Теория демографического перехода 10 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

образовательные: сформировать представление о демографической политике в странах с разным темпом воспроизводства населения, о продолжительности жизни; выявить закономерности динамики численности мирового населения;

развивающие: развить умения работать с картами, атласами, учебниками;

воспитательные: создание ситуации успеха у учащихся.

Форма проведения: урок.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный.

Опорные понятия: знание предыдущей темы.

Новые знания: демографическая политика, демографический переход, депопуляция, старение нации, демографический взрыв, демографический кризис.

Оборудование: политическая карта мира, карта мира с разными типами

воспроизводства населения, статистические материалы, атласы.

II.Изучение нового материала.

Ребята, сегодня мы продолжим изучать тему, которую начали на прошлом уроке. А какую тему мы с вами начали изучать?

Ежегодно в мире рождается около 140 млн чел. (Интересные факты № 3). Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту — 175, каждый час — 10,4 тыс., каждые сутки — 250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц— население такой страны, как Австрия или Тунис. Рождаемость также зависит от уровня социально-экономической структуры общества и от условий жизни людей. Но неправильно было бы определить прямую зависимость уровня рождаемости от уровня жизни в стране. Например, в США уровень естественного прироста средний, а в ФРГ он намного ниже. Россия переживает экономический кризис и, следовательно, рождаемость низкая, а в ФРГ и Италии экономическая жизнь стабильная, но рождаемость такая же низкая и естественный прирост отрицательный. Как правило, по мере роста благосостояния и роста уровня образования, женщины вовлекаются в экономическую жизнь общества, на производство, увеличивается срок образования детей, увеличивается возраст

вступления в брак, общее затрат на ребенка, также рост урбанизации влияет на уменьшение рождаемости. Следовательно, в Развитых странах уровень рождаемости, как правило, падает. В странах с переходной экономикой повышение уровня жизни вызывает, наоборот, рост рождаемости.

Первый, второй и третий демографические переходы. Рождаемость, смертность, характер естественного движения населения мира изменяются в истории человечества под влиянием социально-экономических и ряда других факторов. В результате происходит смена типов воспроизводства населения, которая в регионах и странах мира протекает в разное время. Объяснение динамики демографических процессов и последовательности смены типов воспроизводства даёт теория демографического перехода.

Демографический переход — это коренные демографические перемены в истории человечества, которые характеризуются переходом от высокого уровня рождаемости и смертности населения к низкому и приводят к смене типов воспроизводства населения.

Впервые об исторической смене типов воспроизводства под влиянием как биологических законов, так и социально-экономических условий написал в 1909 г. французский демограф А. Ландри (рис. 49).

Теория демографического перехода (ДП) объясняет особенности демографической ситуации в мире, регионах и странах с экономическим ростом и социальным прогрессом. Впоследствии он был назван Первым демографическим переходом. Выделяют четыре стадии демографического перехода (рис. 51). Для первой стадии характерны высокий уровень рождаемости и смертности, колебания численности населения, низкий естественный прирост, которые сдерживают рост численности населения. Такая ситуация была присуща всем обществам в первобытную эпоху. В настоящее время стран на этой стадии нет.


На второй стадии сохраняется высокая рождаемость, начинает снижаться смертность, растёт продолжительность жизни. За счёт этого увеличивается естественный прирост, который к моменту окончания стадии достигает наивысших в истории значений. Происходит начальный рост численности населения. Сегодня эта стадия характерна для большинства стран Африки и наименее экономически развитых стран Азии.

Клуб знатоков-экономикогеографов. Снижение смертности было связано с переходом от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, когда появились запасы продовольствия на случаи засухи, голода и наводнений. Улучшение продовольственного обеспечения создало условия для прироста населения.

Третья стадия связана с началом развития капитализма. Она характеризуется продолжением снижения смертности, но ещё более быстрым снижением рождаемости. Естественный прирост начинает уменьшаться, но рост численности населения сохраняется. В ХХI в. на этой стадии находится большинство стран Латинской Америки и отдельные страны Азии.

Клуб знатоков-экономикогеографов. Снижение рождаемости объясняется индустриализацией и урбанизацией. Повышается качество жизни, растут расходы на воспитание детей, женщины вовлекаются в производство. Начинают широко распространяться медицинские средства регулирования рождаемости.

На четвёртой стадии, которая соответствует переходу от индустриального к постиндустриальному обществу, происходит дальнейшее снижение и стабилизация рождаемости и численности населения. Смертность под влиянием старения населения начинает медленно возрастать. Первым регионом, вступившим в эту стадию, была Европа. В конце ХХ в. к ней присоединились страны Северной (США и Канада) и Южной (Уругвай, Аргентина) Америки, а также Япония, Австралия, Новая Зеландия. В ХХI в. большинство экономически развитых стран мира находится на этой стадии.

Клуб знатоков-экономикогеографов. По мере улучшения качества питания и здравоохранения смертность уменьшается. Но как только люди вовлекаются в образ жизни высокоразвитого индустриального и постиндустриального общества, рождаемость тоже снижается и темпы роста численности населения уменьшаются.

В мире всё взаимосвязано. Как по мере развития человеческого общества изменялось воспроизводство населения планеты? Перед вами, как будущими руководителями, стоит задача улучшить демографическую ситуацию в вашем регионе. Какую стратегию вы можете предложить по решению данного вопроса?

В конце ХХ в. в ряде экономически развитых стран начинают вновь происходить коренные демографические перемены, что легло в основу теории Второго демографического перехода, или пятой стадии Первого демографического перехода (рис. 52). Главной его особенностью является снижение рождаемости ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения, из-за отсутствия мотивации иметь детей. География Второго демографического перехода представлена в основном экономически высокоразвитыми странами и рядом стран с переходной экономикой.


Теории Первого и Второго демографических переходов не принимают во внимание миграцию. Однако в последнее время она вносит значительный вклад в формирование населения Европы, Северной Америки и Австралии. К началу XXI в. миграционный прирост стал главным процессом в динамике численности населения большинства европейских стран, где смертность превышает рождаемость. В связи с этим возникла теория Третьего демографического перехода — особой фазы развития населения страны, в течение которой на динамику численности, состав населения и в целом социально-экономическое развитие страны определяющее влияние оказывает миграция.

Мир и Беларусь. Проанализируйте изменение демографической ситуации в конце XX – начале XXI в. в Республике Беларусь. Как вы думаете, какой демографический переход характерен для нашей страны? Обоснуйте свой ответ.

Мы с вами живем в 21 веке– веке ноосферы и высоких компьютерных технологий. Вам уже не интересно просто читать и конспектировать материал, нужно применить полученные знания в жизни. Вы умеете строить графики разного уровня сложности. Вы должны понимать, что многие гуманитарные, естественные и точные предметы взаимосвязаны и необходимы в нашей жизни.

ВложениеРазмер
demograficheskaya_situatsiya_v_mire.doc 32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 г. Тайшета

Демографическая ситуация в мире

(урок географии 10-11 класс)

Храпкова Ольга Сергеевна

Учитель географии I категории

Урок 1. Демографическая ситуация в мире

Цели:
1. Вызвать интерес к изучению предмета географии
2. Расширить представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в разных странах, рассмотреть закономерности динамики численности населения мира.

3. Развить умение анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
4. Обобщить и закрепить знания по темам “ Демографическая проблема”

Оборудование: Политико-административная карта РФ, таблицы статистических данных о численности и движении населения, мультимедийный проектор

Ход урока
1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала:
Учитель географии. Мы с вами живем в 21 веке– веке ноосферы и высоких компьютерных технологий. Вам уже не интересно просто читать и конспектировать материал, нужно применить полученные знания в жизни. Вы умеете строить графики разного уровня сложности. Вы должны понимать, что многие гуманитарные, естественные и точные предметы взаимосвязаны и необходимы в нашей жизни.

Откройте тетради. Запишите число и тему.

У нас необычный урок. Мы проведем мини-конференцию, и заслушаем четыре исследовательские группы, каждая из которых работала по одному из направлений:

В ходе урока ваша задача делать в тетради записи необходимые для написания отчета о проведенной конференции используя предложенный план.

План работы над отчетом по итогам конференции.

1 . В чем сущность демографической проблемы?

2. Причины и последствия демографического взрыва?

3. Что такое теория демографического перехода? На какой фазе находятся развитые и развивающиеся страны?

4. Какая существует закономерность в демографическом поведении?

5. В чем отличия демографической политики в развитых и развивающихся странах?

В современную эпоху стремительный рост народонаселения оказывает возрастающее влияние, как на жизнь отдельных государств, так и на международные отношения в целом. Вы знаете, что в мире существует огромное количество проблем, от предотвращения ядерной войны до загрязнения окружающей природной среды. Но особое место среди них занимает – демографическая.

Из-за быстрого роста населения на планете, перед человечеством появляются все новые задачи. По оценкам ООН к 2020 году на Земле будет жить около 8 млрд. чел. Всем им будут нужны вода, пища, воздух, энергия. Чтобы обеспечить людей всем необходимым, человечество прилагает огромные усилия, нанося непоправимый вред природе.

Слово предоставляется первой исследовательской группе, занимавшейся построением графиков (приложение).

Важность и значимость демографической проблемы признана всеми государствами. От ее решения зависит эколого-экономическое развитие мира, дальнейшая жизнь всего человечества.

Слово предоставляется второй исследовательской группе изучившей проблему – Демографического взрыва.

Вопрос к классу: Как вы думаете, какова роль религий мира в процессе демографического взрыва.

Несмотря на остроту демографической ситуации, пик демографического взрыва остался позади. Что же произошло?

Ответ нам дадут участники третьей исследовательской группы, изучившие вопрос теории демографического перехода и сценария демографического поведения.

Вопрос к классу: На основании услышанного и рис 24 в учебнике, стр. 133 определите, на какой стадии демографического перехода находятся страны: Швеция, Англия, Япония? Объясните почему?

Задание к классу: По учебнику стр. 134-135 назовите позиции, влияющие на рост народонаселения в развивающихся странах?

Вы знаете, что в развитых и развивающихся странах демографическая политика носит разный аспект . В чем ее отличия нам расскажет четвертая исследовательская группа.

По одному ученику от каждой группы зачитывают отчет.

Сегодня вы расширили свои знания о демографической ситуации в мире, отдельных регионах и странах. Первая группа показала нам, как практические навыки, полученные на уроках информатики, можно применить на уроке географии.

4. Домашнее задание : Устно выполнить задание №7 на стр. 143 учебника. Подготовиться к географическому диктанту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения.

2. Выявить закономерности динамики численности мирового населения.

3. Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

Развивающие.

Способствовать повышению интереса к географии.

Стимулировать желание расширить свой кругозор.

Способствовать развитию коммуникативных навыков: умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Развитие познавательного интереса. Речи. Памяти, мышления.

Умение работать с учебными пособиями, составлять схемы, используя текст параграфа.

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство коллективизма, деликатность, умение выслушать мнения других.

2.Чувство любви к истории родного края, своей стране

3.Формировать активную гражданскую позицию

4. Формировать умение видеть существующую проблему и предлагать пути её решения.

воспитательные: формировать умение определять по таблицам и картам численность стран и регионов мира;

развивающие: развивать умения и навыки работы с картами и текстом, статистическими данными.

Метапредметные:

Познавательные УУД: находить достоверные сведения о населении мира в источниках географической информации; объяснять, оценивать и прогнозировать демографические процессы современного мира на основе приобретённых знаний и умений.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в процессе учебной деятельности; выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; интерпретировать географические аспекты социально-экономических статистических данных.

Предметные:

Развивать географическое мышление для определения географических аспектов изменения численности и особенностей современного процесса воспроизводства населения мира; сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях размещения населения; объяснять особенности динамики численности населения мира; прогнозировать изменение численности населения мира.

Личностные:

Осознание значимости и общности демографических проблем человечества; сформированность умений самооценки и принятия решений по изменению собственного поведения в связи с переоценкой ценностей; наличие опыта разрешения проблемных ситуаций; владение толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Оборудование: карта мира, таблицы, атласы.

Проверка знаний и умений

фронтальный опрос по пройденной теме

Актуализация знаний и умений

В мире издавна существовал интерес к численности населения. Не­обходимо было знать численность рабочей силы, возможности для фор­мирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности на­селения проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока — Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. Текущий учет постоянно проводится практически во всех стра­нах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце XVIII — начале XIX в., в США, Англии, Франции и странах Северной Евро­пы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас перепися­ми охвачено практически все население мира. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения, которые несут функцию лишь узнать численность населе­ния. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более под­робную демографическую картину.

4. Изучение нового материала

Население вплоть до XVII-XVIII веков росло медленно и к тому же неравномерно (анализ рис. 10 в учебнике).

В чем причины небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны, нехватки продовольствия, низкий уровень жизни, недоста­точно развитая медицина.)

О численности мирового населения и темпах его роста дает представление таблица:

Примерная численность

населения (млн чел.)

Среднегодовые темпы прироста

численности населения (%)

7 тыс. лет до н.э.

2 тыс. лет до н.э.

Начало нашей эры

Начало XVI века

Середина XVII века

Начало XIX века

Середина XX века

В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.
Задание: Анализ таблицы 2 в учебнике. Просчитать темпы прироста населения в разных регионах и средние показатели в мире в целом. Какие регионы имеют показатели темпа прироста выше, чем в среднем по миру?

В 90 годах XX века темпы прироста стабилизировались, но остаются достаточно высокими. В мире в целом они составили около 1,5 % в год, в Африке — 3%, в Зарубежной Азии и Латинской Америке — 2%. Высокие темпы прироста вызывают целый ряд проблем:

Продовольственную — нехватка продуктов питания в некоторых регионах (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения). В целом по миру недоедают 500 млн человек.

Истощение земель — из-за нерационального их использования.

3) Сведение лесов — вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.

4) Загрязнение окружающей среды — результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.

5) Проблема нехватки чистой воды и т.д.

Страны — рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населе­ния (прирост населения в % на конец XX века).

Французская Гвиана - 5,4.

П. Афганистан - 3,7.

Маршалловы острова — 3,5.

Соломоновы острова — 3,3.

Страны с минимальными показателями темпа прироста:

Страны - рекордсмены по численности населения на конец 90-х годов (на долю десяти крупнейших стран мира приходится более поло­вины всего мирового населения).

10. Пакистан-84253648.
Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году.

5 Индонезия - 311335000.

Эфиопия - 186452.
Россия будет по прогнозам занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии.

Страны с самой маленькой численностью населения в мире (тыс. чел на 2017 год):

Сент-Китс и Невис - 41.

Антигуа и Барбуда - 65.


Естественный прирост населения мира

Естественный прирост вычисляется по формуле: ЕП = Рождаемость - Смертность.

Очень высокий (30/1000)

Высокий (20/1000)

Средний (10/1000)

Низкий (2-10/1000)

Очень низкий

(менее 2/1000)


После проверки качества заполнения таблицы учащиеся делают ана­лиз таблицы.

Высокий уровень естественного прироста характерен для стран с низ­ким уровнем экономики, развивающимся странам. Для стран с высоким уровнем развития экономики характерен средний и низкий уровень при­роста населения.

Естественный прирост зависит от типа воспроизводства населения. Он различен в разных странах. Хотя рождаемость, смертность — процессы биологические, но влияют на них социально-экономические факторы. Почему?

На уровень смертности влияют такие процессы, как питание, санитар­но-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития и дос­тупности здравоохранения.

Рождаемость

Ежегодно в мире рождается около 140 млн чел. (Интересные фак­ты № 3). Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту — 175, каждый час - 10,4 тыс., каждые сутки — 250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц — население такой страны, как Австрия или Тунис.

Рождаемость также зависит от уровня социально-экономической структуры общества и от условий жизни людей. Но неправильно было бы определить прямую зависимость уровня рождаемости от уровня жизни в стране. Например, в США уровень естественного прироста средний, а в ФРГ он намного ниже. Россия переживает экономический кризис и, сле­довательно, рождаемость низкая, а в ФРГ и Италии экономическая жизнь стабильная, но рождаемость такая же низкая и естественный прирост от­рицательный. Как правило, по мере роста благосостояния и роста уровня образования, женщины вовлекаются в экономическую жизнь общества, на производство, увеличивается срок образования детей, увеличивается возраст вступления в брак, общее возрастание затрат на ребенка, также рост урбанизации влияет на уменьшение рождаемости. Следовательно, в развитых странах уровень рождаемости, как правило, падает. В странах с переходной экономикой повышение уровня жизни вызывает, наоборот, рост рождаемости.

Учащиеся записывают в тетрадь причины, повышающие рост рождаемости и причины, снижающие ее. (Вариант I рассматривает причины, ведущие к повышению уровня рождаемости, а вариант II — наоборот, к снижению ее.)

Социально-экономические причины, вызывающие низкие показатели рождаемости:

Высокий уровень урбанизации (выше 75%).

Высокий уровень жизни.

Высокий уровень образования и возрастание лет затраченных на учебу.

Увеличение расходов на содержание ребенка.

Изменение статуса женщины, эмансипация, появление у женщин новых ценностей, таких как независимость, желание сделать карьеру и т.д.

6. Увеличение доли пожилых людей и, следовательно, уменьшение доли работоспособных людей.

Последствия войн, конфликтов, терроризма.

Увеличение возраста вступления в брак, например, в Швеции и Да­нии доля населения вступающих в брак в возрасте 30 лет в первый раз близка к 50%.

Социально-экономические причины, вызывающие высокие показа­тели рождаемости:

Низкий уровень жизни.

Преобладание сельского образа жизни.

Религиозные обычаи, поощряющие многодетность.

Подневольное положение женщин, ранние браки.

Рост уровня медицины.

7. Улучшение санитарной культуры.

Затем учитель предлагает учащимся проанализировать таблицу, или просто ознакомиться с ней. Если учащиеся работают с атласом, где есть карта рождаемости по миру, можно таблицу составить самим.

В упрощенном виде все страны можно разделить на страны двух типов воспроизводства населения. По данным текста, таблиц, графиков в учеб­нике учащимся предлагается заполнить таблицу

Сравниваемые черты

Первый тип воспроизводства

Второй тип воспроизводства

1. Уровень рождаемости

2. Уровень смертности

Смертность высокая, но не во всех странах, в основном смертность относительно низкая из-за высокой доли детей

3. Уровень естественного прироста

Высокий, вплоть до

4. В каких странах распространены

В основном в развитых странах

В развивающихся странах

6. Доля пожилых людей

7. На что направлена

На повышение рождаем ости

На понижение рождаемости

Сравнить две половозрастные пирамиды в учебнике. В чем разница двух пирамид, почему они имеют именно такой вид? По каким параметрам пирамиды можно судить о ее принадлежнос­ти к тому или иному типу воспроизводства населения?

Работа с терминами: депопуляция, старение нации, демографичес­кий взрыв, демографический кризис. В странах какого типа встречаются данные явления? В чем причина появления данных процессов?

Возрастной состав

а) с прогрессивным типом возрастной структуры населения - с боль­шой долей детей (какой тип воспроизводства?);

б) со стационарным типом — равновесная по возрастам;

в) с регрессивным типом — большая доля пожилых и малая доля детей.

Информация к размышлению. Самая большая доля пожилых в Шве­ции - 25%, детей - в Йемене - 52%. Меньше всего пожилых людей в ОАЭ и Кувейте - 2%.

Какие проблемы испытывает страна с большой долей детей или по­жилых людей?

Демографическая политика

Демографическая государственная политика в зависимости от своей направленности дает определенные результаты. В основном ее действен­ность проявляется в изменении рождаемости в стране. В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на повы­шение рождаемости, а второго типа — наоборот, на уменьшение.

Теория демографического перехода

Задание № 4. Используйте текст учебника и другие источники информации для конкретизации схемы демографического перехода. Приведите примеры регионов и стран мира, которые в конце XX века находятся на разных этапах этого перехода. Где может встречаться первый этап демографического перехода в настоящее время? В каких европейских странах не было второго этапа демографического перехода и почему? (В странах участницах второй мировой войны демографического взрыва почти не наблюдалось, или он был небольшим, особенно в России.)

Задание: Пользуясь текстом учебника и опираясь на знания полученные на уроке, заполните таблицу.

Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства

Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства

1. Единовременные ссуды молодоженам

2. Пособия при рождении каждого
ребенка

3. Ежемесячные пособия для детей

4. Оплачиваемые отпуска

1. Принята национальная программа
планирования семьи

2. Повышен возраст вступления в брак

3. Производится добровольная
стерилизация населения

4. Политический девиз: нас двое - нам
двоих

Продолжительность жизни

Изучая надгробные камни древних римлян, английский ученый Магдонелл пришел к выводу, что они жили в среднем 22 года. Точно такое число получили исследователи египетских мумий. Фараон Рамсес II прожил около 70 лет, в его царстве в то время не было людей, живших во времена правления предыдущего фараона, и египтяне считали, что фара­он бессмертен. О жизни в средние века папа Иннокентий III писал, что в ХII-ХIII веке мало кто достигал 46 лет, 60-летние люди - большое ис­ключение. В XVIII веке был достигнут 30-летний рубеж. В XIX веке бельгийцы жили в среднем 32 года, голландцы - 34; англичане - 33. Разная смертность была и среди разных слоев населения: среди зажиточ­ных 12, 6 промилле, среди рабочих - 27,2.

В 70-х годах 20 века продолжительность жизни в Швеции 71-75 лет, Пакистане - 35 лет.

Для характеристики продолжительности жизни используют показа­тель продолжительности предстоящей жизни, который говорит о том, сколько лет проживет человек, родившийся в соответствующем году, если условия для сохранения его здоровья останутся неизменными на протяжении всей его жизни.

IV. Закрепление изученного материала

Дети отвечают на вопросы учебника.

Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется высокая рождаемость?

Какую демографическую политику вы порекомендовали бы вы среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительны­ми резервами пригодных для обработки земель?

Какую демографическую политику вы бы порекомендовали пра­вительству страны с низким уровнем развития, высокой плотностью насе­ления, ограниченными землями под пашню?

V. Домашнее задание

Для тех учащихся, которые испытывали трудности при изучении новой темы - прочитать текст учебника.

Читайте также: