Численность и динамика населения мира конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

План – конспект урока по географии

Разработчик: преподаватель Васичкина Н.Г.

Тема урока : Численность населения мира и её динамика.

Тип урока : урок изучения нового учебного материала

Технология урока : информационно – коммуникативная технология

Цель урок :

1. Образовательная: познакомимся с численностью населения мира; познакомимся с типами воспроизводства населения и с демографической политикой стран с разными типами воспроизводства населения.

2. Развивающая: развивать навыки работы с текстом, таблицами, статистическом материалом, умение пользоваться материалом из Интернета, уметь из изучаемого материалы выбирать главное и делать вывод.

  1. Воспитывающая: прививать интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, краеведческого материала, прививать интерес через работу в малых группах, работу с презентациями и учебником.

1. Организовать деятельность учащихся по изучению численности населения мира, процессов воспроизводства через отработку навыков работы с разными источниками географической информации. Способствовать формированию умения вести наблюдения за процессами в жизни и объяснять их.

2. Содействовать формированию деятельностных, коммуникативных навыков, прививать интерес через работу в группах.

3. Создать условия по формированию навыка самооценки на основе критерия успешной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные : планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одногрупников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Основные термины и понятия: воспроизводство, демография, этнография, демографическая политика, естественный прирост населения.

Методы : репродуктивный, частично-поисковый, практический.

Оборудование : учебник В.П. Максаковский 10-11 класс, 2018 г., политическая карта мира, географические атласы, ПК, презентация, статистические материалы о численности населения мира, Челябинской области и Кизильского района.

Организационный момент 1 мин

Приветствие, проверка готовности к уроку

Приветствие, подготовка учебных принадлежностей

Проверка домашнего задания.

1.Взаимоопрос по политической карте мира. (Учащиеся работают в парах.)

Вариант 1 показывает: 1. США, 2.Япония, 3.Франция, 4.Италия, 5.Великобритания, 6.ФРГ, 7.Канада, 8.Австралия, 9.Испания, 10.Норвегия.

Вариант 2 показывает: 1.Китай, 2.Индия, 3.Египет, 4.Бразилия, 5.Иран, 6.Индонезия, 7.Аргентина, 8.Мексика, 9.Афганистан, 10.Саудовская Аравия.

2.Краткий географический диктант.

1.Главный объект политической карты мира – это…

2.Политически независимыми государствами называются….

.Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, произведенной на территории данной страны за год называется….

5.Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе….

Критерии выставления оценок за 1 задание.

2.суверенные, (1 балл)

4. США, Япония, Франция, Германия, Италия, Канада, Великобритания, (7 баллов)

5.Персидский залив. (1 балл)

Критерии выставления оценок за 2 задание.

На какие направления подразделяется география как наука?

Что является предметом изучения физической географии? -

Что является предметом изучения экономической и социальной географии?

Итак, мы выяснили, что предметами изучения науки географии – это природа, хозяйство, население. Изучив природные ресурса мира, мы приступаем к изучению населения (кто использует эти ресурсы). Далее будем изучать экономику – то, что создало население, используя природные ресурсы.

Из всего этого вытекает вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! С чего же начать изучение населения?

Ответ учащегося - Физическая география и экономическая и социальная география.

Хозяйство (экономика) и население.

Природа – население - хозяйство

Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют.

Целеполагание 1 мин

Тема урока: Численность населения мира и её динамика.

( Просмотр презентации на протяжении всех этапов изучения нового материала).

Запись в тетради Предположения о цели урока

Усвоение новых знаний

1. На уроках по этой теме будем пользоваться знаниями и других наук, например демографии, этнографии, истории, экономики, экологии и многих др. науки .

Вспомните, что изучает демография? (см. с.51 учебника, найдите и запишите определение)

Что изучает этнография? (см. с.51 учебника, найдите и запишите определение)

А сколько нас всего на планете? Это сейчас мы можем точно назвать цифру. А всегда ли так было?

Выступление учащегося (опережающее задание)

Вопрос о том, сколько населения проживает во всем мире и сейчас кое-кому возможно покажется праздным, несущественным. Имеет ли смысл удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII столетию и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле живет 320 млн. Как думают прогрессивные ученые, он допустил большущую ошибку, т.к. в то время численность населения была в два раза больше. Не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения?

Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века. Почти во всех развивающихся державах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет. За 200 лет в мире было проведено более 2 тысяч переписей. И сейчас во всем мире, только в Омане и Катаре не проведены переписи.

На протяжении всей истории рост населения был медленным, а ускорение произошло только середине и второй половине ХХ века. И никогда оно еще не увеличивалось настолько быстрыми темпами!

Прокомментируйте график роста населения:

(см. с.56 учебника, рис.10 Динамика численности населения земного шара с начала нашей эры))

- Отличаются ли темпы роста населения в первое тысячелетие нашей эры от второго тысячелетия?

Прокомментируйте изменения численности населения регионов мира и всего мира по таблице 2, с 56

Никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами!

“Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара”.

- В чем “зловещность” роста населения?

На эти вопросы, а также на глобальный вопрос: “А сколько людей выдержит Земля?”- ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит - 12 млрд. Другие - что вообще неограниченное количество. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же “предпримет меры”, чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотни тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тыс. человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.?

На январь 2022 года население Земли составляет приблизительно 7,92 миллиарда человек.

31 октября 2011 года родился 7 миллиардный житель планеты, а чему равна численность населения в Челябинской области? (3 416 613 чел.) численность Кизильского района– 21 509 чел.

Задачи: Образовательная – рассмотреть численность населения мира и отдельных регионов, познакомиться с демографическими формулами Воспитательная - воспитание толерантности, культуры семейных отношений Развивающая- отработка приёмов самостоятельной устной деятельности, развитие навыков решении демографических задач.

Оборудование: атлас, учебник, статистический раздаточный материал

Методы и приёмы: частично-поисковый, репродуктивный, практический.

Организационный момент 1 мин

Приветствие, проверка готовности к уроку

Приветствие, подготовка учебных принадлежностей

Из трёх слов – природа, население и хозяйство – сложите логическую цепочку. Что поставите на первое место? Почему? Объясните последовательность

Изучив природные ресурса мира, мы приступаем к изучению населения (кто использует эти ресурсы). Далее будем изучать экономику – то, что создало население, используя природные ресурсы.

Природа – население - хозяйство

Целеполагание 1 мин

Тема урока: Численность и динамика населения мира. Почему начинаем с этой темы?

Запись в тетради Предположения о цели урока

Усвоение новых знаний

Запись на доске

1. Актуализация знаний: - Вспомните, какова численность населения мира? России? Китая? Индии? США? - Дайте определения понятиям: Естественный прирост? Рождаемость? Смертность?

Демографическая формула ЕП= Р-С

При своей простоте эта формула очень информативна, например, в одной стране она выглядит так: 2=6-4, а в другой 2=44-42. В какой стране людям живётся лучше? Какую страну можно назвать более благополучной?

2. Динамика численности населения. Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Петти. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. - Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? Прокомментируйте график роста населения: - Отличаются ли темпы роста населения в первое тысячелетие нашей эры от второго тысячелетия?

В настоящее время происходит взрывообразный рост населения. Прокомментируйте цифрами на конец 20 века и к 2025 года.

Прокомментируйте изменения численности населения крупных стран по таблице 8, с34

Никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами!

“Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара”.

- В чем “зловещность” роста населения?

На эти вопросы, а также на глобальный вопрос: “А сколько людей выдержит Земля?”- ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит - 12 млрд. Другие - что вообще неограниченное количество. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же “предпримет меры”, чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотни тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тыс. человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.?

3. Воспроизводство населения.

Вспомните определение или найдите в тексте.

В зависимости от величины главных демографических показателей выделяют 3 типа воспроизводства населения. Какие?

Демографический переход, теорию которого разработал американский учёный Фрэнк Ноутстайн, объясняет зависимость демографических показателей от уровня социально-экономического развития страны.

Класс разбивается на 4 группы: 1 фаза демографического перехода, 2,3 и 4 фазы.

- Являются ли они проблемами?

Сегодня в мире голодают 650 млн. человек, а умирают от голода 35 тыс. человек ежедневно, 12 млн. человек - ежегодно. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 96 млн. человек. Знаменитое изречение Шиллера “Любовь и голод правят миром” ныне стало биологическим законом.

Голод сдерживает рост населения. А любовь к чему приводит? Рождаемость же ведет к приросту населения.

Как вы думаете, стоит ли странам проводить демографическую политику и регулировать рождаемость? Каким образом?

Раздел ЕГЭ: 3.3. Динамика численности населения Земли и крупных стран. Концепция демографического перехода. Географические особенности воспроизводства населения мира. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Демографическая политика

Население Земли устойчиво увеличивается. Согласно прогнозам, такая тенденция сохранится и в ближайшем будущем.

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ
ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Население мира — общее число людей, живущих на Земле. В мае 2019 года население Земли достигло 7,7 млрд человек. Вплоть до 1970-х годов численность населения мира росла по гиперболическому закону; с 1990 года наблюдается замедление темпов роста населения Земли. Тем не менее численность населения в абсолютном выражении продолжает быстро увеличиваться (в 2002 году — на 74 млн, в 2014-м — на 87 млн), хотя относительный прирост в 2000-х годах сократился почти вдвое по сравнению с показателем 1963 года, когда он достиг пикового значения (2,2 % в год).

Учёные из ООН и Вашингтонского университета утверждают, что население Земли к 2100 году составит 11 миллиардов человек.

Самое крупное в мире государство по численности населения — Китай, после 2025 года, возможно, его догонит Индия; до 1991 года третьим по численности населения был Советский Союз, после его распада третьими стали США, которые после 2006 года имели население около 300 млн чел. (больше, чем страны постсоветского пространства вместе взятые); Индонезия, Бразилия занимают четвёртое и пятое место по численности населения; Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Россия занимают шестое, седьмое, восьмое и девятое места соответственно. Страны — лидеры по численности населения:

Страны - лидеры по численности населения

Страны с численностью населения свыше 90 млн чел. по состоянию на 2016 год

Наименьшую численность имеют государства-карлики (Ватикан, Монако и др.) и мелкие островные государства (Тувалу, Науру, Палау и др.).

В далёком прошлом численность населения планеты росла очень медленно. Это было связано с высокой смертностью из-за войн, эпидемий и голода. Быстрый рост наступил в начале XX в., что связано с развитием медицины, научно-техническим прогрессом, улучшением качества продуктов питания и повышением уровня жизни людей.

В 1804 г. население Земли впервые достигло отметки в 1 млрд и всего за два столетия (в 2011 г.) перешагнуло показатель в 7 млрд человек. Если динамика роста численности не претерпит разительных изменений, то рубеж в 8 миллиардов человек будет преодолён примерно в 2024 году, а девяти к 2042 году.

В пределах материков население растёт крайне неравномерно. Максимальные темпы роста характерны для Азии и Африки, минимальные — для Старого Света. Европа — единственный регион, где на ближайшие десятилетия прогнозируется постепенное сокращение численности населения.

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ

Воспроизводство населения, или его естественное движение, — совокупность процессов рождаемости и смертности, обеспечивающих непрерывную смену поколений.

■ Естественный прирост населения

Если рождаемость превышает смертность, наблюдается естественный прирост населения, а если наоборот, то — естественная убыль.

Приближённую оценку уровня рождаемости и смертности населения дают коэффициенты рождаемости и смертности — число родившихся и умерших за год на 1000 жителей. От показателя естественного прироста зависят темпы роста населения, которые значительно различаются по регионам и странам.

Чтобы найти естественный прирост (ЕП), нужно от коэффициента рождаемости (КР) отнять коэффициент смертности (КС). Естественный прирост выражается в ‰.

Например,
КР = 37 ‰, КС = 13 ‰, следовательно, ЕП = 37 — 13 = 24 ‰.
Если КР = 11 ‰ и КС = 11 ‰, то ЕП = 0 ‰ (население не растёт).
Если КР = 8 ‰, КС = 13 ‰, то ЕП = -5 ‰ (сокращение населения, то есть естественная убыль).

Естественный прирост для мира (на 2016 г.): 18,5 ‰ — 7,8 ‰ = 10,7 ‰, то есть в целом в мире наблюдается рост численности населения.

В регионах, где преобладают развитые страны (Европа, Северная Америка, Австралия), очень низкий естественный прирост. Численность населения здесь или не растёт, или сокращается. Один из самых низких показателей естественного прироста характерен для Германии: здесь с начала 1970-х гг. стойко наблюдается естественная убыль.

В регионах, где преобладают развивающиеся страны (Африка, Азия, Центральная и Южная Америка), отмечается высокий естественный прирост. Население растёт быстрыми темпами, что приводит к ряду проблем: нехватке продуктов питания, низкому уровню медицинского обслуживания и грамотности, деградации земель из-за их нерационального использования и др.

Естественный прирост населения зависит от ряда факторов :

  • уровня жизни (материальные условия, уровень развития здравоохранения, образование, питание, условия труда и быта, состояние окружающей среды и др.);
  • структуры населения (половой, возрастной);
  • возраста вступления в брак;
  • национальных обычаев и традиций.

Отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, которые приводят к людским потерям, а также распространение голода и болезней.

■ Типы воспроизводства населения

Первый (современный)

Характеризуется невысокими показателями рождаемости, смертности и, соответственно, низким естественным приростом.

Распространён в экономически развитых странах Европы, Северной Америки, Австралии, где активно растёт доля пожилых и старых людей.

Для стран данного типа часто характерна депопуляция — стойкое вымирание нации.

Второй (традиционный)

Характеризуется высокими и очень высокими показателями рождаемости, относительно низкими показателями смертности и высоким естественным приростом.

Распространён в развивающихся странах Африки, Азии, Центральной и Южной Америки, где в общей численности населения преобладает доля молодых людей.

Для стран данного типа часто характерен демографический взрыв — резкое увеличение численности населения.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Динамика численности населения Земли и крупных стран"

Сегодня вы узнаете, какова численность населения в мире. Разберётесь подробнее с такими понятиями, как естественный прирост, воспроизводство населения, демографическая политика. Приступим.

Население Земли – это непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом. Из всех глобальных проблем, волнующих человечество, вопрос роста народонаселения мира представляется одним из главных. Глобальный рост населения составляет около 75 миллионов, или 1,1 %, в год. Мировое население выросло с 1 миллиарда в 1800 году до 7 миллиардов в 2011.

На начало марта 2019 года численность населения Земли превысила 7 млрд 686 млн человек. Ожидается, что население продолжит расти и достигнет 8,5 миллиарда к середине 2030-х годов и 9,7 миллиарда к середине 2050-х. Наблюдается тенденция: многие страны с быстрым ростом населения имеют низкий уровень жизни, тогда как многие страны с низким ростом населения имеют высокий уровень жизни.

По данным на 2019 год самыми населёнными странами мира являются Китай, Индия, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш, Россия, Мексика.


Интересный факт. Если всех китайцев заставить пройти перед вами, выстроившись в колонну по одному, то она никогда не закончится благодаря скорости воспроизводства населения. Проблема роста населения – одна из самых острых в Китайской Народной Республике.

Численность населения является динамичным показателем. Он прежде всего связан с особенностями естественного движения населения — изменениями в соотношении численности родившихся и умерших жителей страны.

Разность между числом родившихся и числом умерших за определённое время (например, за один год) называют естественным приростом населения. Если рождаемость больше смертности - естественный прирост положительный, если меньше - отрицательный (по-другому называется естественная убыль населения).

Естественный прирост вычисляется в промилле. Вычисленный в промилле естественный прирост показывает прирост населения страны на каждую тысячу жителей. Довольно нетрудно вычислить среднемировой естественный прирост, зная среднюю рождаемость в мире (около 24 промилле) и среднюю смертность (около 9 промилле). 24-9 и естественный прирост равен 15.


В разных регионах мира население растёт неодинаково: в одних – медленно, в других – быстрее, а в третьих – очень быстро. Это объясняется различным характером его воспроизводства. Воспроизводство населения – это соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающее беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Для сохранения простого воспроизводства населения необходимо, чтобы 100 женщин производили на свет 205 детей.

В самом упрощённом виде можно говорить о двух типах воспроизводства населения.

Первый тип воспроизводства населения - демографический кризис. Для него характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и, соответственно, естественного прироста. Он получил распространение в первую очередь в экономически развитых странах, где всё время растёт доля пожилых и старых людей; это уже само по себе снижает показатель рождаемости и увеличивает показатель смертности населения.

Снижение рождаемости в промышленно развитых странах связывают, как правило, с распространением городского образа жизни при отсутствии детей. В промышленном производстве, сфере услуг требуются высококвалифицированные кадры. Следствием этого является необходимость в длительной учёбе, продолжающейся до 21-23 лет, а иногда и до 25-28 лет. Сильное влияние на решение родить ребёнка оказывает высокая вовлеченность женщины в процесс труда, её желание сделать карьеру, быть финансово независимой.

Но и среди стран первого типа воспроизводства можно выделить три подгруппы.

Во-первых, это страны со среднегодовым естественным приростом населения от 3 до 6 промилле. В таких странах, например, как США, Австралия, Канада, обеспечивается довольно значительный прирост населения.

Для этого необходимо, чтобы примерно половина всех семей имела двоих детей, а половина - троих. Два ребёнка со временем "замещают" родителей, а третий не только покрывает убыль от болезней, несчастных случаев и тому подобного, но и "компенсирует" отсутствие потомства у бездетных, обеспечивает достаточный общий прирост.

Во-вторых, это страны с нулевым или близким к нему естественным приростом. Примерами таких стран являются Швеция, Финляндия, Дания, Польша.

В-третьих, это страны с отрицательным естественным приростом, то есть такие, где смертность превышает рождаемость. В результате число их жителей не только не растёт, но даже снижается. Демографы называют это явление демографическим кризисом, или депопуляцией.


Депопуляция - это уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли.

Такое явление характерно для многих стран Европы. Среди них: Украина, Беларусь, Болгария, Сербия, Венгрия, Германия и многие другие.

Ещё сравнительно недавно тот тип воспроизводства населения, который сложился в экономически развитых странах, зачастую называли рациональным. Однако в первой половине 90-x годов ХХ века его показатель снизился до 2 промилле, а в начале XXI века он опустился до 0,3 промилле. При этом многие страны Европы уже вступили в полосу демографического кризиса, который, почти наверняка, отрицательно скажется в будущем на развитии страны в целом.

Для второго типа воспроизводства населения типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. Он характерен прежде всего для развивающихся стран. Конечно, это во многом объясняется стойкостью тысячелетних традиций ранних браков и многодетных семей. Семья здесь остаётся основным средством сохранения прожиточного минимума, и дети по-прежнему служат главной опорой родителей в старости. Продолжают сказываться и такие факторы, как преобладание сельского населения, недостаточный уровень образования, слабое вовлечение женщин в производство.


В начале XXI века среднегодовой показатель естественного прироста в развивающихся странах был в 5,5 раза выше, чем в экономически развитых странах. Но даже на этом фоне особенно выделяются наименее развитые страны, где наблюдаются самые высокие показатели рождаемости и естественного прироста. Вот почему рекордсменов по естественному приросту населения вы найдёте среди стран Тропической Африки и Юго-Западной Азии.

Такой феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства в середине ХХ века получил в литературе образное наименование демографического взрыва. Именно на эти страны (вместе с Китаем) приходится более 4/5 всего населения планеты и более 95 % его годового прироста. Это значит, что из 130 миллионов детей, ежегодно появляющихся на свет, 124 миллиона рождаются в развивающихся странах. В том числе население Азии ежегодно увеличивается примерно на 40 миллионов человек, Африки – почти на 30 миллионов, Латинской Америки – более чем на 7 миллионов человек. Таким образом, современный демографический взрыв не только происходит в большинстве стран, непосредственно охватывая значительную часть мирового населения, но, по существу, прямо или косвенно затрагивает всё мировое сообщество, превращая демографическую проблему в одну из глобальных проблем современности.

Демографический кризис и демографический взрыв – это серьёзные проблемы, требующие решения. Государством проводится демографическая политика – комплекс мер (агитационных, экономических, медицинских и других) для контроля над естественным приростом. Так, в странах, переживающих демографический кризис, эта политика направлена на увеличение рождаемости. В случае демографического взрыва меры направлены на ограничение рождаемости.

Так, например, политика ограничения рождаемости – "одна семья – один ребёнок" – была введена в КНР в 1979 году, когда государство оказалось перед угрозой демографического взрыва.


В период с 1949 по 1976 год население Китая увеличилось с 540 млн до 940 млн человек. Запретительные меры были вызваны дефицитом земельных, водных и энергетических ресурсов, а также невозможностью государства обеспечить населению широкий доступ к образованию и медицинским услугам.

Власти ввели запрет семейным парам в городах иметь более одного ребёнка (исключая случаи многоплодной беременности). Второго ребёнка разрешалось иметь лишь представителям национальных меньшинств и сельским жителям, если первенцем была девочка.

В стране пропагандировались поздние браки и поздние роды, была введена система штрафов и поощрений, применялись меры принудительной стерилизации. Результатом ограничительных мер стало снижение среднего количества детей, рождённых одной женщин, с 5,8 до 1,8. В виде штрафов с 1980 года правительством было собрано около 2 трлн юаней (или 314 млн долларов).

С 2000-х ограничительные меры были несколько ослаблены. И уже в 2015 году власти Китая приняли решение отменить правило, запрещающее иметь больше одного ребёнка в семье. Теперь супругам разрешено иметь двух детей.

Стоит отметить, что успех демографической политики во многом зависит от населения страны, его культуры, религиозных убеждений, его готовности подчиниться воле государства. И тем не менее усилия в этом направлении совершенно необходимы, потому что взрывообразный рост населения планеты – это проблема не только развивающихся стран. Это, как вы уже поняли, мировая проблема.

Подведём итоги урока.

Население планеты стремительно растёт. На начало марта 2019 года численность населения Земли превысила 7,68 миллиарда человек.

Естественный прирост населения — это разница между количеством родившихся и количеством умерших за определённый период времени; это основа роста численности населения.

Воспроизводство населения – это соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающее беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Демографическая политика – это комплекс мер (агитационных, экономических, медицинских) для контроля над естественным приростом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: способствовать усвоению знаний о численности и воспроизводстве населения мира.

Развивающая: развивать навыки работы с текстом, таблицами, статистическом материалом, умение пользоваться материалом из Интернета, уметь из изучаемого материалы выбирать главное и делать вывод.

Воспитывающая: прививать интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, краеведческого материала, прививать интерес через работу в малых группах, работу с презентациями.

1. Организовать деятельность учащихся по изучению численности населения мира, процессов воспроизводства через отработку навыков работы с разными источниками географической информации. Способствовать формированию умения вести наблюдения за процессами в жизни и объяснять их.

2. Содействовать формированию деятельностных, коммуникативных навыков, прививать интерес через работу в группах.

3. Создать условия по формированию навыка самооценки на основе критерия успешной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одногрупников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Основные термины и понятия: воспроизводство, демография, демографическая политика, естественный прирост.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: учебник В.П. Максаковский 10-11 класс, 2016 г., политическая карта мира, географические атласы, ПК, интерактивная доска, презентация, статистические материалы о численности населения мира и Пензенской области, оценочные листы.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Мотивация темы урока.

Блок “Численность населения”.

Блок “Воспроизводство населения”.

Блок “Типы воспроизводства”.

Организационный момент: (психологический настрой учащихся на урок, проверка готовности учащихся к уроку) 1 минута

2.Актуализация знаний: 2 минуты

На какие направления подразделяется география как наука? Ответ учащегося - Физическая география и экономическая и социальная география.

Что является предметом изучения физической географии? - Природа.

Что является предметом изучения экономической и социальной географии? Хозяйство (экономика) и население.

- Какие источники информации помогут нам в работе? (Статистические материалы, атласы и т.д.)

3. Изучение нового материала: 30 минут

На уроках по теме будем пользоваться знаниями и других наук, например демографии, этнографии и др.

Вспомните, что изучает демография?

Что изучает этнография? (см. с.61 учебника, найдите и запишите определение)

А сколько нас всего на планете? ( Просмотр презентации на протяжении всех этапов изучения нового материала).

Это сейчас мы можем точно назвать цифру. А всегда ли так было?

Выступление учащегося (опережающее задание)

Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может

показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки

ответить на него относятся лишь к XVIII веку и принадлежат английскому

экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн.

человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, т.к в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? Переписи населения. Первые

переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет. За 200 лет в мире было проведено более 2 тысяч переписей. И сейчас в мире, только в Омане и Катаре не проведены переписи.31 октября 2011 года родился 7 миллиардный житель планеты, а чему равна численность населения в Пензенской области? (1млн.348 тысяч человек), численность города Пензы – 524 632 чел.

На протяжении всей истории рост населения был медленным, а ускорение произошло только в ХХ веке. И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами!

Учитель: Рост численности населения Земли отражён в таблице.


Вывод: делают учащиеся - ускоряющие темпы роста населения наблюдаются в период новой истории

- Как вы думаете, почему в 20 веке произошел такой скачок в росте численности населения? (Улучшение качества жизни).

По таблице № 1, 2 которые лежат у вас на столе, мы можем увидеть, что за общемировыми показателями скрываются существенные различия между двумя основными группами стран. Какие это страны? – развитые и развивающиеся. Проанализируйте эти таблицы, и скажите - в какие годы был особенно большой рост населения?

В каких частях земного шара население растет быстро? А в каких медленно? (см. таблица №2 стр.66 учебника и таблица 11 с.406 из статистического приложения).

Читайте также: