Конспект занятия по альтернативной коммуникации жест прощание

Обновлено: 04.07.2024

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа разработана по предмету "Альтернативная коммуникация" для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Сроки освоения программы: 4 года.

Объём учебного времени за 4 года:

1класс - 58 часов + 8 часов логопедическое обследование

2 класс - 60 часов + 8 часов логопедическое обследование

3 класс - 60 часов + 8 часов логопедическое обследование

4 часа - 60 класс + 8 часов логопедическое обследование

За 4 года - 238 часов + 32 часа логопедическое обследование

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Личностная цель: формирование осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы

  1. Задачи: 1) Формирование социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности;

2) формировать у обучающихся самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

2) прививать у обучающихся ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.).

Коммуникативная цель: формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Задачи: 1) уметь вступать в контакт и работать в коллективе;

2) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

3) обращаться за помощью и принимать помощь.

Предметная цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, расширение жизненного опыта для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с нарушением интеллекта.

Задачи: 1) формировать способность к овладению доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными;

2) формировать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Регулятивная цель: формировать адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.

1) научить работать по предложенному плану;

2) научить работать в общем темпе.

Коррекционная цель: развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи через расширение словарного запаса.

Задачи: 1) развивать способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;

2) развивать артикуляционную, мелкую и крупную моторику.

  • развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой и тд.);
  • выполнение действий по невербальной инструкции;
  • ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;
  • моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на и тд.);
  • развитие мимики и жеста;
  • жестовое приветствие и прощание;
  • выполнение имитирующих движений;
  • понимание и пользование пиктограммам, картинок, рисунков, коммуникативных тетрадей.

1) Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает компенсацию утраченных из-за нарушения способностей за счёт перестройки сохранившихся .

2) Принцип социально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем: основной целью специального образования служит социализация личности с отклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности.

3) Принцип дифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет в коррекционной работе учитывать не только особенности, присущие данной категории нарушения, но и индивидуальные особенности обучаемого ребёнка. Такой принцип может быть реализован в коллективе обучающихся с отклонениями в развитии путём условного деления обучающихся на группы.

4) Принцип системности и последовательности предполагает, что последующий изучаемый материал упирается на предыдущий.

5) Принцип необходимости специального педагогического руководства.

Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребёнка с нарушениями в развитии способен только специальный педагог, имеющий представление об особенностях развития такого ребёнка и владеющей методами коррекционной и компенсаторной помощи.

Рабочая программа построена по концентрическому принципу, что даёт возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности обучающихся. Особенностью программы по альтернативной коммуникации является своеобразие содержания изучаемого материала, а так же его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета.

Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от лёгкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обученности, а овладение материалом постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.

Общая характеристика АООП по альтернативной коммуникации

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описания возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Для выявления возможной результативности обучения учтён ряд факторов:

  • особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
  • в заданиях должны использоваться все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);
  • формы выявления возможной результативности обучения вариативны для различных детей и разрабатываются в тесной связи с практической деятельностью детей;
  • способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью носят как традиционный характер, так и представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;
  • в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся оказывается необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребёнком задания по образцу, по подражанию после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым);
  • при оценке результативности достижений учитывается уровень выполнения и степень самостоятельности ребёнка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной помощью, вместе со взрослым);
  • выявление результативности обучения направлено не только на определение актуального уровня развития, но и "зоны ближайшего", а для многих обучающихся "зоны отдалённого развития", то есть возможности потенциального развития;
  • выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью — сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.

Описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Выходом из этой ситуации является обучение таких детей использованию альтернативных средств коммуникации (жеста, мимики, системы символов, пиктограмм). При этом обучение выстраивается таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. А для той категория детей, которая не овладеет словесными средствами коммуникации, использование невербальных средств общения станет обходным путем в организации и успешной социализации в обществе.

Формы организации учебного процесса по предмету:

  • занятие;
  • практическая работа под контролем учителя.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

  • беседа;
  • работа с наглядным и раздаточным материалом;
  • работа с различными предметами;
  • совместная практическая деятельность обучающегося и учителя.
  • демонстрация натуральных объектов;
  • наглядные пособия, раздаточный материал;
  • использование информационных компьютерных технологий;
  • занимательные упражнения;
  • музыкальное сопровождение;
  • использование игровых приёмов;
  • экскурсии;
  • ролевые игры.

Ожидаемые результаты освоения программы

У обучающихся будут сформированы:

Ожидаемые результаты у обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости на период завершения курса обучения 1 - 4

- использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, пиктограммы, коммуникативные тетрадями;

- использовать вербальные средства общения (слово);

- использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях;

- различать звуки окружающей действительности;

- различать речевые и неречевые звуки;

- подражать речевые звуки;

- задания по словесной инструкции учителя;

- здороваться при встрече и прощаться при расставании;

- выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

- выполнять развивающие упражнения для рук;

- выполнять графические упражнения.

Обучающийся должен понимать:

- обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и тд.;

- слова, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.);

2. Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха на неречевом материале, совершенствование общей моторики, закрепление навыков самомассажа рук с использованием импровизированного массажера; развитие внимания, логического мышления; развитие понимания речи.

3. Воспитательные: формирование положительной мотивации к учению, обогащение жизненного опыта.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Изучение нового материала.

5. Закрепление пройденного.

Смотри, Женя, Мишка просит о помощи. Поможем Мишутке? (Да.)
Помоги Мишке выполнить упражнения:

  1. Выбор нужной карточки из ряда других (Из нескольких карточек ученик должен узнать и показать ту, которую назвал учитель).
  2. Выбор двух одинаковых карточек из ряда других.

- Женя, оцени себя. Как ты занимался: хорошо или плохо? (Ученик выбирает карточку - символ).
- Ты хорошо занимался. Молодец. Занятие закончено. До свидания (прощаются с мишкой – жестом, с педагогом – словом - карточкой).

* Примечание: в тексте конспекта жирным шрифтом выделены отрабатываемые на занятии понятия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План - конспект коррекционного занятия по развитию эмоционально- волевой сферы

Тема: Жест: прощание.

Цель: формировать умение прощаться с собеседником жестом.

- Создать положительный эмоциональный настрой.

- Расширять представления об эмоциях, их названиях и описании.

- Развитие мелкой моторики рук; воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .

Пальчиковая игра с шариком Су - Джок.

Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

- Развивать тактильное восприятие, ориентировку в собственном теле.

-Упражнять в определении основных эмоциональных состояний (радость, грусть);

- Повысить умственную работоспособность во время образовательной деятельности, снять напряжение, обеспечить кратковременный активный отдых для детей,

-Учить воспроизводить и различать эмоциональное состояние по его внешнему проявлению;

- Развивать умение понимать свои чувства и чувства других людей;

Ребята, какое животное упоминалось в стихотворении? (кошка).

Где живет кошка? (дома)

Кошка - это, какое животное домашнее или дикое? (Кошка – это домашнее животное).

Тук-тук-тук (стучу по столу).

- Дети, смотрите, кто пришёл к нам сегодня в гости? Котик!

- Котик мягкий, пушистый; вот у котика уши, вот глаза, нос, лапы, хвостик.

- А где у …… глаза, уши, нос, руки? и т.д.

Кошка – это удивительное животное. И я хочу вам показать картинку.

Давайте ее внимательно рассмотрим.

Кто нарисован на картинке? (котята).

Давайте определим, какой котенок грустный, а какой весёлый.

Раскрасьте котенка, у которого весёлое настроение.

Физкультминутка.

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышли котята на карниз (имитирует грациозную походку кошки)

Посмотрели котята наверх, посмотрели котята вниз

Вот налево повернулись (повернуть голову налево),

Проводили взглядом мух (повернуть голову вправо)

Потянулись, улыбнулись и уселись на карниз (присесть)

Учитель просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, опять веселых котят, когда им купили новую игрушку.

- Формировать умение прощаться с собеседником жестом.

-Учить понимать и оценивать своё эмоциональное состояние

Ребята, мы сегодня познакомились с котиком, играли с ним, раскрашивали, а теперь котику пора возвращаться домой. Давай с ним попрощаемся:

Мы друг к другу повернёмся,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Скажем другу, до свиданья,

И помашем на прощанье!

- До свидания, котик! Ребята, пожмите котику лапку, помашите ему рукой. (Учитель помогает детям, побуждает к использованию жеста прощания.)

- Дети, вам понравилось заниматься вместе с котиком? Вот молодцы! Завтра будем ещё заниматься, а пока отдыхайте.

https://i.pinimg.com/736x/cb/c9/9b/cbc99bfd69bc1c13934992bfba4433c1.jpg


https://raskrasil.com/wp-content/uploads/Raskrasil-Christmas-53.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 136 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.02.2022 21
  • DOCX 237.2 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Москалёва Анастасия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Коррекционно-образовательные задачи:

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, заботливости, навыков сотрудничества.
  • Коррекция эмоционального настроя.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.
  • Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.
  • Развитие мелкой моторики и графических навыков.

Ход занятий

– Ребята, прозвенел звонок …начался урок. Здравствуйте, ребята.

Самомассаж и позитивный эмоциональный настрой на работу:

- С помощью массажа настроимся на работу.

-Вы готовы глазки? (поглаживание век)

-Вы готовы ушки? (растирание мочек ушек)

-Вы готовы ручки? (поглаживание)

-Вы готовы? (развести руки в стороны и обнять себя)

-Улыбнулись друг другу и учителю. Я желаю вам успеха!

Вспомним сказку о язычке.

Живет язычок в домике. Вышел он погреться на солнышке, лег, расслабился (Кладем язык на нижнюю губу, расслабляем). Вдруг начался дождь (постучи по языку верхними зубами – т-т-т-т…). Спрятался язычок, в домике закрылся.

Бабушка: «Здравствуйте, ребята! Я так рада, что вы ко мне приехали. У меня в деревне очень интересно. У меня живет много животных.

- Посмотри, о ком мы сегодня будем говорить? Как можно назвать их, одним словом? Кивни мне - да, когда услышишь правильное название. Это Одежда? Птицы? Животные?

- Да, сегодня мы познакомимся с домашними животными, которые живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает.

- Выбери животных и отложи в сторону которых ты уже видел (кошка, собака, корова). Я назову тебе остальных, а ты рассмотри их внимательно.

- Рассмотри изображения – как выглядят животные, послушай, какие звуки они издают, давай попробуем их повторить.

- Давай проверим, хорошо ли ты их запомнил. Выбери и покажи на животное, которое назову. (Ребенок показывает выбранную картинку). Ты все сделал правильно. Молодец!

  1. Соотнесение пиктограммы с реальным предметом, изображением на картинке

Я тебе покажу изображение- пиктограмму, а ты мне покажи такую же цветную картинку с животным.

  1. Закрепление нового материала. Узнавание пиктограмм

Давай теперь проверим, правильно ли ты запомнил.

- Покажи, что я назову (ребенок соотносит название с пиктограммой).

- Найди одинаковые картинки (из 4 пиктограмм - 2 одинаковые).

- Посмотри внимательно на изображение и найди среди остальных такую же картинку-пиктограмму (по данной пиктограмме ищет такую же).

- Покажи, о ком я говорю (выбрать пиктограмму с соответствующим изображением). Собака сторожит дом. О ком я сейчас говорила? Покажи. Это собака. Молодец. Слушай дальше. Кошка ловит мышей. Покажи, кто ловит мышей (выбор нужной пиктограммы). Корова дает молоко. Покажи, кто дает молоко (выбор нужной пиктограммы).

Физминутка

Раз- подняться, подтянутся

Два – согнуться, разогнуться

Три, четыре – руки шире

Пять, шесть – тихо сесть

Составление предложения

Составь из картинок (пиктограмм) предложение.

Посмотри, у меня на рисунке кошка, только она не раскрашена.

Возьми карандаши и раскрась ее. Сначала мордочку, потом туловище и лапы. Покажи, что будешь раскрашивать. Где у кошки мордочка (голова), где туловище, где лапы.

III. Итог занятия

Давай проверим, каких ты запомнил домашних животных. Покажи картинки с изображением кошки, собаки, и др. Выбери для них картинки-пиктограммы. Это все домашние животные. Они живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает.

Пальчиковая гимнастика

Карандаш в руке катаю

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

- Число, месяц, день недели.

Читайте также: