Программа развития самарской области до 2030 года кратко конспект

Обновлено: 07.07.2024

1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области 4

1.1. Текущие показатели и характеристика социально-экономического развития Самарской области 7

1.1.1. Социальное развитие 9

1.1.2. Экономическое развитие 31

1.2. STEP- и SWOT-анализ социально-экономического положения Самарской области 39

1.2.1. STEP – Социальные проблемы развития (S) 39

1.2.2. SWOT – Социальная сфера (S) 39

1.2.3. STEP – Пространственно-территориальные проблемы развития (T) 41

1.2.4. SWOT – Пространственно-территориальная сфера (T) 41

1.2.5. STEP – Экономические проблемы развития (E) 42

1.2.6. SWOT – Экономическая сфера (E) 42

1.2.7. STEP – Политико-правовые проблемы развития (P) 45

1.2.8. SWOT – Политико-правовая сфера (P) 45

1.3. Конкурентные преимущества Самарской области 46

2. Образ будущего, целевые ориентиры и основные прогнозные сценарии развития Самарской области 47

2.1. Внешние и внуренние факторы развития Самарской области 47

2.2. Прогнозные сценарии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года 51

2.2.1. Целевые ориентиры развития Самарской области 52

2.2.2. Инновационный сценарий развития Самарской области 61

2.2.3. Инерционный сценарий развития Самарской области 66

3. Миссия, приоритетные направления, стратегические цели и задачи развития Самарской области 70

3.1. Миссия и девиз Самарской области 70

3.2. Приоритетные направления развития Самарской области 70

3.3. Стратегические цели и задачи развития Самарской области 71

3.4. Стратегические проекты – драйверы роста Самарской области 97

3.5. Этапы развития Самарской области 98

4. Основные тенденции социального развития Самарской области 101

4.1. Здравоохранение 101

4.2. Образование 104

4.3. Культура 105

4.5. Экология 108

4.6. Социальная защита 111

4.7. Уровень жизни населения 113

5. Развитие традиционных и формирование перспективных кластеров Самарской области 116

5.1. Базовые кластеры Самарской области 143

5.1.1. Автомобильный кластер 143

5.1.2. Аэрокосмический кластер 150

5.1.3. Кластер нефтедобычи и нефтепереработки 162

5.1.4. Химический кластер 171

5.2. Перспективные кластеры Самарской области 180

5.2.1. Агроиндустриальный кластер 180

5.2.2. Транспортно-логистический кластер 187

5.2.3. Туристско-рекреационный кластер 216

5.2.4. Кластер информационно-телекоммуникационных технологий 224

5.2.5. Медицинско-фармацевтический кластер 243

5.3. Остальные сектора, отрасли и виды производств 256

5.3.1. Энергетика 256

5.3.2. Строительство 266

5.3.3. Коммунальное хозяйство 276

5.3.4. Рециклинг и управление отходами 282

6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области 290

6.1. Характеристика Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов 290

6.2. Территориальное деление по признаку организации производства 295

6.3. Полюса роста экономики Самарской области 306

6.4. Особенности и направления территориально-пространственного развития субрегионов 310

6.4.1. Самарско-Тольяттинская агломерация 310

6.4.2. Сызранский субрегион 312

6.4.3. Юго-западный субрегион 313

6.4.4. Отрадненский субрегион 313

6.4.5. Нефтегорский субрегион 314

6.4.6. Похвистневский субрегион 314

6.4.7. Сергиевский субрегион 315

6.4.8. Южный субрегион 315

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Правительство Самарской области утвердило Стратегию социально-экономического развития области на период до 2030 года.

Это документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на долгосрочную перспективу. Стратегия подготовлена с учетом требований, предусмотренных федеральным законодательством.

Стратегическими целями социально-экономического развития Самарской области заявлены улучшение качества жизни населения, рост конкурентоспособности экономики и повышение эффективности деятельности органов власти.

Приоритетными кластерами самарского региона названы автомобилестроительный, аэрокосмический, нефтехимический кластеры. Кроме того, определены предпосылки для развития в регионе агропищевого кластера, транспортно-логистического кластера, кластера строительства и производства строительных материалов. Отмечается, что большой интерес для региона представляют кластер медицинских и фармацевтических технологий, туристическое направление, малотоннажная химия.

Всего в Стратегию включено 55 проектов производственной, инфраструктурной и социальной направленности, этот перечень планируется расширять. В целях реализации Стратегии будет подготовлен соответствующий план мероприятий с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения.


Во вторник, 17 сентября, состоялось расширенное заседание правительства Самарской области и Совета при Губернаторе по вопросам стратегического развития региона. В нем приняли участие руководители министерств и ведомств, главы муниципалитетов, общественники, представители кадровых резервов, Почетные граждане

Расширенное заседание проводится ровно через год после вступления в должность Дмитрия Азарова на пост Губернатора Самарской области. Напомним, в сентябре 2017 года Указом Президента РФ Владимира Путина Дмитрий Азаров был назначен врио Главы региона. 9 сентября 2018 года он одержал убедительную победу в первом туре выборов Губернатора Самарской области, набрав 72,63 % голосов, а 17 сентября 2018 года Дмитрий Азаров вступил в должность.

В марте 2018 года в Послании к жителям губернии Дмитрий Азаров поставил задачи, которые предстоит решить для опережающего развития региона во всех сферах деятельности. Для того, чтобы воплотить все задуманное в жизнь, в Самарской области была существенно доработана комплексная Стратегия социально-экономического развития региона до 2030 года. Этот документ призван стать основным инструментом перспективного планирования.

Губернатор отдельно подчеркнул: очень важно, что в создании Стратегии самое активное участие приняли жители и органы власти всех муниципалитетов Самарской области. Летом и осенью 2018 года по всей области проходили стратегические сессии, активно работал сбор предложений граждан через интернет. В итоге в ходе работы над стратегией были выработаны более 900 тысяч предложений! Все они были обобщены и многие из них легли в основу обновленной Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года.

Большое внимание Глава региона уделил ходу реализации нацпроектов. В текущем году на эти цели в Самарской области направлено почти 25 млрд. руб., а в целом регион привлек из федерального бюджета 26,7 млрд рублей. Это больше, чем выделялось региону в самые пиковые годы подготовки к Чемпионату мира.

После трех лет падения базовых показателей удалось добиться позитивного перелома в экономике Самарской области. ВРП устойчиво растет как в номинальном, так и в реальном выражении, укрепляется промышленный комплекс – в 2017-2019 годах здесь отмечена устойчивая положительная динамика (105,7% относительно уровня 2016 г.).

Растут объемы денежных инвестиций в регион. В национальном рейтинге состояния инвестклимата менее чем за два года область поднялась на 41 позицию, заняв лидирующие позиции в стране по динамике роста инвестиционной привлекательности. Такую впечатляющую динамику отметил Президент страны Владимир Путин.

После 4 лет падения реальных доходов заработок граждан начал расти. Происходит существенное снижение уровня безработицы, и особенно это заметно в Тольятти, где эта проблема стояла наиболее остро. Сегодня количество вакансий в Автограде превышает количество безработных. Всего в регионе за полтора года создано 15,5 тысяч новых рабочих мест.

Продолжается приведение в порядок транспортных артерий региона. В 2018 году построено и отремонтировано более 400 км региональных и местных дорог. Такие темпы сохранены и в 2019 году. Завершается строительство Фрунзенского моста в Самаре, движение по нему будет запущено до конца года, а также многоуровневой развязки трассы М-5 в Самаре. За счет областного бюджета проводится обновление общественного транспорта Самары, Тольятти и Новокуйбышевска.

Дмитрий Азаров отметил, что в сфере образования приоритетом является доступность мест в детских садах, особое внимание при этом уделяется созданию ясельных групп. В 2018 году были введены в строй 9 детсадов. Сейчас в Самарской области строятся и капитально ремонтируются сразу 28 садиков, в 17 из них работы будут закончены в этом году.

Губернатор напомнил, что в области среднего профессионального образования 2019-й стал годом обновления учреждений: проводится ремонт сразу в 45 техникумах и колледжах. Активно внедряются демонстрационные экзамены по стандартам WorldSkills. Сегодня регион занимает 2 место в стране по качеству их проведения.

Подводя итоги работы за последние два года, Дмитрий Азаров отметил серьезное укрепление позитивного имиджа региона на федеральном уровне.

Анализ предложений показал, что жителей региона волнует состояние сферы ЖКХ, вопросы благоустройства, состояния дорожно-транспортной инфраструктуры, экологии, спортивных и культурных объектов, качество и доступность медицинских услуг, дополнительного образования. Тематика проблем во многом пересекается с задачами, обозначенными Президентом в национальных проектах.

При корректировке Стратегии дополнен перечень и значения целевых показателей развития социальных отраслей. В частности, это касается значения уровня бедности. Снизить его более чем в два раза поможет ускоренное развитие экономики, рост занятости и адресная социальная поддержка нуждающихся. Первые результаты налицо: в 2018 году удалось переломить отрицательную тенденцию и выйти на динамику роста реальных доходов населения. По итогам 6 месяцев текущего года рост реальных доходов составил 100,5%, что выше общероссийских показателей.

В вопросе повышения конкурентоспособности производителей региона в Стратегии также произошли изменения: сделан акцент на наращивание темпов производительности труда. Перед Правительством области стоит задача вовлечь не менее 250 промпредприятий в реализацию соответствующего нацпроекта. На сегодняшний день заявки на участие в программе уже подали более 70 крупных предприятий с оборотом свыше 400 млн. руб. в год. Около 400 сотрудников региональных предприятий прошли обучение по программе повышения производительности труда.

Добавлены новые направления развития отрасли химической отрасли: производство полиэтиленгликоля, высокоэкологичного полипропиленгликоля, аминоспиртов, антиокислителей. Эти вещества сейчас не производятся в РФ или производятся в недостаточном количестве.

Глава региона поддержал позицию председателя региональной Общественной палаты и подчеркнул: ответственность муниципалитетов в вопросе сбора и вывоза ТКО крайне высока. Именно органы местной власти должны проводить разъяснительную работу с населением, следить за качеством содержания контейнерных площадок, актуализировать схемы размещения контейнерных площадок, контролировать работу регоператора.

Ряд предложений на заседании озвучил и директор самарского научно-исследовательского института сельского хозяйства имени Н.М. Тулайкова Сергей Шевченко. Он отметил, в Стратегии определено три этапа развития агропищевого кластера, которые направлены на повышение эффективности производства, повышение глубины переработки сырья и развития пищевой промышленности, развитие агробиотехнологий.

В среду, 12 июля, правительство Самарской области утвердило стратегию социально-экономического развития области на период до 2030 года.

Утверждена стратегия социально-экономического развития области до 2030 года

Это важнейший региональный документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на долгосрочную перспективу. Стратегия подготовлена с учетом требований, предусмотренных федеральным законодательством.

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин отмечает, что согласно "Стратегии 20-30", к 2020 г. необходимо полностью реструктуризировать экономику региона и создать благоприятные условия для бизнеса, в 2025 г. регион должен стать ведущим производственным хабом, а к 2030 г. превратиться в центр промышленных инноваций России. Глава региона уверен, что экономический и человеческий потенциал позволяют достичь поставленных целей.

"У нас очень высокий человеческий капитал. В Самарскую область всегда со всех концов страны ехали люди, которые хотели в жизни чего-то добиться, проявить себя, сделать что-то важное для страны. Их дети, внуки на генном уровне впитали традиции дедов и отцов. В этом смысле у Самарской области очень большие возможности стать одним из инновационных центров страны к 2030 году", — подчеркнул Николай Меркушкин.

Отметим, что в разработке стратегии приняли участие региональные и муниципальные органы власти, широкий круг экспертов из представителей крупных предприятий, малого и среднего бизнеса, вузы, целевые группы общественности.

Документ прошел общественное обсуждение, в том числе был рассмотрен на заседаниях общественной палаты Самарской области, совета при губернаторе Самарской области по вопросам стратегического развития Самарской области, где в целом документ получил положительную оценку и был рекомендован к принятию. Также документ прошел согласование в федеральных органах исполнительной власти. Минэкономразвития России было подготовлено положительное сводное заключение.

В основу стратегии развития Самарской области положен анализ конкурентоспособности региона и результаты опроса населения на тему удовлетворенности качеством жизни в регионе, участниками которого стали различные категории жителей всех муниципальных образований области — свыше 4 тыс. человек.

Стратегическими целями социально-экономического развития Самарской области являются три взаимообеспечивающих вектора — улучшение качества жизни населения, рост конкурентоспособности экономики и повышение эффективности деятельности органов власти.

Указывается, что в мировом масштабе Самарская область может принять на себя роль значимого центра космических исследований и инжиниринга, образовательного центра в области технических наук, ключевого транспортного узла, соединяющего Европу с Азией и уникального центра рекреации и туризма.
Комплексная реализация стратегических целей позволит достигнуть достойного уровня жизни в регионе, вернуть Самарскую область в топ самых развитых регионов страны и укрепить регион на мировой арене.

Повышение конкурентоспособности региона тесно связано с развитием инфраструктуры. Самым масштабным проектом, существенно меняющим транспортный каркас региона, станет строительство мостового перехода через Волгу в районе с. Климовка с обходом Тольятти, по которому ведутся проектные работы.

Всего в стратегию включено 55 стратегических проектов производственной, инфраструктурной и социальной направленности. При этом планируется, что перечень проектов будет пополняться.

Общий объем инвестиций в основной капитал за 2016–2030 годы должен составить более 9 трлн рублей. Из них более 5,5 трлн — собственные средства, почти 3,5 трлн — привлеченные (1,6 трлн — кредиты и займы, 1 трлн — бюджетные средства, 170 млн — иностранные инвестиции).

Планируется, что лидером по инвестициям станет нефтехимический кластер — 41% от общего объема. За ним должны следовать логистика и коммуникации — 17,9%.

Из проектов, которые ранее широко не обсуждались в концепции заявлено развитие аэротрополиса на базе аэропорта "Курумоч". Его проработкой занимается областной минтранс и Корпорация развития Самарской области.

В стратегии также определены основные направления по развитию малого и среднего предпринимательства.

Важное место в стратегии отводится социальной политике, направленной на улучшение качества жизни населения. Это и демографическое развитие, и повышение материального благосостояния жителей, улучшение экологической ситуации, развитие системы образования, кадрового обеспечения, развитие системы здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, социальной защиты, развитие гражданского общества, обеспечение граждан доступным комфортным жильем, развитие жилищно-коммунального хозяйства. Большое внимание уделяется развитию высшего и среднего профессионального образования.

В целях реализации стратегии будет подготовлен соответствующий план мероприятий.


Расширенное заседание проводится ровно через год после вступления в должность Дмитрия Азарова на пост Губернатора Самарской области . Напомним, в сентябре 2017 года Указом Президента РФ Владимира Путина Дмитрий Азаров был назначен врио Главы региона, отмечают в пресс-службе правительства региона . 9 сентября 2018 года он одержал убедительную победу в первом туре выборов Губернатора Самарской области , набрав 72,63 % голосов, а 17 сентября 2018 года Дмитрий Азаров вступил в должность.

В марте 2018 года в Послании к жителям губернии Дмитрий Азаров поставил задачи, которые предстоит решить для опережающего развития региона во всех сферах деятельности. Для того, чтобы воплотить все задуманное в жизнь, в Самарской области была существенно доработана комплексная Стратегия социально-экономического развития региона до 2030 года. Этот документ призван стать основным инструментом перспективного планирования.

Губернатор отдельно подчеркнул: очень важно, что в создании Стратегии самое активное участие приняли жители и органы власти всех муниципалитетов Самарской области . Летом и осенью 2018 года по всей области проходили стратегические сессии, активно работал сбор предложений граждан через интернет. В итоге в ходе работы над стратегией были выработаны более 900 тысяч предложений! Все они были обобщены и многие из них легли в основу обновленной Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года.

Большое внимание Глава региона уделил ходу реализации нацпроектов. В текущем году на эти цели в Самарской области направлено почти 25 млрд. руб., а в целом регион привлек из федерального бюджета 26,7 млрд рублей. Это больше, чем выделялось региону в самые пиковые годы подготовки к Чемпионату мира.

После трех лет падения базовых показателей удалось добиться позитивного перелома в экономике Самарской области . ВРП устойчиво растет как в номинальном, так и в реальном выражении, укрепляется промышленный комплекс – в 2017-2019 годах здесь отмечена устойчивая положительная динамика (105,7% относительно уровня 2016 г.).

За полтора года в регионе было открыто 21 новое промышленное предприятие, создано 15,3 тыс. рабочих мест. Одним из локомотивов промышленного роста региона стал АВТОВАЗ , достигший в 2018 году чистой прибыли в размере 5,8 млрд рублей против убытка в 9,5 млрд рублей в 2017-ом. Это лучшие показатели за последние 10 лет.

Растут объемы денежных инвестиций в регион. В национальном рейтинге состояния инвестклимата менее чем за два года область поднялась на 41 позицию, заняв лидирующие позиции в стране по динамике роста инвестиционной привлекательности. Такую впечатляющую динамику отметил Президент страны Владимир Путин .

После 4 лет падения реальных доходов заработок граждан начал расти. Происходит существенное снижение уровня безработицы, и особенно это заметно в Тольятти , где эта проблема стояла наиболее остро. Сегодня количество вакансий в Автограде превышает количество безработных. Всего в регионе за полтора года создано 15,5 тысяч новых рабочих мест.

В зоне особого внимания Правительства стоит вопрос обеспечения жильем льготных категорий граждан. В 2019 году жильем были обеспечены 820 молодых семей, 711 детей-сирот и 240 ветеранов Великой Отечественной войны. Беспрецедентное внимание уделяется и решению проблемы обманутых дольщиков. К 1 октября 2019 года в регионе будет создан Фонд защиты участников долевого строительства, что позволит ускорить решение этой застарелой проблемы.

В рамках программы по формированию комфортной городской среды в 2018 году было благоустроено 395 дворовых и 135 общественных территорий. В 2019 году в соответствии с итогами общественного голосования особое внимание было уделено благоустройству общественных территорий, их число увеличилось до 178.

Продолжается приведение в порядок транспортных артерий региона. В 2018 году построено и отремонтировано более 400 км региональных и местных дорог. Такие темпы сохранены и в 2019 году. Завершается строительство Фрунзенского моста в Самаре , движение по нему будет запущено до конца года, а также многоуровневой развязки трассы М-5 в Самаре . За счет областного бюджета проводится обновление общественного транспорта Самары , Тольятти и Новокуйбышевска .

Дмитрий Азаров отметил, что в сфере образования приоритетом является доступность мест в детских садах, особое внимание при этом уделяется созданию ясельных групп. В 2018 году были введены в строй 9 детсадов. Сейчас в Самарской области строятся и капитально ремонтируются сразу 28 садиков, в 17 из них работы будут закончены в этом году.

Губернатор напомнил, что в области среднего профессионального образования 2019-й стал годом обновления учреждений: проводится ремонт сразу в 45 техникумах и колледжах. Активно внедряются демонстрационные экзамены по стандартам WorldSkills. Сегодня регион занимает 2 место в стране по качеству их проведения.

Подводя итоги работы за последние два года, Дмитрий Азаров отметил серьезное укрепление позитивного имиджа региона на федеральном уровне.

Самарско-Тольяттинская агломерация признана в Стратегии пространственного развития России одним из ведущих центров роста экономики страны.

О корректировках, которые были выработаны для Стратегии социально-экономического развития региона, рассказал Первый вице-губернатор – Председатель Правительства Самарской области Виктор Кудряшов . Он отметил, что за последние 2 года произошли существенные изменения в жизни как региона, так и страны.

Анализ предложений показал, что жителей региона волнует состояние сферы ЖКХ, вопросы благоустройства, состояния дорожно-транспортной инфраструктуры, экологии, спортивных и культурных объектов, качество и доступность медицинских услуг, дополнительного образования. Тематика проблем во многом пересекается с задачами, обозначенными Президентом в национальных проектах.

В обновленной Стратегии остались неизменными главные цели и задачи, такие, как улучшение качества жизни населения, рост конкурентоспособности экономики, повышение эффективности деятельности органов власти. Однако механизм их достижения изменился. Стратегия базируется на демографическом прогнозе, и, поскольку в связи с изменениями границ трудоспособного возраста численность трудящихся граждан будет расти, их доля в общей численности населения увеличится и достигнет в 2030 году 61,2% против 55,3% в 2018 году. Это приведет к сокращению демографической нагрузки на трудоспособное население.

При корректировке Стратегии дополнен перечень и значения целевых показателей развития социальных отраслей. В частности, это касается значения уровня бедности. Снизить его более чем в два раза поможет ускоренное развитие экономики, рост занятости и адресная социальная поддержка нуждающихся. Первые результаты налицо: в 2018 году удалось переломить отрицательную тенденцию и выйти на динамику роста реальных доходов населения. По итогам 6 месяцев текущего года рост реальных доходов составил 100,5%, что выше общероссийских показателей.

Напомним, что также по поручению Губернатора с 2018 года в законодательстве Самарской области нормативно закреплена обязательность ежегодной индексации размера социальных выплат в соответствии с темпами инфляции.

В вопросе повышения конкурентоспособности производителей региона в Стратегии также произошли изменения: сделан акцент на наращивание темпов производительности труда. Перед Правительством области стоит задача вовлечь не менее 250 промпредприятий в реализацию соответствующего нацпроекта. На сегодняшний день заявки на участие в программе уже подали более 70 крупных предприятий с оборотом свыше 400 млн. руб. в год. Около 400 сотрудников региональных предприятий прошли обучение по программе повышения производительности труда.

Добавлены новые направления развития отрасли химической отрасли: производство полиэтиленгликоля, высокоэкологичного полипропиленгликоля, аминоспиртов, антиокислителей. Эти вещества сейчас не производятся в РФ или производятся в недостаточном количестве.

Выступая на Совете, председатель Общественной палаты Самарской области Виктор Сойфер обратил внимание на те аспекты, которые, по его мнению, также необходимо учесть при планировании дальнейшего социально-экономического развития региона. В первую очередь председатель общественной палаты обратил внимание участников заседания на вопрос, связанный с начислением платы за вывоз ТКО. Напомним, в начале Губернатор поручал Общественной палате провести опросы среди жителей и выяснить, какой формат оплаты услуг является оптимальным для большинства.

Глава региона поддержал позицию председателя региональной Общественной палаты и подчеркнул: ответственность муниципалитетов в вопросе сбора и вывоза ТКО крайне высока. Именно органы местной власти должны проводить разъяснительную работу с населением, следить за качеством содержания контейнерных площадок, актуализировать схемы размещения контейнерных площадок, контролировать работу регоператора.

Кроме того, Виктор Сойфер обратил внимание присутствующих на проблемы, которые влечет за собой цифровизация всех сфер жизнедеятельности.

Ряд предложений на заседании озвучил и директор самарского научно-исследовательского института сельского хозяйства имени Н.М. Тулайкова Сергей Шевченко . Он отметил, в Стратегии определено три этапа развития агропищевого кластера, которые направлены на повышение эффективности производства, повышение глубины переработки сырья и развития пищевой промышленности, развитие агробиотехнологий.

Комментируя итоги работы по обновлению Стратегии развития региона, ректор СГЭУ Светлана Ашмарина подчеркнула: в Самарской области за последние два года кардинально изменились условия для развития.

Читайте также: