Проецирование на 3 плоскости проекций конспект

Обновлено: 05.07.2024

Для того чтобы полно представить информацию о форме не­которых изделий, используют проецирование на 3 ·взаимно перпендикулярные плоскости проекций: фронтальную - V, горизонтальную - Н и профильную - w. Они составляют систему плоскостей проекций, которая представляет собой трехгранный угол. Все плоскости трехгранного угла пересе­каются в одной точке О. Попарно плоскости трехгранного угла пересекаются по прямым линиям (ОХ, ОУ, 02), кото­рые называются осями проекций (рис. а).

Метод проецирования на 3 взаимно перпендикулярные пло­скости проекций заключается в том, что мысленно:

в трехгранный угол помещают предмет так, чтобы передняя грань и его основание были параллельны соответственно фронтальной и горизонтальной плоскостям проекций; .' через вce точки предмета проводят проецирующие лучи, перпендикулярные' плоскостям проекции. В результате проецирования на каждой плоскости проекций (фронт'аль­ной, горизонтальной, профильной) получают соответствую­щие изображения - фронтальную, горизонтальную и про­фильную проекции предмета; после проецирования предмет удаляют из трехгранного уг­ла, ·а горизонтальную и профильную плоскости проекций поворачивают на угол 90 вокруг осей ОХ и oz до совмеще­ния с фронтальной плоскостью проекций (рис.,6). Полученные 3 проекции находятся друг с другом в проекционной связи (рис., в).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Понятие о методах проецирования. Построение проекций предметов на

одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Цели и задачи урока:
1. обучающая:
показать учащимся использование метода прямоугольного проецирования при выполнении чертежа;
• необходимость применения трёх плоскостей проекций;
• создать условия для формирования умений проецировать предмет на три плоскости проекций;
2. развивающая: развивать пространственные представления, пространственное мышление, познавательный интерес и творческие способности учащихся;
3. воспитательная: ответственное отношение к черчению, воспитывать культуру графического труда.

Методы, приёмы обучения: объяснение, беседа, проблемные ситуации, исследование, упражнения, фронтальная работа с классом.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Все вы знаете, что такое тень человека при солнечном освещении. Тень образуется из-за лучей солнца направленных на человека. Если поместить любой предмет между источником света и плоскостью (например лампа и стена), то мы увидим тень повторяющую очертания нашего предмета. Полученное изображение будет называться проекцией этого предмета.

1. Изображение предмета на плоскости называется проекцией этого предмета на данную плоскость.

2. Процесс получения изображения предмета на плоскости называется проецированием.

3. Плоскость на которой получается изображение называется плоскостью проекций .

4.В зависимости от направления проецирующих лучей проецирование бывает центральным, параллельным косоугольным и параллельным прямоугольным.

hello_html_4fc2d3d5.jpg

Если проецирующие лучи исходят из одной точки, проецирование называется центральным . Точка из которой исходят лучи – центр проецирования. Проекция всегда больше, чем предмет.

Если проецирующие лучи параллельны друг другу, то проецирование называется параллельным . Если лучи падают под любым острым углом, то проецирование косоугольное. Если лучи перпендикулярны плоскости проекций, то проецирование прямоугольное. Большинство чертежей выполняют по этому способу.

Как вы думаете, как лучше расположить предмет, чтобы по проекции была понятна его форма?

Главный вид – вид детали, который дает полное представление о ее форме и конструкции

Проецирование на одну плоскость:

hello_html_m1eb7e96c.jpg

Вертикальная плоскость расположенная перед зрителями обозначается буквой V и называется фронтальной . Чтобы построить проекцию нужно мысленно провести через вершины предмета и точки отверстия проецирующие лучи, перпендикулярные к плоскости проекции. Точки пересечения с плоскостью соединяем прямыми, а точки окружности кривой.

Перед учащимися ставится проблемная ситуация .

Проанализируйте геометрическую форму детали на фронтальной проекции и найдите эту деталь среди наглядных изображений.

hello_html_587f1026.jpg


Из создавшейся ситуации делается вывод, что все 6 деталей имеют одинаковую фронтальную проекцию. Значит, одна проекция не всегда дает полное представление о форме и конструкции детали.
- Какой выход из этой ситуации? (Посмотреть на деталь с другой стороны).

Появилась потребность применения ещё одной плоскости проекций.

Вид сверху называют проекцией на горизонтальную плоскость ( Н ). Т.к. изображение предмета выполняют на одном листе, то обе плоскости совмещают в одну. Для этого горизонтальную плоскость поворачивают вокруг оси Х на 90°, так чтобы она совпала с вертикальной плоскостью.

Вид сверху будет находится точно под лавным видом, в проекционной связи.

hello_html_73722aa2.jpg

Необходимость в третьей проекции возникает тогда, когда и двух проекций бывает недостаточно для определения формы предмета.

По отношению к главному виду этот вид будет называться видом слева .

Плоскость на которой образуется вид слева называется профильной, обозначается буквой W . Она перпендикулярна фронтальной и горизонтальной плоскостям проекций и пересекается с ними по осям Z и Y .

Зарисуйте в тетради развертку трехгранного угла

hello_html_5acf3eef.jpg

Вывод: значит, чтобы научиться выполнять чертежи, нужно уметь проецировать предметы на плоскость.

Проверим как вы поняли новый материал. За каждое задание вы будете получать определенное количество баллов. В зависимости от набранных баллов будет выставлена оценка за урок.

I II . Практическая работа.

Вставьте пропущенные слова в текст определений.
1. Существует _______________ и ______________ проецирование.
2. Если ______________ лучи выходят из одной точки, проецирование называется ______________.
3. Если ______________ лучи направлены параллельно, проецирование называется _____________.
4. Если ______________ лучи направлены параллельно друг другу и под углом 90 ° к плоскости проекций, то проецирование называется ______________.
5. Натуральное изображение предмета на плоскости проекций получается только при ______________ проецировании.

6. Проекции располагаются относительно друг друга______________________________

(3 балла)

hello_html_5606cb4.jpg

Задание 2. Исследовательский проект.
Установите соответствие главных видов, обозначенных цифрами, деталям, обозначенным буквами, и запишите ответ в тетради.

воспитывающая: ответственное отношение к черчению, воспитывать культуру графического труда.

Методы, приёмы обучения: объяснение, беседа, проблемные ситуации, исследование, упражнения, фронтальная работа с классом, творческая работа.

Материальное обеспечение: компьютеры, презентация “Прямоугольное проецирование”, задачи, упражнения, карточки с упражнением, презентация для самопроверки.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Словарная работа: горизонтальная плоскость, проекция, проецирование, профильная, исследовательский, проект.

I. Организационная часть.

Проведем урок-состязание, за каждое задание вы будете получать определенное количество баллов. В зависимости от набранных баллов будет выставлена оценка за урок.

II. Повторение о проецировании и его видах.

Проецирование – это мыслительный процесс построения изображений предметов на плоскости.

Повторение осуществляется с использованием презентации.

1. Перед учащимися ставится проблемная ситуация. (Презентация 1)

Проанализируйте геометрическую форму детали на фронтальной проекции и найдите эту деталь среди наглядных изображений.


Из создавшейся ситуации делается вывод, что все 6 деталей имеют одинаковую фронтальную проекцию. Значит, одна проекция не всегда дает полное представление о форме и конструкции детали.

- Какой выход из этой ситуации? (Посмотреть на деталь с другой стороны).

2. Появилась потребность применения ещё одной плоскости проекций. (Горизонтальная проекция).


3. Необходимость в третьей проекции возникает тогда, когда и двух проекций бывает недостаточно для определения формы предмета.


    на фронтальной проекции – длина и высота;
  • на горизонтальной проекции – длина и ширина;
  • на профильной проекции – ширина и высота.

Вывод: значит, чтобы научиться выполнять чертежи, нужно уметь проецировать предметы на плоскость.

Вставьте пропущенные слова в текст определений.

1. Существует _______________ и ______________ проецирование.

2. Если ______________ лучи выходят из одной точки, проецирование называется ______________.

3. Если ______________ лучи направлены параллельно, проецирование называется _____________.

4. Если ______________ лучи направлены параллельно друг другу и под углом 90 ° к плоскости проекций, то проецирование называется ______________.
5. Натуральное изображение предмета на плоскости проекций получается только при ______________ проецировании.

6. Проекции располагаются относительно друг друга______________________________.

7.Основоположником метода прямоугольного проецирования является _______________

Задание 2. Исследовательский проект

Установите соответствие главных видов, обозначенных цифрами, деталям, обозначенным буквами, и запишите ответ в тетради.



Упражнение на повторение знаний геометрических тел.

По словесному описанию найти наглядное изображение детали.

Основание детали имеет форму прямоугольного параллелепипеда, в меньших гранях которого выполнены пазы, имеющие форму правильной четырехугольной призмы. В центре верхней грани параллелепипеда расположен усеченный конус, вдоль оси которого проходит сквозное цилиндрическое отверстие.


Ответ: деталь № 3 (1 балл)

Найдите соответствие технических рисунков деталей и их фронтальных проекций (направление проецирования отмечено стрелкой). По разрозненным изображениям чертежа составьте чертеж каждой детали, состоящий из трех изображений. Ответ запишите в таблицу (рис. 129).


III. Практическая работа.

Задание №1. Исследовательский проект

Найдите фронтальную и горизонтальную проекции к данному наглядному изображению. Записать ответ в тетрадь.



Оценивание работы на уроке. Самопроверка. (Презентация 2)

На доске записаны баллы для оценивания первой части работы :

Задание №2. Творческая работа и проверка его выполнения
(творческий проект)


• Перечертить фронтальную проекцию в рабочую тетрадь.
• Дочертить горизонтальную проекцию, изменив форму детали с целью уменьшения её массы.
• При необходимости внести изменения на фронтальной проекции.
• Для проверки выполнения задания вызвать одного-двух учеников к доске с целью объяснения своего варианта решения задачи.

IV. Подведение итога урока.

1. Оценивание работы на уроке. (Проверка практической части работы)

V. Задание на дом.

1. Исследовательский проект.

Работа по таблице: определить к какому чертежу, обозначенному цифрой, соответствует рисунок, обозначенный буквой.

§ 13. Прямоугольное проецирование на три плоскости проекций

Прямоугольное проецирование на три плоскости проекций

Проецировать предметы можно не только на две, но и на три взаимно перпендикулярные плоскости; при этом наиболее точно передается форма изображаемого предмета. В этом случае к двум известным вам плоскостям проекций прибавляют еще одну — третью. Эта плоскость перпендикулярна фронтальной и горизонтальной плоскостям проекций и называется профильной плоскостью проекций. Она обозначается заглавной латинской буквой W.
Три взаимно перпендикулярные плоскости проекций образуют трехгранный угол (рис. 45). Плоскости проекций пересекаются осями проекций х, у, z и точкой их пересечения О.
Проецирование на три плоскости проекций. В случае, когда для определения формы предметов двух проекций недостаточно, возникает потребность в третьей проекции (профильной) (рис. 46).


Построение третьей проекции. На чертеже перенос линий связи с горизонтальной проекции на профильную (между осями у и у1) осуществляется дугами с центром в точке О при помощи циркуля (рис. а) или с помощью постоянной прямой, проведенной под углом 45° (рис. б).


Помните! На чертеже все три проекции располагают в проекционной связи: горизонтальную проекцию размещают под фронтальной, а профильную — по правую сторону от нее. При этом фронтальная и профильная проекции расположены на одной высоте (рис. в), линии связи перпендикулярны соответствующим осям проекций. По двум проекциям вполне можно определить положение третьей проекции (см. Памятку 7).

Памятка 7. Алгоритм построения трехпроекционного комплексного
чертежа детали

Для того чтобы облегчить понимание последовательности проецирования на три плоскости проекций, построение трехпроекционного чертежа детали будет показано на бумаге в клетку

1. Строится фронтальная проекция по размерам и на расстоянии 5 мм от оси z: длина основания 15 мм, высота 5 мм, высота выступа 5 мм, ширина выступа 5 мм

2. Для построения горизонтальной проекции опускаются 3 линии проекционной связи с фронтальной проекции
3. По оси у откладываются три значения: от оси х (плоскости V) 5 мм, ширина основания детали 15 мм и ширина выступа 10 мм

4. Проводятся линии проекционной связи на профильной проекции основания детали третьей проекции

5. Обводятся контуры детали сплошной основной толстой линией
6. Проставляются размеры детали


Все проекции находятся в проекционной связи друг с другом. Каким образом можно выполнить построение профильной проекции?

Построение трехпроекционного чертежа точки. Рассмотрим пример построения трехпроекционного чертежа точки.
1. Из точки А опускают на плоскости V, H и W перпендикуляры и получают проекции точки А: а′ — горизонтальная проекция, а″ — фронтальная проекция, а″′ — профильная проекция.
2. Мысленно удаляют точку А и поворачивают плоскость Н вокруг оси проекций х до совмещения с плоскостью V. Плоскость W поворачивают на угол 90° вправо до совмещения с плоскостью V.
3. Проекции а′, а″ и а′″ находятся на линиях проекционной связи



По наглядному изображению предмета найдите три его проекции.

Читайте также: