Конспект прогулки в средней группе поздней осенью

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект прогулки в средней группе

Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем в гости к природе. Но прежде чем идти в гости давайте вспомним, как вести себя в гостях у природы?

Дети называют правила.

Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы знаете все правила поведения в природе и с вами можно смело отправляться. Итак, в путь!

Дети выходят на территорию детского сада.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: А какой период?

Дети: Сейчас поздняя осень.

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землей почти в обед.

Воспитатель загадывает загадку.

Снег идёт и тут же таит,

Зима упорно наседает,

Твердеет на стволе кора,

И можно встретить снегиря!

Дети: Ноябрь.

Воспитатель: Правильно. Мы знаем, что у осени есть три периода. Какие?

Дети: Ранняя осень, золотая и поздняя.

Воспитатель: Какие признаки поздней осени вы знаете?

Дети: Идут холодные дожди со снегом. Птицы улетают в теплые края. Люди одеваются теплее. В ноябре листьев почти не осталось. Деревья готовятся к зиме. Опустели клумбы, не слышно пения птиц, ночи длиннее, день короче. На улице становится все холоднее.

Зайка серенький сидит (Сложить лапки на груди, как у зайчика)

И ушами шевелит. (Загибают пальчики – ушки зайчика)

Зайке холодно сидеть, (Гладить поочередно одной рукой другую)

Надо лапочки погреть. (Хлопают в ладошки)

Зайке холодно стоять, (Скрестить руки перед грудью, потирать бока)

Надо зайке поскакать. (Прыгают пальчики поочередно по столу)

Кто-то зайку напугал – (Ладонями закрыть лицо)

Зайка – прыг – и ускакал (убегают пальчики по столу).

Воспитатель: А какие вы знаете народные приметы? А пословицы и поговорки?

Поговорки и пословицы: в ноябре зима с осенью борется; ноябрь – ворота зимы. Ноябрь – сумерки года; ноябрь осень замыкает. В ноябре снегу надует – хлеба прибудет. Осенняя пора – птицы со двора.

Приметы: первый прочный снег падает с ночи; если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется. Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме. Сухие листья шуршат на деревьях – к снегопаду.

Наблюдение за погодой , отмечаем состояние погоды на календаре, повторение условных обозначений.

Беседа о значении подкормки для зимующих птиц

- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? (Устроив кормушки). Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек.

Педагог и дети кладут в кормушку заранее подготовленный корм для птиц.

Воспитатель: А как мы называем птиц, которые улетают в теплые края осенью?

Дети: Перелетные.

Цель: развивать память, внимание.

Педагог показывает 3-4 картинки перелетных птиц, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают, какой птички не стало.

Когда с ребятишками не просто общаешься ,а во время беседы и прогулки используешь наблюдение ,художественное слово ,сравнение ,дети участся наблюдать,замечать.А самое главное у них откладывается в памяти.

ВложениеРазмер
konspekt_provedeniya_progulki_v_sredney_gruppe_detskogo_sada.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения прогулки в средней группе детского сада

Тема: "Поздняя осень ".

Формировать обобщённое представление детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха), о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности птиц.

  • Расширить знания о зависимости птиц от условий внешней среды.
  • Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
  • Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.
  • Развивать подвижность.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательная.

Методы и приемы: наблюдение, беседа, художественное слово, трудовые поручения.

Предварительная работа: Беседы об осени и ее признаках. Чтение стихотворений; загадывание загадок, рассматривание листьев и осенних пейзажей, беседа о сезонной одежде, сбор осенних листьев.

Цель: Совершенствовать умение бросать мяч и ловить его. Способствовать развитию двигательных навыков. Развивать ловкость, внимание.

Трудовая деятельность : насыпать корм для птиц.

- Поручение «Смети песок со стола и скамеек .

Цель: Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.

Словарная работа : чистое, голубое, ясная, солнечная, хмурое, серое, нерадостное, пасмурная. разгонит, измениться, .поздняя осень,

Выносной материал : корм для птиц (пшено, сухие хлебные крошки), корзина с игрушками для самостоятельной деятельности детей, изображение тучи и солнца для п/и, скакалки для индивидуальной работы.

Место проведения: территория ДОУ.

В круг ребята становитесь,

Но за руки не беритесь,

А послушайте загадку

И скажите мне отгадку .

По нему летают тучи
И порхают облака,
И оттуда солнца лучик
Льётся в окна как река.

- Правильно отгадали. Это небо. Посмотрите на небо.

Наблюдение за небом.

Предложить детям посмотреть на небо.

Дети: : (хмурое, серое, нерадостное.)

- А что ещё есть на небе?

Дети: (большие и маленькие, белые и серые)

- Что ещё на небе есть?

Дети: желтое, яркое, лучистое ..

- Греет ли солнце осенью? Снять варежку проверить.

Дети: ( Светит, но не греет )

- Что ещё бывает на небе?

Дети: луна, месяц, звёзды

- Какое сейчас время суток?

- А когда луна и звёзды на небе?

Дети : вечер, ночь.

- Да ребята, небо сегодня хмурое, серое, нерадостное. Солнце светит, а не греет, с неба падает снежок.

- Солнышко светит, нам очень весело и мы радуемся. Когда появляется тучка, мы должны спрятаться!

Воспитатель поднимает фигурку солнышка.

(дети бегают, кружатся)

Воспитатель поднимает тучу. Дети приседают.

Повтор игры 2 – 3 раза.

- Какое время года?

Дети : осень, поздняя осень.

- По каким признакам вы это определили?

Дети: солнце светит, но не греет, становится холоднее день ото дня, выпадает первый снег, люди одеваются в тёплую одежду……

Восп-ль: Да, поздняя осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Солнце светит, но не греет, становится холоднее день ото дня. К концу осени - заморозки. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям. Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: сорока, ворона, воробей, голубь.

Для чего птицы перебираются поближе к людям?

Дети: Люди их кормят

- Да, ребята зимой птицам, холодно и голодно, им нечего кушать. Можем ли мы им чем - нибудь помочь?

Дети: каждый день подкармливать, насыпать корм в кормушки.

- Чем можно покормить птиц?

Дети : (семечками, сухими крошками хлеба, пшеном)

Обратить внимание, что кормушка пустая:

- Ребята посмотрите наша кормушка пустая, прилетят к нам птицы??

Дети: Нет, не прилетят

- А что нам нужно сделать, чтобы птицы прилетели и поели?

Дети: насыпать им корм.

Трудовая деятельность : насыпать корм для птиц.

Самостоятельная деятельность игры с выносным материалом

Индивидуальная работа : перепрыгивание через ручеёк /ширина - 20см./


Правила игры:
кошка (один ребенок) садиться на стульчик, закрывает глаза, делает вид что спит. Тем временем мышки бегают рядом с кошкой на игровой площадке и поют песенку:
Мы веселые мышата
И играть мы всегда рады
Любим сыр и веселиться
Только кошку мы боимся
Кошка в очень сладко спит
И усами шевелит!
Допев песенку, кошка просыпается и догоняет мышат. Мышки стараются убежать от кошки и спрятаться в норках (сесть на лавочку). Все пойманные кошкой мышки садятся рядом с кошкой и больше не бегают, пока не начнется новая игра, когда кошка поймает всех мышек.

Цель: создание психологической комфортности

Цель: Продолжать знакомство с различными природными явлениям. Развивать внимательность. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение.

Индивидуальные и хоровые проговаривания

Цель: производить действия по сигналу воспитателя.

Цель: Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.

Цель: учить перепрыгивая приземляться на обе ноги .

Цель: создать условия для развития речи, внимания, мышления и двигательной активности, посредством речевых и подвижных игр про животных.



Автор: Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель ГБОУ г. Москва Гимназия № 1503 (дошкольное отделение)
Предназначение: Материал предназначен для детей среднего дошкольного возраста.
Назначение:Материалом могут воспользоваться педагоги для проведения наблюдений в природе осенью. Может использоваться педагогами при проведении опытов с водой на прогулке с детьми. Родители могут воспользоваться ходом прогулки, как образцом для своей прогулки с ребёнком.
Цель:
Выявление определённых изменений в природе осенью.
Задачи:
Обратить внимание детей на изменения в природе осенью.
Продолжать знакомить детей с характерными признаками осени.
Обогащать словарный запас детей.
Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя и запечатлеть в рисунках результаты наблюдений.

Воспитатель предлагает детям взглянуть на картину, изображающую осень, описать, что изображено на ней. (рассказы детей)



Воспитатель предлагает детям посмотреть на небо и описать, какое оно. (описание детей)
-Молодцы, ребята, правильно заметили, осенью небо чаще всего хмурое, тёмное, облачное. Какое природное явление бывает, когда небо пасмурное? (ответы детей)
-Что мы делаем, чтобы спрятаться от дождя? (ответы детей)
-Ребята, что мы наблюдаем после дождя на асфальте?(ответы детей)
-Правильно, лужи. Осенью в лужах вода холодная, а когда наступают первые заморозки, вода в лужах покрывается льдом. Воспитатель показывает детям картинки с изображением замёрзших луж.



-Кто скажет, как называется покрытие луж при заморозках? (ответы детей)
-правильно, это лёд. Вода замерзает и превращается в лёд. Давайте хором повторим слово"ЛЁД" и слово "ЗАМОРОЗКИ"
Лёд -это состояние воды. Мы с вами знаем, что вода - это прозрачная, бесцветная жидкость без вкуса и запаха. Теперь ещё узнали, что вода бывает жидкая и твёрдая (ЛЁД). Давайте хором повторим слово "ТВЁРДАЯ"
-Ребята, кто скажет, что происходит со льдом на лужах, если греет солнце? (ответы детей)
-правильно, лёд будет таять. Если солнце греть не будет, мороз будет сильный, то и лёд на лужах не будет таять. За этим свойством воды мы с вами понаблюдаем зимой.
Ребята, о чём мы ещё не вспомнили, рассматривая природу осенью?
Воспитатель предлагает детям взглянуть на деревья и описать их.(описания детей)
-Молодцы, ребята, правильно заметили, что листьев на деревьях почти нет, они опали. Расскажите, каких цветов листья осенью? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям найти и взять в группу по одному понравившемуся листочку.



Вернувшись в группу, детям предлагается нарисовать осеннее дерево. (Мы это делали акварелью: дерево -обведённая рука, раскрашенная в коричневый цвет, а листочки - желтые оранжевые, красные рисовались методом примакивания кисти).
В результате все работы были выставлены на обозрение, воспитатель отметила старание детей, обратила внимание на разнообразие и красоту изображенных детьми листьев, а ребята рассказали, почему их листья таких цветов.

Осень – прекрасное время года, наполненное таинственностью и волшебством, воспоминаниями и переживаниями, радостью и грустью, счастьем и красотой.
Осенние прогулки могут стать увлекательным времяпровождением для детей.


Цель: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе
Ход наблюдения
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышко не видно,
Темны-темны ночи.

Загадка
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен и елочек. Я . (осень).

Трудовая деятельность: Сбор на участке сухих листьев, веток, погрузка их на носилки.
Цель: - приучать к чистоте и порядку; вызывать желание трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.

Солнце отдыхает
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало - принялось за дело:
Обошло всю землю. И устало,
Отдыхать за темным лесом село.
Если вдруг найдешь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
Не буди: у солнца сон - минуты,
Не шуми: весь день оно трудилось.
Ю. Марцикавичус

Трудовая деятельность: Вскапывание песка в песочнице.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду; ответственность при выполнении поручений.

Цель: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.
- Определите силу ветра, наблюдая за деревьями (слабый ветер колеблет ветки деревьев, сильный — свистит около домов, качает небольшие деревья, а самый сильный ветер качает большие деревья, ломает ветки и сучья). В ветреную погоду предложите походить по ветру и против ветра. Когда было труднее идти? Как можно назвать погоду, если сильный ветер?
Приметы: облака движутся против ветра - к похолоданию; направление ветра и движение облаков неодинаково - к дождю.

Ветер
С поля, с моря, с дальних гор,
Ветры к нам летят во двор.
Первый ветер вербу мнет,
А второй березу гнет,
Третий ветер дуб ломает,
Тучи пыли поднимает.
Ты глаза не засори,
Отвернись и не смотри.
Разлетимся, как ветры.
Раз, два, три.
П. Воронько

Трудовая деятельность: Наведение порядка на участке, сбор веток и старых листьев.
Цель: способствовать желанию трудиться сообща, испытывать радость от общения друг с другом.

Цель: расширять представления об осени как времени года; развивать умения сравнивать объекты по признакам различия и сходства; воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям.
- Осенью созревают семена, расцвечиваются листья.
У всех деревьев листья окрашиваются по-разному: от ярко-желтого, оранжевого до темно-красного. Соберите листья для осеннего букета и гербария, выбирайте самые яркие, красивые и крупные листья. Осенью листья меняют свой цвет. Рассматривая листья и отбирая их для своего букета, что вы испытывали? Почему они вам нравятся? У всех ли деревьев листья одинаковые? Обратите внимание, что у сирени листья долго не опадают и остаются зелеными. У березы же наоборот листья начинают желтеть и опадать самыми первыми.
Какими стали растения осенью? Назовите знакомые деревья (осина, береза). Чем береза выделяется среди других деревьев? Подойдите к березе, погладьте ствол, посмотрите вверх на тоненькие ветки березки, покрытые желтеющими листочками. Найдите листья березы на земле. Рассмотрите их, сравните с другими листьями по цвету, величине, краям. Береза - одно из самых любимых и почитаемых деревьев россиян, оно является символом России. О ней слагались песни, стихи.
Поговорки и пословицы: осенью серенькое утро, красненький денек; весна красна цветами, а осень пирогами.

Загадки
Слетают с ветки золотые монетки. (Листья.)

Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.
Цель: развивать умение работать сообща, подчиняя свои интересы общей цели; воспитывать чувство ответственности.

Цель: воспитывать интерес к неживой природе; развивать любознательность, творческое воображение.
- Что вы видите на небе? (Облака.) Как можно сказать, какое небо сегодня? На что похожи облака? С чем их можно сравнить? Посмотрите: облака неподвижны или движутся? Что делает ветер с облаками?

Облака
Облака, облака - кучерявые бока,
Облака кудрявые, целые, дырявые,
Легкие, воздушные, ветерку послушные.
С. Михалков

Загадка
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака.)

Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: закреплять умение прыгать с одного круга в другой.

Трудовая деятельность: Подметание дорожек.
Цель: воспитывать желание трудиться.

Цель: закрепить знания о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона); учить отличать различные виды деревьев; продолжать обучать описывать растения, отмечая их различия и сходства между собой, характерные признаки.
- Обратите внимание, какими красивыми стали деревья. Рассмотрите знакомое дерево (березу, рябину или другие). Какого цвета были листья на этом дереве летом? Какого цвета они стали ? Сравните деревья по форме кроны, ствола, цвету листьев. Потрогайте кору этих деревьев, какая у них структура, цвет. Опишите самое красивое, на ваш взгляд, растение.
Воспитатель предлагает детям пройтись вокруг здания детского сада и выяснить, что растет на территории. По дороге уточняет, где растут деревья, кустарники, просит детей назвать знакомые деревья, цветы, знакомит с названиями цветов в клумбах или напоминает их.
Приметы: если с дерева лист не чисто упадет - будет холодили зима; если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Поговорки и пословицы: холоден батюшка сентябрь да кормить горазд; в сентябре прохладно - да сытно.

Осень
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый –
Желто-розовый, кленовый.
В. Авдиенко

Трудовая деятельность: Уборка участка от опавших листьев.
Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Цель: показать многообразие красок золотой осени.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки:
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса.
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)

Сидит — зеленеет,
Упадет — пожелтеет,
Лежит — почернеет.
Когда это бывает? (Осенью.)

Листья желтеют от того, что осенью в них происходят большие изменения. Летом в зеленых листьях есть специальное вещество — хлорофилл, которое и придает листу зеленую окраску. А когда лист опадает, это вещество разрушается. Но в клетках листика есть и другие красящие вещества — желтые. Только летом буйная зелень их заглушает, а когда зеленые вещества разрушаются, они выступают ярче. Листья желтеют. И даже не просто желтеют, а становятся багряными, потому что добавляется еще одно красящее вещество. Все это происходит в природе осенью. Вот почему листья меняют свою окраску. Воспитатель задает детям вопросы. Почему желтеют листья? Какого цвета еще они могут быть? Что с ними произошло и почему?

Трудовая деятельность: уборка территории.
Цель: воспитывать трудолюбие; учить помогать друг другу.

Цель: выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям).
Прислушайтесь к голосам птиц (дети заметят, что их не слышно). Вспомните летнее наблюдение за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую траву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где много тепла и корма. В результате наблюдений сделать с детьми вывод:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?

Наблюдение за повадками птиц
Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц (ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями). Рассмотрите, где любят находиться птицы (вороны - на толстых ветках деревьев, воробьи - на ветках кустов, голуби - на карнизах жилищ). Понаблюдайте за способом питания (вороны живут стаями, увидев корочку хлеба, один воробей подлета- к ней, и тут же вся стая стремительно кидается к нему, желая тоже полакомиться едой; вороны степенно подходят к еде, уносят ее на дерево или в укромное место, чтобы там съесть).

Поговорки и пословицы: всякая птица своим пером гордится; всякая птица своим клювом сыта.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: учить бегать по кругу и останавливаться на сигнал.

Трудовая деятельность: Уборка с участка старых листьев, травы, подметание дорожек.
Цель: формировать желание трудиться, умение выполнять основные трудовые процессы.

Цель: расширять и углублять знания о явлениях природы; формировать умение видеть красоту в любом времени года.
Наблюдение за дождем из окон группы. Почему так потемнело в группе? На улице стало пасмурно, неуютно, солнце спряталось за тучи, поднялся ветер. Птицы спрятались в укрытия. Послушайте, как капли стучат по подоконнику и стекают со стекол. Какие изменения в погоде вы отметили? Скучная картина! Тучи без конца. Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Дождик
Посмотрите, посмотрите,
Протянулись с неба нити.
Эта тоненькая нить Землю с небом хочет сшить.
Дождик, дождик, поспеши,
Нашу землю освежи!

Трудовая деятельность: Подметание дорожек.
Цель: воспитывать желание трудиться.

Прогулка №10. Наблюдение за почвой
Цель: учить видеть зависимость состояние почвы от погоды.
Воспитатель. Посмотрите на землю в дождливую погоду: она стала темной, уплотненной, холодной, мокрой (определить это, нажав кончиками пальцев на поверхность). В дождь трава скользкая, мокрая, земля становится липкой.
Выйдя на улицу во 2-й половине дня, предложить детям потрогать почву рукой, сравнить ее с утренней и сказать, какая она. Показать, что почва состоит из разных частиц; глины, песка, веточек, сухих травинок.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
К. Бальмонт

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от мусора.
Цель: учить работать лопаткой; воспитывать любовь к труду.

Цель: расширять представление о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность; установить связь между зимними условиями и приспособлением животных к ним.
Ход прогулки
– Обратите внимание на одежду людей. Назовите и опишите ее. Сравните с летней одеждой. Почему мы стали одеваться теплее, не ходим в гольфах? Почему осенью одежда людей меняется, с чем это связано? Проведите связь между одеждой людей и шкурой животных. (Животные приспосабливаются к холодному сезону – меняют шубки, человек меняет одежду.)
Опыт: снимите рукавички с одной руки и сравните ощущения с рукой в рукавичке. Где ощущения комфортнее? Сделайте вывод.

Загадки
Я, как зонт, не промокаю,
От дождя вас защищаю
И от ветра вас укрою.
Ну, так что же я такое? (Плащ.)

За ножку держу, под шляпкой иду.
Течет вода, а мне – не беда. (Зонт.)

Что за друг, без которого в холод не выйдешь? (Шапка.)

Трудовая деятельность: Вскапывание песка в песочнице.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду; ответственность при выполнении поручений.

Цель: продолжать знакомить с многообразием природных явлений; расширить речевой запас новыми словами: туман, иней, изморозь.
Ход прогулки
Выйдя на улицу, показать детям белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы. Это иней. Он красиво переливается на солнце всеми цветами радуги. От солнца он со временем тает. Снимите белый налет с листиков сирени, он холодный и от соприкосновения с теплой рукой тает. С наступлением морозной погоды изменяется и почва: она становится твердой, ее уже нельзя копать лопатой, из нее нельзя выдернуть растения. Скоро почва покроется снегом.
Приметы: ива рано инеем покрылась – к долгой зиме; много желудей на дубе – к теплой зиме и плодородному лету.

Поговорки и пословицы: ноябрь на пегой кобыле едет: то снег, то грязь; ноябрь – поворот на зиму.

Трудовая деятельность: Наведение порядка на участке, сбор веток и старых листьев.
Цель: способствовать желанию трудиться сообща, испытывать радость от общения друг с другом.

Цель: продолжать наблюдение за работой дворника; способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса; воспитывать интерес и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Сентябрь засыпал все тропинки
Листвою желтой, как всегда.
И тоненькие паутинки
Развесил, словно провода.
Воспитатель задает детям вопросы: Какое время года на улице? По каким признакам вы это определили? Посмотрите, как много листьев на дорожках и полянах. А кто убирает эти листья? Чем работает дворник? Кому нужна его работа?

Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве и времен; чувство равновесия, ритмичность, глазомер.

Трудовая деятельность: Наведение порядка на участке.
Цель: организовывать коллективный труд; в индивидуальном порядке давать конкретные поручения; прививать чувство удовлетворения от результата труда; совершенствовать трудовые умения.

Цель: обогащать знания о жизни птиц ранней осенью.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на ее вопросы
Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится, как бес,
Повернулась — и в лес. (Сорока.)

Почему птицы, такие как сороки, вороны, не прилетают к кормушке?
Чем они сейчас питаются? Нужна ли наша помощь птицам в эту пору осени? Посмотрите на эту картинку. На ней нарисована сорока? Опишите ее внешний вид. Чем покрыты туловище и голова сороки?
Что помогает сороке перелетать с места на место? Сколько у нее лапок? Чем она питается в лесу? А почему про сороку говорят , что она постоянно трещит?

Трудовая деятельность: Подметание дорожек.
Цель: воспитывать желание трудиться.

Цель: познакомить с характерными особенностями рябины, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)

Какие части рябины вы знаете? Покажите их и назовите. Какой формы листья? Какого они цвета? Как растут на ветке? Ягоды нужны только для красоты или еще для чего-то? Каковы они на вкус? Какого они цвета и формы?
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она - как хина.
То ли это ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая,
Подшутить хотела?
Ирина Токмакова.
(Хина – кора хинного дерева, горькая на вкус; употребляется в медицине.)

Трудовая деятельность: Уборка с участка старых листьев, травы, подметание дорожек.
Цель: формировать желание трудиться, умение выполнять основные трудовые процессы.

Приметы: первый прочный снег падает с ночи; если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Н. Некрасов

Индивидуальная работа: Ходьба приставным шагом.
Цель: улучшать технику ходьбы приставным шагом.

Трудовая деятельность: Подметание дорожек метлой.
Цель: приучать выполнять трудовые поручения.

Читайте также: