Приспособленность организмов к среде обитания конспект

Обновлено: 06.07.2024

Окружающая природа воздействует на живые организмы. Экологические факторы среды делятся на две группы:

  • факторы неживой природы
  • факторы живой природы

Проанализируем, как они воздействуют на растения и животных. И как живые организмы приспосабливаются к различным факторам среды.

Факторы неживой природы

ФакторРастенияЖивотные
ОсвещенностьПо отношению к свету все растения делятся на:
— светолюбивые. Растут на открытых местах и с трудом переносят затенение. Подорожник, береза, акация, иван-чай.
— тенелюбивые. Не выносят яркого солнечного света. Растения лесов: кислица, майник, ландыш, черника.
— теневыносливые. Предпочитают затененные места произрастания, но прекрасно развиваются и на открытых солнечных участках.
Животные в меньшей степени зависят от солнечного света. Например, хищников можно разделить на две группы:
— дневные хищники. Охотятся днем, а ночью отдыхают, набираясь сил.
— ночные хищники. Охотятся ночью. Отдыхают днем. Обладают прекрасным ночным зрением
ТемператураОчень чувствительны к температурному фактору. С наступлением весны и повышением температуры воздуха растения оживают: корни начинают активно работать, поставляя воду и минеральные вещества к стеблям и почкам. Почки распускаются. Начинается активное цветение.
Осенью при понижении температуры деревья сбрасывают листья.
Приспосабливаются к изменениям температуры окружающей среды. Особенно зависят от температуры холоднокровные животные: лягушки, змеи, ящерицы.
Наличие воды (влажность)Без воды погибают. Вода необходима растениям как в почве, так и в окружающем воздухе.Без воды погибают.

Кроме этих основных факторов неживой природы на живые организмы может также оказывать влияние состав почвы, осадки, ветер, соленость.


Тигр — дневной хищник


Сова — ночной хищник


Листопад

Факторы живой природы

Экологические факторы живой природы, важные для животных — это взаимоотношения между живыми организмами: наличие пищи, хищников, помощников, паразитов.

Например, для растений во время цветения важно наличие насекомых — опылителей: шмелей, бабочек, пчел. А насекомые, в свою очередь, используют нектар цветов в пищу. После опыления и оплодотворения на растениях формируются плоды. Их расселению помогают грызуны, птицы, насекомые. Это отношения, в которых живые организмы помогают друг другу.

Но взаимоотношения могут быть и негативными: паразитизм, хищничество.

Чтобы выжить в суровых условиях окружающей среды живые организмы обладают приспособленностью.

Рассмотрим температурный фактор. На севере зимой столбик термометра опускается до -50. И такой холод может держаться несколько месяцев. Как выжить в таких условиях? Чтобы клетки деревьев и кустов не замерзли зимой, в них накапливается большое количество сахаров и других органических веществ, которые и спасают растения от гибели.

Многие птицы — ласточки, скворцы, журавли — осенью улетают на юг, чтобы весной, с наступлением тепла вернуться обратно. Некоторые животные впадают в оцепенение: это змеи, лягушки, ящерицы. А медведь и вовсе залегает в спячку.


Перелетные птицы


Медведь готовится к зимней спячке

Но в основном животные ведут активный образ жизни в течение всего года. Сороки, дятлы, воробьи, лисы, волки, белки, зайцы — как же они приспособились к таким суровым условиям? У птиц формируется дополнительное утепление из пуха, а у зверей с осени отрастает теплый мех.

Кроме этого у многих животных меняется окраска шерсти, она становится белой, чтобы животных было не видно на снегу. Такая окраска называется защитная. Заяц-беляк, песец, ласка, горностай — мастера маскировки. Среди птиц окраску меняют только белые куропатки.

Вообще, защитная окраска важна для маскировки в любое время года. Почему зеленый кузнечик имеет такую окраску? Потому что он, как и зеленые гусеницы, будет незаметен на фоне зеленых листьев. Яркие бабочки незаметны на фоне разноцветных цветов. А коричневые или бурые жуки не видны на фоне коры деревьев.


Зеленый кузнечик на траве


Коричневый жук не заметен на бурой земле

Существует еще и угрожающая окраска. Это сочетание цветов “желтый — черный”, “красный — черный”, “синий — черный”. Вспомните, у кого из животных вы видели сочетание таких цветов? Пчелы, осы, божьи коровки, шмели — благодаря такому “боевому окрасу” их даже птицы не клюют.


Божья коровка


Оса

Приспособления растений

Как цветковые растения привлекают животных — опылителей? У них формируются яркие цветки с сильным запахом, что очень привлекает опылителей. А если цветки мелкие и невзрачные, то они собраны в крупные соцветия. Как, например, у подсолнечника, черемухи, тысячелистника и многих других растений.


Подсолнечник привлекает насекомых

Могут ли растения защитить себя от животных? Да. Для этого у них выработались защитные приспособления. Например, колючки у кактуса, боярышника, барбариса защищают растения от поедания.


Колючки кактуса


Колючки барбариса

Чтобы выжить, живые организмы должны приспособиться к условиям окружающей среды

Приспособленность организмов к среде обитания возникает в ходе эволюции для разрешения ими экологических проблем, имеющих место в определённой среде. Она изменяется, совершенствуется, порой исчезает. Вырабатывание адаптации позволяет достичь соответствия строения, поведения, физиологии существ условиям среды и образу их жизни. Приспособления служат основанием для исчезновения и появления органов, дивергенции и формирования новых биологических видов, усложнения конструкции.

Что такое приспособленность

В биологии под ней понимают спектр характерных черт приспособленности организмов к среде, позволяющих выживать в конкретных условиях и продолжать род.

Пингвин с пингвиненком

На адаптированность к возникающим условиям оказывает воздействие эволюция. Но она изменяется, в связи с чем любые приспособительные черты относительны.

Виды приспособленности организмов

Морфологические адаптации

Они заключаются в особенностях строения. У Дарвина излюбленным примером адаптации был дятел, который способен лазать по стволам деревьев и вылавливать насекомых в трещинках.

Дятел

Разная форма клювов (влияет метод питания).

Строение ног у различных видов крылатых (у водоплавающих они снабжены перепонками для плавания, бегающие виды птиц имеют очень сильные ноги).

Тело акулы в виде торпеды обеспечивает ей высокие гидродинамические характеристики.

Густота шерстяного покрова у животных севера, защищающая от сильного холода (як).

Плоское тело придонных рыб, которое помогает им передвигаться по дну (морские коровки).

Гибкость тела у норных, позволяющее добывать пищу в узких, малых полостях (хорёк).

В тундре и горных регионах растения часто обладают стелющимися формами либо они напоминают подушки, что обеспечивает организмам устойчивость к резким ветряным порывам. В зимний период они с лёгкостью способны укрываться снежным покровом и им не страшен сильнейший мороз.

Отдельным животным присущ яркий окрас (тигр). Подобная окраска похожа на чередование света и тени в окружающей среде и придаёт им малозаметность в зарослях. Покровительственной окраской обладает множество видов насекомых. Незаметны в снегу белые медведи, на фоне пустыни – ящерицы жёлтого окраса.

Исходя из условий освещения могут изменять окрас хамелеоны.

Предостерегающая окраска. Обычно подобный окрас свойственен жалящим насекомым.

Предупреждающая окраска как подражание неродственным видам (многие неопасные змеи сильно схожи с ядовитыми).

Маскировка – похожесть формы тела на объекты природы, дающая возможность спасаться от хищников. Например, почти нельзя различить в водорослях рыбу-иглу.

Физиологические адаптации

Они способствуют незамедлительной реакции живого организма на действие негативного фактора среды.

Медведь

Возможность поддерживать относительно постоянную температуру тела позволила теплокровным организмам занять экологические ниши, которые недоступны для обитателей тропиков, Заполярья, пустыни. Такая способность – результат теплопродукции и теплоотдачи.

Особенная белково-липидная структура существ, обитающих при очень низких либо высоких температурах, позволяет им жить в условиях с подобными температурными режимами.

Многие организмы могут выделять разные вещества, служащие для нападения и защиты. Например, основной особенностью крапивы является её жгучесть. Это механизм защиты от травоядных. Сюда же относятся пахучие жидкости клопов, яды скорпионов, пауков, змей.

Излучение является основным методом тепловой отдачи у террариумных животных (змеи). Ультрафиолетовые лучи также являются мощным дезинфицирующим фактором.

Филин ночью

Инфракрасное зрение необходимо совам и оленям для ночной охоты или поиска пищи.

Организмы, живущие в средах с крайне высоким уровнем ионизирующего излучения, приобрели радиорезистентность (экстремофилы).

В жару главным методом отведения излишней теплоэнергии служит испарение жидкости. У самцов некоторых видов добавочно предусмотрено её испарение со слизистой полового члена (верблюды, слоны, ослы). При некомфортном для организма повышении температуры окружающей среды, у животных наблюдается одышка.

При кратковременном влиянии пониженных температур на животных, для которых мороз – не типичная среда (песчанки), их дыхание учащается из-за усиленного обмена веществ и теплопродукции. Но при долгом нахождении в подобных условиях у них происходит постепенное замедление дыхания.

Относительный характер приспособленности

Признаки определяются конкретными условиями среды. Так, на суше рыба не способна к дыханию, так как не происходит поступление кислорода в жабры. Зелёный окрас насекомых служит спасением от птиц и животных лишь при их нахождении на зелёных частях растения.

Ласточка

Слаборазвитые ноги и удлинённые крылья ласточки хотя и очень помогают ей при полёте, но будут существенным недостатком при передвижении птицы по земле.

Адаптации, защищающие от одного вида, не смогут спасти от иного. К примеру, панцирь степной черепахи спасает от множества хищников, но не защитит её от некоторых хищных птиц, которые сбрасывают животное с какой-либо высоты. Колючки ежа не смогут спасти его от хищников, если те бросят его в воду. Ядовитые змеи беззащитны перед мангустами.

Белая куропатка

Белую куропатку, которую сложно заметить на белом снегу, поможет выявить тень. Организмы с новыми признаками, действующими в конкретном промежутке времени, могут легко погибнуть, выйдя за диапазон. Продолжают жить лишь особи, приспособившиеся к изменённой среде при естественном отборе.

Наглядного моделирования квалификационных отношений между внешним средой проживания и внешним видом животного.

Цель занятия :

1. Познакомить детей, какие основные среды обитания существуют и сколько их?

2. Создать условия для эффективного усвоения знаний о приспособленности организмов к среде обитания.

- сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания;

- познакомить с видами приспособлений у растений и животных;

- раскрыть относительный характер приспособлений;

- подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений.

- расширить кругозор детей.

- развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;

- эмоциональную сферу: уверенность в себе;

- мотивационную сферу: стремление добиться успехов;

- коммуникативную сферу: навыки работы в паре.

- воспитывать целостное восприятие мира;

- формировать познавательный интерес к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, открытки, картинки животных и растений.

Словарная работа: среда обитание, приспособления, маскировка, эволюция.

Предварительная работа: Просмотр картинок животных и растениях. Беседа с детьми о животных и их жизнью в природе. Просмотра фильма о животных и их обитания.

5. Подведения итогов (Вопрос – ответ).

6. Сюрпризный момент.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

I. Ход занятия

На планете Земля в процессе эволюции (постепенная жизнь и развитие в сего живого). Живые организмы освоили четыре основные среды обитания :

2) наземно – воздушная.

1. Водная среда жизни.

Все водные обитатели, несмотря на различия в образе жизни, должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды. Обитающих в воде, - рыбы, дельфины, моржи ( млекопитающие: они могут дышать как воде так и на суше, кормят своих детенышей молоком).

В природе моржи являются крупнейшими ластоногими в своей среде обитания.

- Крупный морской зверь с очень толстой кожей, (Чтобы выдерживать холода, помогает под кожный жир).

- Верхние клыки чрезвычайно развиты, удлинены и направлены вниз (они ему нужны для защиты и добыванию еды,

- очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами.

- Наружных ушей нет (он обитает водной среде, где вода может попасть в уши и глаза, поэтому и глаза у него маленькие.

- Конечности более приспособлены для движения на суше и воде.

- Одна из сложностей жизни водных обитателей - ограниченное количество кислорода (вот поэтому многим животным нужно, время от время выныривать из воды за кислородом).

Особенности строения идеальной приспособленности дельфина к среде обитания и образу жизни способствует форма тела. Торпедовидная форма тела позволяет избежать образования завихрения потоков воды, обтекающих дельфина.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

У животных приспособительной является форма тела. Хорошо известен облик дельфина. Его движения легки и точны. Самостоятельная скорость движения в воде очень велика, они даже могут обгонять корабли.

Давайте посмотрим на рыбу.

-Что ей помогает передвигаться в воде? (хвост, плавники, подвижный скелет, форма тела)

- Чем дышат рыбы? (жабрами)

-Какие животные водоема используют свой хвост, как руль? (рыба, бобр, тритон- эти животные живут воде.

Морские виды не могут жить в пресных водах, а пресноводные - в морях из-за нарушения работы клеток.

2. Наземно-воздушная среда жизни.

Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые, а растения укореняются в почве. В связи с этим,

- у животных появились легкие (чтобы они могли дышать воздухом)

- а у растений – органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха (это листья и корни). Семена у растений (деревьев, цветов) ветер, срывая семена и переносить их на различное расстояние. Там где они упадут там и прорастут. Но зависит от среды обитания как они приживутся, или пропадут.

У птиц обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде. Маховые и контурные перья, покрывающие тело птицы, полностью сглаживают его форму. Птицы лишены выступающих ушных раковин, в полёте они обычно втягивают ноги. В результате птицы по быстроте намного превосходят всех других животных.

1) Птицы парков и садов обитают возле жилья человека, уничтожая вредных насекомых (синицы, воробьи, ласточки).

2) Птицы лугов и полей гнездятся и кормятся на земле (жаворонков, трясогузок).

3) Птицы пустынь и степей - обитатели обширных открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты

4) Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы (цапли и аисты).

Цапля - это птица, которая умеет латать. Питателя цапля рыбой и головастиками, насекомыми. Чтобы добыть себе пищу, Цапля долго стоит на мелководье, поджидая свою добычу. По этому ей, нужен длинный клюв и длинные ноги. Так и приспосабливается цапля к жизни.

5) Птицы леса - самая многочисленная группа. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой.

Дятел живет в лисах или там где много деревьев. Почему? Да потому что Дятел питается насекомыми, личинками и их яйцами которые находятся под корой деревьев, а также орехами и ягодами. Вот поэтому Дятлу нужен сильный клюв чтобы добыть себе еду. А крылья для перелета с дерево на дерева.

Выбрал подходящий ствол, птица сильно ударяет по нему клювом, и по лесу разносится гулкий стук. Так самец дает знать что территория уже занята.

3. У наземных обитателей очень разнообразны приспособления, связанные с обеспечением себя водой.

-У растений это мощная корневая система, водонепроницаемый слой на поверхности листьев и стеблей, способность к регуляции испарения воды.

- У животных это также различные особенности строения тела и покровов, но, кроме того, поддержанию водного баланса.

- Некоторые животные могут жить всю жизнь вообще на сухом корме.

В этом случае вода, необходимая организму, возникает за счет окисления составных частей пищи.

В жизни наземных организмов большую роль играют и многие другие экологические факторы, состав воздуха, ветры, рельеф земной поверхности. Особо важны погода и климат. Обитатели наземно-воздушной среды должны быть приспособлены к климату той части Земли, где они живут, и переносить изменчивость погодных условий.

Например: белка – лесной зверек. Среда обитания белки – это :

– деревьев и крупных веток, растущих друг от друга на некотором расстоянии;

– разное (в зависимости от сезона) состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами – летом, голое и в снегу – зимой;

– растения, служащие кормом зверьку (орехи лещины, семена ели, грибы и прочее);

Белка обладает хорошей приспособленностью, которая позволяет выжить в этой среде обитания. К приспособительным внешним признакам строения и поведения белки относятся следующие:

– острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;

– сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки;

– длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года;

– острые, само затачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;

– линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски.

Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов. Таким образом осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.

Живут в пустыне где мало воды, для этого им нужно делать запас воды. Горбы верблюдов состоят из жировой ткани.

Когда животное сыто и здорово, горб высокий и крепкий, если верблюд истощен или болен, горб становится дряблым и может почти исчезнуть (когда запас жира исчерпан).

У верблюда длинная шея, что дает ему возможность доставать до травы и других низкорослых растений, составляющих его пищу.

Тело покрыто мохнатой шерстью, которая зимой и в холодных районах становится длинной и густеет. Ноздри щелевидные, заросшие внутри волосами, и могут почти полностью ими закрываться, что позволяет отфильтровывать из воздуха пыль и песок во время пустынных бурь. Двойной ряд длинных густых ресниц защищает от летучих частиц глаза. Уши мелкие, почти незаметные.

У верблюдов, как у всех парнокопытных, на ногах по два пальца, но подошва их толстая, кожистая и роговых копыт нет. Такое строение ног приспособлено для ходьбы по сыпучим пескам и мягкому снегу.

Верблюды славятся своим умением обходиться без воды. Однако это объясняется не запасом воды в горбах, адаптивными особенностями.

- Во-первых, в условиях дефицита воды верблюд выделяет очень концентрированную мочу, сохраняя влагу в тканях.

- Вторая адаптация касается регуляции температуры тела.

II. Зверобика. (Физ. минутка)

V. Подведения итогов (Вопрос – ответ).

Вопросы для закрепления материала. Вопросы (детям)

1. А как животные передвигаются в воде? (плавают)

2. Чем животные роят норы и ходы? (передними лапами – грабли).

3. Каких животных мы можем отнести к водной стихии?

4. А этих животных, в какую стихию вы отнесете? (наземные)

5. Где дом этих животных? (почва).

6. Этих животных мы отнесем? (воздушную)

7. Зачем жирафу длинная шея? (чтобы доставать еде).

8. Чем дышит рыба? (жабрами).

9. Какие вы знаете приспособления растений, защищающие их от поедания животными?

10. Какие приспособления у растений и у животных есть к жизни в воде?

11. У растений - корни, у животных - ноги.

VI. Сюрпризный момент.

(Отгадай загадку и получи приз).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Основные среды жизни и адаптация к ним. Приспособленность организмов к среде обитания

Первой средой жизни на Земле стала вода. В последствии, в процессе исторического развития, организмы (растения, животные, грибы и др.) начали заселять наземно-воздушную среду. Поселенцы суши в ходе своей жизнедеятельности приняли участие в создании следующей жизненной среды - почвы. Ее, так же как и наземно-воздушную среду жизни, активно заселяли живые организмы. Параллельно, с формированием разнообразия организмов в водной, наземно-воздушной и почвенной средах, формировались паразитические и симбиотические виды организмов, средой жизни которым служили другие организмы - хозяева. В результате земной биотой (совокупность живых организмов; в отличие от биоценоза в состав биоты входят виды, которые могут не иметь экологических связей друг с другом) освоены четыре основные среды обитания - водная, наземно-воздушная, почвенная и сами живые организмы, заселяемые паразитами и симбионтами.

Организмы могут вести свое существование в одной или нескольких средах жизни. Например, человек, большинство птиц, млекопитающих, семенных растений, лишайников являются обитателями только наземно-воздушной среды; большинство рыб обитают только в водной среде; стрекозы одну фазу проводят в водной, а другую - в воздушной среде.

Водная среда жизни

Водная среда характеризуется большим своеобразием физико-химических свойств благоприятных для жизни организмов. Среди них: прозрачность, высокая теплопроводность, высокая плотность (примерно в 800 раз превышает плотность воздуха) и вязкость, расширение при замерзании, способность растворять многие минеральные и органические соединения, большая подвижность (текучестью), отсутствие резких колебаний температур (как суточной, так и сезонной), способность одинаково легко поддерживать значительно отличающиеся по массе организмы.

Неблагоприятными свойствами водной среды являются: сильные перепады давления, слабая аэрация (содержание кислорода в водной среде минимум в 20 раз ниже, чем в атмосфере), недостаток света (особенно мало его в глубине водоемов), недостаток нитратов и фосфатов (необходимы для синтеза живого вещества).

Различают пресную и морскую воды, которые отличаются как по составу, так и по количеству растворенных минеральных веществ. Морская вода богата натрием, магнием, хлорид- и сульфат-ионами, тогда как в пресной воде преобладают кальций и карбонат-ионы.

Организмы, обитающие в водной среды жизни, составляют одну биологическую группу - гидробионтов.

В водоемах обычно различают два экологически особых местообитания (биотопа): толща воды (пелагиаль) и дно (бенталь). Организмы, обитающие там, получили названия пелагос и бентос.

Среди пелагоса различают следующие формы организмов: планктон - пассивно плавающие мелкие представители (фитопланктон и зоопланктон); нектон - активно плавающие крупные формы (рыбы, черепахи, головоногие моллюски); нейстон - микроскопические и мелкие обитатели поверхностной пленки воды. В пресных водоемах (озера, пруды, реки, болота и т.д.) подобная экологическая зональность не очень четко выражена. Нижняя граница жизни в пелагиали определяется глубиной проникновения солнечных лучей, достаточных для фотосинтеза и редко достигает глубины более 2000 м.

В бентали также выделяют особые экологические зоны жизни: зона плавного понижения суши (до глубины 200-2200 м); зона крутого склона, океаническое ложе (со средней глубиной 2800-6000 м); впадины океанического ложа (до 10000 м); кромка берега, заливаемая приливами (литораль). Обитатели литорали живут в условиях обильного солнечного освещения при невысоком давлении, с частыми и значительными колебаниями температурного режима. Обитатели зоны океанического ложа напротив существуют в полной темноте, при постоянно низкой температуре, дефиците кислорода и при огромном давлении, достигающем почти тысячи атмосфер.

Наземно-воздушная среда жизни

Наземно-воздушная среда жизни является самой сложной по экологическим условиям и обладает большим разнообразием областей обитания. Это обусловило величайшее многообразие сухопутных организмов. Абсолютное большинство животных в этой среде передвигаются по твердой поверхности - почве, а растения укореняются и ней. Организмы этой среды жизни называют аэробионтами (террабионтами, от лат. terra - земля).

Характерной особенностью рассматриваемой среды является то, что живущие здесь организмы существенным образом влияют на среду жизни и во многом сами создают ее.

Благоприятным для организмов характеристиками данной среды являются - обилие воздуха с высоким содержанием кислорода и солнечного освещения. К неблагоприятным чертам можно отнести: резкие колебания температуры, влажности и освещения (в зависимости от сезона, времени суток и географического положения), постоянный дефицит влаги и наличие ее в виде пара или капель, снега или льда, ветер, смена времен года, особенности рельефа местности и др.

Для всех организмов наземно-воздушной среды жизни характерны системы экономного расходования воды, разнообразные механизмы терморегуляции, высокая эффективность окислительных процессов, особые органы усвоения атмосферного кислорода, сильные скелетные образования, позволяющие поддерживать тело в условиях низкой плотности среды, различные приспособления для защиты от резких колебаний температур.

Наземно-воздушная среда по своим физико-химическим характеристикам считается достаточно суровой по отношению ко всему живому. Но, несмотря на это жизнь на суше достигла очень высокого уровня, как по общей массе органического вещества, так и по разнообразию форм живой материи.

Почвенная среда занимает промежуточное положение между водной и наземно-воздушной средами. Температурный режим, пониженное содержание кислорода, насыщенность влагой, присутствие значительного количества солей и органических веществ сближают почву с водной средой. А резкие изменения температурного режима, иссушение, насыщение воздухом, в том числе кислородом, сближают почву с наземно-воздушной средой жизни.

Почва - это рыхлый поверхностный слой суши, который представляет собой смесь минеральных веществ, полученных при распаде горных пород под воздействием физических и химических агентов, и особых органических веществ, возникших в результате разложения растительных и животных остатков биологическими агентами. В поверхностных слоях почвы, куда поступает самое свежее мертвое органическое вещество, обитает множество организмов-разрушителей - бактерий, грибов, червей, мельчайших членистоногих и др. Их активность обеспечивает развитие почвы сверху, тогда как физическое и химическое разрушение коренной породы способствует образованию почвы снизу.

Как среду жизни почву отличает ряд особенностей: большая плотность, отсутствие света, пониженная амплитуда колебаний температур, недостаточность кислорода, сравнительно высокое содержание углекислого газа. Кроме того, почва характеризуется рыхлой (пористой) структурой субстрата. Имеющиеся полости заполнены смесью газов и водными растворами, что определяет чрезвычайно большое разнообразие условий для жизни множества организмов. В среднем на 1м2 почвенного слоя приходится более 100 млрд. клеток простейших, миллионы коловраток и тихоходок, десятки миллионов нематод, сотни тысяч членистоногих, десятки и сотни дождевых червей, моллюсков и прочих беспозвоночных, сотни миллионов бактерий, микроскопических грибов (актиномицетов), водорослей и других микроорганизмов. Все население почвы – эдафобионты (эдафобиус, от греч. edaphos – почва, bios - жизнь) взаимодействует между собой, образуя своеобразный биоценотический комплекс, активно участвующий в создании самой почвенной среды жизни и обеспечивающий ее плодородие. Виды, населяющие почвенную среду жизни, называют также педобионтами (от греч. paidos - дитя, т.е. в своем развитии проходящие стадию личинок).

У представителей эдафобиуса в процессе эволюции выработались своеобразные анатомо-морфологические особенности. Например, у животных - вальковатая форма тела, малые размеры, сравнительно прочные покровы, кожное дыхание, редукция глаз, бесцветность покровов, сапрофагия (способность питаться остатками других организмов). Кроме того, наряду с аэробностью широко представлена анаэробность (способность существовать при отсутствии свободного кислорода).

Организм как среда жизни

Появление данной среды жизни на Земле происходило почти одновременно с возникновением организмов. Фактически нет ни одного вида, не имеющего паразитов или симбионтов.

Как среда жизни организм для его обитателей характеризуется такими положительными особенностями как: легкоусвояемая пища; постоянство температурного, солевого и осмотического режимов; отсутствие угрозы высыхания; защищенность от врагов. Проблемы для обитателей организмов создают такие факторы как: нехватка кислорода и света; ограниченность жизненного пространства; необходимость преодоления защитных реакций хозяина; распространение от одной особи хозяев к другим особям. Кроме того, данная среда всегда ограничена во времени жизнью хозяина.

Эндобионты приспосабливаются к жизни в определенных органах и тканях хозяина, к определенному его возрасту (стадии развития) и физическому состоянию. В процессе эволюции у них выработались особые свойства. Например, для внутренних паразитов характерно упрощение тела (по сравнению со свободноживущими его предками и родственниками), редукция органов чувств, кишечника. Вместе с тем появились органы прикрепления, выработались система защиты от иммунитета хозяина и органы размножения, обеспечивающие высокую плодовитость. Эндобионтам свойственны достаточно сложные циклы развития со сменой одного или нескольких промежуточных хозяев. Высокая плодовитость и сложные жизненные циклы развития позволяют эндобионтам выживать в борьбе за существование.

Таким образом, одна и та же среда может быть очень разнообразной. В жизненных средах имеются различные местообитания (биотопы). Своеобразие условий той или иной среды жизни обусловило многообразие живых организмов. При этом все среды жизни и сами постоянно претерпевают существенные изменения от жизнедеятельности организмов.

Живут организмы в определенных местах, и каждый из них обязательно приспособлен к своей среде обитания. Из-за того, что всем здесь живущим приходится приспосабливаться к одним и тем же воздействиям извне, организмы из одной среды становятся похожими между собой. Зная это экологическое правило можно уже по внешности предположить, вместе обитают эти существа или нет, а также в какой среде живет данный организм. На планете имеются 4 среды обитания: водная, подземная, воздушная и внутриорганизменная. Любой организм может служить средой обитания многим паразитическим и мутуалистическим организмам, но эта среда обитания вряд ли годится для подробного изучения в детском саду и начальной школе. Разве, что в беседах с ребенком можно объяснять ему причины заболеваний и некоторые особенности и адаптации при жизни внутри организма. Что касается остальных сред обитания то совершенно необходимо дать представления о тех простых правилах, которые выполняются при жизни в конкретной среде. Начнем с колыбели жизни на планете – водной среды.

У жителя водной среды должны быть определенные приспособления, многие из них можно обнаружить уже в его внешности. Для плаванья нужны соответствующая форма тела, покрытие его облегчающее движение в воде. Аппарат передвижения включает особые конечности, специальные выросты или иной вариант двигателя.

Приспособления к водной среде

Форма тела должна быть всегда обтекаемой при самых разных ее вариантах:

- Давайте же выясним, что такое приспособленность организмов к среде обитания?

- Определение появляется на слайде 2 , ребята записывают его в тетрадь (это же

определение на рабочем листе ) . Работа с рабочими ли стами вам уже знакома.

- Приспособленность организмов, или адаптации (от лат. adaptatio - приспособлени е,

прилаживание), представляют собой совоку пности тех особенностей с троения,

физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность

специфического образа жизни в определенных ус ловиях вн ешней среды.

- Мы выяснили, что все живые организмы обитают в разных условиях окружающе й

среды, поэтому по - разному к ней приспособлены. Давайте выясним, какие формы

приспособленности существуют у растений и животных.

- Для удобства работы на уроке я вам предлагаю заполнить вот такую таблицу (раздать

таблицу для заполнения), котору ю вы заполните на уроке, а затем вклеите в тетради .

Читайте также: