Конспект урока москва столица россии 2 класс начальная школа 21 века

Обновлено: 07.07.2024

формировать интерес к изучению отечественной культуры и истории.

Оборудование:

записи песен о Москве;

Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок.

На прошлом уроке мы говорили о городах нашей Родины.

-Как называется наша маленькая родина, посёлок, в котором мы живём?

- Как называется родная область?

- Как называется столица нашей Родины?

- Что изображено на гербе России?

- Что занимает центральную часть герба?

- Знаете ли вы сколько лет нашей столице?

- На берегах какой реки стоит Москва?

Значит мы не всё знаем о столице. Сегодня я предлагаю совершить заочное путешествие по столице нашей родины – городу Москве.

Вы узнаете много интересного. Вы готовы?

-А кто-нибудь из вас бывал в Москве?

-Какие впечатления? Что запомнилось?

3. Объяснение нового.

- Из прошлых уроков мы знаем, что у стран и городов есть символы. Какие? (герб, флаг, гимн)

- Перед вами герб города Москвы. Посмотрите внимательно. Что заметили интересного? Не встречался ли вам этот герб?

-Кто изображён на гербе Москвы?

- А почему именно герб города Москвы изображён в центре герба России?

- Как вы думаете, почему Москву называют столицей?

- А откуда пошла Москва? Кто же её основал?

Послушайте, давным-давно, более 860 лет назад из славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы – крепости. Полюбился князю удобный холм на берегах Москвы- реки. Место было тихое, рыбное, охотницкое. Обнесли холм деревянным забором, поставили с запада на восток ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.

- Кто запомнил из моего рассказа, кто основал Москву?

Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукову установлен в Москве.

- А сколько лет назад произошло основание Москвы?

- На берегах какой реки построена Москва?

Какой памятник в Москве самый известный, с чего начиналось строительство Москвы? Конечно же, Кремль.

Сначала Кремль был обнесён деревянным забором, как вы думаете, для чего? ( для обороны от врагов)

- Шли годы, и деревянные башни Кремля сменили стены из белого камня. С тех пор Москву зовут белокаменная.

- К сожалению, частые пожары сильно разрушали каменные стены и башни Кремля. Очень часто враги сжигали Москву, и народ снова возрождал её, отстраивал, укреплял, расширял её границы.

Сейчас стены и башни Кремля из красного кирпича, которому не одна сотня лет.

Спасская башня – это одна из самых красивых башен Кремля. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы – куранты. Они занимают 3 этажа.

Успенский собор – один из самых первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь проходили важные церемонии, венчались на престол русские цари.

Царь – пушка. Сделана из бронзы. Изготовил её мастер Иван Чохов. Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире, она никогда не стреляла.

На главной площади города – Красной, находится ещё один памятник архитектуры, Храм Василия Блаженного . Он построен в память о победе над Казанским ханством. Существует легенда, что царь Иван грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы он не мог построить более красивый храм.

Москва – один из крупнейших городов мира. Это главный город страны, здесь находится правительство и президент.

Москва – духовный центр России. Здесь находятся крупнейшие храмы, монастыри, центр Русской Православной Церкви.

Москва – культурный центр страны, в котором располагаются крупнейшие библиотеки, киностудии, театры.

Москва – научный центр. Здесь находится Академия Наук России, главный университет – МГУ.

Москва – общий и любимый город всех россиян.

Кроме архитектурных памятников в Москве много скульптурных. Это памятник Гражданину Минину и князю Пожарскому.

А также памятник великому русскому гению – поэту А.С.Пушкину.

Красива и величава наша столица. Поистине, главный город великой России. О ней сложено много песен, и я предлагаю вам послушать одну из них.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведём итог.

- Когда была основана Москва?

- На какой реке стоит Москва?

- Что вам особенно запомнилось?

Домашнее задание.


Слайд 1

Москва – столица России Пересыпкина Татьяна Николаевна учитель начальных классов МБОУ Дедовичской школы №2


Слайд 2

                Вид Москвы Герб Москвы Памятник Юрию Долгорукому Кремль Спасская башня – куранты Успенский собор Кремля Царь – пушка Царь – колокол Храм Василия Блаженого Белый дом Храм Христа Спасителя Большой театр МГУ Минин и Пожарский Пушкин А.С Виды Москвы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира по теме "Москва - столица России". 2,4 класс (комплект). "Начальная школа XXI века".

Урок с использованием виртуальной экскурсии .

Предмет : Окружающий мир

Тема : Москва - столица России .

Цель - создание условий для формирования понятия столица , познакомить учащихся со столицей Российского государства , её значимостью, главными достопримечательностями, воспитывать бережное, уважительное отношение к историческим памятникам.

предметные - систематизировать знания учащихся достопримечательностях Москвы.

метапредметные - содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

регулятивных - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

познавательных - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативных - способствовать формулированию собственного мнения и позиции; научить учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Ход урока: (сопровождается показом слайдов)

I. Организационный момент.

У: - Ребята у нас сегодня гости , давайте поприветствуем их, улыбнёмся гостям, улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

II. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

1. Прочитайте пословицы :

Родная сторона, как мать : и накормит, и приласкает.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

У.: - С кем сравнивает родину русский народ? (С матерью)

Почему? (Русский народ сравнивает родину с матерью) . ( ответы детей)

(Одна у человека мать, одна и родина. Родина-Мать потому, что мы здесь родились, живем, пользуемся всеми благами, которые нам дает наша родина. Мама нас оберегает, что-то дает, создает, разрешает нам этим пользоваться, любит. Само слово Родина - это что-то родное, свое, к сердцу близкое. Куда бы не уехал, тянет на Родину - к матери.)

- Вы ведь знаете имя своей мамы?

- Так же четко вы должны знать и название своей страны, родины, которая сейчас заботится о вас.

2 класс: - Как называется страна, в которой вы живёте? (Страна, в которой мы живем, называется Россия.)

4 класс - Что вы знаете про Россию?

- Россия - самая большая в мире страна. (Показ на карте) .

-Когда в Москве вечер, то на Чукотке начинается новый день.

-Поезд идет от Владивостока до Москвы целую неделю.

- Посмотрите на карту, здесь вы видите много разных стран.

- Как на карте отличается одна страна от другой? (отличить одну страну от другой можно по цвету.)

III. Формулирование темы и целей урока активация необходимых знаний

У.: - У каждого государства есть отличительные признаки, символы.

2 класс - Давайте вспомним символы РФ.( ответы детей: герб, гимн, флаг )

4 класс: - Ребята, найдите верное определение.

2 класс - Какого символа не хватает? Что можете о нем рассказать .

4 класс: (Государственный флаг — это опознавательный знак государства, его официальный символ. Государственный флаг исполняет ту же функцию , что и государственный герб, государственный гимн и название страны, — он обозначает свою страну, отличает её от других стран.)

I V . Подготовка к восприятию нового материала.

У: - Ребята, дайте точное определение изображению?

(Герб России )

- Рассмотрите следующий герб. ( Это герб Москвы)

- Существует ли между ними какая – то связь? (что копия второго герба располагается в центре Российского герба ).

- Почему? Выскажите свои предположения.

(может сообщить о том, что в центре изображен герб города Москвы) .

(Дети должны прийти к выводу о том, что Москва является главным городом – столицей нашего государства , поэтому внутри Российского герба расположен герб Москвы).

- Ребята, мои вопросы к вам не случайны. Дело в том, что мне хотелось, чтобы вы сами определили тему урока . Вы догадались о чем пойдет речь?

- Да, речь пойдет о столице России - Москве .

- Что бы вы хотели узнать о Москве.( Что такое столица, познакомиться с достопримечательностями Москвы, почему именно Москва является столицей России)

IV. Знакомство с новым материалом.

- Почему именно Москва является столицей России ? (Выслушиваются предположения детей)

Вывод : Москва – не просто самый большой город. В Москве находится Президент России и Правительство , Государственная Дума и Совет Федерации. Они разрабатывают законы и принимают их, руководят делами страны. Москва – очень красивый город. (Сопровождается показом слайдов и комментариями к ним) .

4 класс : На доске демонстрируется слайд № с названиями городов Москвы, Санкт – Петербурга, Великого Новгорода.

- Что объединяет эти города? Попробуйте ответить на этот вопрос.

- Совершенно верно все эти города в разное время были столицей России.

- Новгород – один из старейших городов Руси. Здесь в 862 году произошло объединение разных славянских племён.

Задание : Расставьте названия столиц в исторической последовательности. (Слайд №

Правильный ответ : Великий Новгород, Москва, Санкт – Петербург, Москва.

Так исторически сложилось, что Москва опять стала столицей России.

- Сейчас трудно представить, что когда-то этого города не было. Но это так.

2 класс: - Кто может рассказать, как всё начиналось? Как Москва строилась?

- Кто является основателем Москвы?

Вот он посмотрите, основатель Москвы Юрий Долгорукий .

Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва !

Блеском дней, вовеки славных, будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий, посреди глухих лесов,

Вознесли с любовью внуки выше прочих городов!

- Сначала она была вот какой, посмотрите и называли её Москва деревянная , как вы думаете почему?

Её называли так, потому что все дома были сделана из дерева, потом она стала вот такой и её стали называть Белокаменная. Почему?

- Как вы думаете, сейчас Москва выглядит также?

1. Московский Кремль — главная достопримечательность города — расположен в самом центре столицы России . С XII столетия Кремль служил оборонительным сооружением, в течение веков он неоднократно горел и перестраивался. Красная площадь не раз становилась местом важных государственных событий. На ней проходили народные собрания, ярмарки, парады.

2. Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного 65 метров (примерно 22 этажное здание) . Собор был заложен по приказу Ивана Грозного как благодарность Господу за помощь при взятии Казани. Изначально у здания были золотые купола и стены красно-белого цвета. Название было дано в честь Василия Блаженного, который собрал часть денег на строительство храма и передал их Ивану Грозному.

3. Большой Кремлёвский дворец — один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I. Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м. Ансамбль дворца включает в себя Теремной дворец, девять церквей, вестибюль и около 700 комнат. Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский, названные по имени орденов Российской империи , в настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации .

- Как мы с вами уже поняли, что в Москве много достопримечательностей. Сейчас мы с вами познакомимся с самыми знаменитыми (работа в группах)

4 класс: - Перед вами конверты. Это текст, который разделен на части. Ваша задача – составить связный текст об одной из достопримечательностей Москвы.

2 класс: - работа с компьютером,(электронный ресурс) составление пазла «Достопримечательности Москвы).

1 группа : Спасская башня.

Это одна из самых красивых башен. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы. Они называются куранты. Они занимают 3 этажа.

2 группа : Успенский собор-Один из первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь совершались самые торжественные и пышные церемонии. Здесь венчались на престол цари .

3 группа - царь пушка-Царь- пушка сделана из бронзы. Изготовил ее мастер Иван Чохов. Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире. Эта пушка никогда не стреляла.

5 группа – собор Василия Блаженного-Собор Василия Блаженного находится на Красной площади. Он построен в память о победе над Казанью. Существует легенда, что царь Иван Грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы тот не мог построить более красивый храм.

- Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, как вы считаете? (2 класс)

- А сейчас давайте отдохнём.

Утром солнышко проснулось,

И, откинув одеяло,

По планете зашагало.

V . Знакомство с достопримечательностями Москвы.

У.: - Мы продолжаем наше путешествие. Из Кремля мы отправимся по другим достопримечательностям Москвы.

- Кто узнаёт этот храм?

4. Храм Христа Спасителя — храм-памятник, его возвели в честь победы и в память о павших в войне 1812 года. Храм Христа Спасителя сегодня — это главный храм России . Здесь совершает богослужения Патриарх Московский и всея Руси. Храм Христа Спасителя – самый большой храм Русской Церкви. Его высота 105 м. (50-этажное здание) Храм был построен в 2000 г. Поэтому его можно назвать одной из самых молодых достопримечательностей Москвы. После окончания строительства, он стал таким же символом столицы , как Кремль, Собор Василия Блаженного или Красная площадь.

- А кто узнаёт это здание? Правильно.

-В этом учебном заведении Москвы мечтают учиться многие школьники.

5. Главное здание Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Московский университет по праву считается старейшим российским университетом . Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765) .

У.: А теперь представьте что вы приехали в Москву, побывали на Красной площади, посмотрели многие достопримечательности (Показ слайдов)

- Эти исторические памятники известны во всём мире.

- Куда бы вы ещё обязательно сходили? Конечно в зоопарк.

- Московский зоопарк — зоологический парк в центре города Москва.

В коллекции зоопарка 1132 видов животных, численность живых экземпляров составляет более 5000 особей. Это главный зоопарк России.

V I .Подведение итогов

- Вот и подошла к концу наша экскурсия по столице России .

- Вам она понравилась?

- Мы узнали что такое столица?

- Почему Москва является столицей России?

- С какими достопримечательностями мы познакомились?

- Давайте ещё раз закрепим наши знания достопримечательностей Москвы.

Многие памятники существуют уже несколько веков и бережно охраняются государством. Для кого? Для чего? Нужно ли их сохранять?

(Выслушиваются рассуждения детей)

Ещё один момент:

- Посмотрите на эти слайды, никого не узнаёте.

Если сегодняшним уроком я вас заинтересовала, и вам захотелось побывать в столице, значит я не зря старалась.

Сегодня мы продолжим разговор о нашей стране. Более точно вы скажете, отгадав кроссворд в тетради на с.23.

Отгадывание кроссворда в тетрадях (в парах)

- Проверка (получилось слово Москва) Слайд 5

- Сегодня пойдёт речь о Москве.

Работа над новым материалом

Беседа о Москве

- Что вы знаете о Москве?

- Хотите ли узнать что-то новое?

Чтение материала в учебнике с.68 и беседа

- Что такое Москва для России? (Столица) Слайд 6

- Как понимаете, что такое столица?

- Прочитайте значение этого слова по словарю. Слайд 7

Слово столица этимологически связано со словами стол и престол. Слайд 8

Существительное столица отмечается в словарях с 18 века.

Образовано оно от слова стол “стул, трон” с помощью суффикса -иц(а). В современном русском языке суффикс -иц- не выделяется: столиц-а.

- Кто является главой государства? (Президент) Слайд 9

- Где находится его резиденция? (В Кремле)

- Москва – древний город?

Столица – мать! Тебе хвала, Слайд 10
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.

- Первое упоминание о Москве относится к 1147г., когда суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил князя Святослава: “Приди ко мне, брате,в Москов!…”. С тех пор и считают эту дату днём рождения Москвы, хотя селение на этом месте существовало уже как минимум два столетия. Слайд 11

Вот так выглядела Москва при Юрии Долгоруком. Она часто подвергалась пожарам, т.к. была деревянная.

Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церковушка,
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов. Слайд 12

При Иване Калите стены сделали прочнее из дуба. Слайд 13

При Дмитрии Донском стены Кремля выложили из белого камня. Слайд 14

Да, Дмитрий Донской использовал белый известняк меловых гор в округе Москвы. Известняк тоже не очень прочный строительный материал, но всё же ему не страшны пожары.

- И только при Иване III итальянскими мастерами в течении 10 лет были построены новые кирпичные зубчатые стены (ласточкин хвост), сохранившиеся до наших дней. Длина которой более 2 км, толщина от 3 до 6 м, высота от 5 (как в нашем классе) до 19м. Слайд 15

- Башни кремля делали крепость особенно надёжной, с них издалека был виден неприятель. Первоначально было построено более 20 башен, сейчас остались 7 основных. В башнях хранились запасы продовольствия и оружия, в них же размещались и защитники Кремля. Не случайно за многовековую историю Кремль ни разу не был взят штурмом. Слайд 16

Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов. Слайд 17

Город не только ограничивался этими стенами. Со временем он разрастался, что происходит и поныне. Появился Китай-город, Белый город, Земляной город. Слайд 18

Ну а современная Москва окружена Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД) и даже вышла уже и за её границы. Слайд 19

“1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать”

Работа над темой урока.

- Москва – это культурный центр страны. Каких памятников архитектуры в ней только нет. Хотите с ними познакомиться?

Чтение материала учебника с.69.

- Какие здания можно увидеть в Москве? (Предприятия, научные центры, университеты, музеи, театры, храмы, дворцы)

- Какую пословицу прочитали? (Кто в Москве не бывал, красоты не видал) Как её понимаете? Слайд 20

- Как понимаете слова белокаменная, хлебосольная, златоглавая? Слайд 21

- Посмотрите на здание на фото в учебнике.

- Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы – символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы – свет миру". Слайд 22

Цвет купола также важен в символике храма. Золото – символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Прослушивание начала песни “Москва златоглавая”

- Назовите остальные памятники, которые изображены в учебнике на с.68 -69. (Кремль, …) Слайд 23

Работа в парах.

- Каждой паре предложены интересные сведения об одном памятнике. Прочтите их и выполните задание.

Храм Василия Блаженного

1. Как возник храм? Слайд 24

2. При каком царе строился храм? Слайд 25

3. Какое название имеет ещё этот храм? Слайд 26

Храм Христа Спасителя

1. Как возник Храм? Слайд 27

2. Что трагичного в судьбе этого храма? Слайд 28

3. Что произошло с Храмом в наше время? Слайд 29

Московский государственный университет

1. Где построен? Слайд 30

2. Чьё имя носит? Слайд 31

3. Кто такой М.В.Ломоносов?

1. Где взяли деньги на строительство этого памятника? Слайд 32

2. Кто скульптор этого памятника? Слайд 33

3. Как относятся москвичи к этому памятнику?

1. Кто такой Ю.Долгорукий? Слайд 34

2. В честь какого праздника было решено построить этот памятник? Слайд 35

3. Когда был открыт этот памятник? Слайд 36

Работа в группах. Слайд 37

- Сейчас вам предстоит создать плакат, который будет посвящён Москве.

- фото достопримечательностей, надписи к которым вы подберёте сами

- стихотворение, которое вам понравится

Cамостоятельная работа. (Песни о Москве)

К доске выходят спикеры: называют достопримечательность и читают стихотворение.

Оценить 2066 1

по окружающему миру,

проведенного в 2 А классе

Дата проведения: 30.11.2017.г.

Урок провела: Н.В.Рзянкина

Тема: Москва-столица России.

Тип: урок открытия новых знаний.

Цель: познакомить учащихся со столицей нашей Родины – Москвой, с историей её возникновения, с достопримечательностями.

- обучающие: c формировать представление учащихся о столице нашей Родины - Москве и истории ее возникновения, достопримечательностях;

- развивающие: развивать речь, мышление, воображение обучающихся;

- воспитывающие: воспитывать чувство гордости за свою Родину, столицу России.

Планируемые результаты:

знать историю возникновения Москвы, ее достопримечательности;

различать достопримечательности Москвы и описывать их

осознание значимости Москвы в историческом прошлом страны и современной России;

принимать учебную задачу и выполнять ее;

следовать инструкции при выполнении задания;

различать изученные объекты;

находить необходимую информацию в тексте, делать выводы.

слушать и понимать речь других;

уметь формулировать свое мнение;

осуществлять сотрудничество в группе.

Актуализация знаний. Блиц-опрос.

Объявление темы урока.

Постановка учебных задач.

- К нам в класс из самого сердца России пришла посылка, в ней находятся подарки. А достанутся они только тем, кто активно будет работать на уроке.

На прошлом уроке мы говорили о нашей Родине. Давайте вспомним, что мы уже о ней знаем.

1. Как называется наша страна?

2. Как называется наша малая родина, город, в котором мы живём?

3.В какой области мы проживаем?

4..Как называется главный город нашей страны? (Москва)

5.Почему все люди нашей страны знают этот город?

Итак, тема нашего урока: Москва – столица России. Кто был в Москве? Какие достопримечательности видели, запомнились?

-Как вы понимаете значение слова столица? (Главный город государства).

- Давным-давно Российским государством правил царь. Царствовать – значит “сидеть” на престоле (троне) в главном городе страны. В словаре Ожегова даётся такое толкование этому слову.

- Посмотрите видеосюжет, и подумайте, как выглядит современная Москва?

- Что нового вы хотите узнать о Москве? (слайд)

Вспоминают то, о чем говорили на прошлом уроке. Отвечают на вопросы. Просматривают видеосюжет. Формулируют цель урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение определять цель своей деятельности.

Знакомство с новым материалом:

1) Работа с учебником

2) Работа в группах

- Москва находится очень далеко от нас (показ карты). (1000 км)

- На каком транспорте можно доехать в столицу нашей Родины? Прежде чем сесть в вагоны, нам нужно купить билеты.

Соберите пословицы и получите билеты.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Москва — всем городам мать.

-Как вы понимаете эти пословицы?

Я приглашаю вас в путешествие, чтобы познакомиться с достопримечательностями Москвы, интересными фактами и событиями.

Всем занять свои места, наш поезд отправляется до станции Москва (имитация движения поезда).

- Раз мы ехали на поезде, значит из поезда мы выходим куда? (На вокзал).

-Сколько вокзалов в нашем городе? А теперь предположите, сколько их в Москве? (9). Почему же их так много, знаете ли вы их названия? Показ слайдов.

- Вот выходим мы из вокзала. Куда же прежде всего отправляются гости Москвы? (предположения детей).

- А, чтобы нам не заблудится, что нам пригодится? (маршрутный лист)

- Мы с вами пришли на Красную площадь. Почему она так называется? Какие достопримечательности мы здесь можем увидеть?

-Прочитаем стихотворение (хорошо читающий ученик)

-Какие здесь ключевые (выделенные) слова? Откройте словарь с.172, 169 и объясните значение этих слов.

Работа по группам: 1. Читает по словарю Царь-пушка, 2. Про Царь-колокол. 3. Царь-звонарь С.172

- Какой же можно сделать вывод о тех, достопримечательностях, о которых вы сейчас узнали? (2 последние строчки) Это святыни кремля перед которыми мы преклоняемся. И наша задачи сохранить их для будущего поколения.

- Мы с вами посмотрели площадь, Кремль. Отправляемся дальше в путь. А на чем еще можно передвигаться, кроме наземного транспорта. (метро). Действительно в Москве очень большой метрополитен. (показ слайда).

-Как вы думаете всегда ли Москва выглядела так как сейчас? Сейчас вы приоткроете тайну о том, как строилась Москва.

Работа по группам.

1 группа. – Когда и кем впервые была основана Москва? Какой она была в первоначальном виде? Обратите внимание на картинную галерею стр.114,115 и 116.

2 группа – При каком князе началось строительство кремля из белого камня и по какой причине?

3 группа- Как выглядит Кремль в наше время?

Пользуясь статьями, ответь на эти вопросы кратко.

- Послушайте все выступления групп и посмотрите, как изменился внешний вид Москвы?

Рассматривают карту России. Составляют пословицы и объясняют их смысл.

Называют известные им достопримечательности, которые находятся на Красной площади. Работают со словарем в учебнике.

Работают со статьей, отвечают на вопросы. Осуществляют сотрудничество в группе. Делают выводы.

Умение объяснять смысл пословиц.

Умение работать со справочной литературой и воспроизводить прочитанное.

Умение работать с текстом и извлекать необходимую информацию, делать выводы.

Выполняют двигательную гимнастику

Контроль усвоения знаний

Подведение итогов урока.

- Что вам о ней известно? В чем значение этой башни?

- Чтобы узнать сколько же лет уже стоит эта башня, решите вот такую задачу. Строительство Останкинской телебашни было закончено в 1967 году. Сейчас 2017. Сколько лет назад была построена телебашня? Варианты ответа: 20, 40, 50.

1)Базовый уровень. Допишите предложение, назвав достопримечательности Москвы.

Москва — сердце нашей Родины. Она может гордиться такими достопримечательностями как…

- Какое значение имеет Москва для всей страны?

Решают задачу, выполняют вычисления.

Соотносят рисунки с названием достопримечательности. Составляют текст.

Умение производить математические вычисления.

Умение различать достопримечательности Москвы с опорой на рисунки. Составлять текст о достопримечательностях Москвы.

- Возвращаемся в наш класс быстро-быстро на самолете (имитация движений).

- Вот и закончилось наше путешествие.

- Расскажите, что больше всего запомнилось на уроке? Что нового вы узнали? Чему научились?

Читайте также: