Фараон реформатор эхнатон конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Семья Эхнатона

Фараон приходился сыном Аменхотепу III и царице Тие и при рождении получил имя Аменхотеп IV. Женой Эхнатона была Нефертити, которая состояла с ним в родстве. Такие союзы были типичными для Древнего Египта с целью укрепления династической власти.

Считается, что на момент брака с Эхнатоном ей было всего 12 лет. Несмотря на связь с этим известным фараоном, царица Нефертити и сама сыграла свою роль в истории, запомнившись в первую очередь своей выдающейся красотой. Это подтверждает ряд связанных с ее именем артефактов, в частности знаменитый бюст Нефертити .

У фараона Эхнатона были и другие жены. Но, как подтверждают его и Нефертити совместные изображения на стенах храмов, она была его любимой женой более десяти лет. В конечном счете фараон возвел ее в статус богини.

В возрасте 38 лет Эхнатон унаследовал трон своего отца после его смерти. Старший брат Эхнатона скончался при невыясненных обстоятельствах. Исследователи установили, что когда Эхнатон был ребенком, остальные члены семьи относились к нему довольно пренебрежительно. Он не получал положенных ему почестей, его изображение не появлялось на семейных портретах, он не участвовал в мероприятиях. Однако его мать, царица Тия, любила его. Возможно, ее поддержка помогла ему достичь его высокого статуса.

Предполагаемая болезнь Эхнатона

Изображения фараона и его семьи показывают, что он, по-видимому, был поражен этим недугом. Симптомы включают удлиненные череп, шею и конечности, слабо развитую мускулатуру, увеличенный живот, короткое туловище и слабый мышечный тонус. Все это можно видеть на портретах Эхнатона. Возможно и то, что фараон ничем не болел, а просто установил новый тренд в изобразительном искусстве.

Эхнатон стал первым фараоном, который настаивал, чтобы скульптуры и изображения его и его семьи были реалистичными, тогда как фараоны прошлого приказывали изображать себя сильными, высокими, мускулистыми и подобными богам. Эта новая мода позволила художникам того периода запечатлевать правящую семью во время событий повседневной жизни, чего не было раньше.

Фараон-еретик: новая религия

Эхнатон вошел в историю как фараон-реформатор. Религия Древнего Египта была политеистической, с пантеоном, включавшим сотни божеств. Однако Эхнатон установил новый культ – монотеистическое поклонение единственному богу. Он заявлял, что есть только один бог, которому он намерен служить: Атон, божество солнечного диска. Тогда он и взял себе новое имя, в котором фигурировало имя бога Атона.

Это было неслыханной инновацией среди древних религий мира, которые все без исключения были политеистическими. По сути, Эхнатон мог заложить основу для будущих авраамических религий – иудаизма, христианства и мусульманства, в центре вероучения которых – поклонение единому богу. Зигмунд Фрейд утверждал, что иудейский пророк Моисей мог в действительности быть жрецом культа Атона. После смерти Эхнатона он был вынужден бежать из Египта и основал монотеистическую религию иудаизм.

Эхнатон в рамках нового культа повелел уничтожить все изображения других богов кроме Атона. Чтобы без помех служить своему божеству, он переехал из Фив в новый основанный им город Амарна (Ахетатон), где и правил десять лет. В период расцвета Амарна насчитывала 10 тыс. жителей: жрецов, торговцев, художников, а также их семьи. Город простирала на многие километры через пустыню. Строились элегантные дворцы, устанавливались статуи Эхнатона, прокладывались широкие дороги, по которым могли проезжать процессии колесниц.

Проблемы царствования Эхнатона

Несмотря на значительные достижения, фараон в период правления столкнулся с трудностями. Во-первых, наметился упадок славы правящей династии. Эхнатон сократил расходы на войну и вооружение, не уделял внимания внешней политике, что привело к территориальным потерям.

А главное, культ нового бога был крайне непопулярен среди египтян, привыкших поклоняться множеству божеств. Их прошлые боги были надежными и осязаемыми, а Атон был слишком эфемерным по своей сути. Египтяне беспокоились по поводу своей загробной жизни, ведь они отринули старых богов и утратили их покровительство. Из-за этого росло недовольство фараоном и его семьей. А то, что он жил в Амарне, а не в столице царства, еще больше отдалило его от жителей и их проблем.

К тому же новая религия Эхнатона ослабила экономику. После того как власть сосредоточилась в Амарне, другие регионы начали приходить в упадок. Религия Древнего Египта была одним из способов заработка, и отказ от старого культа подорвал экономические связи.

Последние годы правления и смерть

О позднем этапе правления Эхнатона известно мало. Причина в том, что после его смерти египтяне немедленно объявили его еретиком, вернулись к своей политеистической религии и стали планомерно уничтожать все, что напоминало о неугодном фараоне. Изображения его и Нефертити соскабливались, скульптуры разбивались.

Причина смерти Эхнатона неизвестна. Его гробница находится в Долине Царей. После смерти правителя сменилось несколько фараонов, а затем к власти пришла новая династия. Это говорит о том, что его правление стало началом династического кризиса.

Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)

Аменхотеп IV (Эхнатон) вырос в
неблагоприятной
для
него
обстановке. Придворная знать не
любила ни его, ни его мать.
Причина такой неприязни в следующем. Престол в Египте формально передавался по женской
линии – фараоном становился
муж старшей дочери предыдущего
фараона. Невзирая на это, отец
Аменхотепа IV, женился на дочери
заведующего скотом од-ного из
провинциальных храмов.
Поэтому он еще юношей почувствовал ненависть к
господствующим кругам Египта и тогда же начал мечтать об
изменениях в государственном устройстве.
3


Ещё юношей Аменхотеп IV
стал соправителем отца, который
в последние годы своей жизни
был, вероятно, тяжело болен.
Аменхотеп III был любителем
роскоши и, по крайней мере, на
склоне лет, человеком распущенным.
Реальная
власть
принадлежала
царице
Тии,
титулы которой свидетельствуют о ее могуществе. После
смерти Аменхотепа III она
управляла
государством
в
качестве регента. Тия приз-вала
своего сына в Фивы, где он был
возведен на трон под именем
Аменхотепа IV.
4

6. Реформы Эхнатона

Отцом фараона провозглашается
бог
Атон,
изображающийся в виде
солнечного
диска
с
множеством простёртых к
Земле лучей, с изображениями ладоней на концах.
7

С точки зрения религии это была едва ли не первая в
истории попытка заменить всех богов одним, создать культ
единого, общеобязательного для всех, официально
признанного и возвеличенного бога большой страны. Но
монотеистическая тенденция реформы отнюдь не была
главной; основная цель ее сводилась к тому, чтобы укрепить
централизованную администрацию за счет ликвидации
сепаратистских тенденций влиятельной храмовой знати.
Фактически Эхнатон отменил религию, ведь теперь стали
поклоняться реальному солнцу.
Эхнатон всемерно стремился подчеркнуть свой разрыв с
традициями прошлого, строгое соблюдение которых всегда
являлось в руках господствующей верхушки мощным
средством воздействия на народные массы. По его приказу
были переведены официальные надписи, художественная
литература и даже гимны на новый современный
разговорный язык, на котором говорил народ, со старого
книжного.
8

10. Политика правления Эхнатона

Время правления Эхнатона стало периодом упадка
египетской государственности и престижа Египта в
международных отношениях. Эхнатон был настолько
сосредоточен на делах своей семьи и укреплении нового
культа, что не уделял должного внимания ни внутренней, ни
внешней политике. Египет терял не только политический
престиж, полученный фараонами-завоевателями XVIII
династии, но и экономическое могущество, поскольку в
результате реформ от управления оказались отстранены
администраторы-жрецы, сохранявшие верность старому
культу. Во время его правления не было проведено ни
одного военного похода. Эхнатон отказался от активной
внешней политики и в значительной степени утратил
контроль над захваченными его предшественниками
территориями: при нем от Египта отпали Сирия и
Палестина. Египетская гегемония на Ближнем Востоке ушла
в прошлое.
10

11. Искусство времени Эхнатона

В центре города был возведен грандиозный храм Атона,
вокруг которого раскинулся дворцовый комплекс. Отсюда
расходились прямые улицы, разделяя город на равные
секторы, застроенные жилыми домами. Храмы Атона не
имели характерных для Египта колонных залов, и,
построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими
пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни
художественным качеством.
Для древнеегипетского атонизма характерны два основных
признака или, точнее, два религиозных устоя. Первый из
этих устоев - любовь к "земной" жизни. Культ земной жизни
хотя и не был прямо противопоставлен загробному культу,
но явно над ним возобладал. На ахетатонских стелах, на
стенных росписях Ахетатонского дворца - всюду
изображается любовь Эхнатона и Нефертити, их
родительская нежность к дочерям.
Храмы Атона были построенные наспех, в основном из
кирпича, не отличались ни монументальностью, ни
художественным качеством.
12

Дворцы строились
из кирпича, и только
колонны и обрамления
дверей были из камня.
Главный дворец состоял из двух частей частной, где находились
жилые комнаты, и
официальной,
предназначенной для приемов и иных церемоний.
Обе части соединялись
крытым переходом, перекинутым через разделявшую их дорогу.
Главный вход в каждую часть дворца был
с севера.
14

15. Настроения в обществе при реформах Эхнатона

Реформа привела к расколу египетского общества.
Реформы Эхнатона не могли закрепиться, так как рядовые
свободные люди не получили никаких существенных
преимуществ,
нарастало
сопротивление
жреческого
сословия, справедливо видевшего в религиозной реформе
угрозу своему привилегированному положению. Фараон
жил в своей новой столице практически безвыездно, как
узник.
На окраинах, в египетских номах народ внутренне
сопротивлялся нововведениям. Внешне же это выражалось в
довольно редких попытках сопротивления. Эхнатон
восстановил против себя не только знать и жрецов. Средние
слои населения, которые вначале его поддерживали, ничего
не выиграв от реформ, быстро в них разочаровались.
15

Беспощадная расправа со старыми богами и их
священнослужителями не могла не нравиться народу.
Эхнатон уничтожил культ богов, которым поклонялись
тысячелетия египтяне, и этим вызвал всеобщее
недовольство. Веру в них, закрепленную многовековой
традицией, нельзя было искусственно уничтожить за
несколько лет. Суровые меры фараона, которого
поддерживали только немногие приверженцы нового учения
и приближенные, вызывали недовольство и ропот.
Культ Атона был не только решительным шагом в
сторону универсализма, отказа от веры в исключительность,
но и введением последовательного монотеизма, что
противоречило принципам культуры Древнего Египта и
подрывало ее основы. Поэтому противодействие реформам
Эхнатона не могло иметь в качестве причины только
стремление жречества и аристократии сохранить свои
привилегии. Это была борьба за сохранение самих
оснований данного типа цивилизации. Реформа Эхнатона
встречала вполне прогнозируемое противодействие и вполне
закономерно не смогла состояться.
16

17. Последствия реформ Эхнатона

Эхнатон умер молодым, на восемнадцатом году своего
правления, не оставив после себя ни сыновей, ни
фанатичных продолжателей своего дела. По-видимому, он
осознавал, что его реформа провалилась.
При его жизни реформы открытого сопротивления не
встретили, хотя и не были восприняты сразу всеми, тем
более с ликованием.
На 17-м (последнем засвидетельствованном в источниках)
году правления Эхнатона его сын Сменхкара был назначен
его соправителем. Вскоре Эхнатон был свергнут и, повидимому, ослеплен.
17

Сменхкара, процарствовав всего год, передал трон
своему младшему брату Тутанхатону который под
давлением жречества и знати царь объявляет суть реформ
Эхнатона ересью, принимает имя Тутанхамон и переносит
столицу в Мемфис. Жрецы восстановили прежний порядок,
воспользовавшись недовольством внутри страны и
неудачами во внешней политике, приведшей к потере
азиатских владений, что объяснялось жрецами как результат
гнева старых богов во главе с Амоном. Сам Эхнатон был
объявлен еретиком.
Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь
решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный
возврат к старому был уже невозможен. Подобно тому как
разговорный язык прочно удержался в художественной
литературе, в деловых документах, в изобразительном
искусстве, нельзя было вычеркнуть все то новое, что было
осознано и разработано мастерами Ахетатона.
18

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Военные походы. Рабы. Фараон – реформатор Эхнатон.

Проблемный вопрос урока
Что помогло египетским фараонам добиться успехов в завоеваниях?

Понятия
Тяжеловооруженная пехота, легковооруженные воины, дротики, реформа, храм, дань

1550 год до н.э. – освобождение Египта от гиксосов
Фивы стали столицей Египта
В Фивах бог солнца почитался под именем Амона
Главный бог всего Египта стал именоваться Амон-Ра

В борьбе с гиксосами египтяне многое переняли у них. Появились боевые колесницы – с возницей и лучником

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 79-80
Работа в паре
Изучите материал учебника и найдите отличие тяжеловооруженной пехоты от легковооруженных пеших воинов.

Хатшепсут. Древнеегипетская скульптура

Военные походы Тутмоса III
запад
юг
северо
-восток
Ливия
Нубия
Палестина,
Сирия

Самостоятельная работа
На контурной карте стр. 1 отметить военные походы Тутмоса III.

Работа с историческим документом
Изучить документ стр. 83 и ответить на вопросы к документу.

Работа с текстом учебника стр.81-82
Каковы причины побед египетских завоевателей?
Как завоевательные походы влияли на развитие Египта?

Запись в тетрадь
Храм – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Реформа – переустройство с целью улучшения.

14 век до н.э. – религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона)

Выполните задания
Как вы думаете, почему жрецы после смерти Эхнатона вновь вернули Египет к многобожию?
Найдите на карте стр. 79 столицу Египта времени правления Эхнатона

Решите задачу
По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча – множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне?

Домашнее задание
Параграф 13, выучить даты, определения (реформа, храм).
ШЦП: модуль Древний Египет, задания: Завоевания египетских фараонов, Возникновение централизованного государства.
Контурные карты стр.1 задания 4-8

Краткое описание документа:

Презентация по Всеобщей истории на тему: " Военные походы. Рабы. Фараон – реформатор Эхнатон" для 5 класса составлена на основе системно-деятельностного подхода и соответствует ФГОС. Презентация содержит слайды для самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, изучение исторического документа, решение задачи.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 451 материал в базе

Материал подходит для УМК

§ 13. Завоевание Фараонов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.07.2021 259
  • PPTX 657.8 кбайт
  • 23 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Понарьина Галина Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Эхнатон
правил Египтом приблизительно в 1351 - 1334 годах до нашей эры.
Больше всего он прославился своей религиозной реформой: Эхнатон стал первым и, пожалуй, единственным фараоном-реформатором, реформы его носили весьма жесткий и масштабный характер.

К концу XV века до н. э. могущественная каста египетских жрецов сосредоточила в своих храмах огромные богатства. К тому же они были и самой образованной частью населения: умели предсказывать разливы Нила, составлять карты звездного неба и календарь, знали, как вычислять площади геометрических фигур. Почувствовав силу, жрецы стали диктовать свои требования царской власти.

Стремясь избавиться от власти жрецов Амона, которые веками диктовали свою волю фараонам, Аменхотеп IV затеял глобальную, очень смелую и хитроумную религиозную реформу – он объявил Амона лже-богом и заменил его на другого бога – Атона,олицетворением которого стал солнечный диск.





Так изображали Атона,
Бога Солнца, в эпоху Эхнатона.


Эхнатон и Нефертити приносят дары Великому Атону.


В честь Бога Солнца -Атона. взял себе имя ЭхнАТОН. Сделал он это прежде всего для того, чтобы лишить власти могущественных жрецов прежнего главного бога, Амона (первое имя фараона, Аменхотеп, значило "Амон доволен", а новое, Эхнатон, - "угодный Атону"). Зигмунд Фрейд видел в нем наставника Моисея.

Решительно избавившись от правящей верхушки прежних жрецов,отстроил храмы в честь новоиспеченного бога солнца, и перевез в созданный им город весь свой двор.

Вместе с тем, при Эхнатоне, всецело поглощенном религиозной реформой, практически не велись завоевательные походы, не поддерживался контроль Египта над Палестиной и Сирией, ослабевали связи с Вавилонией и другими государствами Ближнего Востока.

Он вообще не уделял внимания внешней политике. Этот фараон занялся грандиозными изменениями внутри страны, что получили названия религиозной реформы. Абсолютная власть фараона, которая была силой Египта в другие времена и источником его могущества, теперь стала его слабостью
В этот период Египетская империя как никогда нуждалась в мощной армии и военных победах.

Религиозные реформы отразились на всех сторонах жизни Египта: в искусстве формировался новый образ человека, в изображениях царя, царицы и приближенных подчеркивались главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души миру эмоций.

Эхнатон и Нефертити имели шесть дочерей. Старшая из них — Меритатон — стала супругой Семнехкары, который на тринадцатом году царствования Эхнатона был объявлен его соправителем. В конце правления у Эхнатона появилась новая жена, Кийа, о которой известно лишь то, что она родила фараону одного или двоих сыновей. Нет достоверных сведений и о судьбе Нефертити после появления у Эхнатона новой жены.

Дочери Эхнатона. Фрагмент росписи дворца в Ахетатоне (Эль-Амарне). XVIII династия. Начало 14 в. до н. э. Оксфорд. Музей.


новая жена Эхнатона,Кийа

Данные о последних годах жизни Эхнатона, так же как об обстоятельствах прекращения его правления, причинах и характере смерти, противоречивы. Известно лишь, что, когда Эхнатону исполнилось 25 лет, в его организме начали происходить странные изменения: тело стало деформироваться, на бедрах и ягодицах образовались толстые жировые отложения, половые органы стали усыхать. Через четыре года, в возрасте 29 лет, Эхнатон умер.

египтолог Николас Ривс

Тело, найденное в захоронении в Долине Царей, куда оно, судя по всему, было перевезено из гробницы в новой, впоследствии заброшенной столице и предположительно принадлежащее Эхнатону, находится в слишком плохом состоянии, чтобы делать серьезные выводы.

останки Эхнатона. Фото с сайта археолога

Не исключено, что вскоре после появления Семнехкары-соправителя Эхнатон был свергнут и даже ослеплен (Ривс полагает, что фараон мог быть убит). Семнехкараже, процарствовав единолично всего год, передал корону Тутанхатону, возможно, являвшемуся его младшим братом. Несколькими годами позже Семнехкара попытался вернуть трон. Это привело к смерти и его самого, и Тутанхатона.

Впоследствии имя Эхнатона было предано забвению и даже не включалось в списки правивших в Египте царей


Скульптурное изображение Эхнатона. Фото с сайта археолога


Загадочная красавица Нефертити



Величественная и, вместе с тем, очень женственная юной царица Египта Нефертити


… Разрез ее красивых глаз дурманит,

Тонки запястья у прекрасных рук,


И, кажется, через века поманит,


Ты разорвешь объятия подруг,


И кинешься к ногам, как верный друг…

Айне Хексэ

Французские археологи восстановили обликегипетской царицы

Иероглифические надписи восхваляют не только красоту царицы, но и ее божественную способность внушать к себе уважение.
Нефертити называли "владычицей приятностей", "умиротворяющей небо и землю сладостным голосом и добротой".

Весной 1965 года американский археолог-любитель, бывший дипломат Рэй Уинфилд Смит обнаружил на территории древних Фив, в Карнаке (храмовом комплексе, знаменитом развалинами древней святыни Атона) около 16 ООО обломков известняка с фрагментами надписей

Изучив собранные Смитом материалы, мюнхенский историк Филипп Ванденберг установил, что на стенах храма гораздо чаще встречались имя и изображения именно Нефертити, а вовсе не Эхнатона. Исследователь пришел к заключению, что подлинной правительницей в царстве эксцентричного фараона была именно она.

Дочь короля Митанни Нефертити в пятнадцатилетнем возрасте была отдана в жены стареющему монарху Египта — Аменхотепу III. Спустя два года старый фараон умер, а юная вдова стала женой его двенадцатилетнего сына — Аменхотепа IV, мать которого, Тия, пользовалась большим влиянием при дворе: ведь она тоже происходила из царского рода Митанни, а там было принято, чтобы королевы принимали участие в управлении государством.

Победа в борьбе с всесильными жрецами прежних богов говорит о большой политической власти Нефертити.

Как видно из многочисленных настенных изображений, Эхнатон и Нефертити вели счастливую семейную жизнь: три их дочери, родившиеся в течение первых трех лет супружества, всегда изображены в окружении родителей.



Когда на тринадцатом году правления Эхнатон неожиданно делит власть с Семнехкарой, звезда Нефертити на политическом небосклоне меркнет. Есть основания предполагать, что Семнехкара не только боролся с ней за власть, но и оспаривал у нее любовь Эхнатона.

Последний период супружеской жизни царицу окружали многочисленные поклонники: в эти годы, живя в своем дворце, она родила еще троих дочерей — всех от разных отцов. Но далеко не ко всем добивавшимся близости с ней она была благосклонна.

В 1971 году были найдены три глиняных таблички, представляющие собой как бы три картинки из рисованого комикса. На них изображено, как распорядитель церемоний Умиханко подходит к Нефертити с намерением обнять ее, и как по приказу разгневанной царицы его впрягают в повозку, груженную камнями, и выдворяют в безводную пустыню, где он через десять дней умирает.

Сегодня известны четыре портрета Нефертити. Среди них один из мастерской скульптора Тутмоса, судя по всему незаконченный. Очевидно, скульптор работал с натуры. Это небольшая (всего 33 см.) голова царицы. На Нефертити головной убор, низко надвинутый на лоб с двумя закругленными концами плотно закрывающий уши. Нежный овал лица, удлиненные глаза и красиво очерченные губы полны бесконечного очарования. Мастер прекрасно передал обаяние Нефертити, одухотворенность ее облика.

Несмотря на успех у мужчин, сама Нефертити больше замуж не вышла. Но одну из своих дочерей, Анхесенпаатон, она выдала за фараона Тутанхатона, которому было в ту пору 11 лет. Вскоре новый властитель покинул Ахетатон, переселился вместе со своим двором обратно в прежнюю столицу — Фивы, возвратил культ старых богов и принял новое имя — Тутанхамон. Он умер в 1349 году до н. э. в возрасте около двадцати лет.


фараона Тутанхатона

Согласно официально принятой версии, Нефертити умерла тридцати четырех лет от роду, вероятно, во время эпидемии чумы. Ее гробница не найдена до сих пор. Если эта находка когда-либо состоится, то ученые, несомненно, получат новую информацию как о жизни, так и о смерти этой в высшей степени загадочной дамы.

портрет фараона Сменхкара

Оставив свой земной путь на 17-м году царствования, Эхнатон был проклят жрецами и вошел в позднейшие египетские тексты под именем "враг из Ахетатона". Его зять и наследник фараон Семенхкара (Эхнатон оставил 4-х дочерей) правил всего несколько месяцев. После его смерти религиозные реформы были окончательно свернуты, жители покинули "Город Солнца". Ахетатон был проклят и объявлен обиталищем демонов, громадные алтари, сооруженные в четь Атона, разрушены и разбиты. Никто и никогда уже здесь не селился, а руины города использовались в последующие века в качестве каменоломни. Постепенно остатки Ахетатона были занесены песком.

Читайте также: