Прямое и переносное значение слов 3 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: объяснение нового материала.

Межпредметные связи: литература.

Оборудование: компьютер, мультимедийная система.

С русским языком можно творить чудеса!

Слайд 1

– Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём слова известного русского писателя К.Г.Паустовского.
– Как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)
– Вот о чудесных свойствах русского языка, русского слова мы будем говорить на уроке. – Послушайте отрывок из исторической миниатюры Валентина Пикуля "Битва железных канцлеров".
– Я осмелюсь говорить на русском языке, – заявил Бисмарк, – когда освою значение вашего слова "ничего". Русские при встрече на вопрос о жизни отвечают, что "живут ничего". Сейчас, когда я ехал во дворец, ямщик на повороте Невского вывернул меня в сугроб, я стал ругаться, а он, отряхивал мою шубу от снега со словами:"Ничего, барин, ничего – это . ничего, и только! [1]
– В каком значении употреблено слово "ничего" в первом случае? (Нормально, хорошо)
– В каком значении употреблено слово "ничего" в втором случае? (Ничего страшного не случилось)
– Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает данное слово, называет; обозначение словом определенного предмета или явления действительности)
– А сейчас вам предстоит работа, которая предполагает проверку не только вашей грамотности, но и лексического запаса, эрудиции.
– Откройте рабочие тетради, запишите: число, классная работа, эпиграф к уроку – слова К.Г. Паустовского.

I. Лексико-орфографический диктант

– Определите слово по его лексическому значению, запишите, объясните орфограммы:

1. Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка – лексика.
2. Начитанность, глубокие познания в какой-нибудь области науки – эрудиция.
3. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве – филология.
4. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплёта с самой книжкой – фОрзац (обращаем внимание на ударение в слове).
5. Цитата, изречение, помещаемое автором перед своим произведением, которое раскрывает его основную идею – эпиграф.
6. Значимые части слова – морфемы.

II. Объяснение нового материала

Слайд 2

– Послушайте отрывок из стихотворения " Снежная баба" известного детского поэта Саши Черного:

Воробьи в кустах дерутся,
Светит солнце, снег, как пух.
В васильковом небе вьются
Хороводы снежных мух…[2]

– Как вы понимаете выражение "васильковое" небо? "хороводы снежных мух"?
– Эти выражения употреблены в прямом или переносном значении?

– О чем мы будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Прямое и переносное значение слова.

Слайд 3

– Запишите тему урока.

Слайд 4

Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.[3]

В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.

Работа с рисунками

Слайды 5, 6, 7

– Рассмотрите эти занимательные рисунки.
– Подумайте, какое отношение они имеют к теме нашего урока.
Ученики рассуждают, анализируя изображения на рисунках, где слово употреблено в прямом значении, а где – в переносном значении.

III. Закрепление материала

Слайд 8

– Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика:

1) с прямым значением;
2) с переносным значением;

Высокое здание – высокие чувства, тяжелый чемодан– тяжёлый характер, серебряный браслет – серебряный иней, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый
плод, строить планы – строить мост, музыкальный инструмент – музыкальная капель.

Слайд 9

– Составьте с данными словами словосочетание так, чтобы каждое слово употреблялось и в прямом, и в переносном значениях.

1) стеклянный (стеклянный стакан – стеклянный дождь);
2) прыгал (ребенок прыгал – прыгал мячик);
3) одежда (зимняя одежда – одежда деревьев).

– Каким частями речи являются эти слова? (Прилагательное, глагол, существительное)
– Какой вывод можно сделать? (Переносное значение могут иметь слова разных частей речи)

Слайд 10

– Объясните выражение "золотые руки". (Человек умелый, трудолюбивый)
– Объясните выражение "золотой характер". [4] (Добрый, отзывчивый, гуманный)
– На основе какого сходства употреблены эти выражения?
На основе сходства определённых качеств человека, по его оценке окружающими появилось переносное значение.

Работа с учебником. [5]

– Откройте учебник . Прочитайте теоретический материал и узнайте один из секретов русской речи.
– Какой важный секрет содержит эта информация? (Слова с переносным значением не только информируют нас о каком-то качестве человека, но оценивают его образно, ярко. В этом секрет удивительной образности и выразительности русского языка)
– На основе переносного значения слов в русском языке возникает большое количество изобразительно-выразительных средств.
– С какими из них вы познакомились на уроках литературы? (эпитеты, олицетворения, метафоры)
Слайд 11

Ученики называют эпитеты: "роща золотая", "березовым, веселым языком", "печально пролетая";
метафоры (с подсказкой учителя): "Отговорила роща золотая// Берёзовым, весёлым языком", "Не жаль души сиреневую цветь", "В саду горит костёр рябины красной. ".

Работа с текстом индивидуальная и парная

Михаил Пришвин "Лесная капель"(текст у каждого ученика) [6]

Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному им на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями.

– О чем говорится в тексте?
– К какому стилю речи относится данный текст?
– Каковы признаки художественного стиля речи? (употребление выразительных средств)
– Найдите в тексте М.М.Пришвина слова, употребленные в переносном значении, постарайтесь определить эти художественные средства ( работа в парах).

Выполнение проверочного теста

Вопрос №1

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Летом". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "бежит ". Выберите правильный вариант ответа.

А за полем, где рябинка
Вечно с ветром не в ладу,
Сквозь дубняк бежит тропинка
Вниз к студеному пруду.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №2

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Летом". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "плывут". Выберите правильный вариант ответа.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №3

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Летом". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "лежат". Выберите правильный вариант ответа.

Пруд синеет круглой чашкой.
Ивы клонятся к воде.
На плоту лежат рубашки,
А мальчишки все в пруде.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №1

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Перед сном". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "прячу". Выберите правильный вариант ответа.

Каждый вечер перед сном
Прячу голову в подушку:
Из подушки лезет гном
И везет на тачке хрюшку.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №2

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Перед сном". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "прыгают". Выберите правильный вариант ответа.

Искры прыгают снопом,
Колесом летят ракеты.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №3

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Перед сном". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "ем". Выберите правильный вариант ответа.

Я смотрю, лежу ничком
И тихонько ем конфеты.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

IV. Подведение итогов урока

Слайд 12

– Что нового вы узнали на уроке?
– Достигли цели, которую поставили в начале урока?
– Что показалось сложным?
– Как справились с тестом?
– Поставьте себе оценку за работу на уроке.

Домашнее задание

Параграф 34, упр. 257, 258 (устно).

Список использованной литературы:

1. Пикуль В.С. Тайный советник. – М.: АСТ МОСКВА: Астрель, 2009.
2. Саша Черный. Детский остров. – М.: АСТ МОСКВА: Астрель, 2013.
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – Санкт-Петербург: Свет, 1996.
4. Богданова Г.А. Дидактические материалы по русскому языку 5 класс. – Москва: Просвещение, 2004.
5 . Русский язык: Учеб.для 5 кл. общеобразоват.учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, Г.А.Богданова, Т.С. Тронина, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
6. Пришвин М.М. Кладовая солнца: Сказка-быль и рассказы. – М.: Детская литература, 2001.

Тема урока: Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова

Место урока в изучаемой теме: первый урок в рамках данной темы в 3 классе.

Цель для учителя:

Задачи для учителя:

- научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении;

- развивать умение прислушиваться к мнению другого, высказывать и обосновывать свою точку зрения; развивать логическое мышление, способность анализировать материал; развивать умение работать самостоятельно, в парах, группах.

- воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку, совершенствовать учебные умения и навыки.

Задачи для обучающихся:

2. Упражняться в определении прямого и переносного значения слов.

3. Оценить свою работу.

Оборудование: учебник, мультимедиа, презентация, карточки для работы в паре, в группе, для рефлексии (солнышки)

Литература: Русский язык: 3 класс: Учебник/ М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова.-М.: Академкнига, 2012.- Ч.1, с. 44-49, Ч. 2, с. 146, 154-155.

Характеристика этапов урока

Этап урока, его цель

Номер слайда презентации

Организа-ционный Настроить детей на работу

Организует класс на работу.

- Ребята, я приветствую вас на уроке русского языка.

Я держу в ладошках солнце,

Я дарю его друзьям!

Улыбнитесь! Это ж просто!

Лучик солнца- это ВАМ!

Улябнитесь и вы мне в ответ, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Помашите гостям ручкой в знак приветствия. Садитесь девочки, садитесь мальчики.

Проверяют организацию рабочего места.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция

Личностные УУД: позитивное отношение к действительности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Определе-ние темы урока, целеполага-ние, постановка задач. Мотивация учебной деятель-ности

Подведение детей к формулированию цели урока на основе темы. Определение путей ее достижения. Мотивация учебной деятельности

- Я попросила помахать гостям ручкой. Как вы догадались, какой ручкой? Может быть , я имела в виду шариковой ручкой?

Какие значения есть у этого слова?

Прочитайте значения этого слова на слайде из толкового словаря Ожегова.

- Как называются слова, у которых несколько значений?

Определите тему урока.

Давайте уточним тему по содержанию учебника.

- Что нам уже известно? Какие слова называются многозначными?

Что предстоит узнать?

- Какую цель для себя поставим?

Проложим путь достижения цели — задачи.

- Согласны ли вы с таким порядком продвижения к цели? Исправьте.

-По каким критериям себя оценим в конце урока? Продолжите, используя опорные фразы на слайде.

Знакомятся с определением слова ручка в словаре.

Формулируют тему урока, уточняют по содержанию учебника.

Формулируют задачи урока.

Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД - выделение и формулирование познавательной цели и задач в совместной с учителем деятельности.

Коммуникативные УУД — монологические высказывания детей.

Открытие новых знаний

Умение работать с учебником,словарем, ориентироваться в нем.

Давайте работать над 1 задачей.

Откройте учебник на с. 45

-Найдите упр. 39. Выполнение упражнения.

-Прочитайте шуточное стихотворение.

-Найдите в словаре слово перо. Много ли значений у этого слова?

-В каких значениях слово перо используется в стихотворении? Как вы думаете, какое значение здесь прямое? А переносное?

У каждого слова есть значение, его называют лексическим.

Значение слова называется ПРЯМЫМ, если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак.

Иногда значение одного слова ПЕРЕНОСИТСЯ на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется ПЕРЕНОСНЫМ.

Работают над решением первой задачи.

Работа над упр. 39.

Читают про себя, вслух.

Работа с толковым словарем.

Познавательные УУД — поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятие.

Коммуникативные УУД — монологические высказывания детей, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: Прямое и переносное значение слова

Цель: познакомить детей с прямым и переносным значением слов;

формировать умение находить в текстах и употреблять в речи слова с прямым и переносным значением; развивать речь учащихся.

Организационный момент.

Чистописание

оро оло

воробей ворона сорока

Орфографическая разминка

Светит веселое солнышко . Его лучи купаются вместе с воробьями. Речка надувается .

Что такое лексическое значение слова?

Что значит однозначное, многозначное слово? Приведите примеры.

- Кто заметил, какие словосочетания спрятались в орфографической минутке?

V . Изучение нового материала

Чтение по ролям стихотворения. Разговор с дочерью

— Мне не хватает теплоты, —
Она сказала дочке.

И в летние денечки?

— Ты не поймешь, еще мала, —
Вздохнула мать устало.

И тащит одеяло. (А. Л. Барто.)

— Как вы думаете, почему дочка не поняла маму? Чего она не знала?

Сколько значений имеет это слово?

Какое значение подходит к данному тексту?

В прямом или переносном значении употреблено слово

— Как вы думаете, какие слова могут употребляться в переносном значении, однозначные или многозначные?

Работа с учебником (правилос. 61).

- Приведите примеры слов с прямым и переносным значениями.

Доктор попросил Витю открыть рот и высунуть язык.

Я видел, как по степи бежал, скакал куст. (подлежащее и сказуемое)

В прямом значении: Леша бежал домой. Мальчик скакал польку.

VI . Закрепление изученного

Упр.90 стр.62 Нахождение в тексте слов, употребленных в переносном значении. Выборочное списывание.

Упр. 91 стр.63 (объяснение, какие буквы и почему следует писать в словах на месте пропусков. Выборочное списывание.)

VII . Подведение итогов урока

И сразу представляешь это.

— И пред тобой вопрос стоит:

Как же может мысль лететь,

Сверлить, буравить и довлеть? (Е. Комарова.)

- О каких словах говорится в стихотворении? Почему вы так решили?

— Как отличить прямое значение слова от переносного? (Ответы.)

VIII . Домашнее задание
Упражнение 92, с. 64, с.61 правило

IX . Рефлексия

красный цвет, если вы испытывали затруднения;

желтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применять его на практике;

зеленый цвет, если усвоили новое знание и научились применять на практике.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 251 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.10.2018 1879
  • DOCX 19.7 кбайт
  • 19 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бородина Алеся Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в рамках предметной недели по русскому языку. На уроке были использоаны разные педагогические технологии.

Открытый урок по русскому языку.

Цель: актуализировать знания об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов; развивать внимание, образно мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать;
воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся разъяснять значение слов; находить значение слов в словарях; объяснять переносное значение слов и словосочетаний; распознавать многозначные слова, употреблять их в речи.

Формируемые УУД:

познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

- Ребята давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, с таким хорошим настроением тихо сядем и начнём урок.

- А начнём мы урок с высказывания знаменитого русского писателя Константина Георгиевича Паустовского:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней жизни своей.( К. Г. Паустовский.)

- Какой смысл несёт в себе это высказывание.

- По речи человека можно судить о его культуре. Давайте покажем нашим гостям, какие мы культурные люди.

А) Минутка чистописания.

На доске написаны слова МАЯК, МЯСО, ОЛЯПКА, ЯГОДА, ЯБЛОКО, СЕГОДНЯ.

- Какая буква присутствует в каждом предложенном слове? ( Буква Я)

- В каких словах она обозначает звук [а]?

- В каких словах она обозначает два звука [й], [а]?

- Найдите закономерность и продолжите ряд:

яЯ яяЯ яяяЯ яяяяЯ

Б) Словарная работа.

-Давайте вспомним, какое словарное слово встретилось в высказывании Паустовского, где звуков больше ,чем букв?

В) Комментированное письмо.

( Один ученик работает у доски.)

Язык до Киева доведёт.

- Мы записали и пословицу и фразеологизм.

(Если нужна информация, нужно не стесняясь обращаться за ней. Тогда найдёшь то, что нужно и дойдёшь, куда нужно.)

- Сделайте синтаксический разбор предложения, т.е. разберите по членам предложения.

3.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- Давайте вспомним предложения, которые мы составили.

- Объясните значение слова - язык. (В данных предложениях оно употребляется в разных значениях.)

- Каким словарём вы воспользуетесь? (Толковым)

- Как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные.)

- Как определить по словарю, многозначное слово или однозначное? (У многозначных слов значения пронумерованы.)

Я сегодня прикусил язык.

Разведчики в лесу взяли языка.

- Какие понятия мы будем повторять сегодня на уроке?

4.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Работа по учебнику.

- Какие слова называются многозначными?

- Прочитайте слова и найдите среди них многозначные.

- Расскажите о значении многозначных слов.

- Выполните письменное задание к упражнению.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

(хлопки в ладоши)

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

(показать руку, нос)

Значит надо не зевать,

(хлопки в ладоши)

Прыгать, бегать и играть.

(прыжки на месте)

6.ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

Работа по учебнику.

- Прочитайте словосочетания, данные в упражнении.

- Найдите среди них те, в которых слова употребляются в переносном значении.

- Выполните письменное задание к упражнению.

- Разберите слова по составу: 1в. – серебристый, 2в. – железный.

1.Лексическое значение слов разъясняется:

А) в орфографических словарях

Б) во фразеологических словарях

В) в толковых словарях

Г) в словарях синонимов

2.Слово, имеющее несколько значений, называется:

А) сложным В) многозначным

Б) однозначным Г) простым

3. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

А) рысь, кисть, щенок

Б) ручка, ёрш, кастрюля

В) корень, ключ, кнопка

Г) лампа, компьютер, ножницы.

4.Определите, что означает предложение.

Мама светится от счастья.

А) в помещении стало светло

Б) мама хорошо освещена

В) мама радуется

Г) мама освещает комнату

5. Выделенное слово употреблено в переносном значении в словосочетании:

А) горячий песок В) горячее сердце

Б) крутой склон Г) золотые часы

Работа со слабоуспевающими.

(Ученикам раздаются карточки с индивидуальным заданием.)

1.Вставьте пропущенные буквы.

Со…нце ст…яло низко над г…ризонтом. На небе пок…зался серп м…л…дого мес…ца.

2.Подчеркни многозначные слова.

Пенал, ручка, карандаш, корень, клён, торт, иголка, мышь, радуга.

- Оцените свою работу на уроке. Считаете ли вы, что наш урок для вас не прошёл даром.

- Как вы думаете, что делает нашу речь богаче? (Употребление многозначных слов, фразеологизмов, пословиц, поговорок.)

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

- Какие слова называются многозначными?

1.Лексическое значение слов разъясняется:

А) в орфографических словарях

Б) во фразеологических словарях

В) в толковых словарях

Г) в словарях синонимов

2.Слово, имеющее несколько значений, называется:

А) сложным В) многозначным

Б) однозначным Г) простым

3. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

А) рысь, кисть, щенок

Б) ручка, ёрш, кастрюля

В) корень, ключ, кнопка

Г) лампа, компьютер, ножницы.

4.Определите, что означает предложение.

Мама светится от счастья.

А) в помещении стало светло

Б) мама хорошо освещена

В) мама радуется

Г) мама освещает комнату

5. Выделенное слово употреблено в переносном значении в словосочетании:

А) горячий песок В) горячее сердце

Б) крутой склон Г) золотые часы

1.Вставьте пропущенные буквы.

Со…нце ст…яло низко над г…ризонтом. На небе пок…зался серп м…л…дого мес…ца.

2.Подчеркни многозначные слова.

Пенал, ручка, карандаш, корень, клён, торт, иголка, мышь, радуга.

1.Вставьте пропущенные буквы.

Со…нце ст…яло низко над г…ризонтом. На небе пок…зался серп м…л…дого мес…ца.

2.Подчеркни многозначные слова.

Пенал, ручка, карандаш, корень, клён, торт, иголка, мышь, радуга.

1.Вставьте пропущенные буквы.

Со…нце ст…яло низко над г…ризонтом. На небе пок…зался серп м…л…дого мес…ца.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одни и те же слова могут по-разному употребляться в речи, получая различные значения. Выделяются прямые и переносные значения слов. Прямое (или основное, главное) значение слова - это значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема. Прямое и переносное значение слов

Цель. Формировать представление о словах с прямым и переносным значением. Вырабатывать умение определять значение слова в контексте. Развивать умение различать слова с прямым и переносным значением, самостоятельно употреблять слова с переносным значением. Воспитывать наблюдательность в учащихся.

1.Актуализация знаний о предложении.

Вставить пропущенные слова, в конце предложений поставить нужный знак.

Наступила … осень Чем она интересна О, это прекрасная пора Посмотрите, яркая листва на …, румяные …, поздние … … почти облетели, а на небе плывут серые … Ребята вы любите осень

Задание для класса:

Выписать восклицательное, вопросительные предложения, предложение с обращением.

В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Прочитать сложное предложение.

- Какие предложения бывают в зависимости от цели высказывания?

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

- Когда ставится вопросительный знак, восклицательный?

- Из каких членов может состоять предложение?

- Какие члены предложения называются главными? Почему?

- Как связаны между собой слова в предложении?

- Как устанавливается связь между словами?

- Назовите в первом предложении второстепенный член. Какой член он поясняет?

2.Мотивация познавательной деятельности

Щепки горят – щёки горят.

Золотые серьги – золотые волосы.

- Какие слова в этих словосочетаниях одинаково звучат?

- Щепки горят. Что это значит? Щёки горят, как понять это словосочетание?

- В каком сочетании слов действие совершается прямо? А в каком происходит похожее значение?

Щепки горят – прямое значение слова, а щёки горят – переносное.

4. Изучение нового материала.

4.1. Выполнение упражнения. Коллективная работа.

Записать пары предложений и словосочетаний. Какие из выделенных слов употреблены в прямом значении, а какие в переносном?

1. Девочка гуляет в саду. Ветер по морю гуляет.2. Хрустальная ваза. Хрустальная вода. Холодный ветер. Холодная встреча.

4.2.Стихотворение читает учитель.

Железную подкову кузнец ковал коню.

Я в человеке волю железную ценю:

Хоть звона наковальни не слышала она,

Но, как железо, прочной и крепкой быть должна.

- Какие одинаковые слова здесь есть? (железную подкову, железную волю)

- Какое словосочетание употреблено в прямом значении, в переносном?

4.3. Игра.

На слово с переносным значением – хлопок в ладошки.

Железный гвоздь – железная воля.

Зелёный лес – лес рук.

Стальной трос – стальные нервы.

Лёгкая жизнь – лёгкая сумка.

Сладкая конфета – сладкая мечта.

Глубокое озеро – глубокие мысли.

5. Закрепление изученного материала

5.1.Работа над загадками.

Слова с переносным значением часто встречаются в загадках. Попробуем их найти.

Чёрное сукно лезет в окно. (Ночь)

Накормишь – живёт, напоишь – умрёт. (Огонь)

Скатерть бела всю землю одела. (Снег)

Летом бежит, зимой спит, весна настала, опять побежала. (Река)

Идут, идут, а всё тут да тут,

Стучат, стучат, не велят скучать. (Часы)

5.2. Самостоятельная работа.

Дополни предложения, отвечая на вопросы. Найди слова с прямым и переносным значением. Запишите предложения с этими словами.

Читайте также: