Проектирование изделий из древесины с учетом ее свойств 7 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

• Какие свойства древесины определяют ее внешний вид?

• От чего зависит способность древесины удерживать металлические крепежные детали?

• Привести примеры пород древесины, которые характеризуются большой

твердостью и износостойкостью.

Прогнозируемые результаты обучения:

учащиеся должны знать;

какими физическими и механическими свойствами обладает древесина, каким образом эти свойства учитываются при выборе пиломатериалов.;

учащиеся должны уметь :

определять физические и механические свойства древесины, выбирать пиломатериалы для изготовления изделий с учетом свойств древесины.

Оборудование и средства обучения: различные виды древесины, твердомер, проектор, компьютер.

Х о д урока

I. Этап организации занятия

Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.

II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

1. Что такое пороки древесины? Чем они вызваны в растущем дереве?

2. Как пороки древесины влияют на ее качество и применение?

3. Какие пороки считаются недопустимыми при выборе заготовки для изделия?

4. Каких пороков древесины можно избежать?

5. Используя рисунок, определите виды пороков: смещенная сердцевина, смоляной кармашек, разошедшаяся трещина усушки, сплошная крень.

6. По каким критериям вы будете выбирать пиломатериал для работы?

Какие пороки древесины вы посчитаете допустимыми для качественного пиломатериала?

III. Этап изучения нового материала

Свойства древесины

Вы уже знаете, что древесина хорошо обрабатывается и широко используется в производстве изделий. Она имеет достаточно высокую прочность, хорошую сопротивляемость ударным и вибрационным нагрузкам. В то же время древесина имеет недостатки: она не устойчива к влаге, подвержена загниванию, разрушению в результате поражения грибами и насекомыми.

Чтобы изделия из древесины сохраняли свои эксплуатационные свойства и красивый внешний вид, при выборе пиломатериалов необходимо учитывать свойства древесины

Способность взаимодействовать с окружающей средой

Цвет, запах, текстура, блеск, плотность, влажность, тепло-, звуко-

Механические

Способность сопротивляться действию внешних сил

Прочность, твердость, ударная вязкость, упругость

Технологические

Способность во время эксплуатации сохранять свои свойства

Способность удерживать металлические крепления, износостойкость, способность к гнутью

Физические свойства древесины

Характеристика свойств

Это отношение массы древесины к ее объему. Определяется по формуле p m

V = (кг/м3 или г/см3). Зависит от породы древесины, влажности, условий произрастания.

Учитывается при пилении древесины: плотная порода пилится тяжело, рыхлая — легче. Влияет на применение металлических крепежных деталей (гвоздей, шурупов и т. д.): плотная древесина хорошо удерживает металлические крепежные детали

Это отношение массы влаги, находящейся в данном объеме древесины к массе абсолютно сухой древесины, выраженное в процентах. Чем меньше плотность

древесины, тем больше она поглощает влагу: у свежесрубленной древесины влажность составляет от 50 до100 %. В процессе сушки влага постепенно испаряется из древесины

Механические свойства древесины

Характеристика свойств

Способность сопротивляться разрушению, выдерживать нагрузки, не изменяя формы. Зависит от породы, влажности, наличия пороков

Способность сопротивляться проникновению

другого, более твердого тела. Зависит от породы, направления волокон и влажности: с увеличением влажности твердость древесины уменьшается Это свойство учитывается при выборе режущего инструмента

Ударная вязкость

Способность сопротивляться изгибу при ударе, не разрушаясь. Вязкость древесины лиственных пород выше вязкости древесины хвойных пород

Свойство восстанавливать первоначальную форму и размеры после прекращения действия нагрузок. Зависит от породы и влажности: с повышением влажности упругость древесины уменьшается

Технологические свойства древесины

Характеристика свойств

Способность удерживать металлические крепления (гвозди, шурупы и др.)

Величина сопротивления выдергиванию крепежа зависит от направления волокон, породы, влажности и плотности (чем выше

плотность, тем сильнее древесина сопротивляется как вбиванию гвоздя, так и его выдергиванию)

Износостойкость

Способность противостоять износу: износ древесины с боковой поверхности больше, чем с торцевой. Зависит от твердости,

плотности и влажности древесины (влажная древесина более подвержена износу). Учитывается при выборе пиломатериалов

для изготовления инструментов

Способность к гнутью

Наибольшей способностью к гнутью обладают лиственные породы (дуб, ясень, береза). У хвойных пород отмечается невысокая способность к гнутью. У влажной древесины эта способность выше, чем у сухой

Способность к раскалыванию

(раскалываемость )

Способность древесины под действием клина или нагрузки разделяться на части вдоль волокон. Зависит от прочности, учитывается при выборе соединений (на гвоздях, шурупах и др.)

IV. Этап первичной проверки изученного материала

Найдите зависимость между плотностью древесины и способностью удерживать металлический крепеж. Как влияет на раскалываемость древесины наличие и расположение в ней сучков?

1. Назовите свойства древесины.

2. Какие физические свойства древесины необходимо учитывать при выборе

материала для изготовления изделия? Приведите примеры.

3. Как влияет твердость древесины на ее обработку?

4. Приведите примеры изделий, при использовании которых важно учитывать

такое свойство древесины, как упругость.

5. Вы решили с папой построить на дачном участке баню. Подберите пиломатериал для постройки бани. Какие свойства древесины вы будете учитывать при выборе? Используя ранее полученные знания, подберите породу древесины, подходящую для внутренней отделки бани .

У. Этап выполнения практических заданий

Практическая работа . Изучение физико-механических свойств

древесины .

Цель: ознакомиться со свойствами древесины, научиться измерять

Оборудование, инструменты и материалы: лабораторные весы, об-

разцы древесины различных пород, штангенциркуль, емкость с водой.

Порядок выполнения работы

1. Измерьте длину, ширину и толщину образцов древесных пород.

2. Вычислите объем образцов, умножив длину на ширину и толщину.

3. Взвесьте образцы.

4. Вычислите плотность каждого образца ( p m V = ) .

5. Опустите образцы в воду на 5—10 минут. Выньте образцы и обо-

трите их ветошью.

6. Взвесьте образцы.

7. Результаты наблюдений занесите в таблицу (в тетради).

Для определения твердости древесины применяется метод Бринелля. Этот метод изобрел шведский инженер Юхан Август Бринелль в 1900 г. Испытания проводят следующим образом: металлический шарик под действием усилия в течение определенного времени вдавливают в испытуемый материал. Чем мягче порода древесины, тем глубже будет отпечаток. Методом Бринелля определяют твердость не только древесины, но и металлов, а также других твердых материалов. В настоящее время для определения твердости древесины и металлов используются специальные приборы — твердомеры .

Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся :

• проблемно-поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии;

• фронтальная , индивидуальная работа .

Перед учащимися были поставлены следующие цели :

получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме“Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения,развить их техническое мышление и творческие способности , используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников , умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь . Развитие умения правильно выбрать заготовку , прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.

развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда,используя разнообразные приёмы деятельности,сообщая интересные сведения .

проектор , компьютер,презентация в Power Point “Художественная резьба по дереву”.

Для практической работы:

проектор,компьютер, презентация в Power Point “ Технология обработки древесины ”. Проектная деятельность по изготовлению разделочной доски ”, верстаки,наборы столярного инструмента , измерительный инструмент , технологические карты , образцы изделий, заготовки .

• продолжить формирование основных технологических понятий ;

• выделить свойства и средства обработки древесины ;

• продолжить формирование представлений о разнообразной декоративной отделки (художественная роспись или выжигание ).

Учащиеся должны знать :

1. Разметку, проведение линий .

2. Разметку центров отверстий.

3. Нахождение центра отверстий на торце цилиндрических заготовок .

4. Сверление отверстий.

5. Точение цилиндрических и фасонных поверхностей .

6. Зачистка поверхностей деталей . Снятие заусенцев.

Место урока в учебном плане .

Тема“Изготовление разделочной доски ”рассматриваются в разделе “ Технология обработки древесины ”. Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубинное понимание структуры материи. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по труду.

I. Организационный момент .

II. Повторение ранее изученного материала

III. Изучение нового материала: используя компьютерный проект , учащиеся должны научиться анализировать и оценивать различные конструкции , выбирать и обосновывать использование способа членения данного изделия и т.д.

IV. Выполнение практического задания по изготовлению разделочной доски с использованием технологической карты и презентации к уроку.

V. Домашнее задание .

I. Организационный момент .

Организация рабочей обстановки в классе.Объявление темы, целей задачей урока.

II. Повторение ранее изученного материала.

Учащиеся отвечают на следующие вопросы :

• что называется древесиной ;

• на какие два вида делятся все древесные породы , приведи примеры ;

• как подразделяется древесина по твердости, приведи примеры ;

• что такое текстура дерева;

• какие пороки бывают у древесины ;

• разметочный инструмент , инструмент для пиления.

Затрагивается тема “Материаловедение”, где рассматриваются понятия о строении древесины,породы и их применение . Тема “ Пиломатериалы и древесные материалы” позволяет изучить сорта материалов и способы их производства .. Тема“Графическая документация ” содержит понятия в техническом изображении изделия , видах графических документах их построении и чтении.Тема “ Строгание ”, “ Пиление ”, “Разметка”,“Сверление”, “Зачистка”знакомят с этапами изменения формы , размеров , и чистоты поверхности заготовки с применением столярных инструментов .

III. Изучение нового материала.

Во время объяснения нового материала идет демонстрация слайдов презентации“Художественная резьба по дереву”.

И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины : мебель , музыкальные инструменты , детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд . Изучив основы технологии обработки древесины , и вы сможете самостоятельно сделать кухонную разделочную доску .

Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности . С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома , мосты, ветряные мельницы,крепостные сооружения , орудия труда, посуду и многое другое .

Дерево хранит тепло Солнца, тепло человеческих рук , работавших с ним.

Дерево капризно и неповторимо . Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера.

Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные сувениры такими дорогими, и такими редкими .

Мы имеем честь представить совершенно новую технологию обработки дерева. Теперь Художник не занимается тиражированием своей работы: но при этом изобретённая нами технология позволяет в точности передать тончайшие детали прихотливой авторской резьбы.

Деревянные изделия сохраняют индивидуальность и неповторимость авторской работы и живого материала – но при этом становятся серийными. И,в отличие от ручной работы, стоят тем дешевле , чем больше их нужно изготовить .

Мы не преувеличиваем, говоря об изобретении:патентный поиск показал , что такой технологии нет нигде в мире .

Далее материал включает в себя сведения о ручной и механической обработке древесины,применяемых материалах, инструментах и станках;основных заготовительных, обработочных,контрольно-измерительных и отделочных операциях. Учебный материал имеет политехническую направленность .

Так , знания по планированию, контролю,измерению и другие , дают представления об общих закономерностях и процессах , характерных для ручного производства изделия из древесины .

Процесс изготовления изделия . Технологическая карта .

В школьных мастерских на верстаках изготавливают детали и сборочные единицы .

является изделием из однородного материала без применения сборочных операций(например, шип , шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы , имеющие определенное значение , например отверстия, выступы,углубления и др.

состоит из нескольких деталей . Процесс соединения деталей между собой называется сборкой.

Каждое изделие имеет свою конструкцию , т.е.определенное устройство . Материалы, из которых изготовлены изделия ( древесина , металлы,пластмассы и др.), называют конструкционными.

Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию : уяснить форму,размеры, число деталей и способы их соединения,число элементов и др.

При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты .

Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов ( например , ножницы,молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например,линейка, угольник ). При обработке материалов используют также приспособления – устройства , которые облегчают работу. Например,при пилении древесины применяют упор .

Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс , т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.

является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте .

Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали . Изучая чертеж , определяют форму и размеры заготовок,материал, из которого изготавливают деталь , припуски(дополнительный слой поверхности заготовки,подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки,подбирают необходимые инструменты и приспособления .

Технологический процесс оформляется в виде технологической карты , т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций,дано графическое изображение технологической операции , перечислены инструменты и приспособления , необходимые для выполнения данной операции . Правильно составить технологическую карту — значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия,сэкономить время , материал .

Изготовление изделия начинают с выбора заготовки,т.е. материала ( доска , брусок , фанера и т.п.),который будут обрабатывать для получения детали.На детали выбирают базовую сторону, т.е.наиболее ровную поверхность , от которой затем ведут разметку и обработку.

Работа у верстака. Короткая беседа о необходимости выполнения правил техники безопасности .

Добрый совет – не трогай того , о назначении чего имеешь слабое представление !

IV. Практическая работа .

Проведение практического занятия сопровождается презентацией в Power Point“ Технология обработки древесины ”.

Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности . Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.

Если ошибки присущи большинству учащихся , то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам , которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку . Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть , что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени . Качественно обработанной считается заготовка , имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности .

В конце урока учитель оценивает работу класса,демонстрирует лучшие изделия , т.е. те , которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями , сообщает , обобщает типичные ошибки , вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения .

V. Закрепление материала.

Ученики повторяют последовательность выполнения работы.

Практические и теоретические знания , которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект , а деталь , выполненная вами, является материалом для творческого проекта .

Рефлексия , самооценка , взаимооценка учащихся,обсуждение ошибок .

Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся .


Содержимое разработки

Для 7 класса

Разработала Романенко Ольга Игоревна, учитель технологии, Академический лицей ФГБОУ ВО ОмГПУ г. Омск.

Цели и задачи разработанных заданий:

А) Контроль усвоения учащимися программного материала по изученной теме.

Б) Формирование навыков самостоятельной работы, воспитание сознательного отношения к учёбе, интереса к изучению предмета технология.

Раздел программы: Технологии обработки конструкционных материалов

Тема урока: Проектирование изделий из древесины с учётом её свойств.

Цель урока: направление деятельности учащихся на выполнение творческого проекта по изготовлению изделия из древесины с учётом её свойств и точности изготовления.

Задачи урока:

личностные: проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности; нравственно – эстетическая ориентация; приобретение опыта проектирования изделий; воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

метапредметные: развивать умения ставить цели, определять задачи;

предметные: оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; формировать понятия: физические и механические свойства древесины, конструкторская документация, технологический процесс.

Формируемые УУД: познавательные; выделение необходимой информации; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Тип урока: комбинированный.

Оснащение урока: мультимедийный проектор, интернет-ресурсы.

Потребности в ОЭР: иллюстративные материалы, деловая графика (рисунки, схемы, таблицы).

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Объяснение принципа разно-уровневого обучения – 5 мин.

3. Анкетирование – 3 мин.

4. Объяснение нового материала – 10 мин.

5. Выдача тем проектов и обсуждение – 6 мин.

6. Домашнее задание – 5 мин.

7. Рефлексия, подведение итогов урока – 5 мин.

Затем, в оставшиеся 10 минут, учитель отвечает на возникшие у учеников вопросы и выдаёт домашнее задание(дифференцированно) в рабочей тетради.

В рамках заданий лабораторно-практической работы №1 учащиеся:

определяют плотность древесины;

разрабатывают конструкторскую и технологическую документацию на проектируемое изделие;

определяют размеры вала.

Первое задание (задача на определение плотности древесины) выполняется вместе с учителем. Второе задание выполняется дома самостоятельно. При выполнении лабораторно-практической работы №1 нужно заполнить таблицу и выполнить конструкцию изделия из древесины (эскиз или технический рисунок, сборочный чертёж). Для этого учитель выдаёт карточки с уровневыми заданиями (см. Приложения 1, 2) для выполнения лабораторно-практической работы №1 из учебника.

Подведение итогов урока и рефлексия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: комбинированный.

Обучающая:

Познакомить учащихся с основными физическими и механическими свойствами древесины как влажность, твёрдость, прочность, упругость, цвет, запах.

научить определять плотность и влажность древесины

Развивающая:

Развить первоначальные знания в определении плотности и влажности древесины.

Развить навыки в определении породы древесины по её свойствам.

Воспитательная:

Воспитать бережное отношения к древесине.

Привить желания к работе с древесиной.

Оборудование урока: учебник («Технология 6 класс (вариант для мальчиков), образцы древесины разных пород, тетради, ручки, линейки, фанера ручной лобзик.

1. Организационный момент.

Здравствуйте дети! Давайте проверим присутствующих на уроке.

2. Актуализация знаний.

Учитель. Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. Древесина традиционно является одним из важнейших строительных материалов, чему способствует ее прекрасные декоративные свойства, широкое распространение, легкость добычи и обработки. Древесина – широко распространенный строительный и поделочный материал. Область применения этого ценного материала настолько широка, что трудно даже перечислить. Древесину не трудно обрабатывать, зная породы, строение, пороки и свойства . Сегодня на уроке, вы познакомитесь со свойствами древесины .

Итак тема нашего урока : Проектирование изделий из древесины с учетом ее свойств

Цели: Ознакомить учащихся с основными свойствами древесины; научить определять плотность и влажность древесины;

3. Изучение новой темы.

Какие виды древесины вам известны?

1) Хвойные породы: ель, лиственница, пихта, сосна.

2) Лиственные породы: береза, клен, липа, ольха, осина, рябина, ясень, дуб).

Древесина обладает различными свойствами, как и разные материалы. Сегодня на уроке вы познакомитесь с ( физическими и механическими свойствами древесины. ( Схему перечерчиваем в тетрадь.)

Физические: плотность, влажность, цвет, запах.

Механические(реакция на воздействие окружающих сил): твердость, прочность, упругость.

Давайте рассмотрим физические свойства древесины. Вы обращали наверно свое внимание, что древесина разных пород бывает более легкой и тяжелой, т.е. менее плотной и более плотной. Плотность – это масса древесины, содержащаяся в единице объема: если в 1 см3 весит 0,5 гр, то плотность(ро) = 0,5 г/см3.

Разные породы древесины имеют разную плотность, запишите несколько примеров .

Высокая плотность – дуб, береза, лиственница, клен, яблоня, груша примерно от 700 до 900 (кг/м3); Средняя плотность – конский каштан, орех грецкий, вишня, тиковое дерево, бук от 560-700 (кг/м3); Низкая плотность – липа, тополь, кедр, вяз, ель, сосна – от 400 до 600 (кг/м3); Древесину с высокой плотностью труднее обрабатывать, но зато такая древесина меньше подвержена изнашиванию.

Следующее из физических свойств древесины влажность. Как думаете, что такое влажность древесины? Количество влаги содержащейся в древесине. Влажность древесины выражается в процентах. Записываем в тетрадь

Различают следующие ступени влажности древесины:

мокрая – длительное время находившаяся в воде, влажность выше 100%;

свежесрубленная – влажность 50-100%;

воздушно-сухая – долгое время хранившаяся на воздухе, влажность – 15–20% (в зависимости от климатических условий и времени года);

абсолютно сухая – влажность – 0%.

После рубки содержание влаги снижается. Вначале испаряется свободная влага, затем связанная влага, которая содержится внутри стенок клетки. Что нужно сделать, чтобы использовать древесину в производстве? Правильно – сушить.

При сушке древесины прочность пиломатериалов значительно повышается, а возможность их загнивания сводится к нулю. Сушка бывает двух видов: естественная и искусственная.

Искусственная сушка проходит в течение нескольких дней или часов и также делает древесину неуязвимой от поражения гнилью и грибами и обеспечивает ее высокое качество. Процесс искусственной сушки проходит в камерах-сушилках периодического и непрерывного действия . (Слайд 19.) Теплоносителями служат воздух, пар или дымовые газы, нагретые до температуры 70-80°С.

Разберем с вами еще одно не мало важное свойство древесины – цвет. Кто может сказать, какого цвета бывает древесина? (Ответы детей.) Цвет зависит от условий, где росло дерево и от возраста.

Звукопроводимость – свойство материала проводить звук с определенной скоростью. В древесине быстрее всего звук распространяется вдоль волокон. Звукопроницаемость древесины в продольном направлении в 16 раз, а в поперечном – в 3–4 раза больше звукопроницаемости воздуха. Это отрицательное свойство древесины требует при устройстве деревянных перегородок, потолков и т.д. применения звукоизолирующих материалов. Способность древесины усиливать звук широко используется при изготовлении музыкальных инструментов. Наилучшая древесина для этого – древесина ели, пихты кавказской и сибирского кедра.

Разберем механические свойства древесины .

Твердость древесины , то есть способность сопротивляться обработке режущим инструментом и вообще проникновению в нее другого тела, зависит от породы древесины, ее объемного веса и влажности. От твердости древесины зависит ее способность сопротивляться истиранию.

Прочность – это способность не разрушаясь выдерживать определенные нагрузки.

Упругость - способность древесины изменять свою форму под воздействием внешних сил и принимать первоначальную форму после прекращения действия этих сил.

Давайте рассмотрим конструктивные материалы:

-дсп (древесностружечные плиты)

-двп (древесноволокнистые плиты)

Фанера – это доска, склеенная из древесных пластин с перекрестным расположением волокон.

4. Практическая работа и текущий инструктаж. (Слайд 27.)

5. Обобщение и систематизация изученного. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Учитель проводит анализ характерных ошибок, которые ученики делали по ходу практических работ, и объясняет их, чтобы ученики в дальнейшем их не совершали. Ученики внимательно слушают объяснения их ошибок. Учитель сообщает оценки учащимся за работу на уроке.

6. Уборка рабочих мест.

Ученики убирают инструмент, который был необходим для проведения практических работ по своим местам.

7. Домашнее задание.

Решить кроссворд. Вопросы к кроссворду:

Дерево, обладающее низкой плотностью.

Количество влаги, содержащейся в древесине.

Дерево, обладающее низкой плотностью

Способность древесины восстанавливать первоначальную форму, после снятия нагрузки.

Дерево с высокой прочностью.

Количество массы древесины, содержащейся в единице объема.

Что применяется для изменения влажности.

Физическое свойство древесины.

Дерево с высокой прочностью.

8. Подведение итогов урока.

1) Вопросы для повторения:

Зачем знать свойства древесины?

С какой целью сушат древесину?

Как определяют влажность древесины на предприятиях?

Какие свойства нужно учитывать при выборе заготовок?

2) Выставление оценок в журнал и в дневники.

Краткое описание документа:

Цели урока:

Обучающая:

  • Познакомить учащихся с основными физическими и механическими свойствами древесины как влажность, твёрдость, прочность, упругость, цвет, запах.
  • научить определять плотность и влажность древесины

Развивающая:

  • Развить первоначальные знания в определении плотности и влажности древесины.
  • Развить навыки в определении породы древесины по её свойствам.

Воспитательная:

  • Воспитать бережное отношения к древесине.
  • Привить желания к работе с древесиной.

Оборудование урока: учебник («Технология 6 класс (вариант для мальчиков), образцы древесины разных пород, тетради, ручки, линейки, фанера ручной лобзик.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте дети! Давайте проверим присутствующих на уроке.

2. Актуализация знаний.

Учитель. Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. Древесина традиционно является одним из важнейших строительных материалов, чему способствует ее прекрасные декоративные свойства, широкое распространение, легкость добычи и обработки. Древесина – широко распространенный строительный и поделочный материал. Область применения этого ценного материала настолько широка, что трудно даже перечислить. Древесину не трудно обрабатывать, зная породы, строение, пороки и свойства. Сегодня на уроке, вы познакомитесь со свойствами древесины.

Итак тема нашего урока: Проектирование изделий из древесины с учетом ее свойств

Цели: Ознакомить учащихся с основными свойствами древесины; научить определять плотность и влажность древесины;

3. Изучение новой темы.

Какие виды древесины вам известны?

1) Хвойные породы: ель, лиственница, пихта, сосна.

2) Лиственные породы: береза, клен, липа, ольха, осина, рябина, ясень, дуб).

Древесина обладает различными свойствами, как и разные материалы. Сегодня на уроке вы познакомитесь с (физическими и механическими свойствами древесины. (Схему перечерчиваем в тетрадь.)

Физические: плотность, влажность, цвет, запах.

Механические(реакция на воздействие окружающих сил): твердость, прочность, упругость.

Давайте рассмотрим физические свойства древесины. Вы обращали наверно свое внимание, что древесина разных пород бывает более легкой и тяжелой, т.е. менее плотной и более плотной. Плотность – это масса древесины, содержащаяся в единице объема: если в 1 см3 весит 0,5 гр, то плотность(ро) = 0,5 г/см3.

Разные породы древесины имеют разную плотность, запишите несколько примеров.

Высокая плотность – дуб, береза, лиственница, клен, яблоня, груша примерно от 700 до 900 (кг/м3); Средняя плотность – конский каштан, орех грецкий, вишня, тиковое дерево, бук от 560-700 (кг/м3); Низкая плотность – липа, тополь, кедр, вяз, ель, сосна – от 400 до 600 (кг/м3); Древесину с высокой плотностью труднее обрабатывать, но зато такая древесина меньше подвержена изнашиванию.

Следующее из физических свойств древесины влажность. Как думаете, что такое влажность древесины? Количество влаги содержащейся в древесине. Влажность древесины выражается в процентах. Записываем в тетрадь

Различают следующие ступени влажности древесины:

После рубки содержание влаги снижается. Вначале испаряется свободная влага, затем связанная влага, которая содержится внутри стенок клетки. Что нужно сделать, чтобы использовать древесину в производстве? Правильно – сушить.

При сушке древесины прочность пиломатериалов значительно повышается, а возможность их загнивания сводится к нулю. Сушка бывает двух видов: естественная и искусственная.

Искусственная сушка проходит в течение нескольких дней или часов и также делает древесину неуязвимой от поражения гнилью и грибами и обеспечивает ее высокое качество. Процесс искусственной сушки проходит в камерах-сушилках периодического и непрерывного действия. (Слайд 19.) Теплоносителями служат воздух, пар или дымовые газы, нагретые до температуры 70-80°С.

Разберем с вами еще одно не мало важное свойство древесины – цвет. Кто может сказать, какого цвета бывает древесина? (Ответы детей.) Цвет зависит от условий, где росло дерево и от возраста.

Звукопроводимость – свойство материала проводить звук с определенной скоростью. В древесине быстрее всего звук распространяется вдоль волокон. Звукопроницаемость древесины в продольном направлении в 16 раз, а в поперечном – в 3–4 раза больше звукопроницаемости воздуха. Это отрицательное свойство древесины требует при устройстве деревянных перегородок, потолков и т.д. применения звукоизолирующих материалов. Способность древесины усиливать звук широко используется при изготовлении музыкальных инструментов. Наилучшая древесина для этого – древесина ели, пихты кавказской и сибирского кедра.

Разберем механические свойства древесины.

Твердость древесины, то есть способность сопротивляться обработке режущим инструментом и вообще проникновению в нее другого тела, зависит от породы древесины, ее объемного веса и влажности. От твердости древесины зависит ее способность сопротивляться истиранию.

Прочность – это способность не разрушаясь выдерживать определенные нагрузки.

Упругость- способность древесины изменять свою форму под воздействием внешних сил и принимать первоначальную форму после прекращения действия этих сил.

Давайте рассмотрим конструктивные материалы:

-дсп (древесностружечные плиты)

-двп (древесноволокнистые плиты)

Фанера – это доска, склеенная из древесных пластин с перекрестным расположением волокон.

4. Практическая работа и текущий инструктаж. (Слайд 27.)

5. Обобщение и систематизация изученного. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Учитель проводит анализ характерных ошибок, которые ученики делали по ходу практических работ, и объясняет их, чтобы ученики в дальнейшем их не совершали. Ученики внимательно слушают объяснения их ошибок. Учитель сообщает оценки учащимся за работу на уроке.

6. Уборка рабочих мест.

Ученики убирают инструмент, который был необходим для проведения практических работ по своим местам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовленна для проведения урока технологии в 7 классе и содержит материал о свойствах древесины.

Проектирование изделий из древесины с учетом её свойств Урок технологии в 7 классе

Проектирование изделий из древесины с учетом её свойств

Урок технологии в 7 классе

КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: ДРЕВЕСИНА ДСП ДВП ФАНЕРА

КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ

ВИДЫ ДРЕВЕСИНЫ Хвойные породы НАЗВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ РАСТЕНИЕ ДУГЛАСИЯ ПСЕВДОТСУГА ЕЛЬ ЛИСТВЕННИЦА ЕЛЬ ЛИСТВЕННИЦА ПИХТА ПИХТА СОСНА СОСНА ТИС ТИСОВОЕ ДЕРЕВО

ВИДЫ ДРЕВЕСИНЫ

Хвойные породы

ПСЕВДОТСУГА

ЛИСТВЕННИЦА

ТИСОВОЕ ДЕРЕВО

ВИДЫ ДРЕВЕСИНЫ Лиственные породы БЕРЁЗА КЛЁН БРИАР ЛИПА БУК ОЛЬХА ВИШНЯ ОСИНА ВЯЗ ПЛАТАН ГРЕЦКИЙ ОРЕХ РОБИНИЯ (БЕЛАЯ АКАЦИЯ) ГРАБ РЯБИНА ГРУША САМШИТ ДУБ ЯСЕНЬ КАРЕЛЬСКАЯ БЕРЁЗА

ВИДЫ ДРЕВЕСИНЫ

Лиственные породы

ГРЕЦКИЙ ОРЕХ

РОБИНИЯ (БЕЛАЯ АКАЦИЯ)

КАРЕЛЬСКАЯ БЕРЁЗА

ВИДЫ ДРЕВЕСИНЫ Экзотические породы АБАЧИ ИПЕ АМАРАНТ МОРАДО ИРОКО БАКАУТ КАТАЛОКС БАЛЬСА ПАДУК ПАЛИСАНДР КВЕБРАХО БЕЛОЕ БИЛИНГА КВЕБРАХО КРАСНОЕ ПАЛО САНТО БОКОТЕ РОЗОВОЕ ДЕРЕВО КОКОБОЛО БОНГОССИ КУМАРУ БУБИНГА ТИК УМНИНИ ЛИМБА ВЕНГЕ МАСАСАУБА ЧЕЧЕМ ГОНСАЛО АЛЬВЕС ЦИРИКОТЕ МЕРБАУ ГРЕНАДИЛ МАХАГОНИ СИПО ЭБЕНОВОЕ ДЕРЕВО ЗЕБРАНО ЯТОБА МАХАГОНИ ХАЯ МАХАГОНИ НАСТОЯЩЕЕ ИНДИЙСКИЙ ПАЛИСАНДР

ВИДЫ ДРЕВЕСИНЫ

Экзотические породы

КВЕБРАХО БЕЛОЕ

КВЕБРАХО КРАСНОЕ

РОЗОВОЕ ДЕРЕВО

ГОНСАЛО АЛЬВЕС

МАХАГОНИ СИПО

ЭБЕНОВОЕ ДЕРЕВО

МАХАГОНИ ХАЯ

МАХАГОНИ НАСТОЯЩЕЕ

ИНДИЙСКИЙ ПАЛИСАНДР

СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ ФИЗИЧЕСКИЕ плотность влажность цвет запах и т.д. МЕХАНИЧЕСКИЕ реакция на воздействие внешних сил твердость прочность упругость

СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ

МЕХАНИЧЕСКИЕ

реакция на воздействие

– масса древесины, содержащаяся в единице объема:

если 1 см 3 весит 0,5 гр.,

то плотность = 0,5 г/см 3

Малая плотность:

Большая плотность:

– количество содержащейся в древесине влаги:

ВЕС ДО СУШКИ – ВЕС ПОСЛЕ СУШКИ

ВЕС ПОСЛЕ СУШКИ

СУХАЯ древесина:

8% – 15% влажности

ВЛАЖНАЯ древесина:

60% – 80% влажности

ТВЕРДОСТЬ – способность древесины сопротивляться проникновению в неё других тел Мягкие: Твердые: липа, тополь, ольха, ель дуб, береза, ясень

– способность древесины сопротивляться проникновению в неё других тел

– способность не разрушаясь выдерживать определенные нагрузки

Действие нагрузки на волокна:

  • растяжение (
  • сжатие (ножки стула под человеком)
  • изгиб (лыжи под весом лыжника)

Вдоль волокон

Поперек волокон

УПРУГОСТЬ - способность древесины восстанавливать первоначальную форму после нагрузки (лыжи, линейка, лук для стрельбы и пр.)

- способность древесины восстанавливать первоначальную форму после нагрузки (лыжи, линейка, лук для стрельбы и пр.)

ЗАПАХ - признак породы древесины

- признак породы древесины

КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: ДРЕВЕСИНА ДСП ДВП ФАНЕРА

КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

ДСП (древесно-стружечные плиты)

- склеенная прессованная стружка

КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: ДРЕВЕСИНА ДСП ДВП ФАНЕРА

КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

ДВП (древесно-волокничтые плиты)

- склеенные прессованные волокна

КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: ДРЕВЕСИНА ДСП ДВП ФАНЕРА

КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

- доска, склеенная из древесных пластин с перекрестным расположением волокон.

СУШКА ДРЕВЕСИНЫ ЕСТЕСТВЕННАЯ (атмосферная) ИСКУССТВЕННАЯ (камерна)

СУШКА ДРЕВЕСИНЫ

ЕСТЕСТВЕННАЯ (атмосферная)

ИСКУССТВЕННАЯ (камерна)

УСУШКА – уменьшение размеров древесины в результате высушивания. Если сушка происходит не по правилам, то древесина коробится

– уменьшение размеров древесины в результате высушивания.

Если сушка происходит не по правилам, то древесина коробится

ВИДЫ КОРОБЛЕНИЯ ДОСОК

ВИДЫ КОРОБЛЕНИЯ ДОСОК

Самостоятельная работа

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1.2. Перечислите (через запятую) растения, у которых самая высокая устойчивость к гниению. См. таблицы приведенные выше.

1.3. Почему для разных видов изделий выбирают разные виды древесины?

1.4. Перечислите (через запятую) виды древесины, деревья, из которых она сделана произрастают в Южной Америке.

1.5. Почему коробится древесина при усушке?

1.6. Как называется дерево (растение), которое обладает самой большой твердостью?

  • 1.2. Перечислите (через запятую) растения, у которых самая высокая устойчивость к гниению. См. таблицы приведенные выше. 1.3. Почему для разных видов изделий выбирают разные виды древесины? 1.4. Перечислите (через запятую) виды древесины, деревья, из которых она сделана произрастают в Южной Америке. 1.5. Почему коробится древесина при усушке? 1.6. Как называется дерево (растение), которое обладает самой большой твердостью?

Задание 3. Составить кроссворд на 10 слов, используя понятия и определения, записанные в тетради (можно использовать конспекты всех изученных ранее тем). Вопросы к каждому понятию в кроссворде обязательны.

Читайте также: