ.минуткой.

Коломойцева Дарья становится у доски и вместе с ней повторяем.

( Физ. минутка.)

Все движения разминки повторяем без запинки!
первый куплет песни про бабку Ёжку.

Учитель: ( Слайд № 24) Ребята, какое настроение передал композитор в этой музыке?

Ответы детей: Весёлое настроение. Музыка вызывает сразу улыбку, смех.

Какую интонацию передал композитор?

Ответы детей: Озорная, шаловливая

Учитель: Верно, ребята, а какой темп этой музыки?

Ответы детей: быстрый, рисующий неуклюже- лёгкие движения птенцов, прыжки, бег.

Учитель: Верно, а какой тембр ?

Ответы детей: Много музыкальных украшений, использует высокий и низкий регистры.

Учитель : ( Слайд№ 25) Дети, давайте поведём итог по этому произведению (анализируем таблицу). Как вы считаете, музыкальная картинка Мусоргского соответствует картине В.Гартмана?

Учитель: ( Слайд № 26) Как вы считаете совпали ли художественно- сценический образ мультфильма с музыкальными картинками М. Мусоргского?

Ответы детей: Да, очень хорошо продумала Инесса Ковалевская свой сценарий, её художественный образ совпадает с музыкальным образом картинок М. Мусоргского.

Что мы видим на эскизе у Виктора Александровича Гартмана?

Ответы детей: Мощные, толстые, каменные ворота.

Учитель: Чем украшены ворота?

Ответы детей: Ворота, украшены куполами, как богатырскими шлемами.

Учитель: Верно, это богатырское оформление ворот, символ силы и непреступности. Глядя на эти ворота, сразу представляешь русских богатырей из русских народных сказок.

Какую интонацию передаёт музыка Мусоргского?

Какой темп музыки?

Ответы детей: темп сдержанный,

Ответы детей: тембр густых музыкальных красок, заканчивается произведение мощным звучанием колоколов.

Учитель. Давайте обратим внимание на сравнительную характеристику. ( Слайд № 29)

Ответы детей: Да, здесь совпадают замыслы и художника и композитора в передачи богатырской мощи, непобедимости и величия Русской Земли.

Учитель : Ребята, давайте подведём итог урока.

( Слайды № 30, 31, 32.)

Как называется музыка М. Мусоргского с которой вы познакомились сегодня?

Учитель : Для какого инструмента написано это произведение?

Ответы детей: Для фортепиано.

Учитель : Как называется многочастное произведение объединённое общим замыслом?

Ответы детей : Сюита.

Учитель : А какое событие подтолкнуло М. Мусоргского для создания сюиты?

Ответы детей: выставка работ В. Гартмана.

Учитель : Вспомните название прослушанных пьес.

На дальнейших уроках музыки вы познакомитесь с остальными пьесами.

Какая пьеса вам понравилась больше?

Ответы детей.

Ответы детей: нет

Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, которое иногда отличалось от рисунков своего друга?

Ответы детей: да, сумели.

Учитель : Ребята, какие средства мы с вами сегодня анализировали при сопоставлении музыкальных и художественных образов?

Ответы детей : Средства музыкальной и художественной выразительности.

Учитель : Назовите средства музыкальной выразительности.

Ответы детей: Интонация, мелодия, темп, ритм, регистр, тембр, динамика, штрихи, размер.

Учитель : А художник какими средствами художественной выразительности пользуется?

Ответы детей: Краска, кисточки, палитра, холст, карандаши,цветом, линией, пятном, цветовым и световым контрастом.

Учитель : Молодцы! Мы с вами сегодня проделали большую работу. Мы смогли не только увидеть связь живописи и музыки, но и проанализировать, какими средствами музыкальной выразительности пользуются композиторы для создания своих музыкальных произведений, и какие художественные средства выразительности используют художники для создания своих картин.

Краткая история

Остроумие и артистизм этого человека, сразу привлекли внимание Мусоргского. Композитор и архитектор быстро подружились и впоследствии довольно часто стали встречаться, чтобы обсудить различные культурные события, а также перемены, произошедшие в их жизни.

Модест Петрович Мусоргский

Последний раз встреча Модеста и Виктора произошла летом 1873 года. После окончания концерта они, как обычно, вместе возвращались домой, и увлечённо беседовали на разные темы. Внезапно Гартман начал задыхаться, а Модест, стараясь изо всех сил оказать ему помощь, тогда-то и узнал, что дни его дорогого Витюши фактически сочтены. Прошло несколько дней и Виктора Александровича Гартмана не стало.

Мусоргский
Виктор Гартман

Интересные факты

Вся миниатюра, заключённая композитором в трёхчастную форму, от начала и до конца написана в скрипичном ключе. Преобладающие динамические оттенки – пиано и пианиссимо, тональность произведения - фа мажор, тактовый размер - 2/4. Необходимо также отметить: в начале нотного текста, автором сделана уточняющая пометка, что эта пьеса – scherzino, то есть небольшая весёлая шутка.

Музыка первой части композиции рисует хаотичный танец появляющихся птенцов. Все аккордовые мотивы, составляющие её тематический материал, живо отображают неуклюжие взмахи и подпрыгивания молодых птах, а обильные игривые форшлаги ярко подражают их писку.

Средний раздел пьесы отличается некоторой сдержанностью. Движения танца, сопровождаемые сверкающими трелями в высоком регистре, становятся более организованными и плавными. Далее вновь репризно повторяется первая часть, которая заканчивается небольшой кодой.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Читайте также: