Наше национальное богатство и наследие 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

1. Как шло формирование территории
России?
• В целом прорастание территории России происходило с запада на восток.
• Формирование территории России шло поэтапно.
• К территории государства постепенно и присоединялись земли, как правило,
это были неисследованные и малозаселенные, с суровым климатом.
• Первый этап - формирование и развитие древнерусского государства, была
сформирована Киевская Русь (IX-XII вв.), затем,
• во втором этапе произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества с
последующим татаро-монгольским завоеванием (XIII-XV вв.).
• В третьем этапе произошла централизация Русского государства (XVI-XVII
вв.).
• Четвертый этап характеризуется становлением Российской империи (XVIII начало XIX в.), которое закончился, в четвертом этапе, обратным процессом –
крушением, в результате Октябрьской Революции 1917 года (середина XIX начало XX в.).
• Пятый этап – это создание и развитие Советского государства (1917-1991 гг.),
которое заканчивается крушением СССР и переходом в шестой этап (1992 по
сей день) – современного развития страны.

2. Какие территории, ранее входившие в
состав нашей страны, находятся за её
пределами? Перечислите их, используя
карту на рисунке 10.
В результате исторических преобразований территория России
постоянно менялась. Многие территории (страны) ранее
входили в состав России, но ныне туда не входят.
К таким территориям можно отнести: Финляндия, Белоруссия,
Эстония, Латвия, Литва, Польша, Молдавия, Украина, Грузия,
Абхазия, Южная Осетия, Армения, Азербайджан, Казахстан,
Киргизия, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, штат
Аляска.

3. Как шло заселение территории России и
СССР в различные исторические периоды?
Заселение России и СССР шло неравномерно и поэтапно, при этом можно выделить
следующие периоды:
- XVI - XVIII – заселение лесостепи и степи по мере ослабления сил кочевников и
продвижения на юг укрепленных рубежей Русского государства. Монастырская торговля и
колонизация Севера. Выдвижение торговых укрепленных центров до Южного Урала.
Горнозаводское заселение Урала. Движение землепроходцев в Сибирь за пушниной и
создание системы острогов вдоль рек и на волоках. Земледельческая колонизация Сибири.
- XIX – начало ХХ века – повторное заселение степных земель в процессе формирования
районов торгового земледелия. То же самое в Заволжье. Переселение крестьян в Сибирь и
на Дальний Восток. Проникновение русских в Среднюю Азию. Проникновение казаков в
Семиречье. Каторжные поселения на Сахалине. Стягивание населения в столичные города
и их индустриальное окружение.
- Советский период – генеральное направление миграций, связанных со смещением
хозяйства на восток. Миграции главным образом в города, связанные с
индустриализацией Средней Азии. Миграции в пионерно осваиваемые районы Сибири и
Дальнего Востока. Миграции, связанные с освоением минеральных и лесных богатств
Коми, Карелии и Кольского полуострова. Заселение Южного Сахалина после возвращения
этой территории СССР. Заселение Калининградской области.

4. Почему заселение территории России
происходило в основном на восток, а не
на запад?
Заселение территории России шло в основном на восток, что
связано с тем, что эти территории не были освоены другими
народами, из-за суровости климатических условий. На пути
первопроходцев встречались лишь небольшие племена,
обитавшие на территориях с очень сложными природными
условиями. Западная часть, наоборот была хорошо освоена
человечеством, поэтому для расширения России на запад
нередко приходилось вступать в конфликты, на восточных же
территориях этого удавалась избегать.

Природные условия и ресурсы
Природная (окружающая среда) – часть природы Земли, с
которой человечество взаимодействует в своей жизни и
деятельности
Природные ресурсы – элементы природы, которые
используются человеком в его производственной
деятельности
Примеры: нефть, природный газ, железная руда, древесина,
почва, медь, цинк
Природные условия – элементы природы, которые не
используются человеком, но существенно влияют на его
развитие
Примеры: рельеф, геологическое строение, климат

Природные ресурсы РФ
Главный природный ресурс – это территория нашей
страны – комплексный ресурс, оказывающий влияние на
все стороны материальной и духовной жизни человека и
общества.

Природные ресурсы
Исчерпаемые
Минеральные
Биологические
Почвенные
Возобновимые
Биологические
Почвенные
Земельные
Водные
Неисчерпаемые
Энергия Солнца,
ветра, приливов, рек,
ядерная энергия
Невозобновимые
Минеральные
Исключения: торф,
поваренная соль

Основные виды природных ресурсов РФ
Земельные
ресурсы
Водные
ресурсы
Ресурсы
морей
ПРИРОДНЫЕ
РЕСУРСЫ
Минерально сырьевые
ресурсы
Лесные
ресурсы
Рекреационные
ресурсы

РЕСУРСНАЯ БАЗА –
крупные
территориальные
сочетания природных
ресурсов
Ресурсные базы России:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Северо - Европейская;
Центральная;
Урало – Поволжская;
Северо – Сибирская;
Южно – Сибирская;
Приморская;
Дальневосточная.
Именно в этих территориальных
базах ведется основная добыча всех
видов ПР.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Земельный фонд страны составляет
1707,5 млн. га.
Земли с/х использования составляют –
132 млн. га, из них пашни 120 млн. га.
На душу населения приходится более
0,8 га –это очень много.
Но качество земель различное.
Значительная часть земель имеет
низкое плодородие.
Населенные пункты занимают
0,4% земель; промышленность,
транспорт, связь – 1,2%.
В США на 1 человека приходится
0,6 га пашни, в Китае – 0,09 га.

ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ
Леса занимают более 45% земель
России. Запасы древесины
составляют 30 млрд. куб.м.
80% этих запасов сосредоточены на
востоке страны.
В основном это хвойные леса,
дающие высококачественную
древесину, которая используется в
строительстве, в качестве сырья
для промышленности,
экспортируется за валюту в
зарубежные страны.
На 1 жителя России приходится 3 га
леса (в Северной Америке – 2,5
га, Африке – 1,3 га).
Леса: очиститель атмосферы,
производитель О2, поставщик
пушнины и многих ценных
продуктов.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Годовой речной сток составляет
4270 куб. км (это 10% мирового
ежегодного стока).
Основная часть водных ресурсов
сосредоточена в реках Сибири, на
Севере, в озере Байкал; велики
запасы подземных вод.
В Центральной России и на юге
страны ощущается дефицит
водных ресурсов.
Более 60% городов России
используют артезианскую воду.
Часть подземных вод подвержена
загрязнениям.

РЕСУРСЫ МОРЕЙ
Рыболовство, промысел морского
зверя, добыча водорослей –
главная часть экономики
прибрежных территорий России.
Большую ценность составляют
ресурсы камчатского краба,
креветок; в Баренцевом море –
ресурсы трески, морского окуня,
палтуса; в Каспийском – осетра,
сазана и др.
Морские ресурсы осваиваются
неравномерно.
Многие виды становятся редкими.
Состояние морей вызывает тревогу,
так как воды их прибрежных
частей очень загрязнены.

МИНЕРАЛЬНО- СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ
В мире используется около 200
видов минерального сырья, и
почти все они выявлены в недрах
нашей страны.
Выше среднего мирового уровня
Россия обеспечена запасами
нефти, газа, угля, алмазов.
На среднемировом уровне запасы
золота, серебра, молибдена.
Дефицитными являются
марганец, хром, титан, уран,
высококачественные бокситы.
При добыче полезных
ископаемых сильно
нарушается природная
среда.

На Россию приходится:
55% добываемых в мире апатитов,
30% природного газа,
26% алмазов,
22% никеля,
16% калийных солей,
12% каменного угля,
9% нефти
Запасы
Ресурсообеспеченност ь
Добыча

Общая потенциальная ценность запасов полезных ископаемых РФ
По запасам газа Россия занимает – 1 место в мире (40%)
По запасам угля – 3 место в мире
По запасам нефти – 2 место в мире

РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
В жизни общества важны не
только ресурсы для
Ресурсы для отдыха и оздоровления
человека, курортные местности в
производства, но и те, что
России освоены неравномерно.
непосредственно использует
человек.
Основные направления
рекреационных ресурсов России:
исторические и архитектурные
центры (Золотое кольцо, Санкт Петербург), ландшафтные
Каждый из нас может содействовать
(Жигули, Урал, Камчатка),
созданию малых рекреационных
источники минеральных вод
ресурсов на территории проживания:
(Ставрополье), горные (Кавказ),
посадить деревья, кустарники,
климатические и морские (Сочи,
цветы, беречь их, поддерживать
Анапа) и т. д.
чистоту и порядок в своем дворе, в
местах отдыха.

Всемирное наследие — природные или
созданные человеком объекты, приоритетными задачами
по отношению к которым являются сохранение и
популяризация в силу их особой культурной,
исторической или экологической значимости.
В 1972 г. в Париже на сессии ЮНЕСКО (организация
при ООН по вопросам науки, культуры, и образования)
составлен список самых выдающихся памятников
природы и человеческой деятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Формировать представление о понятиях по теме урока

Задачи: Воспитывать интерес к изучению данной темы

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Учитель задаёт вопросы:

Всё, чем обладает страна, называется национальным богатством.

Национальное богатство определяется в денежном эквиваленте.

Ценности (природные, материальные духовные) накапливаются и приумножаются людьми, поэтому главная ценность национального богатства страны – человек.

Для общества очень важно правильно распоряжаться теми ресурсами, которые имеются на территории нашей страны.

Россия – одна из богатейших стран мира по разнообразию и запасам природных ресурсов.

Что называют природными ресурсами?

Россия занимает 1 место по размерам территории, по площади лесов и пашни.

Учитель организует работу с рис. 11 (с. 23).

Какие виды природных ресурсов выделяются на Земле?

На какие группы делятся природные ресурсы?

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

9. Итог урока.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 327 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 6. Наше национальное богатство и наследие

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.10.2021 109
  • DOCX 16.4 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ломиворотова Дарина Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ АННОТАЦИЯ К УРОКУ ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ.docx

АННОТАЦИЯ К УРОКУ ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ

В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний процесс обучения подрастающего поколения должен быть мотивированным, развивающим, личностно – ориентированным, учитывающим способности, потребности и особенности учеников. В этой ситуации особая роль отводится нетрадиционным урокам.

Выбранный для просмотра документ Национальное наследие.docx

Тема: Наше национальное богатство и наследие

Планируемые результаты обучения:

Предметные : формирование знаний о национальном богатстве России, о природных ресурсах и месте России в мире по их запасам, об объектах природного и культурно го наследия России. Метапредметные: формирование умений:

1) анализировать информацию, содержащуюся в таблице и схеме, и делать самостоятельные выводы;

2) давать аргументированные ответы на поставленные учителем вопросы;

3) работать в группе.

Личностные: осознание значимости национального богатства России для её развития и процветания; развитие эстетического сознания через изучение объектов Всемирного природного и культурного наследия.

Тип урока: изучение нового материала

Организационный момент

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.
От Севастополя до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаемый,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

Тема и цель урока.

Как вы считаете, Россия — богатая страна? А что вы считаете национальным богатством?

О чём сегодня на уроке мы с вами будем говорить?

Изучение нового материала.

В чём состоит наше национальное богатство? ( Вводная беседа)

На огромной территории России сосредоточены разнообразные ресурсы — природные, материальные, духовные. Всё, чем обладает страна, называется национальным богатством. Национальное богатство определяется в де нежном эквиваленте.

Ценности (природные, материальные, духовные) накапливаются и приумножаются людьми, поэтому главная ценность национального богатства страны — человек.

Как нужно в современных условиях распоряжаться национальным богатством, чтобы его приумножить?

Особенности природных ресурсов России. ( Работа по учебнику)

А) рис. 11 стр.23 –ознакомьтесь с классификацией природных ресурсов

Б) Используя таблицу на с. 23, определите т долю и место России по запасам и добыче отдельных видов минерального сырья. К каким видам природных ресурсов — возобновляемым или невозобновляемым — относятся указанные природные ресурсы?

В) Сформулируйте вывод о необходимости рационального использования природных ресурсов.

Вывод: природные ресурсы сокращаются , поэтому остро стоит проблема их рационального использования. Это подразумевает проведение политики ресурсосбережения, полноту и комплексность переработки сырья, активное использование вторичного сырья. Рациональное природопользование закладывает основы будущего устойчивого развития цивилизации.

Виртуальное путешествие по объектам Всемирного природного и культурного наследия . (Работа в группах)

Задание : используя материалы Приложения (табл. 8,9), иллюстрации, слайды, информацию из дополнительных источников, проведите виртуальную экскурсию по объектам Всемирного культурного и природного наследия.

А) Санкт-Петербург Б) Великий Новгород В) Казанский Кремль Г) Озеро Байкал

5. Домашнее задание:

§ 6, ответить на вопросы 1 -5; выполнить задание 6.

Творческое задание: Подготовить презентацию «Экскурсия … (по одному из объектов Всемирного культурного или природного наследия)

Составляем синквейн по теме урока. (Работа в парах)

Наше национальное богатство и наследие

1. Организационный момент

2. Мотивация

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.
От Севастополя до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаемый,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

3. Тема и цель урока.

Как вы считаете, Россия — богатая страна? А что вы считаете национальным богатством?

О чём сегодня на уроке мы с вами будем говорить?

4. Изучение нового материала.

1. В чём состоит наше национальное богатство? (Вводная беседа)

На огромной территории России сосредоточены разнообразные ресурсы — природные, материальные, духовные. Всё, чем обладает страна, называется национальным богатством. Национальное богатство определяется в де нежном эквиваленте.

Ценности (природные, материальные, духовные) накапливаются и приумножаются людьми, поэтому главная ценность национального богатства страны — человек.

Как нужно в современных условиях распоряжаться национальным богатством, чтобы его приумножить?

2. Особенности природных ресурсов России. (Работа по учебнику)

А) ознакомьтесь с классификацией природных ресурсов

Б) Используя таблицу 3, определите долю и место России по запасам и добыче отдельных видов минерального сырья. К каким видам природных ресурсов — возобновляемым или невозобновляемым — относятся указанные природные ресурсы?

В) Сформулируйте вывод о необходимости рационального использования природных ресурсов.

Вывод: природные ресурсы сокращаются , поэтому остро стоит проблема их рационального использования. Это подразумевает проведение политики ресурсосбережения, полноту и комплексность переработки сырья, активное использование вторичного сырья. Рациональное природопользование закладывает основы будущего устойчивого развития цивилизации.

Урал, Ильменский хребет

Уникальное скопление минералов (более 200), редких и драгоценных (топазы, гранаты, сапфиры)

Северный Урал, западные склоны

Биосферный заповедник: охраняются типичные и хорошо сохранившиеся территории тайги с постоянным мониторингом состояния природы

Река, изменяющая свое течение, — памятник природы (Волхов)

Река Волхов вытекает из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро

Река меняет направление течения в зависимости от выпадения дождей в низовье, т. к. имеет очень маленький уклон

Юг Восточной Сибири, пояс гор Южной Сибири

Самое глубокое озеро, имеющее уникально чистую по химическому составу воду и эндемичный органический мир

Вулканы Камчатки — объект Всемирного природного наследия

Полуостров Камчатка, Дальний Восток

Скопление действующих (более 30) и потухших (более 130) вулканов. Один из высочайших вулканов — Ключевская сопка, Долина гейзеров

Виртуальное путешествие по объектам Всемирного природного и культурного наследия.(Работа в группах)

Задание : используя материалы Приложения, иллюстрации, слайды, информацию из дополнительных источников, проведите виртуальную экскурсию по объектам Всемирного культурного и природного наследия.

А) Санкт-Петербург Б) Великий Новгород В) Казанский Кремль Г) Озеро Байкал

5. Рефлексия

5. Домашнее задание:

Творческое задание: Подготовить презентацию «Экскурсия … (по одному из объектов Всемирного культурного или природного наследия)

Читайте также: