План конспект урока тонколистовой металл 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

Образовательная: ознакомить обучаемых с технологическим процессом изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки научить пользоваться ручными инструментами и приспособлениями для работы с жестью.

Развивающая: способствовать формированию и развитию самостоятельности мышления, развитию сенсорной сферы обучаемых, развивать познавательный интерес обучаемых к предмету.

Воспитательная: формировать и развивать трудовые и эстетические качества личности.

Тип урока: комбинированный

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база: мастерская трудового обучения; компьютер; заготовки тонколистового металла; ножницы.

дидактическое обеспечение: учебное пособие; рабочая тетрадь; технологическая карта на изготовление изделия; компьютерная презентация, тест-задание.

Методы обучения: проблемно-поисковый, практические занятия, обучение с направленностью на развитие творческих способностей.

1.Организационный момент ( запись в журнале, дежурство, объявление целей и задач урока (сегодня мы с вами закрепим полученные знания о свойствах металлов и сплавов, и продолжим отрабатывать умения и навыки изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки)).

2. Проверка теоретических знаний: тест-опрос

На доске зашифровано слово, которое имеет непосредственное отношение к сегодняшней теме урока.

Чтобы узнать это слово нам необходимо решить тест-ребус.

Учащимся раздаются вопросы, ответом является буква. В итоге должно получиться слово ЭСТЕТИЧНОСТЬ (свойство изделия, отвечать определенным требованиям: привлекательный внешний вид, удачное соотношение между частями изделия, хорошее декоративное оформление).

Мы повторили свойства металлов и сплавов, а сейчас продолжим изготовление изделия из жести.

Приступая к работе, необходимо помнить о правилах техники безопасности

при ручной обработке металла, при работе с электродрелью.

При ручной обработке металла:

Работай только исправным инструментом;

Применяй инструмент только по назначению;

При резании тонколистового металла надежно закрепляй нижнюю рукоятку ножниц в тисках;

По линии резания не подставляй пальцы левой руки;

Не проверяй качество обрабатываемой поверхности рукой.

Надежно закрепляй заготовку

Не допускай перекоса и биения сверла

Работу начинать только с разрешения учителя

Установку сверла производить только после остановки двигателя

Стружку убирать только щеткой-сметкой.

Дежурный раздает заготовки и инструмент, технологические карты.

Сейчас продолжим изготовление цветка согласно технологической карты.

Самостоятельная работа обучаемых.

В процессе выполнения работы учитель контролирует правильность выполнения операций, консультирует и помогает в случае затруднений. Следит за соблюдением правил техники безопасности.

Уборка рабочих мест.

Наше изделие выполнено из тонко- листовой стали.

Сталь- долговечный материал, не выделяющий вредных веществ. Заметим, что для изготовления цветка мы используем бытовые отходы в виде консервных банок, что способствует улучшению состояния окружающей среды.

Провести анализ выполненных работ (отметить наиболее удачные)

Указать типичные ошибки, проанализировать их причины.

Оценки результатов труда, выставление оценок.

Мне было приятно сегодня работать с вами, спасибо за урок, до свидания.

Технологическая карта на изготовление цветка.

1. Изготовление бутона

Материалы и оборудование

Лист произвольной формы, в котором поместится круг, радиусом 30

Наносим эскиз детали на заготовку

Чертилка, линейка, циркуль,

Вырезаем по пунктирным линиям

Тиски, ножницы по металлу, перчатки

Просверливаем отверстие (ø4) в центре детали

Сверлильный станок, защитные очки, плоскогубцы

Материалы и оборудование

3. Изготовление листа

Материалы и оборудование

Лист произвольной формы, в котором поместится шаблон листа (min -20х 20)

Тонколистовая сталь, линейка

Наносим эскиз детали на заготовку

Вырезаем по пунктирным линиям

Тиски, ножницы по металлу, перчатки

Придаем рельеф листа

Напильник, тиски, перчатки

Материалы и оборудование

Накручиваем гайку на резьбу болта

на стебле 7 деталей бутона цветка

Загибаем лепестки для образования бутона

Закрепляем на стебель 3 листа

Проволока от сетки

ТЕ. Сплав железа с углеродом (углерод до 2%) и другими химическими элементами.

О. Сплав меди с цинком желтого цвета. Обладает высокой пластичностью, коррозийной стойкостью. Применяется для деталей, работающих в условиях высокой влажности.

Э. Один из самых распространенных металлов в природе, применяется с 8 века. Пластичный, легко подвергается ковке, прокатке. Подвержен коррозии.

ТИ. Металл красного цвета, ковкий, тягучий, с высокой тепло- и электропроводностью. Применяется в электротехнической промышленности.

С. Хрупкий сплав железа с углеродом (углерода более 2%), используется для изготовления станин станков, радиаторов отопления и т. д.

Ч. Синевато-белый металл, на воздухе покрывается плотной защитной окисной пленкой. Используется для покрытия железа, для производства красок, в авиапромышленности.

Н. Сплав меди со свинцом, алюминием, оловом желто-красного цвета имеет высокую прочность, твердость, хорошо обрабатывается резанием, обладает коррозийной стойкостью (водопроводные краны, худ. Изделия, зубчатые колеса)

СТЬ. Серебристо-белый металл, с высокой электропроводностью. Применяется в электротехнике, при изготовлении краски, электрических проводов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы: коврик, ножницы, карандаш, линейка, скотч, скрепки, давилки, затупленное шило, мягкая жесть банок из-под прохладительных напитков, шариковая ручка с не пишущим стержнем, масло, наждачная бумага.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

  • предметные результаты – умение разметки; прямой угол; свойства металлов, получение тонколистового металла, резание листового металла, организация рабочего места.

Деятельностная цель: формирование навыков выполнения тиснения по тонколистовому металлу, фольге.

Цель урока

Выполнение декоративного изделия в технике ручного тиснения. Формирование УУД

Основное содержание темы, термины и понятия

Технологии обработки материалов. Резание. Пластичность. Ручное тиснение по фольге, рельефное изображение, виды фольги, инструменты для тиснения (штампик, накатка, давилки), рисунок, шаблон. Организация рабочего места. Технология выполнения ручного тиснения.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Развитие познавательных
интересов.
Знакомство с терминами: резание, пластичность давление. Овладение
умениями
выполнения ручного тиснения. Умение организовать свою деятельность.
Находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь. Организовать рабочее место.

Предметные – расширят представление о художественной обработке металла. Будут иметь представление об основных технологиях обработки материалов (резание и пластическое формование). Узнают о материалах и инструментах для тиснения. Узнают о приемах выполнения ручного тиснения по фольге. Обогатят словарный запас новыми техническими словами. Овладеют приемами выполнения ручного тиснения по тонколистовому металлу.
Регулятивные - определят последовательности операций с учетом конечного результата; составят план и последовательности действий при выполнении практической работы;
Познавательные - выберут способы решения задач по выполнению практической работы.
Коммуникативные - умеют вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Личностные – получат навыки самооценки.
Развитие навыков трудолюбия и ответственности за результат своей деятельности.
Развитие навыков эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира.
Познакомятся с навыками творческой деятельности эстетического характера.
Познакомятся с профессией мастера декоративно-прикладного искусства.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Групповая: рассматривание изделий, выполненных в технике тиснения по фольге.
Фронтальная: рассуждение, постановка задач, наблюдение за действиями при показе приемов работы.
Индивидуальная: выполнение практической работы. Оценивание выполненной работы.

Тиснение по фольге

Ручное тиснение по фольге (металлопластика) — один из древнейших способов художественной обработки металла. Мягкость и пластичность фольги даёт возможность сравнительно быстро с помощью простых инструментов — давилок — получить рельефное изображение.

Для выполнения тиснения по фольге прежде всего изготовляют рабочую доску. Размеры доски зависят от размеров художественных изделий, которые вы собираетесь делать. На одну сторону доски наклеивают кожу или сукно, а другую тщательно полируют шлифовальной шкуркой.

Для тиснения по фольге используют различные инструменты. Контурные линии проводят шилом, кончик которого закругляют и полируют. Хорошо отполированная рабочая часть шила должна оставлять на фольге гладкую канавку без царапин. Для проведения штриховых линий можно использовать шариковую авторучку со стержнем без пасты.

Давилки разных размеров для выдавливания крупных участков рельефа изготовляют из твёрдой древесины дуба, бука, яблони, клёна. Деревянные давилки шлифуют и полируют, а рабочие части инструмента натирают парафином или воском, чтобы они легко скользили по фольге. Хорошие давилки получаются, если к металлическим стержням приварить шарики от подшипников.

Повторяющийся рельефный орнамент в виде крестика, звёздочки, кружочка можно получить с помощью штампиков. Для изготовления штампика на торце деревянного или металлического стержня рисуют нужную фигуру, а затем опиливают её по контуру напильником и надфилями.

Для выдавливания сплошных или пунктирных линий используют накатки, состоящие из ручки, стержня и вращающегося колёсика (гладкого или зубчатого).

Ручное тиснение выполняют на мягкой фольге из любого металла. Сухую фольгу укладывают на гладкую сторону рабочей доски и разглаживают. Можно использовать мягкую жесть банок из-под прохладительных напитков.

Рисунок рельефа продумывают заранее и изображают на бумаге. Затем его накладывают на фольгу, а фольгу помещают на сукно рабочей доски. Обведённые шариковой ручкой контуры рисунка хорошо отпечатываются на фольге.

После этого приступают к тиснению. Вначале обрабатывают крупные элементы рисунка, затем переходят к более мелким. Для получения выпуклых элементов берут подходящую по размерам давилку и проводят ею по фольге, постепенно увеличивая нажим. Чтобы с лицевой стороны получались выпуклые участки, выдавливание производят с изнанки фольги, чтобы получались углублённые участки — с лицевой стороны.

Работу заканчивают отделкой фона, часто покрывая его множеством углублений в виде точек.

Чтобы готовый рельеф случайно не повредить, его укрепляют — заливают с обратной стороны специальной смесью. Для приготовления смеси разводят в воде строительный гипс — алебастр, доводя смесь до густоты сметаны. В смесь добавляют немного клея ПВА, чтобы застывший гипс не был очень хрупким.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Ознакомить обучающихся с понятием тонколистового металла; познакомить с операцией разметки; сформировать первоначальные умения по выполнению некоторых приемов разметки.

Развивать навыки выполнения разметки, творческие способности при выполнении технических задач, технологическую грамотность обучающихся, познавательный интерес, глазомер.

Воспитывать внимание, аккуратность. С целью профориентации дать общее представление о значении разметочных работ на современном производстве.

Оборудование и материалы: образцы листового металла, чертежи, подкладка под резец, киянки, линейки, угольники, напильники, плиты для правки, шаблон, чертилка, плакат.

Объект работы: подкладка под резец.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, самостоятельная работа, беседа, инструктаж.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Межпредметные связи: черчение, физика.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности, актуализация опорных знанй.
  3. Изучение нового материала

- Применение тонкого листового металла.

- Инструменты для измерения и разметки

V. Самостоятельная работа.

IX. Домашнее задание.

Тема. Общие сведения о тонколистовом металле. Конструирование изделия из тонколистового металла

Цели: Ознакомить обучающихся с понятием тонколистового металла; познакомить с операцией разметки; сформировать первоначальные умения по выполнению некоторых приемов разметки.

Развивать навыки выполнения разметки, творческие способности при выполнении технических задач, технологическую грамотность обучающихся, познавательный интерес, глазомер.

Воспитывать внимание, аккуратность. С целью профориентации дать общее представление о значении разметочных работ на современном производстве.

Оборудование и материалы: образцы листового металла, чертежи, подкладка под резец, киянки, линейки, угольники, напильники, плиты для правки, шаблон, чертилка, плакат.

Объект работы: подкладка под резец.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, самостоятельная работа, беседа, инструктаж.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Межпредметные связи: черчение, физика.

Мотивация учебной деятельности, актуализация опорных знанй.

Изучение нового материала

- Применение тонкого листового металла.

- Инструменты для измерения и разметки

V. Самостоятельная работа.

IX. Домашнее задание.

Организационный момент

а) подготовка рабочих мест;

б) отчет дежурных об отсутствующих.

II. Мотивация учебной деятельности.

Демонстрация изделий, изготовленных из тонколистового материала (банки для консервов и краски, подкладки под резец, терки для овощей).

Изучение нового материала.

Общие сведения о тонколистовом металле.

Листовым материалом называются металлические листы разной толщины. Толщина бывает до 2 мм и более2 мм.

Листовая сталь толщиной до 0,2 мм называется фольгой.

Листовая сталь толщиной 0,2-0,5 мм называется жестью. Жесть бывает черная и белая. Жесть поверхность которой покрыта тонким слоем олова называется белой, не покрытая оловом- черной.

Применение тонколистового металла

Из черной жести изготавливают посуду для технических целей, банки для краски.

Поверхность белой жести предохраняет от ржавления слой олова, поэтому из белой жести делают посуду-консервные банки, лейки, терки для овощей.

Листовая сталь толщиной от 0,5 до1 мм называется кровельным железом. Из него изготавливают ведра, корыта, банки.

(Учащиеся записывают основные термины и понятия).

Инструменты для измерения и разметки. (Объяснение нового материала с элементами демонстрации).

Прежде чем приступать к изготовления какого-нибудь предмета, необходимо определить его форму, размеры, подобрать материал.

Форму и размеры изделия изображают на чертежах или эскизах.

На производстве большая часть материала поступает на обработку в виде заготовок.

Заготовку надо сначала разметить. Размечать нужно точно и аккуратно т.к. от этого зависит качество изделий.

Рассмотрим инструменты для разметки металла: линейка, циркуль, угольник. Для ускорения разметки используют шаблоны.

IV Физкультминутка.

Ну-ка встали-ка ребята,

Ну-ка топнули ногой,

Ну-ка топнули другой,

Руки вверх – и потянулись.

Руки в стороны, вперед,

Дальше делаем под счет.

Раз присели, два присели,

Чьи там кости заскрипели?

Поворот направо – три,

Четыре – влево повтори,

Пять – попрыгали на месте

Ноги врозь и ноги вместе.

Шесть – всем нужно замереть,

Не качаться, не сопеть.

Семь – вздохнули глубоко,

Восемь – выдохнули всё.

Подошла к концу разминка,

Сели – выпрямили спинки.

Пока не зазвенит звонок,

Будем продолжать урок.

Начертить отрезки и поделить их на 2; 3; 5 равных частей.

Начертить окружности R15мм; Ø40мм.

(Взаимоконтроль. Обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполнение графических построений).

Изучение конструкции подкладки по чертежу, определение габаритных размеров подкладки на основании её назначения.

Составление общего плана изготовления подкладки под руку.

Выполнение первого этапа изготовления подкладки.

Оценивание. Выставление оценок с комментарием (положительные моменты, указание ошибок).


Тема урока: Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

Цели: создать условия для ознакомления с приемами правки тонколистового металла и проволоки;

продолжить формирование умений работы с конструкционными материалами;

научить выполнять правку тонколистового металла и проволоки;

воспитывать аккуратность во время работы.

Оформление доски: тема урока; новые слова (правка, гладилка, киянка, боек); домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверка домашнего задания

Для чего предназначен слесарный верстак?

а) является основной частью рабочего места по ручной обработке металла;

б) для закрепления тисков и хранения инструментов;

в) для закрепления заготовки во время обработки.

2. Как правильно определить высоту верстака?

а) локоть руки, согнутый под 90 0 ниже на 100 мм верхней части тисков;

б) локоть руки, согнутый под 90 0 касается верхней части тисков;

в) прямая рука, опущенная вниз, касается крышки верстака.

3. Что такое сталь и чугун?

а) сплав меди и олова;

б) сплав железа с углеродом;

в) сплав алюминия и меди.

4. Каким способом получают тонколистовой металл?

а) прокаткой нагретых слитков на прокатном стане;

б) путем сдавливания на огромных прессах;

в) путем разлива тонким слоем в жидком виде.

5. Что не относится к тонколистовому металлу?

б) кровельная сталь;

в) металл толщиной 3 мм;

6. Как получают проволоку?

а) литьем в формы;

б) волочением – протягиванием через фильеры;

в) обработкой на металлорежущих станках.

Переход к изучению новой темы

Из заготовки, которая имеет неровности, коробления и искривления, не может быть изготовлена качественная деталь или красивое изделие.

Инструменты и приспособления для правки.

Приемы правки тонколистового металла.

Приемы правки проволоки.

Правила безопасной работы при правке.

Изучение новой темы

Рассказ учителя о процессе правки и инструментах, применяемых для правки

Правка – слесарная операция по приданию заготовке правильной, ровной формы.

Для выполнения правки применяются специальные инструменты и приспособления:

-киянка (деревянный молоток);

- приспособления для правки проволоки.

- Как можно определить правильность выполнения правки?

(На глаз, линейкой, на плите, специальными инструментами и приспособлениями.)

Демонстрация приемов правки тонколистового металла

- Правка металла киянкой на правильной плите

- Правка листового металла слесарным молотком

- Правка фольги ватным тампоном.

- Правка закрученной полосы в тисках с помощью ручных тисков.

3. Самостоятельная работа в тетради

- Запишите в тетради способы правки тонколистового металла.

4. Проверка записей в тетради

5. Демонстрация приемов правки проволоки

- Проволоку кладут на плиту и наносят легкие удары молотком, поворачивая ее вокруг оси.

- Помещают изогнутые участки между губками плоскогубцев и сжимают их.

- Протягивание проволоки между гвоздями, вбитыми в доску.

- Правка вокруг металлического или деревянного стержня, закрепленного в тисках.

- Протягивание проволоки между двух дощечек в тисках.

6. Физкультминутка

7. Самостоятельная работа в тетради

- Запишите в тетради способы правки проволоки.

8. Проверка записей в тетради

9. Рассказ учителя о правилах безопасной работы при правке тонколистового металла и проволоки

- Работать только исправным инструментам.

- Надевать рукавицу на руку, придерживающую заготовку.

- Держать левую руку в стороне от места удара.

- Плотно прижимать заготовку к правильной плите.

- Не стоять за спиной работающего и не работать, если кто-то стоит за вами.

V. Практическая работа

1. Вводный инструктаж

- Выполнить правку заготовки (гвозди, заклепки, пружины, заготовки для чертилки, проволока для изготовления головоломок, заготовки для совка или металлической коробочки).

- Проверить качество правки любым из способов.

2. Текущий инструктаж

- Следить, чтобы учащиеся соблюдали правила безопасной работы.

- Подсказывать и корректировать выполнение работы по правке заготовки.

- Контролировать ход практической работы.

3. Заключительный инструктаж

- Навести порядок на рабочем месте.

- Характеристика успехов и ошибок в работе.

VI. Закрепление изученного на уроке

- В результате чего металл получает деформацию? (После обработки или неправильного хранения заготовки становятся покоробленными, помятыми и гнутыми.)

- Почему при выпрямлении проволоки нельзя сильно стучать по выпуклому месту? (Грани молотка могут оставлять вмятины на поверхности проволоки.)

- От чего зависит выбор того или иного способа правки проволоки? (При выборе способа правки проволоки необходимо учитывать толщину проволоки и металл, из которого она изготовлена.)

- Как контролировать качество правки листового металла и проволоки? (На глаз, линейкой, на плите, специальными инструментами и приспособлениями.)

VII. Подведение итогов урока

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос:

Выставление оценок в журнал и в дневники.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать § 22, с. 85-88


-75%

Читайте также: