Береги землю родимую как мать любимую 5 класс однкнр конспект

Обновлено: 05.07.2024

Учитель: Новикова Ирина Владимировна, Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым

Методическая разработка по предмету

УМК: Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 4-е изд., стереотип.- М.: Вентана-Граф, 2019.-160с.: ил.- (Российский учебник)

Тема : Береги землю родимую, как мать любимую. Защита Родины в течение времен: былинные богатыри.

Цель изучения : формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности. Развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем, обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры.

Образовательные:

формировать умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать учащихся самостоятельному добыванию знаний

Развивающие: развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать умение давать характеристику герою, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.

Личностные: формировать целостный социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; работать в группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, видеофильм, иллюстрация); обрабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;учиться выслушивать другую точку зрения, быть готовым изменить свою; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные: расширить знания о былинах, русских богатырях – защитниках Отечества.

Дерзайте отчизну мужеством прославить!

Михаил Васильевич Ломоносов

Ответы учеников.

Ответы учеников.

Учитель: Война слепа. Она не способна видеть красоту лесов и полей, лугов и рощ. Она не слышит звонкий детский смех и заливистое пение соловьев. Она безжалостно уничтожает то, что создавалось поколениями, что бесценно для человеческого сердца. И народы, предостерегая потомков, оставили для нас послания в виде пословиц и поговорок о войне. Давайте послушаем наших Библиотекарей.

Библиотекари: Мы собрали пословицы и поговорки разных народов и народностей, населяющих Россию. И сейчас мы хотим проверить, как вы их понимаете. Мыбудем читать начало пословицы, а вам необходимо будет ее завершить и объяснить значение.

1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы)

2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец)

3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить)

4) Враг моего народа — мой (враг)

5) Смертью героя пал, а Родину не (продал)

6) Герой — за Родину (горой)

7) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет)

8) Кто за правду горой, тот настоящий (герой)

Ответы учеников.

Учитель: Вот и сегодня мы поговорим о тех, кто не боялся смотреть в лицо страшной опасности, угрожающей Родине. На уроках истории вы говорили о том, что Русь подвергалась частым нападениям. И во все времена находились герои, которые вставали на защиту родного края. Мы познакомимся с одними из первых защитников нашей Родины. Об их подвигах слагали легенды, ими восхищались, их могущество и силу отражали картины самых известных художников. Кто же это?

Ученики: Богатыри.

Учитель: Конечно же, богатыри. А кого на Руси так называли? Наши библиотекари подготовили нам справку.

Учитель: Из былин многие из вас знают, что богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасая его от порабощения и унижения. Их образы обросли легендами, но они всегда были примером для народа. А почему?

Ответы учеников.

Учитель: Да, читая об их подвигах, люди проникались уважением к ним, и им хотелось поступать так же, как нашим далеким предкам, творить добро и противостоять злу в лице захватчиков, защищать землю от врага. Нет такого врага, которого не смогли бы одолеть богатыри. Обычно богатырь в одиночку справляется с неприятелем. Так сказатели усиливали его личностные качества: смелость, отвагу, силу, бесстрашие. На примере богатырей воспитывались нравственные качества у народа.А как называются произведения, в которых воспевается сила и могущество богатырей?

Ученики: Былины.

Учитель: Давайте обратимся к нашим Библиотекарям, чтобы узнать, что такое былины и когда они впервые возникли?

Библиотекари: Были́на ( стáрина ) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков.

Историки: Мы пролистали старинные книги, изучили тексты самых разных свитков. И нам удалось раздобыть некоторые сведения о наших героях.

Известный искусствовед А.М.Марков выдвинул гипотезу о том, что Алеша Попович был сыном боярина и соратником князя Владимира Мономаха, а звали его ОльбергомРатиборовичем.

В 1095г. именно он убил половецкого хана Итларя, а со временем имя Итларь исказилось и превратилось в Итларище, а затем и в Идолище. Так битва Алеши Поповича и Идолища поганого дошла до наших дней.
Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугарином змеем. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея". А имя Ольберг со временем превратилось в Алешу. Вот таким был наш младший богатырь.
По сведениям наших книг Добрыня Никитич вовсе не носил это отчество. Он был родом из села Низкиничи, которое и присоединилось к отчеству.

Также нам стало известно, что Илья Муромец был уроженцем села Карачарово, где до сих пор проживают люди, считающиеся его потомками. А в конце жизни он стал иноком Илией Печерским, в XVII веке был причислен к лику святых.

Ответы детей.

Учитель: Давайте на основе текстов былин, наших представлений о богатырях и картине В.М.Васнецова составим интеллект- карту о русских защитниках Родины.

(учитель напоминает классу правила составления интеллект-карты, изученные на предыдущих уроках)

Как вы считаете, что объединяет Алешу Поповича, Илью Муромца и Добрыню Никитича?

Ответы детей.

Учитель: Конечно же, это любовь к Родине, на которую способен только человек с большим сердцем. Поэтому на нашейинтеллект-карте я в центр помещу огромное сердце, внутри которого мы разместим богатырей.

(учитель совместно с детьми приступает к созданию интеллект-карты)

Что придаёт людям и предметам, изображённым на полотне, особую живопись и убедительность?

Назовите основные краски, которые художник использует в картине?

Что этими красками изобразил живописец на полотне?

Какое настроение оставляет вся картина? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Учитель: А теперь давайте посмотрим, как снаряжалсярусский богатырь?Наши художники внимательно изучили этот вопрос.

Художники: Основное вооружение богатыря – меч и щит. Вначале меч был рубящим и колющим оружием. Мечи конников делались с изогнутым концом. Щит- это средство обороны, которое известно с глубокой древности. Укрепление щита в стене неприятеля является символом победы над врагом. Щиты богатырей изготавливались из слоновой кости.

Ещё один предмет воинского вооружения – лук со стрелами .

Лук – симметричнообточенная палка из твёрдой и гибкой породы дерева – вяза, ясеня).

Тело богатыря защищала кольчуга – рубашка, сплетённая из

железных колец для предохранения тела от поражения металлическим оружием. Колец в кольчуге было очень много – 15-20 тысяч, поэтому стоила она очень дорого. Весила 12-16 кг. Её ещё называли панцирем, байданой.

Голову богатыря защищал шлем – один из распространённых

видов воинских металлических наголовий древности. Навершие на шлеме (шишак) не позволяло противнику нанести прямой удар. Можно было ударить только сбоку; сила удара уменьшалась.

Основная особенность русского шлема – его коническое окончание, называемое навершием. К шлемам прикреплялись металлические сетки бармицы , закрывавшие уши, шею, плечи.

Непременные атрибуты богатырского снаряжения: копье или рогатина, палица, булава. Копье-колющее металлическое оружие на древке. Наконечник копья железный или булатный (стальной) 15-20 см длиной. Разновидность копья с более широким, тяжёлым, обоюдоострым наконечником – рогатина, палица-деревянная дубина с утолщённым концом. Булава – усовершенствованная палица (палица булатная, или стальная): на коротком древке укреплена металлическая головка в виде шара. Служила для поражения защищённой шлемом головы воина.

(совместное заполнение с учителем интеллект-карты (снаряжение богатырей)

Есть среди вас богатыри?

Мы сегодня вместе с вами

Будем все богатырями

Раз, два! Две ноги-

Три, четыре! На живот

Нам кольчуга подойдет

Пять, шесть! Латы здесь

Семь, восемь! Шлемы носим

Девять, десять! Это меч-

Будем Родину беречь!

Богатыри готовы в путь,

Осталось лишь ряды сомкнуть.

Учитель: Мы назвали самых известных русских богатырей. Давайте еще и назовем три главных качества, которыми они обладали (мудрость, смелость, верность Отчизне). А теперь перенесем их на нашу карту.

(работа с картой)

Объясним каждое понятие. Как вы понимаете, что такое мудрость?

Ответы учеников.

Учитель: Я предлагаю вам послушать высказывание известного русского писателя Л.Н.Толстого

«Свойство мудрого человека

состоит в трех вещах: первое –

самому делать то, что он

советует делать другим, второе –

никогда не поступать против

терпеливо переносить слабости

Из чего, по мнению Льва Николаевича, состоит мудрость? (в умении дать совет, быть справедливым, терпеливым). Отобразим это в карте.

А в чем проявляется верность Отчизне? Подкрепите утверждение примерами из текстов былин.

Ответы детей. (Илья Муромец- защитник вдов и сирот, победил Соловья-разбойника и Калина-царя, побил великую силу под Черниговом, очистил дорожку от сорока тысяч разбойников; Добрыня Никитич, освободил русские полоны, племянницу князя, победил Змея Горыныча, Алеша Попович победил Идолище Поганое, ТугаринаЗмеевича)

Учитель: А что придавало смелости богатырям?

Ответы детей (умение найти выход из любой сложной ситуации, победить самого сильного врага, любовь к Родине).

Учитель: Вы все правильно назвали, конечно, это и находчивость, и жизнерадостность, и чувство борьбы за справедливость и правду. А как называется чувство бесконечной любви, преданности и благодарности своей Родине?

Ученики: Патриотизм.

Учитель: Как вы считаете, только ли в сражениях проявляются богатырские качества, каким надо быть и как надо себя вести, чтобы стать патриотом Родины?

Ответы детей.

Есть ли у вас богатырские качества, и как их можно применить в жизни?
Ответы учеников.

Учитель: Кого из современных персонажей книг, фильмов, граждан страны можно назвать богатырем, патриотом России?

Ответы учеников.

Учитель: А какие качества могут помешать человеку стать истинным патриотом?

Ответы детей (трусость, корыстность, безрассудство).

Учитель: Как вы считаете, часто ли эти качества проявляются в современном мире? Оказывались ли вы в ситуациях, когда эти отрицательные качества проявлялись и у вас?

Ответы детей.

Учитель: Так давайте искореним их. И наши мультипликаторы нам в этом помогут. Как богатыри сражались со злом, защищая Родину, так и мы победим те качества, которые мешают нам стать истинным патриотом.

Специально для нашего урока Писатели создали былину, а Мультипликаторы сняли мультфильм. Давайте посмотрим, что у них получилось (текст былины- прил.1, видеоматериал- прил.2).

Просмотр видеофильма.

Учитель: Вот так богатыри победили чудище поганое и вернули народу утраченную мудрость, смелость и преданность своей Родине. Но, как вы уже заметили, богатыри- выходцы из народа. Они ничем не отличаются от нас с вами. Почему же тогда на них не подействовали чары Змия? Отчего они не утратили своих высоких духовных качеств? Для ответа на этот вопрос мы обратим внимание на эпиграф урока, на мудрые слова М.В.Ломоносова. Человек прославляет Отечество, побеждая видимых врагов. Но чтобы совершить этот подвиг, ему необходимо невероятное мужество. И оно проявляется в том, что прежде, чем стать победителем среди других, необходимо победить самого себя. Искоренить те качества, которые мешают жить в гармонии с собой и природой. Необходимо победить трусость и лень, корыстность и безрассудство. Именно в этом заключается наивысшая сила мужества. Именно поэтому на богатырей не действовали злые чары Змия, ибо они обладали МУЖЕСТВОМ, они победили Змия внутри себя, а потому были неразрывны с силами Природы. Читая тексты былин, вы замечали, как природа отзывалась на каждое действие богатырей. Она сопереживала, печалилась, помогала, радовалась успехом вместе с защитниками, она давала им необычайную силу, делилась опытом предков. Поэтому им и не страшны были никакие враги. Живя в гармонии с природой, служа и действуя во благо ей, откликаясь на ее боль, как на свою собственную, поддерживая закон и порядок, они стали настоящими патриотами. Такими же можем стать и мы. Каждый из вас сумел привести в пример ситуацию, когда поступался основными принципами мужества. А как считаете, кто является настоящими героями этого мультика? Былинные богатыри?

Ответы детей.

Учитель: Правильно, наши Писатели и Мультипликаторы видели в качестве защитников Родины каждого из вас.

Ответы детей.

Учитель: Давайте назовем добродетели по описанию.

Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия . (милосердие)

Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. ( доброта)

Правила приличия, воспитанность, учтивость.( вежливость)

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (дружба)

Качество, которое включает правдивость, принципиальность в правоте, искренность. (честность)

Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. (любовь)

Качество, характеризующее расположение человека к своей трудовой деятельности. Проявляется в старании, усердии человека. (трудолюбие)

Решительность в поступках, отсутствие страха, смелость. (храбрость)

Возьмите в руки карточки и расставьте слова в порядке значимости для каждого из вас по возрастающей линии. (карточки у каждого ученика)

Учитель: Я предлагаю, чтобы каждый из вас дома описал свой собственный пример, когда человек забывал о главных правилах мужества и предложил вариант решения. Что бы вы изменили в себе, чтобы стать настоящим богатырем и патриотом России?

Подведение итогов. Рефлексия.


Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

- Без чего же нельзя прожить жизнь на свете?

- Каким должен быть патриот?

- Как же научиться быть защитником Родины?

- Что помогает человеку быть мудрым, сильным? (общение, природа, книги, искусство).

-На этом уроке я узнал…

-Мне было трудно…

Домашнее задание: проанализировать поступок из собственного опыта, выполнить задания по группам: разработать правила и нормы поведения, которые помогут

1 группа: - Помогут установить мир в семье.

2 группа: - Помогут людям меньше болеть.

3 группа: - Помогут пожилым людям не чувствовать себя одинокими.

Спасибо за внимание!

Было то давно, а может не было,

Русская земля уж и не помнит.

Повстречались как-то раз в поле молодцы,

Славный Илья Муромец, сильный Алеша Попович,

Да бесстрашный Добрыня Никитич.

Стали он друг у друга спрашивать,

Кто в какую сторону путь-дорогу держит.

-Ведет меня дорожка вправо,- указал Алеша Попович.

-Весть до меня дошла, что в те края змий окаянный повадился,

Страх на людей нагоняет, никому мира и покоя не дает.

И бессилен перед ним народ русский, ибо отобрал змий у них храбрость.

Никто отпор дать достойный не осмелится.

-Нет,- возразил Добрыня Никитич.- Я слыхал, что дорога налево укажет верный путь. Там обитает змий. Много славных воинов отваживались на смертный бой, да только понапрасно сложили головы. Отобрал змий у них верность, посеял смуту.

-А я попытаю счастья и поеду прямо- подумав, сказал славный Илья Муромец.

Слух до меня донесся, что и в тех краях обитает змий, который сживает со свету весь честной люд. Он похитил все, что было накоплено веками- мудрость. И я верну ее народу!

И пошли славны воины чрез леса да поля.

Верно несли их верные кони навстречу смертной битве.

Вот уж стемнело да сквозь уходящее солнце показалось им логово самого змия.

Тут уж и земля затряслася, небо нахмурилось.

Видят молодцы как чудище о трех головах откуда ни возьмись на их пути стоит.

-Ах, кто у нас тут явился. Чую русским духом пахнет. Вижу молодцы в гости пожаловали. Знать ужин будет славным.

Крепко сжали богатыри свои булавы и мечи.

-Погоди ты хвалиться,- отвечал ему Добрыня Никитич.- Лучше бой прими честный. Да верни народу все, что отобрал нечестно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Тема: Береги землю родимую , как мать любимую

Цели и задачи:


- формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях — защитниках земли русской;

- развивать художественный вку с, х удожественное восприятие репродукций картин великих русских художников;
- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

- обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах возникновения войн на земле;

- совершенствовать умение работать в группах;

- учить детей делать выводы, анализировать, наблюдать;

- воспитывать патриотические чувства.

Оборудование:

учебник “О сновы духовно-нравственной культуры народов России ”. 5 класс. Н. Ф. Виноградова; М., “Вентана-Граф”, 2012 г.;

иллюстрации, репродукции картины ;

листы с текстами для работы в группах;

тематические листы для составления кластера;

I .Мотивация к учебной деятельности

Ответы учащихся на вопросы учителя.

Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?

Что являлось причиной ваших ссор?

Что вы чувствовали?

А чем заканчивались ваши ссоры?

Что произойдет, если поссорятся между собой страны? (происходят войны)

Работа в группах (3 групп). Составление кластера “Почему люди воюют?”.

Заранее раздать листочки каждой группе

Учащиеся высказывают предположения, учитель фиксирует на доске.

hello_html_4b80a618.jpg

hello_html_3f217d4e.jpg

- Ребята, вы сможете назвать освободительные войны в истории России?

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

- У всех народов России есть множество пословиц и поговорок о любви к Родине:

hello_html_6393130b.jpg

hello_html_m4d71684e.jpg

Каждый должен любить и защищать свою Родину так, как любят и защищают самого близкого человека – мать. Предать Отчизну, не встать на ее защиту считалось позорным.

Как вы считаете какая пословица будет темой сегодняшнего урока?

Береги землю родимую, как мать любимую

- Ребята, а вы любите свою Родину?

- Как называется человек, который любит свою Родину, гордится ею?

- Кого из народных героев вы можете назвать патриотами? (Ответы учащихся)

- Вы считаете себя патриотами? А почему?

Беспредельная любовь к Родине, к народу, к человеку - вот что рождало подвиги, вот что превращало хрупких мальчишек и девчонок в сказочных богатырей. В древних преданиях, священных книгах прославлялись подвиги воинов, защищавших родную землю. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа. Читая или слушая сказания о героях-защитниках родной земли, человек проникался чувством глубокого уважения к ним. И ему тоже хотелось поступать так же, как его далекие предки, самому творить добро и противостоять злу. Так воспитывались нравственные качества человека.

- Используя текст о героях якутского эпоса и башкирской легенды, также иллюстрации, составьте их словесный портрет.

( Работа парами: чтение учащимися о Нюргуне и Урал-батыр)

hello_html_m182c0481.jpg

- Похожи ли герои фольклора разных народов? Какие качества их объединяют?

hello_html_m16931356.jpg

-Вспомним детство: какие сказки, легенды, былины о любви к Родине рассказывали нам наши родные? По литературе какие сказки о защитниках Родины изучали?

-Из уст в уста передавались рассказы о том, как наши предки отстаивали независимость своей Родины, как преданно служили ей, как защищали ее от набегов врагов. Так, через, легенды, былины воспитывалось главное нравственное качество человека, гражданина-любовь к своей Родине.

Рассмотрите следующие иллюстрации, что вы скажете о них?

hello_html_m34421ca4.jpg

герой мордовского эпоса Сияжар

Улып – защитник и покровитель чувашского народа

Никита Кожемяка – русский богатырь

А сейчас мы отдохнем, физминутку проведем
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

hello_html_3085e08a.jpg

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец - крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. По правую руку от Ильи Муромца

- Добрыня Никитич, он искусен в боях, в плавании, в стрельбе из лука.Сидит на белом длинногривом коне.

Третий богатырь Алеша Попович.Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Рыжий конь у Алеши.

У богатырей одна цель —не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Создать условия для осознания учащимися, что защита Отечества – долг каждого гражданина. Способствовать пониманию защиты Родины в течение времен - через священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Содействовать раскрытию мысли, что подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России. Подвиги воинов – представителей разных народов.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование

Планируемые
результаты
(предметные)

Умение перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев.

Осознавать свою принадлежность к российскому народу.

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, социальном окружении и др.; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной, монологической контекстной речью

Основное содержание темы, понятия и термины

Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.

Наборы пословиц и поговорок, пазлы картин, интерактивный плакат, плакат.

Организационная структура урока

характеристика
основных видов
деятельности

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Сообщает тему урока, предлагает попробовать себя в роли исследователей.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

III. Усвоение знаний
и способов действий.

Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Работа с текстом, беседа, рассказ

Организует работу по группам с пословицами и поговорками разных народов России о защите Родины , картинами, иллюстрациям. Создает пазлы на основе известных картин о защитниках Родины.

Знакомятся с пословицами и поговорками, определяют, чему они учат; составляют картины из пазлов, объясняют содержание картин.

Регулятивные: составляют план
и последовательность действий.

Познавательные: исследуют пословицы и поговорки, выделяют общую мысль.

Коммуникативные: работают в группах, стараются принести пользу своей группе.

Беседа по вопросам, рассказ

IV. Проектная деятельность.

Индивидуальная и групповая. Творческий.

Создает условия для выступления учащихся с мини-проектами и создания коллективных проектов.

Слушают выступающих, создают проекты "Интерактивный плакат" (совместно с учителем) и плакат "Защитники России"

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации
с использованием учебной литературы, знаково-символических средств.

Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; создают проект в процессе коллективной работы.

Защита мини-проектов, создание коллективных проектов.

V. Закрепление знаний
и способов действий

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический

Рассказывают
о своих впечатлениях, начиная словами:

Мне не понравилось.

Я сегодня узнал.

Я хочу дополнительно узнать.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

VI. Информация о домашнем задании

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Ресурсный материал к уроку

Русские народные пословицы о защите Родины.

Кто за Родину горой, тот и герой.

Смело иди в бой, Родина за тобой.

Родина — мать, умей за нее постоять.

Не силою дерутся, а умением.

Кто с Россией ни тягался, в правых не оставался.

Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

Если по-русски скроет, то и один в поле воин.

Если народ един, он непобедим.

До Москвы на танках, а от Москвы на санках.

Где робкий Семен, там враг силен.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Бой — святое дело, иди на врага смело.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Славу свою добывай в бою.

Хорош грибок белый, а солдат — умелый.

Храбрость — сестра победы.

Честь солдата береги свято.

Умелый боец везде молодец.

У сметливого солдата и рукавица — граната.

Былой славой боя не выиграешь.

В бою побывать — цену жизни узнать.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Если полководец умелый – ноги врага задраны кверху.
Если Родина спокойна – лицо твоё не пожелтеет.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
За морем теплее, а у нас – светлее.
Земля родная – колыбель золотая.
За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше.
И пылинка родной земли – золото.
Иди в родной край, там и под ёлкой – рай.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Кто родиной торгует, того кара не минует.
Каждой птице своё гнездо нравится.
Кто продаст свою страну, тому двух дней не жить.
Кто бежал от народа, без погребения останется.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.
Как дверь ни открывай – она возвращается к своему порогу.
Каков Савва, такова ему и слава.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
На чужбине и сладкое – горчица, а на Родине и хрен – леденец.
На чужой стороне и кости по Родине плачут.
На своей улице и собака — тигр.
Народ-герой сметёт врагов с земли родной.
На родной стороне даже дым сладок.
На родной стороне и камешек знаком.
На чужбине родная землица во сне снится.
На чужбине, словно в домовине.

Нет сына без Отчизны.

Напоролись враги на русские штыки.
Научит горюна чужая сторона.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
На чужой стороне и весна не красна.
Не отрекайся от земли русской, не отречётся и она от тебя.
Никогда Россия ярма не носила.
Поднявший меч – от меча и погибнет.
Пошёл на войну – забыл палицу.
По родимой сторонке и сердце поёт.
Родной край – сердцу рай.
Родной куст и зайцу дорог.
Русский ни мечом, ни калачом не шутит.
Русский человек хлеб-соль водит.
Русский терпелив до зачина.
Русь богатырская.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Создать условия для осознания учащимися, что защита Отечества – долг каждого гражданина. Способствовать пониманию защиты Родины в течение времен - через священные книги, подвиги воинов. Содействовать раскрытию мысли, что подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России. Подвиги воинов – представителей разных народов.

Цели: Создать условия для осознания учащимися, что защита Отечества – долг каждого гражданина. Способствовать пониманию защиты Родины в течение времен - через священные книги, подвиги воинов. Содействовать раскрытию мысли, что подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России. Подвиги воинов – представителей разных народов.

Предметные: Умение перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев.

Личностные: Осознавать свою принадлежность к российскому народу.

Метапредметные: Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, социальном окружении и др.; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной, монологической контекстной речью.

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Приветствие учащихся.

II. Постановка учебной задачи

- А что мы зовём Родиной? Какие однокоренные слова вы можете подобрать? (ответы детей)

-Ребята, а с чего начинается Родина для вас? (ответы детей)

- О чём же сегодня на уроке мы будем с вами говорить? Давайте сформулируем тему урока. Что вы знаете по этой теме? Что хотели бы узнать? Давайте определим цель нашего урока.

III. Усвоение знаний и способов действий.

Работа с учебником

Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство. У всех народов есть множество пословиц и поговорок о любви к родине IV. Работа в группах

Организация работы по группам с пословицами и поговорками разных народов России о защите Родины.

В древних преданиях прославлялись подвиги воинов, защитников родной земли. На Руси это были богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Микула Селянинович и другие. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа. А почему? (ответы)

Да, читая об их подвигах, люди проникались уважением к ним, и им хотелось поступать так же, как нашим далеким предкам, творить добро и противостоять злу в лице захватчиков, защищать землю от врага. Нет такого врага, которого не смогли бы одолеть богатыри. Обычно богатырь в одиночку справляется с неприятелем. Так сказатели усиливали его личностные качества: смелость, отвагу, силу, бесстрашие. На примере богатырей воспитывались нравственные качества у народа. Обратите внимание на второй пазл, что изображено на картине?

Работа с пословицами

Смело иди в бой, Родина за тобой.

Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

Если народ един, он непобедим.

Славу свою добывай в бою.

Храбрость — сестра победы.

В бою побывать — цену жизни узнать.

Земля родная – колыбель золотая.
Каждой птице своё гнездо нравится.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.
Итог работы в группах.

Многие поэты Земли русской пронесли сквозь все свое творчество трепетное чувство любви к Родине, веру в ее силу и красоту. Как тут не вспомнить строки С. Есенина:

Если крикнет рать святая:

Я скажу: «Не надо рая!

V. Закрепление знаний

-Ребята, почему все поэты с любовью в своем творчестве говорили о Родине? За что они ее любят?

С тех далеких времен, как возникла наша Отчизна, прославляют ее наши поэты и музыканты. Потому что любовь к Родине неотделима от любви к природе. Именно природа делает человека мудрее, лучше, добрее. Поэтому для меня Родина начинается ещё и с необозримой шири ромашковых полей, белоствольных берез, полноводных рек, лазурного неба над моей головой.

-Ребята, как же мы должны относится к своей Родине? Почему?

Наша страна - это наш дом. И наша задача заботиться о нем, сохраняя природу, язык, исторические памятники.

-А может ли человек прожить без Родины?

Я соглашусь с вами, что человеку нельзя жить без Родины. Это все равно, что жить без языка. Ведь Родина начинается в душе, в сердце человека. Это чувство приходит к нам с молоком матери, с колыбельными песнями, с запахом родных полей.

Читайте также: