Профессиональная карьера и здоровье конспект урока 8 класс

Обновлено: 08.07.2024

Предмет: Технология
Категория материала: Конспекты
Класс: 8 класс
Автор: Старых Ольга Викторовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 97.50 Kb

Цель: сформировать знания обучающихся о влиянии здоровья на выбор профессии и ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Ознакомить с классификацией профессий по влиянию неблагоприятных производственных факторов на организм человека.

Ознакомить с ограничениями профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Сформировать умение выбирать профессию с учетом состояния здоровья.

Развивать навыки индивидуальной работы и работы в малых группах.

Развивать навыки дискуссии.

Воспитывать чувство ответственности за принятие решений и выбор собственной профессиональной траектории.

Формирование учебно-познавательной мотивации.

Формирование готовности к выбору направления профессионального образования.

Формирование навыков целеполагания и рефлексии.

Формирование навыков анализа и самоанализа.

Формирование навыков классификации явлений по определенному признаку.

Формирование навыков учебного сотрудничества.

Формы и методы обучения: беседа, ролевая игра, упражнение, практическая работа.

Актуализация прежних знаний.

Что такое профессиональная пригодность?

Какие степени профпригодности вы знаете?

Может ли человек быть абсолютно профессионально непригодным?

Рассмотрим следующую ситуацию.

Встретились две бывшие одноклассницы: Алена и Ирина. В школе обе хорошо учились, окончили художественную школу, участвовали и побеждали в различных творческих конкурсах. После окончания школы Алина стала компьютерным дизайнером, а Ирина – стилистом-парикмахером. Высокая зарплата, успешная карьера. Но что же беспокоит девушек? Давайте послушаем.

– Алена, какая приятная встреча!

– Здравствуй, Ирина, очень рада тебя видеть!

И: Как дела? Как работа? Очки у тебя красивые!

А: Работа очень интересная, зарплату прибавили, начальник поручает все важные заказы. Вот только глаза стали сильно уставать – целый день за компьютером, зрение упало. В школе очки я не носила, стеснялась, а теперь не снимаю. Врач посоветовал поменять работу. Не знаю, что делать?

И: И у меня проблемы с работой.

А: Клиенты капризные?

И: С клиентами все в порядке. Работа – целый день на ногах. За день так набегаешься, что к вечеру ноги гудят, поясницу сводит. Вот тебе и детский сколиоз. Лечилась, только доктор говорит, что одними лекарствами не поможешь. Тоже рекомендовал поменять работу. Подумала я, поискала и кое-что нашла. Устроюсь – расскажу. И тебе советую, подумай о другой работе! Все, пока.

Почему у девушек возникли такие проблемы?

Что они не учли при выборе профессии?

Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться. Запишите тему урока в тетради.

Попробуйте сформулировать свои цели на урок. Что вы можете узнать, чему научиться?

Формирование новых знаний и навыков.

Что такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым?

соматическое здоровье – функционирование органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, эндокринной и т.д.

физическое здоровье – способность человека к физической нагрузке;

душевное (психическое) здоровье – ориентация в пространстве и времени; контроль своего поведения; частота и интенсивность общих положительных эмоций;

социальное здоровье – частота общения с друзьями, близкими людьми, т.е. количество и качество социальных связей.

Понятия человек, здоровье, профессия тесно взаимосвязаны между собой. Возможны три варианта:

Человек – здоровье: состояние здоровья человека позволяет выполнять трудовые функции, соответствующие определенной профессии.

Профессия – здоровье: неблагоприятные профессионально-производственные факторы (НППФ), сопутствующие определенной профессии, могут привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.

Человек – профессия: успехи в трудовой деятельности являются одним из источников положительных эмоций и уверенности в своих силах, важным условием душевного здоровья.

Рассмотрим каждый вариант. Запишите основные понятия в тетради.

Рассмотрим несколько случаев подробно.

Например, у многих подростков отмечаются заболевания органов пищеварения. Определите по таблице факторы, которые могут привести к ухудшению здоровья при этих заболеваниях. Какие профессии подойдут для людей с такими заболеваниями?

Назовите неблагоприятные профессионально-производственные факторы, которые необходимо учитывать при заболеваниях органов зрения.

Если вы все же выберите профессию, связанную с напряжением зрения, то вам необходимо выполнять зрительную гимнастику. Например, такую.

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп.

Первая группа включает профессии, в условиях работы кото­рых полностью отсутствуют НППФ. Таких профессий много: продавец промышленных това­ров, менеджер, художник-модельер и т.д. Эти профессии и специ­альности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

Профессии второй группы (например, повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие ка­кого-либо одного НППФ. Работа таких специалистов связаны с временным не­благоприятным воздействием на организм человека, например, по­вышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Сле­довательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого нет заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, а также отсутствует склонность к простудным заболеваниям.

Третья группа включает профессии и специальности, для ко­торых характерно воздействие не одного, а нескольких НППФ. Поэтому даже если воздей­ствие каждого из них незначительное, то усиливается их взаимо­действием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повы­шенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоян­ный шум), работника типографии (запыленность воздуха, постоянный шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечнососудистой и дыхатель­ной систем, органов слуха данные профессии не могут быть реко­мендованы.

Пятая группа – это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со сторо­ны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель дет­ского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов. И если они у че­ловека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды произ­водственной деятельности ему противопоказаны. Например, при нарушении органов зрения противопоказаны профессии оператора ЭВМ, сборщика ча­сов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха – стенографистки, звукорежиссера; органов обоняния – повара, парфюмера и т.п.

Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы предупредить серьезную ошибку при выборе профессии и вовремя переориентироваться. Лучше всего получить медицинскую консультацию забла­говременно, поскольку только врач-специалист может дать квали­фицированное заключение о профессиональной пригодности.

Многие профессии связаны с сидячей рабочей позой. Но даже сидя за столом можно выполнять некоторые упражнения, которые помогут снять напряжение и восстановить работоспособность.

Руки на поясе, плечи развёрнуты, поднимают пятки, не отрывая пальцев от пола.

Через сторону поднять руку вверх, за голову, достать до противоположного уха. Затем в исходное положение. То же другой рукой.

Скользя руками по задним ножкам стула, наклоняемся то одну сторону, то в другую плавно, не резко, насколько можно.

Повороты корпусом назад. Спинку стула обхватить двумя руками с одной стороны, затем руки на колени. И с другой стороны, насколько можно, поворачиваем корпус.

Наклоны головой к одному плечу и к другому. Плавно, не резко, растягиваем мышцы шеи.

Руки развести в стороны – вдох. На выдохе обнять себя покрепче.
Кисти к плечам. Круговые движения вперёд и назад.

Кисти в замок. Вперёд от себя потянуться, выпрямляя руки в локтях. Затем назад к себе, расслабиться.

Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия. Следовательно, работа должна приносить радость, удовольствие, положительные эмоции, что является важным условием душевного здоровья.

Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения. Отметьте совпадения знаком +.

Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок прходил в в инклюзивном общеобразовательнм классеклассе, где обучаются 14 девочек, 2 из них с ОВЗ.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект урока по технологии

для 8 класса

в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Учитель технологии МБОУ СШ №15 г.Арзамаса Нижегородской области

Хорькова Марина Александровна

Раздел: Современное производство и профессиональное самоопределение

Тема урока: Здоровье и выбор профессии

Дидактическое обоснование урока

Цель урока: сформировать знания обучающихся о влиянии здоровья на выбор профессии и ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Обучающие задачи:

Ознакомить с классификацией профессий по влиянию неблагоприятных производственных факторов на организм человека.

Ознакомить с ограничениями профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Сформировать умение выбирать профессию с учетом состояния здоровья.

Развивающие задачи:

Развивать навыки индивидуальной работы и работы в малых группах.

Развивать навыки дискуссии.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать чувство ответственности за принятие решений и выбор собственной профессиональной траектории.

Формирование УУД:

Личностные:

Формирование учебно-познавательной мотивации.

Формирование готовности к выбору направления профессионального образования.

Регулятивные:

Формирование навыков целеполагания и рефлексии.

Познавательные:

Формирование навыков анализа и самоанализа.

Формирование навыков классификации явлений по определенному признаку.

Коммуникативные:

Формирование навыков учебного сотрудничества.

Здоровьесберегающие технологии:

Эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты (оздоровительные паузы); использовать коррекционные упражнения (для укрепления зрения, внимания); следить за выполнением санитарно-гигиенических норм (освещённость, воздушный режим,);постоянное внимание к профилактике сколиоза, чередование позы с учетом видов деятельности

Методическое оснащение урока:

Материально – техническая база:

Учебно – информационное обеспечение:

Основная литература:

Технология:8 класс:учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др. – 3-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2018.

Дополнительная литература:

Технология профессионального успеха 10-11 кл. / Под ред. С.Н. Чистяковой – М.: Просвещение, 2010.

Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя / авт.-сост.: Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А.Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской. – М.: Глобус, 2008 (стр40-41)

Интернет-ресурсы:

ведущая новостей говорит скороговорки

Электронно- образовательные ресурсы:

Презентация по данной теме

Методы обучения:

рассказ, беседа, опрос, работа с мультимедийными средствами (демонстрация слайдов и видео- сюжетов), дискуссия, практическая работа, анализ

Формы обучения: групповая, индивидуальная

Тип урока: Урок получения новых знаний.с применением интерактивных технологий

Основные образовательные принципы урока:

Доступность, практичность, научность

Основные понятия и термины:

здоровье, профессиональная карьера, медицинские противопоказания, профессиональная пригодность, группы профессий по влиянию на них производственных факторов, противопоказанные профессионально-производственные факторы, уровень физического развития.

Психолого- педагогическая характеристика класса: Инклюзивный общеобразовательный класс, где в классе 14 девочек, из них 2 девочки с ОВЗ. Учащиеся этого класса имеют достаточно высокую мотивацию к изучению предмета. На уроках девочки активны, хорошо воспринимают материал. Девочки умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности. При решении коллективных задач быстро ориентируются. У девочек с ОВЗ омечается незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. На низком уровне находится готовность к профессиональному самоопределению. Замкнуты, ограничены в общении, склонны видеть себя с критической стороны. Поэтому очень важна работа в группах, где они могут почувствоватьнужность своих действий. Есть девочки которые им помогают в решении поставленных задач, тем самым они чувствуют себя на одном уровне с другими.

Технологическая карта урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Действия учителя

Действия обучающихся

Формы организа-ции взаимодей-ствия на уроке

Промежу-точный контроль

Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке

Взаимное приветствие учащихся и учителя фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Девочки, усаживайтесь поудобней, мне поскорее хочется вам показать…

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

2.Постановка учебной задачи

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Согласны ли вы со словами героини сюжета, что специалисту не обязательно уметь самому, главное уметь учить других?

Рассуждают, отвечая на поставленный вопрос

Создание проблемной ситуации

Задает проблемные вопросы.

Хотели бы вы заниматься у такого специалиста?

На что нужно обращать внимание при выборе профессии? Может быть, попытаемся разобраться в этом вместе?

Как вы думаете, что за тема нашего урока сегодня?

Делают предположения по формулировке темы урока. Для решения проблемы у учащихся имеется определённый минимум исходных знаний.

3. Освоение нового материала

Целеполагание и планирование

Поиск способа решения проблемной ситуации

Просмотр мультимедийной презентации

Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Учитель помогает сформулировать темуи цель урока.

И какова же цель нашего урока?

Что мы можем с вами узнать нового на этом уроке?

Для начала нам необходимо понять, что же такое профессиональная пригодность

Демонстрирует слайд с определением профессиональной пригодности

Демонстрирует слайды, иллюстрирующие степени профессиональной пригодности

Назовите способы определения профессиональной пригодности .

Демонстрирует слайды, отмечает особенности каждого метода

Учитель помогает ученикам сформулировать правильные выводы по данной тематике, выступая организатором и анализируя все плюсы и минусы в ходе дискуссии совместно с учащимися

Формулируют тему и цель урока. Готовятся к активной учебно- познавательной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают варианты формулировки определения

Записывают определение в тетради.

Приводят примеры , иллюстрирующие степени профпригодности. Большинство учащихся годны к профессиональной деятельности, у некоторых может есть соответствие или талант

отвечают на поставленный вопрос

Делают записи в рабочих тетрадях. Формулируют определения

Использование коррекционных упражнений (для укрепления зрения, внимания)

система разминок для глаз использование схемы зрительных траекторий (слайд 9)

Задание - для работы в группах по 4 человека

Назовите личностные особенности, делающие профессионально непригодными следующих специалистов:

- автослесаря

Работают в группах, обсуждают, записывают ответы

4.Рефлексия деятельности (итог урока 9 мин -11 мин + 5 мин

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Выслушивает ответы групп, организует обсуждение между группами.

Каждому специалист у в своей профессиональной деятельности приходится подтверждать свою профессиональную пригодность путем прохождения аттестации.

Какую степень пригодности демонстрирует диктор в видео сюжете?

ведущая новостей говорит скороговорки

Озвучивают результаты обсуждения, отвечая на вопрос задания № 2

Пытаются повторить хотя бы часть скороговорок.

Оценива-ние обуча-ющихся за работу на уроке. Устные ответы

Ситуация оценки образовательных результатов

Где могут пригодиться знания полученные сегодня? Какие оценки вы бы поставили себе, своей группе, и уроку в целом? Интересно ли вам было? Понравилось ли само занятие?

Предлагает обучающимся самостоятельно выставить оценки в рабочих листах согласно озвученным критериям. Оценку предлагается поставить не только себе, но оценить работу в целом всей группы. Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки обучающихся

По профессиограмме выбранной профессии изучить медицинские противопоказания, определить степень пригодности к профессии

Подведение итогов урока. Записывание домашнего задания Оценивают свои достижения, достижения своей группы, обсуждение что понравилось, что не понравилось, какие вопросы вызвали затруднение, какие понравились в большей степени.

Задание

Отметьте факторы, которые могут ограничить ваш профессиональный выбор.

Медицинские ограничения профессиональной пригодности

Если вы имеете эти заболевания,

то вам противопоказаны следующие
условия работы:

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение.

Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов.

Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность.

Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами.

Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов.

Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания.

Почек и мочевых путей

Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания.

Из перечня профессий выберите и впишите в бланк по две профессии по семи предложенным типам заболеваний, которые могут быть приобретены в ходе профессиональной деятельности .

Телемастер, токарь, шахтер, водитель, мастер литейного производства, учитель, официант, ткач, водолаз, аппаратчик химического производства, врач, монтажник-высотник, каменщик, летчик, сталевар, сборщик часов, продавец, парикмахер, ювелир, горнорудный мастер, экскурсовод

Самоанализ урока

Учитель: Хорькова Марина Александровна

МБОУ СШ №15 г.Арзамас

Тема урока: Здоровье и выбор профессии.

Тип урока: Урок получения новых знаний с применением интерактивных технологий

Инклюзивный общеобразовательный класс, где в классе 14 девочек, из них 2 девочки с ОВЗ. Учащиеся этого класса имеют достаточно высокую мотивацию к изучению предмета. На уроках девочки активны, хорошо воспринимают материал. Девочки умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности. Оказывают помощь девочкам с ОВЗ (работая в группах) тем самым, дают им самоутвердиться.

Содержание урока соответствует поставленным целям: сформировать знания обучающихся о влиянии здоровья на выбор профессии и ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Содержание учебного материала соответствует поставленным целям и результатам обучения.

Цели и задачи сформированы четко, в соответствии с требованиями ФГОС. Отражают формирование универсальных учебных действий. На протяжении урока прослеживалась реализация поставленных целей и достижение планируемых результатов. Обучающиеся формируют цель и задачи урока самостоятельно.

Цель урока личностно значима для обучающихся и носит социально-направленный характер.

Соответствие требованиям ФГОС. Урок был ориентирован на новые образовательные результаты. Деятельность учителя и обучающихся направлена на формирование универсальных учебных действий. На уроке использовались элементы разнообразных образовательных технологий: проблемное обучение, дифференцированное обучение, активное обучение, информационные технологии

По типу урока: урок получения новых знаний с применением интерактивных технологий соответствует целевому назначению: первичное усвоение новых предметных ЗУНов,

Количество времени, затраченное на организационное начало урока составило 1 минуту

На уроке присутствовало 14 человек, отсутствующих нет.

Все учащиеся готовы к уроку.

Перед уроком проведён режим проветривания.

Организация урока На организационном этапе урока создана комфортная психологическая атмосфера. Структура урока соответствовала его типу, целевому назначению. . Этапы урока выделены в соответствии типу, имели логические переходы, которые осуществлялись с помощью проблемных вопросов, заданий. Все этапы выдержаны во времени. Имеют по окончании их проведения определенный результат. Осуществлялась смена видов деятельности, заданий разной сложности и трудности, типов заданий для снижения утомляемости обучающихся и активации их знаний. В ходе урока в соответствии с темой была представлена презентация на данную тематику. Мотивация была на высоком уровне. Обучающиеся сами имели возможность внести в план урока изменения. Обучающимся была предоставлена возможность развивать навыки самоконтроля и самоанализа. Предусмотрено использование обучающимися опорных схем, алгоритмов. Такая форма работы позволила наглядно помочь детям в изучении нового материала.

На уроке применялись методы обучения: объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, самостоятельная работа, описание, частично-поисковый – беседа с выводом.

Выбраны формы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа, индивидуальные карточки

На уроке отражены основные дидактические принципы: доступность, практичность, научность

Применялись педагогические технологии: информационно-коммуникативные технологии; здоровьесберегающий подход; технология оценивания учебных успехов; педагогика сотрудничества

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности.

В процессе урока формируются личностные результаты и УУД

Личностные:

Формирование учебно-познавательной мотивации.

Формирование готовности к выбору направления профессионального образования.

Регулятивные:

Формирование навыков целеполагания и рефлексии.

Познавательные:

Формирование навыков анализа и самоанализа.

Формирование навыков классификации явлений по определенному признаку.

Коммуникативные:

Формирование навыков учебного сотрудничества.

Сочетается фронтальная, групповая и индивидуальная работа. На уроке реализуется дифференцированный подход : наличие заданий для детей с ОВЗ. Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. Используется ИКТ в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач.

Содержание урока. На уроке все учащиеся были активны, дисциплина хорошая. Мною ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации для активизации обучающихся на уроке. Используемые методы адекватны задачам, их сочетание оптимально стимулирует самостоятельную познавательную активность обучающихся, т.к. были учтены индивидуальные и возрастные особенности детей. Наряду с репродуктивными методами обоснованно были использованы продуктивные методы. Учитель творчески использовал разнообразные формы учебной деятельности (индивидуальная, групповая). Самостоятельность обучающихся в выборе форм представления. На уроке проявлялась деловая и творческая активность обучающихся. Объем продуктивной деятельности на уроке был выше репродуктивной.

Психологические основы урока: На уроке учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей. Происходило чередование материала разной степени трудности и сложности, смена видов деятельности. Наличие психологических пауз, разрядки. Бесконфликтная, комфортная среда. Между учителем и обучающимися было тесное сотрудничество и партнерство. Расположение мебели в классе способствовало качеству групповой работе обучающихся.Наличие на уроке психологических(оздоровительных) пауз и разрядки эмоциональной сферы урока,

Домашнее задание объяснено и задано до звонка

Вывод по уроку. Урок соответствует современным требованиям ФГОС, насыщен разнообразными формами и методами работы, способствующими развитию личностных, предметным, метапредметных универсальных учебных действий и достижения планируемых результатов.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2006.- 320с.

Технология профессионального успеха 10-11 кл. / Под ред. С.Н. Чистяковой – М.: Просвещение, 2010.

Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя / авт.-сост.: Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А.Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской. – М.: Глобус, 2008 (стр40-41)

Интернет-ресурсы:

ведущая новостей говорит скороговорки

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор Старых О.В.
Дата 14.04.2015
Формат doc
Изображения Есть

For-Teacher.ru - все для учителя

Цель: сформировать знания обучающихся о влиянии здоровья на выбор профессии и ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Ознакомить с классификацией профессий по влиянию неблагоприятных производственных факторов на организм человека.

Ознакомить с ограничениями профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Развивать навыки индивидуальной работы и работы в малых группах.

Формирование учебно-познавательной мотивации.

Формирование готовности к выбору направления профессионального образования.

Формирование навыков целеполагания и рефлексии.

Формирование навыков анализа и самоанализа.

Формирование навыков классификации явлений по определенному признаку.

Формирование навыков учебного сотрудничества.

Формы и методы обучения: беседа, ролевая игра, упражнение, практическая работа.

Что такое профессиональная пригодность?

Какие степени профпригодности вы знаете?

Может ли человек быть абсолютно профессионально непригодным?

Рассмотрим следующую ситуацию.

Встретились две бывшие одноклассницы: Алена и Ирина. В школе обе хорошо учились, окончили художественную школу, участвовали и побеждали в различных творческих конкурсах. После окончания школы Алина стала компьютерным дизайнером, а Ирина - стилистом-парикмахером. Высокая зарплата, успешная карьера. Но что же беспокоит девушек? Давайте послушаем.

- Алена, какая приятная встреча!

- Здравствуй, Ирина, очень рада тебя видеть!

И: Как дела? Как работа? Очки у тебя красивые!

А: Работа очень интересная, зарплату прибавили, начальник поручает все важные заказы. Вот только глаза стали сильно уставать - целый день за компьютером, зрение упало. В школе очки я не носила, стеснялась, а теперь не снимаю. Врач посоветовал поменять работу. Не знаю, что делать?

И: И у меня проблемы с работой.

А: Клиенты капризные?

И: С клиентами все в порядке. Работа - целый день на ногах. За день так набегаешься, что к вечеру ноги гудят, поясницу сводит. Вот тебе и детский сколиоз. Лечилась, только доктор говорит, что одними лекарствами не поможешь. Тоже рекомендовал поменять работу. Подумала я, поискала и кое-что нашла. Устроюсь - расскажу. И тебе советую, подумай о другой работе! Все, пока.

Почему у девушек возникли такие проблемы?

Что они не учли при выборе профессии?

Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться. Запишите тему урока в тетради.

Попробуйте сформулировать свои цели на урок. Что вы можете узнать, чему научиться?

Что такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым?

соматическое здоровье - функционирование органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, эндокринной и т.д.

физическое здоровье - способность человека к физической нагрузке;

душевное (психическое) здоровье - ориентация в пространстве и времени; контроль своего поведения; частота и интенсивность общих положительных эмоций;

социальное здоровье - частота общения с друзьями, близкими людьми, т.е. количество и качество социальных связей.

Человек - здоровье: состояние здоровья человека позволяет выполнять трудовые функции, соответствующие определенной профессии.

Профессия - здоровье: неблагоприятные профессионально-производственные факторы (НППФ), сопутствующие определенной профессии, могут привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.

Рассмотрим каждый вариант. Запишите основные понятия в тетради.

Рассмотрим несколько случаев подробно.

Например, у многих подростков отмечаются заболевания органов пищеварения. Определите по таблице факторы, которые могут привести к ухудшению здоровья при этих заболеваниях. Какие профессии подойдут для людей с такими заболеваниями?

Назовите неблагоприятные профессионально-производственные факторы, которые необходимо учитывать при заболеваниях органов зрения.

Если вы все же выберите профессию, связанную с напряжением зрения, то вам необходимо выполнять зрительную гимнастику. Например, такую.

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп.

Первая группа включает профессии, в условиях работы кото­рых полностью отсутствуют НППФ. Таких профессий много: продавец промышленных това­ров, менеджер, художник-модельер и т.д. Эти профессии и специ­альности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

Профессии второй группы (например, повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие ка­кого-либо одного НППФ. Работа таких специалистов связаны с временным не­благоприятным воздействием на организм человека, например, по­вышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Сле­довательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого нет заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, а также отсутствует склонность к простудным заболеваниям.

Третья группа включает профессии и специальности, для ко­торых характерно воздействие не одного, а нескольких НППФ. Поэтому даже если воздей­ствие каждого из них незначительное, то усиливается их взаимо­действием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повы­шенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоян­ный шум), работника типографии (запыленность воздуха, постоянный шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечнососудистой и дыхатель­ной систем, органов слуха данные профессии не могут быть реко­мендованы.

Пятая группа - это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со сторо­ны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель дет­ского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

Шестая группа - это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов. И если они у че­ловека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды произ­водственной деятельности ему противопоказаны. Например, при нарушении органов зрения противопоказаны профессии оператора ЭВМ, сборщика ча­сов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха - стенографистки, звукорежиссера; органов обоняния - повара, парфюмера и т.п.

Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы предупредить серьезную ошибку при выборе профессии и вовремя переориентироваться. Лучше всего получить медицинскую консультацию забла­говременно, поскольку только врач-специалист может дать квали­фицированное заключение о профессиональной пригодности.

Руки на поясе, плечи развёрнуты, поднимают пятки, не отрывая пальцев от пола.

Через сторону поднять руку вверх, за голову, достать до противоположного уха. Затем в исходное положение. То же другой рукой.

Скользя руками по задним ножкам стула, наклоняемся то одну сторону, то в другую плавно, не резко, насколько можно.

Повороты корпусом назад. Спинку стула обхватить двумя руками с одной стороны, затем руки на колени. И с другой стороны, насколько можно, поворачиваем корпус.

Наклоны головой к одному плечу и к другому. Плавно, не резко, растягиваем мышцы шеи.

Руки развести в стороны - вдох. На выдохе обнять себя покрепче.
Кисти к плечам. Круговые движения вперёд и назад.

Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия. Следовательно, работа должна приносить радость, удовольствие, положительные эмоции, что является важным условием душевного здоровья.

Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.

При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.

У меня часто бывают головные боли.

Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.

Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.

При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.

При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

Если больше, чем в 10 утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, вам следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, вам следует проконсультироваться с врачом.

Таким образом, мы рассмотрели взаимосвязь таких понятий, как человек, здоровье, профессия, а также все составляющие выбора профессии с учетом состояния здоровья и возможными медицинскими противопоказаниями.

Работа по карточкам. Давайте проверим, насколько вы хорошо разобрались в вопросе выбора профессии с учетом состояния здоровья. Предлагаю выполнить задание на установление взаимосвязей рассмотренных понятий. Допишите свои пояснения на карточках (приложение 3).

Учитывать или не учитывать рекомендации, полученные на уроке - каждый человек решает по-своему.

А что решили наши героини?

И: Привет! Как дела? Ты обещала рассказать, если у тебя что-то получится с новой работой. Рассказывай!

А: Все получилось! Место работы я поменяла, но осталась дизайнером. Только теперь я ландшафтный дизайнер. За компьютером сижу меньше, часто работаю на открытом воздухе - глаза отдыхают. А у тебя как дела? Что изменилось?

И: Я долго думала о нашем разговоре и решила тоже поискать что-нибудь. И нашла! Раньше о такой профессии даже не слышала, а сейчас просто жизни без нее не представляю.

А: Что же это за профессия?

И: Профессия называется постижёр! Я делаю парики, усы, бороды, стрижки, укладки. Очень интересная работа! Тот же парикмахер, но работаю сидя, ноги практически не болят, есть время здоровьем заняться.

А: Очень за тебя рада! Думаю, мы с тобой все правильно сделали.

И: Желаю успехов на новом месте!

Как вы думаете, правильно ли поступили девушки? Учли ли они на этот раз состояние своего здоровья? Смогут ли они теперь сделать хорошую карьеру?

Мне показалось важным…

Дополнительно: напишите ваши рассуждения по поводу следующих высказываний:

Не горбитесь, заботьтесь о своем скелете - это ведь все, что от нас останется.

Нужно ухаживать за собой, в противном случае будут ухаживать другие.

Тренируй память, чтобы помнить, что ты уже забыл.

Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.

Твоя профессиональная карьера: учебное пособие. Под ред. С. Н. Чистяковой. - М: Просвещение, 2005.

Соедините стрелками понятия и определения.

Ориентация в пространстве и времени; контроль своего поведения; частота и интенсивность общих положительных эмоций.

Способность человека к физической нагрузке.

Душевное (психическое) здоровье

Функционирование органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, эндокринной и т.д.

Частота общения с друзьями, близкими людьми, т.е. количество и качество социальных связей.

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Неблагоприятные производственные факторы

Некоторые рекомендуемые профессии и специальности

Работы, требующие особо высокой точности, напряжения зрения, ношения защитных очков, значительного физического напряжения, пребывания тела в наклонном положении

Продавец, бармен, оператор птицефаб­рики, садовод,

слесарь по ремонту автомобилей

Работа, требующая хорошего слуха и общения с людьми, слухового напряжения, а также свя­занная со значительным шумом и вибрацией

Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат; постоянное увлаж­нение и загрязнение, охлаждение рук

сборщик часов, полупроводников,

Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), ра­бота на высоте, у движущихся механизмов

Сборщик микро­схем, телеграфист,

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность; контакт с токсическими веществами; значительное физическое напряжение, все виды излучения

оператор станков с числовым управлением, оператор связи,

Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; работа на высоте с движущимися механизмами, шум, вибрация

Контакт с токсическими веществами; значительное физическое и нервное напряжение; работа, свя­занная с нарушением режима пи­тания; вынужденная рабочая по­за, предписанный темп работы и невозможность соблюдать режим питания

полупро­водников, оператор ЭВМ,

слесарь по ремонту автомобилей,

Почки и мочевыводящие пути

Неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; вынужденная рабочая поза; работа, связанная с нарушением режима питания, вибрация

полупро­водников, оператор ЭВМ,

слесарь по ремонту автомобилей,

Нервно-эмоциональное напряже­ние; шум и вибрация; неблаго­приятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, осо­бенно нервнопаралитического действия; работа, связанная с по­вышенной опасностью травма­тизма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессии, требующие повышенного напряжения определенных органов.

Профессии, требующие повышенного напряжения определенных органов.

Группы профессий по медицинским показаниям

Профессии, в условиях которых отсутствуют неблагоприятные факторы.

Профессии, в условиях которых отсутствуют неблагоприятные факторы.

Профессии с воздействием какого-либо неблагоприятного фактора.

Профессии с воздействием какого-либо неблагоприятного фактора.

Профессии с воздействием нескольких неблагоприятных факторов.

Профессии с воздействием нескольких неблагоприятных факторов.

Профессии с тяжелыми и вредными условиями труда.

Профессии с тяжелыми и вредными условиями труда.

Профессии, где предмет труда требует особо бережного отношения со стороны работника.

Профессии, где предмет труда требует особо бережного отношения со стороны работника.

Профессии, в условиях которых отсутствуют неблагоприятные факторы. Модельер Менеджер

Профессии, в условиях которых отсутствуют неблагоприятные факторы.

Профессии с воздействием какого-либо неблагоприятного фактора. Повар Продавец овощей

Профессии с воздействием какого-либо неблагоприятного фактора.

Продавец овощей

Профессии с воздействием нескольких неблагоприятных факторов. Ткачиха Обувщик

Профессии с воздействием нескольких неблагоприятных факторов.

Профессии с тяжелыми и вредными условиями труда. Сталевар Шахтер

Профессии с тяжелыми и вредными условиями труда.

Профессии, где предмет труда требует особо бережного отношения со стороны работника. Воспитатель Фармацевт

Профессии, где предмет труда требует особо бережного отношения со стороны работника.

Воспитатель

Профессии, требующие повышенного напряжения определенных органов. Автослесарь Программист

Профессии, требующие повышенного напряжения определенных органов.

Автослесарь

Программист

опасным производственным фактором (ОПФ) - называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или к другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

опасным производственным фактором (ОПФ) - называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или к другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

Вредным производственным фактором (ВПФ) называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности.

Вредным производственным фактором (ВПФ) называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности.

Все опасные и вредные производственные факторы подразделяются: физические физические химические химические биологические биологические психофизиологические психофизиологические

Все опасные и вредные производственные факторы подразделяются:


http:// astcpo.ru/profotdel/vybor/slovar-professij.html

Условия выбора профессии. Если человек здоров, то может выбирать любую профессию. Если у него имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, то при выборе профессии их необходимо учитывать.

Условия выбора профессии.

Если человек здоров, то может выбирать любую профессию.

Если у него имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, то при выборе профессии их необходимо учитывать.

Здоровье человека – один из факторов успешной профессиональной карьеры

Здоровье человека – один из факторов успешной профессиональной карьеры

Читайте также: