Конспект программы духовно нравственного развития и воспитания младших школьников

Обновлено: 06.07.2024

Пособие предназначено для всех категорий педагогов, социальных работников, педагогов – организаторов, аниматоров, вожатых и т. д., работающих с учащимися начальной школы.

1. Приветствие…. 4

3. Игра "Стоп - красный свет". 5

6. Разыгрывание ситуаций…7

7. Игра "Ха-ха-ха". 8

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Для формирования духовно-нравственных качеств детей, используются игры, которые учат умению общаться, воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.

- создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.

- формирование цельной духовно нравственной личности;

- воспитание уважения к старшему поколению;

- вырабатывание чувства патриотизма и любви к своему народу, к родине и т. д.

- расширить знания школьников о доброте и о роли в жизни каждого человека;

- развивать речь, память, мышление;

- воспитывать доброжелательность; стремление совершать добрые дела, поступки;

- формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность детей;

- развить стремление совершать добрые поступки;

- расширить кругозор детей;

- формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими.

Ход мероприятия.

Вед: Сегодня мы с вами поздороваемся не так как всегда.

Когда я скажу: "Здравствуйте, мальчики", мальчики похлопают в ладоши.

А когда скажу: "Здравствуйте, девочки", девочки улыбнутся и помашут рукой.

Только сделаем это дружно. И так. (Выполняют)

Но это еще не всё!

Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу с утра.

Кто с радостью пришел - хлопните.

Здравствуйте, кто любит учиться. Кто любит учиться - топните.

Здравствуйте, все кто любит танцевать - пусть попляшут ручки.

Ну, вот мы поздоровались, настроение наше поднялось.

И от ваших улыбок уютнее и светлее стало в зале.

Цель: подражание положительным эмоциональным и вербальным способам взаимодействия.

Инструкция: ведущий называет разные ситуации, дети, услышав добрый поступок, хлопают в ладоши, услышав недобрый поступок - просто молчат.

а) Коля после выполнения домашних заданий помогает маме по дому.

б) Старший брат Вася постоянно обижает, своего младшего брата.

в) Мальчик убрал в мусорный бак брошенную кем-то на пол бумажку

г) Дети строили во дворе горку, а Миша наблюдал из окна, когда все ушли домой, мальчик вышел и сломал горку.

Приятно видеть когда кто-то пытается совершить что-то хорошее.

3. Игра "Стоп -красный свет"

Цель: развитие внимания, умения отличать доброе от злого.

Инструкция: Ведущий напоминает детям о том, что когда горит красный свет светофора - идти нельзя. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Ведущий показывает эпизоды, и как только дети увидят плохой поступок - поднимают красный кружок, добрый поступок - зеленый кружок. СЛАЙД с плохими и добрыми поступками.

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти

Инструкция: Можно ли вежливого человека назвать добрым? Давайте мы немного поиграем. Ведущий читает стихотворение, задача детей - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться. (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит:. (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь:. (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго. (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости, Мы говорим:. (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании

Говорят, прощаясь:. (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью

Желаю… (Крепкого здоровья.)

Вывод педагога: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

Инструкция: ведущий просит исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда он назовет "волшебное слово".

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

(Дети выполняют упражнение только тогда, когда ведущий добавляет вежливое слово)

Цель: закрепление навыков употребления в речи слов с противоположным значением.

Оборудование: картонное солнышко с лучиками.

Вед: Ребята, а какие слова могут обидеть? (ответы детей)

-Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.

-Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

Злой – добрый, добродушный

Обман – правда, честность.

Ведущий: Молодцы. Посмотрите. Что у нас с вами получилось? Вот видите, благодаря вам холодное и грустное солнышко стало веселым, добрым, дружелюбным, красивым. Какое красивое и доброе получились солнышко. Пусть оно согревает нас своими лучиками.

Ведущий: Солнышко вам в благодарность приготовило сюрприз и о каждом написало доброе слово.

аккуратный, добрый, милый, отзывчивый, честный, преданный, веселый, заботливый, доброжелательный, приветливый, вежливый, помогает в беде, скромный, общительный, ласковый, счастливый, великодушный, справедливый, артистичный, воспитанный, ответственный, любознательный, хозяйственный, трудолюбивый, самостоятельный, честный, храбрый.

Первый участник подходит к столу, берет один листок, читает и называет того участника, о котором можно так сказать, и передает ему листок, затем кому был передан листок, читает следующий листок.

6. Разыгрывание ситуаций

Цель: развитие умения ориентироваться в жизни, т. е. научить ладить с людьми, быть равноправным членом общества, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.

Инструкция: Детям нужно будет разыграть ситуацию, текст которой зачитывает ведущий, и дети должны показать, как бы они поступили в этой ситуации. Ведущий зачитывает и участникам нужно заранее распределить роли. И придумывать слова, которые они будут говорить друг другу.

(При необходимости ведущий помогает советом).

2 ситуация:(4 человека) Вы стоите в очереди в магазине. Перед вами еще три человека, но вы очень спешите и вам нужно очень быстро купить подарок, чтобы не опоздать на день рождения. Как вы поступите в данной ситуации, что нужно сделать или сказать, чтобы очередь вас пропустила?

3 ситуация: (4 человека) Три девочки играют в куклы. Другая девочка тоже хочет с ними поиграть. Что для этого нужно сделать или сказать?

4 ситуация:(1 человек и ведущий) Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у тебя нет часов. Тебе придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

Инструкция: Дети стоят по кругу, ведущий просит одного из них сказать "ха", второй должен сказать "ха-ха", третий - "ха-ха-ха" и т. д. по кругу. Это необходимо произносить без улыбки и смеха. Тот, кто засмеялся, выбывает из игры.

Цель: получить больше информации об интересах друг друга.

1. Ветер дует на того, кто любит мороженое.

2. Ветер дует на того, у кого дома есть животное.

3. Ветер дует на того, у кого сейчас на волосах есть резинки или заколки.

4. Ветер дует на того, кто любит пельмени.

5. Ветер дует на того, у кого есть сестра.

6. Ветер дует на того, у кого есть брат.

7. Ветер дует на того, кто любит танцевать.

8. Ветер дует на того, у кого много друзей.

9. Ветер дует на того, кто любит петь.

Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.

Инструкция: ведущий предлагает учащимся разбиться на пары и, держась руками за один карандаш выполнить какой-нибудь не сложный рисунок. По окончанию обсудить, кому было легко, а кому сложно выполнить работу.

Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта.

Цель: развитие доброжелательности к окружающим, установление тактильного контакта.

Цель: позитивное отношение друг к другу, умение увидеть хорошее в окружающих.

Попросите детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родителей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.

Вопросы и задания для беседы

Попросите детей перечислить всех, кому они мог ли бы сказать спасибо за новый дом, интересную книгу, игрушку, вкусный торт, увлекательное путешествие и т. д., и объяснить почему.

Чтение детям сказки

2. КТО ВЫРАСТИЛ ЯБЛОЧКО

Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке Настеньке.

Обрадовалась девочка и говорит:

— Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мамочка.

Не меня благодари, Настенька, — ответила мама, — а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды.

Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ яблонька:

— Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без за боты садовника я ни когда не вырастила бы такие вкусные яблоки.

Садовник как раз работал неподалеку.

— Дедушка, — сказала Настенька, - спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.

- Не меня благодари, девочка, а солнышко, улыбнулся садовник, без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.

- Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки!

Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке:

— И мама, и яблоня, и садовник, — все мы старались, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.

Вопросы и задания к сказке

1. Нравится ли вам, когда вас за что-либо благодарят?

2. Как вы думаете, слышит ли природа благодарность человека?

3. Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего, и объясните почему.

Во время прогулки по лесу попросите детей сказать спасибо дереву (солнцу, небу, траве и т. д., а за тем объяснить, за что они ему благодарны.

Попросите детей сравнить свои описания.

Нарисуйте яблоневый сад, который все вместе вы растили мама, яблоня, садовник, солнышко и Настенька.

Попросите детей посчитать, сколько раз за день они говорят кому-либо спасибо, и сколько раз за день говорят спасибо им. Затем предложите детям в течение нескольких дней как можно чаще говорить людям спасибо.

Обсудите с детьми, что изменилось в их жизни, когда они выполняли это домашнее задание.

Поделите детей на группы. Один человек ведущий (это может быть воспитатель). Ему дается красивая палочка-выручалочка. дети одной группы должны вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна помощь.

Например: плохое настроение, болит зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку и т. д.

Игра повторяется до тех пор, пока каждой группе не помогут решить ту или иную проблему.

Вопросы и задания для беседы

Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на помощь, что вы ответили бы?

Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим? Расскажите разные случаи из своей жизни, когда кто-либо помог вам или вашей семье в беде. Расскажите о каком-либо своем добром поступке, который помог вашему другу

Попросите мальчиков подумать и рассказать обо всем добром, что они могут сделать для девочек, а девочек — обо всем добром, что они могут сделать для мальчиков. Затем поделите детей на пары из мальчиков и девочек и попросите каждую пару в течение дня помогать друг другу. Предложите детям приготовить для тех, кто оказался с ними в паре, какие-либо подарки (рисунок, добрые слова, песенку и т. д.) В конце дня дети встают в круг доброты и дарят друг другу подарки.

Дети встают в круг. Все они добрые дождинки. В середине круга стоит мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, все дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ.

Например: я увидела цветочек, зачахший от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т. д.

После того как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить все, что рассказали ей дождинки.

Вопросы и задания для беседы

• Покажите детям семечко какого-либо фруктового дерева и попросите их нарисовать, как будет выглядеть это дерево через десять лет. После этого дети должны перечислить всех, чья доброта по могла этому дереву вырасти. (доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка, садовника)

• Затем попросите детей перечислить всех, чья доброта помогает расти им. (доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т. д.)

Прочитайте детям сказку

Раздайте детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, вода, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одеж да, книга и т. д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья. Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т. д.

Попросите детей нарисовать дерево доброты. На дереве должно быть столько плодов, сколько добрых людей в своей жизни дети вспомнят.

Духовно-нравственное воспитание — один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

Формирование активного словаря у младших школьников с умственной отсталостью Как отмечают многие исследователи, нарушения познавательной деятельности у умственно отсталых детей накладывают отпечаток на формирование.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Духовно — нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности ИПМ-1 1. Наименование темы: Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности. 2. Актуальность.

Формирование математических представлений у старших дошкольников и младших школьников в условиях семейного воспитания Главенствующая роль семьи определена уже давно, ведь она является для ребенка и средой обитания, и воспитательной средой одновременно. С.

Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках Тема : «Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках в начальной.

Формирование героических нравственных качеств младших школьников в процессе изучения эпических произведений Статья по теме «Формирование героических нравственных качеств младших школьников в процессе изучения эпических произведений на уроках внеклассного.

Данный материал раскрывает основные подходы по формированию нравственной культуры младших школьников.

Содержимое публикации

по нравственному воспитанию

младших школьников

Автор работы: Огарь Татьяна

Цели и задачи программы ………………………………………………. 4

Основная идея программы………………………………………………. 4

Теоретические основания нравственности…………………………….5-6

Содержание программы ……………………………………………. 6-12

Методы организации программы

Механизм определения результативности программы………………. 12

«В душе и сердце ребёнка должны быть поселены

светлые образцы мысли и мечтания – чувство

прекрасного, стремление к самопознанию и

саморазвитию; ответственность за свои мысли;

устремлённость к благу; мужество и

бесстрашие, чувство заботы и сострадания,

радости и восхищения, сознание жизни,

Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях политического и экономического реформирования.

Сегодня всё большее распространение в детской среде получает не доброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причин тому много: во- первых, современное развитие средств массовой информации. Через прессу, телевидение, радио, Интернет на детей обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, наркоманию. Во-вторых, в семье происходит разрушение сложившихся нравственных норм, традиций семейного уклада. Отмечается тенденция снижения воспитательного воздействия семьи, её роли социализации детей. Поэтому нравственное воспитание детей, было, есть и будет, самой актуальной задачей любого общества. Детей необходимо воспитывать на лучших нравственных ценностях, на традициях, которые составляют духовную основу жизни человека.

В сложившихся условиях, школа является основным инструментом, обеспечивающим воспитательный процесс.

Как заложить развитие нравственных основ в систему воспитательного процесса? Для этого необходим процесс активного нравственного воспитания, обусловленного возрастом детей, построенный на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребёнку, как к субъекту воспитания. И начать надо с раннего возраста детей.

Цели и задачи программы

Цель: создать условия для формирования нравственных качеств личности младшего школьника. Способствовать становлению его самосознания, развивать умения управлять своими чувствами.

Создать в классе единую воспитательную систему и условия для развития положительного отношения к нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними.

Использовать разнообразные формы воспитательной работы (игровые технологии) для формирования первоначальных представлений о нравственных ценностях (добро, уважение, милосердие, совесть, семья и др.).

Организовать воспитательный процесс в тесном сотрудничестве с семьёй

Основная идея программы

Программа разработана на 4 года, так как обучение нравственным принципам идёт по возрастающей с 1 по 4 класс и предназначена для категории детей 6-10 лет.

Программа строится на коллективизме – самой сильной стороне нашей педагогики, так как её реализация проходит в коллективе класса.

Принципы программы

Основными принципами реализации программы являются:

принцип личностного подхода в воспитании (уважение уникальности каждого);

принцип гуманистической направленности воспитания (предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития);

принцип природосообразности воспитания (основывается на том, что детей воспитываю сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведение);

принцип систематичности воспитания (характеризуется организацией учебной и воспитательной работы в сотрудничестве детей, классного руководителя, родителей).

Теоретические основания нравственности

Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.

Формирование нравственных основ поведение необходимо закладывать с самого раннего детства, и этот процесс должен быть целенаправленным. Что нужно учитывать, чтобы ребёнок был восприимчив к морали?

В теории воспитания выделяется механизм нравственной регуляции деятельности личности.

Перечисленные выше положения нравственного поведения формируются в процессе воспитания. Именно они делают человека восприимчивым к моральным нормам и требованиям.

Изменения, сложившиеся в системе образования требуют необходимости создания нового подхода к нравственному воспитанию.

Данная программа способствует в первую очередь развитию нравственного воспитания, воспитания души ребёнка.

Содержание программного материала соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

В содержании программы входят организация работы с классным коллективом, охваченная разнообразными видами деятельности (учебная и внеклассная). В основе понятия коллектива лежит нравственный аспект. Именно в коллективе каждый ребёнок раскрывает свою индивидуальность, сущность, совершенствуется вместе с другими для себя и для других.

Уделяется особое внимание и работе с родителями, так как огромное значение в воспитание младшего школьника имеет чётко организованная система работы с родителями. Главным направлением сотрудничества является просвещение по вопросам психологии и педагогики. Оно необходимо для того, чтобы родителям можно было бы увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к её решению и сделать соответствующий вывод.

Каждый раздел программы имеет свои задачи и план работы. Содержание программного материала можно выразить в виде модели – лесенка, состоящей из четырёх ступеней

Читайте также: